От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

Silent Hill f - важная часть для серии Silent Hill, ее успех или провал может определить направление движения серии. Сейчас фанаты тихих холмов с пеной у рта защищают или критикуют игру. Я прошел игру и хочу поделиться с вами своими мыслями и показать, как приемы сценариста отражаются в новой игре.

Оглавление:

Биография сценариста

Ryukishi07 на Japan Weekend Madrid 2025
Ryukishi07 на Japan Weekend Madrid 2025

Ryukishi07 - японец, сценарист популярных визуальных новелл. Известен по серии кинетических (без выбора) звуковых визуальных новелл When They Cry.

Звуковыми их называл сам Рюкиси, чтобы подчеркнуть, что для создания жуткой атмосферы, акцент в них делался на музыкальное и звуковое сопровождение. В 2000-х в новеллах звуки играли второстепенную роль по сравнению со спрайтами персонажей, анимациями и диалогами. Сейчас термин звуковой новеллы уже не актуален. При этом озвучка в его новеллах появилась чуть позже.

По словам мастера, в детстве ему нравились манга, игры и аниме, поэтому он хотел сам начать придумывать истории и пытался по разному реализовать свое увлечение. Сначала он начал ходить в художественную школу и пробовал рисовать мангу, но в этом не преуспел.

В какой-то момент он увидел, что знакомый ему актер озвучания будет играть в спектакле и тогда загорелся идеей попробовать себя в роли сценариста для пьесы: быстро и импульсивно написав свою первую сценарную работу Hinamizawa Bus Stop, он отправил ее на конкурс. Но она не прошла.

Интервью с Ryukishi07 в журнале Business Hero, том 6-2, 2007 год
Интервью с Ryukishi07 в журнале Business Hero, том 6-2, 2007 год

После учебы родители настояли на сдаче экзамена на госслужбу, о котором Рюкиси вскоре забыл. Он пытался устроится в крупные игровые студии, но его никуда не взяли. Затем успел недолго поработать в магазине одежды, прежде чем узнал о успешной сдаче экзамена на госслужбу. Сам сценарист не уточняет на какой должности он проработал около 10 лет.

Рюкиси понравилось: работать на государство было проще, чем в частном секторе, а также у госслужащих был приличный соцпакет. В интервью Рюкиси заявляет, что именно работа дисциплинировала его, сделала ответственным и дала навыки работы в коллективе. Это поможет ему в создании первых новелл.

С творческой стороны, длительная работа в социальном секторе дала Рюкиси опыт общения с большим количеством людей из разных сфер общества, понимание их бытовых и социальных конфликтов, что позволит ему в своих работах создавать довольно правдоподобные и эмоциональные межличностные конфликты.

Во время работы госслужащим, Рюкиси не отказывался от своих творческих попыток. Однажды он увидел у младшего брата визуальную новеллу Tsukihime, игра ему очень понравилась и он вдохновился на создание своей новеллы.

Главное меню Higurashi When They Cry
Главное меню Higurashi When They Cry

Первые эпизоды Higurashi серии When They Cry Рюкиси писал со своим младшим братом в свободное от работы время. В качестве старта истории он использовал свою непоставленную пьесу Hinamizawa Bus Stop.

Спрайты персонажей Рюкиси рисует сам в довольно простом стиле. Здесь ему и пригодились умения, полученные в художественной школе. Версии его новелл, выпущенные уже крупными издателями, имеют обновленную детализированную рисовку и озвучку диалогов от японских сэйю. Хоть половине фанатов и не нравится упрощенный фирменный стиль ноль седьмого, нельзя отрицать, что дизайн его персонажей запоминается.

Спрайт персонажа в Higurashi (оригинальный стиль Рюкиси)
Спрайт персонажа в Higurashi (оригинальный стиль Рюкиси)

Навыки с работы позволили ему наладить рабочий процесс и начать продавать первые копии на фестивалях любительских работ, а при создании последующих работ сотрудничать с другими участниками рабочего процесса: издателями, иллюстраторами, композиторами.

На 30-ом году жизни возник вопрос: должность с большим количеством обязанностей или начавшее приносить доход творчество. Писатель, сомневаясь, выбрал творчество.

Ключевые приемы сценариста в других работах

Чтобы исследовать, каким является Silent Hill f, вспомним ключевые приемы, которые сценарист неизменно переносит из одной работы в другую.

В первую очередь это серия новелл When They Cry: «Цикады» (Higurashi), «Чайки» (Umineko), «Аисты» (Ciconia). Новеллы между собой сюжетно почти не связаны и являются самостоятельными.

Обложка четвертой арки Higurashi
Обложка четвертой арки Higurashi

Higurashi - история про повседневность, медленно перерастающую в безумие в тихой деревушке. Сумасшествие вторгается в повседневную жизнь ее жителей и поочередно, в каждой арке, сводит с ума разных персонажей. Повторения событий дают понять причины помешательства, увидеть героев с разных сторон и проследить общий сквозной сюжет. При написании, мастер вдохновлялся детективами, в частности образом деревни и легендой о проклятии из романа “Убийство в деревне восьми могил” Сэйси Ёкомидзо, а также субъективностью восприятия истории персонажами из рассказа “В чаще” Рюноскэ Акутагавы.

Обложка первой арки Umineko
Обложка первой арки Umineko

Umineko - история про убийства, вдохновленная Десятью Негритятами Агаты Кристи и в целом классикой английских детективов начала прошлого века. На отрезанном непогодой острове собрались двадцать родственников, и в каждой арке убийцами оказываются разные персонажи, при этом автор не всегда прямо раскрывает их личности. В Umineko заметно больше уделено детективной составляющей, чем безумию. Автор развивает свой мир, представляющий уже не просто зацикленное событие, а полноценную мета-структуру: кроме конкретного события, существует еще мир вне, в котором произошедшие события обсуждаются высшими существами.

Последняя часть серии — Ciconia — сейчас заморожена автором и для нашего разбора не так важна.

Обложка четвертой арки Umineko, стиль отличается от оригинальной рисовки Ryukishi07 — иллюстрация Takahito Ekusa
Обложка четвертой арки Umineko, стиль отличается от оригинальной рисовки Ryukishi07 — иллюстрация Takahito Ekusa

Игры разделены на арки — 8 основных (по 4 арки загадок и 4 ответов) и дополнительные. В каждой арке Рюкиси рассказывает о центральном трагическом событии, окруженном слухами и разными версиями, представленными через различных персонажей. События многократно повторяются, но каждый раз с изменениями, а полное понимание истории требует прочтения всех арок.

То есть в основе этих работ стоит рассмотрение одной и той же истории под разными ракурсами. Автор использует прием ненадежного рассказчика, делая историю персонажа, от лица которого мы наблюдаем, субъективной. Персонажи сознательно искажают правду или сами верят в ложь. Из этого возникает важная для творчества Рюкиси идея: может ли сам человек вообще добраться до объективной истины или только познать сильно искаженную субъективную картину реальности. Эта идея из Higurashi получает развитие в Umineko: “А надо ли вообще всегда знать объективную правду?“. В каждой арке, сценарист предлагает новый слух, новую гипотезу о происходящем и раскручивает вокруг этого историю: а что если с ума будут сходить разные персонажи, как себя будут вести остальные?

Наличие повторений и субъективность каждой арки в отдельности, но объективность всех арок вместе дает Рюкиси возможность показать одного и того же персонажа в разных ролях: убийца и спаситель, предатель и помощник, манипулятор и защитник. При этом образы героев получаются довольно правдоподобными и многогранными, они не делятся на плохих и хороших: в конкретной арке по стечению обстоятельств и решений каждый может стать угрозой окружающим. Все они - совершают ошибки и небезгрешны, но только проявив свои лучшие качества и поборов свои проблемы у них получается достичь чего-то хорошего. При полном прочтении у читателя складывается полный пазл истории, а персонажи получают истинную концовку.

Персонажи Umineko обсуждают, кто убийца по правилам детектива — пример мета-комментария внутри новеллы
Персонажи Umineko обсуждают, кто убийца по правилам детектива — пример мета-комментария внутри новеллы

Итак, в новеллах Рюкиси центром служит какое-то жестокое событие, являющееся катализатором последующего насилия, запечатленного ненадежными слухами. Насилие основывается на бытовых конфликтах персонажей: недоверии, страхе, скрытых обидах, унижении и прочем. События имеют реальное и фантастическое объяснение, причем они одновременно правдивы. На читателе остаётся выбор — воспринимать происходящее буквально или считать его метафорами, галлюцинациями и другими искажениями, что автор намеренно оставляет возможным. Японская культура, синтоистские и языческие мотивы являются основой фантастики. Автор строит детективные триллеры, оставляя подсказки как для персонажей в конкретной арке, так и для читателей по всей новелле. При этом не все загадки получают прямой ответ, хотя подразумевается, что решение всегда существует. Персонажи получаются неоднозначными и в каждом повторении - могут выступать как со своей хорошей, так и плохой стороны.

Silent Hill f

От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

Таким образом, мы вспомнили важные особенности миров Рюкиси. Теперь посмотрим как эти приемы проявляются в новой игре. Я не буду полностью разбирать весь сюжет, а подчеркну важные, по моему мнению, особенности.

В центре повествования стоит личность главной героини Хинако, сломленной нездоровыми отношениями в семье, травлей в школе и тем, что родители ее буквально продают в жены. К этому добавляется её эмоциональная незрелость и внутренний конфликт — чего же она сама хочет, как следствие - головные боли. Это состояние приводит девушку в silent hill. При этом история имеет реальное и фантастическое объяснение.

Хинако с родителями (слева) и друзьями (справа)
Хинако с родителями (слева) и друзьями (справа)

В реальности конфликт Хинако возникает из-за нескольких причин:

Дома — пьющий отец и мать, терпящая его выходки. Друг обманом втянул отца в долги, из-за чего он стал кричать на жену и детей, а также бросать в них предметы от злости. Всё дошло до того, что во время одной из ссор нож полетел в нашу героиню.

Сестра, в детстве защищавшая героиню от родителей, была выдана замуж по расчету и делала вид, что все хорошо. Со стороны было очевидно, что брак у нее такой же неудачный, как и у ее матери.

В школе героиню травили, подруги Сакуко и Ринко подначивали одноклассниц и шептались за спиной.

Хинако в детстве спасла мальчика Котоюки от лисы. Мальчик резко уехал из деревни: его отец и вся родня скончались от болезни, а дед, глава богатого семейства, решил передать наследство незаконнорожденному внуку от служанки. Спустя некоторое время юноша Котоюки вернулся в деревню, начал ухаживать за Хинако и оплатил ее отцу все долги, фактически вынуждая семью согласиться на брак.

Рабочее место Иваи Сю
Рабочее место Иваи Сю

В это время друг Хинако, Иваи Сю, сын местного врача, давал ей самодельные таблетки от головной боли. Узнав о помолвке, он тайком добавлял в них цветок Белой Клаудии — галлюциноген из первого Silent Hill, считая, что это поможет Хинако заглянуть внутрь себя и разобраться со всем, скорее всего подразумевая что это разорвет помолвку.

С самого начала прохождения эффект ненадежного рассказчика создает путаницу: между локациями героиня будто теряет сознание и переключается между туманной деревней и тёмной обителью, и игрок не сразу понимает, что это проявления двух отдельных частей ее личности, борющихся за контроль над сознанием. Одна ее часть стремится к сохранению детства, к беззаботной жизни с друзьями и родителями, другая — готова подчиниться взрослой роли, согласиться на брак и на то, чтобы кто-то другой решал за нее, облегчая ее жизнь.

С точки зрения фантастики: две личности Хинако — это не просто метафора, девушки буквально соперничают друг с другом под конец игры. За «детством» стоит кукла, которая в некоторых концовках трансформируется в некое божество, символизируя привычный мир детства, родителей и друзей. За «будущим» стоит дух лисы, вселившийся в Котаюки, который по традиции своей новой семьи, ищет достойную женщину, олицетворяя предназначение, роль жены и навязанные социальные ожидания.

От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

В финале, только в действительно «хорошей» концовке, две личности Хинако объединяются против божеств куклы или лисы и действуют исходя из собственного выбора. Основная мысль истории сводится к свободе личности: принимать решения полностью самостоятельно, без внешнего давления со стороны родителей, друзей, мужа или традиций.

Первое и повторные прохождения в Silent Hill f открывает игрокам новые записки и катсцены, которые расширяют лор и позволяют взглянуть на персонажей и события с другой стороны. Хинако уже предстает не как жертва травли, а как участница происходящего.

Сакуко казалось реальным потустороннее и она этим делилась с окружающими. Врач выявил у нее признаки аутизма, родители начали наседать на девочку. Хинако же не верила рассказам Сакуко и смеялась над ней за спиной.

Комната Ринко, двинувшейся на своем превосходстве над остальными
Комната Ринко, двинувшейся на своем превосходстве над остальными

Подруга Ринко завидовала отношениям Хинако с Иваи, но за внешней завистью скрывалась неприязнь к друзьям — ей нравилось ощущать себя «выше» окружающих.

В третьем прохождении, мать отвечает, что смирилась с проступками мужа, потому что знает его хорошую сторону. Позже отец приходит к Хинако, кланяется и просит выслушать его — поступок редкий для японской культуры того времени. Мы узнаем другую причину отдать Хинако замуж: он действительно считает Котоюки достойным человеком и хочет, чтобы Хинако была с ним счастлива. Ранее отец никогда не извинялся перед дочерьми, считая это проявлением слабости. В итоге Хинако получает от него право самой решать свою судьбу и будущий брак.

Что касается Котоюки, он изначально следовал традициям того времени, включая оплату долга отца Хинако, искренне полагая, что соблюдение всех правил обеспечит ему автоматический брак. Он не учитывал самостоятельное решение Хинако и только в действительно хорошей концовке отбрасывает дух лиса — с намеком на бешенство, которое переносят местные лисы, метафорически показывая, что, женившись таким образом, он мог бы стать вторым «отцом Хинако». В этой концовке он решает сначала разобраться в себе и понять, чего хочет сам. При этом помолвка не отвергается: герои договариваются обдумать свои чувства и лишь потом принимать важное решение.

От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

В Silent Hill f основу фантастики составляют: красные цветы — хиганбана, «цветок памяти», высаживаемый японцами рядом с могилами. В манге и визуальной новелле Рюкиси «В ночь, когда цветёт ликорис» эти мотивы уже использовались для истории о затравленной школьнице, использующей паранормальные силы для мести. Местные легенды и поклонение японским божествам добавляют японского символизма и усиливают связь истории с местом действия.

Silent Hill f предлагает загадки и вопросы в сюжете для нескольких прохождений, при этом поощряя внимательных и усидчивых игроков. Я считаю, что только рассмотрение всех версий событий и концовок дает полное понимание и удовольствие от прохождения. Не нужно воспринимать фантастику как следствие реальности или наоборот — оба варианты в этой истории правдивы. Каждое прохождение и концовка — самостоятельны и возможны, не существует истинного финала. Об этом как раз упоминал Рюкиси на недавней игровой выставке в Токио.

От Higurashi к Silent Hill f: повторяющиеся идеи Ryukishi07

Насколько удачным и необходимым кажется повторение и даже дословное копирование сценаристом своих прошлых идей — каждый игрок решит для себя сам.

В любом случае, это лишь мои мысли и взгляд на новый Silent Hill через призму прошлых работ Рюкиси07. Если заметили ошибки или у вас есть другое мнение — делитесь в комментариях.

18
4
3
14 комментариев