Battlefield 6 - 60 часов спустя.
Первичный восторг прошёл и пришло грустное осознание. Ну или трава была зеленее. Тут уж не знаю.
Все очень любит винить ЕА в том что она делает бездушные деньговыжималки. Что это контора маркетологов (я, кстати, с этой точкой зрения вообще не согласен). И тут вышла шестая Батла, которую все крепко полюбили ещё до релиза. WE ARE SO BACK и всё такое. Но если присмотреться к Battlefield 6 - это как раз тот самый максимально бездушный продукт, сделанный с целью как раз выжима бабла.
Есть посмотреть на всю серию Battlefield, можно увидеть, что авторы всегда охотно экспериментировали с её частями - меняли сеттинги (BF 1, Hardline, 2042), экспериментировали с механиками (Герои вместо классов, экспериментальный баланс на ранних этапах BF1, строительство из BFV, Леволюшн из BF4 и т.д). Battlefield никогда не стояла на месте, в отличие от CoD никогда не занималась штамповкой одинаковых пострелушек, а старалась меняться, развиваться, находить новые интересные идеи, способные улучшить и углубить игровой опыт. Делали это наперекор желаниям аудитории - иногда угадывали, иногда нет.
Чаще всего проблемой игр серии была сырость на релизе и сомнительная работоспособность этих новых идей. Но давайте отдадим серии должное - они всегда старались не превратиться в конвеер и каждый раз показывать по-настоящему новую Battlefield. Хотя их об этом никто не просил. Подобно своему главному конкуренту - ничего не мешало им дропать по ещё одной игре каждый год, в которой изменений наберется на небольшой патч.
До этого дня.
Мы все схавали Battlefield 6 с большой радостью. И я тоже. Ведь это буквально будто Battlefield 3, вновь оживший на моём компе. Классный, отполированный, весёлый. По-хорошему продуманный и проработанный.
Но вообще-то - абсолютно бездушный.
Игры Battlefield почти всю их историю делали одни и те же авторы. Те, которые сейчас организовали Embark, сделали The Finals и ARC Raiders. И серию отдали Винсу Зампелле - отцу современных шутеров, главному визионеру в жанре и крайне эффективному менеджеру в одном лице.
И Винс действительно сделал ту самую Батлу, которую все хотели. Действительно, выглядит так, будто Зампелла сам денно и ночно смотрел блогеров на YouTube и вычитывал Reddit на предмет каждого замечания и каждого недовольства к каждой части игры со времен Battlefield Bad Company 2. И одновременно с этим Винс сгладил все углы, создав абсолютно безрисковый продукт. Настолько нацеленный на аудиторию, что уже не имеет своего лица - это игра родилась будто как результат хайвмайнда всех игроков в прошлые части.
Всё в BF6 выглядит ровно так, как все хотели - никаких экспериментов, никаких новых механик, никаких сомнительных моделей монетизации, никаких новых сеттингов или экстравагантных стилистических решений.
Но мы же с вами любим другую Battlefield, вообще-то.
Мы любили Battlefield 3 не только за то, что это был невероятный по тем техническим меркам мультиплеерный шутер. Мы любили её за дерзкие решения - за очень странный саундтрек, похожий на скрежет металла, за очень пёструю и нестандартную для милитари-шутера цветовую гамму с обилием оранжевых флар на заставках и картинках, за особую цветокоррекцию и очень контрастную картинку с перенасыщенными тенями. Каждый, кто в те годы играл в BF3, может вспомнить эти пятна на противогазе, которые бликуют на солнце, пульсирующий голубой квадрат на экране загрузки.
Всё это было очень в новинку, было не похоже ни на один шутер. Всё это выдавало в BF3 не только крутой шутер, но и поле экспериментов, где авторы решили пойти сразу на целый ворох сомнительных решений, каждое из которых могло не понравиться большей части аудитории.
Я уверен, что каждый, кто тогда заигрывался в BF3, сможет вспомнить кучу маленьких деталей, которые были очень свежими, очень новыми.
Другой хороший пример - Battlefield 1
Своим первым же трейлером Battlefield 1 оторвала жопу вообще всем. Оказывается, сеттинг первой мировой может быть эпичным. Оказывается, можно совместить траншейные войны, конную пехоту, Seven Nation Army и The Glitch Mob - и получить просто мозговзрывающее сочетание. Если вас в своё время не поразил тот самый трейлер Battlefield 1 - я вам не поверю.
Оказывается, шутер про первую мировую может быть угарным, драйвовым, красивым и захватывающим.
И посмотрите на это глазами жадного издателя, гендира конторы ананасов - это же просто абсурдное маркетинговое решение - все любят играть либо в милитари-шутеры про современную войну, либо в sci-fi. Второй мировой увлекаются хардкорщики, которым в прикол играть в гиперреалистичные симуляторы, а для казуальщиков этот сеттинг давно умер. По первой мировой ВООБЩЕ нет ничего внятного - нет достойных прецедентов, чтобы это как-то могло увлечь аудиторию.
Люди любят танчики, АК-47 и бои в мегаполисах - какие нахер лошади, цеппелины? В такую игру даже RPG толковую не добавить.
А вот так. DICE и ЕА хватало не только смелости на такие решения, но и чувства вкуса, чтобы реализовать подобную экстремальную задумку так, что всем понравилось. Battlefield 1 - самая продаваемая часть в серии, кстати.
Удивительное чутье позволило упаковать один из самых скучных военных сеттингов так, что он смог понравиться практически всем, ещё и собрать большую кассу. Мы узнали, что Первая Мировая - это не скучно.
Такие Battlefield оставались в нашей памяти, формировали наш вкус, представление об интересных и свежих видеоиграх.
А что Battlefield 6?
Это хорошая игра. Я набегал 60 часов и ещё столько же набегаю. Но...
Он усреднён во всём. Сеттинг берём из тройки и четвёрки, цветокор и гамму делаем нейтральной, музыку делаем нейтральную (я буквально даже ни одного музыкального джингла запомнить не смог), графику и технологии тоже делаем нейтральными - для запуска новой Battlefield теперь подходит самый усредненный игровой ПК. Как результат - технологического вау в игре тоже не наблюдается, а это всегда было фишкой серии - крутые технологии.
Ни одной свежей идеи, кроме мелких твиков игровых механик. Подивиться Батлой 6 сможет только тот, кто никогда ни в какую Батлу вообще не играл.
Всё сделано так, чтоб понравиться всем и никого не обидеть. Но так великие вещи не создаются. Любая хорошая игра, которую вы сможете вспомнить, всегда была вообще-то очень спорной и смелой.
Сюжетные кампании в Battlefield всегда были недоработаны, но были смелыми - старались в интересную игровую режиссуру, старались в сюжеты, старались в картинку. В этой части мы получили просто отвратительную кампанию. Настолько херовую, что её с колдой сравнивать стыдно - даже самая унылая колда будет выглядеть интереснее. Это затычка, которая вообще не понятно, для чего была создана.
Подход - берём самые ок идеи из прошлых частей. Даже минимально спорные решения - на нож. Механики, где сообщество разделено - разделяем и в игре на разные режимы (привязка пушек к классу, например). Ни на чём не настаиваем. Потакаем аудитории во всём. Лишь бы платили и играли, играли и платили.
И такой подход - тоже тяжелый труд. И тут сработал Зампелла - ему нужно было выдать Батлу, которую все купят - он выдал. Он просто дал людям именно то, что они хотели, ни на грамм больше. Но у Зампеллы не было задачи (а скорее всего и желания), дать людям какой-то новый игровой опыт, показать какое-то новое виденье игры. Цель была - заработать.
И она удалась. Мы все радостно огромным тиражом закупили самую пресную и бездушную часть игры. Какой вывод должны сделать аналитики?
Видимо, что Battlefield 7 должен будет быть таким же. Таким же средним арифметическим. Безыдейным. Простым.
Вот в этот раз мы по-настоящему получили бездушную деньговыжималку, придуманную аналитиками. Но выжималка оказалась так хорошо наточена, что кошельки мы опустошили раньше, чем включили голову.
А вы купите такой же Battlefield 6 ещё раз, через пару лет? Ведь не такой Battlefield мы любим. А если и купите - то и про конвеер можно не жаловаться.
Ну или трава была зеленее. Тут уж не знаю.
Горько это признавать, но при всех своих заслугах, лучше бы Battlefield так и оставался спорной серией, которую вечно бросает то в жар, то в холод. Лучше бы она и дальше все время добавляла спорные идеи, меняла сеттинги, ломала устоявшуюся мету, да пусть хоть такой же забагованной выходит - проблемы всегда решались за несколько месяцев. Но то был бы тот Battlefield, который мы любим - необычный, вызывающий. Который старается не скатываться в конвеер и который не делается ради того, чтоб просто угодить вообще всем, потеряв по дороге остатки индивидуальности. Всё это - лучше, чем просто усредненный идеальный Battlefield без своего лица.