Мне пришлось пройти Silent Hill F четыре раза, чтобы понять сюжет. И это действительно сильно?
Разбор основной истории со спойлерами
Когда начинаешь писать текст такого масштаба, то всегда рискуешь просидеть несколько минут перед пустым листом. Есть тут хитрый трюк – в первую очередь пиши свое впечатление, а там как пойдет. Тогда сразу: глубоко. Что вам еще нужно? Можете сколько угодно фантазировать о значении в меру своей испорченности. Это глубоко, потому что мало какие произведения приблизиться ко дну человеческой психики. Достичь самого дна невозможно, но эта игра оказалась очень близка.
Оглавление
3. Хинако
7. Итоги
Дисклеймер
Несмотря на то, что игра вовсе не критикует деторождение (да, его критикует главная героиня, напомним), что мы можно увидеть в дальнейшем, я все же напоминаю, что у меня нет цели пропагандировать чайлдфри. Я разбираю историю, а не повестку, это надо понимать, чисто в ознакомительных целях. Если вас трясет от прочитанного, то немедленно прекратите чтение и поговорите с теми, кому доверяете.
Конфликт и историческая база
В самых первых катсценах мы видим диалог со своей куклой, со своей сестрой, а в дальнейшем слышим слова своего отца о фиктивном браке, и мы этому очень не рады, что аж убегаем их дома. Так мы можем обозначить основной конфликт на данный момент – консерватизм Японии 60-х против личности. Действия происходят в вымышленной деревне Эбисугаока, где традиции прочно укоренились у местного населения в виде синтоизма.
Вот, что следует знать: издавна деревня была отравлена ядовитым газом, и местное население здорово страдало от него. По легенде это случилось из-за некогда отрубленной головы восьмиглавого водяного дракона Ямата-но ороти, но однажды пришел монах и провозгласил, что Великое Древо спасет от гнева этого духа, стоит только обратиться и попросить. Так возникло святилище Сённэнсюги.
В Японии синтоизм (вера в духов) была распространена, да и сегодня жители этой страны восходящего солнца продолжают сохранять традиции. Именно традиции, а не веру, потому что сам по себе синтоизм уникален – он не есть религия, а, скорее, философия, объясняющая устройство мира. Люди верят, что в окружающих нас предметах, явлениях, чувствах есть духи, они же "ками". Их можно задобрить, чтобы, например, урожай был хорошим, неплохо было бы обратиться к Инари-божествам. Но не стоит воспринимать серьезно последнее слово, главного бога тут нет, но это и не политеизм. Тут нет выраженной иерархии, строгих правил, а священником может стать даже иностранец – с нюансами.
Так вот, Божественное Древо потеряло свою мифическую силу, когда в него ударила молния. Впоследствии жители и здесь нашли новых идолов – упомянутые статуи Инари, изображенные в виде статуй Лис.
Что нам известно о Лисах в учениях Синто? Они кицунэ, посланники ками Инари, олицетворяющие как плодородие земли (ибо ловили мышей), так и злых существ, превращающихся в женщин и являющихся на самом деле оборотнями.
Но самое главное, что нам стоит знать, – кицуне-но ёмэири или же лисья свадьба.
Эта церемония не связана с человеческим бракосочетанием, но есть примеры иммитации, где люди переодевались в лис и проходили с процессией с факелами по ночному городу, либо в солнечный день под дождем. Таким образом пара обретает связь с божественным и невербальным – можно грубо сказать, что это аналог венчания. Только это опасно, ведь мы помним, что Лисы могут быть как добрыми, так и злыми.
Нить героев
Итак, главная героиня по имени Хинако спускается вниз к деревне, где замечает отсутствие жителей. Впрочем, это быстро проходит, когда к нам выходит подруга героини:
Сакуко
Девчонка с легкой стадией аутизма, которая хочет стать жрицей местного святилища Сённэнсюги (того самого, где поклонялись Святому древу) и не хочет отдавать пятьсот йен своей подруге. Она обвиняет Хинако в предательстве и тут же сливается сценарием (умирает, в общем). Встретиться с ней можно и после, все-таки серия Сайлент Хилл это про сюрреализм, но сделать это можно только для того, чтобы окончательно "убить".
Самый главный страх Сакуко – остаться в одиночестве, и когда выясняется, что Хинако уезжает к своему будущему жениху, то ищет поводы для того, чтобы навредить. Обида превращается в отчаяние, когда Сакуко называет своего кролика Хинако и, судя по многочисленным записям, режет его на части.
Сайлент Хилл это всегда внутренний мир героя, иногда переплетающийся с другими. Отличительная черта – нарратив, когда образы являются олицетворением внутренних эмоций и мыслей. Кто есть Сакуко в мире Хинако?
Монстр атакует в основном своим детским плачем, наносящим нам психологический урон, станящим в самый неподходящий момент и накладывающим на нас дебаф "вина". Также может боднуть, если слишком нагло бить по голове.
Что я чувствую в этом образе? Как он передает внутренние страхи героини? В первую очередь это Сакуко, которая страдает от одиночества. Во вторую же – детство Хинако, которой подобно ребенку в темной комнате остается только плакать.
Также она является и боссом – явным манифестом пробудившейся в ней обиды на главную героиню. Теперь ее крик не детский плач, а яростный вопль из деформированной от криков пасти.
Сакуко, однако же, ждет неминуемая смерть – в клетке и в полной темноте (страх, одиночество, холод). В ее любимое святилище уже никто не ходит, и вскоре погаснет последний огонек, ведущий ее по этому жизненному пути.
Ринко
Когда на деревню опускается туман, и Сакуко гибнет от некой "цветочной" болезни, Ринко убегает в свой дом. Это очень важная деталь – в момент опасности она как бы становится честной и говорит, что плевать хотела на своих друзей. Это подтверждается ее дневником, где она признается, что смотрит на всех свысока. И это мнимое превосходство является ядром ее характера.
Ей же и экранного времени уделяется больше: когда мы находим ее в своем доме, она отстраняется от Хинако, в один момент и вовсе толкает ее с лестницы. А ведь последняя считает ее лучшей подругой! Но какова мотивация ее действий? Вы можете подумать, что это их общий друг парень, о котором вскоре пойдет речь, то есть любовный треугольник, в котором две подруги не могут решить, чья "добыча", но нет. Ринко не любит этого парня по-настоящему – вспомните, что она убегает, наплевав на него, а в будущем будет преследовать свою подругу, несмотря на то, что та оставила свою кандидатуру.
Если вы читали Золотой Храм Юкио Масимы, то сможете понять и Ринко. Главный герой, ослепленный красотой храма Кинкаку-дзи, сжигает его (основано на реальных событиях). Храм напоминает ему о собственном уродстве, несовершенстве, аморальности. Красота становится не идеалом для подражания, а причиной ненависти (не в традиционном смысле). Можно сказать, что Ринко была также ослеплена и одержима Хинако, пусть и в ином смысле, и дело тут не в любви, по крайней мере не только в ней. Тут, скорее, битва за пьедестал, ведь как это так? Лучшей достается только лучшее! А Хинако кто? Так, "страшная подруга".
В самой игре она является воплощением одного из самого опасного врага – марионетки с ножом, натянутой улыбкой и зашитыми слепой ненавистью глазами. Тело покрыто многочисленными ранами – душевными, если хотите. Постоянно норовит выбежать из-за угла, всадить нож прямо в сердце. Тут, я думаю, объяснять ничего не нужно. Ведомая собственными эмоциями за ниточки, Ринко бездумно пытается причинить Хинако страшную боль. Если у Сакуко это была обида, то у Ринко настоящая ярость, прикрытая лицемерием.
Также, как и первая подруга, она является боссом и отражает теперь обжигающую агонию, которую можно унять только тогда, когда соперница исчезнет. В ее самый главный день –день лисьей свадьбы. В реальности Ринко признается Хинако, как ее ненавидит, все это можно прочесть в дневнике первой.
Но почему именно образ синтоистской жрицы? Потому что именно она вершит над судьбой брака. Раз Хинако разрушила ее "любовь", то Ринко попытается отомстить тем же. Главная героиня и образ марионетки додумывает: "Может быть она хочет сделать также больно, как сделали ей?".
Однако и ей придется умереть, сгорев в пламени собственных чувств как жидкий Терминатор.
Сю
Один из самых сложных персонажей в контексте взаимоотношений с главной героиней. Во время того, как опускается туман, и прибегают монстры, единственный, кто остается с ней до самого конца. Да, это именно тот участник любовного треугольника, в котором ему участвовать не больно-то хотелось. К Ринко он проявляет некоторое равнодушие, а к Хинако по-настоящему дружеские чувства, переплетенные с несозревшими любовными.
Дружбы между мужчиной и женщиной не бывает? Только если кто-то из них не гомосексуальной ориентации, а? Но тут дело не просто в дружбе. Сю, по сути, является единственным настоящим другом Хинако (поэтому выбор не велик), потому что понимает ее желание не быть девчонкой. Вот смотрите – все, что вы сейчас надумали с этой фразы, вот вы это возьмите и выбросите. Суть этих слов раскрывается медленно, а мысль, порой, быстра как пронзающая стрела, но я попытаюсь помочь в этом конфликте.
Не быть девочкой в понимании Хинако это не идти традиционным путем, который ей навязывает общество. То есть по сути своей она не хочет сменить пол и не жалеет, что родилась женщиной (о чем говорит в финальной концовке), а просто хочет свободы, которую Сю, в отличие от остальных, понимает. Он единственный, кто не имеет воплощения в виде угрозы, страха, ненависти... Хотя постойте!
Не Сю ли нам давал лекарство от головной боли, которое в игре по факту является лечением и единственное, что так удобно стакается в инвентаре? И не эти ли капсулы развили зависимость у Хинако и стали катализатором к ее психозу в первой концовке?
Тут, конечно, мы переходим немного на территорию главной героини, но это необходимо. Сю больше всех не хотел ухода Хинако и настаивал на том, чтобы она была верна своему характеру – образно не быть девочкой. То есть хотел, чтобы она сопротивлялась фиктивному браку, сопротивлялась традиции женщины. Так как Сю разбирался в травах и вообще пользовался спросом у девочек из-за некоего "лекарства от прыщей", он выбрал путь фармацевтики.
Когда мы принимаем красную капсулу, то как бы пробуждаемся. Такое было в культуре не раз.
Но в Silent Hill F это обыгрывается немного иначе. Красная таблетка действительно пробуждает в героине гнев, желание разрушить духовные скрепы, которые мешают ей жить, но это кончается психозом. Хинако действительно удается подавить свою личность, которая хотела выйти замуж в фиктивном браке, но в итоге находит свой печальный конец.
Так вот, красные капсулы это не просто желание спасти, а желание спасти любой ценой. Когда мы перестаем принимать его лекарство и пьем снадобье Хотея-сама, то Сю приходит к нам, злится и перевоплощается демона-асуру, низшего бога, ведомого завистью и ревностью, желая любой ценой убедить Хинако, но в конце, побежденный, не умирает, а смиренно отпускает, что является его особенностью (Сакуко, Ринко – только смерть). Связь не рвется.
И, казалось бы, в счастливой для него, третьей концовке он убеждает Хинако, без капсул все-таки "быть собой", отрекаясь от свадьбы, но понимает, что его подруга не видит в нем замены своему прошлому мужу, а в конце мы осознаем, что и вовсе прогневали ками (а в реальной жизни перешли дорогу блатному клану), и теперь надо отвечать за свои поступки.
Но что тогда остается Сю? Каким образом он должен обрести счастье? Ответ прост, в истинной концовке дать Хинако то, что она заслуживает: право выбора. И отпустить, несмотря на финал. Что бы ни случилось, теперь «ты отвечаешь за свои поступки».
Лисья Маска или же Котоюки
Будущий муж Хинако в фиктивном браке, полная противоположность Сю. Является наследником клана Цунеки...
...и, несмотря на свои желания, идет на жертвы подобно главной героине. Но как происходит его трансформация?
Однажды Котоюки, будучи мальчиком в деревне, был укушен лисой. На помощь ему пришла Хинако, будучи девочкой, и эта встреча запомнилась ему надолго. До укуса он пишет в своем дневнике:
В медицинских записях можно проследить, как некая "лисья болезнь" начинает впоследствии бить в нем лихорадкой. Но по приезду в префектуру мальчика врачи заявляют, что никаких следов болезни у него нет. Более того, он начал учиться усерднее, чем когда-либо.
Но что же такое произошло? Кицунэ в японском фольклоре символизирует не только физические аспекты, но и духовную одержимость. Можно вспомнить также и Наруто, где мальчик являлся сосудом для демона. Котоюки тоже является тем самым сосудом, тем самым носителем, проводником с синим фонарем (аналог синей таблетки или я че-то путаю?), но не свободной личностью. Он просто фронтмэн, если хотите, который ничего не решает и не может решать. Такое состояние называют "кицунэ-цуки", когда человек внезапно ведет себя как бес, по-христиански говоря.
В отличие от других персонажей, Котоюки встречается нам в образном мире Инари, где мы можем проследить явление лисьей свадьбы, чтобы потом в ней поучаствовать.
Личность жениха разделена. Есть целеустремленный мальчик, а есть одержимый лисом юноша. Первая часть полностью подавляется лисом, и когда мы выходим на истинную или третью концовку, то окончательно это понимаем. И только уничтожив демона, мы можем освободить Котоюки, как это было проделано с Сю.
И он сможет, наконец, отведать сладостей как настоящий мальчик.
Дзюнко
Сестра главной героини, скрывающая на протяжении игры свое лицо за жуткой маской совы. Эти птицы мудры, до ужаса мудры, и этот персонаж отражает в первую очередь принятие своей судьбы как она есть, разве это не мудро? Страдания есть иллюзия ума, "я" есть фикция ума... ну и так далее. Но не является ли физическое тело продолжением духовного? Действительно ли освободительная пустота стоит того, чтобы положить всю свою жизнь на этот жертвенный алтарь? И не просто свою судьбу, а судьбу тех, с кем у тебя есть связь. Неужели так необходимо заниматься этим массовым убийством?
В самом начале образ целлулоидных кукол был упомянут как олицетворение Сакуко и Хинако. Все как раз потому, что Хинако точно также как Сакуко была оставлена в темноте, и оставалось только плакать, переживая ад домашнего насилия. Именно поэтому этот образ связан, вот, почему здесь именно насильственная связь кукол.
Дзюнко, однако же, несмотря на нечастое свое появление, является очень сильным персонажем в сценарии. Будучи авторитетом для Хинако, она воздействует на мнение о свадьбе, настаивает на радикальном убийстве всех своих родных. И на самоубийстве. Только благодаря ей героиня, как мне кажется, может надеть на себя лисью маску, как та надела совиную, чтобы скрыть свое лицо, посиневшее как труп тело и традиционное кимоно, как бы показывает образ обыкновенной женщины того времени, которая, не сопротивляясь судьбе, плыла по течению, потому что против течения плыть не очень-то удобно. Мы даже не знаем о ее судьбе, перед нами предстает лишь влияние, лишь покорность и долг. Что не скажешь о матери.
Мама или Кимиэ
Несмотря на то, что Дзюнко является как бы зеркалом своей матери, Хинако к последней относится с ненавистью. Одна из причин – деторождение.
Очень много "тряски" произошло по поводу этой пикчи. Я не спорю, что можно трактовать это как чайлдфри пропаганду, но предлагаю вам подумать над этим так:
Хинако хочет быть "мальчиком", это мы выяснили, потому что не хочет, чтобы с ней обращались как с "девочкой". Опять-таки повторюсь – тут ненависть к тому, что ее именно принуждают, что ее привязывают к полу. Отсюда и негативная фиксация на всем, что касается долга женщины.
Сам монстр не является олицетворением матери, скорее внутренним взглядом Хинако на такое явление, как дети. Впоследствии мы убедимся, что она не воспринимает это как что-то плохое, нет, но агрессивное "рожай" терпеть не станет. Особенно от своей матери.
Вторая причина ненависти дочери – терпение и унижение. Для ребенка видеть, как отец проявляет насилие не только к нему самому, но и к маме, есть настоящий ужас. Это уж я по себе знаю. Нет ничего удивительного в том, что Хинако злится на своих родителей до того, что воплощает их контексте игры в двойного босса.
Но даже если мы прошли игру на одну концовку, то не можем отрицать, что главная героиня любила свою мать, да и отца. Убийство связи с родителями обходится ей душевной болью и пылающей яростью к своей части личности, ответственной за убийство. А если же мы идем дорогой к истинному финалу, то нам открывается восхитительная сцена – трогательные прощение и примирение.
Мама рассказывает своей дочери о том, как отец, будучи молодым, имел бизнес со своим другом, который в конечном итоге его нагло кинул (об этом говорит и телефонный разговор в самом начале локации, где некий мужчина благодарит семью от лица рыболовного магазина). Она объясняет причины строгости и жестокости отца, но самое главное, что делает эту сцену лучшей во всей игре...
Нюанс. Может быть вы слышали когда-нибудь от своей матери, что несмотря на главенство и строгость отца, главной является в доме женщина. Как это происходит? Вы, наверное, уже представляете. Стоит только отцу по-настоящему обидеть маму, как она принимается готовить только то, что первый не любит, а чай вдруг становится на вкус как половая тряпка. И папа не выдерживает, приходит ночью к маме и тихо просит прощения.
Очень точно и тонко прошибает эта сцена. Вот, что такое жизнь. Она заключена в мелочах, в нюансах. Мы видим внешнюю картину мира, но никогда не обращаемся к деталям. А ведь именно в этом и есть настоящее понимание. Если вы еще не верите в искренность отца, то просто прочтите это:
Отец или же Канта. Не путать с Кантом
Тут, на самом деле, рассказывать нечего, та сцена все ставит на свои места. Канта был жертвой предательства, полез в долги из-за болезни своей жены, начал пить и вдруг получил предложение о фиктивном браке от некоего клана Цунеки, который был самым богатым в округе из-за умения проводить спекуляции. Как тут можно отказать? Тем более, что Котоюки кажется славным малым, не тиран, любящий муж, в общем, все складывается для всех идеально. Но только не для Хинако. По сути отец и завел весь конфликт. Вот, как дочь думает о нем в начале:
Но по факту Хинако не столько против отца, сколько против патриархальной системы, где главный всегда мужчина. Опять-таки, игра сама же опровергает эту идею в контексте семьи главной героини, где Канта действительно уважает Кимиэ, хоть и по-своему.
Вообще главный минус для игры – какие-то радикальные на первый взгляд мысли, которые потом трансформируются в зрелость, но проблема в том, что большинство до этой самой зрелости просто не дойдет. "Базовички" уже пишут эссе на десять страниц, выжать из одной только этой вырезки недельный скандал. Но лично я говорю вам о том, что это не сама идея игры, а мысли Хинако.
И опять же, она тоже не рада, когда его убивают вместе с мамой. Но эта мысль раскрывается полностью только тогда, когда проходишь на истинную концовку. Героиня вспоминает, как отец перед свадьбой приходит в ее комнату и просит прощения.
Он раскаивается в том, что совершил, и поначалу Хинако не видит в этих извинениях никакого смысла, но потом понимает, что отец достоин того, чтобы его выслушали и поняли. У него есть своя мотивация, свои причины вести себя так, как он себя ведет. И у него уж точно есть право на последние искренние слова. Может быть Хинако и не в состоянии сейчас простить, но понять – это уж точно.
Хинако
Наконец-то мы здесь – тут, где раскроется все. Так давайте же посмотрим, каков "твой" Сайлент Хилл, птенец.
Убегая из дома, Хинако встречает Сакуко, Сю, затем Ринко. Они болтают о своих делах, раскрываются, как вдруг на деревню падает туман, приходят монстры – тут-то и приходит настоящий Сайлент Хилл. Сакуко умирает сразу же, и главная героиня относится к этому со скорбью. Ведомая ненавистью к убившим подругу, она попадает на лисью свадьбу и встречает юношу в лисьей маске, будущего мужа и просто Котоюки.
Но является ли эта Хинако той, что была в деревне? Нет. Потому что в этот момент ее личность делится напополам. Можно догадаться, какие идеи преследует каждая из них – Сю, который привержен свободе в деревне, а на лисьей свадьбе Котоюки, что повинуется судьбе. Оба парня воздействуют на героиню (на ее две части личности) своими идеями и мыслями, поданными в виде образов.
В деревне Хинако вместе с Сю посещает сначала дом Ринко, потом Сю, после и свой, но основной вклад в психологию вносит как раз-таки вторая Хинако. Что она делает, будучи ведомой лисом?
Сначала ей предстоит открыть ворота в храм, но для этого ей придется столкнуться с чудовищем в цепях.
Стоит отметить, что для второй Хинако свои монстры, пусть они и похожи по мувсету, но образ у них разный. Что олицетворяет данный джентельмен? Может быть Котоюки? Может само явление скованности от общества? Признаюсь, что у данной загадки у меня нет определенной разгадки. У него нет определенной цели, это, скорее, сборная солянка ощущений, юнгианской Тени, которую зачастую и воспринимают как самый настоящий кошмар.
Итак, открыв ворота, вторая Хинако понимает, что должна убить своих друзей.
Небольшая справка
В буддизме, что тесно связан и с синтоизмом, нет понятия "я". Мир, который мы видим, является майей (иллюзией). Это не отрицание его существования, а указание, что человек цепляется за формы, в том числе и за свою identity. То есть все, что является физическим, на самом деле есть шуньята (пустота). Если Кант допускал, что "вещь в себе" реальна, но буддизм отрицает и это.
"Если встретишь Будду – убей Будду" – философская мудрость, которая призывает к освобождению от привязанностей. В таком случае мы убиваем не в реальности, а стираем его из своей головы, отсекаем нити, сковывающие человека.
Таким образом даже убийство в этой игре не просто игровая механика, а показатель буддисткой мудрости и образности. Убивая своих друзей, Хинако освобождается от их влияния, чувств, сожалений, ибо с последними войти на церемонию нельзя.
После убийства необходимо пройти обряд. На лисьей свадьбе недопустимы человеческие обличия, а значит нужно превратиться в лису:
1. Сначала отрезать себе руку и вставить лапу.
2. Выжечь на спине клеймо
3. Вырезать кожу на лице и на ее место поместить лисью маску.
Я не буду вставлять сюда эти сцены, это довольно неприятное зрелище.
После этого можно сыграть свадьбу, обменяться кольцами и превратиться в невесту:
Но есть еще люди, которых необходимо убить. Родители. Несмотря на ненависть Хинако к ним, она все же считает их своей семьей, и когда вторая Хинако их убивает, то первая впадает в отчаяние, и конфликт раздвоения личности героини переходит в кульминацию.
Первая хочет свободы.
Вторая хочет угодить своей судьбе.
Кто победит?
В этом заключается главная идея игры. Разные концовки это разные манифесты – что будет, если первая часть победит? Что, если вторая? Разберем все варианты.
Первая концовка
Получаем при первом прохождении. В нем первая Хинако побеждает вторую, но из-за красных капсул Сю психическое переходит в реальное. Она убивает – в физическом смысле, переживает психоз. В нашем мире подобное довольно-таки частное явление, и изучая игру, можно просмотреть мотивы таких людей. Этакий интересный пример для психиатра.
Однако в самом конце мы понимаем, что вторая Хинако осталась жива. Конфликт не решен. И никогда не будет решен. По крайней мере в этой жизни. Так крутим же барабан Сансары и пытаемся выловить сектор "Приз".
Вторая концовка. Священный меч
Итак, мы "переродились". В первую очередь нам необходимо найти и очистить Священный меч для первой Хинако и лекарство Хотея-сама для второй.
Священный меч – оружие клана Тайра, символ мести враждебному клану Минамото, он осквернен ненавистью, и только главная героиня решит, стоит ли ее оставлять.
Но для того, чтобы получить шанс, необходимо найти статуи Дзидзо – бодхисаттвы Кшитинарбхи, покровителя заблудших и путников. Он тот, кто спускается в ад, чтобы облегчить страдания душ и защитить мертворожденных. Для того, чтобы обратиться к Дзидзо, необходимо сделать подношение – красные нагрудники, шапочки, сладости, можно оставить монетку в пять йен. Но Хинако надо положить:
1. Потерянную куклу невесту (судьба)
2. Ржавую фляжку (сосуд)
3. Сломанные деревянные сандалии (путь)
4. Треснувшую жаровню (семья)
5. Старый кухонный нож отца (власть)
Только после этого Хинако может получить священный меч и попытаться разрезать свои путы. Вторая же ее часть должна искать исцеление:
Тут есть развилка – можно очистить священный меч, избавив его от проклятия мести, можно не очищать. Сосредоточимся на первом варианте. Когда две Хинако встречаются, первая исчезает, добровольно (как мне показалось), и вроде бы для второй это Хэппи-энд, но тут приходит разозлившийся Сю и упрекает нас в предательстве собственного я. Когда мы его побеждаем и примиряемся, главная героиня окончательно принимает свою судьбу. Но...
Но отрезанная от головы "личность" никуда не исчезает. Для Хинако все произошедшее слишком внезапно, поезд, летящий на всей скорости в отношениях имеет высокую вероятность сойти с рельс, и тогда...
Третья концовка
Но если мы не нашли счастья в подавлении своей свободы, то что будет, дав мы ей в этот раз шанс? Больше никаких лекарств и очищений меча, только месть клана Тайра и радикальные меры.
Записи концовки нет. Так получилось. Зато есть вот интересный moment
Когда первая Хинако приходит в храм, то вызывает гнев у Котоюки. Мало того, прибегает Сю и хвалит нас за честность перед собой. Котоюки в гневе обнажает своего внутреннего Лиса, который во что бы то ни стало хочет помешать им и, проиграв, остается лежать в зале, пока двое убегают.
Да, они получили свободу. Но Хинако называет Сю напарником, и тут мы понимаем, что вернулись туда, откуда начали. Более того, подобная дерзость "злит ками", и ядовитый газ принуждает жителей к эвакуации.
Хинако не только не находит счастья, но и обрекает на гибель целую деревню. Такая концовка кажется еще более мрачной, и нас это совсем не устраивает.
Истинная концовка
Теперь вы понимаете? Нет спасения в "выбирании судьбы". Суть заключается в том, чтобы сделать осознанный выбор. Сами посудите – в нашем мире либо левый, либо правый, красный или синий, но нет ничего промежуточного. Потому что это порождает противоречие. Но если в этом самом противоречии и есть смысл?
Когда Хинако узнает тайну отца, примиряется с родителями, Сю, то остается только одно – сделать последнее подношение Дзидзо.
Это не отречение от свадьбы, а прямой манифест: "Я не готова. Мне нужно время". Хинако убеждает свою вторую часть о взаимодействии, не пытаясь ее подавить. Вы можете догадаться, что это приведет героиню к Самости, к китайской целостности как "Инь и Инь", но вы будете удивлены тому, как вас и меня жестко наеслово. Все по порядку.
Как вы знаете, боссами предыдущих двух концовок являлся Лис и демон Асура с головой Сю – это два игровых зла, которые противостоят нашим двум частичкам Хинако, которые решили оставить конфликт и объединиться. Но в этой истинной концовке Сю оставляет свою напарницу, помните записку? И кто же станет новым лицом демона?
Целлулоидная кукла
Вот тут и наступают темные дебри. На протяжении всей игры она появляется с посланием второй Хинако: "Не верь Лису". И, казалось бы, она должна являться частью мира первой Хинако, что олицетворяет свободу. Но это вовсе не так. Что предлагает кукла? Отказ от брака. Но что предлагает взамен? В этом, как мне кажется, и кроется смысл. Суть этой куклы не предложить вариант, а не дать сбыться другому. Можно сказать, что это закостенелая ненависть к союзам просто потому что. И она, как кукла, тоже символизирует принуждение, просто в другой форме. Очень похоже на движение "чайлдфри", где определенные личности не просто имеют свое мнение, а навязывают его. Кроме того, заметьте, что кукла имеет черты Западного мира из-за светлых блондинистых волос – мы ведь в послевоенное время, где Япония уже не считала свою нацию божественной и охотно вела торговлю, где потихоньку протискивалась западная культура.
Таким образом кукла предлагает другую форму подчинения. Поменять цвет своих цепей, не более.
В одной из концовок она даже отпугивает Дзюнко, которая в последний раз пытается убедить Хинако в правильности брака.
Но факт остается фактом – кукла и Лис есть абсолютное зло, которое надо искоренить, и раз уж мы взялись за обеих Хинако, то обеими и будем управлять: первая убьет свою куклу, вторая спасет Котоюки от Лиса. Буквально. Я не завидую вам, если вы играете на харде...
Когда они одерживают победу, то сначала примиряются с Котоюки, который, наконец, понял, чего хочет Хинако и чего хочет он, а затем уходят в свой Сайлент Хилл. Совершенно пустой Сайлент Хилл, где нет никого, кроме них самих.
Основной посыл игры. Нарратив и сюжет
В конце истинной концовки Хинако предстает перед нами в двух противоположностях – одна хочет заняться тем, чем всегда хотела, а вторая думает о том, чтобы после раздумий предложить Котоюки сыграть свадьбу. Но вы скажете, что это противоречие, и так нельзя. Да, и я тоже, начитавшись психоанализа, но! В этом и есть честность. Мы уже видели, что происходит после того, как одна часть подавляет другую.
И если ты не можешь избавиться от противоречий, то живи ими. Если ты изучаешь физику, то совсем необязательно становиться атеистом! Вот, в чем суть. Да, это не совсем правильно, зато честно, а это главное. Но самое главное – осознанный выбор. Твой мир пуст, и в нем есть только ты и твоя медитация. Ты достигаешь определенных истин только наедине с собой, все остальное есть навязывание идей. Так освободи же свой Сайлент Хилл от установок, а иначе вскоре там произойдет неминуемая катастрофа.
Безусловно, вторая часть Сайлент Хилла будет являться идеальным примером нарратива в искусстве, но и эта хороша, даже в чем-то лучше.
Загадки, например. Одни зависят от сложности, но другие только от концовки и отражают ее суть – это уже уровень выше, потому что символ развивается вместе с героиней. А это уже делает мир живым.
А образ зараженного города? Разве это не отличный образ цветущей молодости и в то же время гниющей? Такую пронзающую амбивалентность мало где встретишь, и меня лично это очень впечатлило и даже вдохновило.
Одно только печалит – человек, не разбирающийся в японском фольклоре и буддизме, врядли поймет все символы, отсылки, образы, а это очень важно для полного понимания. Чтобы познавать сюжет, нужно иметь базу, что делает продукт очень нишевым. Есть тут компромисс, сомнительный, это боевка, но она же стала и проклятием игры.
Почему это Сайлент Хилл?
Меня удивляют претензии игроков – почему, мол, игра не в Сайлент Хилле (в западном городке, на секунду). Там ведь есть место и для синтоизма, и для буддизма, будет уместно смотреться на фоне ржавых труб!
Таких "фанатов" слушать не стоит, потому что они не понимают самого феномена "Сайлент Хилл". Он заключается не в определенном месте, а в интеграции человеческой психики героя в образы, чтобы донести до нас не только сценарий, но и переживания. Нельзя написать "она ненавидит", это будет плохой графоманский текст, нужно именно показать и подобрать такой визуал, чтобы как можно точнее передать суть. Сайлент Хилл это не про сюжет, а про переживание ощущений. Если мы будем так поверхностно смотреть на серию, то ее действительно убьют. Но не разработчики, а фанаты.
Люди развиваются. И неважно, как это выходит, важен сам акт. Настоящий мудрец всегда ищет, глупец же стагнирует.
В аналитике многого нет, вы будете правы. Вам может показаться, что я что-то упускаю или недоговариваю, это правда. Но сделано это лишь затем, чтобы вы сами познали все нюансы этой игры, потому что она не просто развлекает, а рассуждает. За геймплеем стоит размышляющий, и эти мысли хочется смаковать, как если бы мы прочитали достойную книгу. Такого нет ни в одной выходящей в игре, даже в Clair Obscur, который является в сюжетном плане конструктором.
Да, 33 Экспедиция это типичный взрослый тайтл, собранный еще и по кусочкам Layers Of Fear – вы не можете этого отрицать, это факт. Сайлент Хилл же не пытается быть взрослым, и в этом заключается его особенность. Нам кажется на первый взгляд, что история не про нас, а про школьницу со своими пубертатными проблемами, но на самом деле это хитрый как кицунэ прием, чтобы достучаться не до нашей маски взрослости, а до внутреннего ребёнка.
«Посмотрите на меня! Я играю в Ведьмака, Киндом Кам!» — все эти невербальные сотрясения воздуха для меня равноценны тому, как злой ребенок топчет ножкой, одетый в кучу папиных вещей.
Я люблю Сайлент Хилл. Его можно сравнить с прозрачным кристаллом, что переливается всеми оттенками смыслом. И что до части F – я смело могу поставить ее справа от The Room, как достойную пятую наследницу серии. Что они там наворотят в будущем? Это неизвестно. Понятно лишь одно – серия возрождается, и это хорошо. Жаль, что в игре нет комической концовки с псом, в сеттинге смотрелось бы очень уместно. Может быть добавят с обновлениями? Ну я не надеюсь. А надеюсь я на то, что у сценариста еще пока не кончился этот отменный кокаин для творчества.
Когда тебе в голову приходит мысль «как она хороша и как недостижима», сразу задай себе вопрос, кто будет стирать пеленки и есть ли рядом с твоей съемной халупой фабрика-кухня с отделом детского питания. Молочные смеси, все вот это. Со мной ничего подобного, слава богу, не случилось. С тобой случится обязательно. Можно делать детей. Можно вбойку. Во всем есть плюсы и минусы, радости и печали. Выбор за тобой.