Как моральный автоматизм убивает отыгрыш в RPG
Введение (осторожно, спойлеры к BG3)
Сценарий: Ты играешь за Темный Соблазн. Ты хочешь отыграть его на максимум, но вот впервые перед тобой разворачивается какой-то сложный выбор, например, сопротивляться ли убийству своей возлюбленной или совершить его? Допустим, что ты допускаешь убийство и смотришь, как твой персонаж, твое детище, уничтожает важного для тебя спутника. Что ты чувствуешь? Возможно, ты морщишься, в худшем случае откатываешь сейв. Если силен, то просто чувствуешь все большую дистанцию между тобой и персонажем. И впервые начинаешь отыгрывать роль...
Но часто ли вы отыгрываете ее? Я встречал многих людей, которые перепроходят ролевую игру всегда по одному сценарию. Если они пытаются отыгрывать что-то чуждое им, то в какой-то момент оказывается, что они снова возвращаются к себе: делают похожие выборы и даже не замечают этого. Включается тот самый моральный автоматизм, который свойственен нам, играющим, но не ролям, которые мы отыгрываем.
Именно возможность избавиться от него я и хочу подсветить.
Зачем нужен ролевой отыгрыш
Мы редко замечаем, насколько наши «выборы» на самом деле продиктованы определенной прошивкой — различными установками, страхами, воспитанием, убеждениями. Когда мы знакомимся не со своим миром — впервые появляется настоящий выбор. Мы становимся наблюдателями непривычной этики, и это разрушительно влияет на нашу в хорошем смысле. Ролевая дистанция превращает игру в поле для экспериментов, в т.ч. над собой. Чем это не самопознание?
Когда ты играешь роль, сильно отличающуюся от себя, ты вынужден обдумывать: "почему этот персонаж должен так поступить?", "чем он руководствуется?". И это приводит не просто к игре, а к философскому диалогу между тобой и персонажем. Ролевая игра становится тренировкой твоего воображения и умения понимать других, почти как хорошая литература или театр. Здесь ты в праве попробовать новую роль.
Сила RPG проявляется, когда ты сталкиваешься с выбором, который идёт вразрез с твоими ценностями. Это симуляция, позволяющая понять, каково это — быть другим, мыслить по-другому. А потом вернуться к себе более объёмным, треснувшим. Чуть менее автоматическим.
Почему нам нравится отыгрывать себя
На это нет простого ответа, но думаю, что все дело в элементарном желании быть хорошими, даже более хорошими, чем мы есть в жизни, потому что игра дает возможность отыграть идеальную версию себя. Она лишена недостатков Реального. Игра становится нарциссическим театром, где персонаж — это "я в идеале", словно у игрока всегда за спиной кто-то стоит и следит: "будь хорошим, не то накажу". Это не плохо, это естественно, и даже приносит удовольствие, но в то же время не освобождает нас от замкнутости в себя. Лишает возможности использовать тот потенциал, который дает нам сама возможность отыгрыша, чтобы познакомиться с чем-то, кроме вездесущего себя, того самого законопослушного добрячка, который решает все проблемы мира одним способом и переигрывает на лучшую концовку (как же это boring, низкие вибрации).
Отыгрыш требует определенной практики. Если человек не развил в себе навыки наблюдения за своим поведением или не знает, что такое роль и маски (в театре, литературе, даже психотерапии), то он просто не знает, как быть кем-то другим. RPG помогает этому научиться...
Мой путь самурая
Отыгрывая Темного Соблазна колдуна, который потерял память, но помнит, что служит темному покровителю, я пытался понять, в чем именно состоит моя служба. Спутников я выбирал прагматично: они помогут мне решить мои проблемы, но они не центр моего мира и нужны мне только пока помогают. Рощу тифлингов я погрузил в хаос совершенно случайно, стравив друидов и тифлингов, когда ответил на грубость Каги убийством грубиянки. Минтару пригласил посетить уже опустошенный лагерь, за что она меня даже немного поругала. Убил вездесущую дьяволицу Карлах, потому что за это обещали награду, а далее забил и на гоблинов, и на всех, кто мешал мне понять, что за голос во мне звучит. Роман был с Шэдоухарт, потому когда я отдал ее юстициарам, она немного расстроилась (офигела не на шутку). Лаэзель убедил угрозами не искать ясли гитьянки и стать наполовину иллитидом. И так далее... Я не буду рассказывать все. Самым душераздирающим для меня было сделать Астариона высшим вампиром, Лаэзель сделать тем, с чем она боролась, а Шэдоухарт разменять на несколько отлично обученных солдат, потому что она своими привязанностями загораживала мне солнце. Конечно, злое прохождение в этой игре очень ограничено, но спасибо хотя бы за возможность его попробовать. И иногда это больно, но как же сладко побыть в шкуре иного существа.
Конечно, за настоящим отыгрышем нужно в настоящее ДНД или хотя бы Pathfinder от совокотиков. Но попробовать отыграть можно и здесь. А я как-нибудь попробую написать пост о моральном автоматизме развернув эту тему, если она вообще зайдет.
P.S. Ребятки, если вы думаете, что написав это я подразумевал, что у игр какой-то абсолютный отыгрыш, что там можно все и ничего не сломает вам погружение, то нет. Я определяю отыгрыш роли, как игра именно в каких-то рамках. Роль вам дают, вы ее не создаёте. Не путайте понятия. И даже в замкнутой роли вы можете выбирать, руководствуясь созданным вами персонажем или тем, как поступили бы вы. Камон, гуглим понятия, а то срач в комментах вообще не продуктивный