Застой жанра RTS
Как давно вы играли в стратегию в реальном времени? StarCraft, Age of Empires, Command & Conquer - эти названия когда-то звучали громче, чем любые шутеры. Но сегодня RTS почти исчезли из мейнстрима. Не кажется ли вам, что застой этого жанра закономерен? Ведь что можно придумать нового в стратегиях такого типа?
Добавить больше видов войск? Это не делает игру глубже, а лишь нагружает механику. Увеличить скорость и динамику? Тогда теряется сам смысл стратегии - планирование, позиционирование, контроль.
RTS когда-то казались вершиной тактики (и собственно стратегии). Но со временем стало ясно: побеждает не тот, кто лучше мыслит, а тот, кто быстрее кликает. Микроконтроль стал важнее стратегии. Игры вроде Starcraft фактически превратились в киберспорт с бешеным темпом – зрелищно да, но далеко от того, что понимается под стратегией и управлением армией.
Это оттолкнуло некоторых игроков (в том числе и меня), которые пришли в жанр ради ощущения командования, а не ради тренировки скорости реакции. RTS стала требовать не стратегического ума, а физических навыков - и жанр потерял свою изначальную суть.
Другая проблема - отсутствие возможности для камбека. В RTS ошибка на первых минутах часто решает всё. Проиграл первую стычку - и дальше просто наблюдаешь, как противник методично разрушает твою базу, особенно если ты новичок.
Больше всего раздражает отсутствие возможности играть «средне» в любую стратегию. Обычная ситуация в них – это засилье старых игроков, которые изучили механики вдоль и поперек. Продаем камень на рынке сначала за бесценок а потом покупаем кучу золота на сбитом курсе камня? А за счет этого строим турецких янычаров или прусских мушкетеров с самой дальней дистанцией стрельбы. Кто понял, тот понял.
Механика редко позволяет перевернуть ситуацию. В MOBA или шутерах команда может собраться и отыграться, а в RTS поражение почти всегда предрешено заранее. Это делает игру предсказуемой, а значит - скучной.
Лично я ни разу не видел стратегию, где можно просто почилить - это всегда превращается в какую-то работу, тебе обязательно нужно быстро тыкать и строить скорее базу, нет времени даже полюбоваться картиной полноценного сражения, потому что тебе нужно микроконтролить юнитов. И это чаще всего просто напрягает.
Современные игроки ждут чего-то более живого и вариативного. Жанры вокруг изменились — стратегии уступили место гибридам. TotalWar смешивает пошаговую глобальную карту и сражения в реальном времени, Northgard - элементы 4X-игр. Но классическая RTS как в 2000-х осталась стоять на месте.
Причина проста: её основные принципы выжали из себя всё возможное. Разработчики боятся рисковать, а игроки хотят как раньше, но лучше. Итог - жанр застыл между прошлым и невозможным будущим.
Как мне кажется, один из шансов для RTS - объединение с другими направлениями. Возможно, будущее за стратегиями с элементами симуляции, искусственного интеллекта. Если говорить об одиночных компаниях в стратегиях, то прикольно было бы увидеть нелинейные сюжеты с выбором развилок и влиянием решений на твой сюжет.
Застой RTS - это не смерть жанра, а скорее его естественная пауза. Когда-то он воплотил мечту об управлении целыми армиями, но технологии и ожидания ушли дальше. Возможно, в будущем RTS возродится - но не как копия StarCraft, а как нечто новое, где стратегия снова станет стратегией, а не скоростным спортом.
А что бы вы добавили в RTS, чтобы улучшить жанр?