Обзор Fatal Frame: Maiden of Black Water
Серия Fatal Frame для меня всегда оставалась большой загадкой. Когда оригинальная трилогия гремела на PS2, я еще не добрался до консолей, а после и вовсе переехала на Nintendo Wii.
Моя попытка приобщиться к ней состоялась году в 2018-м, но счастье было недолгим. Китайский Nunchuk с AliExpress для Wii, раз за разом уходил в дрифт, превращая и без того напряженный геймплей в пытку. Погружения не случилось.
И вот, на календаре конец 2025 года. Анонсирован полноценный ремейк второй части. В памяти всплывает факт, что Fatal Frame: Maiden of Black Water (пятая часть) и четвертая часть пару лет назад получили ремастеры на актуальные платформы. Это был знак: пора закрыть гештальт и пройти их до выхода ремейка.
Сразу оговорюсь: я не фанат, знающий лор наизусть. Моя цель проста - понять, стоит ли начинать своё погружение в серию с Maiden of Black Water сейчас, когда стандарты хорроров ушли далеко вперед.
Двери и призрачная рука
Начнем с главной проблемы, вроде простая механика: открыть дверь и войти. Но в Fatal Frame это ритуал. Героиня медленно тянет руку, камера меняет ракурс... Скорее всего, в оригинале за этими анимациями прятались подгрузки локаций. Но сегодня, это выглядит супер-кондово.
Схожая механика используется и для сбора предметов. Ты не можешь просто пробежать по комнате и «пропылесосить» ящики, ведь каждое поднятие предмета - это мини-игра на выдержку.
Героиня медленно, очень медленно тянется к заветному флакону, и в этот момент нужно быть готовым отдернуть руку, потому что из ниоткуда может появиться призрачная рука и схватить тебя.
По началу эти механики смотрятся интересно, но спустя пару глав осмотр обычного дома превращается в марафон терпения. Пока героиня перейдет в другую комнату, успеваешь посмотреть пару вертикальных видео, пока поднимет предмет - выпить чаю.
Фотоохота
Главная фишка серии это Камера Обскура. Единственное оружие против потустороннего. Для меня всегда было загадкой, как именно фотоаппарат помогает в борьбе с призраками и спойлер - никак. Те, кого мы изгоняем, буквально через пару катсцен снова фигурируют в истории, будто ничего не случилось.
Но геймплейно это работает, как своеобразный шутер от первого лица:
- Смена перспективы: При нажатии кнопки мы переходим в вид из видоискателя;
- Композиция кадра: Цель - захватить в кадр как можно больше частей призрака (или нескольких призраков сразу);
- Урон: В идеале нужно заполнить все индикаторы (ячейки) в видоискателе. Тогда враг получает максимальный урон и отбрасывается назад, а мы получаем магические сферы;
- Fatal Frame: Делается в момент атаки призрака, за доли секунд до получения урона. Если успеть, можно целую секунду спамить снимками без перезарядки, проводя серию из 2-4 атак.
Помимо мастерства фотографа, на успех влияют объективы и пленка.
Объективы дают магические эффекты (критический урон, замедление, лечение), а пленка работает как патроны. Чем она мощнее, тем быстрее перезарядка и сильнее удар, но тем меньше очков вы получите в конце миссии.
Помимо злобных духов, локации населены “мирными” призраками. Они появляются внезапно, ничего не делают и быстро исчезают. Успел сфотографировать - получил очки. Не успел - ну и ладно.
Полученная валюта тратится на покупку расходников(хилки, пленка), прокачку(скорость перезарядки, увеличение урона) и фансервис. В игре просто невероятное количество дополнительных костюмов для героев, что позволяет превратить мрачный хоррор в показ мод с купальниками и мокрыми майками.
Немного о мокрых майках
Уникальная механика именно пятой части - намокание. Вся игра крутится вокруг воды, дождя и затопленных локаций. У персонажа есть специальный индикатор влажности и чем он выше, тем более уязвимым для атак призраков становиться герой, но при этом сама камера Обскура начинает наносить больше урона, а сферы духа поглощаются быстрее.
Сюжет, звук и атмосфера
Сюжет, основанный на мрачном японском фольклоре, действительно жуткий. История вращается вокруг горы Хиками - известного места самоубийств, чьи воды пропитаны скорбью и смертью. Главные герои: Юри Кодзуката, Рен Ходзё и Миу Хинасаки оказываются втянуты в древний ритуал жертвоприношений. Они вынуждены исследовать одни и те же проклятые места, регулярно сталкиваясь с Жрицами Темных Вод, что когда-то принесли себя в жертву, чтобы запечатать души мертвых. Теперь же, когда ритуал нарушен и неупокоенные души вырвались в мир, героям предстоит разгадать тайны проклятия.
Высокой похвалы достоин и звук. Местами он работает лучше, чем картинка. Шорохи, шепот за спиной, звук дождя, хруст затвора камеры - если играть в наушниках, становится действительно не по себе.
Бэктрекинг, как двигатель прогресса
На протяжении всей игры, мы вроде бы продвигаемся по сюжету, но вместо новых локаций, раз за разом возвращаемся в одни и те же места горы Хиками.
Вы идете по той же лесной тропе, заходите в то же здание, открываете (медленно!) ту же дверь, что и в прошлом эпизоде. Меняются только расположение врагов и предметов.
В довесок к этому идут бестолковые загадки в духе “найди предмет в огромном храмовом комплексе, где миллион дверей”, и ты уже видишь, что проходить этот комплекс придется минимум дважды, ведь часть дверей доступна только за других героев. Ощущение приключения в момент испаряется и остается только рутина...
Мой личный рейтинг:
- Сюжет и Звук: 8/10 (Мрачно, красиво, атмосферно).
- Геймплей: 2/10 (Архаично, медленно, сплошные самоповторы).
Для кого-то сумма этих слагаемых даст крепкую "десятку" за ностальгию. Для меня же не дотягивает и до 6 баллов. Я так и не дошел до финала истории, просто потому что силы кончились раньше, чем игра, так что концовку смотрел уже на ютубе.
Но я жду и непременно куплю ремейк второй части, надеюсь играться она будет более живо и современно.
Stay tuned: