Впервые прошёл Far Cry 3 (2012)
Всем доброго времени. Продолжая знакомиться с классическими видеоиграми, я прошёл легендарный Far Cry 3. Многие считают эту игру лучшей в серии; иные даже говорят, что начало серии следует отсчитывать с третьей части - настолько она была важна как для Юбисофт, так и для всей игровой индустрии. Я наиграл в неё 35 часов, и мне есть, что рассказать.
Сюжет
Забегу вперёд: игра мне понравилась, но так уж вышло, что сюжет стал для меня самым слабым звеном. Кажется, Юбисофт понимали его проблемы и сделали акцент на геймплее, который удался на все сто.
Завязка сюжета интересна. Главный герой - Джейсон Броди - типичный молодой американец, любящий тусить по своими друзьями. У них появился новый повод повеселиться: Райли (младший брат Джейсона) получил права на вождение самолёта. В честь этого они решили коллективно спрыгнуть с парашютом над необитаемым островом.
Приземлившись, они узнали, что остров вполне обитаем: там живут пираты, которые захватили их всех в плен. Ярко и лапидарно это показано в минутном интро, которое мы видим в начале игры.
Грант Броди - старший брат Джейсона - помогает ему сбежать, но погибает от рук Вааса Монтенегро - самого харизматичного антагониста всей серии игр Far Cry. Джейсон ставит перед собой задачу - спасти друзей из плена, отомстить пиратам и сбежать с острова.
Несколько слов о Ваасе. К нему самому претензий нет и быть не может: яркий, харизматичный, запоминающийся! Какие только эпитеты нельзя подобрать к нему! Ваас стал визитной карточкой этой игры, его образ стал частью массовой культуры молодого поколения. Он подарил нам несколько запоминающихся монологов, главный из которых - "Я уже говорил тебе, что такое безумие?" Он - чокнутый, долбанутый, но удивительно притягательный человек. Именно с монолога Вааса и начинается игра сразу после интро.
Претензия есть к Юбисофт: как они могли сделать его не главным, а второстепенным злодеем? Хойт Волкер на роль главного антагониста не тянет. Ему удилено ещё меньше экранного времени, чем Ваасу (хотя и того хотелось бы видеть чаще). Хойт злой, потому что злой, а потому скучный.
Другая проблема - концовка игры. Как это часто бывает в играх, в финале игроку дают непростой с моральной точки зрения выбор. Но к Far Cry 3 это не относится. Игрока спрашивают: ты хочешь убить своих друзей или нет? Тех самых друзей, с которыми ты прилетел на остров, которых ты спасал первую половину игры?
Я убеждён, что подавляющее большинство выбрало сохранение жизни друзей. В альтернативной версии мы убиваем друзей, занимаемся сексом с Цитрой, после чего она нас убивает.
А что после хорошей концовки? Друзья спасены, Цитра погибла, оба злодея тоже мертвы. Но как там наши друзья? Нигде не говорится, что они смогли покинуть остров. Что там с племенем ракьят? Мы помогали друг другу всю игру, а под конец убили их царицу; неужели наши отношения не испортятся после этого? Плюс мы остаёмся на острове и можем делать что захотим (например, прокачать персонажа на максимум, получить все ачивки и проч.) Я понимаю, что это условность, которую лучше просто принять, но зачем нам оставаться на острове с точки зрения сюжета? Мы убили врагов и спасли друзей - надо сваливать.
По итогу, я не могу оценить сюжет высоко, но и плохим его тоже не назову. Всё-таки, мне понравилась завязка, есть прекраный антагонист. К счастью, все недостатки сюжета перкрываются геймплеем.
Геймплей
Я наиграл в Far Cry 3 35 часов, и лишь треть времени я посвятил сюжету. Чем же я занимался в остальное время?
Спустя пару миссий игроку объясняют правила этого мира и дают почти полную свободу действий. Перед нами есть большой северный остров: мы можем по нему свободно перемещаться, но на карте он не отображается. Если мы деактивируем радиовышки пиратов Вааса, то нам откроются скрытые части карты, а в оружие в магазине станет бесплатным. Передатчик, который нужно деактивировать, находится наверху, и, чтобы до него добраться, нужно преодолеть паркур. На каждой вышке (всего их 18 штук) он разный, и чем дальше идёшь, тем более он сложный и изощрённый.
Но это не всё. Локация достаточно большая, и было бы не лишним иметь точки для быстрого перемещения. Чтобы их получить, нужно захватить аванпосты. Пока пост не захвачен, по близлежащей территории будут свободно перемещаться пираты; после захвата территорию займут бойцы ракьят, и перемещение станет безопасным.
За захват каждого аванпоста дают опыт: 1500 очков - если враги не заметят игрока, 550 - если нас спалят. Первый вариант предполагает захват по-стелсу, где нужно не просто выйти на врагов с автоматом и всех перестрелять, а включить голову и придумать хитрый план захвата. Каждый из 36-ти аванпостов по-своему уникален: некоторые я захватывал по стелсу с первого раза, а над другими корпел десятки минут!
После того, как на острове будут деактивированы все радиовышки и захвачены все аванпосты, его действительно можно назвать свободным. Карта видна полностью, враги по карте не ходят, мы можем моментально перемещатсья от точки к точке. Лично я сделал это, как только игра дала мне свободу действий.
Раз уж я упомянул опыт, то скажу про систему прокачи. Она делятся на три ветки: путь Цапли, Паука и Акулы. Цапля - улучшение атак; Акула - улучшение брони и здоровьяя; Паук - улучшение срытности и выживания. За разные действия в игре мы получаем очки опыта, которые дают нам +1 навык. Лично я к концу игры открыл все навыки, и почти все из них действительно полезны (в отличие, например, от трилогии Tomb Raider 2013-2018 гг.)
Также игрок может прокачать снаряжение, чтобы хранить больше предметов. Рюкзак - позволяет переносить с собой больше предметов. Патронташ - позволяет носить больше патронов для оружия. Чехол для оружия - позволяет переносить большее число оружий (от 1 до 4). Медицинская сумка - возволяет носить с собой больше снадобий.
Для прокачки снаряжения нам потребуются шкуры животных. Места их обитания отображены на карте. Охота реализована достаточно хорошо: каждое животное уникально и не похоже на других, обладает своими поведенческими особенностями. Например, собаки и динго нападают стаями, леопарды и тигры действуют по одному.
Мир выглядит живым также за счёт того, что хищные животные могут охотиться на травоядных. Так, я неоднократно был свидетелем нападения тигра на стаю оленей. Помимо этого, как неписи могут напасть на животных, так и животные на неписей. Например, на некоторых аванпостах находятся клетки с дикими животными (медведями, тиграми, собаками). Если выстрелить в эту клетку, она разрушится, животное освободится и нападёт на врагов.
Снаряжение имеет несколько уровней прокачки. Если сначала от нас требуют шкуры каких-нибудь лайтовых животных, то для максимальной прокачки предмета нужно убить особое животное, которое можно встретить исключительно во время выполнения заданий Пути охотника.
Другая часть собирательства - листья: красные, зелёные, белые, жёлтые, синие. Для их сбора не требуется никого убивать, они в достаточном количестве разбросаны по карте и отображены на мини-карте. Из листьев можно создать снадобья, которые восстанавливают здоровье, позволяют быстрее бегать, долго дышать под водой, видить противников через стены и т.д.
Для получения "особых" снадобий нужно собирать реликвии и пропавшие письма по карте; они - самые дорогие в изготовлении, но и самые мощные. Так, применив особое снадобье, можно убивать врагов одним выстрелом или стать неубиваемым на несколько десятков секунд.
Помимо сюжетных миссий у нас есть сайд-квесты. Я их почти не проходил, т.к. они не представляли для меня никакого интереса.
Far Cry 3 - шутер от первого лица, поэтому о боях нужно сказать отдельно. Как говорилось ранее, у игрока есть возможность убивать противников по-стелсу. Это относится не только к зачистке аванпостов, но и к сюжетным миссиям, но ко не всем: бывают такие замесы, где правильнее и веселее будет достать автомат и ставить всем хэдшоты.
Конечно, игра сподвигает геймера проходить игру по стелсу. За тихое убийство дают 30 опыта, за хэдшот - 25, за убийство по телу - всего 10. Также в игре огромное количество растительности: кустов, деревьев и проч, за которыми можно спрятаться от противников.
Стрельба из оружия получилась спорной. Ко второй половине игры, когда мы оказываемся на южном острове, я начал намного чаще использовать снайперскую винтовку. Отчасти это обусловлено тем, что на южном острове больше открытых пространств. Но немаловажно и другое: у снайперки есть нормальный прицел. Конечно, прицелы можно купить для ПП, автоматов, пулемётов, пистолетов. Но взгляните на скриншоты снизу: первый - снайпа, тут всё нормально; но вот прицелы ПП и автомата тёмные, через них проблематично увидеть противников даже с небольшого расстояния.
Стрелять из оружия несложно, отдачу я как-то не чувствовал. Противники имеют средний интеллект. Тут надо сделать скидку на то, что игра выходила в 2012-ом году.
Что очень облегчает сражения с противниками, так это фотокамера. Игрок достаёт её, делает зум до 7,5х и помечает противников, после чего их силуэту можно видеть через стены даже на дальних расстояниях. Как по мне, функция слишком читерная, но раз она есть - я ею пользовался.
Что по итогу. Геймплей получился классным. Разные его аспекты очень грамотно взаимодействуют друг с другой. Надо изготовить снадобье - собираю листья; в рюкзаке кончилось место для листьев - нужно убить несколько животных, чтобы улучшить рюкзак. Чтобы легче убивать животных, нужно изготовить и принять снадобье из листьев. Надо легче убивать противников - опять же нужны снадобья. Геймплей - самая сильная сторона игры.
Графика и сеттинг
В этой части обзора будет много скриншотов - по другому о графике говорить нельзя.
Мы погрузились в мир джунглей на необитаемом острове. Здесь очень много зелёной растительности, а она всегда выгодно смотрится (вспомним знаменитую локацию джунгей Нью-Йорка из Crysis 3). Отлично для 2012-го года выглядит вода, небо, рассветы и закаты.
Очень здорово получилось сделать огонь. Я прямо чувствую его разрушительную силу, особенно ночью. После него остаются выжженные земля, трава, деревья, строения и машины.
Также Far Cry 3 изобилует мелкими деталями. Мы находимся на азиатском острове, где столетия или даже тысячилетия назад жили люди, и после себя они оставили следы культуры.
Ещё в графике мне понравилось то, что моя встройка Radeon 780m тянет игру в 1080р на ультрах в (нестабильные) 60 фпс.
итоги
Far Cry 3 стал очень успешной игрой, о чём свидетельствуют продажи. За первые 3 месяца - 4,5 млн проданных копий. За последующие 3 месяца - ещё 3 млн. К 2024 году было продано свыше 10 млн копий игры, и это не предел. Неудивительно, что серии Far Cry до сих пор существует. Хотя, учитывая проблемы Ubisoft, будущее туманно.
Определённо, игра стала культурным феноменом и важной вехой в игровой индустрии. Я не жалею о потраченном времени, обязательно пройду последующие части.
Рекомендую. 9/10