Игры Andrey Kanunik
6 006

Конец эпохи: последние игры на консолях (и жизнь после смерти)

В закладки
Аудио

Каждая игровая платформа имеет свой жизненный цикл: она (обычно торжественно) запускается и какое-то время поддерживается компанией-владельцем. Но рано или поздно эта поддержка оканчивается: прекращается производство новых консолей, перестают выходить новые игры для них, и, получается, в какой-то момент какая-то игра становится последней выпущенной на платформе и ставит своеобразную точку.

Это довольно интересный момент, потому что запуск консоли сопровождается определенным набором игр aka лаунч-тайтлов, которые должны обеспечить консоли хорошие продажи и, в идеале, сразу стать систем-селлером. Последние же игры становятся последними не намеренно, а просто потому что вот так случилось. Тем не менее, как выясняется, до этого момента может пройти удивительно большое количество времени. Тем интереснее взглянуть на последние игры, вышедшие на платформе, существующей уже много лет и уже не имеющей былой популярности у большинства игроков.

Но здесь следует уточнить несколько моментов. Во-первых, часто после окончания официальной поддержки консоли, энтузиасты или даже определенные компании-разработчики выпускают новые игры для неё: как бесплатные (для запуска на эмуляторе), так и платные (на физических картриджах или дисках). Однако, это всё уже нелицензированные проекты, даже если они продаются за деньги. Поэтому, так как неофициальные игры для консоли могут выходить и по сей день, учитываются только те, что вышли по лицензии компании-платформодержателя.

Во-вторых, как известно, игры для консолей выпускаются для разных регионов, например, таких как Северная Америка, Европа и Япония. И не редка ситуация, когда консоль доживает свой срок уже только в каком-то одном регионе и последняя игра выпускается, например, исключительно для японского региона. Определенному выше критерию она удовлетворяет, но сразу стоит понимать, что этой игрой чаще всего будет неизвестный большинству проект, и не факт, что качественный. Зато последний. И лицензированный!

Поэтому ниже, в большинстве своём, для одной консоли будут приведены несколько последних игр: для разных регионов и с разными подробностями по поводу их релиза. Также может быть описана "жизнь после смерти": переиздание консоли, homebrew-движение и интересные проекты выпущенные в его рамках.

В списке, помимо широко известных платформ, присутствуют и не особо успешные. Ввиду их малой популярности, история их жизненного цикла и причины этой самой низкой популярности описаны подробнее. А вот pong-консоли из первого поколения не рассматриваются, так как они, за редчайшим исключением, сразу содержат в себе всю библиотеку встроенных игр.

Второе поколение

Atari 2600

Легендарная Atari 2600 сразу показывает сколько может существовать культовая платформа. Выпущенная в Северной Америке 11 сентября 1977 года, она поддерживалась до 1 января 1992 года, просуществовав таким образом больше 14 лет и, будучи консолью второго поколения, дожила чуть ли не до начала пятого. Продажи составили приличные 30 млн экземпляров. Любопытно, что консоль, первой ставшая частью массовой культуры и синонимом видеоигр, сама же стала одной из причин кризиса игровой индустрии в 1983 году. Естественно, после этого кризиса и особенно после появления консолей следующего поколения, популярность Atari 2600 начала падать. Однако, несмотря на это, игры продолжали разрабатываться ещё много лет: например, под именем самого Нолана Бушнелла в 1989 году вышла Secret Quest. Это была “бродилка” на космическую тематику, вдохновленная самой The Legend of Zelda (!).

Secret Quest

Последней же игрой в Северной Америке стала гонка MotoRodeo в 1990 году.

MotoRodeo

Последней игрой выпущенной уже только в европейском регионе, но ещё самой компанией Atari стала головоломка Klax в 1990 году. Для одной из последних игр выглядит не впечатляюще, но, как и говорилось, это обычная ситуация.

Klax

Тем не менее, даже это ещё не конец. Спустя два года, в 1992 году снова только в Европе выходит последняя официальная эксклюзивная (!) игра для Atari 2600, но уже от сторонней компании Salu Ltd. Ею является головоломка на манер Тетриса Acid Drop.

Acid Drop

Вдобавок, эта компания в том же 1992 году издала в Европе игру Ghostbusters II, не выпущенную в своё время в 1990. Для сравнения: в это же время вышла Wolfenstein 3D для DOS.

Ghostbusters II

И вот только теперь, спустя столько лет, официальная история Atari 2600 заканчивается.

Неофициальная же продолжается до сих пор. Стоит отметить бывшие в разработке в 1980-х, но не добравшиеся тогда до релиза и самоизданные много лет спустя Pick Up (2002) и Actionauts (2008), а также большое количество homebrew-игр от пользователей сайта AtariAge, созданных уже в 2000-е.

Также уже много лет и по сей день по лицензии Atari компанией AtGames выпускаются консоли из серии Atari Flashback со встроенными классическими играми из библиотек консолей Atari, включая любительские и ранее не дошедшие до релиза. А предположительно в 2019 году уже сама Atari планирует выпустить новую консоль под названием Atari VCS, которая наряду с классическими играми Atari позволит запускать и новые игры.

Fairchild Channel F

Первоначально называлась Video Entertainment System или VES. Выпущенная в Северной Америке в ноябре 1976, почти за год до выхода Atari 2600, именно эта консоль фактически начала второе поколение. Это была первая консоль на микропроцессоре и со сменными картриджами, которые содержали в себе игру, в отличие от pong-консолей основанных на дискретной логике и имевших только зашитые в них игры. Вдобавок, у неё был инновационный контроллер в виде джойстика, который позволял двигаться в восьми направлениях. Тем не менее, Atari, увидев такое положение дел, ускорила доработку и выпуск своей 2600, носившей тогда кодовое название Stella, значительно улучшив графику и звук. Что интересно, даже первоначальное название у 2600 было Video Computer System (VCS), как раз для конкуренции с VES. Это вынудило Fairchild сменить название на Channel F, а после в 1979 году выпустить новую версию системы под названием Channel F System II. У неё был более современный дизайн, появились съемные контроллеры и другие изменения. Но из-за очень слабой игровой библиотеки, это уже не помогло догнать Atari. В 1983 году, в разгар кризиса игровой индустрии, производство было прекращено. Было продано всего около 250 000 консолей.

Для платформы было выпущено всего 26 официальных картриджей, некоторые из которых содержали не одну, а две игры. Последним был картридж 1981 года с названием Videocart-26: Alien Invasion, содержащим клон всем известной Space Invaders.

Videocart-26: Alien Invasion

Популярности у энтузиастов платформа не получила. Лишь в 2009 году была создана первая homebrew игра для этой платформы по аналогии названная Videoсart-27 Pac-Man — порт понятно какой игры. Разработка же второй игры под названием Killer Heads of Lettuce была начата в феврале 2018 года.

Videoсart-27 Pac-Man

Magnavox Odyssey²

Последователь самой первой игровой консоли в истории. В Европе вышла в декабре 1978 года и там известна как Philips Videopac G7000, в Северной Америке вышла в феврале 1979 года. Как консоль второго поколения, обладала картриджами с записанными на них играми, в отличие от оригинальной Odyssey, где картриджи были лишь набором перемычек для переключения встроенных игр.

Отличительной особенностью была встроенная буквенно-цифровая клавиатура, которая использовалась в обучающих играх или программировании. Magnavox даже выпускала отдельный картридж Computer Intro! для обучения. Также интересной особенностью был модуль синтеза речи, который выпускался в качестве дополнительного расширения для звуковых эффектов. Тем не менее в Северной Америке, в отличие от Европы и Бразилии, особой популярности консоль не достигла. На платформе почти не выходили игры от сторонних разработчиков, в итоге библиотека содержит всего около 80 игр. Продажи были прекращены в 1984 году и составили 2 миллиона единиц.

Последними играми являются выпущенные эксклюзивно в Бразилии в 1985 году авиасимуляторы Air Battle и Comando Noturno!

Air Battle
Comando Noturno!

В отличие от предыдущей консоли, у этой платформы появилось homebrew-движение. Так в нулевые и десятые было выпущено множество любительских игр: одной из последних на данный момент является K.C's Escape (2017).

K.C's Escape

Mattel Intellivision

Выпущенная в Северной Америке в 1980 году, после тестового запуска в 1979, эта консоль сразу создавалась с расчётом превзойти Atari 2600 — за счет более продвинутой графики, звука и библиотеки игр. Кроме этого консоль имела модульную расширяемость: планировался выпуск дополнительной клавиатуры, которая бы превратила её в домашний компьютер, однако из-за частых поломок, она не получила широкого распространения. Также в 1982 был выпущен голосовой модуль Intellivoice, который давал играм голосовое сопровождение. Однако, таких игр было выпущено всего пять и уже в 1983 он был снят с продаж. Весной 1983 года была представлена Intellivision II — более дешевая и компактная версия консоли. Самой интересной её особенностью была возможность установки модуля System Changer, который позволял играть в игры с картриджей Atari 2600. Вы можете себе представить подобное в наше время? Дальнейшее развитие платформы перечеркнул всё тот же кризис игровой индустрии. Компания Mattel решила уйти из производства консолей и продала все права на свою приставку компании INTV, организованной бывшими сотрудниками Mattel. Та, в свою очередь, в 1985 году выпустила ещё одну модификацию приставки, назвав её Super Pro System, которую продавала вплоть до 1990 года, и за это время выпустила для неё ещё много новых игр. По итогу, консоль продалась тиражом в 3 миллиона экземпляров и заняла вторые места по продажам и по сроку жизни во втором поколении.

Последней игрой стал волейбольный симулятор Spiker! Super Pro Volleyball, выпущенный осенью 1989 года.

Spiker! Super Pro Volleyball

В 2014 году консоль была перевыпущена компанией AtGames под названием Intellivision Flashback с 60 встроенными играми. Homebrew-движение на этой платформе тоже довольно активно: вышли и планируются к релизу десятки игр.

Обзор homebrew-игр Intellivision

Coleco ColecoVision

Во многом похожая на Intellivision консоль, потому что собиралась конкурировать с Atari, имея более хорошую графику уровня тогдашних аркадных автоматов, а также расширяемость возможностей системы. Например, к ней тоже был выпущен модуль для возможности использования картриджей от Atari 2600, и даже планировался модуль для игр Intellivision. Была запущена в Северной Америке в августе 1982 года и быстро продалась тиражом в миллион экземпляров. Однако, после 1983 года продажи резко упали и в 1985 году поддержка системы была прекращена. Итоговые продажи составили 2 миллиона.

Последними играми в 1985 году стали адвенчура Alcazar the Forgotten Fortress и аркада Rock n' Bolt, обе от Activision.

Alcazar the Forgotten Fortress
Rock n' Bolt

После чего, как полагается мало-мальски успешной платформе, начались издания не выпущенных в своё время игр, выход любительских проектов, а компания AtGames в 2014 выпустила ColecoVision Flashback.

Обзор homebrew-игр ColecoVision

Atari 5200

Шел 1982 год, Atari 2600 (вышла в 1977) устаревала, уже несколько компаний выпустили “свой ответ Atari”, что в конце концов заставило Atari выпустить “ответ на ответ”. Увы, у выпущенной в ноябре 1982 года консоли было плохо, считай, всё. Огромный размер, неудобный контроллер с цифровой клавиатурой, отсутствие совместимости с картриджами 2600 (позже появилась в новой версии), малое количество оригинальных игр: большинство их были просто улучшенными версиями игр с 2600. Это всё слабо привлекало покупателей, в результате уже 21 мая 1984 года Atari объявила о прекращении поддержки, а итоговые продажи составили всего 1 миллион экземпляров.

В библиотеке Atari 5200 всего около 80 игр, и после 1984 года их вышло всего 5 штук. Последней стала игра по фильму Gremlins выпущенная в 1986 году.

Gremlins

Третье поколение

Sega SG-1000

Первая проба компании Sega на консольном рынке. Выпущена в Японии 15 июля 1983 года в один день с Nintendo Famicom. Будучи технически слабее чем Famicom, консоль также не могла похвастаться интересной стартовой библиотекой игр, что сильно сказалось на её популярности. Через год, 31 июля 1984, была выпущена новая версия SG-1000 II с отсоединяемыми контроллерами. Но продажи, особенно на фоне Famicom были слабыми, так что Sega продолжила работу над консолью. Ещё через год, в 1985, была выпущена по факту уже новая консоль Sega Mark III со значительно улучшенным железом, которая позже в мире вышла под названием Sega Master System. Производство же SG-1000 II было прекращено в октябре 1985 года. Продажи составили по некоторым данным около 2 миллионов.

Библиотека SG-1000 содержит всего около 70 игр. Последними играми стали адвенчура про Шерлока Холмса Loretta no Shouzou: Sherlock Holmes и jRPG The Black Onyx, обе выпущенные в 1987 году.

Loretta no Shouzou: Sherlock Holmes
The Black Onyx

Atari 7800

После неудачи с Atari 5200, а также появления на игровом рынке компаний Nintendo и Sega, Atari не собиралась сдаваться. В мае 1986 с целью вернуть Atari превосходство на рынке была выпущена новая консоль Atari 7800. В ней были исправлены практически все недостатки предшественницы: дизайн, контроллер, она сразу имела обратную совместимость с 2600 и мощную графику. Проблема, как обычно, была в слабой игровой библиотеке. В ней было мало игр от сторонних разработчиков, которые работали в основном над играми для мегапопулярной Famicom/NES, и контракт которых с Nintendo не позволял им выпускать игры для других платформ. Поддержка консоли была прекращена 1 января 1992 года, вместе с Atari 2600. Продажи составили 3.77 миллиона экземпляров.

Библиотека содержит около 60-70 игр. Последней стал сайдскроллер-шутер Sentinel в 1991 году.

Sentinel

В отличие от 5200, эта консоль и игры для неё получили вторую жизнь в серии консолей Atari Flashback от AtGames.

Sega Master System

Вторая консоль от Sega появилась 20 октября 1985 года в Японии и в сентябре 1986 года в Северной Америке, когда Nintendo Entertainment System уже начала активно захватывать рынок, что отрицательно сказалось на её популярности. Тем не менее, SMS всё же добилась определенных успехов в Европе и особенно в Бразилии (об игровом рынке которой будет упомянуто отдельно). Продажи же в Северной Америке были прекращены уже в 1992 году.

Последней игрой в Северной Америке стала всем известная Sonic the Hedgehog, вышедшая 25 октября 1991 года.

Sonic the Hedgehog

В Европе консоль продолжала поддерживаться, последней игрой здесь в 1996 году стал платформер The Smurfs 2: Travel the World.

The Smurfs 2: Travel the World

Самой последней игрой была Mickey's Ultimate Challenge, изданная в 1998 году эксклюзивно для бразильского региона официальным представителем Sega в Бразилии компанией Tectoy (как и большинство последних игр для SMS). Хороший результат для 8-битной системы, которой к этому моменту было уже 13 лет.

Mickey's Ultimate Challenge

Но вообще такой долгой поддержке платформа обязана компании Tectoy, которая ещё в 1989 году получила права на консоль и до сих пор выпускает клоны Master System и Mega Drive для бразильского рынка. Так что, в этой части мира консоль никогда и не умирала. Так в 2015 году продажи всех вариантов Master System в Бразилии составили 150 000 экземпляров. Общие же продажи по миру составили 17.8 млн копий.

Интересующимся рекомендуется к просмотру видео о бразильском рынке и продукции Tectoy:

О Бразилии и компании Tectoy

NES/Famicom

Детально описывать эту консоль смысла нет. Для многих из нас она была первой игровой платформой (на самом деле, с вероятностью 99.9% это был её тайваньский клон, у нас известный как Dendy, но это несущественно) и навсегда останется в наших сердцах. NES известна тем, что продвинула видеоигры в массовую культуру ещё сильнее чем Atari 2600 и спасла игровую индустрию от кризиса 1983 года.

В Японии она поступила в продажу 15 июля 1983 года как Family Computer или сокращенно Famicom, в Северной Америке — 18 октября 1985 года, попутно (опять же из-за пресловутого кризиса 1983 года) радикально сменив дизайн и название на Nintendo Entertainment System.

Продажи продолжались до 14 августа 1995 года в Европе и Северной Америке и до 25 сентября 2003 года (!!!) в Японии. Техподдержка для Famicom в Японии осуществлялась вплоть до 2007 года. Таким образом, несмотря на прекращение разработки официальных игр, сама консоль продолжала жить и продаваться, и, как минимум, у себя на родине просуществовала невероятные 20 лет! Продажи составили почти 62 млн экземпляров.

Последней игрой для неё в Северной Америке была головоломка Wario's Woods от самой Nintendo, выпущенная 10 декабря 1994 года.

Wario's Woods, геймплей от AVGN

Последней же игрой от сторонней компании и только в Европе была Disney's The Lion King, выпущенная 25 мая 1995 года. И, если честно, она была ужасна. Нелицензионная версия этой же игры 1997 года от китайцев считается более качественной, чем официальная версия.

Disney's The Lion King

Уже нелицензированные компанией Nintendo игры от сторонних компаний выпускались ещё несколько лет. Например, Sunday Funday в 1995 и Toy Story в 1997. Знакомые многим из нас версии Mortal Kombat для NES и прочие всевозможные хаки от китайцев выходили и в нулевые. Последним относительно крупным коммерческим неофициальным релизом является сборник Data East All Star Collection, вышедший в декабре 2017 года.

И напоследок: в 2016 была выпущена NES Classic Edition — консоль с 30-ю встроенными играми из библиотеки NES. Первые партии количеством в 2.3 млн штук были сметены с полок, а желающих купить было ещё много, поэтому Nintendo пришлось выпускать дополнительные партии с июня по декабрь 2018 года. Легенда же!

Четвертое поколение

PC Engine/TurboGrafx-16

Хотя главный процессор у этой консоли был ещё 8-битным, графический был уже 16-битным, поэтому считается, что эта консоль начала новое, 16-битное поколение. Выпущенная в Японии компанией NEC 30 октября 1987 года, за год до выхода Sega Mega Drive, система поначалу показала хорошие продажи и получила поддержку сторонних разработчиков. В августе 1989 года начала продаваться в Северной Америке, сменив для этого название с PC Engine на TurboGrafx-16 и дизайн на более футуристический. Это по времени как раз совпало с запуском Sega Genesis (американское название Mega Drive), что привело к конкуренции.

Начали выходить различные переработанные и улучшенные версии консоли. Наиболее важным является CD-аддон вышедший в Японии 4 декабря 1988 года и в Северной Америке 1 августа 1990 года. Таким образом, это первая видеоигровая консоль, что использовала диски для хранения игры. Чуть позже вышел объединенный в одно устройство вариант под названием PC Engine Duo в Японии (21 сентября 1991 года) и TurboDuo в Северной Америке (октябрь 1992 года), что позволял играть в игры как с картриджей, так и с дисков. В конце концов консоль не смогла превзойти по популярности Sega Genesis и Super Nintendo, в мае и декабре 1994 года были прекращены продажи в Северной Америке и Японии соответственно. Общее число продаж составляет около 10 миллионов, что составляет третье место (после SNES и Genesis) в четвертом поколении.

Последней игрой в Северной Америке был платформер из самой популярной на TurboGrafx серии Bonk 3: Bonk's Big Adventure про большеголового пещерного человека, выпущенный на диске для системы TurboDuo в декабре 1994 года.

Bonk 3: Bonk's Big Adventure

В Японии последней игрой на картридже стала настольная игра 21 Emon: Mezase! Hotel Ō выпущенная 16 декабря 1994 года.

21 Emon: Mezase! Hotel Ō

На дисках же игры выпускались ещё несколько лет, последней из них стала компиляция адвенчур Dead of the Brain 1 & 2 выпущенная 3 июня 1999 года.

Dead of the Brain 1 & 2

Neo Geo

Изначально японская компания SNK в 1990 году выпустила аркадную монетную систему MVS (Multi Video System), которая предназначалась для продажи бизнес-клиентам в публичные места. Её особенностью была возможность установки до 6 ROM-картриджей, что позволяло легко менять игру в автомате, не меняя весь его целиком, это экономило место в заведении.

Спустя год, 1 июля 1991 года в Северной Америке и Японии, SNK реализовала крайне амбициозную идею: выпустить эту мощную аркадную систему как домашнюю консоль. Из особых изменений в ней был разве что один слот для сменных картриджей, а вот железо и контроллеры остались теми же. Это была самая мощная игровая система в своё время, фактически покупатель получал домашний аркадный автомат. Система даже первой в истории позволяла сохранить игру на съемную карту памяти, и эти сохранения были полностью совместимы с аркадными версиями игр. Благодаря яркой и плавной графике на системе выходило много файтингов и скролл-шутеров, в том числе знаменитые Metal Slug, King of Fighters, Fatal Fury, Samurai Shodown. Естественно, за такую мощь приходилось платить: и по сей день эта консоль остаётся одной из самых дорогих за всю историю — 650$ (более 1000$ по нынешним ценам с учетом инфляции).

9 сентября 1994 года в Японии вышла Neo Geo CD — по сути та же платформа, основанная на более дешевых CD-дисках, библиотека которой состояла в основном из портированных старых игр.

Популярность консоль, заточенная под 2D, начала терять, когда в моду вошло 3D, с которым она уже не справлялась. В 1997 году был прекращен выпуск оригинальной Neo Geo и Neo Geo CD. Попытка SNK в том же году выпустить уже 3D-консоль под названием Hyper Neo Geo 64 откровенно провалилась, и игр для неё вышло всего семь. Тем не менее проекты на предыдущие платформы продолжили выходить ещё на протяжении долгого времени. Продажи Neo Geo составили 980 000 копий, Neo Geo CD — 570 000.

Последней игрой для Neo Geo CD является файтинг The King of Fighters '99: Millennium Battle, выпущенный 2 декабря 1999 года.

The King of Fighters '99: Millennium Battle

Для оригинальной Neo Geo последним является файтинг Samurai Shodown V Special, вышедший 15 июля 2004 года (!), что делает эту платформу одной из самых долгоживущих.

Samurai Shodown V Special

Philips CD-i

Система от Philips, выпущенная 3 декабря 1991 года в Северной Америке и 10 июля 1992 в Европе, вообще больше позиционировалась как мультимедийный интерактивный CD-плеер для всей семьи, чем как игровая консоль. Изначально ПО для неё состояло в основном из образовательных и музыкальных программ. Конкуренцию ей в этом успешно составляли бюджетные ПК, поэтому Philips решила сосредоточиться на играх. Однако и здесь система отставала по мощности от существующих конкурентов, и несмотря на все усилия компании по продвижению, интерес к платформе от сторонних разработчиков был низким. На неё вышло большое количество FMV-игр, а также игровых версий популярных ТВ-шоу. Пожалуй, наиболее известными проектами являются игры с персонажами Nintendo: головоломка Hotel Mario, а также 3 игры из серии The Legend of Zelda: Link: The Faces of Evil, Zelda: The Wand of Gamelon и Zelda's Adventure. Все они были разработаны вследствие заключения контракта между Philips и Nintendo на разработку так и не вышедшего CD-аддона для Super Nintendo, который позволял использовать персонажей после отмены сделки. Эти игры получились крайне низкого качества, и фанаты соответствующих серий предпочитают о них не вспоминать.

К 1998 интерес к платформе снизился до минимального и она была снята с производства. Продажи составили всего 570 000 экземпляров. Последней игрой стал рельсовый шутер 1999 года Solar Crusade

Solar Crusade

SNES/Super Famicom

А вот эта консоль, хоть и была нам известна благодаря рекламе Сергеем Супоневым, была далеко не так распространена в наших краях в сравнении с Dendy. Главным образом, из-за непомерной по тем временам цены, так как это была не дешевая пиратская копия, а очень даже лицензионная, распространяемая в России самой Nintendo.

В Японии в продаже появилась 21 ноября 1990 года, в Северной Америке в августе 1991 года и поддерживалась вплоть до 1999 года в Северной Америке и до 25 сентября 2003 года в Японии (да, перестала распространяться одновременно с оригинальной Famicom). Продажи составили 49 млн штук.

Последней игрой в Северной Америке в 1998 году стала Frogger — классическая аркада о перемещении лягушки через дорогу. Для сравнения: в это время вышла Half-Life для Windows.

В самой же Японии, уже эксклюзивно на Super Famicom (то есть на японской версии консоли) было выпущено ещё несколько проектов, последним из которых стал ремейк visual novel Metal Slader Glory: Director's Cut 29 ноября 2000 года (изначально выпущена в 1991 ещё на Famicom).

Metal Slader Glory: Director's Cut

Эта консоль также получила своё “переиздание” в 2017 году в виде Super NES Classic Edition. Примечательно, что именно здесь наконец вышла отмененная незадолго до релиза в 1996 году Star Fox 2.

SEGA Mega Drive/Genesis

Эту консоль тоже описывать не нужно. Для многих из нас это был следующий 16-битный этап после 8-битной Денди.

Выпущенная в Японии 29 октября 1988 года, а в Северной Америке 14 августа 1989 года, консоль поддерживалась самой Sega до 1997 года, потом права на распространение были переданы от Sega компании Majesco Entertainment, которая продавала её в Северной Америке до 1999 года. Продажи составляют 33.75 млн с учетом бразильского рынка.

Последней официально выпущенной в Северной Америке игрой была, вот так совпадение, Frogger в 1998 году.

Frogger

Но не стоит забывать про Бразилию. В том же 1998 году уже знакомая нам компания Tectoy выпускает эксклюзивно для Бразилии ни много, ни мало Mega Drive-версию Duke Nukem 3D. Вообще, достоверно неизвестно, действительно ли у компании были права на создание такой игры, да и её качество оказалось низким, но так или иначе такая игра есть.

Duke Nukem 3D

Но даже на этом Tectoy не остановилась! В 2001 и 2002 годах она выпускает, опять же эксклюзивно для бразильского рынка две части игры Show do Milhão, основанной на бразильской версии телешоу “Кто хочет стать миллионером?”.

Show do Milhão

Как полагается популярной платформе, у Genesis возникло активное homebrew-движение, при чём и значительная коммерческая его часть.

Так в мае 2006 года американская компания Super Fighter Team на картриджах выпускает Beggar Prince — впервые переведенную на английский язык игру 1996 года от китайских разработчиков. Впоследствии, компания переводит и переиздаёт на картриджах такие проекты как Legend of Wukong (2008), Star Odyssey (2011), Cascade (2015) и Magic Girl (2015), которые до этого не издавались в Северной Америке.

С 2013 года ещё одна компания Piko Interactive занялась разработкой, доработкой и выпуском различных игр для старых консолей (NES, SNES, Genesis, Game Boy и др.), включая homebrew, недоделанные и не дошедшие до релиза, а также игры ранее не выходившие в Северной Америке. Так в 2015 году был переиздан вышеупомянутый Duke Nukem 3D для Mega Drive.

Стоит отметить, что в прошлом 2018 году благодаря Кикстартеру вышло сразу две полностью новых игры - Xeno Crisis и TANGLEWOOD.

Трейлер Xeno Crisis
Трейлер TANGLEWOOD

В наши дни компанией AtGames консоль выпускается под названием Sega Genesis Flashback с набором встроенных игр и, помимо этого, даже слотом для обычных картриджей. Ну и, как упоминалось, в Бразилии их до сих продолжает продавать компания Tectoy.

Sega CD и 32X

С целью продления срока жизни Genesis/Mega Drive, на фоне роста популярности компакт-дисков и для конкуренции с CD-аддоном к TurboGrafx-16, Sega 12 декабря 1991 года в Японии и 15 октября 1992 года в Северной Америке выпустила своё устройство известное там как Sega CD и Sega Mega-CD соответственно. Вдобавок к значительно увеличенному размеру игр, этот аддон расширял графические и звуковые возможности консоли. Тем не менее, первоначальные продажи были ниже ожидаемых, а стартовая библиотека состояла всего из двух игр. Интерес к новым на тот момент FMV-играм быстро упал, а остальные проекты часто были просто расширенным переизданием старых игр с картриджей. Всё это вкупе с высокой ценой аддона часто вызывало негативные отзывы, и в 1996 году он был снят с производства. Было продано 2.24 миллиона единиц.

32-битный аддон 32Х, выпущенный 21 ноября в Северной Америке и 3 декабря 1994 года в Японии, получился ещё более неудачным. Выпущенный незадолго до выхода консолей следующего поколения, он не вызвал особого интереса у разработчиков, которые вместо этого предпочли сосредоточиться на новых платформах. Помимо этого два аддона вызвали сильную фрагментацию аудитории игроков: существовали игры отдельно для 32Х, отдельно для Sega CD, были и такие, что требовали два устройства сразу. Уже через два года, в 1996 году, 32Х был также снят с продаж (было продано всего 665 000 штук), а Sega сосредоточилась на своей новой консоли Saturn.

Последней игрой для Sega CD была RPG-адвенчура Shadowrun, вышедшая 23 февраля 1996 года.

Shadowrun

Для 32Х последней стала игра про Человека-Паука The Amazing Spider-Man: Web of Fire, что вышла в том же 1996 году.

The Amazing Spider-Man: Web of Fire

Пятое поколение

3DO Interactive Multiplayer

Система 3DO от компании The 3DO Company изначально была набором спецификаций для продажи сторонним производителям, поскольку у самой компании не было мощностей для её производства. Первые и самые известные модели были выпущены компанией Panasonic, поэтому часто консоль знают как Panasonic 3DO. Помимо этого её также выпускала компания GoldStar (ныне это известная всем LG) в 1994 и компания Sanyo в 1995. В Северной Америке она появилась 4 октября 1993 года, в Японии 20 марта и в Европе 4 сентября 1994 года. Из-за того, что производители железа не получали процент от продажи игр, они не могли торговать консолью себе в убыток. Поэтому начальная цена системы составляла немыслимые 699$. Со временем она снизилась до 399-499$, но от репутации “игрушки для богатых” уже не избавилась.

Будучи одной из первых по-настоящему 32-битных консолей и сразу использующей CD-диски, консоль, тем не менее, не могла похвастаться большой стартовой линейкой игр. Кроме этого, игры на ней часто использовали Full Motion видео маленького разрешения и геймплей в стиле интерактивного кино, что не особо нравилось игрокам. Многие игры 3DO часто были просто портами с других систем. В конце концов неудачная бизнес-модель и рост популярности конкурентов привели к снятию консоли с производства в 1996 году. Было продано 2 миллиона копий.

Последней игрой в Северной Америке стал выпущенный 19 марта 1996 года sci-fi шутер Creature Shock

Creature Shock

В Японии, где вышло много эксклюзивных для этого региона игр, последней стала версия маджонга Ide Yosuke Meijin no Shin Jissen Mahjong, вышедшая 28 июня 1996 года.

Ide Yosuke Meijin no Shin Jissen Mahjong

Atari Jaguar

Очередная и последняя попытка некогда великой Atari вернуть себе былое могущество. Вышла 23 ноября 1993 года в Северной Америке, 27 июня в Европе и 21 ноября 1994 года в Японии. Изначально создавалась как 32-битная консоль, однако чтобы выделить её на фоне конкурентов, особенно вышедшей в то же время 3DO, Atari в срочном порядке добавила в неё 64-битный графический сопроцессор и начала агрессивно рекламировать как “первую и самую мощную 64-битную систему”. Основные CPU и GPU же так и были 32-битными. Вдобавок консоль продолжала использовать малоемкие картриджи, на которые набирающие тогда популярность 3D-игры влезали с трудом. В результате получилась крайне неудобная для разработки архитектура, что привело к крайне скудной библиотеке игр, а порты игр для этой системы, за редкими исключениями, выглядели куда хуже чем на других. Пытаясь спасти ситуацию Atari 21 сентября 1995 года выпускает аддон Jaguar CD, который становится окончательным провалом: для него было выпущено лишь 13 игр. В результате уже в 1996 году поддержка Jaguar и Jaguar CD была прекращена, планы по Jaguar II были отменены, права на систему были переданы компании Hasbro, а итоговые продажи составили мизерные 250 000 экземпляров.

Последней официальной игрой стала известная Worms, вышедшая 15 мая 1998 года.

Worms

Вскоре после получения прав, компания Hasbro объявила Jaguar открытой платформой и опубликовала её спецификации для создания любительских приложений. Это сразу привело к выходу большого количества любительских игр и развития homebrew-движения, которое активно и по сей день. Одной из последних на данный момент является вышедшая в 2016 году Rebooteroids, вдохновленная геймплеем Asteroids.

Rebooteroids

PC-FX

Преемник относительно успешной PC Engine (TurboGrafx-16) от компании NEC. Вышла 23 декабря 1994 года исключительно в Японии. Создана на основе 32-битного комплекта для разработки ПО под названием “Iron Man”. Ещё в 1992 году NEC пыталась создать на его основе новую 32-битную консоль, но разработчики игр тогда не высказали к этому интереса, так как рынок PC Engine ещё рос. Спустя два года, в 1994 году, когда начали выходить 32-битные консоли нового поколения, NEC решила вернуться к идее создания новой консоли на основе Iron Man, однако не внесла в его уже устаревшую к тому моменту конструкцию особых изменений. В результате система получилась недостаточно мощной, что не привлекало разработчиков. Пытаясь её спасти, NEC позволила выпускать на платформе любые игры. Таким образом на консоли вышло всего около 60 игр, многие из которых были в жанре хентай, visual novel и симулятора знакомств. Производство было прекращено в феврале 1998 года. Общие продажи составили 400 000 копий.

Последней игрой является visual novel First Kiss Story, вышедшая 24 апреля 1998 года.

First Kiss Story

SEGA Saturn

Sega Saturn, изначально имеющая неудобную для создания игр архитектуру, в итоге стала большим коммерческим провалом, и вообще не получила особой популярности. Спустя сравнительно небольшое время, Sega решила свернуть поддержку этой консоли и создать новую. В результате, Saturn просуществовала гораздо меньше своих конкурентов. Выпущенная в Японии 22 ноября 1994 года, в Северной Америке 11 мая и в Европе 8 июля 1995 года, консоль уже в 1998 году была снята с производства в Северной Америке и Европе. У себя на родине, в Японии, поддерживалась ещё 2 года — до 2000. Было продано 9.26 млн экземпляров.

Тогда же и вышли последние для неё игры. В Северной Америке последним релизом стала RPG Magic Knight Rayearth 30 ноября 1998 года (хотя в Японии эта игра вышла ещё в 1995).

В Европе последним стал хоррор Deep Fear вышедший 30 июня 1998 года.

Deep Fear

В Японии же последними стали файтинг Final Fight Revenge вышедший 30 марта 2000 года…

Final Fight Revenge

… и, наконец, Yuukyuu Gensoukyoku Hozonban: Perpetual Collection — уже не оригинальный проект, а просто компиляция пяти visual novel-игр Yuukyuu Gensoukyoku выпущенная 7 декабря 2000 года.

Nintendo 64

Новая консоль от Nintendo вышла довольно своеобразной. Во-первых, необычной формы геймпад с аналоговым стиком, который позволял легко играть в 3D-игры (стики к тому времени ещё не стали стандартом). Во-вторых, консоль была последней домашней консолью на картриджах, в то время как остальные уже перешли на оптические диски в качестве носителя. В результате набиравшие в то время популярность внутриигровые ролики, на картридж просто не влезали, поэтому игроки часто довольствовались текстовыми описаниями. Зато при этом в играх отсутствовали экраны загрузки и был стабильный FPS. В Японии она вышла 23 июня 1996 года, в Северной Америке 29 сентября. И поддерживалась до 2002 года в Японии и до 2003 в остальном мире. Продажи составили 32.93 млн копий.

Последней игрой стала легендарная Tony Hawk's Pro Skater 3, вышедшая 20 августа 2002 года. Хотя, конечно, легендарной она стала на платформах уже следующего поколения, а на этой консоли из-за технической отсталости игра выглядит явно хуже. Тем не менее, это тот самый интересный случай, когда “старушка” решила показать себя напоследок. Достойный финал.

Tony Hawk's Pro Skater 3

Бонус: в ноябре 2018 года благодаря Кикстартеру состоялся релиз на картридже отмененного в последний момент в 2000 году платформера 40 Winks.

Распаковка и геймплей 40 Winks

Sony PlayStation

И снова не нуждающаяся в представлении консоль. Очередной для многих из нас этап, на котором мы после 16-битной Sega Mega Drive вошли в мир 3D-игр. В основном, конечно, из-за того, что она легко пиратилась, а потому и она сама, и игры для неё продавались по доступным ценам.

В Японии была запущена 3 декабря 1994 года, в Европе и Северной Америке — в сентябре 1995 года. Поддержка была прекращена 23 марта 2006 года, когда на подходе уже была Playstation 3. Было продано рекордные в своё время 102 млн экземпляров.

Последней крупной игрой стала вышедшая в Северной Америке 12 октября 2004 года FIFA Soccer 2005. Для сравнения: через месяц вышла Half-Life 2. Кстати, здесь начинается определенная тенденция, которая оформится чуть позже.

FIFA Soccer 2005

Тем не менее даже после этого 1 марта 2005 года эксклюзивно для Германии (и для соседних немецкоязычных стран вроде Австрии) вышла Schnappi: 3 Fun Games. Это детская игра про крокодильчика Шнапи из немецкого мультфильма, сделанная с помощью Macromedia Flash.

Schnappi: 3 Fun Games

А также 20 июля 2005 года вышла опять же уже только в Германии версия "куробойки" для этой платформы - Moorhuhn X.

Потом на протяжении ещё долгого времени выпускались переиздания уже вышедших игр, как отдельных, так и антологий таких серий как Metal Gear, Resident Evil и Final Fantasy.

Шестое поколение

SEGA Dreamcast

Консоль с одной из самых печальных историй. Попытка компании Sega реабилитироваться после провала Sega Saturn, оказавшаяся же и её последней в консольной сфере. Вышедшая первой в шестом поколении 27 ноября 1998 года в Японии и 9 сентября 1999 года в Северной Америке, она перестала производиться уже через 3 года — 31 марта 2001 года. Однако за это короткое время на неё успело выйти множество качественных и даже культовых игр, поэтому консоль заимела множество поклонников. Было продано 9 млн экземпляров.

Последней игрой в Северной Америке стала NHL 2K2 вышедшая 14 февраля 2002 года.

NHL 2K2

После этого некоторые уже выпущенные в других регионах игры вышли в Европе, например Razor Freestyle Scooter 26 апреля 2002 года и Cannon Spike 3 мая 2002 года.

В Японии же лицензированные игры выпускались ещё несколько лет. Последней игрой стал shoot'em up Karous выпущенный 8 марта 2007 года.

Karous

Несмотря на провал консоли и уход Sega из консольного производства, знамя её поддержки подхватили преданные фанаты. Homebrew-сообщество этой консоли одно из самых активных и регулярно продолжает выпускать новые игры на коммерческой основе (хотя они, конечно, уже не лицензируются компанией Sega). С 2005 по 2013 год существовала целая компания RedSpotGames , занимавшаяся выпуском игр на Dreamcast. Одной из самых популярных homebrew-игр является run 'n gun Gunlord 2012 года, получивший много хороших отзывов.

Gunlord

Nintendo GameCube

Почти незнакомая в наших краях консоль, и снова не особо успешная, особенно по рамкам Nintendo. Здесь наконец отказались от картриджей и перешли на диски, однако не стандартные DVD, а емкостью лишь в 1.5GB, что снова было очень неудобно для разработчиков. Тем не менее именно на этой платформе первоначально были выпущены как эксклюзивы Resident Evil Zero, ремейк оригинального Resident Evil и Resident Evil 4. Продажи составили 22 млн штук.

В Японии консоль вышла 14 сентября 2001 года, в Северной Америке 18 ноября и поддерживалась вплоть до 2007 года.

Последней игрой стала Madden NFL 08 вышедшая в Северной Америке 14 августа 2007 года. Здесь опять можно заметить определенную тенденцию.

Madden NFL 08

Microsoft Xbox

Первая проба компании Microsoft на консольном рынке. Не сказать, чтобы слишком успешная на фоне Playstation 2, но и провальной её тоже не назвать. Главное, чего добилась Microsoft — опробовала свои возможности, заложила основу для будущего успеха и создала конкурентоспособный бренд, что уже в следующем поколении позволило успешно конкурировать против, казалось, непоколебимой Sony с её Playstation 3. Продажи составили 24 млн экземпляров, это второе место в шестом поколении.

В Северной Америке консоль вышла 15 ноября 2001 года, в Японии 22 февраля 2002 года, в Европе 14 марта. Продавалась до 2006 года в Японии, до 2007 года в Европе, и у себя на родине, в Северной Америке — до 2 марта 2009 года, когда было объявлено о прекращении поддержки.

Последней игрой стала выпущенная 12 августа 2008 года для Северной Америки Madden NFL 09. Да, снова спортивный симулятор.

Madden NFL 09

Sony Playstation 2

В представлении не нуждается. Закономерное развитие Playstation 1, до сих пор самая продаваемая консоль за всю историю (больше 155 млн штук!) и очередной для многих из нас этап.

Вышедшая 4 марта в Японии и 26 октября 2000 года в Северной Америке, она поддерживалась до 4 января 2013 года, пока Sony не объявила о прекращении производства. Техническая поддержка и ремонт консолей в Японии прекратился лишь недавно - 7 сентября 2018 года.

Последними играми стали FIFA 14 вышедшая в Северной Америке 24 сентября 2013 года…

FIFA 14

… и Pro Evolution Soccer 2014 вышедшая в Европе 8 ноября 2013 года. Да, представьте как вы за пару недель до выхода Playstation 4 покупаете новенькую игру для Playstation 2. Тенденция на месте.

Pro Evolution Soccer 2014

Онлайн-сервера же продолжали работать ещё несколько лет. Последний официальный сервер для Final Fantasy XI был закрыт только 31 марта 2016 года.

Седьмое поколение

Microsoft Xbox 360

А вот это уже почти наше время. Думаю, все прекрасно помнят какой жаркой была консольная война в седьмом поколении. Да что уж там, многие, наверняка, в ней участвовали.

Запущенная 22 ноября в Северной Америке и 2 декабря 2005 года в Европе, эта консоль производилась до 20 апреля 2016 года, пока Microsoft не объявила об окончании производства. Но не окончании поддержки платформы. Продажи составили 84 млн штук.

И даже не учитывая переиздания уже выпущенных игр (в том числе и для оригинальной Xbox) в рамках поддержки программы обратной совместимости, и онлайн-обновления для каких-нибудь World of Tanks, игры для неё, хоть и редко, но выходили вплоть до прошлого года.

И если вы думаете, что это ежегодные спортивные симуляторы, то вы правы. Всякие PES, NBA, NHL, FIFA выходили до 2017 года, так как не требовали особых затрат на разработку, скорее лишь приведения составов команд до актуальных. Но в 2018 году из представителей этих серий осталась уже только FIFA 19, которая вышла 28 сентября с подзаголовком Legacy Edition. Он прямо говорит, что геймплейных изменений в сравнении с предыдущей частью здесь нет, только обновленные составы команд.

FIFA 19

Тем не менее, появилась ещё одна серия игр, которая без особых усилий ежегодно клепается на все платформы подряд. Имя ей Just Dance, последняя часть которой с нехитрым названием Just Dance 2019 вышла 23 октября 2018 года и на данный момент является последним релизом на Xbox 360.

Sony PlayStation 3

Боец из противоположного угла ринга. Появилась в продаже 11 ноября 2006 года в Японии и 17 ноября в Северной Америке. Поставки в США осуществлялись до октября 2016 года. В Японии новые консоли продолжали производиться до 29 мая 2017 года, когда Sony объявила о прекращении процесса. Было продано больше 80 млн экземпляров.

Последней игрой является вышеупомянутая FIFA 19, вышедшая 28 сентября. А вот Just Dance 2019 именно на этой платформе уже почему-то не вышла.

Если же отвлечься от этих конвееров, то стоит отметить, что 26 июня 2018 года вышла JRPG Rainbow Skies, которая получила неплохие отзывы от ценителей жанра.

Трейлер Rainbow Skies

В качестве бонуса хочется вспомнить относительно новый эксклюзив (!!!) вышедший 13 декабря 2017 года под названием The Surfer.

Трейлер The Surfer

Nintendo Wii

Пока предыдущие две консоли жестко соревновались между собой, Wii пошла по своему пути, презентовав необычный контроллер с играми рассчитанными на самый широкий круг людей, и в результате стала самой продаваемой консолью в седьмом поколении (более 100 млн проданных экземпляров). Так Nintendo смогла реабилитироваться после предыдущих не особо удачных консолей. Запущена 19 ноября 2006 года в Северной Америке и 2 декабря в Японии. В 2011 году Nintendo представила новую её версию под названием Wii Family Edition, а в 2012 — версию под названием Wii Mini. Производство оригинальной версии прекратилось в 2013 году. Новые же версии поддерживались до 2017 года.

Опять же, без учёта конвееров Just Dance и Let's Sing, последней оригинальной игрой является экшн-адвенчура Rodea the Sky Soldier, вышедшая 10 ноября 2015 года.

Rodea the Sky Soldier

Но самой последней игрой является всё же Just Dance 2019, вышедшая 24 октября 2018 года. А вот спортивные симуляторы, в отличие от Xbox 360 и PS3, здесь не выходят ещё с 2014 года (последним был FIFA 15), видимо, из-за слабой технической составляющей платформы.

В качестве бонуса: распаковка шести версий Just Dance 2019, в том числе на консолях Nintendo трёх поколений.

Распаковка Just Dance 2018

Итог

Как видно, консоли седьмого поколения перестали производиться в 2016-2017 годах, до кучи прихватив с собой и Wii U, чье производство было прекращено 31 января 2017 года и которая формально относится к восьмому поколению, но выйдя в 2012, успела капитально устареть и передала эстафету Nintendo Switch (однако, игры на Wii U выходят ещё довольно часто).

Новые крупные проекты на устаревшее седьмое поколение уже давно не выходят. Но всё же интересно, выйдет ли в этом году очередной Just Dance на Wii, и FIFA на Xbox 360 с PS3. Может быть, уже и нет.

А что касается текущего поколения… Учитывая средний срок поддержки примерно в 10 лет, то как минимум ещё в 2023 году на Playstation 4, Xbox One, а может даже и Switch, выйдут FIFA 24, PES 24 и Just Dance 2024. Ждём?

Напоследок хочется спросить у читателей: играли ли вы в какую-либо из вышеперечисленных игр и если да, в каком году и как она к вам попала? А также увлекаетесь ли вы homebrew-играми для какой-нибудь ныне устаревшей платформы?

Это переработанная и обновленная версия статьи, которую я выкладывал почти год назад на другом сайте. Теперь хочу поделиться ею с аудиторией DTF.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Andrey Kanunik", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 46, "likes": 202, "favorites": 181, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 39446, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 17 Feb 2019 18:51:07 +0300" }
{ "id": 39446, "author_id": 88102, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/39446\/get","add":"\/comments\/39446\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/39446"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

46 комментариев 46 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

Очень интересное исследование, жаль что народ больше интересуется срачами за егс а не историей видеоигр.

Ответить
4

Трейлер выглядит на удивление хорошо.

Ответить
5

Да, а для сорока килобайт так вообще отлично =)

Ответить
5

Спасибо за такой пласт инфы.

Ответить
2

Если брать портативки, то, к примеру, на PlayStation Portable последней оф. игрой была, вроде, Retro City Rampage, в 2016ом. 12 лет, получается

Ответить
0

на Сегу и NES и сейчас игры выпускают новые ) Homebrew живет, да что там говорить вон новый спектрум делают)

Ответить
1

Делают много чего: и homebrew (достаточно зайти на какой-нибудь http://idpixel.ru/ и пожамкать новости по названиям платформ), и клоны на ПЛИС (FPGA) типа дорогущих вариантов от https://www.analogue.co/ или MiSTer - мультикомбайн на DE10-Nano (https://www.terasic.com.tw/cgi-bin/page/archive.pl?Language=English&No=1046), который содержит в себя ядра (cores) кучи платформ, включая тот же Спектрум и даже некоторые советские компьютеры (БК, Вектор).

Ответить
1

Сука, как же меня невероятно бесил Frogger, который почему-то и на Windows тогда мелькал довольно часто. Оказывается, это уебище стало еще и последней игрой для Сеги и Супер Нинтендо, ну елки-палки.

Ответить
1

Заебался скроллить

Ответить
1

Жизнь после смерти на PC

Ответить
–21

Мдаа. Сложно было мотать до PS1, аж палец устал. Зачем было столько никому не нужного старья засовывать в статью?! Разбил бы ее что ли.

Ответить
4

Мне и многим другим было интересно

Ответить
0

Жаль, что ничего не сказано про Zelda: Oracle of Ages & Seasons, завершившие каталог Game Boy Color. У этих игр интересная история.

UPD: Впрочем, про другие портативные консоли тоже ничего не сказано. GB, GBC, GBA, PS Vita, Nokia Ngage и т.д. не вошли в статью.

Ответить
1

Про портативки есть материал, но я решил его не включать, потому что статья и так вышла чрезмерно большой. Людям, как я вижу, это не нравится.

И, кстати, упомянутая Zelda - далеко не последняя игра на Game Boy Color.

Ответить
0

а где можно про портативки почитать?

Ответить
0

Ну я, может, выложу после переоформления. Хотя там уже не так интересно, совсем мало знакомых платформ.

Ответить
0

Ну учитывая, что портативки от Нинтендо имели колоссальное влияние на формирование культуры гейминга в США и Японии... Думаю, стоит и нашему народцу ознакомиться с ними - если не с последними тайтлами, то хотя бы с наиболее громкими и влиятельными.

Ответить
0

Возможно, я не так выразился, но от самой Nintendo она завершила крупные релизы для приставки, у игр интересная история. Потом уже вышла Advance и пошла совсем другая песня.

Ответить

Комментарий удален

0

Очевидно, потому что это текущее поколение.

Ответить
0

Фроггер для МегаДрайва прям совсем восьмибитный у них вышел, больше на игру с Фамика или СМС похож...

Ответить
0

На дисках же игры выпускались ещё несколько лет, последней из них стала компиляция адвенчур Dead of the Brain 1 & 2 выпущенная 3 июня 1999 года.

Я сначала не поверил.

Ответить
0

Во что не поверил?

Ответить
0

Я не поверил в год выхода и проверил.

Ответить
0

Крутейший материал. И настольгия, и познавательно. Автору респект за проделанную работу.

Ответить
0

Монументальный текст.

Ответить
0

Википедия отдыхает)

Ответить
0

На PS3 судя по стору после фифы 19 аж 5 игр вышло.

Ответить
0

Я вижу четыре, и насколько понимаю, все из них перевыпуски уже выходивших игр.

Ответить
0

выйдет ли в этом году очередной Just Dance на Wii

наверняка. Емнип, JD2017 на Wii продалась лучше чем на любой другой платформе, так что год-два ещё продержится.

Ответить
0

Интересное чтиво.

Ответить
0

Судя по последним играм на предыдущем поколении, последнее слово все равно за футболом(американским и европейским). Удивительно,что fifa 2019 не выходит на NES.

Ответить
0

На удивление, в пиратский Duke Nukem для Sega Genesis играл, причем это то же где-то или в конце 90-ых, или в самом-самом начале 2000-ых было. Вообще, в то время он даже неплохо смотрелся, даже с учетом того что я "нормальную" версию для PS уже видел.

Ответить
0

Это действительно удивительно, ведь это был эксклюзив для Бразилии, но через несколько лет он как-то оказался в России. Видимо, для пиратских картриджей нет границ

Ответить
0

Да уж, чего там только не было: переделка Sonic в Mario, бродилка про покемонов, линейный шутер по мотивам кинофильма "Матрица", картриджи с серебряной полосой "полностью на русском языке, как сейчас помню, Valis (кажется, 3) первым из таких у нас в городе появился. Но я к тому времени уже на PS переехал...

Ответить
0

Вообще по роликам игра выглядела просто отменно, как для платформы, учитывая общий уровень FPS на Сеге - Bloodshot, Corporation... Одна Zero Tolerance за всех отдувалась.

Ответить
0

Zero, конечно, вообще шедевр, но Bloodshot мне тоже весьма нравился, визуально он звезд с неба не хватает, это уж точно, но там весьма интересные виды оружия + локальный мультиплеер, я с одноклассниками играл в свое время. А вот Дюк что-то не запал, визуал там хоть и на высоте для платформы, но игрался он как-то плохо, может я уже тогда был избалован PS ))

Ответить
0

Интересно, но был бы здорово узнать о играх с последних поколений кроме спортивных симуляторов и Джаст Денса

Ответить
0

Информация слишком постная, нет какой-то личной истории отношений с консолью или играми на ней, ну или по настоящему интересных фактов, из-за чего мне было сложно дочитать до конца, но в виде выборки инфы неплохо наверное.

Ответить
0

Дальше сторой сеги не дочитал... Извините.

Ответить
0

Спасибо за шикарную статью! Я почему-то был уверен, что SNES'овский ремастер Metal Slader Glory не выходил на картриджах, ан нет! Прикольно, что он сразу на предзаписанном Nintendo Power выходил.

Ответить
0

Спасибо за проработанный материал. Было крайне познавательно.

Ответить
0

Отличная статья!

Ответить
0

Когда встречаю знакомые консоли детства, то чуть ли не слёзы на глаза наворачиваются)

Ответить
–1

Не знал что для дримки клипами игры кастомные

Ответить
–8

Надо разделить на несколько статей, тяжело читать за 1 присест

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления