Популярное
Свежее
Моя лента
Сообщения
Рейтинг
Пополнить Steam
Низкая комиссия
Темы
Игры
Гайды
Офтоп
Ночной музпостинг
Вопросы
Творчество
Кино и сериалы
Музыка
Инди
Милые животные
Показать все
DTF
О проекте
Правила
Реклама
Приложения
Аккаунт удален
Игры
10.03.2019

Статья удалена

Статья удалена

Мы все знаем сказку про Курочку Рябу. «Дед бил – не разбил, баба била – не разбила», - почти сразу всплывает в нашей памяти.

Сказки являются неотъемлемой частью культуры каждого народа, в этих историях, которые часто символизируют собой слепок времени, содержится важная информация о традициях, быте, суевериях и даже страхах. Всемирно известные сказки - язык универсальной культуры, наряду с изобразительным искусством и музыкой. Мы все знаем, что бабушку съел Волк, что Король голый и что если хочешь выбраться из сумрачного леса, надо идти по хлебным крошкам.

А что, если привычный сюжет вдруг пойдет совсем иначе? Согласитесь, доплывший до Нью-Йорка «Титаник» вызовет у вас недоумение и желание разобраться, что тут пошло не так. Разрушение архетипа сказки даёт не меньший эффект, а выворачивание её наизнанку отпирает множество замков для исследования границ таких интерпретаций. Этим приёмом пользовались многие кинорежиссёры, а позже стали пользоваться и разработчики игр.

Предупреждаю, что в тексте будут спойлеры, так что кто не спрятался, я не виноват.

Следуй за Белым Кроликом

Мне помнится, как в одном из игровых журналов в статье к выходу American McGee’s Alice написали что-то вроде «Знал бы Кэрролл, какого демона породит его «Алиса», порвал бы рукопись к чертовой матери». Однако американский геймдизайнер был не первым, кто интерпретировал приключения маленькой девочки в Стране Чудес как мрачную, ужасающую историю.

Если отбросить факт того, что даже в своё время «Алису» не считали детским произведением, многие художники и впоследствии режиссёры изображали сюжет кэрролловской сказки, исключая из него юмор и веселую бессмыслицу, и смещая акцент к некоему психологическому лимбу, в котором оказывается героиня. Один из таких известных примеров – чешский фильм Яна Шванкмайера Neco z Alenky (досл. «Сон Алёнки»), в котором местная Алиса словно попадает не в Страну Чудес, а в самый настоящий ад.

Статья удалена

В настоящем аду оказалась и героиня издательства EA Games, которое попросило молодого разработчика Американа Макги придумать концепцию для оригинального проекта. Существует расхожий миф, что идея пришла к геймдизайнеру по накурке – доподлинно неизвестно, так это или нет, но игровая вселенная впоследствии получилась именно такой.

К слову, изначально игра должна была быть ещё жестче – возвращение Алисы в Страну Чудес было ознаменовано не травмой после потери родителей в страшном пожаре, а в результате насилия над ней отчимом, которого она убила. Но издатель посчитал, что это будет ту мач и команда начала прорабатывать другие идеи.

Помимо потрясающей атмосферы и совершенно безумного, болезненного саундтрека, методично развязывающего узелки в ваших нервах, здесь представлена целая экспозиция неожиданно истолкованных персонажей оригинальной сказки.

В сознании Алисы близнецы были врагами, тогда как в реальности - пытавшиеся утихомирить буйную пациентку психиатрической клиники санитары. <br />
В сознании Алисы близнецы были врагами, тогда как в реальности - пытавшиеся утихомирить буйную пациентку психиатрической клиники санитары.

Загадочно улыбающийся Чеширский Кот стал похож на героинового наркомана, при этом, правда, не утратив фирменной учтивости. Безумие Шляпника словно помножили на сто, добавив к нему садистские наклонности и маниакальную пунктуальность. Не самая приятная даже в оригинальной истории Герцогиня стала безумной людоедкой с оружием в виде перечницы, от палящих зарядов которой вам придётся уворачиваться на бешеных скоростях.

Разработчики American McGee’s Alice часто пользуются приемом обманутого ожидания, проводя игрока через невероятные психологические и буквальные лабиринты. Например, мы все знаем, что Белый Кролик – наш проводник в алогичном мире Вандерленда, и тем больше конфуза испытываем, когда он погибает в середине игры. Мы знаем, что Красная Королева жестока, неуравновешенна и разрушительна, поэтому в конце искренне удивляемся, когда узнаем, что спасать Страну Чудес надо не от неё, а от нас.

Статья удалена

Конечно, игра состоит из множества оригинальных идей и уникальных решений - разработчиков язык не поворачивается упрекнуть в слепом копировании чужой интеллектуальной собственности. Однако именно основа, на которой создатели возвели новую Страну Чудес, делает её настолько впечатляющей.

Не сворачивай с пути

Ещё одна игра, где нам придётся продираться через внутренние лабиринты героев - вышедшая в 2009 году The Path. Здесь есть этот личный внутренний апокалипсис, место действия которого неизменно от одной главы к другой. Нам придётся провести через лес (как вы понимаете, не только буквальный) шесть «Красных Шапочек». Примечательно то, как создатели реализовали прохождение – игроку предлагают самому выбрать, каким образом дойти до бабушки. Вариант с тем, чтобы остаться на пути, убережёт вас от встречи с Волком, но тогда вы лишитесь ключей к пониманию истории.

Статья удалена

Отсылки к произведению Шарля Перро здесь начинаются прямо с имен девочек – все они символизируют определённый оттенок красного (Скарлет, Кармен, Руби, Джинджер, Роуз и Робин).

Статья удалена

Волк в The Path – это не то серое животное с большими ушами, зубами и так далее. Это вообще не животное. Например, «волк» Руби это паренёк, которого она встречает в лесу на детской площадке. Вот он тащит свёрнутый ковёр, вот подсаживается на скамейке и протягивает ей сигарету, а после этого девушка, обхватывая себя руками, оказывается на тропинке, ведущей к бабушке – или, если хотите, к смерти.

Пропитанная символизмом, игра раздаёт паззлы, которые вы можете сложить и сами интерпретировать в историю каждой из героинь. Примечательно, что официальных версий нет – есть только общепринятые.

Статья удалена

Отдельно стоит сказать про музыку, которую написала Джарбо – она как нельзя кстати подчеркивает тему поиска, отчаянных попыток выбраться, осознать, этакий своеобразный реквием по человеку. Как вы знаете, в оригинальной версии Шарля Перро Красная Шапочка не спаслась. Разработчики The Path, видимо, решили не отходить от этой идеи и отлично её развили.

Правило розы

Сюжет японской игры 2006 года Rule of Rose не основан на какой-то определённой сказке, однако в отдельных моментах отсылает ко множеству известных нам произведений. Причём, делает это в самой страшной манере.

Статья удалена

В качестве источников вдохновения создатели называли сказки Братьев Гримм и предшественницу в жанре survival horror Silent Hill (первая часть которой сама имела достаточно много отсылок к известным детским произведениям).

По сути, Rule of Rose – это сказка, созданная из многих маленьких сказок. Главная героиня игры Дженнифер – это и Алиса, и Красная Шапочка одновременно, которой придётся пересечь сумрачный лес собственных детских воспоминаний, полный жутких и пугающих моментов.

Сказки внутри сказки. Скриншот сделан в разделе английской версии сайта Rule of Rose Wiki.<br />
Сказки внутри сказки. Скриншот сделан в разделе английской версии сайта Rule of Rose Wiki.

Здесь будет и белый кролик Питер, которого жестоко забьют дети, и который одновременно будет являться ещё одной отсылкой – догадайтесь, к какому произведению, если его хозяйку звали Венди.

Но, пожалуй, самый ужасающий образ в этой игре в частности и в целом в играх, которые мне довелось проходить – это один из боссов, именуемый Принцесса Русалка. Такую форму в искаженном сознании главной героини приняла одна из жительниц приюта, девочка по имени Клара. Игра непрозрачно намекает, что директор сиротского дома проявлял к Кларе повышенный интерес, из-за чего она его избегала и сильно боялась. В форме Русалки Клара не имеет рыбьего хвоста – вместо этого её ноги туго перевязаны верёвками. Разработчики объяснили выбор образа для жертвы сексуального насилия тем, что «русалка не может раздвинуть ноги».

Статья удалена

Нужно отметить, что из-за поднимаемых проблем и совсем недетских тем Rule of Rose было отказано в издании во многих странах.

Happy end?

Стоит сказать, что не все разработчики рассматривают сказки как тёмную почву для создания собственных сюжетов. Отдельного упоминания требует целая глава из дополнения «Кровь и вино» к игре «Ведьмак», где мы из Туссента перемещаемся в Страну тысячи сказок. Отсылки в этой небольшой иллюзии встречаются буквально на каждом шагу – и даже к не самому счастливому финалу Рапунцель из смотровой башни разработчики подошли с юмором. Именно через призму весёлого хулиганства раскрываются мини-сюжеты различных сценок, свидетелем которых становится Геральт.

Статья удалена

В игре Nevermind историю про Гензель и Гретель сделали основой туториала - только вместо хлебных крошек на пути вам будут встречаться целые буханки. А в первой части Silent Hill часто упоминается любимое произведение Алессы – «Алиса в Стране Чудес». Помимо этого в игре есть загадки, основанные на сказке Льюиса Кэрролла.

Вот неполный список (всё, что вспомнилось на момент написания), когда разработчики брали что-то известное и делали на его основе собственный сюжет. Если вы знаете про что-то ещё – обязательно напишите.

Вот и сказочке конец

Подытоживая, мне хотелось бы вернуться к Курочке Рябе. «Дед бил – не разбил, баба била – не разбила», - я только недавно задался вопросом, почему же старики расстроились тому, что яйцо в итоге повстречало пол, ведь сами же пытались.

Оказывается, мне известна упрощенная и изменённая версия оригинального текста (которых, к слову, тоже существует несколько). Яйцо в древней культуре символизировало мироздание, а золотое («что было первым – курица или яйцо?»), в одной из интерпретаций, обещало раскрыть секреты бытия. И когда оно разбилось, дед и бабка плакали не от обиды, а от страха - внутри яйцо оказалось пустым. Такая вот неожиданная метафизика. И отличный, на мой взгляд, сюжет для игры.