Отец War Thunder – обзор Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники
Рассмотрим особенности успешного проекта от прежде русской студии Gaijin Entertainment.
Gaijin Entertainment с момента основания (2002 год) до 2015 года была русской студией по разработке видеоигр. В настоящий момент War Thunder, Star Conflict (издатель), Enlisted (издатель, соразработчик) являются достаточно популярными условно-бесплатными онлайновыми играми.
Но именно 2009 год для Gaijin Entertainment стал знаковым. Выход финансово успешного проекта в жанре авиасимулятор под названием Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники (англ. Wings of Prey) позволил сформировать дальнейший прибыльный вектор создания и развития популярной в СНГ серии Ил-2 Штурмовик. Главной целью новых разработчиков было создание конкурентноспособной, адаптированной под игровые консоли (Xbox 360, PS3) и передовой по технологиям игры для мирового рынка. О том, почему игра хорошо выглядит и во многих аспектах не устарела, я собираюсь рассказать далее.
Содержание:
1. Разработка игры и новые технологии
Крылатые хищники были первым проектом в жанре авиасимуляторов для Gaijin Entertainment. Ранее студия разрабатывала аркадные гонки (серия Адреналин), приключенческий боевик (Ониблейд) и аркадный шутер (Жмурки). Соответственно, для создания проекта о воздушных сражениях времён Второй мировой войны разработчикам требовался опыт Maddox Games. Вероятно, издатель и владелец наименования Ил-2 Штурмовик 1С предоставил Gaijin Entertainment наработки предыдущих частей, в особенности модель управления самолётами. Это с учётом того, что Крылатые хищники в остальном были разработаны с нуля на базе запатентованного новыми разработчиками движка Dagor Engine.
Новый движок позволил существенно усовершенствовать графику, физику, звук и выпустить для своего времени передовой проект. Главными графическими нововведениями являются: динамический свет и динамические тени; объёмные туман и дым, приближенные к реальности вид и физические свойства облаков; bloom; наличие отражающих и преломляющих поверхностей (в частности: стеклянные, хромированные, лакированные) и кожа и др. Например, в самой игре на участках, где есть облака, на землю под ними падает тень, при пролёте через облако на иллюминаторах появляются капли воды, а в зависимости от перемещения камеры смещаются отражения от поверхностей. Теперь земная поверхность достаточно визуально разнообразна (поля, леса, реки, море), а объекты на локациях детализированы на сносном низкополигональном уровне.
Вид локаций и цветовая гамма также хорошо работают на атмосферу и восприятие игры. Правда, при сильном сближении с землёй или объектами (зданиями, деревьями и пр.) видно мыльность и низкополигональность их текстур.
Звук в Крылатых хищниках объёмный, имеет несколько потоков, микширование и иные нововведения, которые позволяют полностью ощутить себя на месте пилота боевой авиационной машины времён Второй мировой войны. У каждого самолёта, как и у его орудий, своё индивидуальное звучание максимально приближенное к сохранившимся звукам из военной хроники.
Физика в игре достаточно продвинутая и даже сейчас воспринимается достаточно хорошо. Благодаря модулям обнаружения столкновений любые контакты самолётов между собой, с землёй, с водой хорошо визуализированы и дают возможность ощутить их последствия. Например, при столкновении самолётов в воздухе чаще всего самолёты теряют свои крылья и не имеют возможности далее вести боевые действия. Обработчик физики твёрдых тел позволяет нам визуально увидеть и оценить ущерб от понесённого нами или нанесённого другим самолётам повреждений.
Например, снаряды от орудий ПВО и авиации способны изрешетить крылья самолётов, что, несомненно, скажется на его лётных характеристиках в процессе дальнейшего полёта. На иллюминаторах при виде из кабины пилота повреждения также отображаются.
За последнее также отвечают модули физики Ragdoll и физики транспортных средств. От них ещё зависит в каком месте будет отверстие от снарядов, насколько оно будет глубоким и большим. Самолёту с большим количеством пробоин от снарядов на крыльях действительно сложно летать и совершать манёвры различной сложности.
2. Особенности геймплея и исторический контекст
Для начала стоит отметить, что в игре есть три режима управления самолётами: аркада, реалистичный и симулятор. Аркадный режим специально был создан прежде всего для консольной аудитории. Именно благодаря ему серия Ил-2 Штурмовик стала массово известной за пределами СНГ. Понятно, что в Аркаде максимально упрощены специфические аспекты управления самолётами, что не отменяет наличия определённой глубины у геймплея. Каждый самолёт ощущается по-своему как за счёт габаритов и массы, так и за счёт аудиовизуальной составляющей. Например, Ил-2 лучше но медленнее управляется, чем сверхлёгкий И-16, который при манёврах может попасть в воздушные потоки и временно потерять управление. В процессе боя от игрока требуется активное маневрирование и исполнение манёвров по типу бочки или петли Нестерова для ухода от огня противника. Также своевременное торможение в воздухе и форсаж позволяет обмануть и запутать преследователя.
Самолёты по своим функциям и целевым задачам разделены на истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Всего в игре 48 самолётов (с учётом DLC) с собственными характеристиками, вооружением, боевыми раскрасками и кабинами пилотов. Несмотря на детальную проработку модели поведения самолётов стоит отметить, что проблема у игры есть в несоответствии выданного игроку самолёта или недостаточного количества боевых авиационных машин для выполнения поставленных в ходе миссии задач, но об этом я расскажу ниже.
В состав игры входят: обучение, кампания, отдельные миссии, настраиваемые бои и сетевая игра. Конечно, ключевую ценность у проекта составляют кампания и сетевые бои. Сервера последних сейчас не работают, так как изначально созданный в России интернет-магазин-сервис YUPLAY ушёл из страны и более не продаёт и не позволяет приобрести как саму игру, так и дополнение к ней («Крылья Люфтваффе»).
Ещё в момент первого запуска игры меня искренне порадовал вступительный ролик наличием военной хроники и геймплея из игры. В основной кампании видео из прошлого хорошо интегрированы, озвучены и предоставляют игроку исчерпывающую информацию об историческом контексте следующих нескольких миссий. Группы миссий поделены на операции: Британская, Сталинградская, Сицилийская, Корсунь-Шевченковская, Арденнская, Берлинская.
Помимо вводной информации о задачах, самолёте, режимах управления, появления самолёта перед запуском миссии в Крылатых хищниках достаточно хорошо интегрированы радиопереговоры офицеров брифинга с пилотами уже в ходе игрового процесса. При этом разговоры динамичны и актуальны на разных этапах прохождения, а монологи самих пилотов после выполнения всех заданий позволяют узнать о мыслях, быте людей тех лет и одновременно проникнуться их личными историями. Вероятно, монологи были полностью взяты из реальных писем пилотов периода Второй мировой. Энциклопедия в игре есть, но она менее информативна, чем энциклопедии из русских стратегических игр по типу серии Театр войны и Блицкриг. Жаль, что игре не хватает исторической глубины уровня серии Air Conflict (Pacific Carriers, Vietnam).
Сами задания в общей своей массе сбалансированы нормально и, вероятно, играются комфортно не только в режиме аркадного управления. Но, к сожалению, есть миссии, где игрока фактически ставят перед невыполнимыми условиями (если поставить лимит гибели пилотов) уже на Аркаде. Я имею в виду миссии из Сицилийской и Берлинской операций. Если в первом случае сложность заключается в быстром и неожиданном подбитии самолёта игрока резвыми боевыми авиационными машинами противника с зажигательными снарядами, то в заданиях в небе над Берлином игра требует от нас совершать невозможные вещи без компенсации в виде самолётов с превосходящими ТТХ, либо без поддержки со стороны союзников-сослуживцев. Например, в миссии «Вместе» нам – 4-рём ЯК-3 с 2 медленными по скорострельности пулемётами и 1 пушкой у каждого, дают задачу защищать вторые Илы от 22 вражеских мессершмиттов с (Bf.109G). Естественно, по сюжету все штурмовики-бомбардировщики были подбиты немцами, а нашему небольшому подразделению вместо отступления дают задачу отомстить за павших товарищей. Конечно же силы не равны, самолёты вашего звена быстро подобьют, а вас будут раз за разом сбивать с каждым новым заходом с разных сторон.
DLC «Крылья Люфтваффе» постигла та же проблема, даже несмотря на то, что немецкие самолёты более эффективны, чем самолёты иных стран. Разработчики на вас (отряд из 2-4 истребителей) просто и без какой-либо постановки и контекста выпускают десятки самолётов противника, при этом заставляя вышеуказанный отряд защищать более слабые штурмовики-бомбардировщики или крупные бомбардировщики. Усугубляется это ещё и долгим полётом (от 5 минут) до точки-цели в начале миссии. Gaijin Entertainment также просто поленились сделать пару нарезок боевой хроники и прописать интересные и самобытные истории пилотов по другую сторону фронта.
3. Музыка, оптимизация, баги и итоговый вывод
Саундтрек, на мой взгляд, в Крылатых Хищниках шедеврален. Оркестровые мотивы идеально адаптированы под происходящие в реальном времени события миссий. За столь великолепный и самобытный саундтрек отвечал всемирно известный композитор компьютерных игр Джереми Соул. Он написал музыку для таких серий как Harry Potter (1-4), Star Wars: Knights of the Old Republic (1,2), The Elder Scrolls (III-V, Online); игр Company of Heroes (1 с DLC), Supreme Commander (1 с DLC) и др.
Оптимизация у игры была хорошей на момент выхода на всех платформах. Сейчас Крылатые хищники работают на современных компьютерах без тормозов и фризов. Лично у меня возникла проблема с запуском (связана с выключенными серверами ушедшего из России сервиса-магазина YUPLAY), которая лечится назначением запуска от имени администратора. Возможность поиграть в DLC официально доступна только в версии от GOG. При отдельном её скачивании (я прошёл игру изначально в Steam) у меня слетел весь прогресс из стимовской версии (нет отдельных учётных записей для сохранений). Пришлось скачивать сохранения из интернета для дозаписывания футажей и скриншотов.
Из серьёзных багов, который присутствовал ещё при выходе игры, я встретил невозможность завершить миссию, если брать последнее дополнительное задание в виде посадки на аэродром (на авианосец в Крылатых хищниках посадить самолёт нельзя) или в виде вылета с территории битвы. Игра просто сама отказывалась заканчивать миссию на КТ и мне приходилось совершать жёсткую посадку, чтобы игра восприняла её как падение и начался конечный монолог пилота.
Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники — это образцово глубокий по геймплею, технически выверенный, инновационный и зрелищный продукт российской игровой индустрии, ориентированный на массового игрока, в том числе за пределами СНГ. Конечно, проблемы у игры есть, но это не отменяет факт того, что разработчики приложили максимум усилий для создания и доведения до завершения столь масштабного проекта. Успех Крылатых Хищников доказан выходом 3-х различных игр в 2012 году от Gaijin Entertainment (Birds of Steel, Blades of Time, War Thunder). Последний до сих пор является передовым мультиплеерным проектом об авиации, наземной и морской технике, который смог подвинуть с пьедестала серию белорусских симуляторов разнообразной военной техники World of (Tanks, Warplanes, Warships). Крепкая основа Крылатых хищников жива, актуальна и в настоящее время. Оценка: 8,5 из 10.
Благодарю за внимание