Загрузочные экраны: от заглушки до прекрасного игрового дизайна

Привет, DTF!

Как геймдизайнер и заядлый геймер, я постоянно обращаю внимание на детали, которые большинство игроков воспринимает как должное. Одна из таких деталей — загрузочные экраны. Казалось бы, что тут особенного? Картинка с полоской загрузки, пара советов — и всё. Но когда загрузка длится 2-3 минуты (привет, Skyrim с модами), становится ясно: это время можно использовать гораздо эффективнее.

Сегодня я хочу рассказать, как разработчики превращают скучные загрузки в полноценную часть игрового опыта. От повествовательных экранов The Witcher 3 до тренировочных режимов в Bayonetta. После этого поста вы будете смотреть на загрузочные экраны совсем другими глазами.

Поехали разбираться, почему загрузка — это не пауза, а возможность.

Когда ожидание становится пыткой

По мере роста размеров игр загрузочные экраны стали неизбежной частью процесса. И если раньше нас устраивали простые статичные картинки. Но когда загрузка могла длиться несколько минут, дизайнеры решили что пора переосмыслить этот элемент интерфейса.

Примеры типичных "грешников"

The Sims 4: простая анимация с блоком текста-совета. Информативно, но безумно скучно для загрузок длиной в минуту.

The Elder Scrolls V: Skyrim. 3D-модель предмета, которую можно покрутить, плюс  совет. Чуть лучше, но когда ты в сотый раз видишь модельку... 
The Elder Scrolls V: Skyrim. 3D-модель предмета, которую можно покрутить, плюс  совет. Чуть лучше, но когда ты в сотый раз видишь модельку... 
Проблема очевидна: эти экраны рассчитаны на 10-15 секунд загрузки, но видя их по 20 раз за час это невольно начинает раздражать.
Проблема очевидна: эти экраны рассчитаны на 10-15 секунд загрузки, но видя их по 20 раз за час это невольно начинает раздражать.

Решение №1: Повествование и контекст

The Witcher 3: Wild Hunt

CD Projekt RED придумали гениальное решение: во время загрузки Лютик пересказывает события предыдущей главы от лица барда. Никаких спойлеров — только то, что игрок уже знает, но в художественной форме.

Осторожно со спойлерами, я вас предупредил

NIER Replicant: дневник

Более минималистичный подход: короткие заметки из дневников персонажей. Не так информативно как в Ведьмаке, но куда атмосфернее обычных полосок.

Решение №2: Кинематографичность и иммерсия

Red Dead Redemption 2: путешествие как часть игры

Rockstar пошли по пути создания отдельных кат-сцен для быстрого перемещения. Игрок видит, как Артур едет на поезде или скачет на лошади — загрузка превращается в логичную часть путешествия.

Marvel's Spider-Man: герои тоже пользуются метро

Insomniac добавили шутливости: Человек-паук ездит в метро как обычный житель Нью-Йорка. Это не только маскирует загрузку, но и добавляет характерную черту "Дружелюбного соседа".

Решение №3: Интеграция в геймплей

Resident Evil: Дверь как символ неизвестности

Классический прием о котором не слышал только глухой. Анимация открытия двери маскирует загрузку новой локации. Отсутствие музыки и медленное движение двери создают напряжение — что ждет за порогом?

Настолько культовая вещь осталась даже в ремастере.

Persona: время как игровая механика

Atlus придумали одно из самых элегантных решений в истории жанра: превратить техническую необходимость в центральную механику. В серии Persona каждый день на счету, поэтому знать текущую дату важно для игрока. Ну а скрытие загрузки за календарём —приятный бонус.

Смена даты в Persona 3: Reload
Смена даты в Persona 3: Reload
Смена даты в Persona 5
Смена даты в Persona 5

Решение №4: Интерактивность и прокачка

Bayonetta: тренировка комбо во время ожидания

Platinum Games додумались до очевидного: раз игрок ждет, пусть практикуется. Явно будет не лишним в данном жанре. Во время загрузки можно отрабатывать комбинации атак. Более того, игрок может остаться в этом режиме даже после загрузки по нажатию одной кнопки.

MX vs ATV Reflex: полноценный трек

Еще дальше пошли разработчики гоночной игры: создали мини-арену для отработки трюков. Игрок может кататься до тех пор, пока не решит продолжить.

Вывод: Загрузочные экраны это тоже опыт игрока

Загрузочные экраны — это не только техническая необходимость, но и дизайнерская возможность. Лучшие решения объединяет одно: они не прерывают игровой опыт, а дополняют его.

Ключевые принципы успешных загрузочных экранов:

  • Контекстность: Экран соответствует атмосфере игры
  • Информативность: Время используется для передачи полезной информации
  • Интерактивность: Игроку дают что-то делать
  • Иммерсивность: Погружение не разрушается техническими элементами

Но вот парадокс современного гейминга: с приходом SSD и DirectStorage загрузочные экраны почти исчезли. Новые игры загружаются за секунды, а разработчики стремятся к мгновенным переходам между мирами. Казалось бы, проблема решена — но так ли это?

На самом деле, мы потеряли целый пласт игрового опыта. Те креативные решения, которые разработчики придумывали для длинных загрузок, теперь просто не успевают показать себя.

Лично я считаю, что мы слишком рано похоронили загрузочные экраны как дизайнерский инструмент. Да, никто не хочет возвращать минутные ожидания, но элегантные решения прошлого заслуживают нового воплощения в современных играх или хотя бы почесть от современных геймеров.

А как считаете вы — потеряли ли мы что-то важное с исчезновением долгих загрузок?

P.S. Владельцы HDD все еще актуальны — расскажите, какие загрузочные экраны или действия помогают вам скоротать время ожидания в 2025 году!

4
3 комментария