Фокус на решении в The Legend of Zelda

Фокус на решении в The Legend of Zelda

Уже три года я применяю ориентированный на решение подход как в работе, так и в жизни. Это стало моей философией. Мне нравятся видеоигры, потому что они тоже ориентированы на решение, опираются на научные данные о человеческой психологии и хорошо поддерживают мотивацию.
Я прочитала книгу "Психоанализ Зельды", и вдохновилась написать свое видение этих игр через призму системной терапии и ОРКТ.

Первое сходство игр и ориентированной на решение практики в том, что с самого начала у игрока есть понятная цель игры, которая разбита на подзадачи и микрозадачи. Выполняя каждую из них, игрок получает подкрепление и ощущает достижение, прогресс, что облегчает его будущую победу над Ганоном. Каждое маленькое усилие сопровождается обратной связью, звуком, анимацией, а также новыми приобретениями, улучшениями инвентаря, получением опыта. Игра всегда подтверждает, что ты молодец, усиливает веру в себя, дает бесконечные вторые шансы. Также и в жизни - если вы ставите для себя понятную цель и можете разбить путь к ней на этапы поменьше - половина победы уже у вас в руках.

Поражение каждого сложного противника, каждое продвижение в битве становится исключением - герой и игрок чувствует, что обретает силу и навык, этот опыт становится важной частью его представления о своих возможностях в этом мире, подкрепляет его мотивацию пройти до конца. Кроме того, игра постепенно накапливает наглядные свидетельства прошлых побед - добытый инвентарь, частицы света, корокские семечки, даже статус “повторная битва” - все эти маленькие детали помогают ощущать багаж достигнутых успехов и пройденных испытаний. Замечать исключения в жизни на самом деле очень сложно, ведь мы привыкли смотреть на проблемы и недостатки, однако навык видеть хорошее является настоящей суперсилой.

Фокус на решении в The Legend of Zelda

Для визуализации будущего результата хорошо работает карта, которая в начале игры представляет собой только контур, но позволяет игроку оценить масштаб игрового поля и структурировать для себя игровое пространство. Карта позволяет ставить небольшие понятные цели в начале игры по ее изучению и освоению, а затем становится постоянным инструментом для прохождения испытаний. Вы также можете рисовать карту или раставлять фигурки на доске для визуализации своих достижений и продвижения к цели.

Фокус на решении в The Legend of Zelda

В игре широко используются всевозможные шкалы - количество сердечек и энергии, обратные шкалы в битвах с боссами, индикатор температуры и уровень шума - все эти инструменты позволяют игроку управлять игровым процессом и помогают ему принимать решения относительно действий, помогающих прохождению данного этапа. Шкалы также позволяют оценивать прогресс и свои шансы на следующее потенциальное продвижение, на итог в очередной схватке. В ориентированной на решение терапии шкала является одним из важнейших инструментов, помогающих людям преодолевать самые тяжелые состояния и проблемы.

Обращение к прошлому через игровую историю призвано прежде всего дать ответ - как герою победить сегодня. Прошлое содержит информацию о том, каким образом враг был побежден раньше, что из этого было удачным, и как изменилась стратегия сопротивления в этот раз для обеспечения успеха. Герой понимает, что большое количество его союзников приложили усилия для того, чтобы обеспечить ему шансы на победу. Это ощущение сопричастности, поддержки также закладывает внутреннюю уверенность в преодолении всех преград и испытаний. В терапии мы также стремимся найти способы решения в прошлом и обнаружить тех людей в окружении, которые способны дать опору человеку в трудные времена.

Открытый мир позволяет реализовывать самые широкие и разнообразные потребности игрока, опираться на его предпочтения и развивать его экспертизу во всех игровых сферах, будь то боевое искусство или готовка. Кроме того, такой игровой формат удовлетворяет динамичные потребности игрока - в бодром настроении он может выбирать напряженные битвы, либо откладывать их на потом в любой момент и заниматься спокойным исследованием мира и собирательством, болтать с персонажами или заниматься обустройством жилища. Очень сложно бывает дать человеку возможность выбора, но если терапевт способен создать для клиента такую же свободу и поддержать его экспертность - это само по себе исцеляет.

Таким образом игра обеспечивает выполнение игроком самых разных задач на протяжении всего геймплея и достижение им успеха на всех этапах большого квеста. Механизмы, которые применяются в игре, полезны и в жизни: если формулировать четкую конкретную цель, разбивать ее на мелкие последовательные подзадачи, награждать себя за самые скромные победы, подбирать удобные инструменты для прохождения каждого этапа, опираться на исключения и те эпизоды, когда мы успешны - то можно и в жизни весело и интересно достигать самых крутых вершин.

3
1
5 комментариев