Hatred - как провалился шутер для маньяков

На моём канале вышло новое видео, можете посмотреть. Но если вам удобнее читать, материал ничем не отличается от видео.

Поговорим о Hatred — игре, которую сделали ясновельможные польские паны. Игрушка наделала много шума, а в итоге просто тихо опозорилась. Помню, как в 2014 году, когда разработчики сего шедевра выпустили первый трейлер, он повлёк за собой кучу возмущения от одних и кучу восхвалений от других. Из одной кучи кричали, что это игры, которые развращают мужчин, женщинам пришивают яйца, а из детей делают обученных боевиков, и надо эти самые игры поскорее запретить, ведь совсем недавно был инцидент с небезызвестной игрой «Дока 2: Кровавый нужник».

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Другая сторона, вовсе не обременённая интеллектуальным грузом, в манере нетакусиков и вечно жрущих всё, что морально перевёрнуто или осуждаемо традиционализмом, стала говорить о прорыве, об отбрасывании оков, где каждый может примерить на себя роль убийцы и выместить злость в игре. Стоит ли верить тем или другим и какого хрена я её вспомнил? Давайте по порядку.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Hatred — детище польской студии Destructive Creations из Гливице, основанной в 2014 году. Основной костяк команды — геймеры и моддеры, фанаты старой школы вроде Postal. Их цель: делать игры без цензуры, с дерзким подходом. У меня, кстати, есть ещё одно их создание — Ancestors Legacy. Я любитель стратегий, и у неё был неплохой задел, но дальше него мало что пошло. Как-нибудь поговорим и о ней.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Шумиха началась сразу: трейлер с массовыми убийствами вызвал скандал. Steam сначала убрал игру из Greenlight под давлением, но потом вернул после протестов игроков. СМИ называли её «симулятором маньяка», что только подогрело интерес. В 2015 году мир увидел Hatred — игру, которая шокировала всех. Это не про героев и спасение мира. Это про хаос, ненависть и антигероя, который хочет уничтожить всё. А полиция Польши даже проверила студию на предмет «пропаганды насилия», но дело закрыли. В Австралии игру официально запретили из-за «чрезмерного насилия». Вот такие строки игре посвящали многие игровые и не очень СМИ. Я думаю, у всех в тот момент мозг рисовал самые разнообразные картины с этой игрой. Тогда как-то с этим было проще, и, вспоминая игры с 2000 по 2010, верилось, что это реально могло быть что-то эдакое.

Но опять не обошлось без «но». Всё, что делалось и писалось, было нужно только для чёрного пиара. Об этом же и заявлял их генеральный директор, говоря о игре: «Мы говорим: «Да, это игра про убийство людей», и единственная причина, по которой антагонист делает эти отвратительные вещи, — его глубоко укоренившаяся ненависть. Игрок должен спросить себя, что может подтолкнуть любого человека к массовым убийствам. Мы задаём этот вопрос, используя новый Unreal Engine 4, доводя его физические системы до предела и стараясь сделать графику максимально качественной. Только не пытайтесь повторить это дома и не относитесь к этому слишком серьёзно, это просто игра.»

Что касается Австралии, у неё есть строгая система классификации контента через Australian Classification Board (ACB). Игры могут быть запрещены (отказ в классификации), если содержат чрезмерное насилие, наркотики или сексуальный контент, который выходит за рамки местных норм. Например, такие игры, как Mortal Kombat (2011) или South Park: The Stick of Truth. Но в основном студии просто вносят некоторые поправки в игру и отправляют на австралийский рынок.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Концепт родился из желания создать что-то провокационное — изометрический шутер, где ты просто уничтожаешь всё живое. Главный герой — безымянный психопат, ненавидящий человечество. Перед смертью он решает устроить массовое убийство в Нью-Йорке. Минимализм и мрак — главные фишки игры. Монохромная графика с добавлением красного цвета для крови, акцент на насилие, никаких моральных рамок. Это был их протест против “прилизанных” игр.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Музыку написал Адам Скорупа, известный по The Witcher. Треки — мрачные, индустриальные. Я не любитель обсуждать музыку, но тут выскажусь: как-то не связывается она с происходящим на экране и уж точно не завораживает.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

В России Hatred приняли неоднозначно, но без особого ажиотажа. Официально её не запрещали — Роскомнадзор не внёс в чёрные списки, хотя контент явно провокационный.

Перед тем как говорить о самом геймплее, расскажу, почему я вообще о ней вспомнил. Всё просто: она продавалась со скидкой в Steam, и я вспомнил, как все вокруг с ней носились. Я тогда тоже смотрел на Hatred и видел в ней прекрасный Postal, где будет куча угара и чернухи, но, когда зашёл, увидел лишь игровую импотенцию и разработчиков, которые носились с одной-единственной идеей: «Мы сделаем чёрно-белую игру с пострелушками по людям тупо потому, что мы не такие, и убивать просто так — это весело, гыгыг».

Как оказалось, спустя время разработчики добавили инструменты для модов, и игроки создали уровни, где можно убивать зомби или политиков. Ну и режим выживания.

Геймплейно Hatred — это чистый экшен в изометрии, где ты просто идёшь и уничтожаешь всё подряд: людей, машины, здания. Главное — убивать быстро и много, пока тебя не прикончили копы или военные. Оружие стандартное: пистолеты, автоматы, дробовики, гранаты — подбираешь с трупов или находишь. Управление на Unreal Engine 4 отзывчивое, физика разрушений неплохая для инди — дома рушатся, машины взрываются зрелищно. Ну, на те времена.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Но на этом всё. Вот разнообразие — слабое место. Механики простые и однотипные: идёшь, стреляешь, уворачиваешься. Есть «казни» для добивания врагов, но они быстро приедаются, и, например, те же казни в «Space Marine» первом мне нравятся намного больше. Я понимаю, что сейчас сравнил инди с многомиллионным проектом, но я не за визуал и красочность, а за смысл и необходимость. Никаких сложных комбо или тактик. Миссии линейные, с похожими целями — убить всех в определённых местах, где нет никакой вариации, как убить. Ты должен это делать раз за разом одним и тем же способом, а потом тебе надо добраться до точки, может быть, перед этим ещё пережить волну полицейских или военных. Локации (город, пригород, база, поезд и т. д.) отличаются визуально, но геймплейно однообразны. Прогресс ограничивается очками за убийства, без прокачки или каких-либо механик.

Hatred - как провалился шутер для маньяков

Главный герой вдохновлён реальными маньяками и персонажами вроде Тревиса Бикла из «Таксиста». Его монологи писались с акцентом на цинизм и нигилизм. Вот это, если что, цитата из описания игры от разработчиков, понимаете, на что делается уклон.

В игре всего 7 миссий, и после нескольких часов убийств и взрывов всё кончается, как и должно было закончиться в такой игре, ядерным взрывом. Но у меня не хватило нервов дойти до этого. Проспойлерю: есть секретный финал. Если не использовать ядерный взрыв, герой может просто уйти в закат, оставив город в руинах, — но это не афишировалось. В итоге, как я и говорил ранее, аудитория разделилась на два лагеря:

• Фанаты (в основном любители треша и старых жестоких игр) оценили мрачную атмосферу и «честность» в кавычках — никаких нравоучений. В Steam отзывы варьируются от «шедевр» до «отстой». Некоторые хвалили за смелость и минимализм, другие ругали за однообразие и отсутствие глубины.

• Критики называли её аморальной и пустой. СМИ вроде «Игромании» писали, что это «эпатаж ради эпатажа», но отмечали техническую стабильность — багов почти не было.

Продажи показали интересный результат: точных данных по России нет, но глобально игра окупилась быстро, а русскоязычных отзывов в Steam — около 10% от общего числа, что выше среднего для инди. Значит, интерес был.

Наконец, перейдём к теме маньяков, с которой носились все. «Hatred» не для маньяков в прямом смысле, она слишком примитивна для чего-либо. Её целевая аудитория:

• Любители нигилизма и трэша: те, кому нравится ломать всё без смысла.

• Фанаты ретро-шутеров: ностальгирующие по старым хаотичным играм типа «GTA 1-2».

• Искатели скандалов, коих, мне кажется, больше, чем остальных: привлечённые шумихой вокруг «жестокости».

Игра вдохновлялась «Postal», и это сравнение лезет из всех щелей. Правда есть проблема и проблема для Hatred. В сравнении с «Postal» игра выглядит бледно.

Если «Postal» — это стёб над обществом с сатирой и абсурдом, то «Hatred» пытается быть «глубокой» и «мрачной», но выглядит как подростковый бунт. Первые полчаса драйвово, но потом монотонность берёт верх — это как мясной трек: энергичный, но быстро надоедает без смены ритма. Польская берендейка и приключения чувака — разные лиги, хоть обе и про разрушение с чёрным юмором. Hatred пытается шокировать мрачной серьёзностью, но ей не хватает того, что делает Postal

- Геймплей: в Postal больше свободы — открытый мир, абсурдные задания (от сходи за молоком до стреляй по толпе, куча оружия и интерактива.

Hatred — это коридорный тир, где цель одна: убивать всех подряд. Никаких побочек, юмора или нелепых ситуаций — просто мясо без фантазии.

Разнообразие: Postal пестрит безумными идеями — от кошки как глушителя до бензопилы. В Hatred арсенал скучный, а уровни повторяются. Postal держит за счёт хаотичности и непредсказуемости, Hatred выдыхается за час.

Hatred — не для всех. Игра плоская мясорубка, которая быстро теряет вкус. Для нормального игрока, ищущего глубину, сюжет или эмоции, она пуста. Многие посмотрели на игру, поняли, что обкидываться кучами не хочется, просто попробовали поиграть и забили на неё.

Hatred - как провалился шутер для маньяков
2
4 комментария