{"id":2223,"title":"\u0417\u0430\u0433\u0430\u0434\u043a\u0438 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u0415\u0433\u0438\u043f\u0442\u0430: \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0432\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=2223&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/egypt&hash=e984e3ad6f09a93c4ac1d44a0c67c5ea94b453eb4900281befab21cab31bf040","isPaidAndBannersEnabled":false}

ИИ, друг человеческий: обзор Observation Статьи редакции

Твёрдая научная фантастика для тех, кто соскучился по реалистичному искусственному интеллекту.

21 мая состоялся релиз Observation, научно-фантастической адвенчуры про катастрофу на космической станции. Ещё в первых трейлерах создатели делали ставку на кинематографичность и реализм, показывая, что Observation имеет больше общего с космической фантастикой последних лет, чем с другими играми. Правда, в этот раз в центре сюжета история не о космонавтах, а о бортовом компьютере.

«Это «Космическая Одиссея 2001», в которой вы играете за HAL 9000» — так описывали свою игру разработчики. Observation предлагает вжиться в роль ИИ, обеспечивающего работоспособность станции, следящего за жизнями экипажа и отвечающего за сотни казалось бы незаметных, но важных решений.

Именно реалистичность искуственного интеллекта — главная фишка игры. Разбираемся, удалось ли авторам сказать что-то новое на эту популярную тему.

Переосмысленная классики

На станции «Наблюдатель», расположенной на околоземной орбите, происходит некий Инцидент. Его причины и подробности неизвестны, так как в это время ИИ станции S.A.M. отключился, а ядро памяти оказалось повреждено. Компьютер подключает назад к сети астронавт Эмма Фишер, вместе с которой игроку предстоит выяснить судьбу остальных членов экипажа и оценить степень повреждений.

История начинается с катастрофы

S.A.M. (systems, administration, maintenance) — бортовая система станции «Наблюдатель». Сама станция — его тело: ИИ получает информацию с датчиков в каждом отсеке и постоянно контролирует различные показатели. Вследствие Инцидента связь со многими системами разорвалась, и S.A.M. «ослеп». Соединение нужно настроить вручную — этим и будет заниматься Эмма Фишер, а игрок в роли ИИ будет ей в этом помогать: открывать двери, оценивать статус помещений, перезапускать работу систем жизнеобеспечения.

Сама авария заметно повредила станцию — в одних секциях пожар, в других сгоревшая проводка, в третьих нарушение герметичности, — так что героев ждёт приключение не из приятных. Возникающие экстремальные ситуации держат в напряжении и постоянно требуют индивидуального подхода.

С презентацией у игры всё хорошо — вид выгоревших, обледеневших помещений «Наблюдателя» вместе с мрачным эмбиентом и назойливым треском приборных панелей действует на нервы, недаром часть авторов Observation работала над Alien Isolation. Впрочем, никакой ксеноморф внезапно из-за угла не выскочит — вместо скримеров здесь гнетущее чувство неотвратимо ухудшающейся ситуации.

Observation действительно во многом напоминает такие фантастические ленты как «Гравитация», «Пекло» или «Интерстеллар». Точно так же в игре делается большая ставка на реалистичное изображение космической станции и космоса. Впрочем, если вы не считаете тот же «Интерстеллар» правдоподобной фантастикой, не спешите сетовать — в Observation также много внимания уделено мистике, а некоторые загадки останутся без ответов. Вместо реалистичной истории речь скорее идёт о взрослом, выдержанном подходе к изображению космонавтов.

Героев в игре немного, но каждый из них запоминается. Экипаж станции ведёт себя в большинстве случаев профессионально и убедительно: особенно стоит отметить Эмму, в компании которой игрок и проведёт большую часть времени.

Отдельно хочется похвалить игру Кезии Берроуз, убедительно передающей голосом все интонации и оттенки эмоций Эммы

Эмма перемещается по отсекам станции, чинит повреждения и периодически комментирует происходящее, так что постепенно к ней привязываешься.

Также характер девушки раскрывается в дневниках, которые она записывает на камеру, подобно Марку Уотни из «Марсианина». Несмотря на общую короткую продолжительность игры, успевает сложиться мнение, что Эмма — действительно живой человек.

А вот огрехи лицевой анимации, к сожалению, то и дело дают о себе знать

Но всё же главный герой истории — не она, а ИИ. Именно его истории, его характеру и проблемам посвящена игра.

Сначала холодную отрешённость S.A.M. воспринимаешь в штыки: он никогда не начинает беседу первым, ничего не боится, не шутит, не плачет вместе с Эммой над погибшими. Складывается ощущение, что он, несмотря на острый ум, — что-то меньшее, чем личность. Но потом понимаешь, что у него просто нет ни времени, ни желания болтать. Настойчиво и верно, он просто продолжает выполнять свою работу, как и положено ИИ.

Тяжёлые будни бортового компьютера

На борту станции у S.A.M. много забот. Поддержка кислорода, давления, электроснабжения, контроль жизненных показателей экипажа, управление реактором, связью, положением на орбите — этим и многим другим придётся заниматься в игре.

Отсек можно осмотреть при помощи камер, между которыми можно переключаться, менять их угол наклона и регулировать приближение

Игровой процесс раскрывается через бесконечные меню, панели управления и контрольные схемы. Игрок обладает доступом к многочисленным камерам в помещениях станции, и может свободно между ними переключаться, выбирая лучший угол обзора.

Все проблемы решаются имеющимися средствами: там перезапустить систему, тут активировать резервное питание, потушить пожар путём снижения давления в отсеке.

Эмма Фишер знает, что нужно делать, сама перемещается по кораблю, а S.A.M. только и остаётся, что выполнять её команды

Исследуя повреждённые отсеки станции, можно найти различные заметки и дневники экипажа, рассказывающие о жизни на борту и подробностях аварии. Для этого достаточно установить беспроводную связь с ноутбуками экипажа или приблизить камеру на написанные от руки записки. Как правило, игра вас никуда не торопит, так что стоит время от времени отвлекаться от основной задачи — полную картину происходящего соберут только самые внимательные.

Но всё-таки добрую половину игры придётся провести в интерфейсах, которые визуализируют многочисленные системы станции.

В интерфейсах бывает тяжело разобраться, но зато выглядят они правдоподобно. Авторы Observation тщательно смоделировали космическую станцию, взяв за основу МКС, так что дизайн «Наблюдателя» получился практичным, эргономичным и в меру сложным.

Разумеется, есть в Observation и мини-игры: в одной нужно настроить мощность магнитов, удерживающих плазму реактора, в другой отключить в правильной последовательности замки, и так далее. Иногда такие загадки действительно бросают вызов, но всё-таки они — просто рутина, которую кроме S.A.M. некому делать.

С одной стороны бесконечная череда технических заданий может утомить, всё же решать одни и те же загадки шесть часов — это нудно. Но с другой — задания Observation здорово погружают в историю и наглядно демонстрируют, чем именно должен заниматься ИИ на космической станции.

Реалистичность у игры в приоритете, пусть иногда она идёт в ущерб увлекательному игровому процессу

Именно достоверность — одно из главных преимуществ Observation. Было уже немало адвенчур, в которых нам нужно было играть за ИИ, вроде Talos Principle или The Turing Test. Но большинство таких игр поднимают серьёзные вопросы, заставляя игрока решать абстрактные, не связанные с историей задачи. А в Observation же история про ИИ прочно вплетена в сам игровой процесс.

Практически всё в игре призвано не просто развлекать игрока, а хотя бы на некоторое время дать ему взглянуть на мир глазами бортового компьютера. А также напомнить, зачем он вообще нужен.

История о взаимопомощи

Observation действительно много цитирует «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика — схожие визуальные образы, загадочное послание, путешествие к дальним уголкам Солнечной системы. Так вышло неспроста — именно HAL 9000, бортовой компьютер корабля в «Одиссее», принёс в массовую культуру образ ИИ, превосходящего человека по возможностям.

Фильм 1968 года создал множество устойчивых стереотипов про ИИ в первую очередь потому, что его мотивация искусственного разума не объяснялась — он оставался недоступной для понимания угрозой.

Во многих последующих произведениях стало принято очеловечивать искусственный интеллект, приписывая ему качества, свойственные людям: злость, мстительность, страх, или наоборот — верность, любовь, чувство юмора. Будь то «Терминатор», «Искусственный интеллект» или «Матрица», ИИ испытывал чисто человеческие эмоции. Такое представление было достаточно популярным в двадцатом веке, но современные тенденции рисуют совсем другую картину.

Сегодня ИИ — достаточно сложные автоматизированные системы, предназначенные для выполнения конкретной задачи. Им не нужны ни личность, ни характер, ни собственное мнение, чтобы самостоятельно находить решения поставленных задач. Да и неизвестно, могут ли они действительно осознать переживания людей, или для них «правильный» ответ в беседе сродни математически рассчитанному решению головоломки.

Судя по развитию нейросетей и помощников вроде Siri, мы уже скоро сможем сообщить беспилотному автомобилю куда ехать, а вот задушевных разговоров с андроидом-дворецким придётся подождать.

И пока другие произведения рассуждают о серьёзных нравственных вопросах, Observation концентрируется на изображении реалистичного ИИ, который мы сможем увидеть уже в ближайшие 10-20 лет.

S.A.M. лишён большинства стереотипов, накопившихся в фантастике за столько лет. Неизвестно, испытывает ли он эмоции, потому что в любом случае он руководствуется логикой и приказами ЦУП. Он не совершает ничего лишнего — только точную последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи.

Более того, Observation концентрирует внимание на тех особенностях ИИ, которые мы часто упускаем из виду. К примеру, у него нет особого выбора — он не может противоречить командам, полученным свыше, пусть не все из них морально верные. Этим он напоминает Джина из сказок — могущественное существо, вечно служащее другим.

Также, S.A.M. показан далеко не таким сильным, как обычно в случае с искусственным разумом. Стоит огню повредить проводку, как его датчики ослепнут. Стоит его банкам памяти повредиться, как часть функций потеряется. А стоит ему в виде дрона выйти за пределы своих систем в открытый космос, как от него останется только «глаз», всё видящий и понимающий, но не способный ничего сделать. Удивительно, что в игре про огромные возможности ИИ S.A.M. показан весьма уязвимым и слабым.

В то же время, у ИИ много неоспоримых преимуществ, позволяющих ему делать то, на что люди не способны. Вряд ли можно представить космические экспедиции будущего без участия автоматизированного помощника. И в тоже время в такой сложной системе не обойдётся без дюжины ошибок или неточностей, заложенных людьми. Железо может сломаться, датчики сбоить, а инструкции противоречить друг другу. А значит живой экипаж всё ещё нужен.

Нельзя всё предусмотреть, предвидеть любую чрезвычайную ситуацию и продублировать все важные системы. Там, где S.A.M. беспомощен, ситуацию спасает Эмма. Она может в своём скафандре пролететь сквозь повреждённые отсеки, пробраться сквозь заваленные помещения и починить сломанные приборы.

Пусть сама история Observation во многом повторяет сюжет «Одиссеи», именно детали, мелкие взаимодействия между героями позволяют взглянуть на отношения между человеком и ИИ с нового ракурса.

Observation рассказывает историю не о противостоянии храброго космонавта и безжалостной машины, а именно что о взаимопомощи. Обычный человек и искусственная разумная система оказались одни в далёком уголке космоса, и только вместе они смогут вернуться домой.

Вряд ли можно утверждать, что Observation сказала что-то новое про ИИ. Но, в тоже время, авторы смогли переработать классическую историю, очистить её от устаревших стереотипов и сделать близкой и понятной игроку.

Главная сила игры именно в деталях, в достоверности, с которой создатели изображают искусственный интеллект, в честно показанных плюсах и минусах.

Вряд ли Observation оставит заметный след в истории, ей попросту нечем удивить искушённого игрока. Но всё-таки игра дарит толику настоящей, реалистичной космической фантастики, которой нам последнее время так не хватает.

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","observation","long"], "comments": 15, "likes": 119, "favorites": 108, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 53226, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Jun 2019 18:04:47 +0300", "is_special": false }
0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
15

Игрушка отличная, хорроры не очень люблю (я из пугливых), а вот подобные триллеры очень люблю (буду благодарен за рекомендацию чего-нибудь подобного по настроению, не обязательно НФ)

Как и сказано в обзоре, очень понравилась тягучесть и заземленность происходящего. Всё эти реалистичные проработанные отсеки, менюшки без излишнего лоска и необходимость "вручную" управлять различными системами корабля. Последнее хоть и обставлено несложными мини-играми даёт ощущение этакой "тактильности" и для меня здорово работало на атмосферу. К тому же, мини-игры достаточно разнообразны, а их повторение разбросано по прохождению, так что не сильно приедалось. Единственно, из-за отсутствия пояснений иногда было не понятно что делать, терминал астрофизики я прошел как-то наугад, а мини игру с нарисованной схемой платы я вообще подсмотрел, так как элементарно не понял как ей пользоваться.

Сюжет конечно несколько специфичен. Не могу сказать, что разочаровался, скорее наоборот, но надо прям копать. Думаю перепройти, мож понятней станет.

Вообще по ощущениям игра напомнила последнего блейдраннера. Именно по формируемому настроению - такому медленному (кому-то может даже затянутому), но дико погружающему в себя. Впервые специально свет вырубал в комнате, чтобы ничего не отвлекало.

Короче в душу Observation запала, вон сколько настрочил.

Ответить
3

Observation не играл. Есть похожая eXperience 112 (там показываешь что делать другому человеку), есть SOMA (это хоррор, хотя в первой трети страшных монстров нет, но ради сюжета попробовать стоит).
Portal, понятное дело, Talos Principle.
J.U.L.I.A.: Among the Stars, Event[0] ещё хвалят.
Tacoma ещё есть, но в итоге это скорее киберпанк, сама игра насквозь пропитана толерастией, а персонажи проработаны слабо.
Tardy ещё хвалят.

Ответить
2

Outer Wilds, Lifeless Planet, The Swapper, The Descendant, Epitasis, Whispers of a Machine, Technobabylon, I Have No Mouth, and I Must Scream, Death end re;Quest, The Solus Project, Cosmic Star Heroine, Her Majesty's SPIFFING (хоть не совсем то)

Ответить
7

Хорошо, что редакция рассказала об этой замечательной игре

Ответить
5
Ответить
2

Без сарказма, очень хочется именно НФ и это понятие сейчас очень далеко от 80-90. Шекли, Саймак, Брэдбери, Стругацкие и Булычев? Я специально взял разноплановых авторов, если это Одиссея и именно фильм Кубрика, а не роман Шекли, то - это слабенькое НФ. Это моё мнение, я видел только сравнение в фильмом. Кто проведет какие параллели с НФ, буду рад, писал не просто так, я сейчас очень мало играю и хочу насладиться очень качественной НФ, либо заняться другими делами. Спасибо.

Ответить
0

в 2х словах - запустили мкс2 и прозошло что то непонятное в стиле сериала LOST. с научностью там все нормально, но играть в это нет смысла, геймплей там просто никакой - перелететь по станции от одного мини квеста к другому, просто посмотри на ютубе. Всякие штуки типа любовных отношений на станции и пароли от компа на бумажке с обратной стороны монитора, присутствуют.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Замечательная статья!

Ответить
0

К сожелению, не понял, как делать многие вещи - в итоге плюнул и пошел на Ютуб)

Ответить
0

Из текста мне не удалось ничего понять о геймплее и вообще, и при этом мне не удалось увидеть даже коммента о том. что мен так хотелось увидеть, поэтому спрошу одновременно:
Does Observation resemble eXperience 112?
Тоже о не прямом контроле, тоже о совместно идти дальше и справляться с проблемами, разве что в eXperience 112 вообще не понятно, чем являемся МЫ, но от AI если четно мы сильно там не отличаемся по способностям.
Так вот, действительно ли здесь всё так или всё таки нет?

Ответить
0

Визуал хороший, но... но омрачается тем, что когда я играл - очень много раз чувствовал себя тупым, много моментов с тыканьем в стену, когда не понимаешь чего от тебя хотят. Ну и по сюжету для меня многие штуки остались непонятными, начиная с того, как они туда долетели так, что экипаж ничего не заметил, заканчивая остальным, но это уже совсем спойлер. Неоднозначно в общем.

Ответить

Законодательный спрей

0
Ответить
0

За ссылки — респектос

Ответить

Комментарии

null