Kingdom Come: Deliverance II или кому в чехии жить хорошо
Никому. Всем херово.
По горячим следам высказать о игре десятитысячелетия не вышло. Но тут дело не в скорости. К тому же когда зависаешь в подобных играх выбраться потом из них крайне тяжело.
Игры сделанные с участием Вавры это отдельный вид искусства. Где отношения к игре настолько отличаются друг от друга, что чтение комментариев к постам о ККД иногда захватывает сильнее самой игры. Это я к чему - так и работает искусство, не оставляет тебя равнодушным.
Че по первой части?
Хех. Ну в тот момент, мне показалось отличной игрой. А че нет то? Как бы это описать, ну затянула меня чехия. Было красиво, природные пейзажи выглядели восхитительно и на моей тогдашней 1050 на удивление хорошо работало. Не скажу что сюжет первой части зацепил, подача была далека от идеала но уже тогда персонажи цепляли. А сильнее всего втащил геймплей, наверное тогда я принял себя и понял что люблю такие игры. Медленные, где то душные. Но геймплей в первой части был мне близок, хз не сказал бы что прям глубокий и продуманный. Просто на тот момент это было нечто новое для меня. Но в контексте рассмотрения второй части, стоит сказать что все что там было улучшили а лишнее убрали. Мне не поверят, но я словил всего два бага за всю игру причем не критичных (в отличие от второй части). Не вижу смысла расписывать тут, типа игра за копейки (кажется уже показали что нет) и тд. Просто оставлю здесь мнение - первая часть была неплохим симулятором чешского средневекового бомжа. Неплохая история, с нестандартными решениями в геймплее и интересным сеттингом.
А чё там по второй части?
Хех я узнал о том, что игра вышла на дтф, тяжело пропустить 2 миллиона постов о чём то. Ну ясен фиг сразу купил. Ни капли не ждал, ибо первая часть хоть и понравилась но не настолько, что бы жить в ожидании, но пропустить такое не мог. Я верил - Вавра справится. Вавра справился. Нечего тут распинаться сразу к делу
Аудио и визуал.
Ай ну песня, ну мёд. Я в целом любитель красивых пейзажей в играх, с бурной растительностью и всякое такое. НО ТУТ. Я столько скринов давно не делал.
Игра красивая. Нет - ИГРА ОХЕРЕННО КРАСИВАЯ. Дикая природа выполнена настолько хорошо, что я честно останавливался что бы посмотреть и сделать скрин. Живописно до такой степени что реальные леса не так впечатляют как здешние лесные массивы. Общий вид, с огромными, необъятными полями и лесами захватывает.
Конечно есть косяки) не ну куда ж без них. Подойдя вблизь к любому объекту видно что текстурки конечно, ну такие) И объекты бывают прям на глазах прогружаются (особенно в городах). Да и артефакты бывали. Но ты забываешь о них как только отводишь камеру в сторону и перестаёшь всматриваться в отдельные элементы и начинаешь смотреть на общую картину. Глядя на такое понимаешь, ради чего двигается прогресс и внедряют технологии. Ради такого.
Да, может в этой игре и нет нифига блатных технологий. Да и моя карта не вывезла бы их. Но какая разница? Если большую часть времени, ты имеешь возможность наблюдать эту красоту, на куске пластика из 2021. Зачем пытаться найти косяки если можно получить эстетическое удовольствие от лицезрения таких видов?
Наконец то, во второй части, помимо пейзажей развитие получили и неигровые ролики. Появилась постановка, появился лоск. Оператора даже наверное наняли. В кои то веки, когда говорят о том что в игре увеличили число катсцен, увеличение не принесло ухудшения качества. Эпичные, пафосные и невероятно стильные. Негеймплейные ролики огонь. Мало - но огонь.
Ну тут конечно и минус сразу вылезает, как только такой заготовленный ролик заканчивается, сразу бросается в глаза переход. И в геймплейных роликах, диалогах и тд, надо сказать всё не идеально. Ладно - хреновенько. Анимации в таких диалогах - что то на уровне первого масс эффекта (хотя по воспоминаниям там было лучше). Персонажи как будто не знают чем себя занять во время разговора. Жестикуляция особенно если она повторяющаяся - прям конкретно бросается в глаза и вообще иногда привлекает слишком много внимания.
В остальном. Косяки всё равно прощаются ибо плюсы визуального исполнения здесь прям сильно перевешивают минусы. Природа восхитительная, замки хоть и похуже всё равно стилистически прекрасны. Деревни атмосферны. А диалоги - а в диалогах я читал субтитры и на персонажей не смотрел. Всё фотоны поглощённые глазами принесли с собой удовольствие.
По поводу аудио, музыка есть, она запоминается, но я не скажу что меня зацепила. Как по мне достаточно стандартно. Готов похвалить в целом звуковое сопровождение. Лес ну он звучит как лес. Деревня как деревня. Да главный герой может рыгать и пердеть, в целом конечно спасибо. Доспехи громкие, звон мечей бывает слышно издалека. А большего и не надо.
Сюжет, основной и не основной
Тут сложнее. Если брать основной сюжет игры, то вышло очень даже крепко. С оговоркой. Ты быстро способен принять факт, дело происходит в средние века в чехии. Многое из происходящего, для нас живущих в 2025 будет крайне странно, не логично и тупо. Но во первых, это всё таки вольное художественное произведение. А во вторых по мотивам реальной истории. Принять тот факт, что у людей в 15 веке, были другие ценности, другие желания и способы ведения мирной и военной жизни - достаточно непросто. Но если получается то От сюжета начинаешь получать удовольствие и интерес к нему будет. Квесты основного сюжета разнообразные, хорошо поставленные и выверенные. Проходя основной сюжет редко скучаешь и впадаешь в транс.
Конечно можно было бы удариться в расписание того, как же там все круто и личная история мести и политические интриги и вообще размах но тут субъективно, не всем интересны сюжеты про месть в 2025 так же как и не все хотят политики в играх в 2025. Так что да история интересная но возможно не для всех.
Но не могу сказать что сайд квесты такого же уровня. Тут в чём дело, есть сайды в которых и постановка и история не хуже основного сюжета. Захватывающие, мистические, детективные, комедийные и драматические - всех мастей есть. Но среди них обязательно есть и рядовые подай принеси и сбегай поговори, убей 10 волков\половцев\разбойников и так далее. И таких проходных - тоже много. И это не главная проблема, главная проблема - далеко не факт что ты наткнёшься на хороший квест, пропустив прекрасную историю - возможно что ты возьмёшь невнятное нечто заниматься которым, не будет желания. Есть зверский шанс, что ты пропустишь стоящий контент обратив внимание на кусок говна. В качестве примера нашумевший квест с братьями. НИКАКИМ БОКОМ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ДОГАДАТЬСЯ ЧТО КВЕСТ СТОЯЩИЙ. Тебя среди улицы, в рандомном поселении, зовёт нпц. Ну охереть спасибо, если ты занят другим квестом - ты просто шлёшь его нахер и идёшь дальше. И пропускаешь прекрасный квест в несколько этапов.
Да бывает и такое что тебя тыкают носом в какой то квест, он оказывается коротким но остающимся в памяти. Как квест с поехавшим рыцарем в шахте. Прекрасно сделанный квест. На который тебя прям зазывают, но если ты уже разочаровался в сайдах, возможно пропустишь его. И это не просто минус, это полная жопа. Находясь в открытом мире, ты никогда не знаешь где будет интерес а где нет. Я понимаю, хочешь контента - исследуй, но это грешно как по мне, скрывать от игрока хорошие квесты.
Такая же история с персонажами. Наш Индро\инджрирыаих\генри понятно, он под нашим контролем как выбрал так и ответил. Персонажи основного сюжета - пушка, анигиляторная пушка. Каждый прям соблазняет тебя своей харизмой. Они интересные, глубокие в той мере, что бы тебе хотелось с ними говорить, хотелось за ними следить и узнавать их. Они разные и действительно похожи на живых.
Да за проповедника ещё и поиграть дают, да ещё как, его механика в диалогах от опьянения покорила. Чё там говорить, я открыл вики и видосы по истории, что бы больше узнать о тех кого встретил во время игры. Я СЮДА ДЕГРАДИРОВАТЬ ПРИШЁЛ. А получилось так, что я читал внутриигровой кодекс и шёл читать вики (ну а где ещё читать то?)
Но тут и кроется минус. Основной сюжет ты не пропустишь, всех персонажей увидишь, со всеми поговоришь. А вот тех что попадаются в сайд квестах - не факт) Ведь если ты не нашёл квест, значит не нашёл интересного нпц. Да с этим можно смириться, но всё равно мозг выедает мысль, что где то там, среди пикселей бродит кусок кода который мог бы тебя привлечь и заинтересовать. У него могла бы быть интересная история которой бы ты сопереживал - но нет, извини - ты не проехал в очко чехии и не нашёл его.
Ну и конечно не на 100 процентов все нпц которых ты видишь, прям заслуживают такой похвалы. Естественно кто то прописан похуже, кто то получше. Кому то не хватило времени а кто то слишком быстро был слит из сюжета. К такому ты всегда готов когда играешь в игру с таким количеством персонажей.
Но если подвести итог. Основной сюжет - белиссимо. Сайды квесты - зависит от попадания. Персонажи основого сюжета - белиссимо. Персонажы сайд квестов - как повезёт. Но если ты любитель проскакать по основному сюжету и потеря сайд квестов не отразится на твоём моральном состоянии - то это того стоит. Масштабная, эпичная и многогранная история, с кучей событий, огромным иногда размахом, а иногда невероятно камерная и личная.
дальше спойлер
Ну и на волне так сказать, подолью масла в огонь. Пока где то рассказывают про спирали мести, тут не нарушая логики, есть возможность дойти до своей цели не замарав руки или утопить чехию в крови во имя справедливости, твоей справедливости, свершить праведную месть или не свершать. Ты не бегаешь всю игру по уши в крови, ради того что бы в конце слиться. Убивать во имя мести но оставить глав гада живым. Нет, тут ты волен поступать как пожелаешь и это зверски ценно. Тебя не будет корёжить от того что всё тобой проделанное - было зря. Если ты шёл за кем то, то в последний момент не отступаешь, слишком долгий был путь, слишком многое было сделано до что бы в нужный момент отойти. Ведь как говорится, не будет никаких спиралей если "Все они были мертвы. Последний выстрел поставил жирную точку в этой истории. Я снял палец с курка — всё было кончено"
Геймплей
Ох, опасное заявление. Но геймплей во второй части действительно радует. Да конечно можно докопаться, да я видел обзоры многих блоггеров в которых засран геймплей был знатно. Да если смотреть на геймплей сухо, то это дофига однообразных действий вгоняющих в тоску. Бесконечное повторение одних и тех же действий, каждое из которых по отдельности мало вызывает интерес.
Но играть офигенно. Красота здешнего геймплея в комплексности, да не лучшей на свете, но эта комплексность и переплетение отдельных механик в общий огромный рабочий механизм впечатляет.
Если бы зелья действительно так легко варились я бы мечтал стать алхимиком. Интересный и в нужной мере глубокий процесс варки кого то может погрузить в сон а я первые 10 часов варил шнапсы и календулу. Ну понравилось мне. И так во всем, здесь много мелких геймплейных активностей которые могут зацепить и дать свои плоды в игре.
Проснулась у тебя клептомания - отлично, в игре найдутся места где это будет полезно. Любишь охоту - отлично, с голоду не помрешь, только соблюдай закон. Нравится варить зелья? Пожалуйста. Хочешь как батя в кузнецы - прекрасно. Делай что хочешь, это дает свои плюсы, прокачивает и тебя и персонажа. Нет конечно даже мне не все эти мини активности зашли. Но не вижу смысла скрывать - от этих монотонных и душных процессов я получал удовольствие. Ну знаете, приятно 12 часов на заводе клепать металлические болванки а потом вечером вернуться, зайти в игру и расслабиться за кузнечным делом.
Че там по боевке? Да все стабильно. Боевка в дуэлях вполне ничего, стала быстрее чем в первой части но после того как выучил мастер удар - все, считай что челленджа больше нет. Так уж вышло что этот удар просто наглухо лишает боевку какого либо соревновательного духа. Ты просто затыкиваешь любую цель. Да конечно можно учить крутые комбо, смотреть на сочные анимации ударов и добиваний. Но зачем? 0 мотивации это делать. Примерно так же ощущается почти любое орудие кроме длинного меча. Да красиво, да зрелищно но в целом после мастер удара вся боевка зверски однотипна.
Конечно в массовых зарубах она ломается, да даже в битве 1в2 уже прелесть боевки уходит. Не я не говорю что невозможно. Лично вырезал паравозы по 15 человек. Но кайфа не испытывал. В целом приятно ощущать себя терминатором средневековья. Но кажется смысл игры был не в этом. Так что даже не зная мастер удара, покупаешь себе лучший армор и все. Ты неубиваемая машина смерти, пожирающая творожники.
Кстати видел на ютубе видос где фехтовальщик разбирал боевку и крайне был доволен ей.
А ну еще есть стелс. Ненавижу стелс. Каждая стелс секция вгоняет в дикий тильт с желанием бросить нахер это прохождение (после ккд2 начал days gone что только усилило ненависть). Да по стелсу можно и убить и оглушить и обокрасть и вообще вроде как стилистически вписывается, да и сделан забавно, со всеми этими запахами которые тебя выдают, звуками и тд. Но стелс говно и я просто не хочу видеть в нем плюсы. Кому интересно наверное будут пользоваться им, не сомневаюсь что это понравится определенной части людей. Я не из этой части.
Ну и конечно нельзя промолчать про основную часть геймплея - перемещение. На своих двоих конечно весело но долго. На лошади быстрее но как по мне не так удобно. Ну знаете, лошадь управляется как лошадь. Вертела она на своем конском достоинстве все твои приказы и желания. Но в целом неповоротливость и некую корявость в перемещении компенсирует визуал, так что норм.
Сюда же можно отнести второго спутника, да теперь ты не один, иногда тебя сопровождает твой верный пес, который по велению высших сил может убежать от тебя. По велению этих же сил пропадает в сюжетных заданиях. Нахер я его искал? Ну справедливости ради, в начале игры в бою он сильно помогает к тому же он умеет выслеживать, это хорошая тема так что в целом пса хвалим, хороший мальчик. А еще он пожрать любит.
А по итогу. По итогу играть вполне интересно, за счет разнообразия и какой никакой глубины, всегда можно найти себе занятие по душе. А это и требуется от игры. Да не идеально. Да сломанная экономика и некоторые элементы боевки делают игру слишком простой, но все же интересной и завлекающей.
Итог
Да игра года, не ну я еще не играл в expedition может и она игра года. Но вообще таких игр в наше время мало. Богатых, красивых и глубоких. Это прям хороший способ погрузиться в чехию 15 века. Тут тебе и развлечение и образование.
Невероятный внешний вид и пусть с огрехами но все таки глубокий внутренний. Я полностью понимаю тех кто с февраля до сих пор играет в нее ибо контента столько что можно и до следующего февраля посидеть. Но рекомендовать ее никому не могу) геймплей все таки своеобразный и тут не каждый готов принять местные правила. Но оно того стоит