ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

В первой половине игры разработчики неумело гонятся за трендами, но возвращаются к корням серии во второй.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Там, где конкуренты брали бюджетами и мощной постановкой, Metro завоёвывала популярность атмосферой, интересными идеями и локальными историями про обычных людей.

Но время шло, и вот теперь Metro — игрок «высшей лиги». Графика с поддержкой технологий Nvidia, освещение на DirectX 12, смена коридорных тоннелей метрополитена на открытые локации, которые нужно исследовать, мощная рекламная кампания, формирующая высокие ожидания. Дорогой блокбастер сродни Far Cry или Wolfenstein.

Но вот проблема: с этой ролью Exodus совершенно не справляется.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

По одёжке встречают

Metro: Exodus старательно пытается походить на ААА-игру. Успешнее всего это у неё получается в плане визуальной части: графика впечатляет, особенно освещение на DirectX 12 — проходящие сквозь деревья лучи света, блики и отражения на оружии выглядят очень хорошо.

Художники выложились по максимуму: уничтоженная войной Россия выглядит атмосферно и впечатляюще. Заброшенные гаражи, развалившиеся заводы, разбитые поезда — остатки былой мощи великого государства кажутся жуткими и по-своему родными. Локации интересно исследовать с точки зрения эстетики — постоянно натыкаешься то на интересную инсталляцию, то на какой-нибудь забавный плакат.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Но насколько сильна у Exodus графическая часть, настолько плоха и анимация. Модели персонажей хорошо детализированы, но их движения и ужимки карикатурны — а ведь разработчики акцентируют на них внимание в катсценах. Тяжело воспринимать всерьёз пламенные речи какого-нибудь Мельника, в то время как он еле шевелит челюстью и демонстративно хмурит брови.

Персонажи жестикулируют кое-как (а иногда и с неуместным ускорением движений), а мимика порой напоминает о Mass Effect: Andromeda. На фоне потрясающей графики такие промахи бросаются в глаза чуть ли не на первых минутах игры. В итоге, поначалу Metro выглядит дорого и круто, но стоит приглядеться — начинаешь замечать бюджетность, которой в игре такого уровня быть вроде как не должно.

К тому же, у меня игра постоянно «вылетала» — будем надеяться, что это особенность превью-версии, и первые патчи всё поправят
К тому же, у меня игра постоянно «вылетала» — будем надеяться, что это особенность превью-версии, и первые патчи всё поправят

Необъятные просторы Руси

С геймплеем всё ещё более неоднозначно. По причинам, обоснованным сюжетом, Артём и группа его товарищей покидают московское метро и отправляются в путь по всей России на паровозе «Аврора».

Можно сказать, что Metro: Exodus — «почти open world»: каждая из трёх открытых зон, доступных в ходе прохождения, размером чуть больше Свалки из S.T.A.L.K.E.R. и заполнена точками интереса, отмеченными на карте знаком вопроса. Логова мутантов, аванпосты бандитов, заброшенные подвалы и укрытия для отдыха — на каждой из локаций будет десяток-другой мест, которые игрок может разведать.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Зоны при этом сильно отличаются друг от друга. Болота, в которых оказывается Артём в начале игры, затрудняют перемещение повсеместными трясинами, перебираться по которым приходится на лодке. А под водой прячутся надоедливые мутанты-креветки и огромная рыба, которую местные фанатики принимают за бога.

В Каспийской пустыне широкие просторы, рассчитанные на перемещение на машине, и периодические песчаные бури, снижающие видимость. В лесах — множество партизанских нор, ловушек, отвесных скал и голодного зверья. Все эти три локации — уже ставшие классическими для индустрии открытые карты для исследования и «гринда». Но дело в том, что они Metro не нужны.

Некоторые пользователи критиковали эпизод с Каспийской пустыней ещё на стадии трейлеров за неуместное подражание «Безумному Максу». Эта критика имеет право на жизнь: местами тут видны очевидные заимствования
Некоторые пользователи критиковали эпизод с Каспийской пустыней ещё на стадии трейлеров за неуместное подражание «Безумному Максу». Эта критика имеет право на жизнь: местами тут видны очевидные заимствования

Изучать мир не интересно с геймплейной точки зрения: прокачки и «цифр» в игре нет, экономика с пулями-деньгами по сюжетным причинам ушла в прошлое, поэтому условный опыт и деньги в подземелье не заработаешь. Разведывать знаки вопроса на карте стоит только ради ресурсов, которых и так всегда будет хватать (особенно если вы уже знакомы с серией и знаете, что в этом мире выживают только скопидомы) и редких улучшений для костюма — оружейные обвесы в большинстве случаев можно снять с рядовых врагов.

Конечно, иногда в точке интереса встречаются занятные персонажи, какие-то забавные сценки или просто необычная локация для изучения. Но в четырёх из пяти случаев ваше желание «посталкерить» окупится десятком деталей и химических реагентов, что уйдут на производство аптечки. А их можно поднять и с обычных врагов — не обязательно для этого устраивать рейд на другой конец карты.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Открытый мир в Metro просто-напросто фрустрирует: награда за тягу к исследованиям минимальная, двигаться по локациям из-за пересечённой местности тяжело и долго, да и сам мир попросту мёртв — все живые персонажи чётко привязаны к своим точкам интереса, и встретить на дороге можно разве что случайного зайца, летучего демона или бродячих мутантов. О лагерях путников и патрулях бандитов даже мечтать не стоит — разве что в Каспийской пустыне иногда проедет бандитская машина. И то не факт, что это произошло не по скриптам.

Опусти оружие, сталкер

Так как в Metro нет ни RPG-элементов, ни чего-либо ещё кроме стрельбы, то сражения — это единственное, чем игрок занимается помимо исследования заброшенных хат. И проблема в том, что стрельба в Metro не выдерживает никакой критики. За пять лет с момента выхода Last Light Redux она совершенно не изменилась, и если в прошлом это ещё было терпимо, то сейчас бои выглядят очень плохо.

Одно из интересных нововведений — грязь на оружии. Ствол постепенно пачкается от частого использования и, например, плавания в воде, что портит его характеристики и меняет визуально. Поэтому любимую пушку нужно регулярно чистить
Одно из интересных нововведений — грязь на оружии. Ствол постепенно пачкается от частого использования и, например, плавания в воде, что портит его характеристики и меняет визуально. Поэтому любимую пушку нужно регулярно чистить

Противники слабо реагируют на попадания (разве что боевые овчарки порой отлетают на десяток метров от единственного выстрела), отдача и тяжесть оружия не чувствуются, а сам ты будто сражаешься в «киселе».

О попадании по врагу можно понять либо по хитмаркеру, либо когда моделька убитого противника падает на землю с включённым по щелчку пальца ragdoll-ом.

Зверолюди — довольно скучный противник. По сути, это просто вопящий зомби с примитивным поведением. То горелые в Fallout 76, то эти ребята — у современных игр фетиш на гулей?
Зверолюди — довольно скучный противник. По сути, это просто вопящий зомби с примитивным поведением. То горелые в Fallout 76, то эти ребята — у современных игр фетиш на гулей?

Эти проблемы были у серии всегда, и к релизу Exodus авторы ничего не исправили — ни неприятную стрельбу, ни тягучее управление, ни дубовый стелс. Это не так сильно расстраивало в первых, камерных играх, но сейчас всё иначе, учитывая прошедшее время, разросшиеся масштабы и, вероятно, увеличенные бюджеты.

В итоге картина следующая: в игре серии Metro вам приходится зачищать аванпосты, бегать из одного края большого и мёртвого мира в другой, чтобы в очередной раз неуклюже пострелять в не особо умных противников.

Все те моменты, в которые Metro: Exodus пытается походить на классический западный блокбастер, оборачиваются провалом, из-за которого триквел хочется назвать коммерческим, бездушным продуктом. Хочется, но не получается.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Свет в конце тоннеля

Неизвестно, какое чудо происходит во второй половине игры, но после завершения арки в Каспийской пустыне Exodus начинает превращаться в знакомое всем «Метро»: фишки западных проектов, которые совершенно не идут серии, отходят на задний план, открывая дорогу сильнейшим сторонам игры.

Третья локация более линейная, нежели первые две, в ней появляются интересные геймдизайнерские идеи и более грамотная режиссура. Переходы и развилки, захватывающе поставленные скриптовые сцены и, что самое главное, атмосфера одиночества — если в Каспийской пустыне и на болотах побочные персонажи ни на секунду не оставляли вас, то в лесах приходится рассчитывать лишь на себя почти до самого конца эпизода.

А в эпилоге игра и вовсе возвращается к своим корням, и это вызывает неописуемую и абсурдную по своей природе радость.

Порой освещение в игре создаёт по настоящему завораживающую картину
Порой освещение в игре создаёт по настоящему завораживающую картину

Первая половина игры сделана в соответствии со всеми трендами: тут тебе и открытый мир с необязательными активностями, и крафтинг, и эпические перестрелки с десятками человек, во время которых что-то где-то постоянно взрывается. Грубо говоря, Exodus отрабатывает стандартную программу ААА-шутеров с открытым миром.

Но всё это — не про Metro, и возможно поэтому все перечисленные элементы получились далеко не на уровне конкурентов. Зато вещи, выделяющие Metro на фоне других игр, всё ещё работают, как часы: задания с исследованием подземелий, мистика и постсоветский антураж.

Интересный момент: главное меню изменяется в зависимости от того, как далеко вы продвинулись по сюжету
Интересный момент: главное меню изменяется в зависимости от того, как далеко вы продвинулись по сюжету

Особняком стоят персонажи: экипаж «Авроры» заслуживает отдельного материала. Разработчики постарались превратить поезд из обычного сюжетного инструмента в настоящий дом. Он уютно обставлен, в нём можно отдохнуть и поправить снаряжение, однако «родным» его делают люди, что его населяют. Каждый член команды — личность со своей историей и нелёгкой судьбой.

О команде можно почитать в личном журнале Артёма, в котором каждый член экипажа описан подробно и проиллюстрирован
О команде можно почитать в личном журнале Артёма, в котором каждый член экипажа описан подробно и проиллюстрирован

Аня грезит о Тихом океане и волнуется за Артёма. Старый полковник Мельник постоянно готовится к битве с оккупантами, в чьём присутствии он уверен на все сто. Молодой разведчик Идиот считает Артёма героем и всячески пытается проявить себя, зачастую напрасно рискуя. А добродушный грузный стрелок Степан пытается всем помочь, в частности матери с дочкой, которых экипаж «Авроры» забирает с собой в дорогу.

Но есть нюанс: узнать обо всём этом могут только те, кто этого действительно захочет — если вы не пойдёте искать все эти сюжетные линии, игра вам никогда о них не расскажет.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

В первых частях Metro тоже приходилось останавливаться, чтобы послушать случайных людей или второстепенных персонажей, однако и основной сюжет не оставлял их без внимания. В Exodus же мелочи и житейские ситуации, важные для атмосферы, спокойно могут ускользнуть от игрока, который привык локомотивом лететь по игре, не размениваясь на дополнительный контент и секреты.

Если вы хотите проникнуться героями, то придётся делать паузы и бродить по «Авроре»: проведать старину-машиниста и поговорить с ним о его нелёгкой жизни, выпить с ребятами в честь успешного задания, обсудить новый апгрейд с инженером Токаревым или послушать очередную мудрость от торговца Креста.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

И это не просто трата времени — внимание к соседям по вагону вознаграждается трогательными историями, интересными деталями и проработанными, глубокими характерами обычных людей. К ним привыкаешь и привязываешься ничуть не хуже, чем к героям какого-нибудь хорошего сериала.

Exodus — достаточно взрослая игра. В ней есть место обнажёнке, а дубляж не боится матной ругани
Exodus — достаточно взрослая игра. В ней есть место обнажёнке, а дубляж не боится матной ругани

Итог такой же неоднозначный, как и сама игра. Metro: Exodus — отличное произведение со своими бесспорно сильными сторонами. Но впечатления и восторг притупляют неуклюжие попытки угнаться за ААА-блокбастерами, подражать которым у команды 4А Games совершенно не получается. А ведь это им и не нужно — Metro сильна в своих мелочах и подходе, на который и стоило делать акцент.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus

Жаль, что об этом вспомнили лишь ко второй половине — затянутое начало с неуместным открытым миром способно разочаровать людей, что искренне любят серию. И пускай такой геймдизайн, ровно как и старые болячки серии, сложно оправдать, следует помнить — в конце туннеля из сложностей и странных решений вас ждёт та самая, уникальная и атмосферная игра. Хоть и длится она всего семь-восемь часов из общих пятнадцати.

ААА наполовину — обзор Metro: Exodus
1010 показов
77K77K открытий
674 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

а вечером приходишь домой, включаешь компьютер, а там то же самоеотличный твист xD

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не смотря на то, что немного проорал с вашего коммента, никак не могу с вами согласится. По вашей логике очень многие вещи вообще не должны существовать. Зачем нам гаражный панк, если в тоже время у нас есть ребята из битлз. Почему существует киберпанк, если там все так плохо и так далее. Можно долго уводить от нашей действительности, убегая в мир сказочный мир рыцарства и принцесс, а можно открыть и увидеть, что в этом что-то да есть

Ответить

Щас бы с двача комменты копипастить, а пацаны и рады лайкать это

Ответить

Да. Все так и есть. Симулятор дальнобойщика, фермера и козла не дадут соврать.

Ответить

Отличный текст. Жаль только, что это копипаст с двача

Ответить