Числа Судного дня — обзор Call of Duty: Black Ops (2010)

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров. На связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по числам, взрывам, Резнову и химическому оружию нацистов по эту сторону DTF.

Данный обзор — результат поддержки моего блога на Boosty. Присоединяйтесь к армии работяг Дениса Большакова, если хотите иметь возможность влиять на выпускаемые материалы и поддержать меня и мой блог финансово. Это очень помогает не падать духом и продолжать заниматься любимым хобби.

7-15-1-2-19-7-25-6-13-6-7-15-14-0 
7-15-1-2-19-7-25-6-13-6-7-15-14-0 

Как и всегда, хочется начать с лёгкого лирического отступления — у меня всегда были очень странные отношения с франшизой Call of Duty

Странные в том плане, что где-то в параллельной вселенной эта серия игр должна была стать если не моей самой любимой, то как минимум занять почётное место в первой пятёрке любимых. Посудите сами: кинематографичные экшены от первого лица, где каждую минуту происходит мощнейший БУМ-БУМ и каждую секунду происходит не менее мощный БАМ-БАМ. Бонусом каждый персонаж разговаривает сугубо пафосными фразами из трейлеров, сюжеты представляют собой игроизацию войнушки прямиком из нашего детства, а каждая первая миссия представляет собой самый боевиковый боевик из возможных. Как человек, обладающий в свои гордые 30 лет впечатлительностью двенадцатилетнего мальчика, я должен был облизывать каждую новую Call of Duty, как игровой журналист облизывает трубку кальяна, заряженного двойным яблочком. Я люблю аудиовизуальные зрелища для сердца, а не для ума, и мне ни чуточки не стыдно. Ну может быть чуть-чуть, когда разговор доходит до Зака Снайдера.

Потому что это моё, ну правда
Потому что это моё, ну правда

Но что-то пошло не так

И Call of Duty никогда в моём сердечке отклика не находила. Оригинальная трилогия Modern Warfare (только не бейте!) всегда мне казалась скучным милитари-боевиком про скучных мужиков, ползающих по скучным кустам и скучно отстреливающих скучных русских террористов. Раз в пару лет я героически пытаюсь вкатиться в Call of Duty с чувством толком и расстановкой, но каждый раз меня хватает дай бог если на половину и без того не самых длинных сюжетных кампаний. Вроде бы всё есть: и размах, и триллерные, лихо закрученные сюжеты, и бум-бум с бам-бамом каждую минуту. Но почему-то всё это было бесконечно скучно и не цепляло. То же самое было и с прочими частями франшизы. Страшно сказать, я играл в большую часть игр серии, однако прошёл до конца лишь две. А в основной серии, попрошу, чуть ли не 20 игр!

Меня всегда угнетала одна особенность Call of Duty, которую если один раз заметишь во время прохождения, то уже никогда не выкинешь из головы. Если хотя бы на секунду остановиться, если хотя бы на мгновение перестать идти на поводке видеоигрового режиссёра, то весь этот аттракцион невиданной щедрости всегда замирал вместе с тобой. Очень важная и требующая незамедлительности миссия могла преспокойно подождать, если вдруг вам стало нужно срочно рассмотреть растущий неподалёку кустик, и лишь оры напарников напоминали, что вы, вообще-то, воюете за мир во всём мире, а где-то там вершатся судьбы государств и всего демократического Запада. Естественно, подобная критика применима к любому сюжетному шутеру, однако именно в Call of Duty меня это раздражало и очень быстро тушило запал на дальнейшее прохождение, потому что сильнее, чем где бы то ни было, бросалось в глаза. Будто пропадала магия момента, делающая меня непосредственным участником крутого голливудского блокбастера. Какой же я участник, когда мир ПОЛНОСТЬЮ замирает, стоит лишь мне встать на месте? И всё вокруг, это лишь декорация для моего увеселения, где нет ни жизни, ни души.

Тем не менее, были в моей жизни два Call of Duty-откровения, режиссёрский поводок которых вполне себе на меня налезал и благодаря которым я и продолжаю пытаться время от времени вкатиться и вкусить немного магии рельсового кинца про взрывы. Имя первой — Call of Duty: United Offensive.

Олды сейчас должны пустить слезу
Олды сейчас должны пустить слезу

Это дополнение к оригинальной Call of Duty я до сих пор искренне считаю одним из величайших шутеров, посвящённых Второй Мировой Войне. Идеально срежиссированное приключение, которому не мешают ни отсутствие полноценного сюжета, ни двадцатилетний возраст. Кавалькада ярчайших экшен-моментов, отсылающих к кино и реальным событиям настолько мощно брала меня за шкирку, что словить то самое Call of Duty-разочарование не было ни времени, ни желания, ни возможности. Игра филигранно погружала в себя, не давая возможности вынырнуть в реальность до самых финальных титров. Чем, собственно, и цепляла.

Зимняя оборона Бастони до сих пор будоражит кровь даже просто при воспоминании
Зимняя оборона Бастони до сих пор будоражит кровь даже просто при воспоминании

Вторым же Call of Duty, который таки умудрился пропитать магией франшизы вашего покорного слугу, стала Call of Duty: Black Ops. Поиграть мне довелось в неё через несколько месяцев после релиза в далёком 2010-ом году. Причём совпало это с моим днём рождения, где мне торжественно вручили крайне мощный по тем временам компьютер. Страдая до этого на крайне слабом железе (на секундочку, проходил оригинальный «S.T.A.L.K.E.R.» в, без шуток, 3 FPS, плача и наслаждаясь) и пропуская подавляющее большинство релизов тех лет, я с жадностью вцепился в Black Ops, ставший одной из первых игр, лишивших девственности только подаренную мне сверхмощную машину развлечений.

И был до крайности доволен увиденным! На моих глазах разворачивался самый настоящий конспирологический блокбастер, где я в одно мгновение боролся с коммунистической угрозой во Вьетнаме, а уже в следующее сбегал из советской супертюрьмы, расстреливая из шестиствольного пулемёта советский спецназ под дикие оры самых настоящих советских зеков. Учитывая мой прошлый компьютер, Black Ops стал для меня сродни откровению. Ещё вчера я играл в Red Faction, завистливо посматривая на друзей с компьютерами помощнее, а уже сегодня я вкушаю самые технологичные релизы того времени. По ощущениям это было, будто я всю жизнь смотрел кино на пузатеньком советском телевизоре, а тут мне вдруг включили современный телевизор с 4К, 3D и оставили смотреть самый навороченный блокбастер на свете.

Воркута до сих пор в сердечке
Воркута до сих пор в сердечке

Воодушевлённый, я продолжил знакомиться с Call of Duty нового поколения, приготовившись увидеть в трилогии Modern Warfare всё то же, что и в Black Ops, но круче. Однако, как уже было сказано выше, не цепляло. Вообще. От слова «совсем». Понимание того, чего все так носятся с этим Modern Warfare пропало напрочь. Так что мысленно я занёс Black Ops в свой маленький списочек Call of Duty, которые мне таки нравятся, и ушёл играть в Battlefield, который всегда мне нравился гораздо больше.

Прошло 15 лет

Ситуация не изменилась совершенно. Я окончательно сформировался в Battlefield-гая, проводящего дни и ночи в мультиплеере детища Dice и с большим удовольствием вкушающего даже крайне сомнительные одиночные кампании серии. Call of Duty же так и осталась франшизой, которую я вроде бы и должен полюбить, однако продолжаю упорно игнорировать практически полностью, временами лишь бросая задумчивый взгляд на очередную часть, и тут же его отводя, вспоминая предыдущий опыт и нынешние конские ценники на игры серии.

Но память о Black Ops продолжает жить во мне. Даже 15 лет спустя я всё ещё помню многие моменты из игры, а сюжет до сих пор отдаётся в сердечке одним из наиболее увлекательных зрелищ в среде одиночных шутеров от первого лица. Редкое явление и для более именитых игр, не то что для попкорнового боевика из 2010-ых. Столько лет прошло, а я помню, и помню замечательно.

А потому в очередной период Call of Duty-обострения я вдруг загорелся желанием не делать попытку в очередной раз познать Modern Warfare, а перепройти игру, когда-то давно одной из первых открывшую мне дверку в ААА. Да и момент вышел подходящий — ключ от игры продавали за какие-то сущие копейки в интернет-магазине, который не заплатил мне за рекламу. Или заплатил?

Не заплатил
Не заплатил

Меня крайне взволновал вопрос: «А вдруг Black Ops стала лишь попавшей в удачные обстоятельства игрой нелюбимой мною серии, а мои к ней симпатии вызваны лишь синдромом утёнка?». Ведь на первый взгляд это точно такая же Call of Dity, как и прочие. Так почему в них мне было скучно, а тут я пропал, да и саму игру совершенно искренне полюбил своим большим и нежным геймерским сердцем?

Числа Судного дня — обзор Call of Duty: Black Ops (2010)

Спустя каких-то шесть часов приключений в шкуре страдающего шизофренией агента ЦРУ я готов дать вам ответ. Black Ops был пройден. Секрет таинственных чисел был разгадан. Секрет моей любви к Black Ops тоже. А потому я с радостью готов вам представить:

Обзор одной из лучших частей франшизы Call of Duty и одного из главных блокбастеров 2010-х. Старого. Но не устаревшего.

Числа Судного дня — обзор Call of Duty: Black Ops (2010)

Black Ops до сих пор считается одной из самых успешных и любимых общественностью частей франшизы Call of Duty

И это не просто так. Но на момент начала разработки детище студии Treyarch пусть и выглядело многообещающе для издателя Activision, однако не было проектом, который вот прямо точно и чётко должен был покорить сердца и умы геймеров. В те времена балом правила студия Infinity Ward — создатели гремевшей на весь мир Modern Warfare, задавшей новые стандарты для сюжетных и заскриптованных по самую макушку шутеров от первого лица. Treyarch же были скорее перспективными новичками: в их активе было эксклюзивное для консолей дополнение к Call of Duty 2 под названием The Big Red One и Call of Duty: World at War — в меру успешная пятая часть именитой серии, полюбившаяся игрокам и критикам, но не предлагавшая ничего принципиально нового в рамках серии, как тот же Modern Warfare в своё время.

Зато в World at War появился Резнов — один из героев будущего хита Treyarch
Зато в World at War появился Резнов — один из героев будущего хита Treyarch

Тем не менее, Activision доверяли Treyarch, а потому, пока Infinity Ward пытались выстрадать (и именно выстрадать) Modern Warfare 3, Treyarch была дана боевая задача — разработать ответвление серии Call of Duty, в перспективе имеющее шансы стать полноценной подсерией со своей линейкой игр и подзаголовком Black Ops. Более того, Activision были открыты к экспериментам в рамках Black Ops, а потому Treyarch намеревались поиграться с формулой серии, привнеся свежее видение в франшизу.

Планы были не наполеоновские, но внушающие уважение: отойти от смурной атмосферы техно-блокбастера про войну с террористами Modern Warfare и предложить игрокам нечто принципиально новое — закрученный конспирологический триллер, смешивающий реальную историю и выдумки сценаристов, где сюжет не просто имел важнейшее значение, но был гораздо более проработан, чем принято в серии.

С самого анонса игроков интриговали сеттингом Холодной войны, обещая лихо закрученную сюжетную линию и проработанного главного героя, что для франшизы было в новинку. Алекс Мейсон был не просто болванкой для игрока — это был человек с голосом, личностью и мотивацией. Для франшизы, где у главного героя не всегда и имя-то было, это выглядело самой настоящей сценарной революцией.

Алекс Мейсон смотрит на сценаристов, придумывающих ему характер
Алекс Мейсон смотрит на сценаристов, придумывающих ему характер

Геймплейно же обещалось не открытие новых горизонтов, но точечные изменения, освежающие формулу линейного шутера. Больше разнообразия, больше интересных геймплейных ситуаций, больше отхождений от «беги-стреляй» геймплея. Больше свежих идей. Treyarch явно были намерены продемонстрировать, что им есть что сказать в рамках серии Call of Duty и пододвинуть ветеранов из Infinity Ward в звании главных блокбастероделов тех лет.

Первый тизер-трейлер игры

Забавно, но чем дальше шла разработка, чем больше материалов по Black Ops просачивалось в Сеть и СМИ, тем сильнее вера игроков в проект возрастала, и тем всё менее и менее выгодно на её фоне выглядела Modern Warfare 3, будто бы вообще не предлагавшая ничего принципиально нового для игроков и лишь выглядящая как переработка уже отработанных в предыдущих двух играх серии наработок. Что лишь подстёгивало Treyarch выдать лучшее из возможного и показать, что Call of Duty есть куда расти.

Итог — Black Ops стала триумфатором 2010-го года, затмившим и Modern Warfare 3, и многие другие громкие проекты тех лет. То что изначально было лишь экспериментом, стало громогласным успехом, полюбившимся миллионам игроков по всему миру. Пока Modern Warfare 3 нещадно ругали за отсутствие новых идей и скучный игровой процесс, Black Ops хвалили за успешную попытку освежить начинавший надоедать геймплей серии Call of Duty и захватывающую сюжетную кампанию, предлагающую принципиально новый для франшизы подход к повествованию соответственно.

Между прочим
Между прочим

Black Ops всё ещё является одной из наиболее благоприятно принятых критиками Call of Duty в истории серии, а её успех стал стартом для полноценной франшизы Black Ops, на момент 2025-го года уже почти расширившейся до семи полноценных игр. Оригинал же и по сей день нежно любим игроками и часто является объектом ностальгических бесед на тему «вот раньше Call of Duty были Call of Duty, не то что сейчас Call of Duty, это ведь совсем не Call of Duty, а так, call of duty, да и всё».

Тем не менее, на дворе уже не дорогие сердцу 2010-е, а гораздо более злые и суровые 2020-е. Индустрия изменилась. Call of Duty изменилась. А самое главное — мы изменились. Имеет ли смысл стряхивать пыль со старичка Black Ops в 2025-ом году? Или всё-таки лучше оставить его там, где трава была зеленее, а линейные шутеры от первого лица веселее? А может быть...

Драгович...

Кравченко...

Штайнер...

Должны умереть?

Числа Судного дня — обзор Call of Duty: Black Ops (2010)

25 февраля 1968 года. Сотрудник ЦРУ Алекс Мэйсон приходит в себя в комнате допроса привязанным к стулу. Он не знает, где находится и не помнит, что произошло до этого. Неизвестные люди задают ему вопросы о неких числах, которые могут остановить глобальную войну. Накаченный психотропными препаратами Мейсон галлюцинирует, вспоминая своё прошлое и пытаясь понять, что значит последовательность чисел 7-15-1-2-19-7-25-6-13-6-7-15-14-0, постоянно нашёптываемая ему собственным разумом. И почему Драгович, Кравченко и Штайнер должны умереть? На кону судьба всего мира, а с каждой минутой надежды на благоразумие проваливающегося всё глубже в безумие Мейсона всё меньше.

Вот в таком положении Алекс Мейсон проведёт большую часть игры
Вот в таком положении Алекс Мейсон проведёт большую часть игры

Театр принято начинать с вешалки, а обзор Call of Duty — с геймплея. Как-никак, шутер от первого лица, где все шесть-семь часов сюжетного повествования мы проведём в позиции отстрела различных злодейских супостатов с перерывом на очередную катсцену с взрывами и прыжками как-бы-из-последних-сил-в-слоу-мо. Однако, как и сама Black Ops была во многом экспериментом, так и обзор её должен чуть-чуть отличаться от стандартного подхода к вопросу. А потому начнём мы с наиболее интриговавшего фанатов серии аспекта игры — с сюжета.

И начнём с всем известного факта — до определённого момента Call of Duty была про что угодно, но не про сюжет. Даже классическая трилогия Modern Warfare брала своей сюжетной кампанией не столько благодаря невероятной проработке сценария, сколько благодаря своему масштабу. Персонажи были в лучшем случае геройскими героями и злодейскими злодеями, а основной конфликт никогда не уходил дальше «у злодейских злодеев есть страшная бомба, они её будут страшно взрывать, а мы их будем страшно пытаться остановить». По праздникам геройский герой мог вдруг стать злодейским злодеем, а какой-нибудь мимокрокодил третьейстепенной важности умирал от ядерного взрыва, что воспринималось фанатами чуть ли не как шекспировских накалов событие. Всему этому отчаянно не хватало сценарного «мяса», пусть и компенсировалось это грандиозным масштабом — останавливали мы мировое зло целыми армиями, попутно сметая на радость игроку чуть ли не целые города и страны. Да и динамика происходящего редко предоставляла возможность по-серьёзному вдумываться в происходящее. Времени думать нет — у нас там апокалипсис за углом.

В этот момент плакала вся маршрутка фанатов Call of Duty
В этот момент плакала вся маршрутка фанатов Call of Duty

И на первый взгляд Black Ops мало чем отличается от прочих частей серии. Тут есть и страшная бомба, и всё те же злодейские злодеи и добрые добряки, готовые за звёздно-полосатый флаг смести в труху всех и вся. Да и масштабом не обделили — по ходу игры мы не только покатаемся по всему земному шару в разгар Холодной войны, но и самолично поучаствуем в убийстве Фиделя Кастро, войне во Вьетнаме и ещё много где успеем наследить. Вроде бы что-то новое присутствует, но ничего такого, что сильно бы отличало Black Ops от своих братьев по оружию. Дьявол же, как это обычно и бывает, кроется в деталях.

Treyarch очень оригинально подошли к сюжетной линии Black Ops и её воплощению на геймерских мониторах. Modern Warfare всегда существовала в очень условной реальности, предлагая полностью выдуманный конфликт с полностью выдуманными персонажами и событиями. Этакую альтернативную Землю, если позволите. Treyarch же напрямую вплетают свой сюжет в вполне себе случившиеся в нашем с вами прошлом. Операция в Заливе Свиней действительно имела место быть. Война во Вьетнаме, как мы все с вами знаем, тоже свой отпечаток в учебниках истории оставила. Как и убийство Кеннеди. И на удивление, Call of Duty всё это сценарное мракобесие очень к лицу.

Treyarch ловчайшим образом замешивают в один сюжетный котёл нашу с вами реальность и самые безумные конспирологические теории, которыми только может похвастаться современная история: начиная от программы MK-Ultra и заканчивая тайными базами нацистовтайными базами нацистов тайными базами нацистовв Заполярье. И при этом умудряются не скатываться в совсем уж треш, предлагая пусть и простенькую глобально, но богатую мелочами и интересными подробностями историю в стиле «а что если?». В достаточной мере серьёзную, чтобы вызывать сопереживание у игрока, и вместе с этим достаточно безумную, чтобы открыть разработчикам простор для любых идей в рамках заданного сеттинга. Да, это всё ещё про борьбу Бобра с Ослом. Но благодаря грамотной работе со сценарием и подаче этого самого сюжета, интрига сохраняется до самого победного конца, а следить за происходящим интересно не только в контексте аттракциона Call of Duty, но и в целом, как за сюжетно ориентированным произведением.

Даже дадут с президентом пообщаться в секретных бункерах Белого Дома. Чувствую себя важной курицей в этот момент
Даже дадут с президентом пообщаться в секретных бункерах Белого Дома. Чувствую себя важной курицей в этот момент

В первую очередь спасибо за это стоит сказать режиссуре. Black Ops одновременно динамично, но и вместе с тем крайне неспешно раскручивает свою сюжетную линию, очень постепенно проводя игрока по местам боевой славы Алекса Мейсона и предлагая нам самостоятельно складывать воедино картину происходящего. Шаг за шагом, миссию за миссией мы будем восстанавливать историю, приведшую Мейсона к стулу в допросной комнате. И то что поначалу казалось лишь разрозненными фрагментами охоты за советскими перебежчиками с амбициями опереточных злодеев, будет всё явнее превращаться в цельное путешествие, подводя к грандиозной точке в финале, где маски будут окончательно сброшены, а тайны раскрыты.

Здесь вообще очень много непосредственно сюжета, как для серии игр, в первую очередь прославившейся благодаря майклбэевским масштабам. Игра не стесняется разыгрывать полноценные миссии практически без геймплейных вставок и стабильно потчует игрока роликами как на движке игры, так и стильными сюжетными загрузочными экранами, которые очень не рекомендуется пропускать, если вы не хотите упустить нить повествования. Более того, вплетает сюжет непосредственно в геймплей: частенько диалоги допросов Мейсона будут преследовать игрока прямо во время геймплейных флешбеков, раскрывая нам происходящее на экране более полно. А если уж совсем уходить в безумства в контексте разговоров о Call of Duty, то я имею желание вам заявить, что и персонажи в рамках сюжета имеют вполне себе сложносочинённые мотивации, а сам главный герой Black Ops воспринимается как полноценный человек, а не кукла с автоматом. Со своим характером и отличительными чертами, позволяющими ему искренне сопереживать и проникаться происходящим на сильно более глубоком уровне, чем принято в Call of Duty.

Временами игра даже, прости Господи, предлагает МОНТАЖНЫЕ ИЗЫСКИ, как в лучших Голливудских домах киноискусства
Временами игра даже, прости Господи, предлагает МОНТАЖНЫЕ ИЗЫСКИ, как в лучших Голливудских домах киноискусства

И как ни странно, это смотрится и по-геймерски впитывается свежо и оригинально даже сейчас. Много ли вы помните параноидальных триллеров блокбастерного размаха и талантливой сценарной проработки в игровой индустрии? Чтобы и пострелять, и поохать над очередным сюжетным вот-это-поворотом? И чтобы не ещё один боевик в сеттинге современности про страшных террористов или про страшное будущее с всё теми же террористами? А именно что органично вплетённый в нашу с вами реальность экшен-триллер, не в последнюю очередь захватывающий благодаря тому, насколько тонко вписан сюжет игры в не такое уж и далёкое прошлое. И это очень сильно меняет восприятие от происходящего. Ты не просто участвуешь в очередном выдуманном конфликте непонятно кого с непонятно кем. Ты переживаешь приключение, многое из событий которого можно увидеть в учебниках истории. И далеко не на самых первых страницах! В конце-концов, тот же Вьетнам был не так уж и давно, как и Холодная Война!

Всё вместе это формирует непередаваемую атмосферу при прохождении. Само по себе время игры — 60-70-е года прошлого века — уже накладывает свой аудиовизуальный и эмоциональный отпечаток. Игра не стесняется цитировать классические киноленты, такие как «Охотник на оленей», «Рэмбо» и многие другие культовые фильмы прошлого, что очень приятно считывать во время прохождения. И не только считывать, но и пропитываться атмосферой тех лет. Всё здесь играет свою роль в вовлечении игрока в дух времён Холодной Войны, от локаций, до музыкального сопровождения, частенько щеголяющего хитами тех лет. Во вселенную игры буквально проваливаешься с первых минут геймплея, восторженно отдавая себя в руки буйной фантазии сценаристов Treyarch и намереваясь со всем возможным рвением таки узнать, что за числа буравят разум Алекса Мейсона и причём здесь советский ветеран войны Резнов.

Кто знает, тот знает

Если же как-то обобщить всё вышесказанное, то Call of Duty: Black Ops могла устареть с какой угодно стороны за немалые 15 лет, однако сюжет игры всё ещё свеж, ярок и является одной из главных причин даже сейчас не списывать игру со счетов. Это до крайности динамичный параноидальный экшен-триллер, в котором подчас гораздо больше триллера, чем непосредственно экшена. И вместе с этим безумно стильно поданная история, которой я просто наслаждался каждую минуту игрового хронометража. Это талантливо сделано и не менее талантливо разыграно. Во многом сюжетная линия Black Ops и по сей день остаётся недостижимой вершиной как для многих жанровых товарок, так и для самой серии Call of Duty в принципе. Образцово-показательный симбиоз интересной идеи, динамичного повествования и самобытного сценария. Что важно — заканчивающийся ровно тогда, когда ещё бы чуть-чуть, и от игры я бы начал уставать.

И вот теперь

Играем!

Можно и вспомнить, что в Call of Duty мы приходим не только (а чаще всего и совсем не ради) интересной истории. Мы приходим, чтобы нам каждые полторы минуты что-то задорно взрывалось в лицо, а в руках весело подпрыгивал радуя импактом здоровенный пулемёт, под аккомпанемент которого вокруг будут очень талантливо умирать разного рода плохие парни.

Ииииииии...

ЭТО CALL OF DUTY! ВОТ ЭТО ДА! НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ! И ВСЮ ИГРУ ВЫ ДЕЛАЕТЕ CALL OF DUTY-ШТУКИ:

Вот такие!
А вокруг вот такое!

Если вы играли хотя бы в одну часть серии после её перезагрузки в линейке Modern Warfare, то прекрасно понимаете, о чём я говорю, и насколько точно гифки сверху передают происходящее на экране ваших мониторов. Что тогда, что сейчас Call of Duty — это блокбастерный аттракцион имени игрока, где все 6–7 часов геймплея подчинены ровно одной боевой задаче (если разработчик старается и понимает что делает) — делать игроку весело. Причём максимально мальчишеским способом из возможных. При помощи взрывов, больших пушек и постоянного, постоянного, ПОСТОЯННОГО движения вперёд от одного скриптового источника дофамина в мозг к другому.

Однако, было бы несправедливо говорить, что Black Ops строго шагает по протоптанной Modern Warfare дорожке, освежая серию только лишь сюжетом. Здесь тоже хватает масштабных экшен-эпизодов и размашистых сцен разрушений всего и вся, спору нет. Но Black Ops гораздо более дозированно балует игрока монструозными аттракционами, предпочитая скорее пусть и более локальные в масштабе, но и более насыщенные зрелищем побоища. И даже при таком подходе очень сильно старается разнообразить их всеми возможными способами.

Здесь тоже приходится очень много бегать с автоматом наперевес, выцеливая тупоумных болванчиков, всеми силами своего скудного интеллекта старающихся имитировать недюжие тактические подвиги (чаще всего неудачно). Но при этом Black Ops при любой удобной возможности предлагает игроку либо новые условия ведения боя, либо резко меняет локацию и задачу. Солидное количество раз нам предстоит и полетать на вертолётах, и покататься на лодке, задорно расстреливая вьетнамские деревни под весёленькие песни. И даже покататься на машинках и мотоциклах нам дадут, причём и порулить мы сможем вполне себе самостоятельно, пусть и на поводке невидимых геймдизайнерских границ. Ещё и полетать на «Стелсе», контролируя скрытное движение спецгруппы, нам дадут, попеременно переключая нас с кресла пилота в тело одного из участников действа на земле. Это здорово увеличивает динамику геймплея, не давая заскучать от бесконечного расстрела противников и скрашивая и без того насыщенные зрелищами на любой вкус уровни.

Одна из лучших миссий в игре, к слову
Одна из лучших миссий в игре, к слову

И в этом тоже кроется прелесть Black Ops. Да, в общем и целом, геймплейное ядро остаётся прежним, никакой революции разработчик не совершил, и я не скажу вам ничего такого, что вы бы уже не читали в том или ином виде о геймплее Call of Duty в его «голом» виде. Но за счёт грамотного подхода к развлечению игрока и интенсивной подачи сюжета непосредственно при помощи геймплея тут очень сложно заскучать. Игра ловко миксует своё наполнение, тонко чувствуя, когда игроку стоит дать отдышаться и подкинуть чисто сюжетную катсцену, когда стоит разнообразить экшен интересной геймплейной ситуацией, а когда нужно просто дать ему вдоволь пострелять для души и сердца. При щадящем хронометраже сюжетного режима, Black Ops выжимает из него всё, чтобы вы всегда либо занимались чем-то интересным, либо наблюдали за чем-то интересным. И не забывает о том, что эффектно разваливающийся дом или падающий вертолёт — это прекрасно. Но когда эти дом или вертолёт взорвал сам игрок, это прекраснее вдвойне. Мы редко являемся наблюдателями в местном аттракционе и практически всегда становимся тем триггером, который его запускает, что во многом помогает интересу не затухать.

И при этом Black Ops предлагает вполне себе испытание для любителей жанра, если вы рискнёте выставить уровень сложности выше минимального. Свою тупоумность враги компенсируют, как это принято в жанре, если у вам нет нормального специалиста по ИИ, двумя хитростями:

  1. Количеством
  2. Меткостью

А потому Black Ops вполне себе способна поставить на место зарвавшегося игрока, думающего, будто он тут хозяин положения. Бьют больно, бьют часто, не стесняясь устраивать массовые закидывания гранатами и героические забеги на игрока с дробовиком наперевес, что не единожды приводило меня к экрану загрузки, особенно в сценах массовых баталий. Да, игра даёт вам тот самый Call of Duty-экспириенс, частенько выдавая на поруки самую большую пушку по эту сторону Воркуты и предоставляя возможность радостно нестись вперёд, поливая всё вокруг огнём. Но и не забывает о том, что экшен от первого лица не должен превращаться в детскую прогулку с катсценами взрывов и разрушений. Вы игрок. И вы должны играть, а не просто смотреть.

Но безнаказанно расстреливать врагов из крупнокалиберного пулемёта всё ещё очень весело
Но безнаказанно расстреливать врагов из крупнокалиберного пулемёта всё ещё очень весело

А потому я ответственно заявляю, что даже на момент 2025-го года в Call of Duty весело играть. Да-да, тем самым весельем, за которое мы когда-то и полюбили с вами компьютерные развлечения. Это совершенно бессовестный аттракцион, часто ставящий зрелищность выше любых законов логики и здравого смысла, однако делающий это с блеском. Treyarch знали, на какие струнки души игрока нажимать и как с ним взаимодействовать, чтобы найти баланс между зрелищностью и геймплейным наполнением. Это всё тот же Call of Duty, который все мы с вами прекрасно знаем и в который все мы с вами играли в том или ином виде. Но сделанный так, чтобы вам было не только интересно смотреть по сторонам, но и участвовать в происходящих вокруг непотребствах. Даже сейчас.

Одним словом, геймплей Black Ops всё ещё

Только всё-таки стоит держать в уме, что Call of Duty: Black Ops отмечает вот уже 15 лет и как никогда близка к совершеннолетию, а по собачьим годам и вовсе уже глубокий старик с одной лапой в могиле. Технологии никогда не стояли на месте, чему не смогла сопротивляться даже сама серия экшенов, таки продемонстрировав технологическое превосходство в перезагрузке трилогии Modern Warfare много лет спустя. Но стоит помнить, что даже на момент 2010-х пусть и пока тихо, но раздавались голоса, тонко намекающие Activision, что прогресс в игровой индустрии таки прогрессирует, а Call of Duty уже далеко не так поражает воображение, как было в 2007-м, когда оригинальный Modern Warfare произвёл маленькую революцию в сегменте экшенов от первого лица.

И тут было бы глупо спорить с тем, что Black Ops в техническом плане время не пощадило. В аудиальном — да, и ещё как. Игра всё ещё может похвастаться великолепным музыкальным сопровождением и не менее прекрасным звуковым дизайном. Саундтрек тут вполне себе имеет шансы переехать в ваш плейлист, а оружие и взрывы бахают так, что при мощной звуковой системе можно случайно напугать соседей канонадой из выстрелов и непрекращающегося ора противников и союзников, уж больно натурально вопрошающих окрестности о причинах выпуска дорогих им как память кишок при помощи меткого выстрела из дробовика. Приплюсуйте к этому отличную озвучку, причём как оригинальную, так и русскую, и делайте выводы, что маленький оргазм для ваших ушей Black Ops способен обеспечить до сих пор.

Особенно когда игра окончательно срывается с цепи и даёт вам устраивать ультранасилие под нетленные хиты середины шестидесятых
Особенно когда игра окончательно срывается с цепи и даёт вам устраивать ультранасилие под нетленные хиты середины шестидесятых

Но вот графически Black Ops, к сожалению, сохранился далеко не так хорошо, как всем бы нам хотелось. Без сомнения, даже сейчас игра выглядит в меру симпатично и рвотные рефлексы не вызовет даже у уж совсем строгих любителей RTX за обе щеки. Персонажи щеголяют приятными анимациями и нестыдной детализацией, да и картинка в общем нет-нет, да подкинет впечатляющих глаза сцен и пейзажей.

Красиво? Красиво
Красиво? Красиво

Но чаще всё-таки мы имеем таки неудовольствие лицезреть беспощадный ход времени и технологий. Издалека многие локации выглядят впечатляюще, однако стоит чуть-чуть приглядеться, как станет заметно, что игре нещадно не хватает полигонов то тут, то там, да и многочисленные взрывы и их последствия смотрятся скорее потешно, чем зрелищно, особенно в богатых на спецэффектное пиршество уровнях, типа той же Воркуты. Black Ops явно бы не помешал если не ремейк, то как минимум ремастер, стряхивающий пыль с древнего движка и облагораживающий картинку под современные стандарты хотя бы минимально.

С другой стороны, Black Ops являет собой пример игры относительно далёкого прошлого, чей запуск на современных компьютерах не сопряжён с многочасовыми танцами с бубном и задумчивым изучением списка фанатских патчей, модов, фиксов и прочих страшных вещей, которые всё чаще приходится изучать, когда накатывает волна ностальгии, а душа требует освежить в памяти некогда любимую игрушку. В случае с Black Ops всё максимально чинно и прилично: купил-установил-играешь-радуешься. И даже не страдаешь от багов и графических глитчей из-за того, что игра не смогла правильно полюбиться с твоим компьютером. Дорогого стоит, между прочим!

Но забавные не-баги-но-фичи всё ещё встречаются и заставляют улыбаться
Но забавные не-баги-но-фичи всё ещё встречаются и заставляют улыбаться

Естественно, предъявлять игре пятнадцатилетней давности претензии в несовершенстве картинки — это ничуть не менее глупо, чем сопротивляться тому факту, что графически игра беспощадно устарела. Но и умолчать об этом было бы преступно и демонстрацией того самого «синдрома утёнка», от которого я старательно отмахивался при прохождении игры для обзора. Для многих современных геймеров графика играет далеко не последнюю роль в получении удовольствия от игры, а потому помните — 15 лет.

А потому резюмирую так – никакого визуального оргазма с последующим катанием по полу и орошением окрестностей жидкостями радости вы не испытаете. Игре 15 лет, игру можно понять и простить. Она сохранилась не очень хорошо, но достаточно хорошо, чтобы за время прохождения вы либо совсем не замечали несовершенство картинки, будучи схваченными за горло местными страстями, либо просто принимали как должное, что время не щадит никого и ничего. Особенно, когда дело касается видеоигр.

Вот такой он

Call of Duty: Black Ops. Старый. Но не устаревший. Наверное, главная в своей приятности мысль, на которой я себя словил, после того как игра была благополучно пройдена, а по экрану поползли финальные титры, — я получил ровно такое же удовольствие от прохождения, как и 15 лет назад, когда впервые запустил игру. Это были шесть часов концентрированного удовольствия, далеко не такого безмозглого, как можно было бы подумать, будучи знакомым с франшизой Call of Duty в лучшем случае поверхностно. И секрет моей любви к Black Ops, наверное, как раз в этом и кроется — игра одновременно компетентна и как сюжетное приключение, вобравшее в себя всё то, что я люблю в экшенах, и как безмозглый шутер про «зажать левую кнопку мыши и бежать, бежать, бежать». Есть ли за что ругать Black Ops? Естественно. Хочется ли ругать Black Ops? Естественно, нет.

Я совершенно искренне радовался, лицезрея взрывы до неба и по-блокбастерному зрелищные и нелепые в своей зрелищности перестрелки. Я не менее искренне задерживал дыхание от еле сдерживаемого выдоха удивления, когда очередной сюжетный поворот бил меня наотмашь, пусть и даже спустя столько лет я до сих пор прекрасно помню основные сюжетные твисты. Я искренне чувствовал триумф, когда заканчивал финальную миссию, и лицезрел плоды своих героических трудов, пусть и с немного горьковатым послевкусием от мельком брошенной главным злодеем фразы, являющей собой ого-го какой сюжетный поворот.

Я получил удовольствие. Каждую минуту, которую я провёл в Black Ops. И это особенно ценно, когда с каждым годом получить его становится всё труднее и труднее. Самое настоящее геймерское удовольствие, которое настолько всеобъемлюще в своей силе, что ощутив его, ты никогда даже на одну сотую секунды не подумаешь, что провёл время бесполезно, прокрастинируя за компьютерной игрушкой. Я получил удовольствие.

А это ли не главное?

Победа требует жертв, Мэйсон! Мы, русские, знаем это, как никто другой! 
Победа требует жертв, Мэйсон! Мы, русские, знаем это, как никто другой! 

Финальный вердикт

Call of Duty: Black Ops явственно одряхлела телом. Но в душе это всё ещё безумный локомотив человеческой фантазии и искренней любви к компьютерным развлечениям и людям, в них играющим. Самый настоящий аттракцион, хватающий тебя за шкирку и не отпускающий до самых финальных титров, и идеальное воплощение того, за что можно полюбить франшизу Call of Duty. И вместе с тем — с очень большим талантом написанный и разыгранный параноидальный экшен-триллер. Показывающий, что при наличии толкового сценариста, желания и свежего взгляда на франшизу, даже из давно топчущейся на одном месте и погрязшей в кризисе идентичности Call of Duty можно выдавить что-то такое, что и спустя много лет будет впечатлять как в первый раз. В каком-то смысле Black Ops стала для серии Call of Duty тем же, чем в своё время Far Cry 3 стала для своей франшизы — свежим взглядом, вдохнувшим в серию щепотку контролируемого безумия. И сорвавшим благодаря этому джек-пот.

Перепройдите Black Ops, если вы давно в него не играли, или пройдите в первый раз, если вы вообще никогда не пытались разгадать секрет таинственных чисел в голове отдельно взятого безумного агента ЦРУ. Да, Call of Duty: Black Ops уже 15 лет. Но стоит вам только её запустить, как, поверьте мне, вы забудете об этом в тот же миг. И отправитесь в одно из самых увлекательных путешествий по эту сторону шутеров от первого лица. Путешествие, которое уже никогда не забудете.

Финальный вердикт для любителей чисел:

10\10 сердцем

9\10 умом

8\10 под гнётом возраста игры

Финальный вердикт одним словом:

ДЕД МОГЁТ

Вот и всё

Играйте, кайфуйте и никогда не забывайте, что игры, это не только для ума, но и для сердца. И никогда не убивайте в себе восторженного ребёнка, даже если вы уже старый и грустный. Если мы перестанем радоваться красивым бах-бахам и большим бум-бумам, то рано или поздно перестанем радоваться в принципе.

Если вы не знаете кто я, но вам стало интересно:

Если вы хотите поддержать меня финансово, чтобы новые интересные материалы выходили стабильно и раз в неделю (а то и чаще!)

То добро пожаловать на мой Boosty. Присоединяйтесь к армии работяг Дениса Большакова, если хотите иметь возможность влиять на выпускаемые материалы и поддержать меня и мой блог финансово. Это очень помогает не падать духом и продолжать заниматься любимым хобби.

Отдельная благодарность

Пользователю JfyX, оформившему Стандартную Подписку Богатого Работяги на Boosty. Спасибо тебе огромное, дорогой друг.

Пользователю viterofchange with лiто vibes, оформившему богатейскую подписку Мужчины Честной Судьбы. Ты сделал великое дело, и я никогда не перестану быть тебе за это благодарным.

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяги.

Опять налил воды, опять одни картинки, опять выложил поздно, опять непонятно что сказать хотел, опять селебрете пишут про скукоту, опять чсв, очень хочется кинуть автора в чс, дизлайк, отписка. Люблю вас всех.
Опять налил воды, опять одни картинки, опять выложил поздно, опять непонятно что сказать хотел, опять селебрете пишут про скукоту, опять чсв, очень хочется кинуть автора в чс, дизлайк, отписка. Люблю вас всех.
176
19
11
6
3
1
1
1
1
1
1
1
67 комментариев