«Гей, славяне!» Ультимативный гид по свежим играм в славянском сеттинге
Часть 1: новейшие вышедшие проекты
Привет, я разработчица визуальной новеллы «Волшебная свадьба гусляра Ивана». Больше года мы с командой делаем нашу новеллу о романтических приключениях русского барда в фентезийном великом Новгороде. В последнее время натиск славянских игр на индустрию усилился, а мы и рады!
Игры «про славян» выходят чуть ли не каждый месяц. Я слежу за всеми проектами по этой теме и радуюсь их успехам. А сегодня решила поделиться с вами списком тех, которые мне показались самыми интересными и значимыми. Читайте, смотрите, покупайте!
Нашу новеллу тоже не обделите вниманием. Через пару недель у нас выйдет демка:
Оглавление:
Пару слов о критериях сеттинга
«Славянский сеттинг» — понятие растяжимое. Каковы рамки этого явления? Я ориентируюсь на два критерия — чтобы попасть в список, игре достаточно подпадать под любой из них.
Во-первых, это хронотоп. Действие игры должно происходить в землях восточных славян в допетровские времена, т.е. до XVIII века. Именно это время ассоциируются с традиционной культурой.
Во-вторых, это использование фольклорных мотивов. Если игра напрямую обращается к фольклору восточных славян, то я тоже помещаю ее в категорию «славянский сеттинг». Так, например, в список попала «Черная книга», хотя формально ее действие происходит в XIX веке.
Я не включила в этот список игры про викингов, хотя в ранний период русской истории — IX-XI века — русская культура — это, считай, варяжская культура. Просто викинги — такой популярный и самостоятельный сеттинг, что его нужно рассматривать отдельно.
В список не включены слишком нишевые, малозаметные и просто ерундовые проекты — не стоят они вашего внимания. Также не упоминаются древние игры вроде «Князя» (1999) — пусть с ними разбираются археологи. Наконец, не включены проекты, совсем уж на тоненького связанные со славянами, типа Selfloss.
Для каждой игры я определила уровень славянистости. Это не оценка качества игры — только мое субъективное ощущение того, насколько игра интересно и продуманно работает со славянской тематикой. Она включает в себя не только лор, но и общую атмосферу и ощущение от погружения в сеттинг. Низкий уровень славянистости не означает, что игра плохая! Он означает только, что славяне в игре довольно далеки от славян реальных.
В этой статье речь пойдет о недавно вышедших проектах, а о готовящихся расскажу во второй части.
Ну, с богом.
Василиса и Баба Яга
Жанр: 2D-адвенчура с видом сбоку
Разработчик: Baba Yaga Games
Год выхода: 2024
Сюжет: Злая мачеха отправляет падчерицу Василису к Бабе Яге, чтоб та её съела, но у Василисы есть подаренная матерью волшебная куколка. Если куколку покормить, она поможет преодолеть все преграды и благополучно вернуться домой.
Чем интересна: геймификация одной из самых известных русских сказок и настоящий авторский арт-проект, созданный сотрудницами петербургского кукольного театра. Визуал игры отсылает к советской перекладной анимации в духе «Ежика в тумане», саундтрек сочетает народное пение и бодрые современные биты (аудитория очень хвалит). Рассказчица комментирует историю на южнорусском диалекте. Волшебство!
Геймплей: продвижение вперед и несложные битвы с фольклорными существами.
Уровень славянистости: практически дословный фольклор, но в виде игры. Арт и саундтрек привносят свежую постмодернистскую ноту.
9 волшебных куколок из 10.
«Бессмертный: Сказки Старой Руси»
Жанр: карточный рогалик
Разработчик: 1C Game Studios
Год выхода: 2024
Сюжет: Земли Белосветья наводнили чудовища. На борьбу с ними выдвинулся отряд героев: Варвара Краса, Василиса Премудрая, Добрыня Никитич и Алеша.
Чем интересна: игра основана на авторской вселенной художника и писателя Романа Папсуева. В своем сеттинге он соединяет образы из русских сказок и былин и супергеройскую эстетику западного образца. Игра визуально наследует этой стилистике, хотя оригинальные работы Папсуева более детальны и проработаны.
Геймплей: Выбираем героя, составляем колоду, идем громить нечисть.
Уровень славянистости: герои носят имена фольклорных персонажей, дизайн спрайтов отсылает к славянской эстетике, но со значительным фэнтези элементом.
5 единиц урона из 10
Смута
Жанр: 3D экшн РПГ / симулятор ходьбы
Разработчик: Cyberia Nova.
Сюжет: 1612 год. Смутное время. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собирают ополчение, чтобы прогнать поляков с русских земель. На фоне этих драматичных событий князь Юрий Милославский выполняет разные хозяйственные поручения.
Чем интересна: должна была стать нашим Ведьмаком или хотя бы Киндом Кам Деливеренсом, а стала... ну, тем чем стала. И это обидно! Смутное время в самом деле интересное и драматичное. Это отличный материал для масштабной, дорогой и богатой игры. Сколько там можно было прописать разветвленных квестов, сколько неоднозначных моральных выборов и колоритных персонажей! Увы, великая русская историческая экшн-рпг еще ждет своего часа, и я верю, что однажды он настанет.
Геймплей: перемещаемся по локациям, разговариваем с персонажами, иногда машем саблей.
Уровень славянистости: 5 звенящих сабель из 10 — главным образом за аутентичные костюмы и архитектуру Нижнего Новгорода.
Песнь копья
Жанр: пошаговая стратегия с roguelike элементами
Разработчик: Divovision Games
Сюжет: Отряд богатырей раз за разом отправляется в поход, чтобы очистить княжество от нечисти.
Чем интересна: приличная пошаговая боевка для тех, кому нравятся такие штуки. Сеттинг, лор и музыка выглядят вторичными. Нарратив в квестах простенький: «Медведь воет в лесу. Не помочь ли ему?»
Геймплей: прокачиваем отряд, ходим по карте, набредаем на врагов, проводим пошаговое сражение в духе пятых «Героев».
Уровень славянистости: отряд состоит из богатырей, сражаться надо с упырями и русалками. Все просто и честно, но фишечки какой-то не хватает.
5 неожиданных тактических решений из 10
Черная книга
Жанр: карточный баттлер с элементами адвенчуры и визуальной новеллы
Разработчик: Morteshka
Год выхода: 2021
Сюжет: возлюбленный деревенской знатки (то бишь ведьмы) Василисы покончил жизнь самоубийством, но она полна решимости вернуть его с того света. Для этого нужно открыть все семь печатей на таинственной Черной книге...
Чем интересна: Пермская студия Morteshka — паровозик, который смог. Смог создать симпатичный, стильный и действительно самобытный проект. Да, экономия видна на каждом шагу — 3D-локациям не хватает полигонов, сюжет подается через механику 2D-визуальной новеллы, перемещение между локациями происходит через передвижения метки на карте. Но авторы умело выжали максимум из имеющихся средств.
Атмосфера и проработка лора впечатляющая, музыка вызвала у меня ведьмачьи флешбеки, а какие шрифты, а нейминг карт, трав и предметов? Успешная кампания на Kickstarter и хорошие продажи стали авторам наградой.
Геймплей: побеждаем чертей и нежить методом карточного баттлера, делаем сюжетные выборы в визуальной новелле, иногда собираем травку на трехмерных локациях. И конечно, слушаем слушаем студенческий хор Пермского краевого колледжа искусств и культуры!
Уровень славянистости: безусловно лучшее в мире игровое воплощение пермского фольклора.
10 коробов с чертями из 10
Русы против ящеров (обе части)
Жанр: мем-слэшер
Разработчик: the Bratans
Дата выхода: 2023-й первая часть, 2025-й вторая часть
Сюжет: Ящеры богопротивные напали на Землю Русскую. Передовой отряд богатырей, испив байкальской водицы, выдвинулся на снос чешуйчатых кабин.
Чем интересна: гойда, резня, славянский зажим яйцами. Ну помните, помните? Какое-то время после выхода «Русов» российские геймеры только этими фразами и общались. Игра-мем, взрощенная на псиопах из темных глубин интернета, стала неожиданным хитом, задала тренд и породила большое количество подражателей. Недавно обзавелась сиквелом — более качественным, но уже менее популярным, судя по количеству отзывов в Стиме.
Геймплей: устраиваем тотальную резню под бодрящий фонк.
Уровень славянистости: 10 ковшей байкальской воды из 10
Русы не против ящерок
Жанр: три в ряд + порно-новелла
Разработчик: Hue Axis Entertainment
Год выхода: 2024
Сюжет: Он есть, я даже видела его разборы!
Чем интересна: Единственный из эпигонов «Русов против ящеров», который добился хоть какого-то успеха, что неудивительно, учитывая жанр игры. Впрочем, порно-ящерки — это отдельный мем, не связанный напрямую с мемом, легшим в основу «Русов против ящеров». По словам разработчиков, при написании сюжета они опирались на... что бы вы думали? Трилогию «Эдем» американского фантаста Гарри Гаррисона, написанную в 1980-х годах. Книжки те о том, как динозавры не вымерли, а эволюционировали в разумную расу и однажды вышли на контакт с человечеством. Имя главной ящерки Вейнте — оттуда. Вот такое, знаете ли, не хухры-мухры.
Геймплей: собираем в ряд грибочки-ягодки, смотрим порно-сцены.
Уровень славянистости: 10 из 10... ладно, шутка затянулась. Нет там ничего про славян — игра чисто порофлить.
1 раздвоенный ящеричный пенис из 10
Slavania
Жанр: метроидвания
Разработчик: FrostLeaf Games LLC
Год выхода: 2024
Сюжет: Есть подземелья. Есть герой по имени Алеша. У него в руках волшебное копье, которое можно, например, воткнуть в стену и так забраться на высокий уступ. Вперед, Алеша. К приключениям!
Чем интересна: еще одна попытка художественно обыграть эстетику русских сказок — на этот раз с уклоном в китч. Герой бегает по гигантским поганкам и кремлевским зубцам, отбивается от медведей с березовыми поленьями, встречает всевозможных баб яг и птиц гамаюн. Все это под бодрый драм-н-бейс. Недавно вышло ДЛС «Сила драма» где засветился сам царь древнерусского драма Нейромонах Феофан.
Геймплей: прыжки, уклонения, подтягивания и прочие гимнастические элементы.
Уровень славянистости: шрифты, музончик, нечисть, медведи, березки... смотрится мило, но всё это просто украшения. Если заменить славянский сеттинг на любой другой, игра ничуть бы не потеряла.
5 разбитых об пол лаптей из 10
Tales of Bayun
Жанр: визуальная новелла
Разработчик: FlyinDogs
Сюжет: в некоторой околославянской сказочной стране что-то не в порядке. Орды наступают, древнее зло пробудилось, чья-то сестра пропала. Разбираться отправляют боярина Ждана.
Чем интересна: я играла в эту новеллу и в свое время критиковала разработчиков за чересчур короткий хронометраж, оборвавшийся на полуслове сюжет и другие проблемы. Теперь я сама делаю визуальную новеллу и могу только сочувствовать. Планы у авторов «Сказок Баюна» несомненно, были наполеоновские. Из этого могло бы получиться шикарное нарративное приключение — как «Ведьмак», только визуальная новелла. Скорее всего, деньги на разработку кончились внезапно и стремительно, когда и полдела не было сделано.
Чего у этой игры не отнять, так это потрясающего визуала. Без шуток, на мой взгляд это одна из самых красивых в мире визуальных новелл. Фоны сочнейшие, персонажи выразительные, все прорисовано богато, красочно и детально. Пройти новеллу стоит чисто ради красивых картинок, благо сделать это можно за час.
Геймплей: читаем диалоги, делаем выборы. Есть элементы point-and-click, впрочем, бесполезные.
Уровень славянистости: действительно амбициозная попытка сделать крутое славянское фэнтези на национальном материале.
7 толстых наглых котяр из 10
Бонус
The End of the Sun
Жанр: адвенчура, симулятор ходьбы
Разработчик: The End of the Sun Team
Год выхода: 2025
Сюжет: в этой игре показаны старые-добрые времена, когда западные славяне еще не сильно отличались от восточных. Главному герою нужно помогать жителям деревни проводить обряды. Фактически, это геймификация славянских языческих праздников календарного цикла.
Чем интересна: удивительно, но в Польше есть и Вторая Игра в славянском сеттинге — и это End of The Sun. Она сделана силами всего трех человек, упоровшихся в хорошем смысле по этнографии. Чтобы наполнить мир игры аутентичными предметами, они даже заморочились фотограмметрией предметов из музейных коллекций.
Геймплей: нужно много ходить и решать несложные головоломки.
Уровень славянистости: очень высокий. Выдам трем героическим польским разработчикам 9 солнцеворотов из 10.
***
Вот такой список получился. Во что из этого играли, во что хотите поиграть? Делитесь впечатлениями. А через пару дней я выпущу вторую часть статьи: список игр про русов, которые только планируются к выходу.