Silent Hill 4: The Room. Кошмар клаустрофоба
Серия видеоигр "Silent Hill" занимает почетное место среди хорроров: гнетущая атмосфера, запутанный и многослойный сюжет, причудливые монстры и, конечно, окутанный плотным туманом город очаровали не одну сотню игроков.
Франшиза может похвастаться успешными частями, например, Silent Hill 2, но не обошлось и без спорных проектов, получивших смешанные отзывы игроков и критиков. Об одном из таких творений мы и поговорим.
Оглавление
Silent Hill без Сайлент Хилла
То, что The Room самая странная игра серии - железобетонный факт. Начнем хотя бы с того, что самого туманного города в ней нет. Игра никак не связана с предыдущими частями серии, за исключением упоминаний известных событий/персонажей.
"Действие игры разворачивается в находящемся недалеко от Сайлент Хилла небольшом городке Эшфилд, и происходит как в «реальном» мире, так и мире «снов» главного героя Генри, пытающегося сбежать из запертой квартиры. "
Идея квартиры-оплота, превращающейся в процессе игры в зловещую темницу, подстегивает наши страхи и цепляет за живое. Разработчик вновь возвращает нас из банального повествования о культах в дебри больного сознания.
Хочется передать привет Silent Hill 2.
К счастью для клаустрофобов, мы не всегда находимся в злополучной квартире 302, иногда герой попадает в параллельные миры, созданные восприятием одиозного маньяка - Уолтера Салливана.
Квартира же выступает нашим оплотом, поначалу давая ощущение безопасности. Но это только поначалу...
Прыжки по норам = успешный Silent Hill?
К выходу четвертой части геймеры уже были знакомы с главным любителем глубоких темных ям - Джеймсом Сандерлендом, и в каком-то смысле это стало мемом и визитной карточкой Silent Hill 2.
Генри Таунсенд успешно принял эстафетную палочку от Джеймса и тоже перемещается по реальностям, прыгая в не менее глубокие и темные ямы. Является ли это метафорой погружения героя в глубины подсознания? Теорий существует множество, в них лучше не углубляться для собственного психического благополучия.
Сами по себе путешествия по кошмарным реальностям - довольно интересное занятие, ведь события в них происходят будто во сне. Все окутано атмосферой абсурда и наркотического трипа. Это вызывает непонятные ощущения, вроде не пугает, но оставляет след и запоминается надолго.
По правде говоря, сидеть в квартире было бы скучно, хорошо, что хоть по кошмарам дали погулять. Так что путешествия в иные миры даже посредством кроличьих нор - интересное решение, возможно, дань Silent Hill 2, которая тоже отошла от основной концепции серии.
Спорные решения
Впервые действие игры демонстрируется в двух вариантах: от первого и третьего лица. Находясь в квартире, мы видим мир от первого лица, в кошмаре все возвращается к привычному третьему лицу.
С одной стороны камера от первого лица передает атмосферу ограниченности пространства и усиливает бытовой страх оказаться запертым в собственной квартире. С другой - доставляет неудобства. Но здесь стоит винить управление в первую очередь, об этом поговорим отдельно.
Хотя в игре упор сделан на психологический ужас, схваток стало значительно больше в сравнении с тем же Silent Hill 2. Когда мы попадаем в очередной подсознательный Ад, на нас изо всех щелей лезут призраки, собаки и другая нечисть. Благо, у нас всегда под рукой свинцовая труба.
Эти противоречивые и спорные моменты не красят игру, но и не сильно портят. Скажем так, на любителя.
Боязнь каждого шороха или ода звуковым эффектам и музыке
The Room не стала исключением по части цепляющего звукового сопровождения и саундтрека. Akira Yamaoka, как всегда, пробивает на эмоции своим творчеством. Играть в наушниках особенно приятно: поначалу прислушиваешься к каждому шороху, вскрику, а потом привыкаешь и начинаешь наслаждаться меланхоличными мотивами и неожиданными звуковыми эффектами.
Пару раз я даже снимал наушники, чтобы убедиться, что я все еще за компьютерным столом, а не в мире психоделических снов.
Если музыка в игре и не вывела меня на новый уровень восприятия, но она точно удержала планку, заданную ранее.
Психологический хоррор на месте
Как я уже упоминал, задумка этой части ближе ко второй. Здесь нас пугают не монстрами и культами, а бытовыми страхами и ощущением пребывания в ночном кошмаре.
Сама квартира - живая и постоянно меняющаяся субстанция: в начале это наш оплот, где можно отдохнуть, очухаться от очередного кошмара и скинуть лишние вещи в сундук, а также сохраниться. К середине игры наше убежище становится зловещей тюрьмой: из стен лезут призраки, появляются кровавые рисунки на стенах, страшные звуки.
Разработчики успешно опровергли концепцию "мой дом — моя крепость". И хотя Генри успел обжиться в новом жилье, он постоянно удивляется каким-либо предметам обихода.
"Голова болит… Не помню, чтобы вешал это фото… Эта церковь…"
Во второй части игры нас сопровождает очаровательная соседка Эйлин, которой можно даже давать оружие. Хоть кто-то помогает нам на этом тернистом пути. Во снах мы встречаем множество различных персонажей, узнаем их истории. Каждый из них олицетворяет пороки общества, актуальные и сейчас. У всех персонажей, встречающихся нам, зеленые глаза. Означает ли это, что все они грешники и нечистые? История умалчивает.
Локации, по которым мы совершаем паломничество - весьма разнообразны: подводная тюрьма с бесконечными головоломками, метро с призраками, лес, здания и даже госпиталь.
"Должно быть так выглядит ад…"
Разработчикам вновь удалось передать концепцию ночного кошмара и личного Ада. Фанаты же породили множество теорий о происходящем в игре.Silent Hill 4 - все еще психологический хоррор, и за это отдельное уважение творцам, написавшим историю.
Проклинаем разработчиков за недостатки
Конечно, не обошлось и без откровенно раздражающих моментов. Управление совершенно деревянное, из-за которого я плевался, матерился и плакал. Уж не знаю, почему оно настолько ужасно, но это просто издевательство.
Инвентарь в игре строго ограничен, приходилось постоянно бегать в квартиру к сундуку, чтобы складывать вещи. Это отнимало много времени и поджигало мою пятую точку.
Графика в игре не претерпела особых изменений, а также ИИ противников оставляет желать лучшего. В этих аспектах разработчики, прямо скажем, схалявили.
Подведем краткий итог: Silent Hill 4 - хоррор не для всех, он затянут, местами устарел, местами раздражает... Но ценители жанра найдут в этой части серии привлекательные стороны. Если же сомневаетесь, стоит браться за игру или нет, то учитывайте, что проект имеет много спорных решений, но атмосфера и общая концепция заслуживают внимания однозначно.