Впервые прошёл GTA IV в 2025 году (часть 1)
GTA IV - самая противоречивая игра в серии Grand Theft Auto. За первые сутки с начала продаж игра разошлась тиражом в 3,6 млн копий на сумму в 310 млн $. И это при том, что её бюджет составил 100 млн $. За столь успешный старт игра вошла в книгу рекордов Гиннеса. GTA IV сделала огромный скачок в графике, физике и проработке мира по сравнению с прошлой игрой серии - GTA San Andreas.
При этом общественность да и сами RockStar признают игру не самой удачной. Для серии GTA типичны фановые игры, но геймеры получили самую серьёзную игру во франшизе. GTA V была словно исправлением "ошибок" GTA IV, которые, на мой взгляд, ошибками и не являются: упрощена физика, убрана серьёзность, уменьшен реализм, упрощены мелкие детали и др.
Недавно игре исполнилось 17 лет, и я прошёл её впервые. В этом обзоре я постараюсь изложить своё видение игры, её историю, преимущества и недостатки. Во второй части обзора я расскажу об эпизодах из Либерти Сити.
Поскольку игре уже 17 лет, в обзоре будут спойлеры!
Разработка и выход.
RockStar приступили к разработке GTA IV в 2004-ом году, сразу после выпуска San Andreas`а. Сначала было решено делать игру на том же движке - RenderWare. Однако вскоре RockStar поняли, что в таком случае их наполеоновские замыслы будут ограничены возможностями движка. Поэтому был создан новый знаменитый движок RAGE, на котором RockStar впоследствии выпустят GTA V, RDR 2 и грядущую GTA VI. В него была интегрирована Euphoria, давшая игре столь передовую физику, что даже GTA V не смогла её переплюнуть.
Почему планы разработчиков оказались наполеоновскими? Из утечек RockStar, которые стали известны лишь несколько лет назад, нам известно, как должна была выглядеть первоначальная версия карты. Не секрет, что прообразом Liberty City стал город Нью-Йорк. Однако разработчики хотели добавить целый штат Нью-Йорк, а его площадь в 200 раз больше площади города! Признаться, эта идея и на сегодняшний день выглядит грандиозной; неудивительно, что в 2004-ом году от неё отказались.
Благодаря вырезанным аудиофайлам и анимации удалось узнать, что Нико мог заходить почти во все рестораны и даже покупать мороженое на улице. До финальной версии это не дошло.
Прообразом главного героя - Нико Беллика - стал российский актёр Владимир Машков, а именно - его образ в фильме "В тылу врага" 2001-го года. RockStar предлагали Владимиру стать голосом Нико, но он отказался. Скорее всего, Владимир просто не понял, в чём ему предлагают участвовать.
29 марта 2007-го года вышел первый трейлер игры. Он длится одну минуту, и большая часть хронометража посвящена демонстрации города - Либерти Сити, в котором уже разворачивались действия одной из частей GTA.
Второй, третий и четвёртый трейлеры были посвящены Нико Беллику, главному герою. Они демонстрировали обновлённую графику, физику, город в целом.
29 апреля 2008 года игра вышла на консолях, а в декабре - на ПК. Как упоминалось в начале, за первый день продаж игра трижды окупилась. За неделю она собрала 6 млн проданных копий.
Из-за хорошей графики что консоли, что ПК тянули игру с трудом. Так, если Xbox 360 ещё выдаёт стабильные 30 фпс, то PS 3 лишь изредка дотягивает до этог уровня.
ПК-бояре же мучались с Games for Windows Live (GFWL) - мертворождённой приблудой Microsoft для игр. Чтобы играть в GTA IV, нужно было зарегистрироваться там, а также в Social Club. Для этих же действий нужен доступ к интернету, а в 2008-ом году он был ещё не у всех. Но даже при его наличии регистрация на этих площадках происходила криво. Да что там регистрация: установить игру с лицензионного диска на ПК без танцев с бубном получалось лишь у счасливчиков. Интернет помнит многочисленные инструкции того, как деактивировать GFWL. Благо, в 2020-ом году (спустя 12 лет) разработчики сделали это сами, и стимовская версия работает без GFWL.
Впрочем, это не помешало игровым журналам и обзорщикам поставить игре наивысшие оценки.
Сюжет
Нико Беллик - серб по национальности - приезжает в Либерти-Сити к своему брату Роману, который живёт тут уже 10 лет. В электронных письмах он уверял, что смог осуществить американскую мечту: у него есть дорогие автомобили, роскошная квартира, "Барбара с большими титьками, которая сосёт, как пылесос". На деле же выясняется, что всё это - ложь; Роман владеет таксопарком, живёт в простенькой квартие с тараканами, водит дешёвую машину, проигрывает деньги в азартные игры, из-за чего имеет проблемы с бандитами.
Над Романом стоит Владимир Глебов - местный бандюган. Роман задолжал ему денег, и, дабы откупиться, мы выполняем несколько заданий Влада, суть которых - убить кого-нибудь за деньги. Роман и Влад ухаживают за одной девушкой - Мэлори. Дабы защитить честь брата, Нико убивает Владимира.
Об этом становится известно Михаилу Фустину - человеку, стоящему над Владом. Он похищает Романа и Нико и заставляет нашего ГГ работать на себя, также убивая людей за деньги. Так мы попадаем в криминальный мир.
Михаил Фаустин из-за наркотиков слетел с катушек: он ведёт себя агрессивно, убивает людей, не хочет "играть по правилам" жизни. Поэтому его коллега - Дмитрий Раскалов - предлагает нам убить Михаила. Мы выполняем его просьбу, но затем узнаём, что Дмитрий нас подставил. Он назначил нам встречу, куда пригласил десятки головорезов, пытавшихся нас убить. Затем он сжёг квартиру и таксопарк Романа. Нам ничего не остаётся, как переехать в другой район Нью-Йорка.
Из-за этого наша необходимость в деньгах только увеличилась. Теперь мы сотрудничаем с ещё большим количеством бандитов, которые платят нам за убийства других людей. В сущности, 80% игрового процесса сводится к тому, что мы находим "работодателя", который заказывает чьё-либо убийств и платит нам за выполненную работу. Одна из главных целей игры - отомстить Дмитрию Раскалову.
Другая цель тоже связана с местью. Нико - ветеран Косовской войны. На одной операции была убита группа его сослуживцев, выжили лишь три человека: Нико, Флориан Кравич и Дарко. Нико знает, что один из них - предатель, сливший врагу местонахождение группы. Флориан живёт в Либерти-Сити, и Нико уверен, что именно он предал боевых товарищей. Ради мести Флориану Нико переезжает в США.
Что можно сказать по сюжету? Он весь завязан на мести. Приходя к заказчикам убийств (нашим "работодателям"), мы, помимо денег, просим их разузнать информацию сначала о Флориане Кравиче, затем - о Дарко.
Любопытна идея милосердия. Убив Дарко, оказавшегося настоящим предателем, Нико не чувствует ничего, хотя именно мести он жаждал десять лет. Особенно интересно, что вскоре после этого нас вновь ставят перед выбором о мести: пойти с Дмитрием на сделку или убить его? Зная, что в первый раз месть ни к чему не привела, невольно думаешь о сделке...
Что мне не понравилось, так это однообразие. Мы приходим к человеку N, он даёт нам задание на убийство, мы убиваем человека и получаем от N деньги. У каждого N есть несколько таких заданий. Это выглядит действительно однообразно, но не могу сказать, что игра мне наскучивала. Разъезжая по городу, я узнавал новые места, улучшал навыки вождения и стрельбы, опробировал новое оружие.
Оригинально выглядит единственная миссия с ограблением банка. Мы получаем 5 звёзд от полиции, которые в реальной игре заработать почти невозможно (я и четыре звезды получил лишь пару раз, и то намеренно); ведём перестрелку с копами и спецназом на улице, в метро, в переулках. Ну и главное - в конце мы получаем 300 000$.
Кого раскрыли мало, так это Кейт - главную пассию Нико Беллика. По сути, мы видимся с ней раза три за всю игру, и то мельком; впрочем, Нико этого хватает, чтобы влюбиться в неё. Конечно, мы можем звать её на свидания, что совсем не обязательно делать. Из-за плохо прописанной связи с Кейт её смерть (если мы выберем месть Дмитрию Раскалову) не кажется трагичной.
В целом, сюжет я могу похвалить. Главное - проходить его последовательно. Одновременно нам доступны миссии от разных людей, но у каждого их них заготовлено для нас несколько заданий. Лучше пройти все задания от N, потом все задания от X, Y, Z и так далее до конца игры.
Геймплей
Начну с недостатков. В игре есть такая механика, как взаимоотношения с друзьями. Если рейтинг дружбы достигнет 80% или выше, у каждого друга нам откроется какое-то преимущество: покупка оружия по скидке (Малыш Джейкоб), возможность вызвать бесплатное такси (Роман), возможность покататься на вертолёте (Брюси) и т.д. Чтобы поднять уровень дружбы, нужно проводить время вместе: ходить в боулинг, бар, клубы и др.
Чтобы это сделать, нужно позвонить приятелю и пригласить его, например, поиграть в дартс. Проблема в том, что друзья сами могут позвонить нам и пригласить провести время вместе. Делают они это в самый неподходящий момент: например, когда я уже приближаюсь к месту для начала сюжетного задания. Если мы откажем друзьям или проигнорируем звонок, то процент дружбы уменьшится, что для нас невыгодно. Даже больше: если мы просто опоздаем на встречу, друг всё равно обидется на нас!
По этому поводу в англоязыном Ютубе даже есть мем: "Niko, It`s Roman. Lets go bowling!". К середине игры я нашёл способ, как это "вылечить" - нужно включить спящий режим на телефоне, и нас вообще никто не будет донимать звонками.
Следующие два минуса я объединю в один. По ходу игры мы заработаем несколько сот тысяч долларов. на что их можно потратить? На оружие, еду (максимум - 5$), одежду... Всё. В игре просто некуда тратить деньги. Да и оружее менее разнообразное, чем в GTA V или San Andreas.
По окончании же игры в ней нечего делать. Любители получать все достижения или проходить игру на 100%, конечно, найдут, чем заняться, но это будет скучным набиванием достяг. И если победа в 20-ти гонках (скучных гонках с тупым искусственным интеллектом соперников) ещё терпима, то, простите, отстреливать 200 голубей ради ачивки я не собираюсь... Да, был ещё онлайн-режим, но главное слово - был, ибо разрабы его вырезали из игры.
Другой, но несущественный недостаток - недоразвитые механики. Так, в одной из начальных миссий нам предложили взять камень и разбить им стекло магазина. Это был первый и последний раз, когда я использовал механику поднятия и бросков предметов в GTA IV, ибо её больше негде использовать.
Странно выглядит механика парковки автомобилей. Перед квартирами, где живёт главный герой, есть специально отведённая зона для парковки автомобилей. Если мы прикаркуемся там, то впоследствии машина всегда будет ждать нас на месте. Но это если не использовать эту машину. А что если мы нашли или купили дорогой спорткар, поехали на нём на задание, в ходе которого нужно пересесть на мотоцикл, грузовик или другую машину? Всё, спорткар мы больше не увидим.
Если физику NPC все заслуженно хвалят (спасибо Эйфории), то с физикой транспорта получилось спорно. С одной стороны, у нас самая реалистичная физика машин в серии GTA, а, по мнению некоторых, и во всей игровой индустрии. Каждая машина управляется и ощущается по-своему, к механике управления нужно привыкать не один час.
Но не просто так в GTA V физика машин была изменена от реализма в сторону удобства. Что важнее: получить удобный или реалистичный транспорт? Каждый ответит на этот вопрос по-своему, и очень интересно посмотреть, что выберут RockStar в шестой части серии. Лично для меня первичнее удобство. А что до физики мотоциклов, то она отвратительна и нереалистична!
Но хороша реалистичная физика ещё не только вождением, но и поломкой машин. Каждый удар по авто наглядно отражается на нашей тачке; при сильном ударе машины мнутся сильно, а Нико вылетает из лобового стекла автомобиля.
Что мы делаем, когда едем в машине? Конечно же включаем радио, а лучшая радиостанция в игре - Vladivostok FM. Как я говорил, Нико Беллик - серб, но списывался он с русского актёра. Потому в игре много всего русского, например, радио с русскоязычными песнями. Оно пережило два периода: с 2008 по 2018 год на Vladivostok FM звучали "оригинальные" песни, а по истечении срока лицензии их заменили на другие. Поклонники классической радиостанции создали отдельный мод, возвращающий былую музыку: Ранеток, Кино, Зверей, Сплин и т.д.
Другой русский элемент - район Хоув-Бич, где и начинается игра. Он является аналогом Брайтон-Бич - русскоязычного района Нью-Йорка. В игре слышна русская речь у прохожих на улицах, у таксистов, у некоторых персонажей (Михаил Фаустин, Дмитрий Раскалов, Влад и др.) Причём озвучка не на ломаном, а на очень хорошем русском языке. В этом районе много вывесок на русскоя языке, включая знаменитый магазин одежды "Новинки последней моды", где продают спортивные костюмы Adidas и шапки-ушанки.
В игре есть возможность зайти в интернет-кафе для выхода в сеть Интернет. Там мы, в частности, можем зайти на сайт знакомств и познакомиться с несколькими дамами. Их можно водить на свидание или трахать. Каждая девушка обладает "суперспособностью": одна способна лечить наше здоровье по телефонному звонку, вторая может снять звёзды розыска (если их не больше 3-х) и т.д. Лично я обошёл эту механику стороной: игра к ней не подталкивает, да и без них сюжет проходится спокойно.
Моды
Отдельная часть геймплея - моды. Так уж вышло, что в ГТА 4 нельзя нормально поиграть без минимального набора модов. Игра выпущена в далёком 2008-ом году, и потому она работает на устаревшем DiretX 9. Это приводит к статтерам и неполной загрузке GPU, что ухудшает игровой процесс.
Проблему непхоло решает DXVK, переносящий игру с DiretX на Vulkan. Он работает не только с GTA IV, но и с другими играми. Я не обнаружил роста FPS, но вот видеокарта начала загружаться на 100%, а статтеры пропали.
Другая проблема - отсутствие любого сглаживания. Эту и другую проблему помогает решить FusionFix.
А вообще рекомендую посмотреть какое-нибудь видео или прочитать гайд про моды. Например, можно неплохо улучшить графику; поскольку игра старая, переживать за уменьшение производительности не стоит: даже на среднем ПК в 1440p она GTA IV будет идти хорошо.
Отмечу, что за счёт модов игра сегодня выглядит наиболее выигрышно именно на ПК, а не на консолях. Дело в том, что GTA IV вышла на XboX 360 и PS 3 и не была портирована на консоли новых поколений. Из-за этого на консолях она действительно застряла на уровне 2008-го года, работая в 720р и дай Бог 30 фпс.
С компами же всё проще. Ставишь высокое разрешение, максимальные настройки, улучшаешь графику модами и играешь с приличным ФПС (зависит от видеокарты).
Пару месяцев назад ходили слухи о разработке ремастера для ГТА 4. Пожалуй, из всей серии именно четвёрке ремастер нужен больше всего. Но пользователи холодно приняли GTA Trilogy, да и сейчас все силы направлены на разработку шестой части серии. Непонятно, когда выйдет ремастер и выйдет ли вообще.
Итоги
GTA IV - отличная игра. Если по каким-то причинам вы в неё не играли - рекомендую пройти. За счёт передовой физики, интересного сюжета, "русской темы" она зайдёт многим геймерам.
8,5/10