Отец War Thunder – обзор Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники

Рассмотрим особенности успешного проекта от прежде русской студии Gaijin Entertainment.

На рекламных постерах консольных версий игра имеет подзаголовок Birds of Prey, а не как в плакатах и на обложке в версии для ПК — Wings of Prey
На рекламных постерах консольных версий игра имеет подзаголовок Birds of Prey, а не как в плакатах и на обложке в версии для ПК — Wings of Prey

Gaijin Entertainment с момента основания (2002 год) до 2015 года была русской студией по разработке видеоигр. В настоящий момент War Thunder, Star Conflict (издатель), Enlisted (издатель, соразработчик) являются достаточно популярными условно-бесплатными онлайновыми играми.

Официальный логотип Gaijin Entertainment
Официальный логотип Gaijin Entertainment

Но именно 2009 год для Gaijin Entertainment стал знаковым. Выход финансово успешного проекта в жанре авиасимулятор под названием Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники (англ. Wings of Prey) позволил сформировать дальнейший прибыльный вектор создания и развития популярной в СНГ серии Ил-2 Штурмовик. Главной целью новых разработчиков было создание конкурентноспособной, адаптированной под игровые консоли (Xbox 360, PS3) и передовой по технологиям игры для мирового рынка. О том, почему игра хорошо выглядит и во многих аспектах не устарела, я собираюсь рассказать далее.

Содержание:

1. Разработка игры и новые технологии

Крылатые хищники были первым проектом в жанре авиасимуляторов для Gaijin Entertainment. Ранее студия разрабатывала аркадные гонки (серия Адреналин), приключенческий боевик (Ониблейд) и аркадный шутер (Жмурки). Соответственно, для создания проекта о воздушных сражениях времён Второй мировой войны разработчикам требовался опыт Maddox Games. Вероятно, издатель и владелец наименования Ил-2 Штурмовик 1С предоставил Gaijin Entertainment наработки предыдущих частей, в особенности модель управления самолётами. Это с учётом того, что Крылатые хищники в остальном были разработаны с нуля на базе запатентованного новыми разработчиками движка Dagor Engine.

Сравнение графических возможностей разных версий движка Dagor Engine на примере кадра из War Thunder
Сравнение графических возможностей разных версий движка Dagor Engine на примере кадра из War Thunder

Новый движок позволил существенно усовершенствовать графику, физику, звук и выпустить для своего времени передовой проект. Главными графическими нововведениями являются: динамический свет и динамические тени; объёмные туман и дым, приближенные к реальности вид и физические свойства облаков; bloom; наличие отражающих и преломляющих поверхностей (в частности: стеклянные, хромированные, лакированные) и кожа и др. Например, в самой игре на участках, где есть облака, на землю под ними падает тень, при пролёте через облако на иллюминаторах появляются капли воды, а в зависимости от перемещения камеры смещаются отражения от поверхностей. Теперь земная поверхность достаточно визуально разнообразна (поля, леса, реки, море), а объекты на локациях детализированы на сносном низкополигональном уровне.

Вид локаций и цветовая гамма также хорошо работают на атмосферу и восприятие игры. Правда, при сильном сближении с землёй или объектами (зданиями, деревьями и пр.) видно мыльность и низкополигональность их текстур.

При хорошем качестве дыма и облаков мы имеем низкое качество текстур на земле у однотипных объектов
При хорошем качестве дыма и облаков мы имеем низкое качество текстур на земле у однотипных объектов

Звук в Крылатых хищниках объёмный, имеет несколько потоков, микширование и иные нововведения, которые позволяют полностью ощутить себя на месте пилота боевой авиационной машины времён Второй мировой войны. У каждого самолёта, как и у его орудий, своё индивидуальное звучание максимально приближенное к сохранившимся звукам из военной хроники.

Физика в игре достаточно продвинутая и даже сейчас воспринимается достаточно хорошо. Благодаря модулям обнаружения столкновений любые контакты самолётов между собой, с землёй, с водой хорошо визуализированы и дают возможность ощутить их последствия. Например, при столкновении самолётов в воздухе чаще всего самолёты теряют свои крылья и не имеют возможности далее вести боевые действия. Обработчик физики твёрдых тел позволяет нам визуально увидеть и оценить ущерб от понесённого нами или нанесённого другим самолётам повреждений.

Например, снаряды от орудий ПВО и авиации способны изрешетить крылья самолётов, что, несомненно, скажется на его лётных характеристиках в процессе дальнейшего полёта. На иллюминаторах при виде из кабины пилота повреждения также отображаются.

За последнее также отвечают модули физики Ragdoll и физики транспортных средств. От них ещё зависит в каком месте будет отверстие от снарядов, насколько оно будет глубоким и большим. Самолёту с большим количеством пробоин от снарядов на крыльях действительно сложно летать и совершать манёвры различной сложности.

2. Особенности геймплея и исторический контекст

Для начала стоит отметить, что в игре есть три режима управления самолётами: аркада, реалистичный и симулятор. Аркадный режим специально был создан прежде всего для консольной аудитории. Именно благодаря ему серия Ил-2 Штурмовик стала массово известной за пределами СНГ. Понятно, что в Аркаде максимально упрощены специфические аспекты управления самолётами, что не отменяет наличия определённой глубины у геймплея. Каждый самолёт ощущается по-своему как за счёт габаритов и массы, так и за счёт аудиовизуальной составляющей. Например, Ил-2 лучше но медленнее управляется, чем сверхлёгкий И-16, который при манёврах может попасть в воздушные потоки и временно потерять управление. В процессе боя от игрока требуется активное маневрирование и исполнение манёвров по типу бочки или петли Нестерова для ухода от огня противника. Также своевременное торможение в воздухе и форсаж позволяет обмануть и запутать преследователя.

Отец War Thunder – обзор Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники

Самолёты по своим функциям и целевым задачам разделены на истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Всего в игре 48 самолётов (с учётом DLC) с собственными характеристиками, вооружением, боевыми раскрасками и кабинами пилотов. Несмотря на детальную проработку модели поведения самолётов стоит отметить, что проблема у игры есть в несоответствии выданного игроку самолёта или недостаточного количества боевых авиационных машин для выполнения поставленных в ходе миссии задач, но об этом я расскажу ниже.

В состав игры входят: обучение, кампания, отдельные миссии, настраиваемые бои и сетевая игра. Конечно, ключевую ценность у проекта составляют кампания и сетевые бои. Сервера последних сейчас не работают, так как изначально созданный в России интернет-магазин-сервис YUPLAY ушёл из страны и более не продаёт и не позволяет приобрести как саму игру, так и дополнение к ней («Крылья Люфтваффе»).

Ещё в момент первого запуска игры меня искренне порадовал вступительный ролик наличием военной хроники и геймплея из игры. В основной кампании видео из прошлого хорошо интегрированы, озвучены и предоставляют игроку исчерпывающую информацию об историческом контексте следующих нескольких миссий. Группы миссий поделены на операции: Британская, Сталинградская, Сицилийская, Корсунь-Шевченковская, Арденнская, Берлинская.

Помимо вводной информации о задачах, самолёте, режимах управления, появления самолёта перед запуском миссии в Крылатых хищниках достаточно хорошо интегрированы радиопереговоры офицеров брифинга с пилотами уже в ходе игрового процесса. При этом разговоры динамичны и актуальны на разных этапах прохождения, а монологи самих пилотов после выполнения всех заданий позволяют узнать о мыслях, быте людей тех лет и одновременно проникнуться их личными историями. Вероятно, монологи были полностью взяты из реальных писем пилотов периода Второй мировой. Энциклопедия в игре есть, но она менее информативна, чем энциклопедии из русских стратегических игр по типу серии Театр войны и Блицкриг. Жаль, что игре не хватает исторической глубины уровня серии Air Conflict (Pacific Carriers, Vietnam).

Сами задания в общей своей массе сбалансированы нормально и, вероятно, играются комфортно не только в режиме аркадного управления. Но, к сожалению, есть миссии, где игрока фактически ставят перед невыполнимыми условиями (если поставить лимит гибели пилотов) уже на Аркаде. Я имею в виду миссии из Сицилийской и Берлинской операций. Если в первом случае сложность заключается в быстром и неожиданном подбитии самолёта игрока резвыми боевыми авиационными машинами противника с зажигательными снарядами, то в заданиях в небе над Берлином игра требует от нас совершать невозможные вещи без компенсации в виде самолётов с превосходящими ТТХ, либо без поддержки со стороны союзников-сослуживцев. Например, в миссии «Вместе» нам – 4-рём ЯК-3 с 2 медленными по скорострельности пулемётами и 1 пушкой у каждого, дают задачу защищать вторые Илы от 22 вражеских мессершмиттов с (Bf.109G). Естественно, по сюжету все штурмовики-бомбардировщики были подбиты немцами, а нашему небольшому подразделению вместо отступления дают задачу отомстить за павших товарищей. Конечно же силы не равны, самолёты вашего звена быстро подобьют, а вас будут раз за разом сбивать с каждым новым заходом с разных сторон.

DLC «Крылья Люфтваффе» постигла та же проблема, даже несмотря на то, что немецкие самолёты более эффективны, чем самолёты иных стран. Разработчики на вас (отряд из 2-4 истребителей) просто и без какой-либо постановки и контекста выпускают десятки самолётов противника, при этом заставляя вышеуказанный отряд защищать более слабые штурмовики-бомбардировщики или крупные бомбардировщики. Усугубляется это ещё и долгим полётом (от 5 минут) до точки-цели в начале миссии. Gaijin Entertainment также просто поленились сделать пару нарезок боевой хроники и прописать интересные и самобытные истории пилотов по другую сторону фронта.

3. Музыка, оптимизация, баги и итоговый вывод

Саундтрек, на мой взгляд, в Крылатых Хищниках шедеврален. Оркестровые мотивы идеально адаптированы под происходящие в реальном времени события миссий. За столь великолепный и самобытный саундтрек отвечал всемирно известный композитор компьютерных игр Джереми Соул. Он написал музыку для таких серий как Harry Potter (1-4), Star Wars: Knights of the Old Republic (1,2), The Elder Scrolls (III-V, Online); игр Company of Heroes (1 с DLC), Supreme Commander (1 с DLC) и др.

Композитор Джереми Соул
Композитор Джереми Соул

Оптимизация у игры была хорошей на момент выхода на всех платформах. Сейчас Крылатые хищники работают на современных компьютерах без тормозов и фризов. Лично у меня возникла проблема с запуском (связана с выключенными серверами ушедшего из России сервиса-магазина YUPLAY), которая лечится назначением запуска от имени администратора. Возможность поиграть в DLC официально доступна только в версии от GOG. При отдельном её скачивании (я прошёл игру изначально в Steam) у меня слетел весь прогресс из стимовской версии (нет отдельных учётных записей для сохранений). Пришлось скачивать сохранения из интернета для дозаписывания футажей и скриншотов.

Из серьёзных багов, который присутствовал ещё при выходе игры, я встретил невозможность завершить миссию, если брать последнее дополнительное задание в виде посадки на аэродром (на авианосец в Крылатых хищниках посадить самолёт нельзя) или в виде вылета с территории битвы. Игра просто сама отказывалась заканчивать миссию на КТ и мне приходилось совершать жёсткую посадку, чтобы игра восприняла её как падение и начался конечный монолог пилота.

Отец War Thunder – обзор Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники

Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники — это образцово глубокий по геймплею, технически выверенный, инновационный и зрелищный продукт российской игровой индустрии, ориентированный на массового игрока, в том числе за пределами СНГ. Конечно, проблемы у игры есть, но это не отменяет факт того, что разработчики приложили максимум усилий для создания и доведения до завершения столь масштабного проекта. Успех Крылатых Хищников доказан выходом 3-х различных игр в 2012 году от Gaijin Entertainment (Birds of Steel, Blades of Time, War Thunder). Последний до сих пор является передовым мультиплеерным проектом об авиации, наземной и морской технике, который смог подвинуть с пьедестала серию белорусских симуляторов разнообразной военной техники World of (Tanks, Warplanes, Warships). Крепкая основа Крылатых хищников жива, актуальна и в настоящее время. Оценка: 8,5 из 10.

Благодарю за внимание

17
7
1
1
9 комментариев