Metal Gear Rising — философский спектакль на стероидах
И да, он лучше, чем вы помните. Намного лучше.
Когда в игру врывается РОйден и орёт j-rock из колонок:
ROOOOOLS OF NATURE!!!
Вы понимаете, это не просто слэшер. Вот вы все угараете по Киберпанку 2077 и Киану Ривзу, да? Но еще задолго до Секиро была игра-манифест стиля катаны, парирования и блоков (который гораздо SSS-снее, чем в DMC). Она была короткой, но я там потерял сотни часов. Текст сделал при поддержке нейросетей, о который я даже не знаю. Но и правильно! Ведь это Metal Gear Rising: Revengeance — игра про киборгов-самураев или ниндзя?! Это игра, где не надо искать смысл. Кстати, как вам название статьи? Похоже на Игроманию?
Райдэн — из презираемого героя в икону убийственной философии
Райден появился, как замена Снейку еще во второй части серии MGS. Его ненавидели за то, что он — какой-то блондин в латексе. И больше похож на девочку, а не на брутального шпиона. Затем он возвращается в MGS 4, чтобы порвать вселенную на куски. Литературно и пафосно по-японски.
Он больше не пытается быть как Снейк. Он превзошёл его в скорости, решимости и чистом гневе. В катсценах нам показывали, как он в киберкостюме типа из первой части (потом он будет доступен в Rising) разрезает пространство, роботов и что-то еще. Но только в Rising теперь вы сможете нарезать метал гиры самостоятельно в стиле анимэ.
Мне лень рассказывать сюжет всей серий, там типичные ЧВК Реданы пытаются захватить мир. C отсылками на кино из 80-х и 90-х. Скажу лишь, что глав герой Райден страдает шизой и мнит себя Джеком-Потрошителем в особо тяжелых случаях. Так как его так и называли в детстве за жестокое поведение на войне, потому что он СТРАДАЛ от жестокой эксплуатации в армии (он ребенок-солдат) и резал всех направо и налево, а теперь этим будете заниматься вы с помощью суперкатаны.
Геймплей: катана — это продолжение твоей воли
Ты не просто машешь мечом. Ты разделяешь врага по молекулярной воле. Или на уровне бога грома? В замедлении. В воздухе. С акцентом на жестокую поэзию. У Райдена с его электрокатаной и каблуками даже есть возможность “присоединить” оружие к ногам!
Ты хочешь — ты режешь
В самом начале игры, в прологе, где у Райдена даже костюм попроще, нас заставляют убивать гигантского Metal Gear RAY — босса из предыдущих частей. Именно там под крики ROOOOOLS OF NATURE! вы голыми руками с катаной блокируете и отрезаете его массивные руки-пилы или клешни, не знаю.
Ключевая механика Zandatsu — режим свободной и точечной нарезки/расчлененки чего угодно. Но он нужен не только ради добиваний или тотального урона! С его помощью вы также хилитесь! Если Райден разрежет в одном нужном месте киборга, он сможет достать его спинные мозги или печень и поглотить HP и MP. Сильных врагов вначале нужно хорошо отделать иначе не получится провести экзекуцию. Существуют также нюансы, что можно из стелса сразу ваншотнуть врага или при оглушении, эффект тот же.
Боссы, POWER и MOTIVATION
В прологе появляются два будущих (трупа) босса из враждующего ЧВК Desperado, которые портят Райдену всю миссию по спасению политика. Их пафосно назвали в честь ураганов/тайфунов — Ветров Разрушения. Кроме Самурая Сэма ( а нет, он там тоже крутой бразильский ветер), который пока еще покруче РОйдена машет японской бритвой смерти. Вот Бразильский Самурай нашему Райдену и отрезает руку с фразачками: ты не готов, в стиле фильмов Куросавы.
Я видел и читал, что тут происходят прямые параллели с Данте и Виргилием из DMC: один учит другого, мотивирует стать сильнее и игра тебя стебет, что ты лох, а не бог. Но у Сэма ладно навыки боя лучше, так еще и катана кибернетичнее, со взрывами и курком.
Как в голливудских боевиках бывает: злодей отпускает главного героя прокачаться и становится сильнее, чтобы его потом убить. Хотя, якобы Райдена спасает пулемет, но кто в этом поверит?
В чем смысл?
На первый взгляд — просто экшен под j-rock и пародия на президентов США. Киборг режет других киборгов, всё взрывается, пафос на максималках. Но под этим летающим металл-цирком скрывается антипропаганда войны. Кодзима гений, все дела. Во всех частях MGS так. Прямо как если бы Гринпис и Красный Крест снял фильм как у Майкла Бэя.
В Rising война — не подвиг, а фриланс. Или просто бизнес. Где тебя не спрашивают, хочешь ты или нет — просто отправляют резать. Как будто это доставка пиццы, только вместо еды — это мозгами детей, а ты — нож.
Да, ты режешь всех подряд. Но подожди. В середине игры Райден ловит прозрение, как будто перечитал Талеба в оригинале. Он вспоминает, что он не герой, а тот самый Джек-Потрошитель, мальчик с мечом, которого взрослые кинули в ад. Только теперь он в блестящих каблуках и с электрокатаной.
Вот где становится ясно: Rising — не стильная бойня, а протест против тех, кто делает войну красивой. Игра не романтизирует насилие, она троллит тебя за то, что ты кайфуешь от него. Пока ты смеёшься над пафосными позами Райдена — где-то за кадром кто-то теряет конечности. И получается, что все равно участвуешь в стильной войне роботов и киборгов.
Сенатор Армстронг: когда боссфайт превращается в философский манифест
Сенатор Армстронг — это не просто финальный босс. Это политическая притча, философский Лев Толстой хардкора, мем с кулаками, которыми он выбивает из тебя не только последние HP, но и веру в гуманизм. Это момент, когда ты вдруг понимаешь: боссфайт — это не просто пик сложности. Это избирательный участок, а ты — бюллетень, которым швыряют в мусорку.
Он — локомотив на наномашинах. Мем, идеология, TED-лекция на кулаках.
I PLAYED COLLEGE BALL, YOU KNOW!
Он произносит это с такой уверенностью, будто это объясняет всё: смысл жизни, твои поражения и курс доллара и гос долг США. Ты не понимаешь, как это связано с боем, но почему-то чувствуешь, что проиграл — глубоко внутри.
NANOMACHINES, SON!
Я слышал эту фразу 70 раз за вечер. Каждый раз — с новой болью в теле Райдена и в моей душе. Это не просто реплика — это молот философии, который Армстронг вколачивал мне в мозг. Он не просто бил — он доказывал. Он не просто ломал — он убеждал. Кто-то говорил, что игра легкая? Но не при первом прохождении, когда не знаешь, как убить без ютуба всех боссов. Или при получении ачивки: пройти всех боссов без урона на харде.
THE STRONG WILL SURVIVE!
Ты сначала хочешь возразить. А потом ловишь себя на мысли, что уже третий час пытаешься просто выжить. И проходишь все стадии принятия:
- Отрицание — Ну он не может быть таким жёстким...
- Гнев — ЭТО НЕ БОСС, ЭТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТАЛЛОАПОКАЛИПСИС!
- Торг — Если я его пройду — больше никогда не буду шутить про Америку
- Депрессия — Мне больше не нужна жизнь вне этого боя
- Принятие — Да, я буду страдать. Но красиво
Он говорит, пока ломает тебе кости. Уверенно, спокойно, методично. Как будто он не сенатор, а последний философ в мире. И каждый его аргумент — это удар по печени и по убеждениям.
Я выключал игру, шёл пить чай, возвращался — он всё ещё там. Ждал. Улыбался. Говорил без слов:
Ничего, сынок. У тебя просто не хватает… наномашин
Этот бой — не просто геймплей. Это испытание личности. Армстронг проверяет не только твои навыки, но и твою моральную выносливость. Ты приходишь на бой как геймер — а выходишь как ветеран философской войны.b Это не бой. Это манифест сумашествия. Это экзамен по выживанию и политической философии, где преподаватель — мутировавший Фридрих Ницше в костюме от Brioni.
И на мгновение я подумал:А может, мне в политику надо? Записаться в зал. Говорить лозунгами. Бить плечом.Жить с квадратным прессом и квадратными убеждениями. С тех пор каждый раз, когда я вижу, как Трамп снова побеждает — я вспоминаю Армстронга. Те же интонации. Та же уверенность. Та же энергия, от которой не увернёшься. Только без наномашин. Хотя кто знает?
Армстронга просто срисовали с реальных сенаторов.
Музыка: ты живёшь в песне
Каждая драка — это не просто бой, а спектакль под металл.
Треки начинаются как фон — а потом взрываются вокалом, когда ты максимально заряжен. Такого синхрона с битвой не было больше нигде, лучше один раз послушать.
Вывод: эта игра — хардкорная опера о свободе
Да, Metal Gear Rising — короткая. Да, местами ломает тебе мозг и пальцы. Но это дистиллированный игровой кайф. Это гимн управляемому хаосу и идеям, за которые стоит драться. И в нее просто прикольно играть.
А вы говорите DMC. А вы говорите Sekiro. На самом деле самый сложный босс это Монсун или Сэм, а не Армстронг. Если включить все другие уровни сложности.