Tainted Grail: The Fall of Avalon - удивительный пример вложенной в игру души. [Обзор]

Вот кто бы мог подумать, что очередная инди Action-RPG, ориентирующаяся на Skyrim, Gothic и другие культовые игры в жанре сможет стать настолько запоминающимся, нестандартным и оригинальным произведением искусства от мира видеоигр? Честно говоря, в течение долгого поиска так называемого лекарства от «игровой импотенции», наткнувшись на Tainted grail: Fall of Avalon, я не ожидал от нее чего-то большего, чем, сугубо, средненького игрового экспириенса. Однако, после прохождения игры мой взгляд на нее значительно изменился, а вот в какую сторону, и какие именно эмоции может преподнести данная игра - в этом нам и предстоит разобраться.

Tainted Grail: The Fall of Avalon - удивительный пример вложенной в игру души. [Обзор]

Tainted Grail: The Fall of Avalon это Action-RPG от польской студии Questline. Оригинальным концептом для создания мира игры является настолка с таким же названием. В саму настолку, я, к сожалению, еще не играл, но судя по общим отзывам в интернете, отличительной ее чертой являются квесты с неоднозначными моральными выборами, а также мир темного фэнтези в котором ставка делается не только на присущие жанру мрачную атмосферу, жестокость и прочее, но еще и на саму концепцию «власти» и отношению к ней как со стороны правителей, так и со стороны простого люда. Даже со стороны человека никогда не трогавшего настолку, мне кажется, данная идея была отлично перенесена в видеоигровую адаптацию на что мы не раз обратим внимание при рассмотрении основной сюжетной линии и сайд квестов.

Итак, закончив с небольшим предисловием мы можем перейти непосредственно к «начинке» рассматриваемого произведения. В чем заключаются базовые потребности игрока, которому нравится играть в игры жанра Action-RPG.

1. Геймплей, предоставляющий широкую свободу билдов, нелинейное исследование локаций и генерирующий разные игровые ситуации, балансируя между завлекающими сражениями и взаимодействием с игровым миром. Также, немаловажным будет отметить и желание игроков видеть уникальность проекта с геймплейной точки зрения, а именно – способность игры предоставить уникальных игровой опыт за счет своих механик и нестандартного в контексте уже вышедших в жанре произведений, подхода к тем или иным устоявшимся концепциям в создании геймплейной основы.

2. Сюжет. К сожалению, в нашем мире мало вещей которые можно оценить объективно, тем более если мы говорим о творчестве в любых его проявлениях. Кому-то нравятся классические светлые и добрые сюжеты, повествующие о необходимости сохранять человечность, верность принципам и т.д. абсолютно при любых ситуациях (к слову, таких произведений сейчас как будто бы не хватает). Другие же ценят куда более мрачные или серо-моральные произведения, которые толкают зрителя на мысли о том, что этот мир прогибает даже самых, казалось бы, честных и благородных людей на ужасные поступки. Однако, незыблемым правилом остается умение сюжета быть непредсказуемым, заставлять зрителя задавать вопрос «А что будет дальше?», или «А как то или иное событие в прошлом повлияло на нынешнее» и т.д., и в то же время – делать персонажей произведения интересными, многогранными и неоднозначными. Ну и все мы конечно же приветствуем юмор.

3. Музыка. Музыка является неотъемлемым элементом создания игровой атмосферы и наличие запоминающихся внутриигровых треков также напрямую влияет на то, а останется ли игра в наших сердцах на долгие годы.

Геймплей:

Рассматривая геймплей Fall of Avalon, я предлагаю обратить внимание на 3 основных его составляющих: боевую систему, билдостроение и исследование мира.

С самых первых минут TaintedGrail демонстрирует особое внимание по вовлечению игрока в мир игры и его последующему исследованию. Как правило, начальные (обучающие) локации в играх служат небольшими коридорами или тренировочными областями, в которых нам показывают основные механики игры и учат как, собственно, в эту игру играть. Большие игровые студии придерживаются постановочного подхода к обучению, растягивая его на несколько часов кинематографичного игрового опыта. Бывают, разумеется, и исключения из правил, например – Gothic, DragonAge: Origins, и, как ни странно – TaintedGrail.

В игре есть лошади, но ездить на них часто не приходится, поскольку пешком - быстрее.
В игре есть лошади, но ездить на них часто не приходится, поскольку пешком - быстрее.

Как только нашему персонажу будет предоставлена свобода действий(кто понял – тот понял), мы будем вольны свободно исследовать стартовую локацию представленную как маленький, но набитый секретами полигон не ограничивающий нас в его исследовании, а также предоставляющий мини квесты и игровые записки, которые развивают наше понимание о мире игры и оформляют плотную затравку на дальнейшие события на Авалоне о которых мы узнаем очень и очень нескоро. Тут вам и демонстрация юмора в виде вырезки из книги о знаменитой женщине самой древней профессии (кстати, прикольная отсылка на Аргонианскую деву)))), и люди, просящие передать их предсмертные пожелания их близким при встрече и даже секретный проход вниз здания с секретным боссом внизу. Все в рамках этой локации работает на погружение и побуждает игрока захотеть узнать «А что будет дальше?», при этом делая это не столь сюжетно, сколько «геймплейно-нарративно», что не может не удивлять и радовать.

Тот самый оммаж на аргонианскую деву из The Elder Scrolls. 
Тот самый оммаж на аргонианскую деву из The Elder Scrolls. 

Переходим непосредственно к боевой системе. Она, субъективно, неплоха. На выбор у игрока есть 3 основных подхода к ведению боя – ближний бой (так называемое – кумитэ с одноручным оружием, двумя мечами в обеих руках, двуручники, молоты и т.д), дальний бой (луки, метательные ножи) и магия (представлена в виде заклинаний, кубов, жезлов). Разумеется, никто не запрещает вам мультиклассировать своего персонажа и драться с двумя мечами как мастер фехтования с последующим переключением на анигиляторную пушку с ядерным фаерболом в одной руке и призывом нечисти в другой (собственно, так я игру и проходил на высоком уровне сложности).

К слову, игра упрощает вам переключение между вашими лоадаутам(eng-loadout) и прямо в меню снаряжения позволяет поставить до 4-х пресетов снаряжения, что очень и ОЧЕНЬ удобно.  
К слову, игра упрощает вам переключение между вашими лоадаутам(eng-loadout) и прямо в меню снаряжения позволяет поставить до 4-х пресетов снаряжения, что очень и ОЧЕНЬ удобно.  

Более того в игре есть крайне интересный подход к магическим мечам и кубам, которые сильно упростили мне жизнь в начале. Дело в том, что некоторые мечи дают вам возможность из мили-героя стать рендж-героем, поскольку предоставляют возможность стрелять магическими разрезами при применении этих мечей, что показалось мне интересным решением, пускай мы такое уже и видели в других проектах. Говоря же о кубах, стоит отметить, что изначально применить их у вас не получится. Сделать же это можно только при их «зарядке» - то есть при выполнении условий на самом предмете. Есть куб, который увеличивает урон огненного заклинания, но при этом до его применения нужно скастовать определенное количество огеннного джутсу (спеллов). Думаю, принцип тут понятен.

Пример меча, выпускающего огненную волну во врагов. 
Пример меча, выпускающего огненную волну во врагов. 

Сам процесс схватки ощущается динамично, однако тут есть нюанс. Поскольку игра была создана на движке Unity, разработчикам не удалось сделать каждое сражение уникальным и запоминающимся и несмотря на динамичность геймплея, основанного на уклонениях и парированиях ощущается это все достаточно вяло после долгого процесса игры и превращается в банальное «закликивание». В целом это существенная проблема, однако сложность при битве с несколькими врагами скрашивает указанную выше «скуку» и поэтому не вызывает отторжения от геймплея.

Исследование мира здесь также выполнено на высоком уровне. Каждая локация, расположенная на игровой карте, имеет собственную историю, повествующую о ее жизни, а зачастую, пропуск мест интереса на карте, таких как гробниц рыцарей Короля Артура может закрыть и доступ к определенным концовкам игры, что только подогревает интерес исследовать каждый уголок Авалона.

Гробница рыцаря.
Гробница рыцаря.

Более того, отличительной чертой хорошего исследования является генерация необычных событий в игре. И с этим Авалон тоже справляется на отлично. Уже в первой локации можно найти квест с сидящим в клетке пиктом в абсолютно неочевидном месте который приведет к целой квестовой цепочке одной из гильдий (к слову, его я пропустил и уже сильно позже пришел туда). Или квест с парнем, который боится самого что ни на есть обычного кувшина, поскольку верит, что из-за него на нем висит проклятие интроверта и ему ни за что нельзя видеться с другими людьми). Ну классно же.

В дополнение ко всему вышесказанному нельзя не упомянуть и аспект выживания на Авалоне. Все дело в том, что в этих землях по ночам спускается марь – неизведанное магическое явление, внутри которого появляются темные духи и монстры, желающие поглотить все без остатка на своем пути. Вся геймплейная суть мари – это поставить перед игроком выбор, а стоит ли продолжать путь ночью или, все-таки, нужно найти безопасное место для привала, а то и вообще вернуться в город дабы не огрести смачных тумаков при дальнейшем приключении? И работает этот аспект тоже отлично.

Марь выглядит крайне гнетуще и атмосферно 
Марь выглядит крайне гнетуще и атмосферно 

Как и все в нашем мире имеет свои минусы, так и эксплоринг в этой игре они не обошли стороной. Я думаю, ни для кого не секрет, что «бэктрекинг» является бичом и что ни на есть раковой опухолью в игровой индустрии. К сожалению, этот элемент в игре присутствует. Дабы обойтись без спойлеров, ограничусь лишь тем, что скажу следующее. В игре есть места, в которые вы не пройдете пока не продвинетесь по сюжетной линии и не получите определенные способности. И порой вы эти способности можете получить в 3-ем акте, а закрытая локация будет находится в 1-ом). Вот и думайте, а сможете ли вы запомнить, где было это место или нет. Манчкинам вроде меня этот геймлейный элемент явно придется не по душе.

Финальной частью анализа геймплея по всей справедливости должно стать «билдостроение» в игре. И в плане разнообразия оно действительно велико. У вас есть 6 вариаций атрибутов и 6 вариаций соответствующих древ навыков:

1. Сила – повышает урон ближним оружием, древо навыков заточено на прокачку одноручного оружия, двуручного, боя на кулаках (ну это если вы не наигрались, например, на iron fist в marvel rivals и прокачка урона)

2. Ловкость – повышает урон дальним и метательным оружием, влияет на вашу скорость, высоту прыжка и навыки взлома. Древо навыков заточено на все указанные в этой ветке навыки, но там еще есть повышение скорости атаки, что важно и для мили билдов.

3. Духовность – повышает количество маны, урон при использовании магических предметов, влияет на заклинания призыва и т.д.

4. Выносливость – повышает общий запас очков здоровья (ХП), отвечает за прокачку навыков ношения оружия.

5. Практичность – отвечает за крафт предметов и торговлю, а именно стоимость покупки и продажи товаров. Является очень важным навыком для фарма внутриигровой валюты за счет ветки торговли, которая в свою очередь стала частью эксплойта на деньги в игре.

6. Восприятие – повышает критический урон и урон наносимый со стелса. Ветка навыков развивает соответствующие навыки.

Tainted Grail: The Fall of Avalon - удивительный пример вложенной в игру души. [Обзор]

На первый взгляд система прокачки выглядит абсолютно обычной для Action-RPG. Тем не менее в ней есть своя изюминка и особенность. Заключается же она в том, что каждый навык и каждое древо навыков взаимодополняет друг друга и расширяет ваш игровой опыт в рамках выбранной прокачки. К примеру, вы решили играть воином, который ставит в приоритет силу. На начальных этапах геймплея вы, вероятно, будете довольны наносимым противникам уроном, однако, в определенный момент, вы так или иначе столкнетесь с его нехваткой. Тогда вам на помощь может прийти ветка восприятия, повышающая шанс крита и его урон. И уже с прокачкой данной ветки ваш демедж просто взлетит до небес. В этом вся особенность прокачки в Tainted Grail и ее, не побоюсь этого слова, кайф.

Или же ветка практичности, которая на первый взгляд выглядит крайне непримечательно. Однако, крафт предметов в игре (за исключением готовки пищи) требует не только материалов, ингредиентов и рецептов, но и денег. А повышение оружия до уровня +8 может стоить совсем уж баснословных сумм сравнимых с процентами за ипотеку. И тут вам на помощь может прийти ветка практичности, которая, в совокупности с возможностью «перепрокачки» в игре может помочь избежать финансовой ямы и позволить солидно усилиться перед особо трудными испытаниями.

В формате данных двух примеров я лишь частично затронул особенности билдостроения в игре, оставляя вам простор для дальнейших экспериментов и более глубокого погружения в данный интереснейший аспект.

Тем не менее и тут тоже есть вещь, которая несколько удручает и портит впечатление от прокачки. Дело в том, что на каждом оружии в Авалоне есть требования по характеристикам. Казалось бы, ну и что тут такого – двуручный меч и должен требовать много силы для того, чтобы махать им как рельсом. Да, безусловно, должен. Но подобного рода клинок никак не может требовать «12 духовности» для эффективного использования, при этом не имея магического баффа или механики «магического выстрела», о котором я говорил ранее. И таких оружий в игре очень много, что как бы побуждает вас не упарываться в одну ветку атрибутов, но и режет ваш урон в прогрессии. На мой взгляд данный аспект был сделан неудачно, но рассуждать в стиле «было бы да кабы» не будем.

Этот меч требует 10 силы и 6 духовности. Зачем тут 6 духовности?
Этот меч требует 10 силы и 6 духовности. Зачем тут 6 духовности?

Сюжет:

Сюжет Tainted Grail: The Fall of Avalon является воистину одним из самых любимых мною в видеоиграх. Основная суть происходящих в игре событий заключается в адаптации эпоса о Короле Артуре. Согласно предоставляемому игрокам повествованию, исконная земля людей подверглась распространению чумы, называемой «красной смертью». В ходе данной чумы человек проходит 5 стадий разложения, на финальной из которых полностью теряет рассудок и функционал внутренних органов, становясь в некотором роде зомби. Однако, помимо желания убивать, у зараженных красной чумой людей есть и иная задача, а именно – передавать эту чуму погибшим или раненным в бою созданиям. Не в силах справиться с подобной напастью, Король Артур собрал всех своих подданных и людей с «Земли Отцов» и отправился на Авалон – загадочный континент доселе никем не населенный. Или….населенный?

Джонни - это ты?
Джонни - это ты?

По приезду на континент Королю пришлось столкнуться с коренными жителями этих земель – предтечами, которые каким-то странным образом умеют управлять марью, а также и самой марью, постоянно опускающейся на Авалон. В ходе войны Артуру удалось одолеть предтеч, а вместе со своим верховным друидом Мерлином и построить менгиры, в последствии основав свое собственное королевство. Главной его надеждой было то, что после его смерти государство будет процветать и дальше. К сожалению, этого не случилось и спустя 600 лет после его смерти и стартуют события игры, где вовсю царит красная смерть уже на просторах Авалона, церковники устраивают беспредельский беспредел, а менгиры загадочным образом начали тухнуть, ускоряя приближение мари. Именно в таком раскладе, мы – зараженные красной смертью и оказываемся в центре событий. В процессе мы будем спасены от Красной Церкви загадочным Карадоком, а также излечимся от красной смерти, в чем нам поможет дух Короля Артура, единственным пожеланием которого будет отправиться с нами в путешествие, посмотреть на бедолаг потомков (эх, Артур, мы все прободали) и попытаться остановить этот хаос на родной земле.

Дабы избежать дальнейших спойлеров к игре, просто отмечу, что сюжет является достаточно нелинейным, интересным с подковерными политическими играми и с высоким акцентом на вопрос «А нужно ли вообще королевство неспособное жить без своего единственного короля?» Более того, на протяжение всей игры нас будет сопровождать сам Артур и высказываться по поводу тех или иных событий (ака Джонни Сильверхенд). И подобная завязка и развитие сюжета мне показались крайне оригинальными и интересными, поскольку развитие событий вокруг представленного выше концептуального вопроса мне еще не доводилось видеть.

Основные действующие лица также являются многогранными и, что ни на есть, живыми персонажами. Артур – человек, который продал мир; Карадок – загадочный спаситель, преследующий свои цели по расправе над мечтой Артура и им самим; комендант крепости первой локации «Рогов Юга» - Брендон; стремящийся защитить людей любыми способами; Галлахад – жестокий и беспринципный рыцарь Круглого Стола, вершащий правосудие ради Камелота кровожадными методами; Ивейн – глава поселения 2-ого акта «Кунахта», оказавшийся заложником личных проблем и собственной нерешительности. Все перечисленные персонажи, в том числе, и многие другие - запоминаются, а взаимодействие с ними как дарит кучу эмоций, так и заставляет задуматься на иными от основного сюжета темами.

В целом, я оцениваю сюжет Tainted Grail как высококачественную работу со сценарием, за которой мне было интересно следить от начала и до самого конца.

Квесты:

Сайд квесты, без сомнений, являются наиболее сильной стороной игры. Во многом этот эффект был достигнут разработчиками в связи с их инновационным подходом к построению сайд-квестов и их вплетению в построение мира игры. Особенностью сайд-квестов Авалона является их переплетение друг с другом и влияние на ход основной истории. ВАЖНО: Зачастую, квестодатель в одном задании может являться антагонистом или второстепенным персонажем в ходе квеста уже от другого человека и эта черта делает квесты Авалона особенно живыми и интересными. Более того, во многих моментах судьба второстепенных персонажей влияет на концовку истории и это нарративно понятно с самого момента встречи с ними, что только подогревает интерес к их прохождению. Присутствуют также и юморные задания, которые реально способны рассмешить, ну или хотя бы вызвать улыбку на лице зрителя.

Примером юморного квеста является квест про кузнеца теней, который повествует о крайне эксцентричном создателе литературы о практичности брони, которая на деле является просто тряпкой на теле солдата. Примером же взаимодействия разных персонажей является квест библиотекарши во 2 акте, где в одном случае она выступает как квестодатель, а во втором уже как непосредственный участник событий квеста от другого персонажа. В общем и целом, разгулялись в плане квестов разработчики знатно, за что им только низкий поклон и уважение.

Музыка:

Честно говоря, я не особо разбираюсь в музыке и мне трудно сказать, где композиция написана хорошо, а где «ниже плинтуса». Однако, музыкальное сопровождение в Tainted Grail мне запомнилось, фольклорные мотивы хорошо сочетаются с общим настроением игры, а композиция «Ymir» удостоилась попасть в мой плэйлист за мрачность и одновременную драйвовость трека. С музыкой разработчики поработали на отлично, и тут особых претензий у меня нет.

Ровно, как и со звуком окружения и озвучкой персонажей игры. Более того, уж не знаю как у них это получилось, но актеры озвучки настолько хорошо отработали свои роли, что я действительно верил в живость персонажей на экране. Отдельной похвалы достоин Зак Лазар Хоффман - актер озвучки, который подарил голос одному из персонажей в самом финале игры. Его откровенный монолог практически пробил меня на слезы, за что я низко кланяюсь этому актеру.

Послесловие:

Напоследок мне хотелось бы ответить на наверняка возникший у прошедших игру людей вопрос, а именно – какое впечатление оставляет 3-й акт игры. И, честно говоря, я согласен со всеобщим мнением о том, что это самая слабая часть Авалона. Последний акт игры действительно разочаровывает малым наполнением локации, да и местный сюжет выглядит на голову слабее конфликтов в предыдущих актах. Тем не менее, сайд-квесты в этой части игры меня по большей части не огорчили, и на том спасибо, как говорится. Тем более на фоне всей игры я готов простить разработчикам необходимость выпустить игру с недоработанным и неотполированным до идеала 3-им актом.

Также впечатление от игры могут очень сильно подпортить и софтлоки в квестах, на которое жалуется большое количество игроков. Поскольку жалобы поступают уже и после пропатченной версии игры - данная проблема по прежнему остается её сильным недостатком. Поэтому, советую сейвиться в разные слоты и быть готовым к такому исходу при прохождении игры. Вполне вероятно, что вы не словите ни единого, как это было со мной, но гарантировать этого никто не может.

Огромный меч вдалеке внушает величие, но вот 3-й акт - отнюдь. 
Огромный меч вдалеке внушает величие, но вот 3-й акт - отнюдь. 

Итог:

Tainted Grail: The Fall of Avalon является тем инди-проектом, на которым многим AAA проектам стоит равняться. Несмотря на малые бюджеты, собранные с кикстартера, несмотря на небольшой размер команды, несмотря на кривость самого движка Unity, софтлоки и прочее студии Questline удалось создать действительно запоминающуюся Action-RPG, которая, как мне хотелось бы надеяться, станет классикой игровой индустрии и подарит разработчикам возможность развивать свое творчество дальше. Если говорить непредвзято, учитывая все минусы игры, она – крепкий середняк, максимум на 7 баллов, однако, поскольку мир субъективен, как и взгляды персонажей Авалона на развитие их государства, я тоже, сугубо из субъективных соображений ставлю игре 8 баллов и готов называть ее продуктом выше планки «середняка»

Финальная оценка – 8 баллов

30
10
2
2
1
1
44 комментария