Японская чертовщина: призраки и демоны в Ghostwire: Tokyo – и их «реальные» прототипы. Лонг
Ghostwire: Tokyo – далеко не лучшая игра. Репетативный магический шутер, в котором главный герой стреляет разноцветными проджектайлами из прекрасно анимированных пальцев и собирает сотни коллектиблзов по ночному Токио. Но кое-что удаётся ей отлично – «нагнать атмосферы» и показать персонажей японской мифологии в совершенно новом свете. Собственно, об этих чертях Страны восходящего солнца – в этом материале. При написании лонга ни одна нейросеть не пострадала.
Японская мифология возникла на стыке двух религий – и поэтому довольно сложна. В ней типичные для ранних верований духи-персонификации природных стихий успешно соседствуют с призраками и душами умерших; а изменившие форму (обакэ) животные – с изменившими форму вещами.
Поэтому японский бестиарий крайне разнообразен. Здесь вы найдёте мстительных призраков, лисиц-оборотней, вежливых духов воды, разумные стены, привидение с глазом в жопе, енотовидных собак с раздувающимися мошонками и ожившие сандалии. И это – только вершина айсберга!
Ghostwire: Tokyo берёт весь этот японский бестиарий и помещает в современный Токио. Давайте прогуляемся улочками ночной Сибуи: тут из-за угла выглядывает рокурокуби, над небоскрёбами парят тэнгу, последний поезд отвезёт нас на призрачную станцию метро, а по пустой школе бродит Ханако-сан.
Агрессивные призраки («Чужаки»)
Бестиарий агрессивных призраков в Ghostwire: Tokyo не очень-то разнообразен. Львиная доля противников, которые встречаются в ночной Сибуе – это Призраки дождя, Ученики боли и Бумажные куклы. К сожалению, они основаны на общих представлениях о различных призраках, а не на каком-то конкретном существе из японского бестиария.
Призраки дождя – ноппэрабо + сарариман
Когда в первый раз сталкиваешься с Призраком дождя, хочется воскликнуть – «Да это же Слендермен!». Облик вполне отвечает соответствует персонажу крипи-паст: высокий, худой, в чёрном костюме и без лица. Только с зонтиком почему-то.
Но на самом деле облик и поведение Призраков дождя позаимствованы у сарариманов – этим словом в Японии обозначали «белых воротничков», работников умственного труда на службе крупных корпораций. Термин возник от английского salaried man («наёмный сотрудник»), но в японском нет звука «л», так что сарариман.
Призраки дождя сохранили повадки сарариманов. Они часто встречаются у автобусных остановок и станций метро, в офисных зданиях. На улицах они либо пытаются открыть машину (видимо, чтобы уехать на работу), либо стучатся в двери. Сарариманов сложно встретить в торговых центрах, ведь у них нет времени на шоппинг.
В официальном бестиарии Ghostwire: Tokyo приводится несколько типов Призраков дождя – и все они либо сарариманы, либо просто бизнесмены:
- Призрак дождя – сотрудник, доведённый до изнеможения из-за японской культуры переработок.
- Грубый призрак – порождён яростью людей, которыми всю жизнь помыкали.
- Серая убийца – порождена обидой людей, поссорившихся с коллегами или завидующих сверстницам.
- Мрачный охотник – полицейский, предавший свои идеалы и поэтому съедаемый совестью.
- Беспощадный призрак – порождён жадностью и жестокостью руководителей.
- Яростный призрак – порождён вспышками гнева руководителей.
В общем, это типичные выгоревшие работники. Но часть образа Призраков дождя «позаимствована» у ноппэрабо – одного из ёкаев, сверхъестественных существ японской мифологии.
Ноппэрабо – беззлобный ёкай-шутник, который выглядит как человек без лица. Обычно встречи с ним описываются довольно просто. Жертва встречает человека, скрывающего своё лицо маской или вуалью, ведёт с ним разговоры, а потом выясняется, что у собеседника лица нет – ни рта, ни носа, ни глаз, череп гладкий, как яйцо.
Жертва в панике убегает, встречает своего старого друга, жалуется ему. Друг поворачивается – а лица у него тоже нет. Тоже ноппэрабо. И так до тех пор, пока жертва в ужасе не упадёт в обморок.
Ученицы горя (и ученики) – просто призраки
Ученицы горя – ещё один Чужак, у которого нет полноценного прототипа в японской мифологии. Это скорее такой «усреднённый призрак», образ которого базируется на азиатских и европейских представлениях о духах обиженных в школе детей.
На первый взгляд может показаться, что прототип Учениц боли – это Ханако-сан, персонаж японских городских легенд о девочке, что совершила суицид. Однако в дополнении «Паутинка» для Ghostwire: Tokyo добавили отдельную миссию, в конце которой мы сталкиваемся с Ханако-сан непосредственно.
Учениц и учеников горя объединяет то, что в детском возрасте они сталкивались с травлей. Всего их четыре вида:
- Ученица горя – порождена тревогой и неуверенностью юных девочек в своём будущем.
- Ученик боли – порождён тревогой и неуверенностью юных мальчиков в своём будущем.
- Ученик усталости – порождён выгоранием студентов, которые вынуждены учиться слишком много.
- Ученик апатии – порождён чрезмерным энтузиазмом школьников, которые постоянно хотят что-то делать. В следующий раз, когда будете смотреть аниме про то, как местная Судзумия открывает ещё один клуб для трёх человек, вспомните этих Чужаков.
Как и положено детишкам, Ученицы горя любят спавниться в «развлекательных» локациях. Их много около торгового центра, а в миссии про заброшенный подземный рынок их можно встретить в зале с игровыми автоматами, где они просто сидят и болтают. Также они встречаются на улицах и около автобусных остановок. А вот на кладбищах и в офисных зданиях их почти нет.
Бумажные куклы – онрё
В то время как сарариманы и бизнес-леди гробят свою жизнь в работе на крупные корпорации, менее деловитые девушки гробят свою жизнь в сфере услуг. Там тоже бесконечные кранчи, но при этом ещё и нужно улыбаться.
Это порождает трёх Бумажных кукол:
Бумажная кукла – экскурсовод, уставшая от усилий на сохранение вымученной улыбки и поддержание позитивного образа жизни.
Пассажир – экскурсовод, страдающая депрессией от рутинного и предопределённого образа жизни.
Марионетка – экскурсовод, пребывающая в апатии из-за бессмысленности своего существования.
На род профессии намекает не только официально описание (на английском), но и анимации Чужачек – обратите внимание на жесты.
Точного и конкретного прообраза Бумажных кукол в японской мифологии нет, но их предыстория тесно связана с онрё – мстительными призраками, которые появляются, когда умирает человек, одержимый обидой или жаждой мести.
У онрё только одна цель – отомстить. Этот призрак может вредить живым, доводить их до сумасшествия, иногда – даже вызывать природные катаклизмы. Но как только он достигает своей цели, он исчезает.
Кстати, именно поэтому Ацу в Ghost of Yotei называют именно онрё – она «умерла», когда банда убила её семью и оставила героиню умирать, а затем вернулась, чтобы отомстить «Шестёрке Ётэй».
Сироты – амэфури-кодзо
Сироты в Ghostwire: Tokyo – это дети, с которыми жестоко обращались родители или сверстники. Различаются они только характером. Жёлтый Сирота – это ребёнок, опечаленный своей жестокой жизнью, а красный – разозлённый.
В игре Сироты сами по себе не опасны. Но если они увидят игрока – они засвистят и призовут в качестве подмоги группу агрессивных «взрослых»: Призраков дождя и Бумажных кукол.
Прообраз Сирот в японской мифологии – амэфури-кодзо. Это практически безвредный ёкай, предстающий в образе маленького мальчика. Он очень застенчивый, при появлении людей пытается скрыться, но разве что иногда ворует зонтики, чтобы прятаться под ними от дождя.
А зонтики нужны. Амэфури-кодзо – это дух дождя. Везде, где появляется этот ёкай, начинается ливень. И обратите внимание: Сироты в Ghostwire: Tokyo тоже появляются во время дождя.
Кстати, интересный факт. Амэфури-кодзо одно время были популярны в японском бульварном чтиве «кибёси»: дешёвых сборниках простой манги, больше известных как «жёлтая обложка» из-за, собственно, цвета обложки. А какого цвета плащ у Сироты?
Неприкаянный – разновидность юрэя
Юрэй – это общий термин для призраков в японской мифологии. Проще говоря, что русскому призрак, то японцу юрэй. Юрэи бывают мстительными (и тогда становятся онрё) или просто застрявшими в нашем мире из-за того, что их тело было захоронено неправильно.
На многих изображениях юрэи носят диадему в виде треугольника. И именно такое же «украшение» венчает голову Неприкаянного – духа, который постоянно издаёт стонуще-плачущие завывания.
Образ Неприкаянного сочетает западные и восточные представления о призраках. С востоком уже разобрались, а вот западное представление проявляется в том, что этот Чужак облачён в саван (а вовсе не простыню).
Это очень трагичные духи: это призраки людей, что хотели сбежать от своей пустой жизни (вы поняли каким способом). Но в итоге они просто бессмысленно висят вокруг многоэтажек. Что ж, даже посмертная жизнь оказалась слишком пустой.
Скорбь – теке-теке
Скорбь, если верить официальному описанию, порождена одиночеством, которое испытывают люди, отрезанные от родных и близких. Но её образ «позаимствован» из городской легенды о теке-теке.
Теке-теке – призрак школьницы, которая погибла в страшной аварии. Хулиганы привязали её к железнодорожным рельсам. Поезд, переехав героиню, разрезал её пополам. С тех пор призрак верхней половины школьницы бродит по ночному городу, передвигаясь на руках. Её позвоночник скребёт по земле, издавая звук «теке-теке».
У канонического образа теке-теке в руках ещё и коса. Именно ею призрак убивает жертв, разрезая их напополам. У Скорби в Ghostwire: Tokyo косы в руках нет, она делает больно иначе. Но встречается этот Чужак как раз недалеко от железной дороги.
Кутисакэ – кутисакэ-онна
Кутисакэ-онна – самая известная современная городская легенда про онрё.
Жила-была прекрасная молодая женщина, которой очень не повезло с мужем. Он был крайне ревнив. И однажды в приступе ревности он изуродовал свою жену, разрезав ей рот от уха до уха ножницами.
С тех пор дух этой женщины бродит по подворотням, скрыв лицо медицинской маской. Если Кутисакэ-онна встретит жертву – как правило, она охотится на молодых мужчин – то убьёт её не сразу. Сначала она спросит: «Я красивая?».
И это как вопрос в загадке про два стула. Если ответить «Нет», она убьёт жертву. Если ответить «Да», она снимет маску и спросит: «А теперь?». Если ответить «Нет», она убьёт жертву. Если ответить «Да», она оставит жертве такую же улыбку Джокера, как у себя.
Единственный способ спастись – ответить уклончиво, например, «Нормально» или «А сама как думаешь?». А пока она думает, взять ноги в руки и валить как можно дальше.
В Ghostwire: Tokyo образ Кутисакэ-онна перенесли с минимальными изменениями. Разве что у нас тут есть разноцветные Кутисакэ.
Сиромуку – юки-онна
Вообще сиромуку – это японское свадебное кимоно. Оно символизирует не только чистоту, но и смерть – девушка, выходя замуж, «умирает» для своей старой семьи и «рождается» в семье жениха.
Под спойлером – мини-спойлер к Silent Hill f.
Сиромуку появляется и в Silent Hill f – и этот монстр выглядит почти так же, как в Ghostwire: Tokyo, хотя бы потому, что его дизайн вдохновлён образом японского свадебного кимоно.
Но если дизайн Сиромуку из Ghostwire: Tokyo вдохновлён свадебной одеждой, то поведение – образом юрэй по имени юки-онна с острова Хонсю, где, по легендам, эта «снежная женщина» обитает высоко в горах.
По одной из легенд, юки-онна – дух юной девушки, что насмерть замёрзла в горах. По другим – она просто «стихийный дух», персонификация снега и метели. Юки-онна не дружелюбна: встретив путешественников, она обдаёт их своих ледяным дыханием, превращая в заиндевевшие трупы. Иногда она проникает в дома, где замораживает спящих.
Но иногда ей хочется и простого человеческого тепла. Например, она может выйти замуж за какого-нибудь мужчину и нарожать ему детишек. А потом заморозить супруга и отправиться дальше обитать в горах Хонсю. Но по легендам юки-онна настолько красива, а её кожа настолько белоснежна, что… может, оно того всё-таки стоит?
Сиромуку из Ghostwire: Tokyo появляется со снегом. Она замораживает главного героя, станит его и носит щит из льдинок. Кстати, если вы будете проходить игру, не сильно отдаляясь от сюжета, первая встреча с Сиромуку будет как раз в побочке про самурайскую свадьбу.
Блистательный танцор – тэру-тэру-бодзу
ненавижу этого чорта
Блистательный танцор, по официальному описанию, порождён людьми, которые отказались от своей мечты. Он летает, хихикает и кидается красными проджектайлами. О его появлении сигнализируют вороны – если они скапливаются в каком-то определённом месте, то поблизости Блистательный танцор.
Образ Блистательного танцора вдохновлён тэру-тэру-бодзу – японскими куклами-амулетами. Их делают для «управления» погодой и используют как переключатель дождя.
Проще говоря, в засуху их вывешивают, чтобы дождь пошёл, а в дождливые периоды – чтобы дождь прекратился. Куклу делают из белой ткани или бумаги, на голове рисуют глаза и улыбающийся рот – чтобы Будда, увидев её, тоже улыбнулся. А потом вешают.
Да, это миленькие артефакты. И вовсе ничего жуткого.
Возмездие – нингё или нурэ-онна
после этого сегмента вы будете иначе смотреть на суши
В японской мифологии есть и свои русалки. Причём вполне канонического вида – человеческие лицо и иногда руки, рыбий хвост, золотистая чешуя. Называются нингё и известны тем, что у них очень вкусное и полезное мясо, а их измельчённые кости помогают добиться долголетия, будучи принятыми внутрь.
Да, мифические японцы едят русалок. Но только в виде падали или по случайности. Потому что поймать нингё – к неудаче. Выловленных русалок отпускали, а вот если труп выкинуло на берег или мясо принёс кто-то другой – то его можно съесть. Вкусно и полезно!
Одна из самых известных легенд о нингё называется «Яо Бикуни». Девочка по имени Яо-химэ съела мясо нингё, потому что была очень голодна. И в итоге она прожила до 800 лет, но не старела и всегда выглядела 15-летней девочкой.
В Ghostwire: Tokyo Возмездие только взяли образ нингё. По официальному описанию, эти русалки рождены отчаянием тех, кто был вынуждены всю жизнь потакать чужим прихотям.
Ещё один вариант прообраза Возмездия – нурэ-онна. Этот ёкай описывается как змея с головой женщины, что обитает в морях. В отличие от нингё, нурэ-онна – агрессивное существо, которое питается людьми, а ещё обладает невероятной силой – может своим хвостом сломать дерево.
Безмолвный наблюдатель – бетобето-сан
По официальному описанию, Безмолвный наблюдатель порождён тревогой и смятением тех, кто боится осуждающих взглядов. Как противник, он не слишком-то опасен, хотя и очень надоедлив – типичная губка для урона, которая ещё и умеет исчезать.
А вот его прообраз из японской мифологии абсолютно безопасен. Бетобето-сан – невидимый ёкай, который ходит по ночам за людьми. Своё имя он получил благодаря звуку деревянных сандалий – «бето-бето».
Если вдруг вы повстречали бетобето-сана, и вам надоел его стук сандалий – просто отойдите в сторону и скажите: «После вас, бетобето-сан», уступив ему дорогу. Он пройдёт мимо и исчезнет.
На рисунках бетобето-сан изображается как тучная антропоморфная фигура, и в Ghostwire: Tokyo он выглядит примерно так же. А ещё он громко топает, когда его всё-таки обнаруживают.
Багряный танцор – ванюдо + ака манто
Багряный танцор – самый бесячий враг из обновления «Паутинка». Не только потому, что это вертлявая губка для урона, которую нужно заманивать в стан-ловушки, но и из-за сложности в распознавании прообраза.
Скорее всего, прообразом для Багряного танцора стало сразу два персонажа японского фольклора – старинный ванюдо и современный ака манто.
Ванюдо – это голова мужика в огненном колесе. Некогда она была на плечах злобного даймё-тирана, что казнил своих жертв, привязывая их к повозке и таская по земле. После смерти его самого запихнули в колесо от повозки и отправили кататься между нашим миром и преисподней.
Ака манто – жестокий туалетный призрак, который является к людям, сидящим в общественном туалете. Он носит маску и красную накидку (и в итоге очень похож на Багряного танцора). После появления ака манто предлагает жертве на выбор красную или синюю туалетную бумагу – но, независимо от выбора, после выбора жертва умирает.
Если выбрана красная бумага – жертву прирезают, чтобы его тело было залито кровью. Если выбрана синяя бумага – жертву душат. Если отказаться – просто утащат в ад.
Конечно, и ака манто, и ванюдо выглядят «притянутыми за уши», и, похоже, Багряный танцор – это просто выдумка Tango Gameworks. Хотя иногда этот Чужак превращается в что-то вроде огненного колеса.
Неагрессивные ёкаи
Ночная Сибуя полна не только агрессивных призраков, но и вполне нейтрально настроенных ёкаев. О них – довольно коротко.
Каппа
Каппа – водный ёкай, который селится на берегах рек и озёр. Агрессивный: охотится на людей, похищая их жизненную силу через задний проход (да, через жопу, буквально засовывает человеку руку в анус и вытаскивает шарик жизненной силы). После этого человек становится дураком.
Известен любовью к огурцам и сумо, часто соревнуется с людьми. Патологически вежлив – если поклониться ему, он поклонится в ответ. И сделает ошибку: на голове у каппы углубление, в котором находится вода. При поклоне она вытекает, и ёкай лишается силы.
Вежливость проявляется и в другом – если человек сделает каппе добро, тот всю жизнь будет носить своему благодетелю рыбу. Как говорится, научи человека кланяться водяным…
В Ghostwire: Tokyo каппа изображён «канонически», как нечто среднее между черепахой и лягушкой. Примерно так же его изображают в японских поверьях.
Тэнгу
Тэнгу – «небесные собаки», крылатые ёкаи, которые могут выглядеть по-разному: иногда звероподобно, иногда человекоподобно. Живут в горах и обладают невероятной силой и могуществом. Иногда вредят людям, заставляя их заблудиться или вызывая стихийные бедствия, а иногда – помогают.
Когда тэнгу помогают людям, они проявляют мудрость и благородство – но на чисто японский манер. Проще говоря, они учат людей пользоваться холодным оружием и делятся секретами военного дела.
В Ghostwire: Tokyo представлена одна конкретная разновидность тэнгу – карасу-тэнгу, «ворон-тэнгу», человекоподобный ёкай с крыльями и головой ворона. Эта разновидность считается «низшей», так как лишена благородства. Карасу-тэнгу нападают на людей, убивают и похищают их, устраивают пожары, иногда – манипулируют судьбой.
Но в Ghostwire: Tokyo роль тэнгу сведена до лифтёра. Они просто висят над домами, и, ухватившись за них, можно быстро забраться на крышу. Всё.
Нурикабэ
Нурикабэ – дух-стена. Нейтральный, просто мешает пройти: появляется ночью на пути прохожего. Нурикабэ – как стена из собеседований в IT-компанию: обойти не получается, так как бесконечная, перепрыгнуть тоже невозможно, так как слишком высоко. Что делать будете?
Японцы знают: нужно просто постучать по нижней части стены, и нурикабэ исчезнет.
В Ghostwire: Tokyo нурикабэ просто скрывает двери и проходы. Для его обнаружения достаточно пройти мимо – ёкай вздохнёт.
Они
Они – злобные демоны японской мифологии. Очень сильные, с невероятной способностью к регенерации, постоянно агрессивные, очень любят человеческое мясо. Они устраивают набеги, провоцируют стихийные бедствия, вызывают катастрофы, а иногда просто обманывают людей.
Впрочем, современная мифология представляет они не как однозначных злодеев. Во-первых, с ними связаны концепции богатства и удачи. Во-вторых, они очень сильные, так что защитники чего-либо – своего города или уличного шествия – стремятся походить на они.
В Ghostwire: Tokyo они представляются нейтрально – дескать, на самом деле они не демоны-людоеды, просто люди в давние времена, когда случалась какая-нибудь катастрофа, предпочитали всё «спихивать» на разных чертей.
«Охота» на они в Ghostwire: Tokyo – это ещё и отсылка на японскую легенду о Момотаро. Этот мальчик родился из гигантского персика, пошёл странствовать, подружился с тремя волшебными животными, угостил их киби-данго, вместе они победили демонов, Момотаро вернулся и стал уважаемым человеком.
Чтобы найти они в Ghostwire: Tokyo, нужно сначала отыскать говорящего белого пса в красной бандане, а затем угостить его киби-данго. Это такие шарики из муки проса.
Дзасики-вараси
Дзасики-вараси – японский домовой, совершенно безвредный, хотя иногда шаловливый ёкай. Описывается как ребёнок в возрасте 3–15 лет. Шалости тоже соответствующие: может переложить подушку из головы футона в ноги или наследить на полу золой из печи.
Считается, что дзасики-вараси приносит удачу, поэтому его любят. А если он уйдёт из дома – это домохозяйство будут преследовать неудачи.
В Ghostwire: Tokyo один из главных героев сразу говорит, что суеверия, связанные с дзасики-вараси – лишь суеверия. Ёкай в игре изображается как маленькая девочка, которая очень любит крекеры. 100% понимания.
Каракаса-кодзо
Каракаса-кодзо – старый зонт, обрётший дух и самосознание. Описывается как одноногий одноглазый зонт, который часто высовывает язык. Нейтральное существо, которое просто существует и иногда пугает людей.
В Ghostwire: Tokyo каракаса-кодзо тоже просто существует. Его можно поймать и получить амулет-магатаму.
Рокурокуби
Рокурокуби – ёкай, который предстаёт в виде женщины с очень длинной шеей. Точнее, днём это просто женщина, а ночью её голова живёт своей жизнью и летает на очень-очень длинной шее.
Рокурокуби не опасны для людей, но крайне вредны: они выпивают масло из ламп. Но местные всё равно эту нечисть не любят.
В Ghostwire: Tokyo рокурокуби предстаёт в виде женской головы на очень длинной шее, выглядывающей из-за угла. Если погнаться за ней, она исчезнет и начнёт выглядывать из-за другого угла. При этом она даже перекус с собой носит – в зубах она держит лампу на палке.
Кодама
Кодама – дух дерева. С людьми почти не контактирует, единственное: эхо в лесу – это его работа. Кодама живёт в деревьях, которые нельзя срубать – если сделать это, дровосек будет проклят на всю жизнь (то есть не то чтобы прямо надолго). Поэтому деревья, где живёт кодама, помечают священными верёвками симэнава.
Кодама не имеет постоянного облика, но часто его изображают в виде старика или маленького духа.
В Ghostwire: Tokyo кодама – это такой кокос на ножках. Найти его можно как раз на отмеченных верёвками симэнава деревьях.
Иттан-момэн
Иттан-момэн – ещё один цукумогами, оживший старый предмет (как каракаса-кодзо). Только на сей раз ожил рулон хлопка – длинный и узкий. Он летает ночами и охотится на людей.
Иттан-момэн – опасный цукумогами: завидев жертву, он спускается и душит человека. Либо обвивает его шею и взлетает ввысь.
В Ghostwire: Tokyo иттан-момэны просто висят в разных местах Сибуи, а охота на них требует постоянных перелётов с места на место.
Кама-итати
Кама-итати – довольно интересное существо. Канонически оно описывается как три ласки, у которых на ногах – лезвия. Зачем три? Просто они так охотятся на людей: первая ласка оглушает жертву, вторая делает несколько надрезов на её ногах, а третья быстро исцеляет. В итоге у жертвы остаётся только несколько глубоких ран, которые, тем не менее, не болят.
Кама-итати – очень быстрый, ловкий и жутковато выглядящий ёкай. Но при этом практически не опасный для человека. Хотя по другим легендам нанесённые им раны потом открываются, и человек умирает от потери крови.
В Ghostwire: Tokyo кама-итати предстаёт в виде «духа ветра», единственной ласки с серпами на передних лапах. Обитает в основном в лесных массивах, и требует погоняться за ним для поимки.
Нэкомата
У японцев очень странные отношения с котами. Считается, что, если кошка проживёт долгую жизнь в доме, она станет нэкоматой – отрастит раздвоенный хвост, научится понимать человеческую речь и пользоваться человеческими предметами, начнёт шалить в доме и может даже убить хозяина.
Тогда, может, под старость выгнать кошку на улицу? Ха! Тогда она станет бакэнэко – научится кидать огненные шары, оживлять трупы, превращаться в людей и может даже убить хозяина.
Ладно, ради сохранения жизни все средства хороши. Убить кошку? Ха! Тогда на вас и на ваши последующие семь поколений будет наложено проклятие.
Точно непонятно, кто опаснее, нэкомата или бакэнэко. Но нэкомата намного крупнее, относится к людям с презрением и даже ненавистью, иногда обладает магией.
В Ghostwire: Tokyo нэкомата – просто торгаши. Они работают продавцами в магазинах, держат лавочки по всей Сибуе и готовы предложить всё что угодно: от продуктов до стрел, талисманов и треков для плеера.
Тануки
Тануки – енотовидная собака-оборотень. Добродушное, дружелюбное и немного глуповатое животное, которое невероятно любит сакэ. Без него хорошее сакэ и вовсе не сваришь.
А ещё у тануки огромных размеров мошонка, которую он может ещё сильнее увеличивать. Просто… почему нет? Кроме мошонки и «пивного» пуза, важный атрибут образа тануки – шляпа.
В отличие от других оборотней, тануки редко превращаются в людей. Обычно они предпочитают принимать форму какого-нибудь предмета.
В Ghostwire: Tokyo от трёх культовых атрибутов тануки осталась только шляпа (и панибратское отношение к герою). В Сибуе спряталось полсотни этих зверьков, принявших формы различных предметов.
Что ещё интересного есть в Ghostwire: Tokyo
Вообще Ghostwire: Tokyo – это целая энциклопедия японской культуры, к которой прикрутили немного геймплея. Здесь оживают городские легенды (например, про таинственную станцию метро, с которой не возвращаются; или про оживающего манекена в школе).
Здесь ветер доносит звуки танца Бон, если вытащить правильное омикудзи – бумажку с предсказанием.
Здесь поля, где прощаешься в близкими, покрыты цветами ликориса – символом смерти и памяти об усопших.
Здесь боёвка основана на кудзи-кири – практике «девяти сечений», девяти жестов рук, использующихся при медитации и молении.
Здесь по всему городу расставлены гасяпон-автоматы, из которых можно достать капсулы с рандомными фигурками. Собери все 30!
Здесь цветёт сакура, выдаётся ачивка за любование луною, по улицам носится нарисованный дракон, Ханако-сан появляется из зеркал, сиба-ину дают себя погладить, несчастный бизнесмен не может облегчить своим сотрудникам жизнь, а душе в туалете нужна бумага, иначе она не покинет этот бренный мир.
Ghostwire: Tokyo – далеко не лучшая игра. Но она сделана с душой и любовью к Японии.