Helldivers 2. Посредственность, покорившая миллионы

Helldivers 2. Посредственность, покорившая миллионы

Helldivers 2 – игра, которая на момент выхода создала очень много шума вокруг себя и по факту продолжает быть популярной до сих пор.

Моё отношение к этой игре было нейтрально-положительным, на все воспевающие оды в её сторону реагировал как-то вроде «Ну раз говорят, что игра хорошая, то скорее всего так и есть» И когда же я сам опробовал этот проект… сказать, что я был в шоке – не сказать ничего.

Пожалуй, сразу стоит обозначить, эта игра мне очень даже нравится и в этом посте я бы хотел больше покритиковать игру чем рассказать о своих каких-то впечатлениях, они тоже будут, но в совсем небольшом количестве.

Прогрессия

В Helldivers 2 прогрессия в своей сути – ни рыба ни мясо. На момент написания статьи в игре 150 уровень является максимальным и сходу задам такой вопрос, а собственно зачем? В игре все стратагемы открываются до 25 уровня (не считая тех, что лежат в варбондах) далее с определённым количеством уровней вы получаете лишь звания для своего адского десантника, что-то вроде приписок к никнейму.

Что мы собственно и наблюдаем на данной фотокарточке
Что мы собственно и наблюдаем на данной фотокарточке

Этот момент по сути не так плох, ибо после 25 уровня скажем так прогрессия меняет своё направление в абсолютно другую сторону. И к пункту о прогрессии стоит упомянуть ограничения на игровые валюты – кредиты и сэмплы, весьма закономерный вопрос, зачем а главное нахуя? С медалями заслуг ещё более-менее понятно, разработчики хотят немного растянуть прогрессию чтобы удержать игрока на подольше, а что нам даёт ограничение денег и ресурсов? Всё равно опытным игрокам они уже без нужды, да и рамки поставленные на них уж какие-то слишком перетянутые.

Для опытных игроков особенно острая проблема, ведь сэмплы им давным давно не нужны, не говоря уже о кредитах.
Для опытных игроков особенно острая проблема, ведь сэмплы им давным давно не нужны, не говоря уже о кредитах.

Те, кому ресурсы уже без надобности могут тратить её на закупку приколов ДКС, но по сути это затычка, чтобы ресурсы совсем без дела не лежали. Едва ли одна рандомная стратагема (и то только на одной выбранной планете) сильно скажется на игровом опыте.

В определённый момент к вам приходит понимание, что множество пушек, гранат и стратагем лежат в платных варбондах. Изначально вам доступен лишь один из них, он самый большой в игре – на 10 страниц прокачки. Кому-то может показаться глупостью, но это лучший варбонд в игре ввиду своей доступности и относительно хорошего арсенала в нём. Тем, кто приобрёл издание подороже дадут возможность взять ещё один варбонд и если у вас нет друзей разбирающихся в игре и вы не смотрите гайды – велика вероятность, что вы возьмёте какой-то лютый кал.

Например вот такой, эта хрень покупается только ради хорошего усилителя и не более.
Например вот такой, эта хрень покупается только ради хорошего усилителя и не более.

Для начала стоит разобрать тему с покупкой тех самых варбондов. По факту чтобы стабильно покупать новые варбонды всегда нужно прибегать к известному для игроков виду фарма, без него конечно тоже можно накопить, но это будет происходить гораздо дольше. Проходя миссии, особенно на высоких сложностях едва ли у вас будет время обчищать интересные точки на карте в которых будут лежать заветные супер кредиты, ещё и учитывая то, что выпадают они с весьма низким шансом в количестве 10 штук, а я на помню на варбонд надо в 100 раз больше чем это число – ситуация получается весьма удручающей. Кто-то может сказать «Скажи спасибо, что игра не принуждает донатить на эти самые супер кредиты» Да уж, если бы игра с ценой в ру регионе от 3.5 до 5 тысяч рублей принуждала к донату это было бы уже что-то в духе игр Ubisoft.

Фарм однако не является самой большой проблемой варбондов и в целом прогрессии. А самая большая проблема варбондов то, что большинство из них как упоминалось выше – лютый кал. Разбирать каждый из них я не буду, на это уйдёт слишком много времени и текста, для тех у кого в этой игре больше хотя бы 30 часов и так прекрасно это понимают, понимают же да? Обобщая всю суть варбондов в игре – весь шмот покупаемый почти во всех из них либо бесполезен вовсе либо взаимозаменяем. Для примера возьмём самый лучший платный варбонд по мнению комьюнити – Democratic Detonation. Это мнение весьма валидно, ведь купив его вы получаете гранату S тира, неплохую штурмовую винтовку, броню с довольно хорошими бонусами (для игры это большая редкость) и два очень крутых гана – эраптор и пистолет-гранатомёт, они в пояснении не нуждаются. Вопрос только к третьей странице, а именно к арбалету.
Зачем он вообще там нужен, если есть эраптор? Да, у него чуть больше разовый урон, но по ДПСу он проигрывает. Стрелять с него нужно с расчётом на баллистику, у эраптора с этим проще. К тому же у арбалета ещё и уровень пробития меньше, что очень сильно сказывается на его эффективности. И это был очень поверхностный пример, такого в игре слишком много и об этом будет далее.

Адский десантник

Прежде чем перейдём к разбору вооружения надо затронуть тему персонажа в этой игре. Когда вам говорят о том, что вы «пешка» на поле боя – эти люди очень сильно преувеличивают. Вы никакая не пешка, вы – мясо, груша для битья, жалкая букашка. Называйте как нравится, суть думаю ясна. Одна из фундаментальных проблем игры — это уязвимость хеллдайвера ко всему чему только можно. Вы получаете невероятно много урона не смотря на то в какую броню одеты, вас может отбросить любой случайный выстрел или взрыв причём не важно союзника или противника, очень много ситуаций когда можно словить абсолютно несправедливый ваншот, супер легко вас убивают ваши же тиммейты потому что разработчикам показалось отличной идеей никак не резать множитель урона по своим, любой дурак может убить вас неправильно кинутой орбиталкой или турелью. В игре 100 и 1 способ запросто умереть и где-то половина из этих смертей будет происходить не по вашей вине, а по стечению неудачных обстоятельств. Надо ли говорить о том, что наказывать игрока просто так по меркам современного геймдизайна – это кринжатина высшей степени? Вдобавок ко всему каждый раз при смерти вы теряете ресурсы для прокачки стратагем и оружие поддержки, за которыми в худшем случае придётся долго и уныло бежать, ведь вас может вызвать тиммейт из другого конца карты, на вызов новой снаряги вероятнее всего у вас будет кулдаун и очень вероятно то, что ради своих сэмплов и оружия придётся драться с толпой врагов от которых вы померли ранее. Пруфов моим словам полным-полно в сети, погуглите какие-нибудь нарезки смертей или например смешных моментов и вы поймёте, что здесь всё как в жизни...

Helldivers 2. Посредственность, покорившая миллионы

Итого, что имеем касательно нашего персонажа. Картонный и супер слабый челик отлетающий от пары ударов среднего жука или нескольких выстрелов автобатонов. Броня ситуацию никак не спасает, берите любой сценарий в котором вы умираете и ЛЮБАЯ броня не даст вам ничего – вы всё равно умрёте. Да о чём тут говорить если вас даже ваше собственное оружие может убить? Привет тому гению кто придумал наказывать игрока за использование арсенала по его прямому назначению и ладно бы оружие было мощным, но наказывать за использование LAS-17 и рельсы? И не надо писать о том, что для первого нужна специальная броня с усилителем, а к рельсе нужно привыкнуть. Для серпа нужно соблюсти кучу условий чтобы получить максимум среднее оружие – в топку, а рельса де-факто почти во всех случаях заметно уступает другому взрывному оружию из того же класса.

Кооператив

Все наслышаны о том, что Helldivers 2 – это кооперативная игра, которую часто сравнивают с Deep Rock Galactic или Warhammer. С этим спорить тяжело, поверхностно они и правда имеют похожие черты, но есть одно отличие перечёркивающее абсолютно всю схожесть концепции кооператива в игре. Если брать дворфов или боевой молот там кооператив сделан куда лучше, локации менее открытые, что способствует более качественному кооперативному взаимодействию между игроками. В ХД2 это напрочь похерено, карта открытая и большая, с каждой сложностью становится только больше. Время на миссии ограничено, а когда оно заканчивается – сворачивают лавочку со стратагемами, поэтому происходят такие случаи, когда игроки по одному разбегаются по всей карте и каждый пытается соло зачистить определённую точку интереса. Соответственно это может испортить опыт игры ввиду такого крайне идиотского подхода. Особенно забавно получается в ситуации на блиц миссиях, на высокой сложности вам даётся всего 12 минут (а порой при плохом раскладе и 40 не хватает) это ещё сильнее усиливает эффект расслоения игроков. Можно сказать, что «тебе не обязательно делать всё, закрой основную миссию и уходи» С одной стороны да, можно сделать и так, а с другой.. какого чёрта я должен лишать себя какого-то опционального контента по желанию разработчика? Проходить его или нет это исключительно моё право и когда разработчик ставит для этого невыполнимые условия – только глупый будет отрицать, что это кансерная срань.
Другие могут предложить понизить сложность, к сожалению тоже не выход. Либо вы понижаете сложность до такой степени, что вам становится скучно играть, допустим с девятой до пятой. В ином случае можете снизить сложность с девятой до седьмой, но фактически сильной разницы между ними нет, в итоге получаем скучную игру в первом варианте и отсутствие разницы во втором, докидываете всё что сказано в блоке о кооперативе и получается мягко говоря так себе.

Для наглядности. Карта большая, точек много, ограничений по перемещению нет. Гуляй себе куда вздумается.
Для наглядности. Карта большая, точек много, ограничений по перемещению нет. Гуляй себе куда вздумается.
Ради рофла вставлю ещё вторую картинку. Попробуйте угадать где здесь десятка, а где седьмая сложность. Это к вопросу о разнице в сложности, дерзайте :)
Ради рофла вставлю ещё вторую картинку. Попробуйте угадать где здесь десятка, а где седьмая сложность. Это к вопросу о разнице в сложности, дерзайте :)

Вооружение

Теперь разберём основное оружие, второстепенное и гранаты. Здесь всё тоже крайне печально. Основное оружие в массе своей крайне неэффективно и процентов 80 от всего арсенала подойдёт разве что покошмарить какую-либо расу на сложности ниже 6. Из хорошего оружия в основном слоте могу упомянуть такие экземпляры: койот, эраптор и либератор пенетратор и… это всё, буквально! Остальное оружие делится на 2 группы: первая делает всё тоже самое что и вышеперечисленное, но хуже, а вторая абсолютно бесполезна. Со второстепенным оружием примерно та же история: сенатор и тэлон как хорошая прибавка к общей боевой мощи или же берутся ультиматум/пистолет-гранатомёт для закрытия гнёзд, всё остальное отпадает за ненадобностью. С гранатами ситуация как ни странно лучше, скорее всего в вашем арсенале вам вполне хватит той же термитки для ботов/кальмаров или газовой для жуков, но есть и другие пусть не столько эффективные как эти и тем не менее их можно использовать и они даже будут вносить импакт, что в целом удивительно, ведь Helldivers 2 зачастую вас наказывает за эксперименты с билдами.

Данные с сайта helldive.live топ 3 пикрейт основного оружия. Ч.Т.Д.
Данные с сайта helldive.live топ 3 пикрейт основного оружия. Ч.Т.Д.

Итоги по оружию. Ситуация здесь очень грустная. Если брать любое другое оружие НЕ перечисленное выше – либо станет чуть хуже чем с ним, либо же будет совсем всё плохо...
Где-то слышал идею о том чтобы баффнуть по урону оружие минимум в 2 раза, может показаться много, но тут уж моё мнение – при таком сценарии почти весь арсенал можно будет адекватно использовать. Неплохие пушки станут сильными, а слабые можно брать по фану и не страдать от дичайшей нехватки урона. Но всё что делает Arrowhead, накидывает считанные цифры урона с некоторыми патчами, которые не меняют ровным счётом ничего.

Стратагемы

Самое время перейти к сладенькому – наши любимые и многострадальные стратагемы. Здесь ситуация практически такая же как и с основным оружием, куча стратагем есть в этой игре и на бумаге они выглядят здорово. Орбитальные и «самолётные» стратагемы отличаются длительностью применения и количеством, первые соответственно сильнее, но имеют больше ограничений, вторые наоборот. Но тут мы опять упираемся в то, что кроме двух-трёх орбиталок и пары стратагем самолёта вам нахер ничего не упало. Орбитальный лазер, орбитальный напалм + какой-нибудь гатлинг, самолёт: 500 кг бомба, эйрстрайк. И как бы всё, из атакующих стратагем вам больше ничего не нужно. Оружие поддержки: квазар/безоткатка – всё. Субъективно, но хотел бы ещё упомянуть «эпоху», как минимум на сквидах показывает себя неплохо.
Ранцы, с ними ситуация смешная, ибо если вы берёте то оружие поддержки, что требует рюкзак (для примера миниган или ту же безоткатку) вы лишаете себя возможности взять например генератор щита, имбовейший варп-ранец или на худой конец суплай-пак. Чем плохо лишение этой возможности? Вы теряете эффективность, что очень плачевно может сказаться на вашем импакте, так и на результате действий команды в целом, а самое главное – вы лишаете себя геймплея. Думайте.
Турели. Тут моё почтение, из всего арсенала турелей откровенно бесполезных практически нет, лучше всего они себя показывают при обороне пускаемых ракет или же на заданиях по ликвидации, но всегда приятно взять какую-нибудь ракетку на автобатонов или гатлинг на жуков/сквидов. Можно брать и другие, здесь вряд ли ошибётесь, благо стрелоголовые хотя бы здесь арсенал сделали эффективным почти весь. Огневые позиции с минами туда же, сделано всё просто прекрасно, в целом все «зелёные» стратагемы в игре очень хороши, докопаться не до чего.
Про дронов сказать особо нечего, лазерный хорош своей бесконечностью, недавно вышедший огненный дрон относительно нормально прожаривает жуков и кальмаров. Скажу так, все эти дроны хороши ровно до того момента, пока не начнут жарить вас и ваших союзников. Печально, что дроны не автономны, а ставятся в слот рюкзака снова лишая вас множества опций.

Забыл ещё про этих чуваков. После недавних баффов пикать их стали куда чаще, особенно на жуках. Время перезарядки конечно расстраивает..
Забыл ещё про этих чуваков. После недавних баффов пикать их стали куда чаще, особенно на жуках. Время перезарядки конечно расстраивает..

Главной проблемой стратагем вероятно стоит назвать их юзабельность, а именно речь идёт о вызове и откате этих штук. Стратагему можно выбить из рук почти что дуновением ветра, от того она будет использована не так как задумано, стратагема может врезаться в деревья или здания если вам не повезло с местом выполнения задания, стратагемы можно заглушить (справедливости ради у автоматонов это фишка расы) привет создателю ионной бури. Однако самое бесячее в них это откат, даже с прокаченным модулем корабля стратагемы за редким исключением перезаряжаются невероятно долго, что может сильно повлиять на темп игры и вероятно на результат тоже. Большинство из стратагем ЧРЕЗМЕРНО узко направлены и это огромная проблема, обычному игроку будет гораздо проще и удобнее юзать условный квазар, потому что он будет покрывать все его нужды более чем хорошо, нежели лепить очередной говнобилд и самому же от этого страдать.

Оружие поддержки, время отката дефолтное. Даже не смотря на то, что перезарядка стратагем сама по себе долгая, на высоких сложностях смело прибавляйте 20-30% к этому времени, очень часто дропаются модификаторы на увеличение длительности перезарядки.
Оружие поддержки, время отката дефолтное. Даже не смотря на то, что перезарядка стратагем сама по себе долгая, на высоких сложностях смело прибавляйте 20-30% к этому времени, очень часто дропаются модификаторы на увеличение длительности перезарядки.

Билды

Теперь предлагаю чуть конкретнее разобрать ситуацию с билдами. Итого что мы имеем: буквально весь арсенал в игре, за исключением разве что «зелёных» стратагем очень сильно страдает, страдает от однообразия и слабости всего что только можно. Ситуация такова, что весь билдострой в игре заканчивается двумя билдами. Для примера возьмём автоматонов: У нас есть всего 2 случая менять билды – обычные миссии, ликвидация/оборона. В первом случае вы берёте: квазар, варп-ранец, ракетную турель и орбитальный лазер и это объективно лучший и удобный билд против автоматонов, шаг влево шаг в право и вы уже многое теряете. Во втором случае вы тупо пикаете 4 турели: миномётку, ракетную, гатлинг и к примеру лазер. Здесь уже есть некая вариативность, турелей в игре больше чем 4, к тому же можно взять 3 турели и вдобавок мины/огневую позицию. И такой пример можно применить к любой расе, только чуть отклоняетесь от своего проверенного опытом билда как сразу падает ваша эффективность и соответственно получаем фрустрацию от более долгого ковыряния мобчиков. Про усилители: в игре их около дюжины, но хорошие из них только 3 – стамина, урезание урона и усиление стимов, остальные либо слишком ситуативны, либо вовсе бесполезны.

Каюсь, забыл упомянуть пятисотку, тоже полезная штука на ботах. А это кстати скрин топ 4 пикрейта стратагем на них. ДУМАЙТЕ)
Каюсь, забыл упомянуть пятисотку, тоже полезная штука на ботах. А это кстати скрин топ 4 пикрейта стратагем на них. ДУМАЙТЕ)

Баланс

Очень смешно конечно будет это расписывать, ибо какой баланс может быть в игре за болванчика с пушками которые стреляют горохом? Каждый раз при выходе какого-нибудь нового варбонда разработчики постоянно вставляют игрокам палки в колёса. Вот смотришь ты на гарпун из dust devils, казалось бы крутое оружие, взрывает гнёзда, распространяет газ, но урон у него.. Смотришь на ту же штурмовку из Democratic Detonation, казалось бы, вроде норм штука.. но отдача и размер магазина в совокупности делают из неё пушку максимум выше среднего. И такого в игре оочень много, даже слишком.. И как не странно это только пол беды.
Немного о балансе рас врагов супер земли: самой дизбалансной расой в последнее время считаются терминиды и с этим спорить сложно, прозвучит немного токсично, но на высоких сложностях геймплей против жуков превращается в оплот терпения. Терминиды одна из тех рас, в которой практически любой бомж может начать призывать рой жуков, у других рас это продумано гораздо лучше, во-первых даёт шанс на ошибку что для подобного рода кооперативной игры вполне себе нормально, во-вторых же даёт больше шансов законтрить призыв. На кой то чёрт начиная с девятки хеллдайверам закрывают доступ к карте, видимо чтобы точки интереса было искать сложнее.. вот только делает ли это игровой опыт лучше? Вопрос риторический. Казалось бы, сложно-челленджово-прикольно, но увы это не так. В чём интерес по 5-10 минут бегать по крупицам отстреливая рой жуков, или того хуже несколько роев сразу? Кому то может быть по приколу, но мы живём в то время, когда давить количеством а не качеством - моветон.
У других рас тоже есть свои приколы. Те же левиафаны у сквидов задизайнены просто отвратительно, огненный сквад у ботов тоже многих душит, но всё это просто меркнет с тем, какая геймдизайнерская импотенция происходит на терминидах.
Благо хоть прорывной вид был выпилен к чёртовой бабушке, одно из лучших решений разработчиков за последний год. По причине того, что технически, что геймплейно - полная срань.

Автор дурачок/не шарит/не умеет играть весело/душнила

Наверное стоило это расписать гораздо раньше, но окей. Не буду говорить о том, что у меня 50 тысяч часов и я буквально всё знаю об этой игре, тем не менее для её критики я наиграл вполне достаточно и как видно выше могу очень ёмко обозначить все проблемы этой игры. Очень может быть, если кто-то дочитает до этого момента назовут меня душнилой и скажут, что я не умею играть весело. Честно говоря, меня всегда смущал тот факт, что попытки в критику расцениваются как духота, но да ладно. По поводу «играть весело» будь игра весёлой у нас было бы больше чем 2-3 билда на всю игру, у нас оружие было бы +- одинаково эффективным дабы устраивать резню всем врагам супер земли было максимально весело. Весёлая игра как раз таки и должна побуждать вас экспериментировать с оружием и другими приколами. Предлагаю для примера рассмотреть игру, коллабу с которой в helldivers ждут уже очень долго – deep rock galactic. Арсенал у дворфов в разы скромнее, но прикол в том, что в дрг нет абсолютно бесполезных пушек, при правильной прокачке и правильных оверклоках можно устраивать такую грязь даже на максимальной сложности, в ХД2 по ощущениям такого не будет примерно НИКОГДА.
Одного примера мало? Пожалуйста - Killing Floor 2. В этой игре донатное оружие сделано просто великолепно. Вам не обязательно даже его покупать, в игре есть много серверов где оно доступно всем, а если брать ванилу - достаточно иметь одного человека в лобби чтобы весь донатный шмот был доступен. Забавный факт, Killing Floor 2 будет стоить гораздо дешевле чем хеллдайверс если учитывать копию игры + длс с донатными пушками. В КФ2 в целом ситуация с оружием куда лучше, пушек там не мало, но откровенно бесполезных почти что нет, а донатное оружие оправдывает каждый потраченный рубль на него, ибо играть с ним и весело и в тоже время эффективно.
Вообще в принципе если немного отвлечься и порассуждать, если вы играли больше чем в одну кооперативную игру в своей жизни, для вас всё вышеперечисленное должно быть очевидно, но судя по отсутствию какой-либо критики в нашем сегменте – это не так, почему? Кто-нибудь мне ответит?

Итог

Можно сказать это ещё укороченная версия моей критики к этой игре. Если вдаваться в подробности, тут уже получится целая лекция, могу лишь понадеяться на то, что донёс всё доходчиво, но комментарии всегда открыты, о том какой автор плохой человек можно смело написать.
Не была упомянута оптимизация, скажу лишь, это потому, что данная проблема лежит на поверхности и даже самые ярые фанаты её не отрицают.
Если вдруг какие-то вещи не были упомянуты, будь то какая-нибудь стратагема или оружие – скорее всего на общую ситуацию это не оказывает должного влияния. Кто прочитал всё – благодарю за потраченное время. Кому есть, что сказать – пишите, я открыт для дискуссии.

Helldivers 2. Посредственность, покорившая миллионы
31
13
5
3
2
2
1
1
1
1
89 комментариев