Как привлечь средства на разработку игры через ИРИ (и стоит ли этот гемор того)
Ты делаешь игру с командой и думаешь, как привлечь средства на разработку? Ну.. удачи...
Сейчас на российском рынке для этого не так много путей - малые издатели и фонды только появляются, а инвесторы не особо готовы вливаться в рисковые инди-проекты.
Один из рабочих вариантов - выходить на различные гранты, где наиболее известным можно назвать конкурс ИРИ. Он может быть известен тебе по финансированию любимой всеми Смуты и другим проектам. Его сегодня и рассмотрим.
Привет! Я Влад - куратор проектов в Центре разработки игр Иннополиса. За последние пару лет я подготовил порядком заявок под разные конкурсы и издателей, общался с экспертами и победителями грантов, а на прошлой неделе обсуждал конкурс ИРИ с его представителями и создателями проекта Спарта 2035 из Lipsar Studio, выигравшими их грант. В итоге собрал в одном месте все нюансы, связанные с подачей заявки.
Эта статья - честный разбор того, надо ли твоей команде вообще туда лезть и стоит ли ИРИ рассматривать как источник финансирования именно под твою игру. Дедлайн на ближайший конкурс уже 17 декабря, поэтому для того, кто после статьи захочет заскочить в (не)последний вагон - поехали без лишних прелюдий.
Что такое ИРИ
Начнем с того, что вообще за ИРИ. По сути, это прослойка между государством и создателями контента, которая выдает деньги на проекты. Ребята начали движ по цифровой поддержке в двадцатом году, спустя пару лет помимо кино и сериалов, начали поддерживать и игры.
Основной лейтмотив организации - поддерживать социально значимые проекты. Основная метрика - не то, сколько заработает ваш проект, а то, как много людей его увидит и какой в нем будет заложен смысл.
В общем случае стоит понимать, что любое искусство - это пропаганда тех или иных смыслов, будь они заложены автором или тем, кто платит деньги. В нашем случае деньги идут от государства, следовательно и смыслы идут в конкретном списке направлений.
Список на текущий момент такой:
1. Защита национальных интересов и общественных ценностей
2. Герои наших дней и поводы для гордости
3. Качественные изменения в жизни России
4. Многонациональность: единство в многообразии
5. Духовно-нравственные ориентиры
6. Семейные ценности, воспитание детей и подростков
7. Образ будущего
Собственно, если сводить это к наиболее залетающим темам, то проще всего по подходящим смыслам разрабатывать игры с Российской культурой, историческими событиями, фантастику, детский и образовательно-познавательный контент.
Требования по социальным смыслам внутри направлений позволяют достаточно вольно себя трактовать. По ним занудно отбирают на этапе подтверждения заявки, после уже не придираются. Отдельно, если проект нацелен на детскую или подростковую аудиторию, могут приставить внутреннего эксперта, который будет проверять игровой нарратив на соблюдение смыслам.
Всего у ИРИ проходит несколько конкурсов в течение года, в котором можно поучаствовать с игрой. Основных четыре:
1. Национальный контент - основной, с фокусом на больших проектах. Проходит в декабре (сейчас)
2. Молодежный контент - как нац.контент, но ограниченный молодой аудиторией и бюджетом до 60 млн.рублей. Проходит в октябре
3. Конкурс прототипов - конкурс на создание демки или вертикального среза игры, дают до 7.5-15 миллионов. Проходит в мае. На прошлом таком конкурсе выиграло 7 проектов на 149 заявок
4. Детский контент - фокус на детях. Проходит в ноябре
Большие конкурсы рассчитаны на крупные проекты, опытные команды и цикл разработки до трех лет. Также они требуют ИП или ООО, которой больше 6 месяцев. Нам в свое время из-за этого экстренно пришлось приобретать компанию у знакомого. На конкурс прототипов уже можно идти без юр.лица (ИРИ долго решалось на этот шаг) и с менее опытной командой.
Вот сама ссылка на подачу заявки:
https://ири.рф/contests/konkurs-natsionalnogo-kontenta-2026/
Отдельно отмечу, что из всех грантовых конкурсов у ИРИ самый приятный и рабочий сайт. Пока что меньше всего нервов у меня было на нем.
Метриковый слон в комнате
Начнем с хорошего - ребята не требуют прав и денег с дохода игры. Это большой плюс относительно инвесторов и фондов, забирающих процент с прибыли. На этом хорошее заканчивается, начинается жесть.
Основная метрика ИРИ, которую требует от тебя закрыть грант - это определенное количество установок, скачиваний и уникальных пользователей у игры. Их количество зависит от того, сколько денег ты запрашиваешь, и ты выбираешь сам, какой из метрик будешь закрывать KPI (можно выбрать только что-то одно)
Фишки с метриками растут ногами еще из киносериального конкурса и изначально они были даже выше в несколько раз. Сейчас уже требуют реалистично достижимые цифры относительно игрового рынка, пока не узнаешь что.. метрики засчитываются только с российской аудитории.
Это приводит нас к тому, что игру приходится релизить в определенном формате, чтобы эти самые метрики набить. Вследствие чего, ура-ура, шансы на как таковую прибыль сводятся к нулю.
Как вообще это решают проекты под PC:
Первое - работа с набором метрик начинается как можно раньше, пролог выпускается на Steam и VK Play, полгода после релиза проекта закладывается на набор метрик. Модель выпуска игры может стать эпизодической.
Второе - релиз часто приходится делать бесплатным, просто потому что иначе метрики не закрыть. Это постигло недавно вышедшие "Передний Край" и "Сатурн", которые получились цельными неплохими проектами. Сатурн по итогу сделал лишь платный саундтрек и бесплатное DLC: явно не то, чего хватило бы ребятам на самостоятельную разработку в дальнейшем.
Третье - после релиза проекта у тебя на руках есть проект с готовыми механиками и уровнями. Его можно перелицевать и чуть поменять, получив готовую игру для выхода на международный рынок. Расчет у проектов идет на это либо на повторную поддержку сиквелов с DLC своих проектов через ИРИ, что запускает замкнутый цикл жизни студии внутри гос.экосистемы.
На мобилках метрики закрывать проще. Но бесплатные игры с встроенными покупками ИРИ не любит - на питчах одному из участников с мобилкой прямо сказали: вы готовы были бы отказаться от монетизации в игре на 3 года? Поэтому под них чаще всего делаются детские проекты, на которые у ИРИ уходит под 30% всего бюджета.
Относительно того, сколько ты недобрал, пойдет штраф от выделяемой суммы на грант. Звучит стремно, но по словам ИРИ все последние выпущенные проекты нормально закрывают свои метрики. Я, признаюсь, по статистике этих игр в стиме (на вк плей ее не имеется) пока не совсем понял как они реально их закрывают прям полностью, потому что количество игроков с предполагаемым KPI проекта просто не сходится. Предполагаю, что идет какой-то ряд внутренних муток на этот случай.
А что там по бюджету на проект?
Сразу перейду к главному цимесу, о котором узнаешь не сразу. ИРИ - это история про софинансирование. Да, они выдают больше всех остальных в индустрии, но не всю запрошенную сумму, а в лучшем случае 70% от нее. Подразумевается, что раз ты привлек денег через ИРИ, то и инвестора сможешь спокойно найти. Либо же у тебя есть достаточная финансовая подушка на разработку - например, Lipsar закрывала эту часть доходом со своих предыдущих мобилок.
Также деньги выдаются не сразу, а по этапам. Здесь возникает второй прикол - либо деньги могут поделить на две суммы, одна выдастся сразу, другая после набора KPI. Либо разделить по стадиям, и суммы будут выдаваться относительно них. Из достаточно неприятного - весь геймдизайн-документ фиксируется в договоре, что требует четкого выполнения зафиксированного изначально виденья и механик по мере работы над каждым этапом.
Именно поэтому бояться просить много не стоит, но надо заранее просчитать бюджет относительно достижимых метрик и собрать относительно этого план релиза.
Распределение по бюджету обычно выстраивается так
50% - Зарплата команде, аутсорс и налоги со страховыми взносами
20% - Юр.часть, бухгалтерия, покупка оборудования, аренда рабочего пространства и неожиданные расходы. На бухгалтерии важно заострить внимание и найти спеца с опытом работы с государством, иначе на этапе сдачи проекта все полетит (с этой проблемой столкнулся тот же "Передний Край")
20% - Маркетинг, ключевая вещь для набора KPI. Лучше начинать покупать траффик как можно раньше и вести его на протяжении всей разработки, это будет дешевле
10% - Прибыль. Да, подразумевается что с создания проекта ты получаешь денежку за выполнение договора, но обычно она уходит обратно в разработку проекта
Заключая договор ты четко указываешь сколько уйдет на каждую статью расходов. После окончательного оформления это уже менять будет нельзя - если попросил конкретную сумму на тот же маркетинг, то будь добр четко ее потратить, без возможности перетащить в другие разделы. Также мелочь, но важно упомянуть: вся запрошенная сумма на грант должна быть потрачена.
На этом моменте можно уже и вовсе перехотеть получать финансирование от ИРИ. Но давай все же рассмотрим когда это будет иметь смысл.
Какой тогда вообще прок в гранте?
Как говорит геймдиректор Спарты, фонды сейчас не готовы крупно вливаться в команды, которые делают первый проект в новой для себя нише, даже если их ранний опыт в другом направлении был большим. Если ИРИ еще дает шанс новичкам, то коммерческий фонд дает деньги только тем, кто имеет релизы.
Исходя из такой философии, грант ИРИ - это хорошая возможность стартовать в новой нише, разработка в которой требует много ресурсов. Проект не принадлежит им, они не забирают процент. За тобой остается портфолио, имя, команда и ваш опыт, с которым уже можно идти и уверенно просить деньги. Либо возвращаться к ИРИ и приступать к работе над сиквелами.
Если же на разработку требуется 50к-100к$, попадания в содержательные смыслы мало и есть готовый прототип или демка, то лучше финансы все же поискать среди паблишеров и инвесторов. В особенности если команда совсем без опыта - ИРИ придерживается того, что учиться за гос.деньги будет больно обеим сторонам.
На что заострить внимание в заявке?
Окей, мы все же решились отправлять заявку. Ключевой аспект, который множество раз проговорили в ИРИ - для них важно, чтобы игра была игрой. Смыслы смыслами, но если в игре нет фана, то смыслы не спасут.
Поэтому хоть сейчас в победителях и встречаются визуальные новеллы, я склоняюсь к тому, что такое будет попадаться все реже и реже. А если и будет попадаться, то с большими требованиями по арту и нарративу.
В заявке смотрят на 5 основных вещей:
1. Оригинальность механик - общий фан от игры и новизна для рынка 2. Опыт команды - на конкурсе прототипов минимум у двух человек должен быть релевантный опыт, на больших же конкурсах у всего костяка
3. Проработку прототипа - сейчас заявок все больше, поэтому его наличие крайне желательно
4. Адекватность бюджета - здесь повторюсь, большие проекты любят сильнее, но и метрики должны быть целесообразны
5. Смысловую часть - попадание в смыслы и их раскрытие
На мой вопрос о том, планируют ли в ИРИ в будущем добавлять не только количественные, но и качественные метрики с проверкой отзывов и средней длины игровой сессии, ответили так:
Игра не должна получаться не пойми чем на релизе лишь бы отбить грант. Хоть и сейчас в KPI это не требуется, мы смотрим отзывы на проекты, сколько в них играют и с недавних пор проводим опросы по донесенному смыслу для поигравших. Это влияет на то, захотим ли мы финансировать комма в дальнейшем
Перейдем к самым частым косякам в заявках
• (!) Плохо расписана смысловая часть. Требуют, супертребуют, чтобы каждый написанный смысл был подвязан под игровой дизайн и четко показан в презе. Наилучший формат: Это важно + почему. Герой делает то-то, поэтому мы как игроки приходим к тому-то
• У костяка команды нерелевантный опыт. Громкие имена сильно не помогут, если их опыт совсем не соотносится с позицией и выбранной нишей. Лишний опыт вписывать тоже не стоит
• Нет уникальности в механиках или сеттинге. На вопрос о том, есть ли у ИРИ какие-то любимые жанры и сеттинги - говорят что рассматривают все без ограничений, но видят потенциал в советской фантастике, нерасказанных исторических события и детских играх
• Туманный KPI. Показатель должен быть четким, соответствовать под бюджет, и работа над его достижением должна быть четко проиллюстрирована в разделе маркетинга и дорожной карты
• Нет готовности к софинансу. Подтверждение возможности привлечь доп.финансы и рекомендательные письма дают баллы к заявке
• Бесплатная игруля с донатами. Как говорил выше, четко минус
• В планах на релиз есть консоли. Метрики на них нормально не подтвердишь, а портирование - процесс хоть и реалистичный, но очень энергозатратный. В договор их вписывать обязательством однозначно не стоит
После отправки заявки приходят базовые правки, которые надо успеть внести. При успешном прохождении через 3-4 месяца пригласят на сессию оффлайн-питчей, определяющих подтверждение гранта. Если заявка не прошла, расскажут лишь постфактум письмом по почте - на фидбек надеяться не стоит. Поэтому после заполнения заявки лучше забыть о ней и вернуться к разработке с попутным поиском финансов другими путями.
На этом, по всей основной инфе - всё. Работа с грантами та еще морока, но будем честны, денег на игры сейчас вокруг не особо. Поэтому при грамотном подходе гранты могут обеспечить хороший старт и опыт для студии. В целом среди госовских грантов под игры есть менее муторные варианты, но они идут со своими фишками, меньшим бюджетом под проекты и требуют отдельной статьи.
Если будут вопросы, пиши в комментарии, отвечу. Желаю добра и успешного финансирования проектов!