Clair Obscur: Expedition 33 - Когда безумцы становятся богами

Привет всем — это мой первый пост на DTF, до этого я никогда не писал обзоры или рецензии, но после прохождения Clair Obscur мне захотелось поделиться некоторыми своими мыслями и заключениями с другими геймерами. Хочу прорефлексировать с вами сюжет и концовки нашумевшей Clair Obcur Expedition 33. Расскажу, почему я считаю семью Дессандр психами и маньяками, почему концовки всё нафиг обесценивают и как бы это всё могло закончиться более менее хорошо.

Я прекрасно понимаю, что именно хотели сказать создатели и сценаристы (не живи прошлым, не создавай иллюзий, принимай реальность, как бы больно ни было и т. д.). Однако подано всё это очень сомнительно на мой взгляд.

Оговорюсь: игра мне понравилась, и я считаю, что действительно она заслуживает своих высоких оценок и похвал. Однако это не означает, что игра лишена недостатков (как и всё вокруг). Я не буду затрагивать геймплейные, визуальные и технические аспекты — только сюжет и персонажей. Предупреждаю: будет много спойлеров. Это не обзор в привычном понимании, и он рассчитан на людей, уже знакомых с сюжетом. На этом со вступлением заканчиваю.

Жизнь внутри матрицы

Пожалуй, самый спорный для меня момент в этой игре. Признаюсь, я был глубоко разочарован тем, что действо на самом деле происходит в «виртуальном» мире. Первая причина — это дешёвый, банальный, заезженный вотэтоповорот. Если вам не 15 лет и вы регулярно играете в игры, читаете книги или смотрите кино, то этот твист вас никак не удивит — мы видели подобное уже много раз. В Матрице, у людей были реальные тела в реальном мире, а их разум был подключен к виртуальной реальности. Здесь же это просто выдуманные, нарисованные, сфантазированные персонажи (скорее всего — игра не даёт ответа, есть ли у жителей Люмьера реальные прототипы). Второе — это ломает, меняет настроение и атмосферу игры. Поясню, что я имею в виду. В начале игры тебе даётся простая цель — спасти людей от геноцида художницы. Ты отправляешься в эпичное приключение по спасению мира, полное опасностей и тайн, а по итогу всё это оказывается мелочью перед локальным семейным конфликтом?! Знаете, я не очень чувствительный человек, но пролог игры меня реально тронул — задал настроение, чувство какой-то меланхоличной обречённости и трагедии. Не помню когда в последний раз завязка сюжета в играх меня так интриговала. А финал второго акта всё это просто слил в унитаз. Какой смысл переживать о смерти Гюстава (да и вообще всех остальных), если волшебница-художница может парой лёгких взмахов руки всех воскресить? В игре обесценивается смерть как таковая — её не существует на самом деле, потому что всё происходит в виртуальном волшебном мире, где бытие подвластно воле художника. Печально осознавать это на фоне начального нарратива а-ля: «Завтра наступит! За жизнь! Не сдадимся судьбе и проложим себе путь в светлое будущее!». Ха-ха — не проложите, ведь вы просто каляки-маляки внутри детской картинки.

Страдаешь сам — заставь страдать и других

Я не просто так назвал семью художников психами. Давайте разберём всё по порядку. В семье случается трагедия — гибнет один из детей в пожаре, а другой получает ужасные увечья. Печально? Да. Ужасно? Без сомнения. Жалко этих людей? Если вы не лишены эмпатии, то да. Мать семейства не может смириться с потерей сына, находит его детский волшебный рисунок, в котором осталась частичка его души.

Здесь немного остановимся и подумаем: а откуда эта частичка души там вообще взялась? Окей, игра про художников и творчество. Обычно говорят, что художник вкладывает частичку своей души в каждое своё произведение, так что предположим, что здесь это работает буквально. Кстати, художники ведь зарабатывают продажей своих картин? Получается, что все нарисованные персонажи внутри картин и все эти частички душ художников — предмет продажи, декора? Никто не задумывается о том, что там, внутри, живут люди с реальными чувствами и эмоциями, и они имеют какие-то права? Холсты, внутри которых они живут, могут в любой момент уничтожить, зарисовать, продать. Как мы видели в конце игры, частица реального Версо — ядро картины — устала рисовать и хочет покоя. А если художник, допустим, не доволен своей работой и решил её выкинуть на помойку, частица его души будет вечно страдать? Вопрос остаётся открытым. В игре эти темы никто серьёзно не обсуждает и над ними не рефлексирует. И это большое упущение, потому что игра вроде как имеет взрослый, серьезный сюжет, но обсуждение действительно серьёзных тем по большей части оставляет за скобками, выдвигая на передний план слёзы и пустые страдания.

Вернёмся к сюжету: мать проникает в мир внутри картины, создаёт там бессмертную, нестареющую копию своей семьи и живёт с ними, собираясь остаться там навечно. Не буду рассуждать об эскапизме и о других вещах, которые подаются прямо в лоб. Мать воссоздаёт свою дочь Алисию с обожжённым лицом и горлом и без глаза — как в реальности, хотя могла сделать её физически здоровой. То есть она обрекла копию своей дочери на вечную жизнь с физической неполноценностью и болью. Не кажется ли вам, что нормальный человек так не поступит? Вроде как жителей Люмьера тоже создала Алина. Получается, что своих деток и мужа она создала бессмертными, а всем остальным позволила умирать от старости, болезней и несчастных случаев. Далее отец семейства врывается в картину, чтобы вытащить оттуда свою жену. Случается разлом, появляется монолит, Люмьерцы оказываются где то далеко в море, художница начинает рисовать числа, и раз в год случается гоммаж. По ходу игры выясняется, что на самом гоммажит всех Ренуар, а не художница. И вот представьте милый дедок, любящий своих детей и жену и который хочет для всех только лучшего, убил 67 поколений людей, которые перед этим с самого рождения знали дату своей смерти, знакомых, друзей и детей. Понимали ли Ренуар и Алина, что от их действий по- настоящему страдают нарисованные человечки? Я думаю да, просто им глубоко плевать на любую боль, кроме своей. Дальше больше. В картину проникает старшая дочь Клеа и создаёт там невронов. Для чего? Для того чтобы они убивали, кромсали, резали, топтали, жрали и иным жестоким бесчеловечным способом лишали жизни несчастных экспедиторов. Всё это на благо семьи конечно же.

Концовка Версо : под грустную музыку семейство стоит около могилы своего сына и наконец воссоединяется. Испытывал ли я к ним какое то сочувствие или радость оттого, что их конфликту пришёл конец? Нет. Это семья моральных уродов, которая обрекла на страдания и жестокую смерть кучу народа из за своих семейных разногласий, трагедий, психологических проблем и неспособности договориться. Для меня такое не могут оправдать никакие обстоятельства. И я не считаю, что они заслужили хороший финал.

Утром рано два барана повстречались на мосту

Вообще неспособность договориться членов семьи главгадов наиболее отчётливо прослеживается в финале игры, когда мы стоим перед двумя концовками. Версо хочет забытия, он устал жить. Маэль/Алисия хочет вечно жить с ним и друзьями в волшебном мире. И всё, никаких компромиссов, уступок. Игра предлагает нам две крайности : окончательное уничтожение холста, либо полное забытие Алиси в виртуальном мире, и как итог ее смерть в реальном. Разберём для начала позицию Версо. Да окей, он понял эту жизнь, она ему уже надоела, он хочет наконец-то помереть. Это вполне можно понять. Но зачем тянуть с собой Люне, Сиэль, Эскье, Моноко и всех остальных. ОНИ хотят жить. Их не спросили хотят ли они появляться вообще в этом виртуальном мире. Их просто в нем создали и все. Теперь Версо не спрашивает их, а хотят ли они раствориться в небытие - ОН не хочет жить, а на всех остальных плевать. Моральное уродство Версо проявляется не только в этом. Помните смерть Гюстава? Так вот Версо мог его спасти, это выясняется в одном из диалогов в лагере. Зная, что его сестра в реале страдает от травм и потери близкого человека, он позволяет ей пережить потерю ещё раз в виртуале. Мотивация его состояла в том, что если бы Гюстав остался жив, то Маэль бы ни за что не согласилась помочь стереть холст. Ну во- первых, Гюстав единственный, кто смог бы её уговорить сделать это - если бы он знал, что его любимая сестра/дочь может умереть, надолго оставаясь в картине. Во- вторых, смысла в этом нет вообще, потому что она его может воскресить. А помните, как Версо плакал, когда реальная Алисия стерла нарисованную (в одном из квестов) ? Плакал и причитал, потому что ему не дали возможности с ней попрощаться и отговорить её от этой идеи. Так вот в своей концовке он такой возможности так же не дал никому. Не отходя далеко от затронутого квеста. Как я уже сказал реал Алисия стерла нарисованную. И сделала она эта безжалостно с каменным лицом (перед этим отпинав в босс-файте), она даже не задумалась о чувствах Версо, потому что так было правильно. Но когда Версо со слезами на глазах говорил ей , что хочет смерти, она и не подумала этого делать. Как видите персонаж Маэль/Алисии тоже не лишён мерзотности. Вообще, Алисия в своей концовке все же пошла на некоторые уступки Версо, мы видим как он постарел, так что вроде он может умереть от старости. Единственная проблема этой концовки состоит в том, что Маэль сидит в этом мире нон-стопом без перерывов. Я не могу понять - в чем проблема уйти оттуда на пару дней, восстановиться и вернуться, тем более нам же показали, что у неё есть способность останавливать время в виртуальном мире, так что она ничего не пропустит. Она ведь хочет жить там в окружении близких долго и счастливо, но этого не выйдет, если она не будет отдыхать от холста. Неужели это что-то невероятно сложное для понимания в 30 лет? Да, вы все правильно поняли - 15 лет прожила как Алисия и ещё 15 как Маэль, итого духовный возраст персонажа 30 лет (так что можете не переживать о том, что за вами придёт ФСБ охохохохо). Как мы видим, все члены семьи Дессандр - это эгоисты, лицемеры и садисты, руководствующиеся только своими желаниями и переживаниями.

А остальные?

К компашке нарисованных челиков у меня вопросов нет. Каждый из них по- своему очаровательный персонаж. Густав и Люнэ - мои любимчики. Больше мне тут добавить нечего.

Что по итогу?

Как я уже сказал во вступлении - игра восхитительна. Я провёл в ней 87 часов, я зачистил всю карту, убил всех боссов - Симона и Клеа в том числе, закончил игру на 99 уровне на первом прохождении и убил Ренуара с трех тычек с руки. Но я так же считаю сюжет игры самой слабой её частью. Обидно, потому что у завязки истории был огромный потенциал. А ещё невероятно обидно за Гюстава, Люнэ и Сиэль, чья значимость для сюжета оказалась околонулевой. Они в этой истории ничего не решают, ничего не значат и служат лишь фоном для семейных распрей.

22
8
2
83 комментария