Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Фиксирую первые двадцать часов своего прохождения с мыслями и сравнениями. Играю с модами Tamriel Rebuilt, Skyrim Home of Nords и Cyrodiil.

Сначала дисклеймер: не считаю себя знатоком и фанатом серии The Elder Scrolls, очень много лет назад я прошёл Морровинд с читами на компьютере брата, потому что времени было мало, скипнул обливион и прошел его быстренько в году 16, и потонул где-то часов на 200 в Скайриме. Сюжет ни одной игры я не вспомню. Нереварины че то, эшлендеры, я не разбираюсь.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Со своими неровностями, но все игры (кроме Обл) меня устраивали. Был долгий период, когда я не мог играть в морровинд вообще, потому что розовые очки упали и я увидел уродливую графику 2002 года, да и в подростковом возрасте заниматься аутизмом уровня — бегаю десять часов туда-обратно — заниматься не хотелось.

Выбирая между модом на Скайрим (Эндерал, Фальскаар и т.д.) и между Морровиндом, Морра всегда проигрывала. Про Обливион я молчу, у меня с ним сложные отношения, которые выражаются одной фразой — игра говно.

Недавно увидел на ютубе ролик с обзором нового патча для Tamriel Rebuilt, до этого видел как Warlockracy делал всратые сторителлинги по своим забегам в крупные моды по Сиродилу и Скайриму.

Я решил, что моя малышка (компьютер) уже готова к большой и современной игре, и я накатил себе все три мода — Rebuilt, Skyrim, Cyrodiil и OpenMW как основной движок.

Саундтрек

Содержание

Про Морровинд

Завязка игры намекает на шпионские игры. Мы прибываем на остров с вулканом, расположенный во внутреннем море провинции Морровинд.

Нас почему-то освобождают из под стражи, дарят амнистию, документы, целуют в лоб и отправляют в город Балмору.

Там нас встречает Кай Косадес, агент Клинков, тайной полиции Уриеля Септима VII, и мы получаем свои первые приказы.

наш 
наш 

Они звучат так: наберись сил, освойся, разберись чо как. Буквально. Дают немножечко денег на расходы и отправляют совсем в большой мир, ослабляя поводок.

Чем мне нравится такой подход — нас никто не торопит. В провинции всё идёт своим чередом. Есть проблемы, недавно установили нового короля, три живых бога руководят своим народом, а Великие Дома срутся в вечной борьбе за влияние.

Есть и микро-моменты большого прикола, как, например, падающие с неба эксцентричные маги. В общем, есть баланс между грандиозным, будничным и идиотским. Хорошего тоже навалом, можно встретить даму, влюблённую в бандита, и кажется даже вой кагути в кустах её не пугает, она всё вздыхает и ждёт.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

У нас достаточно времени пообщаться с ключевыми персонажами, вступить в пару гильдий, разобраться с прокачкой и побегать от боунлордов.

В игре нет кризиса, по крайней мере его нет с первых нот. Обливион и Скайрим вечно грешат тем, что они с самого начала бросают нас в большую беду. В каждой гильдии будут свои кризисы поменьше, а в городах совсем маленькие кризисы жестб.

Но везде что-то не так и срочно требуется наша помощь, потому что мы самый компетентный герой за всю истории их шарашкиной конторы.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Первые два раза прикольно, потом надоедает. Обычно ещё и внешние обстоятельства, которые плохо встраиваются в мир игры, начинают давить нам на горло.

Например, у Соратников это внезапные бандиты с серебряным оружием, вервольфохейтеры. У Гильдии бойцов из Сиродила это внезапные бандиты с наркотой, которые воруют заказы.

Мы не знаем кто эти враги и зачем они нужны, мы не можем с ними взаимодействовать, это просто какие-то чмони, груши для битья.

Даже Манимарко какой-то опущ по итогу, который больше одного заклинания скастовать не может, потому что маны мало. Некромант!

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Знаете, кто враг Гильдии бойцов в Морровинде? Гильдия воров. В которую тоже можно вступить, посмотреть на ту же историю под другим углом.

Враг Гильдии магов — Великий дом Телванни, которые с задранным носом игнорируют любые имперские правила по использованию магии.

И это вообще лейтмотив всей игры — игнор данмерами имперских правил.

Данмеры также злостные рабовладельцы, расисты и религиозные сепартисты. Поклоняются Даэдра, помимо троицы своих собственных живых богов. На мой взгляд, за последние двадцать лет, Морра наиболее интересная провинция в играх беседки.

Но об этом потом.

МОЙ ПЕРСОНАЖ

Фраука, да, шок. Лысая женщина редгардка, с кастомным классом. Поставил в приоритет длинные клинки для синергии с происхождением, тяжелую броню, школу разрушения, атлетику и акробатику.

Знак — Леди.

красотка
красотка

План был создать простой билд, который спокойно может скакать по кривым текстурам игры, играючи раздавать всем пизды и пореже фрустрировать с промахов (65 скилла на мечи со старта).

НЕДОЛГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ВВАРДЕНФЕЛЕ

Чем хорош Морровинд, кроме медитативности и красоты пейзажей — он не принимает игрока за идиота. Спортивное ориентирование, которое все приводят в пример, как элемент хардкора — довольно простое.

Да, маркера задания нет, но если тебе сказали пройти до развилки и там повернуть направо, наверное лучше так и сделать, если ты хочешь добраться до своей цели.

О привет здарова, картинка спойлер 
О привет здарова, картинка спойлер 

В какой-то момент, задания копятся, всю информацию в голове не удержать, но у героя есть двухкнопочный журнал. По первой кнопке мы можем посмотреть все записи в реальном времени, пощелкать по гиперссылкам если надо, а по второй читать инфу сразу о квестах.

Изи. Понимаю, чтение забытый навык, но если вы дочитали до этого момента в статье, абзац текста в Морровинде точно не вгонит в тоску.

Также, все игровые механики открыты для изучения. Все цифры показывают, тренеры с удовольствиям расскажут о ремесле и крафте. Опытным путём можно научиться делать зелья и заклинания.

Но где еще игра не держит геймеров за идиотов, так это в миростроении.

Как я уже говорил, данмеры — рабовладельцы. Мужчина на рынке, с которым ты мило общался, может впроброс рассказать тебе, что каджиты очень умные ЖИВОТНЫЕ. В отличие от аргониан, они лучше поддаются ДРЕССИРОВКЕ. Воруют все, что плохо лежит, но разок ударишь, и быстро всё понимают.

Рабы в этой провинции работают на плантациях, на кораблях, прислуживают в домах, иногда это не Каджиты и Аргониане, а лесные эльфы, например.

Рабство присутствует везде. И из уст местных ты редко услышишь критику этой практики. Все привыкли и это часть неотъемлемых прав и свобод данмеров в Империи. На территории своей провинции рабовладение разрешено, а за это данмеры стали частю большого Тамриеля.

Критика если и присутствует, то контекстная. Она скрывается в действиях персонажей, в обстановке, в герое, который может попробовать освободить рабов с первой встреченной плантации Хлаалу.

Игрок — не идиот. Я думаю никому из нас не надо отдельно проговаривать, что рабство это плохо. Нам не нужно центровать на этом половину квестов, чтобы все всё поняли.

Каджиты, узнали? Согласны? (earrape в начале) 

Можно пройти игру ни разу не освободив ни одного раба. Можно выполнять задания по поиску и убийству беглых рабов.

Это просто вещь в мире, и ты можешь с ней смириться, можешь работать на её укрепление, можешь попытаться разрушить.

Вот ролевая свобода, которые хотят, но не могут получить люди, которые критикуют однобокого Геральта из Ривии. Бери в руки меч и зарежь всех свободных данмеров в доме, стариков и женщин, ради заветного ключика. Не забудь про охрану и надсмотрщика в сарае, и постарайся не оставлять свидетелей, чтобы ординаторы не потребовали компенсацию.

Я это к тому, что пиздец повсеместен на Вварденфеле, там где можно пройти мимо, ты делаешь это не всегда с легкой руки. Иногда пройти мимо приходится, просто потому что у тебя нет средств и времени на то, чтобы исправить ситуацию. Остальные поступают также. И ты точно знаешь, что на этой системе противовесов построено данмерское общество.

Как же я обожаю силт страйдеров это такой стиль! 
Как же я обожаю силт страйдеров это такой стиль! 

Один из моих любимых квестов в игре попадается нам по пути в Балмору, в начале игры. Солдат Имперского легиона рассказывает нам в общих чертах историю о группе данмеров, которые слишком много себе позволяют. В конце он намекает, что неплохо было бы их убить.

И намекает, что они члены большой местной организации, Камона Тонг. Местные мафиози под видом соседской дружины.

Даже имперский легионер не может с ними ничего сделать, но возможно некий кровожадный приключенец ищет жилье...

Кстати, самое время ехать на материк.

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ИГРА И НАЧИНАЕТСЯ МОД

Это самый интересный вопрос: когда стоит дропать контент на острове и отправлятся в добавленные модом локации. Я решил сделать это после Балморы. Вот когда Кай Косадес отправляет тебя набираться сил, я прыгаю на свитке икара в Эбонхарт, ловлю попутку и попадаю в первую модовую локацию.

Ночной Сейда Нин 
Ночной Сейда Нин 

Как попасть в Скайрим и Сиродил я пока не знаю. Подозреваю, что Скайримский порт есть на Солтстейме, а в Сиродил могут отправить магической телепортацией.

СТАРЫЙ ЭБОНХАРТ

У Морровинда есть свой король. Недавно приехал из Хай Рока, потому что прошлый скончался. Его зовут Хелсет и мы с ним будем часто встречаться по ходу сюжета длц Трибунал.

Трибунал тоже возит нас с острова на материк, но не даёт выходить за пределы Морнхолда, столицы провинции.

Вот такое тут самоуправление, собственный монарх, а не назначенный из центра наместник.

С одним нюансом, наместник всё таки есть, это герцог имперец, который и управляет Старым Эбонхартом, главным городом провинции после Морнхолда. Если воспользоваться радикальной лексикой: оккупационная администрация. Отсюда герцог руководит делами всех имперских миссий в провинции и на самом деле чилловый гай.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Что цепляет с первых минут в городе: масштаб и антураж. Это аванпост имперской культуры в землях, где гигантские блохи — вид общественного транспорта. Т.е. у нас тут европейская архитектура, полу-готические башенки, солидные стены из серого камня, узкие улочки.

Город настолько большой и населенный, что фпс падают с 220 до 40, приходится уменьшать дальность прорисовки.

На приколе стоят несколько кораблей, наёмники дома Хлаалу спорят с имперскими чиновниками по поводу грузов, сурового вида бандиты бродят по пристаням.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

На входе в город продают якобы аутентичные данмерские сувениры.

Известного художника пригласили ко двору, Гильдии магов и бойцов расположились в жилой зоне.

Но главная достопримечательность города — Ebon Tower. Герцогский замок, штаб имперского легиона, имперской канцелярии. В башнях расположились посольства из других провинций. Если кажется, что как-то много, то так оно и есть: я провёл два часа реального времени просто исследуя замок и разговаривая со всеми подряд.

Выполнил несколько квестов и немножечко изменил политический ландшафт провинции походя.

Спойлерить не хочу, но если любите читать и к этому моменту будет вкачан стелс, можно налутать нормальное снаряжение.

ОТДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРО РОА ДИР

За пределами города Старый Эбонхарт начинаются земли дома Индорил. Все данмерские деревни принадлежат этому дому. Гетманы от имени лорда Ильви раздают награды за преступников. Шахты платят десятину в казну своего сюзерена и все очень набожно молятся каждый день, потому что Индорил это как раз тот дом, который придумал Ординаторов — классных чуваков в золотой броне без проблем со скромностью.

ОНИ СЛЕДЯТ ЗА ТОБОЙ, НИЧТОЖЕСТВО.
ОНИ СЛЕДЯТ ЗА ТОБОЙ, НИЧТОЖЕСТВО.

Это земля консервативных данмеров традиционалистов, которые не прочь держать при себе рабов не из звериных рас. У лорда Ильви управдом это женщина Альтмер с великолепными организаторскими способностями. Так что, никакой ксенофобии.

Родовая крепость местного дворянина, Роа Дир, находится по пути в региональную столицу. Оттуда рассылаются патрули, и лорд Ильви с детьми неустанно следит, чтобы продажные Хлаалу не переходили реку и не ссали в уши наивным селюкам про чудеса капитализма.

Сама крепость это несколько высоких зданий, пара лачуг для рабов и речная гавань. ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ ЗОНА, хочу акцентировать ваше внимание на этом.

Roa Dyr в дождь
Roa Dyr в дождь

Перед тем, как я пришел в Роа Дир, ко мне по дороге подошел аргонианин. Он из Имперского легиона. Был украден важный документ, и злоумышленник скрылся в поселении. Легионер туда зайти не может, потому что будучи аргонианином, может получить ложкой по носу, а не решенную задачу.

Так как я тоже своего рода легионер, то решаю ему помочь. Снимаю униформу и иду раздавать взятки местным, может кто-то слышал про вора. Спустя три сотни золота и нескольких минут беганья по крепости, я понимаю, что не имею представления о том, куда идти.

То есть, мне говорят: Servants Quarters. На карте нет таких дверей, но внутри зданий я точно знаю, что есть помещения, которые отличают от тех, в которые ты входил. Типа Crafters Quarters.

Рабыня с книжкой
Рабыня с книжкой

Я уже случайно нашел скрытое убежище Мораг Тонг (гильдии убийц), помог решить проблему с рабом вором (трогательный квест), убедил старого индорильца в том, что его жизнь прошла не в пустую. В общем я сделал всё, кроме квеста, за которым я сюда пришёл.

Сменились сутки. Я дважды обошел всё поселение, взял еще ДВА квеста и нашёл Зал Воинов, в котором лорд Ильви с сыновьями занимается планированием и управлением.

Мне даже удалось с ним поговорить и, клянусь, это первый раз за долгое время, когда я оказался буквально ФРАППИРОВАН поведением балгородного нпс.

Потому что лорд Ильви сказал следующее: «да, у меня запутанный городок, но я его строил не для удобства иностранцев, так что отъебись».

В общем, я нажимаю квиксейв и жестко проигрываю лорду, потому что у нас разница уровней в пятьдесят. Но ничего, я сюда вернусь.

Это ваще не Роа Дир, чисто полюбоваться
Это ваще не Роа Дир, чисто полюбоваться

Вора я все таки нашел и уже не церемонился с ним, его мертвая шкура обошлась мне еще в двести монет. Рыцарь в Старом Эбонхарте, которому и предназначался отчёт, щедро мне всё возместил.

ПРОГРЕСС

Сейчас я остановился на 12 уровне, в звании копейщика в Имперском легионе и с десятком неразрешенных квестов. Один скорее всего так и не разрешится, потому что я продал предмет, который мне нужно было доставить, и КАК В ЖИЗНИ, при таком проколе — решил просто свалить из деревни.

Из новых зон я посмотрел Старый Эбонхарт и прилежащие земли Дома Индорил. Поездил вдоль побережься, посмотрел на столицу Хлаалу и сейчас уехал в северо-восточную часть материка. В пепельные земли, где живут Телванни и есть целый имперский форт с гаванью, где мне надо дальше качать ранг легионера.

щелкаю ебалом
щелкаю ебалом

Что есть у моддеров, чего не было у разработчиков: огромные жесткие диски. Нет ограничения на количество информации, не нужно считать байты текста, чтобы уместить всё на джевелок за 100 рублей.

Поэтому здесь дохера контента! ОЧЕНЬ МНОГО! Че-то типа по 30 жилых домов на поселение, в которых кто-то живёт. Не считая постоянно ошивающихся в трактирах нпс, уличных торговцев, смотрителей гуаров, священников и стражников. Почти у каждого свои задачи, свой прописанные линейки диалогов и иногда там прям много! Настолько много, что от этого устаешь.

Но не настолько, чтобы дропнуть. Морровинд всегда найдет тебе занятие. Можно хлопнуть себя по рукам, перестать со всеми разговаривать, зарыться в журнал и решить, что тебе нужно сделать дальше.

Моя любимая фича, это возможность применения спелла Calm на враждебных нпс. С его помощью можно, например, разрешить ситуацию с заложником в Старом Эбонхарте, успокоив нападающего. Или можно заставить мстительный дух ординатора в старой башне остановиться и объяснить свой гнев.

Спасибо, я окей, ты как? 
Спасибо, я окей, ты как? 

А еще везде можно телепортироваться, прыгать, бегать, плыть. Мне так нравится транспортная система морровинда, вы себе не представляете.

Но чтобы это всё уметь, нужно быть магом или иметь деньги на свитки, и тут уже надо чей-то семейный склеп обчистить или пойти за город, узнать, есть ли там работа. Но это опционально.

И мне нравится подход, который должен быть во всех ролевых играх: тебя не должны наказывать за то, что ты не хочешь посмотреть ВСЁ.

Типа, знаете, если не залез в самую глубокую пещеру, не зачистил все вопросики на карте: будет меньше экспы, не получишь самую классную броню в игре и не увидешь скрытые две строчки диалога. Потом перед пацанами в школе будет стыдно.

Art: Igor Levchenko
Art: Igor Levchenko

Сейчас послушайте меня, не перебивайте, но я думаю, что ролевая игра в первую очередь про отыгрывание роли. И когда ты чистишь всё лицом, магия пропадает, иллюзия рушится. Саспеншн оф дисбилиф, так сказать, трещит.

А я вот этот вот человек, я представляю что я чёрная красивая женщина легионер, а не археолог на скоростях. И морровинд мне даёт прожить эту фантазию на сто процентов.

ПОЧЕМУ СОВЕТУЮ ПОПРОБОВАТЬ ВСЕМ

Давайте отработаем возражения.

  • Старая говеная графика.
  • Сложный игровой процесс. (Непонятная ролевая система и частые промахи в бою)

    Всё это можно полечить модами, но я не буду усложнять вам жизнь, Tamriel Rebuilt с этим справится и сам. Исходя из пуристских соображений поговорим о том, как игра работает из коробки, с минимумом геймплейных изменений.

Старая говёная графика

Морровинд морально устарел, и если вы не играли в него раньше, то ностальгия не сработает. Но у игры есть стиль. Всегда можно отличить по одному-двум внешним признаком кто перед тобой, какая опасность тебя поджидает дальше. По звуку можно понять, в какой ты местности, и стоит ли здесь нести слома голову, или лучше подкопить выносливость для неожиданного боя.

Да нормальная графика
Да нормальная графика

Туман сейчас настраивается из лаунчера OpenMW, можно отрегулировать дальность прорисовки как вам хочется, но я рекомендую оставить не самую большую. Потому что туман, тучи, дожди, они скрадывают главный недостаток игры — маленькость. По крайней мере в оригинале. Убирая в игре туман, можно запрыгнуть на метеорит в Вивеке и оттуда увидеть почти все главные поселения в этой части острова.

Но в таком случае вы лишите себя чувства облегчения, когда из дождливой мороси наконец-то вырастает каменная стена имперского форта и вы понимаете, что можно поспать и никакой кланфир не попробует тобой закусить.

Сложный игровой процесс

Сама система непонятна и бесит, что промахиваюсь. Вот, что я слышал от себя и от других, при игре в Морровинд. Вот краеугольный камень системы: чем больше цифра, тем лучше. Это очень простая логика и исходя из этого подхода и своих ожиданий от персонажа, собираем класс и происхождение

То есть, если вы, как я, хотели пафосно драться длинными мечами в тяжелой броне, как рыцарь, и чтобы плюмаж на шлеме красивый, нужно понять, какие статы за этот геймплей отвечают.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Нам нужна Сила, Выносливость и Скорость. Они отвечают за урон, количество стамины для сильных атак и мобильность.

Из ключевых умений: Длинные мечи, Тяжёлая броня, Атлетика. Для сустейна можно вбросить школу восстановления, но я выбрал разрушения, чтобы на первых парах ваншотать крабов огненным болтом.

Расы: имперцы, редгарды, норды. Норды менее эффективны, потому что они больше по топорам. У редгардов изначально самый высокий скилл с длинными мечами, if you know you know.

Для чистых магов, соответственно, больше подойдут бретонцы и высшие эльфы. В приоритет кастомного класса берёте нужные школы магии и тип брони, «без брони» это тоже отдельный навык.

Всё, вы ветеран Морровинда.

По поводу того, что мажешь по противнику, ну, что поделать, гит гуд и начнешь попадать. В OpenMW есть настройка «Всегда лучший удар». Анимаций станет поменьше, но игра будет выбирать самый лучший угол атаки для твоего оружия и скилла, поэтому можно сократить количество батхерта до минимума.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Плюсы

Морровинд очень простая игра, которая запустится на любой платформе. Кто-то с телефона на андройде играет. Управление тоже максимально легкое: WASD+ЛКМ. В игре нельзя принять неправильное решение. Чем больше ты играешь, тем больше растет твой скилл. Могут закрыться какие-то дорожки, из-за того, что билд не подходит. Но почти всегда алхимия и свитки закрывают любой недостаток игрока.

Сам выбираешь темп игры, сам выбираешь что делать. Это самая древнесвитковая игра из тех, что сейчас есть на рынке. При этом не играющая на простых дофаминовых механизмах, как это делает Скайрим (подземелья пошли нахуй!). Если хочешь вечером после работы поучавствовать в чём-то осмысленном, но цивилизация слишком сильно давит, а тупеть окончательно не хочется — Морровинд.

Установка модов

Честно, это какой-то лихорадочный сон. Простите пацаны, что не делюсь с вами гайдом, но сам вспомнить как это всё ставить и чтобы музыка играла, я не помню.

Morrowind который нам нужен и который мы заслужили

Но по идее мы просто размещаем дистрибутив трёх модов в папке с вашей игрой, в подразделе Data. Потом в лаунчере OpenMW ставим галочки на все .esm файлы, чтобы заработало.

Советую еще мод S3maphore, с кастомным саундтреком от разработчиков мода. Хз как я его поставил. В какой-то момент вся музыка тоже пропала. Но вообще должен сработать метод, когда в третьей вкладке OpenMW указываем путь к папке с Семафором, а потом активируем файлы через основное меню. Наверное, пробуйте, благословляю.

Предлагаю всем прожить этот опыт самостоятельно, с минимальными гайдами от разработчиков, постами на форуме на ломанном английском. Это часть пк-гейминга. Такая же необходимая, как утренний стояк.

41
2
2
2
1
1
17 комментариев