Современная CRPG - война, девки и изометрия.
Предисловие
"Фанатам Owlcat и Larian всего хорошего, фанатам Obsidian соболезную" - пожалуй, лучшее предисловие, которое я мог придумать к этой статье.
Сегодня у нас не очередное "ревью" по игре, но своеобразный крик души фаната и мы, может не с хирургической педантичностью, но с должным вниманием взглянем на современный жанр игр - Классические ролевые игры (CRPG).
И так! Что сподвигло меня на написание статьи? Вы, конечно, не спрашивали (да и вас тоже), но играл я давеча в Pillars of Eternity и был обескуражен, сражен, абсолютно и безоговорочно повержен!.. Тем, насколько сильно меня разочаровала эта игра. Я попробовал, как первую часть, так и вторую. И нет! Это не обзор на Pillars! Просто именно Obsidian удалось настолько филигранно передать дух тех самых девяностых и двухтысячных!.. До сих пор акушерскую проветрить не могут. Они натурально произвели на свет не одного, а двух Бенджаминов Баттонов!
И так, господа, перед вами два скриншота. На первом изображена Icewind Dale 2, на второй - мой скриншот из Pillars of Eternity 2. Между этими играми, без малого, шестнадцать лет. Разница в графике едва ли прослеживается - как искать белый столб в непроглядную метель.
И графика - не единственный критерий, он просто наглядный. Геймдизайн и то, как игра ощущается после первых минут в ней, тоже отличаются не больше, чем два отражения одного человека. Именно Obsidian со своим детищем и побудили меня написать эту статью.
Мне просто вдруг стало интересно... Я понимаю, почему разработчики современных CRPG стремятся сохранить все то хорошее, что есть у жанра - глубокое погружение в историю, в персонажей, в сюжет!.. Но абсолютно не понимаю, почему у некоторого количества разработчиков за этим тянется изометрия, паршивая графика, кривой левел-дизайн и допотопные анимации из двухтысячных.
Этот-то вопрос я себе и задал, а затем сел и начал писать. Приступим!
В чем разница современных и несовременных ролевых игр? (Война)
В первую очередь, мы разберемся с терминологией... Под "классической ролевой игрой" - я вовсе не имею ввиду конкретно классические ролевые игры, вроде первых двух частей Baldur's gate, Fallout и Icewind dale, но игры, сделанные на базе, которую привнесли эти проекты в ролевой жанр, а именно:
- Глубокая история
- Проработанный мир
- Пошаговая/с активной паузой система боя.
- Проработанные NPC (неигровые персонажи) - личности.
- Проработанная система отношений с NPC.
- Моральные дилеммы и непростые выборы.
- Прокачка персонажа с оглядкой на настольные ролевые игры.
И так далее, и тому подобное. То есть, я скорее говорю о пошаговых партийных РПГ, но кто я такой, чтобы спорить с массами, лепящими значок "классическое" на каждую подобную игру? Вот именно, всего лишь автор из интернета!..
Современная классическая ролевая игра - это, безусловно, Baldur's Gate 3, Rogue Trader и Pathfinder Wrath of the Righteous, это New Arc Line (который пока в раннем доступе болтается), это серия игр Divinity Original sin и серия Dragon Age (В связи с Инквизицией и Veilguard, к сожалению). Все эти игры обладают характерными чертами, присущими тем самым играм, но! Сделаны они иначе, по-новому и не ощущаются, как нафталиновая жвачка триста раз пережеванная. А что такое несовременная классическая ролевая игра?
А тут у нас однозначно равный список! Несовременная классическая ролевая игра - это Pillars of Eternity, (ЗДЕСЬ БЫЛ ДИСКО ЭЛИЗИУМ, НО МЕНЯ ПЕРЕУБЕДИЛИ), Tyranny, Solasta: Crown of the Magister, серия игр Wasteland и многострадальный Shadowrun. Но все эти игры тоже обладают почти всеми качествами классических ролевых игр!.. В чем же проблема? А в том, дорогие друзья, что это игры, родившиеся на свет стариками. С них сыпется песок, у них откровенно устаревший визуальный стиль, устаревший подход к механике и, что самое страшное, к повествованию!.. А почему так?
А я не знаю. Нет ни тренда, ни запроса на такие игры. Нет никакой причины, кроме микроскопической горстки фанатов, делать старые игры. Нет никакой причины лепить изометрию в каждую новую часть серии (Привет, Obsidian), нет никакой причины делать low-polly (низкополигональную) графику в Tyranny и эту корявую активную паузу тоже (Опять привет, Obsidian) и так далее, и тому подобное.
Кто-то, возможно, заметит - как это нет причины? А низкие бюджеты? А ограниченный состав команды? А я вам скажу. У кого это там нет денег? У Obsidian с Абобусом (Avowed)? Вы меня шутите?
Денег не было у Owlcat Games, когда они делали через Kikstarter свой первый Pathfinder, денег не было и у Dreamate, разрабатывающих New Arc Line, как, внезапно, денег не было и у Larian, когда они разрабатывали первую часть Divinity Original sin! Но это же не мешает этим студиям делать современные игры.
Они испытывают новые подходы, новые взгляды на механики, играются с имеющимся у геймдизайнеров инструментарием и пробуют что-то новое! Например, озвучивать диалоги (вот это ноу-хау, да?), адаптировать окружение под боевую систему, ввести не всегда удачные, но всегда отдающие новизной механики - вроде управления королевством или крестовым походом, или даже целой флотилией!..
Пока кто-то рисует картинку по номерам, другие - пишут картину. Пока одни делают реплику старых игр, другие - разрабатывают новые.
А теперь о девках.
А что, собственно, такое случилось со значительной частью классических ролевых игр, что туда просто не считают важным добавлять романтические линии? (Касается, кстати, в основном несовременных классических игр)
Это же одна из важнейших частей, помогающих игрокам ассоциировать себя с персонажем и отличная ступенька к погружению в роль!.. А отвечает нам, опять же, Obsidian! Сегодня в их сторону тапки летят, как из пулемета.
Одним из самых важных элементов погружения в роль является возможность передать чувства персонажа игроку. Иными словами, заставить его чувствовать то, что чувствует твой персонаж и... Они просто не добавляют романы в игру, потому что нужно много сил вложить. (Речь, кстати, идет об Avowed) Я понимаю, что вопрос комплексный, но звучит все это, как звучит: "Мы не хотим тратить много сил на ваше погружение в роль".
Это, кстати, еще и камень в сторону Tyranny! В ней романы нужны, но их нет! Я, правда, основываюсь исключительно на отзывах прошедших игру людей и на вайнах из Реддита, но люди-то просто так не говорят.
Но романы на самом деле - это действительно один из самых важных аспектов ролевой игры. Возможность проявлять симпатию к пикселям во всех доступных игроку аспектах - это самая прямая репрезентация наших вкусов и переживаний. Это еще один способ вызвать сопереживание к персонажу в сложные моменты и даже проявить в некоторых (и, наверное, не очень здоровых) людях влюбленность!
И многие несовременные ролевые игры абсолютно и безоговорочно пренебрегают этим чудесным инструментом. Почему так?
Опять не знаю
Изометрия
Почему многие разработчики до сих пор используют изометрию - загадка. Нет, правда. Кому-то придется потрудиться, чтобы это объяснить. Возможность крутить камеру, приближать и отдалять ее - это еще один очень важный аспект восприятия игры!
Ты можешь осмотреться, поглядеть на одно дерево, потом на второе, потом на топор в руках твоего персонажа и как меняется его внешний вид не только в интерфейсном окне, но сам через камеру!
Мы же не в две тысячи первом, чтобы не использовать возможности современных движков? Мы же, как издатель и разработчик игры, хотим дать возможность игроку максимально погрузиться в наши игры не только через текст и сюжет, но и через "визуал" тоже!..
Но, видимо, нет. Видимо, придется хавать и обтекать.
Потому что жанр ролевых игр, несмотря на оглушительный успех Baldur's Gate 3, продолжает таять во времени.
Всем спасибо. С вами был D9 Mortem. Люблю вас <3
P.S.:
Я не претендую на истину в последней инстанции и не претендую на ваш вкус. Более того, я не пытаюсь набросить, но искренне не понимаю подхода некоторых современных студий к играм.
А еще я с отпуска приехал и поэтому статья коротенькая.
P.S.S: Соцсети:
Ссылка на TG (АККУРАТНО, СИЛЬНО 18+, Я ПРЕДУПРЕДИЛ):