Сейчас играю: The Witcher

Путь Предназначения и один ведьмак.

Выберите себе удобное местечко в "Новом Наракорте" и налейте себе кружечку Вызимского чемпиона.

Ave, DTF! Относительно недавно на сайте появилась новая рубрика «сейчас играю». Та самая рубрика, где одни делятся с другими своим опытом и ощущениями, а эти другие довольствуются ностальгией по былым временам. Ну и, знаете, у меня появилось такое пламенное желание поделиться своими ощущениями по поводу первого Ведьмака, такое пламенное в форме розы, если вы понимаете, о чём я.

Чтоб молодое поколение тоже знало, а не только гуляло по этим вашим Туссентам. Знаете ли, серость Храмового квартала Вызимы тоже неплоха! Ну, по крайней мере, именно здесь можно почувствовать себя настоящим детективом (а не детективом с ведьмачьим чутьём).

Реймонд, у нас Саламандры, возможно криминал, по Плотвам!
Реймонд, у нас Саламандры, возможно криминал, по Плотвам!

Даже сейчас лично для себя я ставлю первую часть похождений ведьмака Геральта из Ривии выше, чем третью. Нет, я совсем не говорю о том, что третья часть хуже первой, это в любом случае не так. Но лично мне вспоминать первую часть гораздо более приятнее, чем третью. Почему я её ставлю так высоко? Возможно, для меня играет роль то, что первая часть погружена в философию, через призму которой ведьмак пытается восстановить свою память. И в целом, эта философия недалека от самой философии книжной серии. Все самые интересные моменты игры вплетены в сюжетное повествование.

Не секрет, что в первой части вообще довольно много отсылок к оригинальной книжной серии, и разработчики в принципе отказывались хоть как-то экспериментировать во многих вещах, в том числе, например, и во взаимодействии персонажей. Йеннифэр никак не фигурирует, даже в диалогах. А в диалогах, замечу, своё место нашли и Регис, и Кагыр, и все-все-все, даже Вильгефорц.

Но давайте не будем тянуть кота за одно место и сразу перейдём ближе к ярким моментам игры и тем темам, которая она подкидывает игроку, как Геральт кости в одноимённой игре.

Пролог

Каэр Морхен, крепость ведьмаков.<br />
Каэр Морхен, крепость ведьмаков.

1271 год. Геральт, буквально уже потерявший свою жизнь и память, пытается убежать от всадников Дикой Охоты. В лесах, неподалеку от разрушенной временем крепости Каэр Морхен его находят собратья ведьмаки и волшебница Трисс. После этого Геральт некоторое время восстанавливается в кругу надёжных друзей и под защитой стен крепости. Также Геральт успевает познакомиться с новичком в ведьмачьем деле — Лео.

Почти вся пачка в сборе.<br />
Почти вся пачка в сборе.

Спустя какое-то время в крепость вторгается бандитская группировка «Саламандры» во главе с Профессором (ну, тем самым, чьи моднявые очки можно получить в третьей части) и могущественным волшебником Азаром Яведом. Пришли они с вполне конкретной целью — похитить ведьмачьи мутагены; те самые мутагены, которые используются для того, чтобы воспроизводить новых ведьмаков на свет.

Ты получишь стильные очки, но твои друзья погибнут... Геральт:<br />
Ты получишь стильные очки, но твои друзья погибнут... Геральт:

Им это удаётся, несмотря на противодействие ведьмаков; в процессе, Профессор выпускает снаряд из своего арбалета и попадает в лёгкое Лео, от чего тот погибает. Парень не успел пройти ведьмачью мутацию.

Говорят, ведьмаки могут отбить стрелу на лету... Одним словом, Драма Квин местного разлива.<br />
Говорят, ведьмаки могут отбить стрелу на лету... Одним словом, Драма Квин местного разлива.

Ведьмак шел. Полуэльф поднес самострел к лицу. Стало очень тихо.

Звякнула тетива. Ведьмак махнул мечом, послышался протяжный звон металла по металлу, стрела, крутясь, взмыла вверх, сухо ударилась о крышу, загромыхала в сточной трубе. Ведьмак шел.

– Отбил… – охнул Десятка. – Отбил в полете…

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Много отголосков этого рассказа легло в основу игры в виде приятных отсылок и одноимённой концепции.

Небольшое отступление: больше всего здесь интересен Азар Явед — маг-отступник родом из Зеррикании.

Азар на болотах. Не его родная стихия, но накостылять ведьмаку при определенных обстоятельствах может.<br />
Азар на болотах. Не его родная стихия, но накостылять ведьмаку при определенных обстоятельствах может.

Дело в том, что Азар — Вильгефорц на минималках и именно на детали его образа ориентировались разработчики. Почему я так решил? Все просто, на такую идею меня подтолкнул диалог с Трисс, который происходит после нападения на крепость; общие детали между этими двумя персонажами (очевидно, оба - могущественные волшебники) и в целом то, что Азар любит кидаться цитатками Вильгефорца, будто в тайне ото всех подписан на пацанский паблик с его афоризмами.

 В контексте разговора о Азаре.<br />
 В контексте разговора о Азаре.

— Не стоит путать небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда.

— Не мочись против ветра, ничем хорошим это не закончится.

— (спустя какое-то время) В этот раз ты помочился против торнадо.

Азар Явед (нет, это был я, Вильгефорц!)

А возможно мне это все показалось, потому что Вильгефорц и Азар - это персонажи разной весовой категории. Более того, другой персонаж - купец Леуваарден тоже любит злоупотреблять цитатами великого. Хотя, на образ Вильгефорца разработчики всё-таки как-то ориентировались.

Неповторимый оригинал глазами неизвестного мне художника.<br />
Неповторимый оригинал глазами неизвестного мне художника.

Но вернемся обратно к игре: теперь перед ведьмаком стоит цель глобальная, цель на всю последующую игру — вернуть похищенные тайны ведьмаков.

Глава I

Сейчас играю: The Witcher

В попытке найти Саламандр, которые совершили нападение на Каэр Морхен, похитили ведьмачьи мутагены и убили коллегу по цеху, Геральт отправляется в Вызиму, ведь, возможно там можно найти какие-нибудь зацепки по делу.

Но прежде всего, ведьмак останавливается в предместьях города. На постоялый двор нападают баргесты, но Геральт быстро разбирается с этим делом, спасая постояльцев. Спасает Геральт и мальчика по имени Альвин. В дальнейшем, этот мальчик с огромным потенциалом в магических способностях, сыграет свою роль.

Считается, что баргесты — призраки, материализовавшиеся в призрачных псов и преследующие живых людей. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворенного возмездия. И только в одном все рассказы сходятся: баргесты всегда безжалостны по отношению к живым существам.

Запись в бестиарии

Также, ведьмак узнаёт две вещи: деревню и её жителей терроризирует адская гончая, пёс-призрак, которого также называют Зверем, а также то, что вход в город закрыт из-за свирепствующей чумы Катрионы.

Русти и Иоля скончались через год после битвы, в Мариборе, во время жуткой вспышки кровавой лихорадки, заразы, которую называли также Красной Смертью, или — по названию корабля, на которой её завезли, — «Бичом Катрионы».

«Владычица Озера», Анджей Сапковский

Обо всём этом ведьмаку может поведать Преподобный — наиболее влиятельная фигура в Предместьях. Вместе с этим, он является представителем культа Вечного огня, который распространён в Северных королевствах. Чтобы доказать свою лояльность жителям деревни, Преподобный предлагает помочь стражнику Микуле, торговцу Харену Броггу и пьянице Одо.

Адепты Вечного Огня известны своим фанатизмом и исключительным самопожертвованием. Религия враждебна ко всем отклонениям, включая нелюдей. Орден Пылающей Розы стал боевым крылом культа.

«Культы и религии Нордлингов», Стефан Келлер

Впоследствии, ведьмак также знакомится с местной знахаркой по имени Абигайл. Многие жители Предместий покупают у неё травы, лечебные мази и другие товары, хотя сильно её недолюбливают. Также она приютила Альвина.

Знахарка уверяет, что знает что-то о Звере и в этом деле ей может помочь Альвин — так как он Исток (т. е. ребёнок, обладающий магическими способностями).

Кровь невинных, кровь братьев… мужчины смеются, женщины кричат, злые лица, искаженные алкоголем и похотью, «Натяни ее как следует. Покажи ей, что ты настоящий мужик»… Золото, золото, и кровь… Рождается Зверь!

Альвин

Геральт понимает, что Зверь — это плод преступлений и грехов жителей деревни (а каких именно — речь пойдёт ниже).

Находит ведьмак и следы Саламандр, а именно одну из их подземных баз, которая использовалась как переправочный пункт в Вызиму. Саламандры здесь скупали различные товары, а также покупали детей.

Ah shit, here we go again...<br />
Ah shit, here we go again...

Избавив мир от негодяев, Геральт блуждает по пещерам, пока не натыкается на Абигайл. Он узнаёт, что у жителей Предместий лопнуло терпение и они решили избавиться от Зверя посредством того, что уничтожат источник Зла, тот самый источник что породил Зверя — по их мнению, Абигайл и есть корень всего Зла.

На выходе из пещер ведьмак встречается с толпой разгневанных кметов, которую возглавляет Преподобный и его дружки.

От зари времён женщина — корень всякого лиха! Это Орудие Хаоса строит козни против рода людского! Женщина влекома лишь похотью, и ради своих влечений, противных природе, она демонам охотно служит!

Преподобный

И перед ведьмаком встает серьёзный выбор. С одной стороны, Преподобный — тот, кто продавал детей Саламандрам (в конце главы он успевает это совершить и с Альвином, попутно избив его), тот, кто изгнал свою беременную дочь из дома, в то время, когда она нуждалась в поддержке больше всего. Харен Брогг — торговал оружием и припасами с Саламандрами. Одо — пьяница, который заколол своего брата. Микула — изнасиловал девушку Ильзу, которая впоследствии покончила жизнь самоубийством.

С другой стороны — Абигайл. Она продала яд Ильзе, при этом зная, зачем он девушке; она пыталась соблазнить Геральта, чтобы тот ей помог; а также она верует в Львиноголового Паука (что изначально не раскрывается, об этом можно узнать лишь косвенно при определённом выборе); ещё у неё дома можно найти куклу для колдовства, кукла странно похожа на пьяницу Одо.

Корам Агх Тэр или, как его ещё называют, Львиноголовый Паук — жестокое божество, которое требует от своих последователей постоянных кровавых жертв. Культ Львиноголового Паука запрещён, и во всем мире осталось всего несколько мест, где его последователи в открытую могут исповедовать свою веру. В Темерии пытаются этот культ полностью искоренить, и всех его последователей судят, как убийц.

Запись в глоссарии

Небольшое отступление: выбор в этом задании перекликается с концепцией того самого «Меньшего зла», о котором идёт речь в одноимённом рассказе из сборника «Последнее желание». Выше я уже приводил вырезку из него, приведу и сейчас.

— Зло — это зло, Стрегобор, — серьёзно сказал ведьмак, вставая. — Меньшее, большее, среднее — всё едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

То есть, тем самым, Геральт отказывается выбирать между двумя пропорциями Зла, ведь Зло — в любом случае Зло, не важно, большее оно или меньшее. Проблемка кроется лишь в том, что выбирать придётся, хочешь ты этого или нет.

– Почему?

– Потому что я не верю в Меньшее Зло.

Ренфри слабо улыбнулась, затем губы у нее искривились в гримасе, очень некрасивой при желтом свете свечи.

– Стало быть, не веришь. Видишь ли, ты прав, но только отчасти. Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло. Очень Большое Зло, Геральт, это такое, которого ты и представить себе не можешь, даже если думаешь, будто уже ничто не в состоянии тебя удивить. И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: «Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше».

– Можно узнать, куда ты клонишь?

– А никуда. Выпила немного, вот и философствую, ищу общие истины. Одну как раз нашла: Меньшее Зло существует, но мы не в состоянии выбирать его сами. Лишь Очень Большое Зло может принудить нас к такому выбору. Хотим мы того или нет.

«Меньшее зло» , Анджей Сапковский

Так в том рассказе и случилось. Геральт, гонимый обстоятельствами, тем самым Очень Большим Злом, решает выбрать Меньшее зло.

– Мне жаль тебя, – неожиданно проговорила девушка, не спуская глаз с мигающего кружочка серебра. – Ты утверждаешь, что не существует Меньшего Зла. Так вот – ты останешься на площади, на брусчатке, залитой кровью, один-одинешенек, потому что не сумел сделать выбор. Не умел, но сделал. Ты никогда не будешь знать, никогда не будешь уверен. Никогда, слышишь… А платой тебе будет камень и злое слово. Мне жаль тебя, ведьмак.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Так по сюжету рассказа и случается. В нашем же случае, в случае игры, можно перенести эту концепцию на ситуацию с Преподобным и Абигайл. Ведьмак не хочет допустить резни, но обстоятельства заставляют его выбрать между Большим Злом в виде Преподобного и его дружком с морем грехов и Абигайл, у которой тоже есть свои скелеты в шкафу.

Даже, если Геральт остановит толпу и на её глазах убьёт Зверя — толпу это не остановит. И всё становится более чем ясно: толпе важнее утолить свою жажду крови, а Преподобному — восстановить свой авторитет в глазах своих дружков, так как Геральт уже успел его опозорить (а то как же, против невредимого ведьмака идти слишком боязно, но вот если он ранен...). Резни не избежать.

После всего случившегося, ведьмак в диалоге с ведьмой может признаться, что выбрал Меньшее зло, то есть в этот раз сделал сознательный выбор, хоть обстоятельства его и схватили «за горло».

Хотя, если касаться позиции разработчиков насчёт этого вопроса, то они недвусмысленно посредством кат-сцены говорят, что Геральт защищал Абигайл не потому что, был нарушен закон или поругана её честь, а потому что Преподобный и его «паства» сделали выбор.

Геральт уже не в первый раз сходится лицом к лицу с разгневанной толпой.<br />
Геральт уже не в первый раз сходится лицом к лицу с разгневанной толпой.

Также, если выбор был сделан не в пользу Абигайл, то в четвёртой главе устами одной знахарки будет сказано, что у Геральта «руки в крови невинной» в контексте разговора про ведьму из Предместий. И это изменит ход одного из основных квестов главы.

Кстати, именно по результатам рассказа «Меньшее зло» Геральт в народе получил молву не иначе как «Блавикенского мясника».

Знаете, слишком много Блавикенского мясника на один квадратный метр. Револьвер Оцелот (Револьвер Оцелот)?<br />
Знаете, слишком много Блавикенского мясника на один квадратный метр. Револьвер Оцелот (Револьвер Оцелот)?

Глава II

Одна из самых длинных глав в игре. Из примечательного здесь — Геральт становится Шерлоком Холмсом Вызимского разлива и узнаёт о двух противоборствующих фракциях — Орден Пылающей Розы, который представляет благочестивый рыцарь Зигфрид, который ещё не обременен предрассудками в отличии от своих собратьев по Ордену. Он же приходится сыном знаменитому охотнику на чудовищ — Эйку из Денесле.

Эйк из Денесле. Прекрасный арт из Гвинта.<br />
Эйк из Денесле. Прекрасный арт из Гвинта.

И о группировке Скоя'таэлей во главе с романтиком, рифмоплетом, психоаналитиком, да, и чего уж быть скромным, жнецом да на дуде игрецом — эльфом Яевинном.

Он устроил временный штаб на болотах, где готовит нелюдей к последней, решающей битве. Битве не на жизнь, а на смерть.

А еще этот хитрец любит отсиживаться в Роще Друидов, пользуясь негласной защитой её обитателей.<br />
А еще этот хитрец любит отсиживаться в Роще Друидов, пользуясь негласной защитой её обитателей.

В этой главе он занят вопросом финансирования своей будущей компании и отсылает ведьмака с письмом к краснолюду Голану Вивальди — к владельцу крупнейшего банка в Вызиме. Правда, позже узнается одна интересная деталь: Вивальди — банкрот.

Яевинн! Я милостиво прощаю тебе тон твоего письма. Ты задал прямой вопрос и получишь прямой ответ. Я считаю, что эта твоя инициатива слишком сильно отдает соплячеством. Она принесет только вред как эльфам, так и краснолюдам. Пользуясь деловым языком, скажу: я отказываю тебе в кредите. Пользуясь вашим языком, повторю: нет у меня ничего, и ничего-то ты от меня не получишь. Более того, даже если бы у меня были бы деньги, ты бы ни гроша из них не получил.

В.

Письмо краснолюда к Яевинну

Небольшое отступление: почему я уделил так много внимания этому краснолюду? Вот почему: при определенном стиле прохождения в будущем можно будет встретиться с краснолюдом при погроме в Вызиме, который устроит лихой Яевинн. Там он будет жаловаться на то, что попал в опалу обеих сторон конфликта - Ордена и Белок (они же скоя'таэли). Вот она, какова нелюдская солидарность. Как говорится: кто не с нами - тот против нас.

Вернёмся обратно. Геральт по просьбе Зифгрида или Яевинна может выступить командиром отряда одной из соответствующих фракций и провести сражение на болотах. Стороны еще прощупывают друг друга, поэтому выбор одной из сторон не будет иметь серьезных последствий. Также это намек разработчиков на то, что будет сложно стоять в сторонке от назревающего конфликта.

Резня на болотах.<br />
Резня на болотах.

Также, чтобы продолжить искать зацепки по делу Саламандр, Геральт обращается к частному детективу Реймонду Марлоу, который будто сошел со страниц нуарного детектива. У Реймонда есть свои счеты к бандитам (при упоминании имени одного из глав Саламандр - Азара Яведа, Марлоу рассказывает печальную историю о том, как бандиты перебили его семью).

Реймонд Марлоу.<br /> Giuseppe De Lure.
Реймонд Марлоу.
Giuseppe De Lure.

В список подозреваемых могут войти многие влиятельные персоны Храмового квартала - капитан стражи Винсент Мейс, алхимик Калькштейн (вы помните, помните?), скупщик краденного Талер и другие. Даже кошка Геральта могла бы являться шпионом Саламандр, если бы она была у ведьмака.

Глава заканчивается раскрытием карт двух сторон и эпичной битвой Геральта с Азаром Яведом и его приспешником Профессором.

Небольшое отступление: орден Пылающей Розы тоже пришёл прямиком из книг, а вернее первая его версия — орден Белой Розы. С представителями этого ордена Геральт познакомился в рассказе «Глас рассудка» из сборника «Последнее желание».

— Я — Фальвик, граф Мойон. А это рыцарь Тайлес из Дорндаля.


Геральт небрежно поклонился, глядя на рыцарей. Оба были в латах и карминовых плащах со знаком Белой Розы на левом плече. Это его немного удивило: в округе, как он знал, не было ни одной командории этого ордена.

«Глас рассудка», Анджей Сапковский

Как тогда, так и игре, орден хоть и преследует благородные цели по защите рода людского от монстров, даже делает это бесплатно для обыкновенных людей, тем не менее он всё равно является рассадником ненависти и расизма. Поэтому неудивительно, что они не делают различий между мирными нелюдями и скоя'таэлями.

— Довольно! — тонко крикнул Тайлес, и голос перешел у него в фальцет. — Не желаю слушать, как какая-то шарлатанка оскорбляет моего сеньора и его супругу! Не прощу такого неуважения! Отныне здесь будет править орден Белой Розы. Конец вашим рассадникам тьмы и предрассудков. А я, рыцарь Белой Розы…


— Слушай, ты, молокосос, — прервал Геральт, скверно ухмыльнувшись. — Сдержи свой дурной язычишко. Ты разговариваешь с женщиной, которую должно уважать. Тем более рыцарю Белой Розы. Правда, чтобы стать таковым, последнее время достаточно внести в скарбницу Капитула тысячу новиградских крон, потому-то орден и стал скопищем отпрысков ростовщиков и портняжек, но какая-то порядочность в вас, надеюсь, еще сохранилась? Или я ошибаюсь?

«Глас рассудка», Анджей Сапковский

Это и есть отрицательная черта рыцарей Пылающей Розы. Даже Золтан, настроенный негативно против скоя'таэлей в крупной заварушке примет их сторону, а не займёт нейтральную позицию.

Экспертное мнение от Золтана.<br />
Экспертное мнение от Золтана.

Тут мы переходим к разговору о белках ака скоя'таэлях, которых возглавляет Яевинн. Он, кстати, тоже пожаловал к нам прямиком со страниц книг.

Торувьель поднялась с земли, схватила пояс с мечом, препоясалась и носком ботинка ткнула в бедро Яевинна, который дремал рядом, в яме из-под вывороченного дерева. Эльф вскочил, зашипел, обжегшись о горячий песок, на который оперся рукой.

«Час презрения», Анджей Сапковский

Скоя'таэли не понимают, что старых времён не вернуть и что нужно адаптироваться к новым. Вместо этого, они, как последние романтики, вступают на тропу бессмысленной и бесполезной войны с людьми, которую им не выиграть. В игре это высоко назвали тем, что эльфы не «эволюционируют». Более того, люди постоянно используют белок для своих целей, а белки и рады эти приказы выполнять.

Что мешает белкам мирно жить в Долине Цветов и укреплять её от любого будущего вторжения, и взять в пример краснолюдский Махакам — вопрос хороший. Да, у этого места действительно не самая хорошая история, особенно в плане отношения людей, но всё же. Даже во второй части, Йорвет, один из командиров скоя'таэлей подчёркивает, что молодёжи в Долине маловато, потому что она воюет с людьми.

Насчёт же детектива Реймонда Марлоу и его бюро — это является игровым аналогом, отсылающим нас к конторе Кодрингера и Фэнна, с которой Геральт имел «счастье» познакомится. Реймонд же, вроде как, раньше на них работал.

Фэнн  — слева, Кодрингер  — справа.<br />
Фэнн — слева, Кодрингер — справа.

Спасибо разработчикам за этот квест непонятного цвета двадцать первого века. Он действительно вносит немного разнообразия в геймплей и заставляет пошевелить мозгами.

Глава III

Прекрасный саунд к третьей главе.

Из интересного в этой главе - самокопания Геральта в поисках себя и своего места в этом мире (амнезия, все дела). Довольной тривиальный трюк, но хорошо разыгранный в рамках игры, который позволяет познакомить человека, неискушенного книжной серией, с персонажами. Великое ограбление банка, и конечно же, основные вопросы этой главы - подлежит ли ликвидации вполне разумный монстр, который дает отчет своим действиям и то, что человек может быть порой страшнее любого монстра, который должен убивать ведьмак.

С самого начала Геральт оказывается втянут в ограбление Вызимского банка, владельцем которого раньше был Голан Вивальди. Яевинн со своей бригадой воспользовались подземным тоннелем, связанным с канализацией, взяли работников банка в заложники и принялись, соответственно, грабить.

Орден Пылающей Розы в виде Зигфрида не желает идти на уступки террористам. Никаких переговоров. Ведьмаку приходится выбирать, кого опрокинуть, а кому помочь. В этот раз рыцарь и эльф это запомнят.

Упс.
Упс.

Небольшое отступление: хотя, как по мне, Зигфрид немного юлит, когда называет бригаду Яевинна террористами. Первоочередная задача терроризма — запугать общество; Яевинн же пока этим не занимается, ему пока просто нужны деньги. Хотя вполне и неудивительна такая реакция ордена, если предположить, что грабят ту самую знать, которая денежно поддерживает организацию. Всё-таки рыцарский орден Пылающей Розы — напрямую Фольтесту, королю Темерии, не подчиняется, и именно поэтому должна следить за своими финансами и их источниками.

My friendship with Siegfried is ended. Now my friend is Yaevinn...<br />
My friendship with Siegfried is ended. Now my friend is Yaevinn...

Также, выбрав одну из сторон, Геральт сделает еще один шаг к возвращению своей памяти. По совету Трисс, он должен создать свою модель поведения и ориентироваться на нее. Это должно ускорить процесс, если его вообще можно ускорить. Этим инструментом можно сформировать своего Геральта, а можно ориентироваться на книжного. Свобода выбора, хэй! Хотя, на игровой процесс или сюжет это влияет ровным счетом никак...

Вывод из одного из возможных выборов.<br />
Вывод из одного из возможных выборов.

Вернёмся обратно: в таверне Купеческого квартала Геральт может встретить рыцаря Патрика из Вейзе. Тот просит ведьмака разыскать его пропавшую сестру.

И тот находит ее в добром в здравии в... элитном Вызимском борделе.

Тем, кто не может пожаловаться на малый вес своего кошелька, Купеческий квартал Вызимы предлагает развлечения по высшему разряду. В Доме Королевы Ночи их ждут прекраснейшие из женщин, всегда готовые доставить изысканные удовольствия и помочь отвлечься от серых будней.

Запись в дневнике

Ещё Геральт может подметить следы укусов на шее девушки. Сопоставив все факты, ведьмак может обратиться к хозяйке заведения — Королеве Ночи и выяснить, что она является высшим вампиром. Ну и, к слову, бывшей подружкой Региса.

Д-И-И-И-М-О-О-О-Н! Ой, то есть Р-Е-Е-Е-Г-И-И-И-И-С! Тутуру.<br />
Д-И-И-И-М-О-О-О-Н! Ой, то есть Р-Е-Е-Е-Г-И-И-И-И-С! Тутуру.

В здание врываются несколько рыцарей во главе с Патриком из Вейзе. Настроены они радикально, поэтому перед Геральтом снова стоит выбор: помочь вампирам и убить рыцарей; помочь рыцарям и убить вампиров; и пресловутый ведьмачий нейтралитет, который всегда выходит боком Геральту - тот окажется в тисках между вампирами и рыцарями.

Небольшое отступление: с другой стороны, хоть выбор и дается игроку, но сам Геральт никогда не убивал монстров, если те обладают разумом и не причиняют вреда людям, например, тот Регис, на чувствах ностальгии к которому знатно сыграли разработчики что в первой части, что в третьей.

Сама же Королева Ночи объясняет, что никому вреда не причиняла, а кровь и золото — лишь плата за ее услуги.

К этой извечной теме вампир апеллирует уже после бойни.<br />
К этой извечной теме вампир апеллирует уже после бойни.

После схватки в любом случае предстоит поговорить с той самой сестрой Патрика. И если выбрать сторону вампиров, к примеру, она будет крайне рада действиям ведьмака, ведь брат — заставлял её делать ужасные вещи.

Спасибо, ведьмак. Спасибо тебе... за человечность.

Сестра Патрика

Также хорошим примером по этой теме служит встреча с давним знакомым — Капитаном Винсентом Мейсом, в этот раз, правда, в личине оборотня.

В Гвинте неплохо подметили его сущность.<br />
В Гвинте неплохо подметили его сущность.

Сам же Винсент в обличии оборотня себя контролирует и не убивает мирных жителей Вызимы, а охотится только на Зло - в виде Саламандр, конечно же. Однако, так продолжаться не может, потому, что в любой момент он этот контроль может потерять.

И перед ведьмаком также стоит выбор: убить монстра, ведь задача ведьмака — убивать монстров или пощадить (а затем и помочь в излечении).

Любовь творит чудеса. Впоследствии, Винсент не раз докажет, что решение ведьмака помочь ему   — правильное.<br />
Любовь творит чудеса. Впоследствии, Винсент не раз докажет, что решение ведьмака помочь ему — правильное.

Небольшое отступление: эта глава больше направлена на то, чтобы игрок создал личность ведьмака сам себе с нуля, заставляя его выбирать между орденом и белками, между монстрами, в облике людей и людьми, в облике монстров. Последнее отсылает нас к рассказу «Крупица истины» из все того же сборника рассказов. Там Геральт встречается с вполне здравомыслящим монстром по имени Нивеллен, и не спешит его убивать.

– Вон отсюда, смертный! – рявкнуло чудище, размахивая лапами, но не двигаясь с места. – Сожру! Разорву в клочья!

Ведьмак не шелохнулся, не опустил меча.

– Оглох, что ли? Вон, говорю, отсюда! – зарычало чудище и исторгло из глубин своих звук, напоминающий нечто между визгом свиньи и рыком оленя-самца. Ставни залопотали и захлопали, стряхивая мусор и штукатурку с парапетов. При этом ни ведьмак, ни чудище даже не пошевелились.

– Проваливай, покамест цел! – заорало существо, но вроде бы не так уж уверенно. – А то…

– Что «а то»? – прервал Геральт.

Чудище бурно засопело, наклонило ужасную голову.

– Гляньте-ка, храбрец выискался, – сказало оно спокойно, скаля клыки и глядя на Геральта кроваво-красным глазом. – Опусти свою железяку. Изволь. Может, еще не усек, что ты находишься во дворе моего личного дома? Или там, откуда ты родом, принято угрожать хозяевам мечами на их собственных подворьях?

– Принято, – сказал Геральт. – Но только тем хозяевам, которые приветствуют гостей ревом и посулами разорвать в клочья.

– Ишь ты, – занервничало чудище, – еще оскорбляет, бродяга. Тоже мне гость сыскался. Прет во двор, вытаптывает чужие цветы, распоряжается как дома и думает, что ему немедля поднесут хлеб-соль! Тьфу на тебя!

Чудище сплюнуло, засопело и захлопнуло пасть. Нижние клыки остались снаружи, придавая ему вид кабана-одиночки.

– Ну и что? – сказал ведьмак, опуская меч. – Так и будем стоять?

– А есть другие предложения? Лечь? – хохотнуло чудище. – Говорю же, спрячь железяку.

Ведьмак ловко засунул оружие в ножны на спине, не опуская руки, погладил оголовку, торчащую выше плеча.

«Крупица истины», Анджей Сапковский

То есть тем самым книжный Геральт показывает, что если монстр не несёт угрозы людям, то даже из соображений своей профессии убивать он чудище не станет. Да и какое-то чудище, если оно вполне адекватно мыслит при таком внешнем облике?

– Ты любишь птичек, – продолжал ведьмак. – Однако это не мешает тебе перегрызать глотки людям? А? Подумать только, ты и Нивеллен! Хорошая бы вышла парочка, урод и вампириха, хозяева лесного замка. Сразу б подчинили себе все окрест. Ты, вечно жаждущая крови, и он, твой защитник, убийца по заказу, слепое орудие. Но сначала ему надо было стать настоящим чудовищем, а не человеком в маске чудища.

«Крупица истины», Анджей Сапковский

Такую мысль передаёт и игра. Более того, она отсылает нас к высшему вампиру Регису, который, несмотря на своё происхождение, активно помогал Геральту и даже пожертвовал своей жизнью. Ну и все помнят, какой он классный в третьей части, окда?

Люблю стилистику Таро, а вы?<br />
Люблю стилистику Таро, а вы?

Так и бывает порой, что монстры в человеческом обличье страшнее, чем люди в обличие монстра.

А Геральт тем временем по политическим причинам и с помощью чародейки Трисс Меригольд перемещается в деревню Темноводье.

Глава IV

ШОК! Ведьмаку пришлось сделать ЭТО, чтобы добраться до Темноводья...

Небольшое отступление: мы переходим к самой лучшей главе в игре. Я читал довольного много комментариев, где люди выражали похожее мнение. И действительно, я вижу несколько причин этому.

Лютик, музыку в студию!

Разгадка кроется в том, что единственная глава в игре, где можно почувствовать себя полноценным ведьмаком, который не отвлекается на какие-либо моральные вопросы, или вопросы политики, разве что чутка на философские (кроме того момента с захватом деревни, который возвращает игрока в привычную для игры колею и происходит в самом конце главы). В этой главе ведьмак не хватается за свой стальной клинок ни разу (кроме, опять, того самого момента). Глава пронизана спокойным, неспешным темпом, будто этому только способствует аура дружелюбия и спокойствия Владычицы Озера. Да и славянскую мифологию не забыли.

Лютик будет нашим верным напарником на протяжении всей главы.<br />
Лютик будет нашим верным напарником на протяжении всей главы.

Но перейдем ближе к сути: Алина, дочь солтыса, выходит замуж за богатого ковирского купца Юлиана. Вся деревня готовится к празднеству. Однако, есть и недовольные — неудавшийся поэт Адам, который тайно влюблен в Алину и сестра Алины — Селина, которая черно завидует Алине и хочет заполучить купца в свои руки.

Все это приводит к самому ужасному положению дел — в порыве гнева, Селина толкает свою сестру и та спотыкается и падает головой на камень. За этим наблюдал Адам, который, в свою очередь, заколет кинжалом Селину в отместку за Алину. Обе девушки превращаются в призраков — одна в полуденницу, другая в полуночницу. Геральт, по просьбе купца, выезжает на помощь.

Шикарный внутриигровой арт.<br />
Шикарный внутриигровой арт.

Хотя, интересно, что хоть игра и подразумевает расколдовывание Алины, но не предполагает того же к Селине. Нужная для этого вещь находится только в ходе дополнительного задания (!) и если ее применить и помочь Селине, то никому до этого дела не будет (!!). Эх.

Ещё интересная деталь — в ходе квеста, придется собирать осколки зеркала Нехалены, для того чтобы позже показать его Алине.

У нее в роду было немало известных и выдающихся адептов колдовского искусства, и, видимо, путем наследования, она получила довольно редкий и могущественный артефакт - Зеркало Нехалены. Как тебе известно, Зеркала Нехалены служили в основном пророкам и предсказательницам, потому что безошибочно, хотя и запутанно, предсказывали будущее. Аридея обращалась к Зеркалу довольно часто...

— С обычнейшим вопросом, — не выдержал Геральт. — "Кто на свете всех милее?". Насколько мне известно, известно, все Зеркала Нехалены делятся на честные и разбитые.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Эту фразу Геральт повторяет и в игре.

Также, в этой главе можно встретить Владычицу Озера, которая может помочь Геральту в решении проблемы мира между людьми и рыболюдьми (стороны находятся в конфликте); она наводит Геральта на определенные мысли насчет Предназначения — и ведьмак, может рассудить, что он лишь следует Предназначению или то, что лишь он сам — творец своей судьбы. Но самое главное это, конечно же, аллюзии и отсылки на предания о Короле Артуре, рыцарях круглого стола и о поисках святого Грааля. Даже могут изложить три версии о Граале, но не будем углубляться, это уже совсем другая история...

В руках у нее Арондит, который Геральт так или иначе потеряет к третьей части, за что будет немножечко поруган Владычицей Озера.<br />
В руках у нее Арондит, который Геральт так или иначе потеряет к третьей части, за что будет немножечко поруган Владычицей Озера.

После того, как ведьмак урегулирует конфликт между людьми и подводным обитателями посредством убийства мифического существа — Дагона, Геральт оказывается в центре нового конфликта — рыцари ордена Пылающей Розы преследуют отряд скоя'таэлей во главе с Торувьель. Скоя'таэлям пришлось взять жителей деревни в плен.

— Я хочу предотвратить бойню.

— Бойни не будет, если они нас отпустят.

— Ты могла хотя бы отпустить детей.

— К сожалению не могла. На этом берегу стоит Белая Райла. Трупы крестьян ее не впечатляли, только дети ее задержали.

Возможный диалог Геральта с Торувьель

Вот-вот разразится схватка. Как говорится: из огня да в полымя.

Вот тут и скажется выбор, сделанный ведьмаком в банке. Геральт сможет поддержать лишь одну из сторон конфликта или он может вовсе не выбирать, тем самым заняв позицию нейтралитета.

А ещё, одна из сторон будет лучше экипирована, опять же, из-за выбора в банке. У ордена будет просто хорошо вооруженный отряд; в противном случае, к Торувьель придет подкрепление, посланное Яевинном и вооруженное на деньги из банка.

Начнётся резня, после которой Геральт вместе Лютиком принимают решение вернутся обратно в Вызиму.

Небольшое отступление: хоть эльфы Яевинна и оправдывают резню громким и высоким «за справедливость» — это никакая не справедливость, когда в заложники берут мирных жителей и крестьян. В этом нет никакой чести, лишь чисто соображение выживания. С такой позиции ещё можно понять отряд Торувьель, который совсем уж обеднел, даже припасы приходится им покупать.

Название задания, кстати, звучит романтично — «Свободные эльфы».

Рыцари ордена тоже прикрываются «справедливостью», хотя несправедливы в своих суждениях по отношению ко всем нелюдям.

Тем паче, что после всей заварушки, Золтан может сообщить, что орден «делает детей [нелюдей] сиротами сегодня, чтобы убить их завтра». Обвинение страшное, но Золтану врать Геральту не пристало.

Беги, Лютик, БЕГИ!<br />
Беги, Лютик, БЕГИ!

Поэтому совсем неудивительно, что Геральт может отказаться помогать обеим сторонам, которые не являются такими святыми, как их представляют лидеры этих самых сторон. Однако, ведьмак тем самым попадёт в немилость к этим двум сторонам. Ну что ж, пора это самое:

Classic.
Classic.

К слову, в деревне можно и нужно найти Альвина. На протяжении всей главы он будет задавать Геральту вопросы из разряда «хорошо ли быть ведьмаком?» или «почему они это делают?» [в контексте борьбы cкоя'таэлей с людьми]. Ответы ведьмака сформируют личность мальчика.

Глава V

Музыкальное сопровождение

А что там в Вызиме? Кромешный ад и хаос. Скоя'таэли и Яевинн устроили крупный погром в городе. Золтан рассказывает, что орден Пылающей Розы причастен к убийствам женщин и детей нелюдей, о чём я уже писал выше, что в свою очередь; это стало переломным моментом для всех тех, кто не хотел участвовать в борьбе скоя'таэлей. Даже пошёл слух, что для нелюдей устроили гетто в районе Старой Вызимы специально, чтобы убивать их при помощи чумы Катрионы.

Сейчас играю: The Witcher

Король Фольтест, который только-только вернулся к себе домой, видя всё это дело, точно сравнивает его с «охваченным огнем борделем» (что тут у нас, снова отсылочки?).

Тем поразительнее, что реальная война — а несколько реальных войн мне видеть довелось — с точки зрения порядка и организованности удивительно походит на охваченный пожаром бордель.

«Полвека поэзии», эпиграф ко второй главе

Ещё и Адда, дочка Фольтеста рождённая посредством инцеста, снова превратилась в монстра. Вот беда на голову Геральта, который уже расколдовывал её.

Геральт молчал.

— Я любил Адду. Королевскую сестру. Королевскую любовницу. Королевскую девку. Я любил ее… Ведьмак, ты здесь?

— Здесь.

— Я знаю, что ты думаешь. Но этого не было. Поверь, я не произносил никаких заклятий. Я не знаток по части чар. Только однажды, по злобе, сказал… Только один раз. Ведьмак? Ты слышишь?

«Ведьмак», Анджей Сапковский

Небольшое отступление: В целом глава проходная и больше экшеновая, нужна лишь для того, чтобы игрок закрыл концы многих квестов, которые тянутся ещё с первых глав. При этом игрок внимательный получает самое лучшее снаряжение в игре, быстро заменяя Арондит на другой серебрянный меч, Лунный клинок. В третьей части ещё придётся побегать, чтобы вернуть себе подарок Владычицы Озера.

Рыцари Пылающей Розы сбросили свои «маски благородства», а скоя'таэли в очередной раз продемонстрировали, что «уничтожать проще, чем созидать». Хотя, справедливости ради, стоит всё-таки заметить, что мирные нелюди были спровоцированы намеренно и им просто пришлось защищаться. И именно со стороны нелюдей только Яевинн с его бригадой подливали масла в огонь.

Вернёмся к игре: Геральт наконец может увидеть результаты похищения ведьмачьих секретов. С их помощью были выращены мутанты, наподобие ведьмаков.

Страшилище.
Страшилище.

Единственное отличие состоит в том, что эти монстры беспрекословно подчиняются своему хозяину.

Стойте, путники! Дальше «Дорога без возврата», если вы понимаете о чём я. Изложен главный сюжетный твист игры (хотя, игре, на минуточку уже 11 лет) и если вы в игру не играли и загорелись желанием, а спойлеры проблема — лучше прокрутите вниз до подведения итогов (после главы с игровым эпилогом).

Сейчас играю: The Witcher

Хозяину. Азару Яведу? Нет (вот это поворот), он был всего лишь шестеркой магистра ордена Пылающей Розы — Якова из Альдерсберга.

Собственной персоной.<br />
Собственной персоной.

Да и оказывается, что погромы в Вызиме — это контролируемый хаос, который создал Яков, преследуя свои цели. Рыцари Пылающей Розы всё это время подстрекали эльфов по указке Якова; белки, сами того не ведая, прекрасно вписались в планы магистра-кукловода; именно с его подачи было подстроено так, что Адда снова стала стрыгой. Все это ему нужно было для создания хаоса. Хаоса такого, который может ликвидировать только орден Пылающей Розы со своими мутантами, которые докажут свою эффективность.

Теперь, когда абсолютно все маски сброшены, ведьмак идёт за магистром.

Эпилог

Орден...

А всё дело в чем? А дело всё в пророчестве Итлинны; обуреваемый мыслями и кошмарами по этому поводу, магистр похищает секреты ведьмаков и создает себе мутантов. Но в отличие от ведьмаков, эти мутанты не мыслят, они не озабочены вопросами морали и повинуются только приказам хозяина. То есть, иначе говоря, они отличные проводники для людей в грядущем апокалипсисе, к которому готовится Яков. Сам же магистр, выступит «избранником судьбы, тем, кто зажжёт огонь в сердцах людей».

Это древнее эльфийское пророчество, предрекающее конец света. Гласит оно: "Придёт век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придёт Час Белого Хлада и Белого Света, Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh, Час Конца. Мир умрёт, погруженный во мрак, и возродится вместе с новым солнцем. Воспрянет он из Старшей Крови, из Hen Ichaer, из зерна засеянного. Зерна, кое не прорастает, не проклюнется, но возгорится пламенем!"

Запись в глосарии

Чтобы доказать свою правоту ведьмаку, магистр заманивает с помощью магии Геральта в свой разум, где показывает, что же будет, когда исполнится пророчество. Он показывает ему ледяную пустошь.

И холодно и голодно.<br />
И холодно и голодно.

Небольшое отступление: на протяжении эпилога, игрок встречается лицом к лицу с последствиями своих выборов, которые он совершал в процессе игры. Предстоит, конечно же, и схватка с самим магистром. Магистр, во время путешествия по пустоши, постоянно подкидывает игроку пищу для размышления, делая это в той же самой форме, как это делал Геральт по отношению к Альвину. Становится ясно, что Яков из Альдерсберга и Альвин — одна и та же личность, просто разных временных периодов. Это вполне логично, ведь дитя-Исток может путешествовать во времени; имеется и куча других косвенных подтверждений (а ведь на момент выхода игры, этот вопрос вызывал кучу бурных обсуждений).

В третьей части разработчики, неожиданно, поставили точку в этих обсуждениях.

Ведьмак!

В океане возможностей существуют события менее правдоподобные и более правдоподобные. Нелегко уловить первые, даже если пронизать разумом время и пространство.

Я оставляю для тебя это письмо в надежде, что ты все-таки наткнешься на него, но должен тебя предостеречь: род людской в опасности. Гибель от Белого Холода — это не бред безумной эльфской пророчицы. Быть может, я сумею убедить тебя в этом лично. Если же нет, полагаюсь на это письмо, которое ты прочтешь спустя годы — зная много больше, чем в то время, когда мы встретились.

Знай же, что для мира нет иного спасения, как только приготовить весь род людской к гибели. Старые предания гласят, будто дитя Старшей крови может отдалить опасность, но я пытался — и не сумел. С того времени и следует за мной страшное видение — морок в короне, призрак моего поражения.

Я был избран, но избранный не оправдал надежд. Вся надежда в Тебе и в Твоем Братстве. Когда придет Час Волчьей Пурги, люди умрут, останутся же только сверхлюди. Твоя обязанность — дать этому миру сверхлюдей.

Что бы ты обо мне не думал, не подведи этот мир, как я подвел.

Письмо от А.

Это письмо было вложено в книгу «Мой манифест. Жизнь Якова из Альдерсберга» , что непрозрачно намекает...

Но вернёмся к игре: мороком в короне, призраком поражения Якова оказывается Король Дикой Охоты. Он хочет забрать душу магистра себе, явно привлеченный тем, что магистр обладает большими способностями в области магии.

Если еще тогда, при первой встрече, поспорить с Королем о Предназначении, король скажет, что «ведьмак отдаст то, что ему дорого» — Яков не является дорогим человеком ведьмаку, но если в этом контексте вспомнить Альвина, то всё встает на свои места.

Геральт может отдать душу магистра, а может сразиться за неё с Королем. В любом случае, вскоре ведьмак приходит себя во дворе штаба ордена Пылающей Розы рядом с трупом магистра и ведьмачьими секретами.

Распластался.
Распластался.

Само же Предназначение Геральта — победить Саламандр и вернуть мутагены исполнилось, несмотря на то, верит ли ведьмак в Предназначение или нет.

Теперь ведьмак может вздохнуть спокойно — этот период его жизни закончился. Что-то заканчивается, что-то начинается...

Когда я садился за текст, я не думал что выйдет так много. Выходит, что у игры много интересных моментов, которые можно обсудить. Олды на месте? Если у вас есть какие-то истории связанные с игрой, или вы в чём-то со мной не согласны (холивары Скоя'таэли vs Пылающая Роза наше всё) то поделитесь этим в комментариях. Будет интересно почитать!

Не обращайте внимания, что картинка не состыкуется с текстом. Я просто вставил мем ради мема, потому что могу.<br />
Не обращайте внимания, что картинка не состыкуется с текстом. Я просто вставил мем ради мема, потому что могу.

А тех людей, которые играли в третью часть, но все еще по каким-либо причинам не попробовали первых двух (боёвка неудобная, графика устарелая) — вперед, первый ведьмак себя с лихвой окупит! Тем более, сейчас на распродаже, первая часть стоит как половинка бутерброда. Да и даже после текста с таким количеством сюжетных деталей, все равно стоит пройти игру самому и составить свое мнение.

И советую почитать книжную серию, особо рекомендую первые две книги, которые по сути, сборники рассказов.

В новое путешествие!<br />
В новое путешествие!

И помните: что-то заканчивается, что-то начинается... Спасибо за внимание всем тем, кто дочитал до конца!

1313 показов
22K22K открытий
219 комментариев

Пересказывает весь сюжет на протяжении всего поста Ставит плашку "спойлер" на концовке

Это что-то уровня секса без презерватива, только девушка - ты ._.

Ответить

На главный сюжетный твист поставил. Ну, всё же если угораздит кого...

Ответить

Да ладно парни, суть рубрики - погружение в ностальгию... так что все оправдано в этом контексте

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Поддерживаю. Единственная игра, которая реально понравилась.
Это, наверное, потому, что основана на первых книгах - а не как последующих, с сраными Йенами и Цирями.

Ответить