«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)

Рассмотрим на сколько две игры хороши и близки к первоисточнику – трилогии фильмов.

«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)

Медиафраншиза Robocop после выхода первого фильма в 1988 году стала достаточно популярной и даже получила награды Сатурн, Оскар и BAFTA. Конечно, киборг-полицейский Алекс Мёрфи не мог не привлечь внимание разработчиков игр, и к каждому фильму был приурочен выход игры в жанре shoot ’em up практически на всех платформах (в том числе на пк). Оценки игровых проектов всегда были на средне-хорошем уровне в районе 7-8 баллов.

Плакаты фильмов оригинальной трилогии
Плакаты фильмов оригинальной трилогии

Содержание

1. Краткая предыстория проектов

Французская игровая студия Titus Interactive SA (Carmageddon 64, Kao the Kangaroo) взялась за перенос серии Robocop из двухмерного shoot ’em up в 3D шутер от первого лица. К сожалению, для Titus Interactive SA, вышедший проект Robocop 2003 года, стал неудачным и последним перед банкротством студии. Критики ругали игру (особенно версию XBOX) за устаревшую графику, отсутствие сохранений во время прохождений уровней, плохое качество звука, медленное перемещение героя и пр. Оценки игры в среднем находились в районе 2-3 баллов, лишь несколько изданий поставили оценку выше 5 баллов.

Логотип Titus Interactive SA
Логотип Titus Interactive SA

RoboCop: Rogue City была разработана польской студией Teyon S.A. (печально известной по Rambo: The Video Game), выпущена под издательством Nacon совместно с правообладателем на франшизу Robocop – Metro-Goldwyn-Mayer. Многие не верили, что после халтурной игры по мотивам фильмов о Рембо, разработчики из Польши смогут выдать хотя бы средний результат. По итогу релиза RoboCop: Rogue City в 2023 оказалась не только достойным проектом по трилогии Robocop, но и достаточно технологичным по графике (в основе игры лежит Unreal Engine 5). Оценки от критиков были средними – 7 баллов из 10, а от игроков оказались достаточно высокими – 88% положительных отзывов в Steam.

Логотип Teyon S.A.
Логотип Teyon S.A.

Далее я собираюсь подробно рассмотреть обе игры через призму идей и антуража фильма, а также оценить игровые и иные аспекты Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023).

2. Сюжет

Для начало стоит сказать, что все три фильма о полицейском Алексе Мёрфи, ставшим киборгом, поднимают достаточно серьёзные и остросоциальные темы: разгул уличной преступности банд в США 1980-х годов, борьба корпорации OCP (Omni Consumer Products) с интересами народа и за власть, наличие человечности у киборгов, замена полицейских роботами, борьба с производством и распространением наркотических веществ, подковёрные интриги внутри OCP с фактами крышевания мафии и наркобаронов, ограничивающие Робокопа в совершении не совсем законных действий директивы, особенно №4.

«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)

И Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023) берут за основу три фильма с небольшим расхождением. Обе игры можно считать продолжением всех 3-х фильмов за исключением отмены смерти напарницы главного героя – офицера полиции Эн Льюис (её убили солдаты частной армии OCP в фильме Robocop 3). Также в Robocop: Rogue city одной из сюжетных основ игры, как в фильме Robocop 3, является борьба народа против решения корпоратов из OCP снести гетто Детройта и построить на его месте элитный и безопасный район Дельта-сити.

Кадр из первого фильма о Роботе полицейском
Кадр из первого фильма о Роботе полицейском

В плане сценария игра Robocop 2003 получилась более сухой и не цепляющей. Здесь есть интригующий контекст в виде новой угрозы всему Детройту от учёного (У.М.Н.И.К.) из OCP – запрещённого наркотического вещества под названием «Мозгоглот» (англ. Braindrain), которое встраивается в мозг принявшего человека, и способно активно влиять на решения, лишая силы воли. У.М.Н.И.К. создал этот инструмент манипуляции для того, чтобы на выборах мэра в Детройте наконец-то победил руководитель из OCP, а не кандидат от народа. Поразительно, что при таких сценарных вводных разработчики из студии Titus Interactive SA не смогли сделать живых и разнообразных по характеру персонажей. Вся постановка и общение внутри игры сводится к новостным выпускам, где кратко и сухо описываются происходящие в игре события, а также к брифингам с неизвестным офицером полиции. Даже подстава Робокопа в виде обвинения в убийстве кандидата в мэры Детройта от народа никак, кроме зачитанной диктором новости в минутном ролике и упоминании об этом в последующем брифинге, не отражена в ходе дальнейших игровых событий. Нам даже нормально не представят и не покажут антагониста, а просто без сюжетной подводки и драмы в финале забросят Робокопа на локацию с последним боссом. В описании собираемых Робокопом на уровнях уликах и то содержится больше сюжетной нагрузки. Вероятно, что Robocop 2003 была сделана на скорую руку и вообще является переработанной ранее не вышедшей RoboCop: The Future of Law Enforcement. Так что в сценарном плане Robocop 2003 оказалась достаточна слаба как на фоне игр тех лет, так и в настоящее время.

Финальный босс игры
Финальный босс игры

Совсем противоположный результат у Robocop: Rogue city (2023). Разработчикам (сценаристам) из польской студии Teyon S.A. удалось написать и воспроизвести сюжет достойный первых двух фильмов об Алексе Мёрфи. История в игре 2023 года многоуровневая, включает в себя задания с различными последствиями и многогранна по своей смысловой нагрузке. В сюжете присутствуют и играют активную роль бандиты (байкеры и панки-наркоманы), наёмники, офицеры полиции, члены руководства корпорации OCP.

 Максимилиан Беккер (президент подразделения концепций безопасности OCP), Робокоп и Оливия Бланш (психолог)
 Максимилиан Беккер (президент подразделения концепций безопасности OCP), Робокоп и Оливия Бланш (психолог)

Главный антагонист – Уэнделл Антоновски (брат Эмиля Антоновского – один из антагонистов первой части) получился живым и запоминающимся. Он также, как и прежние антагонисты из фильмов, связан с планами и намерениями корпоративного руководства из OCP. Считаю, что его манипуляция по отношению к Алексу Мёрфи с помощью искусственного вызова у киборга воспоминаний о прошлом для подавления воли, хорошо вплетена в историю и отлично работает как сюжетный приём антагониста.

Взаимодействие Робокопа с другими персонажами логично и отражено в игре на отличном уровне. Особенно это касается сеансов с психологом, через которые главному герою даётся выбор осознания себя как робота или как человека в теле машины. При этом и сам Робокоп влияет на судьбы людей. Например, в частном плане – это помощь хозяину магазина в отгоне шпаны с громкой музыкой от входа в магазин. В глобальном – агитация за мэра от народа Кузака или одного из руководителей OCP Майлза. Первый показан в игре таким же взбалмошным популистом, как и во втором фильме о киборге-полицейском, а предвыборная гонка достаточно интересно вплетена в канву основного сюжета. Нельзя не упомянуть амбициозного недоброжелателя Максимилиана Беккера – президента подразделения концепций безопасности OCP, который в самом финале игры временно занял пост генерального директора OCP вместо Старика. Беккер активно продвигает концепцию замены всех людей-полицейских охранными роботами и даже в одной из миссий в качестве эксперимента заставляет сражаться Робокопа с ордами машин-правоохранителей.

Вышедшие из-под контроля Беккера полицейские роботы

Как видно из описания выше Robocop: Rogue city (2023) имеет крепкую собственную сценарную и контекстную базу несмотря на огромное количество отсылок на персонажей, события, вещи из кинотрилогии.

3. Геймплей

С игровым процессом у обеих игр всё хорошо. По типу геймплея они больше всего похожи на первые шутеры конца 80-х начала 90-х (Wolfenstein, Doom 1,2) с поправками на время своего выхода. В Robocop 2003 и в Robocop: Rogue city (2023), согласно канонам из фильмов, у главного героя нет прыжка, но присутствует многоуровневость на локациях. При этом общая динамика перестрелок не проседает.

Несмотря на прошедшие 22 года со дня выхода, Robocop 2003 играется достаточно бодро и даже имеет свои особые механики. Визор, позволяющий увеличивать изображение на дальние расстояния, очень хорошо помогает вести огонь по снайперам или врагам, которые находятся достаточно далеко. Возможность присоединения пулемёта или пушки-шокера вместо левой руки, как это было показано в фильме Robocop 3. Робокоп может одновременно носить с собой до 5 орудий. Правда, что ракетница, что гранатомёт, достаточно бесполезны при перестрелке с врагами и с боссами, так как при использовании могут нанести вред взрывной волной главному герою, а локации в игре часто бывают тесными и коридорными. Враги достаточно разнообразны – от обычных уличных бандитов до наёмников-невидимок, элитных роботов и элитных снайперов в экзокостюмах OCP. По последним проходит урон только если они сами открыли огонь.

Из-за скачущей от уровня к уровню сложности прохождение игры может застопориться. Во-первых, периодически игра сама не успевает дать команду ИИ для правильной реакции на главного героя, и из-за этого я несколько раз сталкивался с пассивностью и ступором групп врагов в тесных коридорах. Зато при открытии очередной двери на большую локацию, игроку может сразу же прилететь несколько пуль и снарядов от противника, иногда даже смертельных. Во-вторых, на каких-то локациях детская еда (аптечки для восполнения энергии-здоровья) и ремонтные комплекты (для восполнения целостности брони) достаточно часто встречаются, а на каких-то есть в минимальном количестве. Но пройти игру на средней сложности вполне реально.

«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)

Для меня ещё одной проблемой было отсутствие какой-либо навигации, особенно в локациях-лабиринтах. Что в канализации, что в шахте под собором, можно забрести и застрять на определённых участках, и тем самым софтлокнуть игру. Контрольных точек, несмотря на периодические переходы с локации на локацию в рамках одного уровня, нет. Благо то, что продолжительность прохождения одного уровня варьируется от 10 до 30 минут, а общее время прохождения игры составляет 3-5 часов. Дополнительные задания не напрягают и представляют собой либо уничтожение всех врагов и каких-либо объектов, либо спасение заложников. В конце каждого уровня подводятся итоги прохождения.

Пример типичного токсичного начальства

Завершая рассказ о геймплее Robocop 2003, хочу упомянуть об одной интересной механике – шанс обезвреживания противника и его последующий арест. К сожалению, шанс, а не возможность, так как до конца не понятно – в какие части тела противника нужно стрелять, чтобы гарантированно арестовать его живым. Убийство сдавшихся противников или мирных жителей наказывается визуальными шумами в глазах Робокопа с упоминанием основных 3 директив и отнятием у игрока до 1/3 здоровья. 4 директива упоминается в игре только в качестве закрытого доступа в материалах дела о руководителе OCP.

В Robocop: Rogue city (2023) подобной механики ареста и влияния всех 4-х директив (кроме как невозможности без улик или команды руководства взломать ту или иную дверь) почему-то нет, хотя технологическая возможность для воссоздания этой особенности игрового процесса есть. Из-за этого игра 2023 года периодически отдаёт вайбами прошлой игры студии Teyon S.A. – Terminator: Resistance. Но в Robocop: Rogue city (2023) это компенсировано хоть и примитивной, но диалоговой системой в стиле классических RPG с возможностью выбора и отображения последствий.

Выпишем штраф - очки в пользу  OCP, Сделаем предупреждение - в пользу народа
Выпишем штраф - очки в пользу  OCP, Сделаем предупреждение - в пользу народа

Этот выбор в большинстве своём повлияет только на выводы в финальном видео. Иногда последствия от принятых решений можно будет увидеть при сюжетно-принудительном возврате в открытую для исследования локацию «Центр города». Именно там в качестве побочных заданий дают возможность патрулировать улицы и переулки, собирать улики, помогать местным жителям, проводить расследования и пресекать противоправные действия. В последнем случае нам периодически даётся на выбор два действия – выписать штраф (очки репутации за OCP) или вынести предупреждение (очки репутации за народ).

Сам Алекс Мёрфи имеет возможность бегать, а после прокачки определённых навыков – временно усиливать защиту корпуса, замедлять время, стрейфиться в выбранное игроком направление. Режим визора позволяет распознать противника отдельно от окружения и найти собираемые в процессе игры улики, информационные материалы. Очки ночного видения с зелёным фильтром существенно облегчают прохождения на тёмных или полутёмных локациях.

Отдельно хочется отметить систему прокачки самого Робокопа и модули модификации основного оружия. Если последнее действительно в полном объёме изменяет ощущения от стрельбы и может сделать последствия перестрелок визуально более жестокими, то от прокачки персонажа возникают смешанные чувства. Некоторые из параметров сильно уступают по эффективности и необходимости их применения на локациях. Например, прокачка навыка, связанного с социальным взаимодействием, гораздо более востребована, нежели прокачка инженерии – взлома сейфов, которые встречаются гораздо реже чем диалоги с людьми. Но стоит сказать, что эта комплектность Robocop: Rogue city (2023) не мешает целостности восприятия игрового процесса. Игра при активном изучении проходится примерно за 20 часов.

4. Атмосфера и аудиовизуал

Тон игр, согласно фильмовой трилогии-первоисточнику, должен быть мрачным (и днём, и ночью), а в некоторых местах пугающим. Корпоративная техногенность и монументальность (роботы, киборги и богато отделанные высотки, скрытые лаборатории) в фильмах про робота полицейского сочетаются с нищетой и простотой гетто, а также с промышленными, иногда заброшенными серо-коричневыми районами и свалкой.

Кадр из фильма Робокоп 2
Кадр из фильма Робокоп 2

В целом и в Robocop 2003, и в Robocop: Rogue city (2023) разработчикам удалось передать дух фильмов с поправкой на технологические возможности устройств во времена выхода этих игр.

После подобного тона есть желание спасать заложников?

Но в Robocop 2003 разнообразие локаций (всего 9 уровней) в плане визуала меньше, чем в последней игре про Робокопа. На 3-4 интересные и визуально-разнообразные локации (улицы города, свалка, заброшенная церковь, штаб OCP) приходятся серые и однообразные промышленные, лабораторные и складские комплексы.

Игрок может вращать пистолетом с помощью кнопки перезарядки

В Robocop: Rogue city (2023) с разнообразием локаций гораздо лучше, несмотря на их периодическую повторяемость. От последнего спасает смена погоды, времени суток и отображение последствий событий, происходящих по мере прохождения игры. Например, в середине прохождения Robocop: Rogue city (2023) мы видим штаб OCP во всём его великолепии и наполнении. Но в финале перед нами предстают открытые пространства и офисы с последствиями перестрелки и бойни.

Хаос на улицах Детройта
Хаос на улицах Детройта

В плане аудиовизуала можно сказать, что Robocop 2003 уже на момент выхода отставал и графически, и технологически. Но даже сейчас, проходя игру после ознакомления с Robocop: Rogue city (2023) и кинотрилогией, у меня не было отторжения как от игровых звуков и музыки, так и от графико-технологической составляющей, несмотря на наличие периодически возникавших багов. Да, звуки при игровом процессе воспроизводятся не так как в фильмах, особенно стрельба, а как типичные аудиодорожки из польских шутеров, взятые из бесплатного банка хранения аудио для разработчиков. Например, звук выстрела из полуавтоматического пистолета Auto-9 воспроизводиться в виде одиночного выстрела из реально существующего пистолета Desert Eagle. Парадоксально то, что звуки движения самого Робокопа выполнены на отлично, заставляя погрузиться и поверить в происходящее. Но при этом общее качество звуков в игре приемлемое, но не дотягивает до оценки хорошо. Как это не странно, но наш дубляж от студии Nival достаточно хорошо воспринимается в ходе прохождения игры, хотя и имеет несколько мемных моментов. Из всех актёров озвучки я смог узнать только голос Антона Кретова (Адам Дженсен из поздней дилогии Deus Ex), который достаточно хорошо озвучил самого Робокопа.

Мем на века

Robocop 2003 я отдельно хочу похвалить за стильное меню и карту выбора уровней, даже не смотря на отсутствие в игре заглавной музыкальной темы франшизы. Интерфейс в игре сделан на отлично за исключением отсутствия в игре карты или стрелки компаса для ориентирования. Не всегда на локациях есть какие-либо маркеры (светильники, таблички и т.д.), которые могли бы подсказать куда двигаться дальше. В фильмах Алекс Мёрфи мог из своей памяти загрузить карту окружения и достаточно быстро сориентироваться на местности. В игре отображение подобной карты-схемы локации смотрелось бы логично и стилистически верно.

Что касается атмосферы и аудиовизуала Robocop: Rogue city (2023), то я в восторге. Именно эта игра заставила меня проникнуться вселенной Робота полицейского, полноценно впервые посмотреть три оригинальных фильма и пройти Robocop 2003. Даже то, что визуал построен в игре на зелёном фильтре и интерфейсе, Robocop: Rogue city (2023) выглядит и играется просто отлично даже с отключённым ретрейсингом. Брутальность, аутентичные локации (как в фильмах), большие и мелкие детали-отсылки к оригинальной трилогии, стилизация персонажей под моду США 80-х, шикарное музыкальное (с каноничной заглавной темой) и звуковое сопровождение, наличие постановочных и эпичных моментов, чёрный юмор в духе кинотрилогии, лица и характеры знакомых нам по фильмам актёров, голос актёра из двух первых оригинальных фильмов (Питер Уэллер) на озвучке главного героя всё это является квинтэссенцией ностальгии и позволяет получить удовольствие от проекта категории B. Единственное, что может немного разочаровать, так это кривые лицевые анимации в некоторой части катсцен.

Завязка сюжета

Мало игр категории ААА и АААА сейчас способны дать на протяжении хотя бы двух десятков часов положительные эмоции и восторг, подобно тому, как это было с играми 00-х и 10-х годов. Да, может где-то простых и наивных, но в тоже самое время детально проработанных и менее однообразных.

5. Оптимизация и итоговый вывод

Robocop 2003 хорошо оптимизирован интернет-сообществом и у меня спокойно запустился, прекрасно работал на ноутбуке 15-летней давности. Легально приобрести и запустить оригинальную дисковую версию сейчас невозможно.

Robocop: Rogue city (2023) доступна в Steam (иногда по скидке всего за 340 руб.) и в целом работает хорошо (высокие настройки графики) на ноутбуке Lenovo Legion Y540 с Intel Core I7- -9750H, 16 gb оперативной памяти и с видеокартой Nvidia Geforce GTX 1660ti (6 gb). Местами были небольшие фризы и лишь в 2 напряжённых битвах, некоторых катсценах существенно падал FPS.

Robocop 2003, конечно, для большинства игроков морально устарел и может понравиться только фанатам франшизы об Алексе Мёрфере и ценителям шутеров старой школы. Оценка: 7 из 10

Robocop: Rogue city (2023) я смело могу назвать жемчужиной от мира шутеров за последние 5 лет и лучшей игрой по франшизе Robocop. Она не боится быть собой и демонстрировать собственные принципы, не прогибаясь под популистские игровые и идеологические тренды, но чтит и соблюдает классическое видение вселенной Robocop. Именно таких игровых проектов, по моему мнению, нам сейчас и не хватает. Оценка: 9 из 10.

«За таких, как ты, нам и платят» – обзор-сравнение Robocop 2003 и Robocop: Rogue city (2023)

P.S. Жду RoboCop: Rogue City - Unfinished Business, где добавят рукопашные бои и возможность поиграть за Алекса Мёрфи до периода перевоплощения в Робокопа.

Благодарю за внимание

53
7
4
1
1
1
21 комментарий