Я вернулся в GTA San Andreas спустя 20 лет, и игра все также прекрасна
Мое прохождение переизданий трилогии GTA наконец завершилось, и есть что сказать по этому поводу.
Оригинальную GTA San Andreas я полностью проходил почти сразу после выхода игры. Провел в ней много времени - катался по горам, участвовал в гонках, осваивал управление воздушным транспортом - и это было классно. За прошедшие 20 лет я достаточно хорошо помнил игру, но переиздание все же смогло меня удивить.
По воспоминаниям мне GTA VIce City запомнилась лучше, чем San Andreas, наверное благодаря ее вайбу 80-х. Но сейчас после прохождения обеих хочу сказать, что SA однозначно лучше. VC портит линейность второй половины игры, где покупаешь бизнес, выполняешь его миссии, переходишь к следующему и т.д. И утомляет наматывать круги по городу, собирая доход с бизнесов. В SA тоже под конец обязывают зачищать районы, но это проходится быстро и относительно легко, стоит приноровиться.
А так игра просто отличная, и лично мне запомнилась множеством ярких и забавных моментов:
- общение со слепым китайцем и его фраза "I am blind, Carl, not stupid"
- ограбления с Каталиной и ревнивые звонки от нее
- база от правительственного агента про развал СССР
- и многое другое
Когда я писал про свои игры 1 полугодия 2025 года, то упомянул, что главный герой GTA 3 тот еще социопат. Убивает главу банды, потом спокойно общается с его сестрой и помогает ей отомстить будто бы убийцам. Так вот, в SA я встретил/вспомнил целых два таких момента:
- когда сначала мы катаем на капоте представителя одной из мафиозных семей, а потом приходим к нему с физическими и психическими травмами после нашего "катания". Забавно наблюдать, как СиДжей поначалу прячется от него и пытается не показать лицо
- когда сначала мы грабим особняк известного рэпера, крадем у него книжку с рифмами и по сути разрушаем его жизнь, а в конце игры наоборот помогаем ему - возвращаем особняк и сборник с рифмами и расправляемся с его неудачным преемником. Кстати, вот эта линия так и осталась незавершенной - рэпер так и не узнал, что именно СиДжей изначально ему так испортил жизнь. Хотя причастных там хватало.
Еще одна незакрытая линия - сестры СиДжея и ее парня Цезаря. Ближе под конец игры Цезарь говорит СиДжею, что хочет жениться на сестре, и просит заступиться за него перед их братом Свитом. СиДжей обещает, и на этом все. Хотя наверное можно было бы посвятить миссию тому, как СиДжей всех их сближает.
Впрочем о брате хочется поговорить отдельно. Есть сюжетный момент в SA, который что 20 лет назад, что сейчас вызывает у меня горение. По сюжету вскоре после начала игры друзья предают СиДжея и его брата Свита, героя выгоняют из города, а брата сажают в тюрьму. Брат практически всю игру сидит, звонит и жалуется на жизнь, что теперь заперт надолго. Но все же СиДжей благодаря помощи правительственного агента выпускает брата.
Главный герой рад видеть брата и хочет показать ему, чего он добился - свой бизнес, казино, много собственности, он стал успешным. Но Свит резко осаживает СиДжея и обвиняет в том, что он забыл про родной район, который погряз в наркоте. Ведет себя явно агрессивно и на мой взгляд незаслуженно.
Ведь по факту он говорит это СиДжею, который за время действия игры тоже перенес многое - грабил военные базы, угонял истребитель вертикального взлета, пережил множество заварушек с противниками, которые пытались его убить. И такие вот обвинения звучат очень обидно.
Дальше больше - стоило брату вернуться домой, и он уже цепляет первую попавшуюся девушку, которая уговаривает его закинуться наркотой - и если бы не СиДжей, это бы случилось. Вот и вся его гордая позиция, да. И все равно ему хватает совести упрекать СиДжея в том, что его не было в городе, пока Свит содержал семью (но не нормальной работой, а грабежами). Опять же, он говорит это человеку, который ради ограбления казино одевался в БДСМ-костюм и вынужденно сходил на несколько секс-свиданий к крупье (где вряд ли был активом). А совсем недавно СиДжей стоял в вырытой собственными руками могиле и смотрел в дуло пистолета коррумпированного полицейского.
Я могу конечно понять Свита, который вырос в своем районе, не видел особо ничего и держится за него. Но он осуждает СиДжея, даже не поинтересовавшись, где он был и чего пережил - и это на мой взгляд плохо.
Честно, вот здесь мне очень не хватает возможности выбора концовки - помочь Свиту или послать его нахрен и уйти. Это черная неблагодарность. Но СиДжей не такой - он может не самый умный парень, но покладистый и верный. Он терпит все нападки Свита, освобождает родной район и объединяет семью. Даже главного врага Биг Смоука СиДжей жалеет перед смертью, понимая его мотивы (интересен еще факт, что логово Смоука мы зачищаем в одиночку, брат куда-то удачно пропадает).
Так вот, GTA SA все еще отличная игра. Геймплейно конечно немного устарела, но она достаточно разнообразная, чтобы увлечь. А сюжет и вовсе ни капли не состарился - он все еще интересный и цепляющий. Отличная игра все еще спустя 20 лет.