Релиз Silksong - одно из важнейших событий индустрии. Но НЕ потому, что это хорошая игра
Хочу сразу успокоить как фанатов игры, так и ее хейтеров. Silksong - обычная, нормальная игра. Хотите - обожайте ее до мозолей на ладошках, хотите - ненавидьте до скрежета зубов в заднице. Дело ваше. А вот почему тот факт, что буквально весь свет сошелся клином вокруг этой игры, сам по себе прекрасен - кратко расскажу в посте.
Валидация
Давайте сразу, я ПОИГРАЛ в Silksong. Поиграл ровно один вечер (около 5 часов). Более того, с момента релиза оригинальной Hollow Knight я пытался начинать его прохождение не менее четырех раз. Последний раз пришелся на август этого года, и я провел в HK около 15 часов, дошел до Города Слез, неторопливо исследуя все доступные в моменте "комнаты", периодически возвращаясь в старые локации. Быстро это или долго, пусть скажут эксперты в комментариях. Важно, что я основательно пощупал обе игры, и могу составить о них какое-никакое ЛИЧНОЕ мнение.
Мнение
Готовьте камни и тухлые помидоры: мне не понравились ни оригинальный Hollow Knight, ни Silksong. Это при том, что я большой любитель метроидваний, ценитель игры на высоких сложностях, а также просто обожаю souls-like и все продукты, что называется, содержащие. Я сейчас не буду подробно останавливаться на каких-то конкретных элементах HK и SS, суть статьи не в обзоре на игры. Скажу кратко: в целом ни первое, ни второе произведение меня просто не зацепили.
При этом, я могу сказать, что Silksong, как и Hollow Knight - это по большей части компетентно сделанные игры, которые могут ответить на определенные потребительские запросы, вполне могут занять важное место в чьей-то жизни. Это игры, в особенности Silksong, с интересной историей происхождения, но... Это обычные игры, такие же, как и миллион других.
Silksong в рамках даже собственной серии привносит очень мало нового, не говоря уже о вкладе в жанр или индустрию. Не срывает покровов, не задает трендов. Не делала этого и Hollow Knight в свое время. Так откуда же такая бурная реакция на релиз?
Ожидание
Знаете то чувство, когда ждешь чего-то настолько сильно, что все спирает где-то в груди? Представьте, что фанаты Hollow Knight провели несколько лет в подобном ожидании Silksong. Разве можно чего-то так сильно ждать столько лет?
Если мы не говорим о психологических проблемах, связанных с фиксацией на каких-либо объектах, то, конечно же, нет. Томительное чувство ожидания со временем ослабевает. Чего не сказать об ожидании Silksong: я лично был свидетелем нескольких игровых презентаций, чат которых просто разрывался от сообщений фанатов Hollow Knight. Тематические сообщества в социальных сетях, ветки на форумах, гора мемов, косплеев и другого творчества - все это показатели того, что пресловутый "хайп" годами создавался искусственно.
Свою роль в этом сыграли, конечно, разработчики, которые долгое время стеснялись давать хоть какую-то конкретику касательно содержимого игры или сроков релиза, давая лишь призрачные полу-намеки. Это привело сначала к появлению одной теории, потом к другой, одной игровой презентации без упоминания Silksong, затем к следующей... Как итог, шутка про ожидание затянулась настолько, что начала генерировать шумиху вокруг игры, которой, вероятно, не было бы, знай фанаты точную дату релиза, имея на руках больше деталей. Именно поэтому даже люди, плохо знакомые с серией, начинали присоединяться к ожиданию с уверенностью, что их ждет что-то великое. Ведь не может же быть церкви без бога.
Величие?
И вот, долгожданный релиз: слезы фанатов, высочайшие оценки прессы, превозношение игры и разработчиков в отзывах игроков. И множество хейтеров.
С фанатами и хейтерами все понятно: одни получили новую порцию любимой игры, долгожданное продолжение и, наконец, счастливы. Другие, скорей всего, даже не играли, и им просто нравится идти "против шерсти". Куда интересней ситуация с игрожурами.
Когда я увидел оценки Silksong от критиков, я сильно удивился: неужели разработчики смогли прыгнуть выше своей головы и выше голов коллег по цеху? А когда поиграл лично, запутался еще больше. Ведь ответ на мой вопрос был однозначным - не прыгнули. Так что же произошло?
На мой взгляд, произошла типичная для нашего времени ошибка игровой журналистики: выставление оценок не на основе реальных ощущений от игры, а на основе общественного мнения о ней. Честно говоря, я попросту не верю, что игрожуры, знаменитые своей любовью к "пробежать побыстрей на easy-сложности" всем пантеоном сделали исключение ради Silksong и получили реальное удовольствие, например, от усложненной с первой части атаки в прыжке, или не очень ровных хитбоксов. Звучит сомнительно. Более вероятно, что оценки выставлялись с оглядкой на хайп вокруг игры, на историю разработки (создавала очень маленькая команда), на благородное отношение разработчиков к вопросу цены и прочему, что не касается самого произведения.
Согласен, низкий прайс, опять же, компетентность игры в геймплейном и визуальном плане при наличии небольшой команды делает честь разработчикам. Но должно ли это учитываться при оценке продукта? Я считаю, что нет. Это то же самое, что выдать Оскар за выслугу лет или определенный цвет кожи.
Могут ли все эти "внешние" факторы повлиять на ваше решение о покупке игры? Определенно, да. Вы сами в праве решать, на что опираться при выборе продукта. И если вам важно, что игру сделали пять человек, а не пятьсот - это ваш персональный выбор. Вот только если вам важно качество игры, сам продукт, то на такой подход уже не опереться. Тот факт, что журналисты накидывают 10-15 баллов сверху за то, что "ну игру же так ждали" приводит к тому, что вы купите пустышку с красивой историей создания. Слышали анекдот про клюкало?
Само собой, ни один обзор ни одного журналиста не может быть объективным. Оценка игр, как любого другого произведения искусства, сопряжена с личными предпочтениями и вкусами субъекта. Но если вы читали внимательно, то понимаете - тут речь не об этом. Речь о том, что в и без того необъективной оценке учитываются факторы, которые уж точно не должны на нее влиять.
Да и примеров игр с благородной историей создания не так уж и мало. Вот, например, хорошая статья на DTF про разработчиков-одиночек:
Так почему же релиз Silksong культовый, и чем это хорошо для вас?
Все просто - релиз Silksong раскрыл карты, сорвал маски и т.д. и т.п. Сейчас мы находимся в ситуации, когда, пусть не посредственной, но вполне себе обычной игре поются дифирамбы. Поются людьми, которые мало что понимают в играх, но, как истинные журналисты, чутко улавливают народные веяния. Стоит ли прислушиваться к мнению таких людей? Решать вам. Но мне не хочется.
Релиз Silksong - это лакмусовая бумажка. По отношению человека к этой игре можно очень явно понять, является ли он оголтелым фанатом или неумолимым хейтером. Действительно ли игра человеку нравится, или он больше наслаждается тем, что стал частью "движухи". Искреннее ли журналист/блоггер, или старается сформировать позицию, которую точно одобрят.
Лично мне обзоры на Silksong показали, к чьему мнению я реально могу прислушиваться, а кто просто отрабатывает копейку за просмотры и дочитывания. Я не помню игры, обзоры на которую настолько ясно разграничили бы людей на тех, кто реально понимает игры, разбирается в них, горит ими, и тех, для кого эта сфера - простое ремесло.
Надеюсь, благодаря релизу Silksong, и вы найдете своих авторов, чье мнение будет вам близко.
Так или иначе, помните, что лучшее мнение об игре, только ваше. Приятных игр!
Получилось немного графомански, но почему-то захотелось именно эти мысли собрать в кучу и зафиксировать. Если вы дочитал - спасибо!
P.S. Вообще, данная статья появилась после увиденного мной на DTF поста, где единственной S-игрой в тир-листе автор указал Silksong без каких-либо вменяемых аргументов. Такое фанбойство мне не понятно само по себе как явление, да и в такой-то игровой год это, ну правда, смешно. Делаю ставку на Expedition 33 в GOTY, там, кроме красивой истории разработки, ещё и реально годная и свежая во многих смыслах игра есть.
Я все, я спать