Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Почему семнадцать? Число хорошее, да и не влезут все мои фавориты в пятёрку. За двадцать с лишним лет гейминга набралось немало гемов, которые оставили заметный след в моей голове. Написал в произвольной форме, где-то навалил много, где-то не очень.

Было очень тяжело выбрать самых-самых.

17 — Max Payne

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Моя третья игра на ПК. Открыл её для себя после прочтения коротенькой заметки в сестринском журнале COOL — до того, как я узнал об игровой «прессе», все новости про кино и видеоигры я черпал из подборок в печатных изданиях для «крутых подростков».

Когда заветный диск был куплен и игра началась... я понял, насколько я туп. Я проходил первый уровень (станцию метро) раз за разом, всё время погибая в конце. Потом, наконец, прошёл его — и убивать меня стали ещё чаще. Чуть ли не плача (не забываем, сколько мне было лет — двенадцать), я запоминал расположение врагов, кувыркался и летал как сумасшедший.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

И как-то, после очередной смерти, я сидел и с тоски решил заглянуть в настройки. Первый раз в жизни (с ужасом думая, что совершаю страшную ошибку) я ткнул, куда тыкать не следовало — ведь игра работала нормально, как управлять фигуркой на экране и стрелять я понял методом перебора всех кнопок. Но я никогда не прикасался к клавишам F1-F12 — в самоучителях Леонтьева было написано, что это СЕРЬЁЗНЫЕ кнопки и их трогать нельзя.

Оказалось, можно. И даже нужно. Я узнал, что существует такая штука — СОХРАНЕНИЕ. Я узнал, что сохраняться можно в любой момент. Я узнал, как победить виртуальную смерть.

Вам смешно? Мне было не очень. Рядом не было никого, кто мог бы подсказать что-нибудь раньше — ни одного технически грамотного человека.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Именно тогда я понял, что ни на кого нельзя рассчитывать и нужно самому везде совать свой нос. И благодаря Максу я научился играть в игры: была раздропнута моя самая первая ПК-игра Aliens versus Predator 2 (теперь я уже знал, что не могу пройти в дверь, потому что игра чего-то от меня хочет — и знал, как это исправить), начались ежедневные набеги на печатные киоски, чтение Game.EXE и НИМ, неудачные попытки установить дурацкие моды со странных дисков и прочее подростковое счастье.

А игру я проходил снова и снова. Кайфовал от стрельбы, воображал себя героем боевика (потом узнал, что Max Payne по сути своей один большой оммаж боевикам, в частности гонконгским). Мне нравилось бродить по виртуальным заброшкам, помойкам, дерьмовому отелю, заводу — что там ещё было? Обязательный финал в небоскрёбе — кровавая резня, с которой в то время для меня ничто не могло сравниться (да и сейчас не может, если честно). «Как же круто» — думал я-мальчишка. «Одинокий коп против целой армии, продирается наверх, к главному злодею. Как в кино!»

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

И обязательно зима за окном. В игре, конечно. Чтобы можно было после перестрелки, во время небольшой паузы, просто встать и прислушаться к завываниям вьюги и шуму холодного ветра. Все эти ерундовые мелочи я ценю в игре гораздо сильнее, чем её же кинематографичность.

16 — Космические рейнджеры 2: Доминаторы

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Игра, которую я прошёл целиком только один раз — на зимних каникулах, в 2004 году. Я боялся садиться за неё снова — вдруг, магия испарится и я уже не почувствую себя Героем? Повторное прохождение откладывалось, откладывалось... И вот пролетело двадцать лет. Уже и в стиме все части куплены, и возникает иногда мимолётное желание включить Её, снова поучаствовать в кривоватеньких сражениях на роботах, поковыряться в увлекательных текстовых квестах — но нет. Время ещё не пришло.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Что ещё осталось в памяти? Великолепные задники и симпатичные модельки собеседников на планетах. Чудесная музыка на фоне. Возможность уболтать одного из доминаторов на самоубийство (поправьте, если я ошибаюсь), сражение с другим в гиперпространстве...

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

В общем, я остерегаюсь трогать этот воздушный замок. Это будет сильный удар — увидеть, что твоя любимая игра aged like milk.

15 — Yakuza 5

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Одна из самых слабых Якудз и одновременно одна из лучших. Сюжет... ну, скажем, вызывает немало вопросов. Но что по контенту? А его тут просто невероятное количество. Пять районов, из которых три — совершенно новые. Так и не пойму, почему RGG Studio не реюзает их — особенно Цукимино. Куда вообще пропала зима, я спрашиваю? Я не доставлял мороженки по льду, уворачиваясь от падающих сарарименов, уже десять тысяч лет!

Пять героев, включая Харуку с её танцульками. Вот все бесятся, а мне в кайф было отдохнуть от мордобоев и поработать айдором. Или следить за поворотниками в машине, играя за Кирю.

А охота? А дрифт на такси под евробит? Игры в снежки? Дурачество в пурикурах? Задротство в Тайко? Рыбалка? Десятки мини-игр, сайд миссии для каждого персонажа (кажется, у Акиямы их не было), по-прежнему забавные сайд квесты, гринд сражений в Колизее. И крутой пафосный финальный босс-файт! Перед слитой концовкой...

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Понимаю тех, кто считает, что новые Якудзы лучше, чем вот это старьё с PlayStation 3. Но вы забываете, что в 2012 году это было что-то фантастическое. Вы смотрите через призму будущего, забывая о факторе момента. Конечно, если вы сядете за неё после Зеро или Гайден, вы не поймёте, в чём величие пятой части. Для этого вам придётся собрать машину времени и стереть себе память.

14 — Midnight Club II

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Одна из моих любимых гоночных игр, настоящий соулс-лайк из мира рейсингов (видите, пишу как игрожур). Огромные детализированные города, качающая электроника в саундтреке (рэпчик скипал, сори, не люблю его), вайбы Y2K, длиннющие маршруты через всю карту — с заскриптованными грузовиками, вылетающими из-за углов, чтобы нагадить тебе в десятиминутную гонку.

Не могу вспомнить, сколько десятков раз я переигрывал заезды в Токио. Это вам не кетчуп в NfS Underground, который отмывается незатейливым средством «просто никуда не врезайся, лол». Это сражение насмерть, это вызов игре, это проверка, насколько ты крут и как хорошо вызубрил маршрут. И как чувствуешь машину: зацепил угол — рестарт, не рассчитал нитро и улетел за чекпойнт — рестарт, забыл карту и повернул не туда — РЕСТАРТ.

Вайфу. Как же я люблю CGI нулевых.<br />
Вайфу. Как же я люблю CGI нулевых.

Поэтому просто не ошибайся, лол.

13 — Freedom Fighters

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Стабильно перепрохожу эту игру раз в год, в конце декабря. За окном зима, на экране зима — что может быть лучше? Боевичок в городских условиях, с маленькой щепоткой тактики и божественным остом. Я считаю, что здешняя музыка — лучшее, что когда-либо писал Йеспер Кюд (или Джеспер Кид по старому летоисчислению). Даже невероятный саундтрек к Darksiders II не может сравниться с этим магнум опусом. Жаль, что маэстро погряз в сотрудничестве с другими композиторами и его гений уже практически не заметен в современных играх.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Что ещё хорошего? Локации. Вроде бы они одинаковые — ну улицы и улицы. Но вот самое начало красного вторжения — лето, солнечный свет пробивается через окна, поблёскивая пыльной дымкой, за окном стрекочет военный вертолёт, лениво постреливая по гражданским. Душные городские улочки, по которым мы ведём наших партизан. Наступает осень — идёт дождь, кругом темень, мы, словно Снейк, крадёмся прямо под носом у врага, прячемся от солдат (ну это почти фигура речи, противник быстро замечает нас, будто у него глаза на затылке).

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Зимние уровни — мои любимые. Валит ночной снежок и хрустит под ногами, а где-то на фоне, вместе с ветром, завывает волшебная эльфийская музыка. Сверкают рекламные плакаты... Синема!

12 — Limbo

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Лучший инди-платформер с сомнамбулическим нарративом. Шедевр длиной в час. Трогательная попытка воссоединиться с любимой сестрой (не осуждаем), а на самом деле — предсмертная агония детского разума.

Нравится, как наворотил? Я даже не рофлю, я действительно придерживаюсь такой версии — каждый раз, когда в конце игры вижу раздербаненный домик на дереве и сломанную верёвочную лестницу, мне нравится думать, что я на самом деле понял сюжет. Впрочем, теорий много, мне нравится моя, вам, я уверен, какая-нибудь другая.

Монохромный графический стиль — услада глаз игрока. Чёрный цвет ослепляет, а белый пробивается из глубины экрана и успокаивает, чтобы снова исчезнуть, прямо перед нашим погружением в пучину серого.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Музыка — настоящее произведение искусства. Она подстраивается под какофонию окружающего мира, задаёт темп нашему движению, подсказывает нужный ритм во время пазлов. Не рекомендую слушать ост, когда на душе пейн.

11 — Kane & Lynch 2: Dog Days

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Сиквел Kane & Lynch — прекрасный пример хорошей «плохой» игры. Первая часть, Dead Men, старалась быть серьёзным криминальным боевиком и подражать голливудским фильмам (как минимум «Схватке» и «Соучастнику») — цель, достойная уважения, интересных игр про настоящих отморозков не так много. Ей почти удалось — заключительные уровни слили все усилия в унитаз.

Dog Days получилась цельной от начала и до конца. Стилизация под YouTube-стрим — с буферизацией, артефактами, бликами на экране и цензурными квадратиками — сделала из «бэшки» с устаревшей графикой и глупым сюжетом андерграундный шедевр для любителей резкой чернухи.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Сеттингом в этот раз приходится монструозный, чужой и непонятный Шанхай. От самых распоследних помоек и трущоб до заброшенных двориков. От забегов голышом по городским улицам с кафешками и магазинчиками до невероятной по эффектности и крутизне вертолётной атаки на здание важной китайской преступной шишки. Да, это глупо. Но в контексте игрового мирка — закономерно. Наши герои не гении, а подонки и эгоисты, да ещё и постоянно лажающие. Они всё время ходят по лезвию — и весь сюжет прёт паровозом вопреки всякой логике.

Работа со звуком в игре — фантастическая. В главном меню играет мандариновая музыка (в смысле, китайский поп), её же иногда можно услышать в игре из приёмников. Но в те минуты, когда мы не палим во всех подряд, нас сопровождает тишина — лучшая и самая страшная симфония на свете. Не абсолютная и полная тишина, вакуумная, но безжизненный, еле заметный натуральный эмбиент: капли дождя, барабанящие по железным листам, работающие кондиционеры, гудение лампочек, рёв самолёта в небе, полицейские сирены где-то вдали.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Концовка не даёт никакого намёка на то, что ожидает нашу парочку негодяев. Мы этого никогда уже не узнаем.

10 — Deathsmiles

В шмапы я начал играть на Xbox 360 — первым тайтлом стала купленная в цифровом магазине на распродаже Trouble Witches Neo! Позже я узнал про студию Cave и с удивлением обнаружил, что японские издания почти всех её игр для иксбокса обладают статусом region-free (к сожалению, кроме Deathsmiles II; но через двенадцать лет вышел сборник Deathsmiles I・II, и гештальт был закрыт).

Вот они, слева направо.<br />
Вот они, слева направо.

Но если выбирать только одну игру, то это будет Deathsmiles. Готический shoot 'em up с колдуньями, лесами, кладбищами, замками и гигантскими боссами. И даже вполне трогательным сюжетом (если вчитываться в буквы на экране), обязательно пропагандирующем мир, дружбу, жвачку. Разрабы делали историю про поехавшего батю, открывшего портал в мир нечисти — а я вижу игру про четвёрку подружек, которые находят живущую в болотах несчастную ведьмочку и спасают её от одиночества.

Блин, про шмап много не напишешь, тут играть надо. Держите крутой ост тогда.

Manabu Namiki — Hades Castle

Лучшая девочка. Ещё и самая имбовая.<br />
Лучшая девочка. Ещё и самая имбовая.

9 — Mirror’s Edge

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Выход паркурного платформера как раз пришёлся на время моего поступления в университет и проживания в общаге — сами понимаете, было не до новых игр (поэтому мы с соседями по комнате играли во FlatOut). Пришлось ждать два с половиной года: в начале 2011-го я купил себе Xbox 360 и первую игру для него. Этой игрой была Mirror’s Edge.

Сказать, что она превзошла мои ожидания — не сказать ничего. Я был, ну не знаю, в геймерском экстазе от графики, дизайна, музыки. Почти у каждой главы была своя цветовая палитра (я их такими и запомнил: New Eden это «жёлтый» уровень, The Boat — «зелёный», The Shard — «голубой»).

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Благодаря Mirror's Edge я открыл для себя Магнуса Биргерссона, а вместе с ним и лейбл Ultimae Records — потрясающую электронную музыку: не то эмбиент, не то сайбиент, не то транс.

А любовь к игре на этом не закончилась: когда появился нормальный ПК, Mirror's Edge была пройдена и на нём (раз за разом). Следом настала очередь PS3-версии, которая, сволочь, постоянно висла в главе Kate (не успевала подгружать уровень, пока игрок находился в вентиляции; решение я всё-таки нашёл — оказалось, нужно поставить игру на паузу и подождать, хатьфу). Но это была единственная для меня возможность потыкать Pure Time Trials. Потом уже пришла мысль заморочиться и выбить платину — и у меня получилось, уф.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

8 — Tales of Vesperia

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Одна из самых первых RPG в моей жизни, бывший эксклюзив Xbox 360 (в Европе и Америке; PS3-версия вышла только в Японии). Невероятная по масштабу игрового мира и глубине боевой системы сказка, да ещё и в главной роли не школьник, а вполне себе молодой человек привлекательной наружности (я даже сначала думал, что это девушка).

В игре много сайд-контента, которого я даже не заметил во время первого прохождения, поэтому сразу хочу предупредить всех, кто полезет: будьте внимательны. Можно легко пропустить какой-нибудь незначительный квест или забавную сценку, в которой члены пати подкалывают друг друга (обычно за троллинг отвечает ушастая Джудит).

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

О, и в игре есть покер!

7 — The Witch and the Hundred Knight

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Action-RPG, в которой мы прислуживаем злодейской болотной ведьме по имени Металлия (хотя на самом деле её зовут Металлика — но Ниса пожалела бедных музыкантов и в локализации имя поменяла).

Посмотрите на эту столетнюю чертовку с её огромной шляпой, пышной косой и ледяными зелёными глазищами. Ну как можно отказать такой госпоже? Мы будем верны ей до самого конца и вместе примемся гадить всем вокруг, захватывая чужие территории и превращая их в чудесные зловонные болота. Ещё сделаем девочку-рыцаря своей slave и трансформируем в полусобаку. А собственную мать обратим в крысу и... ну, в общем, особо нежным реддиторам кошмары после этой игры снятся до сих пор.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17
Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Ещё хорошая хохма: True Ending на самом деле плохая концовка, а Bad Ending — настоящая.

6 — Silent Hill 3

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Я понимаю, что многие считают Silent Hill 2 лучшей частью квадрологии (и даже сам так считаю), но история про поехавших культистов и реинкарнацию со временем стала мне нравиться больше, чем душевные самокопания депрессивного мужика в тумане.

Локации в тройке интереснее, тут и метро есть, и парк развлечений, и торговый центр. Унылые (в хорошем смысле) коридоры, грязные тоннели, заброшки... Всё как я люблю. И Хэзер, думаю, тоже любит, она же практически альтушка: немытая, взлохмаченная, грубая, аниме смотрит. И папку обожает. Я уверен, она бы подружилась с Максин и отгоняла бы от неё парней, размахивая железной трубой.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

5 — Grand Theft Auto III

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Сложно выбрать между тройкой и Vice City — обе игры подарили мне «синдром туриста»: я просто ездил по карте и смотрел, куда можно зайти, есть ли где какой секрет, а что там, а что тут. Радовался, когда самостоятельно обнаружил в VC арену с гонками и дестракшн дерби. Гордился, когда случайно нашёл секретные миссии рядом с гаражом Джоуи (таксофон у фабрики собачьей еды). Было здорово.

И депрессивная атмосфера третьей части тоже заставляла относиться к игре серьёзно. Если Вайс-Сити — это такая пляжная арка, маленький слепок эпохи ушедшей, с аутентичной музыкой, яркой картинкой, отсылками к майами вайсам, скарфейсам и карлитам, то Grand Theft Auto III это неонуар, который на момент выхода изображал современный криминальный мир (поэтому радиостанция с песнями из «Лица со шрамом» находится здесь совсем не на своём месте — её бы в следующую часть).

Да, я читал все эти шизотеории, что Клод на самом деле мёртв, а город это его чистилище, ведь там вечный туман, а сам он не отбрасывает даже тени... Красиво, конечно, но это уже дурка.

4 — Judgment

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Просто лучшая Якудза. Идеальная. Ничего лишнего. Крутая детективная история, без особо идиотских твистов, а антагонист — полный отморозок, к которому не испытываешь никакой жалости (в отличие, например, от некоторых злодеев из основной серии).

Лучшие босс-файты с лучшими музыкальными темами. Нет ни одного слабого или проходного босса, все как на подбор — харизматичные и колоритные. Так и хочется запостить Пенумбру, но это испортит удовольствие всем, кто ещё по какой-то странной причине не успел поиграть, поэтому лучше закину Drumfire.

Про всякие мелочи, вроде сайд-миссий и мини-игр, и говорить нечего. Помимо аркадной классики, здесь можно поиграть в Virtua Fighter 5, Puyo Puyo (из ремастера тетрис с капельками убрали, печаль) и выдуманный рейл-шутер Kamuro of the Dead (с вайбами Yakuza: Dead Souls).

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Жаль, что сиквел немного сдулся в плане запоминающихся врагов и ярких боссов там всего пара штук (но куда больше всяких побочных активностей). А вот The Kaito Files просто огонь, почему нельзя было всю Lost Judgment такой сделать...

3 — Atelier Ayesha: The Alchemist of Dusk

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Про аториельки я пишу достаточно часто и при желании могу сделать топ-10 только из них. Но так будет неинтересно, поэтому вновь упомяну самую-самую любимую часть. И немного, пару абзацев, добавлю.

Почему Atelier Ayesha, а не любая другая игра из цикла Dusk? Потому что Айша — омега-гига крутой алхимик, сильнейший в трилогии. Я не знаю, почему гасты сделали её такой имбой (и в геймплейном, и в сюжетном плане), но это одновременно и забавно, и страшно. Девчушка, торгующая травками и лекарствами, за десять лет превращается в легендарную преступницу, которую власти объявляют в розыск за посещение запретных руин. А её скилл в области алхимии пронзает небеса — она способна сотворить даже зелье от смертельной болезни.

Немалая заслуга в этом принадлежит и её учителю, Китгриффу, с которым разрабы настойчиво шипперят Айшу. Я не осуждаю, age gap это даже мило, просто редко такое увидишь в современном медиаполе.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

2 — Klonoa 2: Lunatea’s Veil

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Лучший платформер всех времён, второго такого уже не сделают. Яркий, красочный, динамичный, местами сложный, грустный, смешной, трогательный — игра за несколько часов вызовет у вас самые разные эмоции. Если вы, конечно, не бесчувственный сухарь.

Помимо обычного платформинга, на некоторых уровнях присутствуют заезды на доске — быстрые и резкие, только успевай камушки собирать. Также в наличии пара автоскроллеров, интересные пазлы и коллектибалсы, до которых иногда не так-то просто добраться. Придётся включать голову.

Всем рекомендую, кто не играл.

1 — Ico

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Великолепное меланхоличное приключение, грустная история с хорошим концом (или с горьким, если вы предпочитаете фанатские теории). Не игра, а катализатор сопереживаний.

У нас есть целый замок для изучения — гигантский, пустынный, окруженный густой сероватой дымкой, сквозь которую светит яркое солнце. Вроде и не хоррор, а локации до одури жуткие, и чем они светлее, тем ужаснее. Как такое возможно, ума не приложу.

Зато Ёрда всегда рядом (до какого-то момента), с ней совсем не страшно. Она рассчитывает на нас, а мы — раз пообещали спасти её из плена — должны опекать девочку и не давать теням утащить Ёрду.

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

От происходящего в играх Уэды веет какой-то безнадёжной беспомощностью. Даже если у нас в руках есть меч и мы им активно пользуемся — герой всё равно не знает, что его ждёт в конце пути. Финал The Last Guardian — грустный и бесчеловечный, концовка Shadow of the Colossus — трагичная и тяжёлая. И только Ico заканчивается ВРОДЕ БЫ хорошо, но остаётся пара вопросов (например, удалось королеве закончить свой ритуал? сохранила ли Ёрда свою память? помнит ли она Ико? или в её теле уже поселилась другая?)

Лучшие игры Ямады. Мой топ-17

Я просто не хочу забивать этим свою голову. Пусть в ней каноничной останется концовка с арбузом.

Какой же Уэда гений.

Вот и весь мой топ. Заметили, как часто я использовал в нём слово «крутой»? Знаете, почему? Потому что все, кто прочитал до конца — крутяши. Крутяшам спасибо. Я ваши топы тоже просматриваю, нахожу там для себя что-то интересное, пометки делаю.

Такие дела. Пойду доделывать свой многострадальный лонг про бургеры (скоро выйдет). А потом хочу ещё поучаствовать в Capcom-челлендже от Марисы, поддержать движуху. И вы тоже включайтесь.

18
2
2
10 комментариев