Мысли о Transistor

Transistor - это игра выпущенная студией Supergiant games в 2014 году в жанре Action\RPG.

Я играл в это произведение дважды - один раз вскоре после выхода, а второй завершил буквально несколько минут назад. И на контрасте этих опытов мне бы хотелось изложить некоторые мысли о сильных и слабых сторонах, а также об общих и частных моментах этого интересного творения, которые заслуживают упоминания.

Пожалуй одна из сильнейших сторон Транзистора - саундтрек
Впечатляющая открывающая сцена
Впечатляющая открывающая сцена

С самого начала игра бросает нас в самую гущу событий. Девушка оказывается одна на улице странного города в компании воткнутого в труп говорящего меча, сейчас понимающего не больше неё. Знакомьтесь - это Ред, певица, в результате атаки потерявшая голос и любимого человека, слова которого будет раздаваться внутри меча на всём протяжении игры. После успеха Bastion - предыдущей работы студии - закадровый голос стал своеобразной визитной карточкой команды и здесь получил своё развитие. Пожалуй, сразу скажу, что Голос - украшение игры. Он остроумен и приятен, рассказывает как о мире, так и конкретных персонажах, местах и событиях, отпускает комментарии по каждому поводу, что порой бывает весьма неожиданно и впечатляюще как много здесь продуманно, и делает происходящее удивительно живым, особенно на контрасте с обезлюдевшим городом, который наводнили странные био-механические создания под общим названием Процесс, настроенные явно недружелюбно, как мы узнаём от наполовину переработанного ими трупа, душу или же сознание которого поглотил Транзистор - собственно, наш меч.

Тёплое, утопичное место, архитектура которого навевает мысли о США в начале-середине ХХ века 
Тёплое, утопичное место, архитектура которого навевает мысли о США в начале-середине ХХ века 

Место действия разворачивается в странном киберпанко-ретрофутуристическом городе Клаудбанк. Место, где то ли виртуальность слилась с реальностью настолько сильно, что они стали одним целым, то ли это и есть настоящая виртуальность с людьми живущими здесь как в Матрице. В любом случае технологии тут шагнули настолько вперёд, что люди не смотрят прогнозы погоды, а сами выбирают её себе под настроение, голосуя в специальных терминалах, всюду расставленных по улицам.

Прямая демократия во всей красе
Прямая демократия во всей красе

Итак, в своей основе это изометрическая РПГ основная суть которой в своеобразной боевой системе. У нас есть некий набор способностей, количество которых пополняется по ходу сюжета. И есть три главные опции - использовать умение как есть, использовать его как дополнение для другой атаки, или использовать в качестве пассивного бонуса для героини. Например, у нас есть атака, которая оглушает противников. Мы можем использовать её по прямому назначению - бить, а может "положить" её в другую атаку с совершенно другими свойствами и уже эта атака начнёт оглушать в дополнение к тому, что она и так делает. Либо мы можем использовать её в качестве пассивки и она даст нашей героине иммунитет к оглушению и небольшую защиту от урона. Чтож, на бумаге это звучит довольно интересно и комплексно. Но на деле имеется ряд проблем.

Стилизация под программирования немного путает по началу
Стилизация под программирования немного путает по началу

И если попытаться выделить главное, то это во-первых то, что функций - так называются эти способности - не так уж и много, к тому же большая часть представляет собой разные вида снаряды, эффекты которых просто линейно складываются друг с другом, что ограничивает интересные взаимодействия и комбинации. А во-вторых то, что у этой системы есть некая критическая масса - до определённого этапа всё слишком ограниченно, чтобы развернуться на полную - мало как функций, так и слотов под них, не говоря уже о том, что все сразу взять, конечно же, не дадут.

Однако, с определённого этапа становится довольно весело. Миньон, который имеет отравляющую ауру и притягивает к себе врагов - да пожалуйста. Быстрый скачок, который наносит урон всем, через кого проходит и оставляет после себя электрический след - без проблем. Разделяющийся и рикошетящий снаряд, который ещё и взрывается при каждом попадании - стоит только пожелать.
По моему мнению всё дело в реализации. Идея звучит очень интересно, но, к сожалению, только звучит. Геймплеем Транзистора наслаждаться мне было довольно сложно и в полной мере получилось лишь на предпоследнем этапе, когда уже есть много опций, но враги не являются настолько неприятными, как в финале.

Драматичная и интересная ситуация - ничего не скажешь
Драматичная и интересная ситуация - ничего не скажешь

Но что же у Транзистора с историей? Довольно неоднозначно, причём относится эта неоднозначность скорее к общим обстоятельствам. Весь сюжет ты следуешь целям, которые последовательно возникают перед тобой, получая краткие объяснения зачем это нужно - понимание сохраняется и не вызывает вопросов, но дьявол, как всегда, в деталях. И пожалуй моя главная претензия в том, что тут нет целостности и проработанности. Мы проживаем определённое приключение, но не получаем достаточной информации ни о мире, ни о персонажах, ни о механизмах событий, которые по ходу истории происходят. Безусловно, если читать вообще всё, для чего, к слову, требуется играть в усложнённом режиме, и активно спекулировать по ходу, то можно представить картину достаточно правдоподобно, однако сюжет отчётливо даёт понять, что он не хочет рассказывать чёткую картину происходящего. Он не хочет говорить напрямую чем является антогонист и почему он делает то, что делает. Иди в замок, убей дракона, спаси мир - примерно такая складывается картина, причём не то чтобы тебе рассказывают хоть про один элемент из этого. И у меня с этим проблемы. Если на меня вываливают ворох фактов и ещё большую кипу недосказанностей и намёков, то у меня всегда возникает мысль - если бы я сам хотел придумать историю, то я бы это и так сделал, без всех этих полуфабрикатов. Мне бы напротив хотелось послушать то, что сам бы я никогда не придумал и Транзистор с этим не справился в плане своего сюжета и глубины.

И казалось бы - сюжет по структуре тривиален, хоть и пытается выглядеть чем-то большим, геймплей не без проблем, так почему это произведение любимо столь многими? А ответ в том, что Транзистор - это довольно специфичный случай, когда главное в работе - это опыт, ощущения и переживания и вот с этим история справляется прекрасно. Главное здесь это не узнать все причинно-следственные связи, не использовать самые безумные комбинации для победы над врагами, а в том, чтобы прожить эту историю, прожить этот мир и эти взаимоотношения между героями.

Шикарные цвета шикарной композиции
Шикарные цвета шикарной композиции

В Транзисторе, как и во всех работах студии очень многое строится на деталях, атмосфере и подаче. Ты погружаешься в мир и просто наслаждаешься маленькими моментами и взаимодействиями между персонажами. И вот здесь все эти недосказанности и намёки работают хорошо - именно потому, что ты заинтересован в главных героях и любую информацию о них ценишь.

На самом деле это довольно сложно описать, но когда тебе в самом начале предлагают на выбор четыре пиццы, то после выбора в голове проскакивает мысль перезапустить и пройти этот момент ещё раз, просто чтобы услышать, что наш Голос скажет о каждой. Потому что тебе действительно приятен и интересен этот персонаж с его комментариями, что ещё больше подогревается его полной анонимностью, логичной в рамках истории - не будут же знакомится персонажи, которые уже какое-то время влюбленны друг в друга - но при этом очень действенной в качестве художественного средства - уж очень тебе любопытно кто он такой. Вся его загадочность, все разговоры о чувствах и намерениях, прошлых и будущих, та поддержка, которую Голос оказывает Ред, при том что сам в намного худшем положение - ты проникаешься этим, действительно проникаешься и только за это можно любить Транзистор, за то, что он добивается столь многого такими простыми средствами. В нём чувствуется душа. В моменты когда Ред начинает напевать песню и голос пропевает слова за неё есть очень много особого очарования, а те редкие случаи, когда она общается с Голосом набирая текст в подвернувшемся терминале удивляют настолько же, насколько и трогают. Транзистор очень силён этими моментами, невероятно силён, и в этой его части можно раствориться и не нужны тебе никакие объяснения где они, кто они и почему они именно здесь и сейчас.

Невозможно не упомянуть рисовку и то как она прекрасна, хотя это и практически стандарт для студии. Цвета, композиция, перспективы, сам стиль - всё исполнено на высшем уровне. Практически каждым местным фоном можно долго любоваться, особенно под эту музыку, совмещающую в себе и что-то старинное, древнее, но в то же время совершенно отчётливо электронное - продолжения дуализма местного стиля. Порой даже удивляешься как много атмосферы оказывается завязано на музыке и как хорошо она работает на общее впечатление, подчёркивая все нужные моменты. А какие тут вокальные партии...

Если говорить в итоге, то Транзистор прекрасен - не в технической стороне, но благодаря чувствам и эмоциям, которые ты переживаешь по ходу этой истории. К сожалению, это делает опыт немного одноразовым и на второй раз я значительно больше внимания обращал на недостатки и меньше погружался в магию происходящего. Однако, когда я вспоминаю свой первый опыт - да, впечатление было сильное. Меня особенно поражает, как у студии получается делать прекрасные концовки из раза в раз - это какое-то особое непостижимое искусство.
Транзистор понравился мне меньше чем прочие работы, хоть и не намного, но тем не менее он вызывает приятные эмоции и в нём есть своя магия и уникальные моменты, особенно для первого опыта.

Мысли о Transistor
11 показ
6K6K открытий
28 комментариев

Бастион было легко играть и приятно. С транзистором ровно наоборот.

Ответить

Индивидуально.
Через силу прошел некогда расхваленный Бастион. Выбил 100% в Транзисторе, случайно купив его на распродаже спустя год после релиза. Pyre не зашла совсем.

Ответить

Бастион прошел на 100%, со всеми испытаниями во снах, Транзистор осилил только основной сюжет, в Пайр вроде только половину.

Ответить

Нужная комбинация - легкая победа.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я где-то после середины нашел пару имбовых билдов оружия и прошел игру особо не напрягаясь. Во втором прохождении вообще не потел даже против прокачанных врагов, так как эти самые билды оружия не отобрали.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить