«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)
Рассмотрим на сколько две игры хороши и близки к первоисточнику – трилогии фильмов.
Медиафраншиза Robocop после выхода первого фильма в 1988 году стала достаточно популярной и даже получила награды Сатурн, Оскар и BAFTA. Конечно, киборг-полицейский Алекс Мёрфи не мог не привлечь внимание разработчиков игр, и к каждому фильму был приурочен выход игры в жанре shoot ’em up практически на всех платформах (в том числе на пк). Оценки игровых проектов всегда были на средне-хорошем уровне в районе 7-8 баллов.
Содержание
1. Краткая предыстория проектов
Французская игровая студия Titus Interactive SA (Carmageddon 64, Kao the Kangaroo) взялась за перенос серии Robocop из двухмерного shoot ’em up в 3D шутер от первого лица. К сожалению, для Titus Interactive SA, вышедший проект Robocop 2003 года, стал неудачным и последним перед банкротством студии. Критики ругали игру (особенно версию XBOX) за устаревшую графику, отсутствие сохранений во время прохождений уровней, плохое качество звука, медленное перемещение героя и пр. Оценки игры в среднем находились в районе 2-3 баллов, лишь несколько изданий поставили оценку выше 5 баллов.
RoboCop: Rogue City была разработана польской студией Teyon S.A. (печально известной по Rambo: The Video Game), выпущена под издательством Nacon совместно с правообладателем на франшизу Robocop – Metro-Goldwyn-Mayer. Многие не верили, что после халтурной игры по мотивам фильмов о Рембо, разработчики из Польши смогут выдать хотя бы средний результат. По итогу релиза RoboCop: Rogue City в 2023 оказалась не только достойным проектом по трилогии Robocop, но и достаточно технологичным по графике (в основе игры лежит Unreal Engine 5). Оценки от критиков были средними – 7 баллов из 10, а от игроков оказались достаточно высокими – 88% положительных отзывов в Steam.
Далее я собираюсь подробно рассмотреть обе игры через призму идей и антуража фильма, а также оценить игровые и иные аспекты Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023).
2. Сюжет
Для начало стоит сказать, что все три фильма о полицейском Алексе Мёрфи, ставшим киборгом, поднимают достаточно серьёзные и остросоциальные темы: разгул уличной преступности банд в США 1980-х годов, борьба корпорации OCP (Omni Consumer Products) с интересами народа и за власть, наличие человечности у киборгов, замена полицейских роботами, борьба с производством и распространением наркотических веществ, подковёрные интриги внутри OCP с фактами крышевания мафии и наркобаронов, ограничивающие Робокопа в совершении не совсем законных действий директивы, особенно №4.
И Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023) берут за основу три фильма с небольшим расхождением. Обе игры можно считать продолжением всех 3-х фильмов за исключением отмены смерти напарницы главного героя – офицера полиции Эн Льюис (её убили солдаты частной армии OCP в фильме Robocop 3). Также в Robocop: Rogue city одной из сюжетных основ игры, как в фильме Robocop 3, является борьба народа против решения корпоратов из OCP снести гетто Детройта и построить на его месте элитный и безопасный район Дельта-сити.
В плане сценария игра Robocop 2003 получилась более сухой и не цепляющей. Здесь есть интригующий контекст в виде новой угрозы всему Детройту от учёного (У.М.Н.И.К.) из OCP – запрещённого наркотического вещества под названием «Мозгоглот» (англ. Braindrain), которое встраивается в мозг принявшего человека, и способно активно влиять на решения, лишая силы воли. У.М.Н.И.К. создал этот инструмент манипуляции для того, чтобы на выборах мэра в Детройте наконец-то победил руководитель из OCP, а не кандидат от народа. Поразительно, что при таких сценарных вводных разработчики из студии Titus Interactive SA не смогли сделать живых и разнообразных по характеру персонажей. Вся постановка и общение внутри игры сводится к новостным выпускам, где кратко и сухо описываются происходящие в игре события, а также к брифингам с неизвестным офицером полиции. Даже подстава Робокопа в виде обвинения в убийстве кандидата в мэры Детройта от народа никак, кроме зачитанной диктором новости в минутном ролике и упоминании об этом в последующем брифинге, не отражена в ходе дальнейших игровых событий. Нам даже нормально не представят и не покажут антагониста, а просто без сюжетной подводки и драмы в финале забросят Робокопа на локацию с последним боссом. В описании собираемых Робокопом на уровнях уликах и то содержится больше сюжетной нагрузки. Вероятно, что Robocop 2003 была сделана на скорую руку и вообще является переработанной ранее не вышедшей RoboCop: The Future of Law Enforcement. Так что в сценарном плане Robocop 2003 оказалась достаточна слаба как на фоне игр тех лет, так и в настоящее время.
Совсем противоположный результат у Robocop: Rogue city (2023). Разработчикам (сценаристам) из польской студии Teyon S.A. удалось написать и воспроизвести сюжет достойный первых двух фильмов об Алексе Мёрфи. История в игре 2023 года многоуровневая, включает в себя задания с различными последствиями и многогранна по своей смысловой нагрузке. В сюжете присутствуют и играют активную роль бандиты (байкеры и панки-наркоманы), наёмники, офицеры полиции, члены руководства корпорации OCP.
Главный антагонист – Уэнделл Антоновски (брат Эмиля Антоновского – один из антагонистов первой части) получился живым и запоминающимся. Он также, как и прежние антагонисты из фильмов, связан с планами и намерениями корпоративного руководства из OCP. Считаю, что его манипуляция по отношению к Алексу Мёрфи с помощью искусственного вызова у киборга воспоминаний о прошлом для подавления воли, хорошо вплетена в историю и отлично работает как сюжетный приём антагониста.
Взаимодействие Робокопа с другими персонажами логично и отражено в игре на отличном уровне. Особенно это касается сеансов с психологом, через которые главному герою даётся выбор осознания себя как робота или как человека в теле машины. При этом и сам Робокоп влияет на судьбы людей. Например, в частном плане – это помощь хозяину магазина в отгоне шпаны с громкой музыкой от входа в магазин. В глобальном – агитация за мэра от народа Кузака или одного из руководителей OCP Майлза. Первый показан в игре таким же взбалмошным популистом, как и во втором фильме о киборге-полицейском, а предвыборная гонка достаточно интересно вплетена в канву основного сюжета. Нельзя не упомянуть амбициозного недоброжелателя Максимилиана Беккера – президента подразделения концепций безопасности OCP, который в самом финале игры временно занял пост генерального директора OCP вместо Старика. Беккер активно продвигает концепцию замены всех людей-полицейских охранными роботами и даже в одной из миссий в качестве эксперимента заставляет сражаться Робокопа с ордами машин-правоохранителей.
Как видно из описания выше Robocop: Rogue city (2023) имеет крепкую собственную сценарную и контекстную базу несмотря на огромное количество отсылок на персонажей, события, вещи из кинотрилогии.
3. Геймплей
С игровым процессом у обеих игр всё хорошо. По типу геймплея они больше всего похожи на первые шутеры конца 80-х начала 90-х (Wolfenstein, Doom 1,2) с поправками на время своего выхода. В Robocop 2003 и в Robocop: Rogue city (2023), согласно канонам из фильмов, у главного героя нет прыжка, но присутствует многоуровневость на локациях. При этом общая динамика перестрелок не проседает.
Несмотря на прошедшие 22 года со дня выхода, Robocop 2003 играется достаточно бодро и даже имеет свои особые механики. Визор, позволяющий увеличивать изображение на дальние расстояния, очень хорошо помогает вести огонь по снайперам или врагам, которые находятся достаточно далеко. Возможность присоединения пулемёта или пушки-шокера вместо левой руки, как это было показано в фильме Robocop 3. Робокоп может одновременно носить с собой до 5 орудий. Правда, что ракетница, что гранатомёт, достаточно бесполезны при перестрелке с врагами и с боссами, так как при использовании могут нанести вред взрывной волной главному герою, а локации в игре часто бывают тесными и коридорными. Враги достаточно разнообразны – от обычных уличных бандитов до наёмников-невидимок, элитных роботов и элитных снайперов в экзокостюмах OCP. По последним проходит урон только если они сами открыли огонь.
Из-за скачущей от уровня к уровню сложности прохождение игры может застопориться. Во-первых, периодически игра сама не успевает дать команду ИИ для правильной реакции на главного героя, и из-за этого я несколько раз сталкивался с пассивностью и ступором групп врагов в тесных коридорах. Зато при открытии очередной двери на большую локацию, игроку может сразу же прилететь несколько пуль и снарядов от противника, иногда даже смертельных. Во-вторых, на каких-то локациях детская еда (аптечки для восполнения энергии-здоровья) и ремонтные комплекты (для восполнения целостности брони) достаточно часто встречаются, а на каких-то есть в минимальном количестве. Но пройти игру на средней сложности вполне реально.
Для меня ещё одной проблемой было отсутствие какой-либо навигации, особенно в локациях-лабиринтах. Что в канализации, что в шахте под собором, можно забрести и застрять на определённых участках, и тем самым софтлокнуть игру. Контрольных точек, несмотря на периодические переходы с локации на локацию в рамках одного уровня, нет. Благо то, что продолжительность прохождения одного уровня варьируется от 10 до 30 минут, а общее время прохождения игры составляет 3-5 часов. Дополнительные задания не напрягают и представляют собой либо уничтожение всех врагов и каких-либо объектов, либо спасение заложников. В конце каждого уровня подводятся итоги прохождения.
Завершая рассказ о геймплее Robocop 2003, хочу упомянуть об одной интересной механике – шанс обезвреживания противника и его последующий арест. К сожалению, шанс, а не возможность, так как до конца не понятно – в какие части тела противника нужно стрелять, чтобы гарантированно арестовать его живым. Убийство сдавшихся противников или мирных жителей наказывается визуальными шумами в глазах Робокопа с упоминанием основных 3 директив и отнятием у игрока до 1/3 здоровья. 4 директива упоминается в игре только в качестве закрытого доступа в материалах дела о руководителе OCP.
В Robocop: Rogue city (2023) подобной механики ареста и влияния всех 4-х директив (кроме как невозможности без улик или команды руководства взломать ту или иную дверь) почему-то нет, хотя технологическая возможность для воссоздания этой особенности игрового процесса есть. Из-за этого игра 2023 года периодически отдаёт вайбами прошлой игры студии Teyon S.A. – Terminator: Resistance. Но в Robocop: Rogue city (2023) это компенсировано хоть и примитивной, но диалоговой системой в стиле классических RPG с возможностью выбора и отображения последствий.
Этот выбор в большинстве своём повлияет только на выводы в финальном видео. Иногда последствия от принятых решений можно будет увидеть при сюжетно-принудительном возврате в открытую для исследования локацию «Центр города». Именно там в качестве побочных заданий дают возможность патрулировать улицы и переулки, собирать улики, помогать местным жителям, проводить расследования и пресекать противоправные действия. В последнем случае нам периодически даётся на выбор два действия – выписать штраф (очки репутации за OCP) или вынести предупреждение (очки репутации за народ).
Сам Алекс Мёрфи имеет возможность бегать, а после прокачки определённых навыков – временно усиливать защиту корпуса, замедлять время, стрейфиться в выбранное игроком направление. Режим визора позволяет распознать противника отдельно от окружения и найти собираемые в процессе игры улики, информационные материалы. Очки ночного видения с зелёным фильтром существенно облегчают прохождения на тёмных или полутёмных локациях.
Отдельно хочется отметить систему прокачки самого Робокопа и модули модификации основного оружия. Если последнее действительно в полном объёме изменяет ощущения от стрельбы и может сделать последствия перестрелок визуально более жестокими, то от прокачки персонажа возникают смешанные чувства. Некоторые из параметров сильно уступают по эффективности и необходимости их применения на локациях. Например, прокачка навыка, связанного с социальным взаимодействием, гораздо более востребована, нежели прокачка инженерии – взлома сейфов, которые встречаются гораздо реже чем диалоги с людьми. Но стоит сказать, что эта комплектность Robocop: Rogue city (2023) не мешает целостности восприятия игрового процесса. Игра при активном изучении проходится примерно за 20 часов.
4. Атмосфера и аудиовизуал
Тон игр, согласно фильмовой трилогии-первоисточнику, должен быть мрачным (и днём, и ночью), а в некоторых местах пугающим. Корпоративная техногенность и монументальность (роботы, киборги и богато отделанные высотки, скрытые лаборатории) в фильмах про робота полицейского сочетаются с нищетой и простотой гетто, а также с промышленными, иногда заброшенными серо-коричневыми районами и свалкой.
В целом и в Robocop 2003, и в Robocop: Rogue city (2023) разработчикам удалось передать дух фильмов с поправкой на технологические возможности устройств во времена выхода этих игр.
Но в Robocop 2003 разнообразие локаций (всего 9 уровней) в плане визуала меньше, чем в последней игре про Робокопа. На 3-4 интересные и визуально-разнообразные локации (улицы города, свалка, заброшенная церковь, штаб OCP) приходятся серые и однообразные промышленные, лабораторные и складские комплексы.
В Robocop: Rogue city (2023) с разнообразием локаций гораздо лучше, несмотря на их периодическую повторяемость. От последнего спасает смена погоды, времени суток и отображение последствий событий, происходящих по мере прохождения игры. Например, в середине прохождения Robocop: Rogue city (2023) мы видим штаб OCP во всём его великолепии и наполнении. Но в финале перед нами предстают открытые пространства и офисы с последствиями перестрелки и бойни.
В плане аудиовизуала можно сказать, что Robocop 2003 уже на момент выхода отставал и графически, и технологически. Но даже сейчас, проходя игру после ознакомления с Robocop: Rogue city (2023) и кинотрилогией, у меня не было отторжения как от игровых звуков и музыки, так и от графико-технологической составляющей, несмотря на наличие периодически возникавших багов. Да, звуки при игровом процессе воспроизводятся не так как в фильмах, особенно стрельба, а как типичные аудиодорожки из польских шутеров, взятые из бесплатного банка хранения аудио для разработчиков. Например, звук выстрела из полуавтоматического пистолета Auto-9 воспроизводиться в виде одиночного выстрела из реально существующего пистолета Desert Eagle. Парадоксально то, что звуки движения самого Робокопа выполнены на отлично, заставляя погрузиться и поверить в происходящее. Но при этом общее качество звуков в игре приемлемое, но не дотягивает до оценки хорошо. Как это не странно, но наш дубляж от студии Nival достаточно хорошо воспринимается в ходе прохождения игры, хотя и имеет несколько мемных моментов. Из всех актёров озвучки я смог узнать только голос Антона Кретова (Адам Дженсен из поздней дилогии Deus Ex), который достаточно хорошо озвучил самого Робокопа.
Robocop 2003 я отдельно хочу похвалить за стильное меню и карту выбора уровней, даже не смотря на отсутствие в игре заглавной музыкальной темы франшизы. Интерфейс в игре сделан на отлично за исключением отсутствия в игре карты или стрелки компаса для ориентирования. Не всегда на локациях есть какие-либо маркеры (светильники, таблички и т.д.), которые могли бы подсказать куда двигаться дальше. В фильмах Алекс Мёрфи мог из своей памяти загрузить карту окружения и достаточно быстро сориентироваться на местности. В игре отображение подобной карты-схемы локации смотрелось бы логично и стилистически верно.
Что касается атмосферы и аудиовизуала Robocop: Rogue city (2023), то я в восторге. Именно эта игра заставила меня проникнуться вселенной Робота полицейского, полноценно впервые посмотреть три оригинальных фильма и пройти Robocop 2003. Даже то, что визуал построен в игре на зелёном фильтре и интерфейсе, Robocop: Rogue city (2023) выглядит и играется просто отлично даже с отключённым ретрейсингом. Брутальность, аутентичные локации (как в фильмах), большие и мелкие детали-отсылки к оригинальной трилогии, стилизация персонажей под моду США 80-х, шикарное музыкальное (с каноничной заглавной темой) и звуковое сопровождение, наличие постановочных и эпичных моментов, чёрный юмор в духе кинотрилогии, лица и характеры знакомых нам по фильмам актёров, голос актёра из двух первых оригинальных фильмов (Питер Уэллер) на озвучке главного героя всё это является квинтэссенцией ностальгии и позволяет получить удовольствие от проекта категории B. Единственное, что может немного разочаровать, так это кривые лицевые анимации в некоторой части катсцен.
Мало игр категории ААА и АААА сейчас способны дать на протяжении хотя бы двух десятков часов положительные эмоции и восторг, подобно тому, как это было с играми 00-х и 10-х годов. Да, может где-то простых и наивных, но в тоже самое время детально проработанных и менее однообразных.
5. Оптимизация и итоговый вывод
Robocop 2003 хорошо оптимизирован интернет-сообществом и у меня спокойно запустился, прекрасно работал на ноутбуке 15-летней давности. Легально приобрести и запустить оригинальную дисковую версию сейчас невозможно.
Robocop: Rogue city (2023) доступна в Steam (иногда по скидке всего за 340 руб.) и в целом работает хорошо (высокие настройки графики) на ноутбуке Lenovo Legion Y540 с Intel Core I7- -9750H, 16 gb оперативной памяти и с видеокартой Nvidia Geforce GTX 1660ti (6 gb). Местами были небольшие фризы и лишь в 2 напряжённых битвах, некоторых катсценах существенно падал FPS.
Robocop 2003, конечно, для большинства игроков морально устарел и может понравиться только фанатам франшизы об Алексе Мёрфере и ценителям шутеров старой школы. Оценка: 7 из 10
Robocop: Rogue city (2023) я смело могу назвать жемчужиной от мира шутеров за последние 5 лет и лучшей игрой по франшизе Robocop. Она не боится быть собой и демонстрировать собственные принципы, не прогибаясь под популистские игровые и идеологические тренды, но чтит и соблюдает классическое видение вселенной Robocop. Именно таких игровых проектов, по моему мнению, нам сейчас и не хватает. Оценка: 9 из 10.
P.S. Жду RoboCop: Rogue City - Unfinished Business, где добавят рукопашные бои и возможность поиграть за Алекса Мёрфи до периода перевоплощения в Робокопа.
Благодарю за внимание