Симуляторы свиданий с западных берегов

Это не детальные обзоры и не рецензии. Мои суждения по данному вопросу могут быть поверхностными, и многие аспекты игр мной не затронуты. Текст написан с целью поделиться впечатлениями и рассказать читателю о хороших продуктах.

Симуляторы свиданий с западных берегов

Как я понимаю, читающий эти строки — либо зашуганный одинокий прогульщик с массой свободного времени, либо очередной любитель пофлиртовать с набором нулей и единиц. Либо и то и другое. Очень рада, что у нас с вами столько общего.

Я не поклонница статичных визуальных новелл, но мне нравится их поджанр — симуляторы свиданий (dating simulator). Для тех, кто не знает, визуальная новелла — это интерактивный жанр видеоигр, сочетающий в себе нарратив, визуальный ряд и (не всегда) возможность сюжетных выборов, направляющих историю по разным руслам. Симуляторы свиданий или дэйтсимы — это поджанр визуальных новелл, включающий вышеперечисленные элементы, а также предоставляющий игроку возможность строить романтический отношения с внутриигровыми персонажами.

Сам жанр был придуман ещё в начале восьмидесятых японским геймдизайнером Юджи Хории (Yuji Horii), создавшим первую ВН — Portopia Renzoku Satsujin Jiken (1983). На создание игры автора вдохновили американские адвенчуры Mystery House (1980), Mission Asteroid (1980) и Cranston Manor (1981).

Последующие ответвления жанра также были созданы в Японии, поэтому неудивительно, что эта страна была и остаётся лидером по производству визуальных новелл на игровом рынке. Но то, что хорошо японцу, не всегда по вкусу западному потребителю.

Говоря об аудитории, симуляторы свиданий делятся на otome (дэйтсимы для девушек) и bishōjo (дэйтсимы для хлопцев). И вот тут то и начинаются мои претензии. По-моему, ребята с острова редко экспериментируют в своём родном жанре: в большинстве игр протагонисты пассивные и невыразительные, романсабельные персонажи рафинированные, пишутся по заезженным шаблонам, действуют вопреки человеческой логике и в целом редко напоминают живых людей. Хоть я и понимаю, откуда растут ноги у этих клише, мне всё же сложно симпатизировать таким героям, а значит игра провалила свою миссию, толком её не начав.

Angel Halo (1996) Верните новеллам пиксель-арт и я всё прощу!
Angel Halo (1996) Верните новеллам пиксель-арт и я всё прощу!

Знаю, что не все согласятся с вышеперечисленными пунктами, но если вдруг вы тоже устали от конвейера, а убить вечер за игрой хочется, то специально для такого случая я составила маленькую подборку симуляторов свиданий от западных разработчиков.

Я не ставила перед собой цели как-то обесценить работы японских разработчиков, их плюсы мне видны. Здесь я критикую в первую очередь японские дэйтсимы, а не визуальные новеллы в целом.
Далее я буду использовать термины «западные» и «японские» новеллы, потому что таков предел моей фантазии, и ничего умнее я не придумала.

У японцев объёмнейшая база игр в данном жанре, и игрок приблизительно понимает, чего стоит ожидать от очередной новеллы. С западными продуктами дела обстоят иначе. Как минимум из-за того, что запад — понятие широкое. Разные страны, разный менталитет, разный подход к подаче материала. Можно себе представить, как это отражается и на содержимом игры, и на визуальной составляющей.

DSIII — пример качественного японского дэйтсима. Орбек из Винхейма — лучшая девочка!
DSIII — пример качественного японского дэйтсима. Орбек из Винхейма — лучшая девочка!

В плане геймплея (если можно так назвать кликанье по тексту) больших изменений не наблюдается, хотя всё больше разработчиков отходит и от этой традиции. Зато особый упор делается на стилизацию и проработку характеров персонажей.

Вы всё реже будете видеть большеглазых мальчиков и девочек с колючими волосами. А если и увидите, то сразу отличите подражание работам японцев. Над западными новеллами работают разношёрстные художники, для которых характерен совсем противоположный подход к дизайну. Перед японцами стоит какое-то негласное условие — рисунок обязан быть аниме-стилизованным. Это объяснимо: аниме индустрия процветает, и публика любит типажи бисёненов и бисёдзё. Но как следствие, я (и многие другие игроки) с трудом различаю японские новеллы, особенно те, что были выпущены в период с начала нулевых по десятые годы. Практически идентичный дизайн в каждой игре, в глазах рябит от одинаковых героев.

Reine Des Fleurs (2015) Новеллы для девушек обычно отличаются детализированным рисунком и экстравагантными героями в вычурных шмотках
Reine Des Fleurs (2015) Новеллы для девушек обычно отличаются детализированным рисунком и экстравагантными героями в вычурных шмотках

В это время фрилансерам с какого-нибудь тамблера, наоборот, доступна большая свобода в исполнении и выборе художественных средств. Уникальный стиль художника, очевидно, сильно влияет на восприятие новеллы читателем.

Что касается персонажей в западных новеллах, то потенциальные возлюбленные уже не кажутся такими безупречными и приторными: характеры зачастую прописаны так хорошо, что вызывают ассоциации с реальными знакомыми. Протагонисты тоже подверглись изменениям: повествование от первого лица получило хоть какую-то эмоциональную окраску, черты характера отражаются в тексте, и главный герой воспринимается как личность. Возможно, последний пункт не всех порадует, так как многим нравится проецировать себя на главных героев. Но если вы проходите новеллы в первую очередь ради романа, то и этот опыт придётся вам по вкусу.

Что интересно, всё чаще в западных дэйтсимах игроку предоставляют свободу в выборе имени и местоимения протагониста, а то и полной кастомизации внешности. Японское общество, как известно, чрезвычайно консервативное, и вряд ли вы увидите в их новеллах возможность определить гендер главного героя. Но для меня эти новшества — плюс, вносящий в игру разнообразие и повышающий реиграбельность.

Можно заметить, что я не зацикливалась на достоинствах сюжета. Тут у западных новелл явно меньше выдающихся работ. Что у японцев не отнять, так это умение превратить слайсовую историю про школьников в бэд-трип с сюжетными твистами и мелодрамой.

Но пора бы закончить с длинным предисловием и приступить к знакомству с тайтлами. Стоит уточнить, что у игр нет русской локализации, только английская. Для понимания требуется хотя бы средний уровень знания языка.

Monster Prom

Симуляторы свиданий с западных берегов

Сюжет незамысловат: вы обучаетесь в школе для монстров, через две недели выпускной бал, и вам срочно нужно кого-нибудь закадрить, чтобы не идти в соло.

Ваши одноклассники — такие же монстры как и вы: призраки, вампиры, демоны, хтонические боги и прочий сброд. Но это не томные и романтичные ребята, готовые принять вас в свои объятия. По отношению к игроку они будут вести себя как ублюдки, если посчитают, что вы не стоите их времени. Они, в общем-то, и есть самые настоящие ублюдки: ни до нравственности, ни до последствий своих поступков им дела нет. А до вас — и подавно. Вы им даром не сдались. Реалистичные западные дэйтсимы, а? Игрок испытает всё: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие и (спустя долгое время) наконец почувствует симпатию. Рано или поздно вы поймёте, что оказались среди этих мерзавцев не случайно — вы всегда были одним из них.

Самые выдающиеся аспекты игры — это сценарий и язык повествования. Сразу видно, кем и для какой аудитории создавался Monster prom. Абсурдные ситуации, сатира, вульгарные шутки, чёрный юмор и вбросы самоиронии. Тут всего в избытке.

Геймплей почти полностью заимствован у малоизвестной инди The Yawhg. Суть его состоит в передвижении по карте с целью повышения статов и участия в случайных событиях. Сценки в Monster prom генерируются в зависимости от того, к кому из героев вы клеитесь и на какую сюжетную линию вышли. Игра поражает количеством ивентов: число превышает тысячу, плюс десятки концовок и с каждым обновлением игры их становится всё больше. Играть интересно как в первый, так и в двадцать первый раз.

Каждая локация отвечает за одну из ваших характеристик, повышение которых необходимо для удачного романа. Какие именно статы нужны для завоевания сердца того или иного монстра — тут уж игрок должен догадаться сам.

Одно прохождение занимает от 30 минут до часа. Возможна игра в кооперативе до четырёх человек.

Разработчики до сих пор продолжают пополнять игру новым контентом. Более того, уже давно идёт работа над сиквелом с участием уже знакомых героев. Не знаю, как вы, а я жду с нетерпением.

Hustle Cat

Симуляторы свиданий с западных берегов

Вы играете за Эйвири — безработного девятнадцатилетнего разгильдяя. Вы молоды, ленивы, любите смотреть видео с котиками, но у вас достаточно совести, чтобы слезть с шеи (и дивана) своей тёти и пойти искать работу. Эйвири забредает в незнакомый район и находит кошачье кафе со свободной вакансией. После недолгого и необычного интервью работа у вас в кармане. Ваши коллеги — милашки, ваш начальник — престарелый задрот, но тоже ничего; вокруг куча котов и доступ к кофе и вкусной еде. Если этого мало, то прибавьте к истории элементы городского фэнтези и будет вам жизнь работа мечты.

Персонажи, пожалуй — самая сильная сторона Hustle cat. Их трудно не полюбить: герои настолько же очаровательны, насколько несовершенны. В каждом можно узнать черты знакомых или свои собственные. Протагонист (чей гендер игрок выбирает сам) во многом напоминает нас самих: избегает реальности, уходя в сеть; недооценивает себя; пытается быть полезным, чтобы заслужить любовь других; стремится окружить себя людьми, такими же добрыми и заботливыми, как он сам.

Авторы не пытаются прыгнуть выше головы, создавая закрученный и ни на что не похожий сюжет. Нет, Hustle cat — это прежде всего история о повседневности, об умении видеть поводы для радости в обыденных вещах. Нам не нужна магия, чтобы сделать жизнь приятнее и интереснее.
(Тем более, что магия в игре такая идиотская, что лучше бы её не было вообще).

Hustle cat не вносит в жанр ничего принципиально нового. Привычная схема: чтение и выборы действий. Тем не менее, новелла остаётся увлекательной благодаря очаровательным персонажам, самоиронии авторов, остроумному нарративу и умению показать игроку, что в мире новеллы он — желанный гость.

A Foretold Affair

Симуляторы свиданий с западных берегов

Ещё один достойный, но почти никем не замеченный дэйтсим — A Foretold Affair от студии GB Patch. Разбойники, погони, стрельба, магия и стимпанк. Было сложно пройти мимо такого набора.

Действие новеллы происходит в мире бесконечных пустынь, горных пиков и летающих островов. Жители этих земель делятся на «нормальных» и «паранормальных»: о первых говорить нечего, а вот вторые обладают талантом к разного рода магии. Понимая своё положение и ответственность, колдуны обособились и стали жить собственной коммуной вдали от простых обывателей. Паранормальный народ скрывает внешность за мешковатыми рясами и большими масками с изображением животных. Даже свои имена они держат в тайне, обращаясь друг к другу по прозвищам.

Игрок берёт на себя роль Провидца Буффало (Buffalo Seer), который владеет способностью видеть будущее. Герой не находит своему дару лучшего применения, чем предсказать любовь всей своей жизни. После окрыляющего видения Провидец отправляется на поиски своей пары, но вместо этого становится участником опасной эскорт-миссии и конфликта с преступной группировкой.

A Foretold Affair оставил после себя противоречивые, хотя, в целом, приятные впечатления. Экшен — ядро сюжета, который зациклен не столько на романе, сколько на приключенческом квесте спутников.

Протагонист — такая же личность, как и другие действующие лица. Игроку будет сложно проводить параллели с самим собой, так как характер у Провидца яркий и выражается во всех его репликах и поступках. Эта особенность нуждается в упоминании, так как время от времени действия протагониста будут раздражать и вызывать недоумение. В силу своей предыстории, наш герой очень инфантильный, любопытный и несдержанный. Часто говорит ерунду, действует решительно, но необдуманно и вообще всем своим видом показывает неприспособленность к самостоятельной жизни.

Остальные персонажи интересны не только своими характерами и ролями в истории, но и реакцией на предсказание Провидца. Всё-таки не каждый день к вам подходят незнакомцы и заявляют, что вам суждено жить вместе долго и счастливо. Первый спутник реагирует радостно и с большим воодушевлением, вторая пожимает плечами, третий хочет выстрелить протагонисту в лицо на протяжении всей игры. Соответственно, каждая романтическая линия развивается иначе, чем две другие.

В плане механики игра не рвёт ничьи шаблоны: стандартная визуальная новелла, требующая от игрока чтения текста и периодических выборов реплик и действий. Читать придётся много, выбирать — редко. Язык повествования непростой, если ваш английский ниже среднего. Но слог приятный.

Одно прохождение длится от четырёх до восьми часов. Рекомендую к прочтению любителям стимпанкового антуража и нестандартных дэйтсимов.

Floret Bond

Симуляторы свиданий с западных берегов

Последний дэйтсим я советую авансом, так как в общем доступе находится только его демо-версия. Релиз новеллы назначен на 2019 год, а значит скоро мы узнаем, стоила ли она упоминания.

Тут у нас снова светлое радужное фэнтези с какими-то криптидами. Нашей героине выпадает возможность построить романтические отношения с парнишкой-гарпией и накачанным кентавром, а то и с двумя сразу. В общем, мне самой за себя стыдно, можете наконец плюнуть мне в лицо, вы и так долго терпели…

Главная героиня специализируется на нейтрализующей магии и работает мастером на все руки, исправляющим чужие ошибки. В один солнечный день к ней домой являются два клиента: нервный кентавр с немой гарпией на спине. Оказывается, оба связаны заклинанием, не позволяющим им быть вдали друг от друга. Клиенты страшно недовольны таким обстоятельством и просят о помощи. После нескольких попыток нейтрализовать заклятие, героиня терпит фиаско, но из профессионального интереса и собственных принципов она обещает найти решение проблемы.

Сложно судить игру на данном этапе, но опираясь на свои впечатления от демки, скажу, что новелла обещает быть очень милой. Пастельная палитра, ненавязчивая музыка и мифические существа создают атмосферу доброй сказки. На ум приходит ассоциация с пачкой маршмэллоу и бомбочками для ванн.

Диалоги живые; язык повествования ничем не примечателен, но и не беден.

По словам разработчиков, игроку будет дана возможность формировать характер главной героини по своему усмотрению. Отношения с персонажами могут быть как романтические, так и платонические. И как было указано выше, поддерживать связь можно с обоими героями. Никто вас за это ругать не будет. В конце концов, откуда нам знать предпочтения кентавров и гарпий.

В демо версии не были показаны многие игровые механики: например, крафт, собирательство и две разные системы выборов. Так что геймплей предполагает большее разнообразие, чем многие представители жанра.

Floret bond плюёт на табу, благодаря чему обещает игрокам уникальный игровой опыт. Будем надеяться, что этот опыт будет настолько же приятным, насколько необычным.

Итак, самое время притормозить.

Мне кажется, что западные разработчики правильно поступили, позаимствовав у японцев «формулу», но подойдя к процессу создания новелл без слепого подражания. Облик и содержание игр хорошо отражают мировоззрение и вкусы авторов, а если прибавить ещё и культурные особенности, то в рамках одного поджанра мы получим как минимум два уникальных, полных потенциала источника творческих идей. Если вы не поклонник японской специфики, то теперь у вас появилась достойная альтернатива.

Ну а вышеперечисленных новелл вам вполне хватит, чтобы больше не испытывать нужды в романтике. Отношения? С реальными людьми? Я вас умоляю. Мы живём в цифровую эпоху, пора завязывать с этими глупостями.

Спасибо, что дочитали до конца. Приятной игры!

9494
58 комментариев

Ну и чего ты добився?..

15

Приятной игры :D

5

Monster Prom интересно выглядит

8

Он ещё и реиграбельный очень.

6

Симуляторы свиданий или дэйтсимы — это поджанр визуальных новелл, включающий вышеперечисленные элементы, а также предоставляющий игроку возможность строить романтический отношения с внутриигровыми персонажами.Ну ведь нет. Возможность "строить отношения" есть в многих вн, но это не делает их дэйтсимами. Дэйтсимы это ведь только те вн, которые забивают на сюжет в угоду лучшей симуляции постройки отношений. Всего одно неправильное определение и уже хочется подгореть из-за некоторых строчек, кидающих камни в японщину. Но в целом пост любопытный, спасибо. Может когда-нибудь я возьмусь на Monster Prom, выглядит неплохо.

7

Да, у меня были трудности с определением дэйтсима. Написала, как смогла. Камни в японщину были, поэтому вначале сделала акцент на субъективность статьи и поверхностный взгляд.
Но ваше замечание дельное. Буду исправляться.

1

Хорошая статья, пишите еще )

6