Сложность в играх и сложность жизни
Сложность в играх необходима, чтобы раскрыть все игровые механики в полной мере. Богатство, глубина и задумка автора не раскрываются, если вы можете пробежать игру с одним пистолетом. Если, кроме пистолета, вам ничего и не нужно, чтобы пройти игру до конца — это не игровой опыт, а, скорее, игровое потребление.
На лёгкой сложности вы поверхностно потребляете игру, но глубоко её не проживаете, а потому настоящего опыта не возникает. Ведь для этого необходимо преодоление и рост, а на лёгкой сложности нет преодоления — есть лишь пробежка по уровням.
Чтобы игра «заработала», а игрок вложился в неё, чтобы всё ожило, необходима сложность, необходим конфликт. Сталкиваясь с ним — например, со сложным боссом — игрок вынужден искать решение, используя всё, что есть в игре: её механики, окружение, скрытые возможности. Он вынужден включить свою голову и дейстовать иначе.
Преодолев босса, игрок растёт над собой. Он становится умнее, так как разгадал его и одолел. Он становится увереннее в себе по той же причине. Он не пасовал перед трудностями, принял вызов и после энного количества попыток одержал победу, открыв путь к другим победам, к новым свершениям над собой.
Преодолевая, мы закаляем свой характер и интеллект.
Сложность вызывает конфликт, а конфликт приводит к росту игрока, человека. Именно сложность даёт игроку глубокий игровой опыт. Как правило, такой опыт остаётся с нами на всю жизнь, становясь частью нашего пути и становления личности — не только в игре, но и в самой жизни. Сложность обеспечивает сдвиг в развитии.
Если вы в Metal Gear Solid догадались, что для победы над боссом нужно переставить джойстик в другой порт, вы не просто прошли дальше. Вы выросли как человек. Под воздействием конфликта вы разрушили иллюзорную «четвёртую стену» между игрой и реальным миром. Это невероятный опыт! Столкнувшись после этого с любой сложной задачей, вы будете знать, что решение может лежать за пределами привычных рамок.
Жизнь — это игра. Поэтому в ней работают те же принципы. Тот факт, что жизнь на порядки сложнее любой созданной человеком игры, сути не меняет.
Эволюция стоит на этих принципах. Обезьяна, столкнувшись с конфликтом — условным «боссом», — в какой-то момент поняла, что ей нужна палка, чтобы достать труднодоступную еду. Она не сдалась, а обострила конфликт, использовала новую механику, взяла палку, победила «босса», получила еду и опыт. Она выросла над собой, стала умнее.Так, преодолевая конфликт за конфликтом, обезьяна превратилась в человека разумного. И этот человек продолжает преодолевать конфликты уже другого порядка и сложности, чтобы расти и развиваться дальше. Эволюция продолжается.
Так мы получаем ответ на вопрос: почему жизнь — это сложная, а не лёгкая игра? Чтобы стимулировать «игрока» искать пути решения, используя всё, что доступно, преодолевая себя и открывая новое. Чтобы человек получил глубокий, преобразующий опыт, стирающий искусственные границы.
Какие выводы мы можем сделать из этих рассуждений?
- Нужно двигаться навстречу конфликту. Бежать от «босса» потому, что он сложный, — значит, бежать от самой игры, от реальности, от опыта и удовольствия от победы.
- Игра всегда продолжается. Обезьяна стала человеком. Человек станет кем-то ещё. Путь не окончен. Настоящее время — лишь промежуточная станция.
- Сложность и преодоление помогают находить связи там, где их не было. Палка становится инструментом. Необходимость сменить порт джойстика стирает грань между виртуальным и реальным.
- Бесстрашие перед жизненными трудностями, понимание механики жизни как игры убирает стресс. Новый «босс» — это новый вызов, новый опыт, новый рост, новые связи — как нейронные, так и физические. Каждый жизненный конфликт — это дар, а не кара небесная, как принято думать.
Преодолевая конфликты, мы получаем опыт. Периоды лёгкости — как уровни между боссами — нужны для его осмысления. Как вдох и выдох: этот цикл — и есть дыхание жизни и развития.
Подписывайся. Дальше будет больше.
P.S.
Специально для параноиков, которые в каждом тексте видят ИИ, прикладываю черновик статьи: