Парадокс Третьей Северной войны или вопросы к политическим концовкам игры Ведьмак 3: Дикая охота

Парадокс Третьей Северной войны или вопросы к политическим концовкам игры Ведьмак 3: Дикая охота

Вступление

Здравствуйте, дорогие любители вселенной Ведьмака. Меня зовут Илья и мне очень нравится игра "Ведьмак 3: Дикая Охота". В данный момент я перепрохожу игру во второй раз и она скрашивает мое настроение уже второй месяц осени. Ведьмак 3 является идеальной игрой в открытом мире для меня и занимает высокое место в пантеоне моих любимых игр.

Но вот, что мне стало сильно непонятно при повторном прохождении - выборы того, кто будет править Севером по итогу Третьей Северной войны. Я считаю имеющиеся концовки как минимум очень странными с повествовательной точки зрения и нелогичными с политической и исторической.

В этом творческом порыве, я постараюсь донести до вас свою точку зрения максимально понятным образом и приглашаю вас к уважительной дискуссии на тему того, каким вы считаете максимально логичным завершение Третьей Северной войны в игре Ведьмак 3: Дикая Охота.

Коротко о Третьей Северной войне

Третий крупный военный конфликт между Нильфгаардской Империей и Северными королевствами, длившийся с 1271 по 1272 год (по вселенной Ведьмака). Основной политический конфликт игры, глобальная война, начавшаяся в связи с империалистическими потребностями Нильфгаарда к расширению своих границ. Королевства Севера с большим трудом отбросили неприятеля в двух предыдущих Северных войнах, но к третьему столкновению оказались совершенно не готовы.

В связи с раздробленностью и феодальными дрязгами, царившими в Северных королевствах, за максимально короткий срок военной компании, Нильфгаард подчинил себе Лирию и Ривию, Аэдирн и Темерию, которые являлись одними из самых больших и могущественных королевств Севера. Единственными противниками империи на контенте остались Редания и ослабленный Каэдвен, который Реданский король решил покорить и сделать плацдармом для войны с Нильфгаардом.

Итак получается, что на момент начала игры на политической карте есть два соперника - империя Нильфгаард, во главе с императором Эмгыром, и Редания, во главе с королем Радовидом V.

Красным обозначена Редания с оккупированным ей Каэдвеном, а темным - Нильфгаард и занятые им королевства
Красным обозначена Редания с оккупированным ей Каэдвеном, а темным - Нильфгаард и занятые им королевства

Силы и возможности сторон

Для начала рассмотрим противоборствующие стороны.

Редания

Одно из могущественнейших королевств Севера, но тем не менее сильно пострадавшее в результате двух предыдущих Северных войн. Известно, что на начало Ведьмака 3, Редания пребывает в остром кризисе. Нильфгаард стоит вплотную к границам королевства и готовится форсировать реку Понтар, высокие налоги, связанные с войной, вызывают недовольство среди населения, большие людские потери вызывают недовольства в армии, растущая оппозиция внутри государства, возникшая в результате тотальных гонений, и появляющаяся экономическая зависимость от Нильфгаарда ставят Реданию в очень сложное положение. Королю Редании Радовиду V пришлось пойти на крайние меры для укрепления государственного порядка - тотальный террор против самых нелояльных слоев населения и создание отрядов Охотников за Колдуньями (по сути личной гвардии короля) призванных укрепить единство государства в борьбе с внешним врагом и объединить страну под знаменем Радовида. Королю удалось обезопасить восточный фланг своего государства, вторгнувшись в Каэдвен и не дав Нильфгаарду получить выход к Пустульским горам. Однако это же создало для Редании дополнительные издержки в виде оккупации Каэдвена, а также сильно растянуло фронт вдоль Каэдвенских равнин. Также точно неизвестно, насколько охотно население занятого Радовидом Каэдвена поддерживает стремление Редании к господству на Севере и насколько оказались эффективными переформированные Каэдвенские воинские части.

Радовид V - последний король Северных королевств. 
Радовид V - последний король Северных королевств. 

Нильфгаард

В начале Ведьмака 3 Нильфгаард практически победил в Третьей Северной войне. Эмгыр поглотил Лирию и Ривию, разбил Темерию и Аэдирн, уже захватил часть Каэдвена и готовится форсировать Понтар для вторжение в вольный Новиград и Реданию. Нильфгаард - сверхдержава. Эта страна экономически превосходит раздробленный Север, в котором постепенно растет зависимость от развитых Нильфгаардских мануфактур. Империя имеет огромную профессиональную армию, сопоставимую со всеми армиями Севера, её мобилизационный ресурс безграничен. Разбив все крупные королевства Севера, у Нильфгаарда остался лишь один противник - Редания. Исходя из имеющихся данных логично предположить, что судьба Севера уже предрешена, однако разработчики считают иначе.

Армия Нильфгаарда - лучшая в мире
Армия Нильфгаарда - лучшая в мире

Почему Редания не пала и какие у неё есть преимущества

Давайте перечислим, какие факторы отделяют Реданию от окончательного падения в сценарии, предлагаемом разработчиками игры:

1) Новиград, крупнейший и богатейший город Севера, находится в руках реданцев и все еще не пал под натиском захватчика.

2) Войска Редании заняли удобные позиции на правом берегу Понтара и выбить их оттуда будет достаточно сложно.

3) Активная партизанская деятельность и назревающие крестьянские восстания, на территории захваченных Северных королевств, мешает Нильфгаарду наладить снабжение наступающих войск.

4) Ресурсы Каэдвена, оккупированного Реданией, обеспечивают стабильное снабжение фронта (я предполагаю).

5) некий "тактический гений" короля Радовида, который помогает ему держать фронт на существующих границах.

Но все эти факторы не являются переломными в войне. После Ваеленской битвы конфликт перешел в форму войны на истощение, а в такого рода войне решающую роль играет экономика. Экономическая мощь Нильфгаарда в разы превосходит Север, его научные исследования опережают всех на континенте, его мобилизационные ресурсы практически не иссекаемы, а сильный флот и морская блокада Новиграда в скором времени свели бы всякие возможности Северян на экономическое развитие в дальнейшем. Даже в перспективе стоянии на Понтаре и войны на истощении у Редании крайне мало шансов на выживание. Эта страна не имеет союзников, а при Радовиде госаппарат тратит дополнительные силы на борьбу против внутренних противников.

Даже после поверхностного взгляда остается впечатление, что всех этих факторов не хватит для получения ощущаемого перевеса в войне.

Имеющиеся в игре политические концовки и их недостатки

Это те вводные данные, что дают нам разработчики в начале игры, теперь давайте взглянем на варианты политических концовок, определяющих судьбу Севера.

1) Нейтральная концовка - если Геральт не предпринял никаких действий в цепочке политических квестов, то в Третьей северной войне побеждает Редания. "Тактический гений" короля Радовида помогает отбросить Нильфгаардские войска. Радовид объединяет весь Север под Реданским флагом (видимо поглощая все остальные королевства) и начинает истребление всех магических существ на Севере.

2) Концовка Дийкстры - если Геральт идет по цепочке политических событий, убивает Радовида и делает свой выбор в пользу Дийкстры, то бывший реданский шпион Дийкстра (а ныне Новиградский мафиозник) становится канцлером Редании, успешно продолжает маневры "тактического гения" Радовида и побеждает в Третьей северной войне. Редания объединяет Север, Дийкстра строит свой Северный Нильфгаард, запуская процессы индустриализации и наращивания оборотов торговли.

3) Концовка Роше - если Геральт убивает Радовида и делает выбор в пользу темерского партизанина Роше, то тот получает от Нильфгаардцев формально независимую, но вассальную Нильфгаарду Темерию. Без "тактического гения" Радовида и Дийкстры Редания проигрывает и весь Север, оказывается под властью Нильфгаарда.

Заговорщики планируют свержение Радовида V
Заговорщики планируют свержение Радовида V

Почему я считаю все эти концовки нереалистичными, сейчас разберу по порядку.

1) Нейтральная концовка - "тактический гений" короля Радовида вызывает много скепсиса. Я не согласен с таким поворотом событий по той причине, что две Северные войны до этого показали нам - только вместе северяне способны не то, что победить, но хотя бы остановить продвижение Нильфгаарда на своих землях. Победы над южанами давались только тогда, когда пять крупнейших государства Севера (Темерия, Лирия и Ривия, Аэдирн, Каэдвен и Редания) объединяли свои усилия и ценой больших потерь одерживали верх над полчищами захватчиков.

Ситуация, в которой весь Север, за исключением Редании, уже пал никак не способствует победе над Нильфгаардом. Армия империи юга в десятки раз превышает Реданскую армию в мобилизационных возможностях, а ресурсы и экономика в сотни процентов превосходят Реданские показатели (учитывая, что во многих регионах Севера Нильфгаардская валюта вытеснила местную). Да, защищаться реданцам позволяет естественная преграда - крупнейшая на континенте река Понтар. Но как Радовид сам переходит через в неё в наступление? Ведь то, что защищает Реданию от вторжения, защищает и Нильфгаардцев от атак в их сторону. Форсирование такой крупной реки требует огромных усилий и напряжения всех военных возможностей страны. Разработчики объясняют нам, что Радовид побеждает благодаря нескольким факторам - контролю над Новиградом и "тактическому гению". Но роль Новиграда, как козыря в войне, остается неясной и нераскрытой, а "тактический гений" короля не имеет никаких практических примеров, его подтверждающих.

Я специально не указал на наличие партизанской борьбы северян с Нильфгаардской оккупацией, как фактор победы Радовида по той причине, что сами разработчики не делают на этом акцента. По сюжету Радовид вообще ссорится с Роше, предводителем темерских партизан, а значит ни о какой систематической поддержке в наступлении на захваченную Нильфгаардом Темерию Редания не получит.

По совокупности всех факторов не могу считать эту концовку правдоподобной. В моей голове не укладывается, каким образом Радовиду удается сломить военную машину империи и самому перейти в наступление.

2) концовка Дийкстры - к ней применимы все те же вопросы, о которых я говорил ранее, ведь по своей сути это та же концовка, что и прошлая, просто меняется правитель Редании и отсутствует инквизиция.

Каким образом реданцы пересекли Понтар, каким образом откинули численно превосходящие силы Нильфгаарда, какова во всем этом роль Новиграда нам не рассказывают. Только в этом случае Дийкстра не обладает "тактическим гением", а продолжает военные шаги, начатые Радовидом. Если посмотреть на обе концовки, то прослеживается одинаковый паттерн - южане уже по факту проиграли войну и в целом уже не важно, кто будет править Реданией. Получается как в меме - "даже последний дурак сможет сможет победить Нильфгаард, нужно только старое реданское...". Что очень странно, учитывая те изначальные данные о войне, что дают нам сами разработчики.

3) концовка Роше - от неминуемого поражения в войне императора Эмгыра спасает верный патриот Темерии Вернон Роше. Звучит интересно, но крайне фантастично. Опять же все строится на одном факторе - "тактическом гении" Радовида. Если Радовид жив, то у Нильфгаарда нет и шанса на победу в войне, но если его убить, то вся сила и воля к победе у реданцев пропадает. Теперь уже и Новиград в руках Редании никакого значения не имеет, ни его флот содействия не окажет. Так еще и за его убийство целому королевству независимость дают! Действительно Радовид - гениальный правитель. А если без шуток, то эта концовка является единственной хоть сколько то реалистичной. Потому как по имеющимся факторам Нильфгаард уже победил в войне и убийство короля Редании и капитуляция с сохранением части своей независимости для Севера уже победа. Вот только это происходит не благодаря сложившимся обстоятельствам, а исключительно благодаря вмешательству во внутренние дела Редании.

Создается ощущение, что Радовид с Дийкстрой действительно имеют неоспоримое преимущество над армией захватчиков, но мы попросту не видим не единого подтверждения этому. Победа Редании не является правдой. Ни одна из существующих концовок не учитывает победу Нильфгаарда над всеми остальными королевствами Севера. Одно из пяти отсталых феодальных крестьянских государств в одиночку громит марширующие орды технологически и промышленно превосходящего гиганта, покорившего весь известный мир, и главные его козыри - это город, важность которого так до конца и не остаётся ясна, и одновременно "тактический гений" и совмещающаяся с этим "безмозглость" (по словам Дийкстры) короля Редании.

Все три концовки просто игнорируют уже сложившиеся "на земле" обстоятельства и ставят нас перед фактом, что победа Редании возможна, хотя возможность этого события должна была быть крайне маловероятна, если не фантастична.

Критикуешь - предлагай

Если исходить из имеющихся данных, то итогом этой военной компании должна быть победа Нильфгаарда. По крайней мере, такая концовка была бы логична при нейтралитете Геральта, который и является той самой фантастической силой, способной повлиять на ход войны.

Мои варианты политических концовок Ведьмак 3:

1) Нейтралитет - при нейтралитете Геральта из Ривии Нильфгаард выигрывает битву за Новиград и подчиняет себе весь Север.

2) Паритет, Новиград за Северянами (Нильфгаардский Север Радовида) - при содействии северянам ведьмака Геральта из Ривии во время Новиградской битвы обе стороны войны не получают значительных преимуществ и истощают свои резервы. По мирному договору Нильфгаард поглощает все земли южнее Понтара, в то время, как все земли севернее реки сохраняют независимость. Радовид V предает Объединенные силы северян, устраняет политических конкурентов и приносит вассальную присягу Эмгыру, в обмен на статус правителя всего Нильфгаардского Севера.

3) Паритет, Новиград за Северянами (Ян Наталис продолжает борьбу) - при содействии северянам ведьмака Геральта из Ривии во время Новиградской битвы обе стороны войны не получают значительных преимуществ и истощают свои резервы. По мирному договору Нильфгаард поглощает все земли южнее Понтара, в то время, как все земли севернее реки сохраняют независимость. Радовид V предает Объединенные силы северян, но оказывается убит и к власти в Реаднии приходит Дийкстра, который начинает индустриализацию Севера и помогает Яну Наталису и Вернону Роше вести партизанскую борьбу в оккупированной Темерии, что приводит к уходу Нильфгаарда из королевства.

А теперь отдельно о каждой концовке.

Какие вводные я поменял в изначальном сценарии

Прежде чем разбирать отдельно предложенные мной варианты концовок, объясню, что я изначально изменил в сценарии, предложенным разработчиками.

1) Основной лидер темерских сил - Ян Наталис, упоминаемый в игре. Ян Наталис является фактическим правителем Темерии после смерти короля Фольтеста. Он один из архитекторов победы Северных королевств во Второй северной войне. Мы не знаем о его качествах, как интригана и политика, но он является культовой для темерцев фигурой - национальным героем, в честь которого даже названа площадь столицы королевства. Морально и из идеологических предпосылок мне кажется он более весомой фигурой в контексте роста национального самосознания в Северных королевствах, а соответственно и более подходящего лидера для оставшихся темерских сил и продолжения борьбы за независимость. Роше я из сценария не исключаю, но подразумеваю, как правую руку Яна. В этом сценарии вся прыть борьбы с Нильфгаардом принадлежит Наталису и он является главным идеологом войны до победного конца, насколько бы реалистичной такая победа ни была.

2) Нильфгаард сильнее пострадал в результате партизанской войны, чем в изначальном сценарии. Яну Наталису и Роше удалось развязать системную борьбу против оккупантов, что привело к сильному истощению наступающей группировки южан.

3) Радовид V осознает стратегическое поражение Севера, но ему необходима большая победа, для заключения мира на его условиях. Он все тот же подозревающий всех вокруг интриган, выстраивающий жесткую вертикаль власти, всё также охотится на ведьм.

4) Ключевое событие этого сценария, происходящее в игре - Новиградская битва. Она не остается за кадром но наоборот - её исход влияет на политическую концовку игры.

5) Каэдвен ведёт изнурительную борьбу с Нильфгаардом, но не захвачен Реданией. Каэдвену срочно требуется помощь Радовида, за которой Каэдвенский посол прибыл в Новиград.

6) Во главе армии Нильфгаарда стоит конкретный Маршал, стратег всей военной кампании южан.

7) Немногочисленная армия Темерии не разбита. Она избежала крупных сражений, сделав ставку на партизанское противостояние. Темерские силы, во главе с Наталисом, ещё держат небольшой плацдарм к югу от Новиграда (вместо реданцев, как это было в игре) и последнюю переправу через Понтар в том районе.

Как вы видите, список изменений довольно большой. Я понимаю, что это сильно размывает те сценарные конструкции, что построили разработчики, но я постарался сохранить основу. Судьбу всей войны будет решать одна единственная военная кампания - Новиградская.

Ян Наталис - национальный герой Темерии
Ян Наталис - национальный герой Темерии

Подробнее о моих вариантах политических концовок игры

Теперь более подробно разберем предложенные варианты концовок с выбором Правителя Севера в игре.

Вернон Роше встречает Геральта в Новиграде во время поисков Цири. Он просит Ведьмака помочь ему в борьбе за судьбу Темерии. Он приводит Геральта на совет Яна Наталиса, каэдвенского Посла и Радовида V, на котором Ян ссорится с королём Редании из-за того, что тот не пришел на помощь его стране в столь нужный час. Радовид парирует - если бы он пошел на помощь темерцам, то потерял бы всю армию там. Сейчас он имеет максимально выгодные оборонительные рубежи против Нильфгаардцев. Каэдвенский Посол просит Радовида о помощи, в самый тяжелый для Каэдвена час, но то не приклонен - король Редании не собирается выходить за пределы своего королевства. Наталис уходит, хлопая дверью и просит Геральта о помощи - ему нужно объединить весь свободный Север для решающего сражения. Для этого нужно пройти цепочку квестов и собрать максимально боеготовое войско Севера, состоящего из темерцев, реданцев, каэдвенцев, моряков со Скеллиге, чародеек и многих других (список продолжите сами). Если игрок отказывается лезть в высокую политику, то активной остается нейтральная концовка, если игрок решает пройти цепочку квестов по объединению Севера, то открывается вторая концовка, в дальнейшем разделяемая на две.

1) Нейтральная концовка - если Геральт не вмешивается в цепочку политических квестов, то Нильфгаард захватывает Новиград и покоряет весь Север. Верно Роше гибнет во время Новиградской битвы, а Ян Наталис уходит в подпольную борьбу, которая в конечном итоге приведет его на виселицу. Радовид V будет смещён с престола, а оставшиеся Редания и Каэдвен будут поглощены Нильфгаардом.

2) Если игрок вмешивается в политическую цепочку квестов и проходит её до конца - убеждает Радовида помочь Каэдвену, на время помириться с чародейками для их помощи в битве, участвует в покушении на жизнь Нильфгаардского Маршала, и помогает его устранить, убеждает Скеллигских моряков помочь в битве и т.д. т.п., то он становится участником Новиградской битвы и своими действиями срывает попытку Нильфгаарда захватить город.

После победы Северяне устраивают совет на Храмовом острове, где планируют дальнейшие военные действия против Нильфов. Однако, не явившийся на совет Радовид V подсылает убийц, которые, если Генральт не вмешается, перебьют всех Северных лидеров. Ян Наталис, Роше, каэдвенский посол, чародейки, Дийкстра и все - все - все основные политические деятели гибнут.

Радовид V приносит присягу верности Эмгыру, в обмен на фактическую власть над всем Севером. Такая сделка выгодна Эмгыру, ведь после последнего Новиградского поражения он понес большие репутационные потери и такой исход кажется ему наименее кровопролитным, менее затратным, быстрым и эффективным. Радовид становится Королём Северных Провинций, королевства становятся автономной частью Нильфгаарда.

В этом сценарии Радовид осознает всю тщетность противостояния Нильфгаарду и решает сохранить Северные королевства иным путем - включив их в состав империи, но получая при этом значительную независимость. Или он просто жаждет большей власти на Севере, которую даст ему эта сделка? Кто его знает, возможно и то, и другое.

3) Если Геральт решает помешать убийцам Радовида и спасает совет на Храмовом острове, то король Редании оказывается убит в ответном покушении чародейками (или кем нибудь ещё). Тогда правителем Редании становится Дийкстра (сохраним этот сценарий), который отменяет дискриминационные законы Радовида и начинает промышленную революцию в королевстве. Он помогает проведению партизанской борьбы Наталису и Роше, в итоге те, по истечению лет, вынуждают Нильфгаардцев отступить из Темерии.

Однако при этой концовке судьба Севера остается не до конца определенной - империя в любой момент может пойти на Север новой войной и не ясно, смогут ли Северные королевства противостоять Нильфгаарду в очередной раз.

Сигизмунд Дийкстра
Сигизмунд Дийкстра

Послесловие

Я большой любитель альтернативных сценариев. Мне всегда было интересно разбирать существующие сюжеты и находить в них новые варианты развития действия. Но не относитесь к этому слишком серьезно - написанные мною альтернативные варианты не больше, чем просто фанфик по мотивам. Я не большой лоровед вселенной Ведьмака, поэтому в какие то моменты мог ошибаться в тех или иных деталях.

А какие варианты политических концовок Ведьмака 3 посещали вас? Согласны ли вы с существующими концовками в игре? Буду рад, если поделитесь своими видениями, касательно концовок игры.

Всем спасибо за внимание!

P.S. Разработчики игры - гениальные сценаристы! Я серьезно, каждый квест игры - золото. Тот мир, который они построили в игре завораживает, его хочется изучать и задерживаться там на дольше. Всё мною написанное - фантазия, не относитесь слишком серьезно.

12
5 комментариев