Индеец-неудачник. Вертолет Rah-66 Comanche в кино, играх и культуре

Индеец-неудачник. Вертолет Rah-66 Comanche в кино, играх и культуре

Конец восьмидесятых - начало девяностых годов прошлого века — интереснейшее время для всех любителей авиации. Прежде всего оно интересно событиями западного авиастроения: в пост-советской России девяностые годы были периодом упадка и жесточайших испытаний. А вот на Западе происходило куча всего интересного: впервые показали удивительные самолеты-невидимки F-117 Nighthawk и B-2 Spirit, в Европе полным ходом шли разработки истребителей пятого поколения (как их тогда называли) Eurofighter и Rafale. Операцию «Буря в Пустыне» широко показывали по телевизору и об американских самолётах начали писать даже в журнале «Юный Техник». Впервые начали появляться в свободной продаже западные авиационные журналы (сначала чешские и польские, потом и британские). В общем, скучать не приходилось.

Но если сделать некий хит-парад самых популярных и обсуждаемых новинок среди всех авиафанов в то время, в ТОП3 совершенно точно войдет мифический гиперзвуковой разведчик «Аврора» (про который до сих пор не известно - был ли он на самом деле) и герой моего рассказа — разведывательно-боевой вертолет Rah-66 Comanche.

Последний удивлял авиафанов своими формами, людей более сведующих - технологиями, а всех остальных — огромным бюджетом, выделенным как на разработку, так и на закупку этих вертолетов. «Команч» на время стал некой иконой американской авиации, cutting edge — и держал эту роль почти десятилетие, пока его не сменил на этом посту F-22 Raptor. К сожалению, иконе не суждено было стать серийной машиной — но тем не менее, влияние он оказал огромное: не столько на вертолетостроение, сколько на поп-культуру.

В этой статье я хочу вспомнить короткий, но яркий жизненный путь необычного вертолета, а также проследить его появление в кинофильмах, видеоиграх и других областях массовой культуры.

Как рождался «Команч»

Началось все сразу после Вьетнама. Эта затяжная война показала военным всего мира, во-первых, эффективность боевых вертолетов, а во-вторых — все ограничения и слабые места существующих машин. Однако, для американских стратегов главными потенциальными противниками по-прежнему были не азиатские партизаны с мелкокалиберным вооружением, а советские танковые клинья под прикрытием ЗСУ и ПЗРК. Под эту задачу, с учетом вьетнамского опыта, была спроектирована новая машина — ударный вертолет Ah-64 Apache. Кроме того, не собиралась на покой и «Кобра», великолепно показавшая себя в Азии.

Но еще до того, как первый серийный «Апач» приземлился на аэродроме своего постоянного базирования, Министерство обороны США принялась пересматривать тактику применения боевых вертолетов на прогнозируемом театре боевых действий. «Апачи» были хороши, и им по-прежнему уделялась ключевая роль в борьбе с советской танковой армадой, но самостоятельно решать все задачи они не могли. Для обнаружения целей и наведения на них, ударным вертолетам требовались в тандем легкие разведывательные машины целеуказания. И такие вертолеты у Армии США были - это OH-58D Kiowa Warrior и один из вариантов «Яйца Хьюза» — многоцелевой легкий вертолет Oh-6 Cayuse.

Кстати, совместная работа «Апача» и «Кайовы» хорошо показана в художественном фильме «Огненные птицы» с Николасом Кейджем. А огневую мощь маленьких птичек Ah-6 Little Bird вы могли видеть в фильме «Падение Черного Ястреба» или в игровой трилогии «Call Of Duty: Modern Warfare»

Так вот, при всей логичности подобной схемы (один вертолет разведчик, а другой - уничтожитель), военные стратеги сомневались в ее жизнеспособности на европейском театре военных действий. Во-первых, Советская Армия обладала подавляющим превосходством как в количестве, так и в качестве бронетанковой техники и средств противовоздушной обороны. Вероятность того, что маленькие и юркие, но никак не защищенные вертолеты разведчики смогут подобраться на требуемое расстояние к противнику была невелика. Сами по себе разведывательные вертолеты обладали очень скромной огневой мощью — разведка боем явно не была их сильной стороной. Они могли работать в сложных метеоусловиях — а вот «Апачи» не могли. И, наконец, вертолеты-разведчики были практически беззащитны перед нашими «Крокодилами» — армейскими вертолетами Ми-24.

В декабре 1982 года был подготовлен доклад «Исследования в области применения авиации армии США», где была доказана неэффективность современных американских вертолетов выполнять боевые задачи в условиях работы ПВО стран Варшавского договора. Этот доклад и стал отправной точкой в истории «Команча» — в 1983 году армия США объявила о начале разработки легкого многоцелевого ударного вертолета. Программа получила название LHX (Light Helicopter Experimental).

Программа тут же получила статус самой дорогой вертолетной программы в истории. Предполагалось создать новый вертолет в двух вариантах: разведывательно-ударном и многоцелевом, заменив, таким образом практически весь вертолетный парк: от ударных «кобр» до транспортных «хьюи». Толька армия США планировала приобрести 5000 перспективных вертолетов — а ведь есть еще ВВС и морская пехота!

В конкурс по разработке нового многоцелевого вертолета включились практически все авиационные корпорации США. Еще бы — такой объем означал загрузку заказами всего производства компании на 20-25 лет! Однако, сказать что требования к новому летательному аппарату были высокими — значит не сказать ничего. Прежде всего, военные хотели получить очень высокую скорость — на 180 километров в час больше, чем у любого из существовавших в то время серийных вертолетов. Во-вторых, были поставлены очень жесткие требования по радиолокационной и инфракрасной заметности вертолета. Кроме того, ударный вертолет должен был способен вести полноценный воздушный бой и управляться всего одним членом экипажа (как наш Ка-50), а транспортный вариант - брать на борт 6 десантников в полном обмундировании или 600 килограмм груза.

Два ключевых требования — высокая скорость и малая заметность — оказали существенное влияние на внешний вид предполагаемого вертолета. Было очевидно, что при традиционном подходе решить эти задачи не получится, поэтому каждая фирма, участвующая в конкурсе, шла своим, оригинальным путем. Так, компания «Белл» предложила схему с поворотными винтами — то, что чуть позже они реализовали на конвертоплане V-22 Osprey. У «Сикорского» схема была более традиционной, но все же не без инноваций. А самым «отвязным» получился проект у компании «Хьюз» — машина без хвостового винта, зато с несущим крылом.

Несколько следующих лет прошли в интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Сложность задачи была такая, что основные конкуренты даже были вынуждены объединиться, чтобы ее решить — компания «МакДоннел Дуглас» купила компанию «Хьюз Хеликоптерс» и объединилась с корпорацией «Белл». С другой стороны, компании «Боинг» и «Сикорский» также объединились для продолжения работ по программе LHX. Таким образом, количество рабочих проектов сократилось до двух.

В 1990 году были пересмотрены требования к перспективному вертолету. В первую очередь, решено было отказаться от высокой скорости — аппарат, способный хотя бы превысить скорость в 350 км/ч (не говоря уже о первоначально требуемых 510 км/ч) выходил слишком сложным и неоправданно дорогим. Кроме того, из-за значительного урезания финансирования было решено отказаться от транспортного варианта, а ударный вертолет — сделать двухместным.

Снижение требований привело к тому, что проекты стали менее экстравагантными — компании увеличили процент традиционных, уже хорошо проверенных решений в конструкции вертолетов. Тем более, что программу в очередной раз лихорадило — с распадом СССР встал вопрос о целесообразности продолжения работ над подобной машиной в принципе. Но все же, в апреле 1991 года было объявлено о завершении конкурса — победу одержал консорциум «Боинг-Сикорский». Новой машине был присвоен индекс Rah-66 (reconnaissance attack helicopter) и имя собственное - «Comanche». А уже в следующем году общественности был впервые представлен полноразмерный макет вертолета. Так появился «Команч», которого мы знаем.

Получившийся вертолет поражал воображение необычностью своих форм и конструктивных решений. Фюзеляж был полностью выполнен из композитных материалов, хвостовой винт, для уменьшения заметности и шумности, был убран в кольцевой канал. Шасси вертолета выполнили полностью убираемыми, как и вооружение — противотанковые ракеты Hellfire находились в закрытых бортовых отсеках. По сравнению с другими двухместными вертолетами, пилот и оператор вооружения поменялись местами — это обеспечивало пилоту отличный обзор, необходимый для полетов на сверхмалых высотах, в режиме огибания рельефа местности. Радикальному снижению радиолокационной и инфракрасной заметности способствовали рубленные формы фюзеляжа, грани створок шасси и отсеков вооружения, а также специальные каналы отвода нагретого воздуха от турбовальных двигателей. Все это позволило уменьшить радиолокационную заметность вертолета, по сравнению с Ah-64 Apache в 600 раз!

Что же касается различных электронных систем — машина была оснащена, что называется, по последнему слову техники. Не перечисляя длинный список систем обнаружения, целеуказания, управления и пр., можно просто отметить что суммарная стоимость всей бортовой электроники составляла более 60% от общей стоимости машины (у «Апача» — менее 40% ).

Индеец-неудачник. Вертолет Rah-66 Comanche в кино, играх и культуре

Первый прототип «Comanche» был построен в 1995 году, а годом позже - он совершил первый полет. Далее последовал традиционный для любого нового летательного аппарата этап доработок и испытаний, длившийся несколько лет. Для этого были построены четыре прототипа — два для летных испытаний и два для статических. Все работы по доводке машины предполагалось завершить до 2006 года, после чего — начать поставку серийных машин в армейские части. Планируемый заказ сильно «похудел» — от 5000 предполагаемых изначально вертолетов был подтвержден заказ на 1292. Что, в принципе, и так не мало.

Однако, этим планам не суждено было сбыться — в 2004 году, после более чем двадцати лет работ и 8 миллиардов потраченных долларов налогоплательщиков, программу вертолета Comanche закрыли…

Причина была проста — за это время изменилось слишком многое. Советский союз перестал существовать — а с ним и перестала существовать традиционная тактика работы ударных вертолетов: современная война стала другой. В конце девяностых и начале двухтысячных два основных ударных вертолета - «Апач» и «Кобра» — прошли серьезную модернизацию, многократно повысившую их боевую эффективность. Ah-64D Apache Longbow получил собственную РЛС и научился работать самостоятельно ночью и в сложных метеоусловиях, больше не нуждаясь в вертолетах-разведчиках. А Ah-1Z Viper имеет уже настолько мало общего с «вьетнамской хьюкоброй», что это практически новый вертолет. И обе модернизированных машины — намного дешевле перспективного «Команча». А главная причина — появились беспилотники. «Предаторы» и «Риперы» выполняли те же боевые задачи куда эффективней и дешевле, не говоря уже о рисках для жизни пилотов. Все-таки, не прав был безымянный голос, сказавший за несколько лет до этого: «War never changes»…

Вот так бесславно закончилась судьба одного из самых харизматичных военных вертолетов в истории. Программу закрыли, построенные прототипы отправили по музеям, а концерну «Боинг-Сикорский» выплатили полмиллиарда долларов в качестве компенсации за отмену заказа. Конечно, в процессе создания такой прорывной машины был накоплен огромный опыт, который, без сомнения будет использоваться в перспективных машинах. Но в истории «Команча» была поставлена жирная точка…

Вертолет Rah-66 Comanche в кино

Несмотря на то, что в военном плане программа «Команча» обернулась фиаско, вертолет получился настолько ярким и броским (оксюморон для машины, сделанной по технологиям Stealth), что оказал огромное влияние на поп-культуру — даже не будучи серийной машиной. Сейчас я поясню, что имею в виду.

Засветиться в кинематографе и стать звездой художественного фильма «Команчу» не удалось. Скорее всего — просто не успел. Еще бы пару лет протянул — и Майкл Бэй наверняка снял бы его в своих «Трансформерах». Ну просто нереально проигнорировать настолько круто выглядящую машину (как Бэй не смог проигнорировать F-22 Raptor). Так что, единственным появлением Rah-66 Comanche в кино была трехминутная сцена в фильме «Халк». Не в том, что с Марком Руффало, а в более раннем, с Эриком Бана. Да и это появление засчитывается, что называется, с натяжечкой. Реальных вертолетов в фильме не было — только CGI.

Зато — про вертолет охотно снимали документальные фильмы популярные каналы типа Discovery и National Geographic. Так что, так сказать, «поздние годы жизни» задокументированы достаточно подробно. Все эти передачи сейчас легко найти на Youtube.

Вертолет Rah-66 Comanche в играх

А вот где вертолет стал настоящей звездой — так это в видеоиграх! Еще бы — при такой внешности он бесспорно суперзвезда!

Первый раз «Команч» виртуализировался тогда, когда еще «Команчем» не был. В 1990 году Electronic Arts выпустило на IBM PC вертолетный симулятор «LHX Attack Chopper». В начале девяностых эта игра получила просто бешеную популярность на пост-советском пространстве — игра стояла на каждом втором «писюке» наравне с UFO, Prehistoric 2 и прочими суперхитами того времени. Я лично провел за виртуальным штурвалом не один десяток часов — мы даже играли со школьным другом за одной клавиатурой вдвоем: я пилотировал вертолет, а он работал вооружением, как настоящий экипаж вертолета. Знаменателен симулятор был многим. Во-первых, там было целых четыре летабельных вертолета: Ah-64 Apache, транспортный Uh-60 Black Hawk, будущий «команч» LHX (тогда он еще не был похож на Rah-66, а делался по ранним концепт-рисункам), а также - конвертоплан MV-22 Osprey! Я не помню другого авиасимулятора, в котором был бы этот уникальный аппарат с поворотными винтами — причем, в игре этот механизм был реализован просто отлично.

Еще там был классный искусственный интеллект противников — «Шилки» и «Осы» очень быстро научили меня не лететь выше 100 футов и использовать по полной скудный рельеф местности для укрытий. А еще в качестве одного из противников там была «Черная Акула» — правда, под индексом Ка-34...

Для своего времени «LHX Attack Chopper» был отличной игрой. Чтобы в этом убедиться - предлагаю посмотреть очень грамотный ретро-обзор от человека, который на самом деле разбирается в авиасимуляторах (не от меня))

Да, «LHX» был хорош. Но настоящий фурор случился двумя годами позже, когда та же самая команда разработчиков (но уже под собственным брендом Nova Logic) выпустила игру «Comanche: Maximum overkill». Свеженький, только что представленный вертолет, получил полноценное игровое воплощение. По сравнению с предшественником, игра стала намного более аркадной, но и намного более динамичной. Многим такой подход понравился гораздо больше (мне — нет), и игра по популярности обогнала «LHX». Это привело к выпуску сначала двух дополнений, потом — полноценной второй части. А потом — третьей. А потом — четвертой. Забегая вперед, скажу что мне больше всего нравится именно третья часть, вышедшая в 1997 году — по балансу «реалистичность-аркадность» эта было практически идеальное повторение того самого «LHX». А вот финальная четвертая часть, вышедшая в 2002 году, опять сделала шаг назад в сторону аркадности. Впрочем, в начале двадцать первого века жанр авиасимов практически исчез как класс (за редким и не всегда достойным исключением). Ну, или как минимум, стал гораздо более нишевым.

Давайте все же вернемся к первой части. Первый «Команч» просто убивал наповал своей графикой. Полноценный трехмерный воксельный ландшафт, полная трехмерность — и это еще до первого «Doom». К тому же, полная версия игры (не те обрезки, которые к нам попадали на сборниках «200 игр в одном») обладала просто-таки бомбическими CGI-роликами, которые в 1992 году смотрелись как нечто совершенно нереальное. Опять-таки, картинка стоит тысячи слов, а видео - тысячи картинок, поэтому я предлагаю посмотреть видеообзор этой игры от того же автора, что и ранее:

В 1995 году вышла полноценная вторая часть (кстати, у нее было самостоятельное ответвление «werewolf vs. comanche», где игрок брал управление Ка-50). Еще через два года вышел Comanche 3, который, как я говорил, я считаю лучшим в серии. Компания Nova Logic нащупала тот самый оптимальный баланс между играбельностью, легкостью освоения и симуляцией — и выпустила сразу несколько однотипных продуктов: авиасимуляторы F-22 Lightning 2, F-22 Raptor, F-16 Multirole Fighter, MiG-29 Fulcrum, а также — танковый симулятор Armored Fist 2.

Как я и писал ранее, последняя игра серии вышла в 2002 году. Вскоре после этого - с рынка разработки видеоигр ушла и сама Nova Logic.

Следующая серия, о которой имеет смысл поговорить в рамках воспоминаний о «Команче» — это серия консольных аркад «Desert Strike» и его продолжениях. Тут любое упоминание слова «симулятор» в принципе неуместно — игры представляли собой простенькие аркады с видом в изометрической проекции, где вертолет игрока мог опускаться на землю или подниматься выше-ниже.

В принципе, упоминания эта серия заслуживает только потому, что во второй части (Jungle Strike) игрок управлял вертолетом Rah-66 Comanche. Всего было выпущено пять игр в серии, но «Команч» был только в одной.

Гораздо более пристального внимания заслуживает игра Enemy Engaged: Comanche vs Hokum. У нас в России она издавалась легально компанией Nival и известна как "Разорванное небо Ка-52 против Команча». Вот это — был настоящий хардкорный вертолетный симулятор.

Игра вышла в 2000 году и предлагала детальнейший уровень симуляции боевой работы ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Rah-66 Comanche. Собственно, это было ни что иное, как продолжение вышедшей годом ранее Enemy Engaged: Apache vs Havoc (где летабельными машинами были Ah-64 иМи-28 соответственно) — и обе игры можно было объединить в один комплект для сетевой игры.

Главной фишкой «Разорванного неба» была динамическая кампания, сюжет и развитие которой зависело от успеха игрока на поле боя. А успехи тут было продемонстрировать не так просто. Физическая модель была просто потрясающей, сложность управления — зубодробительно хардкорной (на уровне симуляторов от Eagle Dynamics - LockOn, DCS World и иже с ними). Игра была признана лучшим симулятором 2000 года большинством игровых изданий.

В 2006 году неожиданно вышел Enemy Engaged 2. Вышел — и прошел незамеченным. Игра представляла собой лишь легкий рестайлинг оригинала: чуть-чуть подтянули графику и подправили немногочисленные мелочи. В середине нулевых, когда реальный «Команч» уже был два года как отменен, а жанр авиасимуляторов де-факто умер, такое продолжение оказалось никому не нужным. Enemy Engaged 2 оказался последней игрой, где можно было полетать на «Команче», и вряд ли это уже изменится…

Ну и еще одну игрушку вскользь упомяну — это российский авиасим Fair Strike (он же «Ударная Сила»). Отечественный полуаркадный вертолетный симулятор предлагал освоить несколько летательных аппаратов, и среди них - Rah-66 Comanche. Сама игрушка ничего особенного из себя не представляла, была полна недостатков и неудачно пыталась усидеть сразу на двух стульях, предлагая как аркадный, так и симуляторный режим. В целом, не сказать что достойна внимания. Хотя, при желании можно ознакомиться - в Steam она до сих пор есть.

Индеец-неудачник. Вертолет Rah-66 Comanche в кино, играх и культуре

Игровые моды Rah-66 Comanche

В целом, что касается «больших» игр, то наверное это все. Но — я не зря говорил, что «Команч» стал чуть ли не иконой авиационной промышленности. И как только популярность набрало такое направление как игровые моды — энтузиасты не забыли про эффектный вертолет.

Я не берусь составлять полный список всех игр, в которых можно полетать на «Команче» благодаря пользовательским модификациям — но их наверняка не один десяток. Подобные моды были для Operation Flashpoint и ее наследников (Arma, Arma 2), гражданских авиасимуляторов Microsoft Flight Simulator (2002, 2004 и X), ну и конечно - GTA (San Andreas и GTA V). Кроме того, модеры умудряются создавать вертолет даже в Minecraft и Besiege.

По качеству, конечно, моды отличаются разительно. Например, «Команч» для Flight Simulator X — это полноценный коммерческий продукт с детально проработанной авионикой и летной моделью. А для San Andreas — просто баловство по мотивам. Тем не менее, хорошо что есть выбор, правда?

Ну и закончить разговор об игровых инкарнациях Rah-66 Comanche я хочу фанатским видеороликом, в котором воссоздана видеопрезентация из игры Nova Logic - но на современном движке Unreal Engine 4.

Влияние Rah-66 Comanche на концепт-дизайнеров

Когда я писал про то, что «Команч» оказал огромное влияние на массовую культуру - я имел в виду, в первую очередь, именно этот аспект. Начиная с девяностых годов, сотни и тысячи концепт-художников, транспортных дизайнеров и иллюстраторов в своей работе вдохновлялись неординарным образом перспективного вертолета. Как результат — отголоски наследия «Команча» вы можете видеть с экранов кинотеатров и телевизоров, с игровых мониторов и даже в творении инженеров-конструкторов реального транспорта.

В этом смысле, наследие «Команча» сложно переоценить. Родившись как мега-прорывной проект, но устарев в процессе и, не сумев добраться до серии, перспективный вертолет, тем не менее, определил видение индустрии на десятки лет вперед. И в этом смысле, Rah-66 - безусловно успешный проект.

На этом я заканчиваю свой пилотный рассказ на DTF. Спасибо что дочитали до конца! Если интересна тема транспорта — заходите на мой сайт techtraveling.ru, я там публикую свои фотоотчеты о посещении технических музеев, авиашоу и всего прочего, что касается любимого хобби. Буду рад вашим комментариям - и у себя на сайте, и здесь!

114114
67 комментариев
Комментарий удалён модератором

Ну значит не зря писал) Спасибо!

5
Ответить

Jungle Strike пойти переиграть что ли

1
Ответить

Голос был не безымянным.

12
Ответить

Вот не знал, что Перлман Fallout озвучивал!
Спасибо за открытие, день прошел не зря.

1
Ответить

в арма 3 довольно качественная моделька.

4
Ответить

Да, действительно, третью Арму я упустил из виду... Спасибо!

1
Ответить