Почему я до сих пор осторожно верю в новый Mass Effect от останков BioWare

Почему я до сих пор осторожно верю в новый Mass Effect от останков BioWare

Всем привет.

Да, всё именно так, я один из тех оптимистов, кто осторожно верит в успех новой игры серии Mass Effect. И перед тем, как вы, в зависимости от вашего финансового положения, пойдете ставить клоуна, какашку или покерфейс смайл и писать остроумный комментарий про «небинарного крогана», прошу хотя бы бегло ознакомиться с моими размышлениями о том, что сейчас творится в BioWare и почему ситуация как минимум не безнадежная.

Кризис в BioWare и его причины.

Перед тем как перейдем непосредственно к потенциальным шансам на успех новой части Mass Effect, давайте немного копнем яму с навозом, то есть рассмотрим предыдущие три проекта студии и посмотрим, какая у них была причина неудач.

Mass Effect: Andromeda.

Mass Effect: Andromeda - хорошая задумка, которую поручили явно не той команде.
Mass Effect: Andromeda - хорошая задумка, которую поручили явно не той команде.

Mass Effect: Andromeda была практически обречена изначально. Делать большую и полноценную игру, которая должна была положить начало новому витку серии, поручили неопытной BioWare Montreal. Студии поддержки основного подразделения BioWare, ранее работавшей исключительно над ДЛС к основным частям серии.

Кроме того, все внимание руководителей студии и большая было приковано к Anthem (о нем поговорим чуть позже), туда же уходила и большая часть ресурсов. А Andromeda, как нелюбимый ребенок, сидел в углу и довольствовался объедками.

В итоге разработчики собрали все возможные ошибки первого большого проекта. Несколько перезапусков, переоценка своих возможностей, большое вырезание контента и финальный билд, сделанный за 18 месяцев.

Больше всего Андромеда запомнилась ужасными анимациями главного героя, их конечно потом поправили, но осадочек остался
Больше всего Андромеда запомнилась ужасными анимациями главного героя, их конечно потом поправили, но осадочек остался

Как ни странно, я бы не назвал Mass Effect: Andromeda плохим, скорее максимально средним. И уж точно не тем, чего ждали фанаты серии. Вообще про игру, скорее всего, очень быстро бы забыли, и она так бы и осталась неудачным экспериментом, если бы не их следующий проект...

Anthem.

Anthem - самый амбициозный проект и самый большой провал BioWare
Anthem - самый амбициозный проект и самый большой провал BioWare

Благодаря расследованию Джейсона Шраера мы знаем, какие проблемы привели к провалу проекта:

  1. Решение руководства объединить при работе над одной игрой команду Mass Effect и команду Dragon Age. При этом обе стороны друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Что в итоге с самого начала проекта создало в команде напряженную атмосферу, приводящую к большому числу конфликтов
  2. В BioWare не имели опыта работы над сервисными играми, тем более такого масштаба. И, что самое главное, большая часть опытных разработчиков и не хотела особо его получать, что по итогу вылилось в текучку кадров и исход опытных сотрудников из компании.

В итоге закономерно получилась игра, которая показывает, как делать игро-сервисы не надо. При этом боевые механики и полеты на мехах получились очень даже ничего. Это важный момент, который стоит отметить. Позже скажу почему.

Dragon Age: The Failguard.

Даже комментировать не буду.
Даже комментировать не буду.

С последней частью Dragon Age опять же случился целый комплекс проблем.

В EA, похоже, вообще очень не любят за что-то эту серию и всю ее жизнь ее пытались убить (что в итоге и получилось). Сначала Dragon Age 2 получает абсолютно скотский и нереалистичный для игры своего жанра срок разработки, потом Dragon Age: Inquisition заставляют делать на незнакомом разработчикам и совершенно не подходящем для жанра движке Frostbite, не говоря о том, что сначала нужно было делать ММО, потом передумали и разрешили передать в сингл (подробнее про историю создания игры можно прочитать в книге «Кровь, Пот и Пиксели»).

Dragon Age Inquisition, как и вторая часть далеко не шедевры, но учитывая историю разработки, чудо что они получились настолько неплохими.
Dragon Age Inquisition, как и вторая часть далеко не шедевры, но учитывая историю разработки, чудо что они получились настолько неплохими.

Ну и Dragon Age: The Veilguard не стал исключением, после нескольких итераций разработки (нам нужен сингл, хотя нет ММО, нет, все-таки сингл), проект покинули практически все опытные сотрудники, которые работали над серией когда-то.

Им на замену новым гейм директором проекта назначили потрясающего человека Коринна Буше.

Я вот, честно, очень толерантный человек, и мне плевать, какой разработчик расы и гендерной идентификации, в конце концов, мир Dragon Age придумал открытый гей Девид Гейдер, ему это создать кучу интересных персонажей и историй не помешало.

Дориан - отличный пример как можно добавить в игру "повестку" и при этом ничего не сломать.
Дориан - отличный пример как можно добавить в игру "повестку" и при этом ничего не сломать.

Я даже могу простить, что Коринна Буше до этого работал/а только над серией The Sims. Может, он/она всегда мечтали делать RPG, а симс — это так, чисто ради денег и хоть какого-то опыта. В конце концов, такова история создания Expedition 33, например.

Но нет, это был не тот случай. Судя по интервью и получившейся игре, нет, с темной, мрачной вселенной Dragon Age автор явно не знаком. Зато небинарные проблемы Кунари в разгар приближающегося апокалипсиса тут у нас есть... Не буду ничего больше писать про фейлгард. Вы и так все знаете.

Самая большая моя претензия это визуальный стиль. Из самобытной расы эльфы например стали людьми с большими ушами из Самарского косплея.
Самая большая моя претензия это визуальный стиль. Из самобытной расы эльфы например стали людьми с большими ушами из Самарского косплея.

Так вот, почему же все вышенаписанное важно в разрезе нового Mass Effect? Да потому что все указанные проблемы к новой игре на данный момент неприменимы.

Люди, отвечавшие за Андромеду и Вейлгард, уволены, студия снова делает то, что давно хотела — новую игру в любимой франшизе. Ну и ЕА не давит... Пока что, во всяком случае...

Команда.

А теперь давайте рассмотрим подробнее, кто стоит за разработкой новой Mass Effect. Ведь команда — это самое важное. Из того, что я вижу в сети, люди думают, что это бывшие стажеры с синими волосами и двузначной половой принадлежностью, а никого из ветеранов там уже не осталось. Так вот, это не так.

Геймдиректор — Престон Ватамониук.

Престон Ватамониук
Престон Ватамониук

Опытный ветеран BioWare, начинал с Neverwinter Nights (2002), где он работал с D&D системой правил и боевой системой. После этого он был Senior Technical Designer на Star Wars: Knights of the Old Republic (2003). Затем Ватамониук был по сути правой рукой Кейси Хадсона при разработке всей оригинальной трилогии Mass Effect (2007-2012), будучи главным геймдизайнером серии.

Он также отвечал за геймплей Anthem. И если полный провал сервисных механик можно простить за неопытность в жанре, то с боевой частью там было вполне неплохо.

Огромный опыт в индустрии и ведущая роль в разработке оригинальной трилогии, по-моему, отличный кандидат на ключевую роль в проекте.

В интервью для The Game Dev Show он рассказал, что до работы в BioWare три года работал сборщиком мусора, что дало ему время для саморазвития в дизайне игр. Не знаю, зачем вам эта информация, но раз уж я на нее наткнулся, пока готовил этот пост, то теперь и вы страдайте.

Ведущий продюсер — Майк Гэмбл.

Майк Гэмбл
Майк Гэмбл

Первый опыт работы с Mass Effect был в качестве продюсера на Mass Effect 2, где он занимался координацией разработки контента, включая одно из лучших DLC «Lair of the Shadow Broker». Затем он участвовал в разработке Mass Effect 3 как ведущий продюсер, курируя множество DLC-паков.

Арт-директор — Дерек Уоттс.

Дерек Уоттс занимает должность Арт-директора и является оригинальным Арт-директором всей трилогии Mass Effect. Его карьера начиналась с должности 2D artist на Neverwinter Nights (2002). Затем concept artist на Star Wars: Knights of the Old Republic. Уоттс был Art Director для всех трёх частей оригинальной Mass Effect трилогии. После этого он работал Art Director на Anthem.

Концепт арт новой части
Концепт арт новой части

Тоже, как мы видим, ветеран студии, знакомый со всеми играми серии. Плюс к тому, что уже показали, по арту вроде претензий нет, впрочем, показали немного.

Креативный директор — Пэрриш Лей.

Был ведущим аниматором и директором синематиков Mass Effect 1-3. Ушел из компании при разработке Anthem, но затем вернулся.

Ну, по крайней мере, позорных анимаций Mass Effect: Andromeda мы тут увидеть не должны.

Ведущий технический дизайнер — Брендон Холмс.

Тоже ветеран компании, работающий в BioWare еще с 2003 года, прошедший через все игры трилогии.

И вишенка на торте, ведущий сценарист — Мэри ДеМарль.

Мэри ДеМарль(слева)
Мэри ДеМарль(слева)

Не знаю, как для вас, но для меня сценарий, персонажи и диалоги — это важнейшая часть жанра РПГ. Поэтому данная должность важна как никогда. И пусть вернуть Дрю Карпишена (создателя мира Mass Effect) в проект не получилось. Замену ему тоже нашли интересную.

Мэри ДеМарль начала карьеру в игровой индустрии в конце 1990-х, работая над квестами и диалогами для таких проектов, как Myst III: Exile, где она была ведущим сценаристом. Также участвовала в создании сюжета для Homeworld 2 и Myst IV: Revelation.

В 2007 году присоединилась к Eidos Montreal, где стала ведущим нарративным дизайнером и сценаристом таких игр, как Deus Ex: Human Revolution, Deus Ex: Mankind Divided, Marvel's Guardians of the Galaxy, последняя, кстати, получила премию The Game Award за лучший нарратив(на мой взгляд абсолютно заслуженно).

По-моему, отличный послужной список. Хороший социальный сюжет Deus Ex и отличная химия персонажей в «Стражах Галактики», плюс опыт в Sci-fi имеется. Всё это дает надежду на хороший нарратив в новой части Mass Effect. Будем верить.

Диалоги персонажей и химия между ними - сильнейшая сторона Marvel's Guardians of the Galaxy, вообще с чем чем а с нарративом там было все отлично
Диалоги персонажей и химия между ними - сильнейшая сторона Marvel's Guardians of the Galaxy, вообще с чем чем а с нарративом там было все отлично

Как видим, команда получилась очень опытная и именитая. И пусть «отцов» оригинальной трилогии, Кейси Хадсона и Дрю Карпишена, тут нет, те, кто остался, точно не новички в своей сфере. Так что как минимум ошибок Mass Effect: Andromeda и Dragon Age: The Veilguard тут ждать не стоит.

Права на ошибку больше нет.

Если на провалы Андромеды и Anthem EA еще как-то закрыла глаза, то Dragon Age: The Veilguard стал для издателя последней каплей. Все, кто отвечал за игру, покинули компанию или переведены в другие отделы, пока новая Mass Effect находится в стадии пре-продакшена. Всё, история команды Dragon Age закончена.

Практически ни у кого нет сомнений, что если Mass Effect повторит судьбу трех предыдущих игр, студия BioWare будет окончательно закрыта. Так что либо мы получим отличный Mass Effect, либо последний (оба варианта сразу, кстати, тоже возможны).

С одной стороны, такая ситуация будет морально давить. С другой, означает, что пускаться на разные ненужные эксперименты тоже не стоит. По-моему, и в кино, и в играх начинается тренд на возвращения к истокам. И если вы всю жизнь делали сюжетно-ориентированные ролевые игры, то может, спустя несколько неудач стоит к ним вернуться?

Все что мы знаем о новой Mass Effect это наличие в сюжете Лиары, и намеки на каноничность "красной" концовки.
Все что мы знаем о новой Mass Effect это наличие в сюжете Лиары, и намеки на каноничность "красной" концовки.

Успех Baldur's Gate 3 и Expedition 33 показали, что большое количество людей готовы покупать игры жанра CRPG и JRPG, если они сделаны качественно. Ну нужно пытаться привлечь аудиторию Форнайта, они все равно не придут. А вот свою core-аудиторию потеять можно запросто.

Из расследования Джейсона Шраера можно сделать вывод, что как минимум частично в компании это понимают.

Так как команда Dragon Age: The Veilguard не успевала в срок, им на помощь временно передали команду Mass Effect. И последние жестко раскритиковали то, что увидели. Им не понравился сюжет, стиль и диалоги. Они сравнивали игру с Forspoken и были уверены, что игру постигнет та же участь.

В итоге сделали за оставшееся время, что смогли. Если верить статье, то больше всего успели исправить в финале игры, который, на мой взгляд, получился вполне неплохим. Еще один повод не сбрасывать новый Mass Effect со счетов.

Почему я до сих пор осторожно верю в новый Mass Effect от останков BioWare

При этом, несмотря на все вышеперечисленное, я не думаю, что мы получим игру на уровне оригинальной трилогии, но уж точно лучше трех последних проектов компании. Главное, чтобы ЕА дала студии жить.

Последние изменения в издательстве требуют сильной оптимизации и сокращения расходов. А тут у нас студия, которая уже больше 10 лет не выпускает прибыльные продукты. Еще и последний проект вот уже лет 5 находится в стадии пре-продакшен. Всё это очень грустно на самом деле.

Единственное, что меня успокаивает, так это тот факт, что сериал по Mass Effect уже запущен в производство, хоть и на очень раннем этапе. Закрывать студию разработчика, которая участвует как консультант в создании сериала, и отменять следующую часть было бы очень глупо. Разве что сам сериал не прикроют, учитывая, что съемки должны стартовать только через год, а Amazon тоже проводит оптимизацию...

С одной стороны Амазон это Кольцо Власти и Колесо времени, с другой Fallout и Пацаны...
С одной стороны Амазон это Кольцо Власти и Колесо времени, с другой Fallout и Пацаны...

И все-таки я настроен оптимистично, очень я люблю игры серии Mass Effect и старой BioWare, и хочется если и не триумфального, то хотя бы достойного возрождения по сути уже классики ролевого жанра.

14
7
4
26 комментариев