Крепкий сюжет или набор клише для репрезентации? Enderal, как пример хорошего нарратива в рпг, или почему вам следует с ней ознакомится
Поговорим про нарратив и мрачность в рпг в целом, и в частности про Enderal. Также затронем современную (а современную ли?) тенденцую внедрения в игры "прогрессивных" персонажей.
Для задания контекста и примера плохого нарратива вспомним, что в прошлом году вышло продолжение серии dragon age с подзоголовком Veilguard, довольно справедливо раскритикованное игроками. Критике подвергались различные аспекты игры, в числе которых были сюжет и персонажи.
Кто-то вспомнит повестку, но не она основная проблема нарратива, а то как она внедрена. Одной из основных проблем игры было то, что она окончательно растеряла любые намеки на мрачность.
Игроки ругали абсолютно беззубый вылизанный мир, где вместо рабовладельческой Империи Тевинтер, в которой людей приносят в жертву ради темных ритуалов магии крови, все увидели какой-то дженерик Дисней.
Не обошлось и без критики в адрес местных компаньонов, все общение с которыми строятся не на решении проблем мира, а на проработке личных травм в стиле современной поп-психологии, что никак не вписывается в прежнюю мрачную атмосферу Тедаса. И конечно же вишенкой на торте был небинарный персонаж Тааш, подпаливший многоим жопы.
Проблема в том, что вся ее личность, мотивация и подача, казалось, были созданы с одной целью - быть «репрезентацией». Это не персонаж, вписанный в мир, а ходячий манифест.
Вместо того чтобы вписать «интересных» персонажей в суровый мир, мир начали подгонять под персонажей, делая его беззубым.
В противовес этому существует бесплатная игра, тотальная конверсия TES V: Skyrim под названием Enderal. И в целом большинство игравших в нее высказывается об игре положительно по крайней мере о сюжете, и персонажах.
Но не многие проходившие вспомнят, что в Enderal также есть небинарный персонаж. А дата выхода игры на минуточку 2016 год, т.е. за 8 лет до прогрессивной Veilguard. Авторы Enderal, наверное, одни из первопроходцев, кто подобную тему ввел в игру. Но не все так страшно, т.к. в Enderal данный персонаж является примером того, как подобное можно встроить в игру нативно не вызвав никакого нигатива у игроков. Итак, проходя сюжетную линию Ралаты, местной своры бандитствующих рэкетиров, на деле оказывающихся около науко-магическим культом смерти, мы встретим их лидера, которого именуют "Отец".
Перед нами, в противовес цветастой Тааш с подростковой мотивацией и реакциями, предстает загадочная мрачная фигура Отца, который является неодназначной личностью с серой моралью и просто интересным персонажем.
И да он тоже небинарен, или скорее обладает признаками гермофродитизма. Но его личность на этом не строится, он об этом не кричит и вообще не упоминает, если игрок сам у него специально не спросит. При этом у Отца довольно необычный тон голоса, а также маска, которые могут подтолкнуть игрока поинтересоваться его полом.
Приведу пример этого диалога из игры. Игрок: Прости, если прозвучит грубо, но ты мужчина или женщина? Отец: Позволь мне ответить вопросом на вопрос. Из всех аспектов, делающих тебя именно такой личностью, какую ты считаешь основной? Волосы на лице? Кусок мяса между ног? Или то, что позволяет говорить со мной? Игрок: Тело - тоже часть моей личности. Без него я не я. Отец: Неужели? То есть если я извлеку твое сознание и помещу его в новое, искусственное тело, ты внезапно станешь другим человеком? Просто потому, что изменилась оболочка? Игрок: Тем не менее: ты родился, как любой человек, мужчиной или женщиной, разве нет? Отец: Нет... моя плоть всегда обладала признаками обоих гендеров. Правда, время, когда я придавал значение этому факту, давно прошло.
На этом данная тема закрывается, и больше никакого нытья, отжиманий и прочего Veilguard-style подхода.
Этот диалог не про гендер, он про философию личности, про тело и сознание, что хорошо ложится в лор Enderal и самого персонажа, а также его дальнейшей мотивации.
Данный пример лишь иллюстрирует, что за игра перед нами и что все таки было первично для разработчиков. Она и в остальном кординально нарративно отличается от Veilguard.
Про мрачняк в Enderal
В Enderal, как раз все мрачные темы поднимаются безбоязненно. Насилие, в том числе и сексуальное, пытки, кровавые ритуалы, бедность, смертельные эпидемии и болезни, сумасшествие, социальное расслоение, торговля живым товаром, угнетение людей по признаку рождения и т.д. Все вышеперечисленное, как в сторону взрослых, так и детей. Также затрагиваются темы маньяков, и в целом проверки на прочность человеческой психики и мотивации на совершение чего-то ужасного на подобии фильма Пила. Может конечно там все это есть т.к. это некомерчески проект. В Enderal сперва создали мир: жестокий, мрачиный, меланхоличный и с нотками фатализма. А в Veilguard, похоже, сперва придумали набор персонажей для презентации, а мир натянули вокруг них, засрав и окончательно похоронив франшизу. В целом Enderal можно смело порекомендовать всем любителям качественных мрачных рпг, и хоть эта игра практически полностью построена на движке и стандартных ассетах Skyrim, но в сюжетном и квестовом плане, субъективно, Enderal ушла очень далеко, и даже обошла игру Bethesda.