Игры Riverander
19 196

Сейчас играю: The Witcher

Путь Предназначения и один ведьмак.

В закладки
Аудио
Выберите себе удобное местечко в "Новом Наракорте" и налейте себе кружечку Вызимского чемпиона.

Ave, DTF! Относительно недавно на сайте появилась новая рубрика «сейчас играю». Та самая рубрика, где одни делятся с другими своим опытом и ощущениями, а эти другие довольствуются ностальгией по былым временам. Ну и, знаете, у меня появилось такое пламенное желание поделиться своими ощущениями по поводу первого Ведьмака, такое пламенное в форме розы, если вы понимаете, о чём я.

Чтоб молодое поколение тоже знало, а не только гуляло по этим вашим Туссентам. Знаете ли, серость Храмового квартала Вызимы тоже неплоха! Ну, по крайней мере, именно здесь можно почувствовать себя настоящим детективом (а не детективом с ведьмачьим чутьём).

Реймонд, у нас Саламандры, возможно криминал, по Плотвам!

Даже сейчас лично для себя я ставлю первую часть похождений ведьмака Геральта из Ривии выше, чем третью. Нет, я совсем не говорю о том, что третья часть хуже первой, это в любом случае не так. Но лично мне вспоминать первую часть гораздо более приятнее, чем третью. Почему я её ставлю так высоко? Возможно, для меня играет роль то, что первая часть погружена в философию, через призму которой ведьмак пытается восстановить свою память. И в целом, эта философия недалека от самой философии книжной серии. Все самые интересные моменты игры вплетены в сюжетное повествование.

Не секрет, что в первой части вообще довольно много отсылок к оригинальной книжной серии, и разработчики в принципе отказывались хоть как-то экспериментировать во многих вещах, в том числе, например, и во взаимодействии персонажей. Йеннифэр никак не фигурирует, даже в диалогах. А в диалогах, замечу, своё место нашли и Регис, и Кагыр, и все-все-все, даже Вильгефорц.

Но давайте не будем тянуть кота за одно место и сразу перейдём ближе к ярким моментам игры и тем темам, которая она подкидывает игроку, как Геральт кости в одноимённой игре.

Пролог

Каэр Морхен, крепость ведьмаков.

1271 год. Геральт, буквально уже потерявший свою жизнь и память, пытается убежать от всадников Дикой Охоты. В лесах, неподалеку от разрушенной временем крепости Каэр Морхен его находят собратья ведьмаки и волшебница Трисс. После этого Геральт некоторое время восстанавливается в кругу надёжных друзей и под защитой стен крепости. Также Геральт успевает познакомиться с новичком в ведьмачьем деле — Лео.

Почти вся пачка в сборе.

Спустя какое-то время в крепость вторгается бандитская группировка «Саламандры» во главе с Профессором (ну, тем самым, чьи моднявые очки можно получить в третьей части) и могущественным волшебником Азаром Яведом. Пришли они с вполне конкретной целью — похитить ведьмачьи мутагены; те самые мутагены, которые используются для того, чтобы воспроизводить новых ведьмаков на свет.

Ты получишь стильные очки, но твои друзья погибнут... Геральт:

Им это удаётся, несмотря на противодействие ведьмаков; в процессе, Профессор выпускает снаряд из своего арбалета и попадает в лёгкое Лео, от чего тот погибает. Парень не успел пройти ведьмачью мутацию.

Говорят, ведьмаки могут отбить стрелу на лету... Одним словом, Драма Квин местного разлива.

Ведьмак шел. Полуэльф поднес самострел к лицу. Стало очень тихо.

Звякнула тетива. Ведьмак махнул мечом, послышался протяжный звон металла по металлу, стрела, крутясь, взмыла вверх, сухо ударилась о крышу, загромыхала в сточной трубе. Ведьмак шел.

– Отбил… – охнул Десятка. – Отбил в полете…

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Много отголосков этого рассказа легло в основу игры в виде приятных отсылок и одноимённой концепции.

Небольшое отступление: больше всего здесь интересен Азар Явед — маг-отступник родом из Зеррикании.

Азар на болотах. Не его родная стихия, но накостылять ведьмаку при определенных обстоятельствах может.

Дело в том, что Азар — Вильгефорц на минималках и именно на детали его образа ориентировались разработчики. Почему я так решил? Все просто, на такую идею меня подтолкнул диалог с Трисс, который происходит после нападения на крепость; общие детали между этими двумя персонажами (очевидно, оба - могущественные волшебники) и в целом то, что Азар любит кидаться цитатками Вильгефорца, будто в тайне ото всех подписан на пацанский паблик с его афоризмами.

 В контексте разговора о Азаре.

— Не стоит путать небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда.

— Не мочись против ветра, ничем хорошим это не закончится.

— (спустя какое-то время) В этот раз ты помочился против торнадо.

Азар Явед (нет, это был я, Вильгефорц!)

А возможно мне это все показалось, потому что Вильгефорц и Азар - это персонажи разной весовой категории. Более того, другой персонаж - купец Леуваарден тоже любит злоупотреблять цитатами великого. Хотя, на образ Вильгефорца разработчики всё-таки как-то ориентировались.

Неповторимый оригинал глазами неизвестного мне художника.

Но вернемся обратно к игре: теперь перед ведьмаком стоит цель глобальная, цель на всю последующую игру — вернуть похищенные тайны ведьмаков.

Глава I

В попытке найти Саламандр, которые совершили нападение на Каэр Морхен, похитили ведьмачьи мутагены и убили коллегу по цеху, Геральт отправляется в Вызиму, ведь, возможно там можно найти какие-нибудь зацепки по делу.

Но прежде всего, ведьмак останавливается в предместьях города. На постоялый двор нападают баргесты, но Геральт быстро разбирается с этим делом, спасая постояльцев. Спасает Геральт и мальчика по имени Альвин. В дальнейшем, этот мальчик с огромным потенциалом в магических способностях, сыграет свою роль.

Считается, что баргесты — призраки, материализовавшиеся в призрачных псов и преследующие живых людей. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворенного возмездия. И только в одном все рассказы сходятся: баргесты всегда безжалостны по отношению к живым существам.

Запись в бестиарии

Также, ведьмак узнаёт две вещи: деревню и её жителей терроризирует адская гончая, пёс-призрак, которого также называют Зверем, а также то, что вход в город закрыт из-за свирепствующей чумы Катрионы.

Русти и Иоля скончались через год после битвы, в Мариборе, во время жуткой вспышки кровавой лихорадки, заразы, которую называли также Красной Смертью, или — по названию корабля, на которой её завезли, — «Бичом Катрионы».

«Владычица Озера», Анджей Сапковский

Обо всём этом ведьмаку может поведать Преподобный — наиболее влиятельная фигура в Предместьях. Вместе с этим, он является представителем культа Вечного огня, который распространён в Северных королевствах. Чтобы доказать свою лояльность жителям деревни, Преподобный предлагает помочь стражнику Микуле, торговцу Харену Броггу и пьянице Одо.

Адепты Вечного Огня известны своим фанатизмом и исключительным самопожертвованием. Религия враждебна ко всем отклонениям, включая нелюдей. Орден Пылающей Розы стал боевым крылом культа.

«Культы и религии Нордлингов», Стефан Келлер

Впоследствии, ведьмак также знакомится с местной знахаркой по имени Абигайл. Многие жители Предместий покупают у неё травы, лечебные мази и другие товары, хотя сильно её недолюбливают. Также она приютила Альвина.

Знахарка уверяет, что знает что-то о Звере и в этом деле ей может помочь Альвин — так как он Исток (т. е. ребёнок, обладающий магическими способностями).

Кровь невинных, кровь братьев… мужчины смеются, женщины кричат, злые лица, искаженные алкоголем и похотью, «Натяни ее как следует. Покажи ей, что ты настоящий мужик»… Золото, золото, и кровь… Рождается Зверь!

Альвин

Геральт понимает, что Зверь — это плод преступлений и грехов жителей деревни (а каких именно — речь пойдёт ниже).

Находит ведьмак и следы Саламандр, а именно одну из их подземных баз, которая использовалась как переправочный пункт в Вызиму. Саламандры здесь скупали различные товары, а также покупали детей.

Ah shit, here we go again...

Избавив мир от негодяев, Геральт блуждает по пещерам, пока не натыкается на Абигайл. Он узнаёт, что у жителей Предместий лопнуло терпение и они решили избавиться от Зверя посредством того, что уничтожат источник Зла, тот самый источник что породил Зверя — по их мнению, Абигайл и есть корень всего Зла.

На выходе из пещер ведьмак встречается с толпой разгневанных кметов, которую возглавляет Преподобный и его дружки.

От зари времён женщина — корень всякого лиха! Это Орудие Хаоса строит козни против рода людского! Женщина влекома лишь похотью, и ради своих влечений, противных природе, она демонам охотно служит!

Преподобный

И перед ведьмаком встает серьёзный выбор. С одной стороны, Преподобный — тот, кто продавал детей Саламандрам (в конце главы он успевает это совершить и с Альвином, попутно избив его), тот, кто изгнал свою беременную дочь из дома, в то время, когда она нуждалась в поддержке больше всего. Харен Брогг — торговал оружием и припасами с Саламандрами. Одо — пьяница, который заколол своего брата. Микула — изнасиловал девушку Ильзу, которая впоследствии покончила жизнь самоубийством.

С другой стороны — Абигайл. Она продала яд Ильзе, при этом зная, зачем он девушке; она пыталась соблазнить Геральта, чтобы тот ей помог; а также она верует в Львиноголового Паука (что изначально не раскрывается, об этом можно узнать лишь косвенно при определённом выборе); ещё у неё дома можно найти куклу для колдовства, кукла странно похожа на пьяницу Одо.

Корам Агх Тэр или, как его ещё называют, Львиноголовый Паук — жестокое божество, которое требует от своих последователей постоянных кровавых жертв. Культ Львиноголового Паука запрещён, и во всем мире осталось всего несколько мест, где его последователи в открытую могут исповедовать свою веру. В Темерии пытаются этот культ полностью искоренить, и всех его последователей судят, как убийц.

Запись в глоссарии

Небольшое отступление: выбор в этом задании перекликается с концепцией того самого «Меньшего зла», о котором идёт речь в одноимённом рассказе из сборника «Последнее желание». Выше я уже приводил вырезку из него, приведу и сейчас.

— Зло — это зло, Стрегобор, — серьёзно сказал ведьмак, вставая. — Меньшее, большее, среднее — всё едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

То есть, тем самым, Геральт отказывается выбирать между двумя пропорциями Зла, ведь Зло — в любом случае Зло, не важно, большее оно или меньшее. Проблемка кроется лишь в том, что выбирать придётся, хочешь ты этого или нет.

– Почему?

– Потому что я не верю в Меньшее Зло.

Ренфри слабо улыбнулась, затем губы у нее искривились в гримасе, очень некрасивой при желтом свете свечи.

– Стало быть, не веришь. Видишь ли, ты прав, но только отчасти. Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло. Очень Большое Зло, Геральт, это такое, которого ты и представить себе не можешь, даже если думаешь, будто уже ничто не в состоянии тебя удивить. И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: «Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше».

– Можно узнать, куда ты клонишь?

– А никуда. Выпила немного, вот и философствую, ищу общие истины. Одну как раз нашла: Меньшее Зло существует, но мы не в состоянии выбирать его сами. Лишь Очень Большое Зло может принудить нас к такому выбору. Хотим мы того или нет.

«Меньшее зло» , Анджей Сапковский

Так в том рассказе и случилось. Геральт, гонимый обстоятельствами, тем самым Очень Большим Злом, решает выбрать Меньшее зло.

– Мне жаль тебя, – неожиданно проговорила девушка, не спуская глаз с мигающего кружочка серебра. – Ты утверждаешь, что не существует Меньшего Зла. Так вот – ты останешься на площади, на брусчатке, залитой кровью, один-одинешенек, потому что не сумел сделать выбор. Не умел, но сделал. Ты никогда не будешь знать, никогда не будешь уверен. Никогда, слышишь… А платой тебе будет камень и злое слово. Мне жаль тебя, ведьмак.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Так по сюжету рассказа и случается. В нашем же случае, в случае игры, можно перенести эту концепцию на ситуацию с Преподобным и Абигайл. Ведьмак не хочет допустить резни, но обстоятельства заставляют его выбрать между Большим Злом в виде Преподобного и его дружком с морем грехов и Абигайл, у которой тоже есть свои скелеты в шкафу.

Даже, если Геральт остановит толпу и на её глазах убьёт Зверя — толпу это не остановит. И всё становится более чем ясно: толпе важнее утолить свою жажду крови, а Преподобному — восстановить свой авторитет в глазах своих дружков, так как Геральт уже успел его опозорить (а то как же, против невредимого ведьмака идти слишком боязно, но вот если он ранен...). Резни не избежать.

После всего случившегося, ведьмак в диалоге с ведьмой может признаться, что выбрал Меньшее зло, то есть в этот раз сделал сознательный выбор, хоть обстоятельства его и схватили «за горло».

Хотя, если касаться позиции разработчиков насчёт этого вопроса, то они недвусмысленно посредством кат-сцены говорят, что Геральт защищал Абигайл не потому что, был нарушен закон или поругана её честь, а потому что Преподобный и его «паства» сделали выбор.

Геральт уже не в первый раз сходится лицом к лицу с разгневанной толпой.

Также, если выбор был сделан не в пользу Абигайл, то в четвёртой главе устами одной знахарки будет сказано, что у Геральта «руки в крови невинной» в контексте разговора про ведьму из Предместий. И это изменит ход одного из основных квестов главы.

Кстати, именно по результатам рассказа «Меньшее зло» Геральт в народе получил молву не иначе как «Блавикенского мясника».

Знаете, слишком много Блавикенского мясника на один квадратный метр. Револьвер Оцелот (Револьвер Оцелот)?

Глава II

Одна из самых длинных глав в игре. Из примечательного здесь — Геральт становится Шерлоком Холмсом Вызимского разлива и узнаёт о двух противоборствующих фракциях — Орден Пылающей Розы, который представляет благочестивый рыцарь Зигфрид, который ещё не обременен предрассудками в отличии от своих собратьев по Ордену. Он же приходится сыном знаменитому охотнику на чудовищ — Эйку из Денесле.

Эйк из Денесле. Прекрасный арт из Гвинта.

И о группировке Скоя'таэлей во главе с романтиком, рифмоплетом, психоаналитиком, да, и чего уж быть скромным, жнецом да на дуде игрецом — эльфом Яевинном.

Он устроил временный штаб на болотах, где готовит нелюдей к последней, решающей битве. Битве не на жизнь, а на смерть.

А еще этот хитрец любит отсиживаться в Роще Друидов, пользуясь негласной защитой её обитателей.

В этой главе он занят вопросом финансирования своей будущей компании и отсылает ведьмака с письмом к краснолюду Голану Вивальди — к владельцу крупнейшего банка в Вызиме. Правда, позже узнается одна интересная деталь: Вивальди — банкрот.

Яевинн! Я милостиво прощаю тебе тон твоего письма. Ты задал прямой вопрос и получишь прямой ответ. Я считаю, что эта твоя инициатива слишком сильно отдает соплячеством. Она принесет только вред как эльфам, так и краснолюдам. Пользуясь деловым языком, скажу: я отказываю тебе в кредите. Пользуясь вашим языком, повторю: нет у меня ничего, и ничего-то ты от меня не получишь. Более того, даже если бы у меня были бы деньги, ты бы ни гроша из них не получил.

В.

Письмо краснолюда к Яевинну

Небольшое отступление: почему я уделил так много внимания этому краснолюду? Вот почему: при определенном стиле прохождения в будущем можно будет встретиться с краснолюдом при погроме в Вызиме, который устроит лихой Яевинн. Там он будет жаловаться на то, что попал в опалу обеих сторон конфликта - Ордена и Белок (они же скоя'таэли). Вот она, какова нелюдская солидарность. Как говорится: кто не с нами - тот против нас.

Вернёмся обратно. Геральт по просьбе Зифгрида или Яевинна может выступить командиром отряда одной из соответствующих фракций и провести сражение на болотах. Стороны еще прощупывают друг друга, поэтому выбор одной из сторон не будет иметь серьезных последствий. Также это намек разработчиков на то, что будет сложно стоять в сторонке от назревающего конфликта.

Резня на болотах.

Также, чтобы продолжить искать зацепки по делу Саламандр, Геральт обращается к частному детективу Реймонду Марлоу, который будто сошел со страниц нуарного детектива. У Реймонда есть свои счеты к бандитам (при упоминании имени одного из глав Саламандр - Азара Яведа, Марлоу рассказывает печальную историю о том, как бандиты перебили его семью).

Реймонд Марлоу.
Giuseppe De Lure.

В список подозреваемых могут войти многие влиятельные персоны Храмового квартала - капитан стражи Винсент Мейс, алхимик Калькштейн (вы помните, помните?), скупщик краденного Талер и другие. Даже кошка Геральта могла бы являться шпионом Саламандр, если бы она была у ведьмака.

Глава заканчивается раскрытием карт двух сторон и эпичной битвой Геральта с Азаром Яведом и его приспешником Профессором.

Небольшое отступление: орден Пылающей Розы тоже пришёл прямиком из книг, а вернее первая его версия — орден Белой Розы. С представителями этого ордена Геральт познакомился в рассказе «Глас рассудка» из сборника «Последнее желание».

— Я — Фальвик, граф Мойон. А это рыцарь Тайлес из Дорндаля.


Геральт небрежно поклонился, глядя на рыцарей. Оба были в латах и карминовых плащах со знаком Белой Розы на левом плече. Это его немного удивило: в округе, как он знал, не было ни одной командории этого ордена.

«Глас рассудка», Анджей Сапковский

Как тогда, так и игре, орден хоть и преследует благородные цели по защите рода людского от монстров, даже делает это бесплатно для обыкновенных людей, тем не менее он всё равно является рассадником ненависти и расизма. Поэтому неудивительно, что они не делают различий между мирными нелюдями и скоя'таэлями.

— Довольно! — тонко крикнул Тайлес, и голос перешел у него в фальцет. — Не желаю слушать, как какая-то шарлатанка оскорбляет моего сеньора и его супругу! Не прощу такого неуважения! Отныне здесь будет править орден Белой Розы. Конец вашим рассадникам тьмы и предрассудков. А я, рыцарь Белой Розы…


— Слушай, ты, молокосос, — прервал Геральт, скверно ухмыльнувшись. — Сдержи свой дурной язычишко. Ты разговариваешь с женщиной, которую должно уважать. Тем более рыцарю Белой Розы. Правда, чтобы стать таковым, последнее время достаточно внести в скарбницу Капитула тысячу новиградских крон, потому-то орден и стал скопищем отпрысков ростовщиков и портняжек, но какая-то порядочность в вас, надеюсь, еще сохранилась? Или я ошибаюсь?

«Глас рассудка», Анджей Сапковский

Это и есть отрицательная черта рыцарей Пылающей Розы. Даже Золтан, настроенный негативно против скоя'таэлей в крупной заварушке примет их сторону, а не займёт нейтральную позицию.

Экспертное мнение от Золтана.

Тут мы переходим к разговору о белках ака скоя'таэлях, которых возглавляет Яевинн. Он, кстати, тоже пожаловал к нам прямиком со страниц книг.

Торувьель поднялась с земли, схватила пояс с мечом, препоясалась и носком ботинка ткнула в бедро Яевинна, который дремал рядом, в яме из-под вывороченного дерева. Эльф вскочил, зашипел, обжегшись о горячий песок, на который оперся рукой.

«Час презрения», Анджей Сапковский

Скоя'таэли не понимают, что старых времён не вернуть и что нужно адаптироваться к новым. Вместо этого, они, как последние романтики, вступают на тропу бессмысленной и бесполезной войны с людьми, которую им не выиграть. В игре это высоко назвали тем, что эльфы не «эволюционируют». Более того, люди постоянно используют белок для своих целей, а белки и рады эти приказы выполнять.

Что мешает белкам мирно жить в Долине Цветов и укреплять её от любого будущего вторжения, и взять в пример краснолюдский Махакам — вопрос хороший. Да, у этого места действительно не самая хорошая история, особенно в плане отношения людей, но всё же. Даже во второй части, Йорвет, один из командиров скоя'таэлей подчёркивает, что молодёжи в Долине маловато, потому что она воюет с людьми.

Насчёт же детектива Реймонда Марлоу и его бюро — это является игровым аналогом, отсылающим нас к конторе Кодрингера и Фэнна, с которой Геральт имел «счастье» познакомится. Реймонд же, вроде как, раньше на них работал.

Фэнн — слева, Кодрингер — справа.

Спасибо разработчикам за этот квест непонятного цвета двадцать первого века. Он действительно вносит немного разнообразия в геймплей и заставляет пошевелить мозгами.

Глава III

Прекрасный саунд к третьей главе.

Из интересного в этой главе - самокопания Геральта в поисках себя и своего места в этом мире (амнезия, все дела). Довольной тривиальный трюк, но хорошо разыгранный в рамках игры, который позволяет познакомить человека, неискушенного книжной серией, с персонажами. Великое ограбление банка, и конечно же, основные вопросы этой главы - подлежит ли ликвидации вполне разумный монстр, который дает отчет своим действиям и то, что человек может быть порой страшнее любого монстра, который должен убивать ведьмак.

С самого начала Геральт оказывается втянут в ограбление Вызимского банка, владельцем которого раньше был Голан Вивальди. Яевинн со своей бригадой воспользовались подземным тоннелем, связанным с канализацией, взяли работников банка в заложники и принялись, соответственно, грабить.

Орден Пылающей Розы в виде Зигфрида не желает идти на уступки террористам. Никаких переговоров. Ведьмаку приходится выбирать, кого опрокинуть, а кому помочь. В этот раз рыцарь и эльф это запомнят.

Упс.

Небольшое отступление: хотя, как по мне, Зигфрид немного юлит, когда называет бригаду Яевинна террористами. Первоочередная задача терроризма — запугать общество; Яевинн же пока этим не занимается, ему пока просто нужны деньги. Хотя вполне и неудивительна такая реакция ордена, если предположить, что грабят ту самую знать, которая денежно поддерживает организацию. Всё-таки рыцарский орден Пылающей Розы — напрямую Фольтесту, королю Темерии, не подчиняется, и именно поэтому должна следить за своими финансами и их источниками.

My friendship with Siegfried is ended. Now my friend is Yaevinn...

Также, выбрав одну из сторон, Геральт сделает еще один шаг к возвращению своей памяти. По совету Трисс, он должен создать свою модель поведения и ориентироваться на нее. Это должно ускорить процесс, если его вообще можно ускорить. Этим инструментом можно сформировать своего Геральта, а можно ориентироваться на книжного. Свобода выбора, хэй! Хотя, на игровой процесс или сюжет это влияет ровным счетом никак...

Вывод из одного из возможных выборов.

Вернёмся обратно: в таверне Купеческого квартала Геральт может встретить рыцаря Патрика из Вейзе. Тот просит ведьмака разыскать его пропавшую сестру.

И тот находит ее в добром в здравии в... элитном Вызимском борделе.

Тем, кто не может пожаловаться на малый вес своего кошелька, Купеческий квартал Вызимы предлагает развлечения по высшему разряду. В Доме Королевы Ночи их ждут прекраснейшие из женщин, всегда готовые доставить изысканные удовольствия и помочь отвлечься от серых будней.

Запись в дневнике

Ещё Геральт может подметить следы укусов на шее девушки. Сопоставив все факты, ведьмак может обратиться к хозяйке заведения — Королеве Ночи и выяснить, что она является высшим вампиром. Ну и, к слову, бывшей подружкой Региса.

Д-И-И-И-М-О-О-О-Н! Ой, то есть Р-Е-Е-Е-Г-И-И-И-И-С! Тутуру.

В здание врываются несколько рыцарей во главе с Патриком из Вейзе. Настроены они радикально, поэтому перед Геральтом снова стоит выбор: помочь вампирам и убить рыцарей; помочь рыцарям и убить вампиров; и пресловутый ведьмачий нейтралитет, который всегда выходит боком Геральту - тот окажется в тисках между вампирами и рыцарями.

Небольшое отступление: с другой стороны, хоть выбор и дается игроку, но сам Геральт никогда не убивал монстров, если те обладают разумом и не причиняют вреда людям, например, тот Регис, на чувствах ностальгии к которому знатно сыграли разработчики что в первой части, что в третьей.

Сама же Королева Ночи объясняет, что никому вреда не причиняла, а кровь и золото — лишь плата за ее услуги.

К этой извечной теме вампир апеллирует уже после бойни.

После схватки в любом случае предстоит поговорить с той самой сестрой Патрика. И если выбрать сторону вампиров, к примеру, она будет крайне рада действиям ведьмака, ведь брат — заставлял её делать ужасные вещи.

Спасибо, ведьмак. Спасибо тебе... за человечность.

Сестра Патрика

Также хорошим примером по этой теме служит встреча с давним знакомым — Капитаном Винсентом Мейсом, в этот раз, правда, в личине оборотня.

В Гвинте неплохо подметили его сущность.

Сам же Винсент в обличии оборотня себя контролирует и не убивает мирных жителей Вызимы, а охотится только на Зло - в виде Саламандр, конечно же. Однако, так продолжаться не может, потому, что в любой момент он этот контроль может потерять.

И перед ведьмаком также стоит выбор: убить монстра, ведь задача ведьмака — убивать монстров или пощадить (а затем и помочь в излечении).

Любовь творит чудеса. Впоследствии, Винсент не раз докажет, что решение ведьмака помочь ему — правильное.

Небольшое отступление: эта глава больше направлена на то, чтобы игрок создал личность ведьмака сам себе с нуля, заставляя его выбирать между орденом и белками, между монстрами, в облике людей и людьми, в облике монстров. Последнее отсылает нас к рассказу «Крупица истины» из все того же сборника рассказов. Там Геральт встречается с вполне здравомыслящим монстром по имени Нивеллен, и не спешит его убивать.

– Вон отсюда, смертный! – рявкнуло чудище, размахивая лапами, но не двигаясь с места. – Сожру! Разорву в клочья!

Ведьмак не шелохнулся, не опустил меча.

– Оглох, что ли? Вон, говорю, отсюда! – зарычало чудище и исторгло из глубин своих звук, напоминающий нечто между визгом свиньи и рыком оленя-самца. Ставни залопотали и захлопали, стряхивая мусор и штукатурку с парапетов. При этом ни ведьмак, ни чудище даже не пошевелились.

– Проваливай, покамест цел! – заорало существо, но вроде бы не так уж уверенно. – А то…

– Что «а то»? – прервал Геральт.

Чудище бурно засопело, наклонило ужасную голову.

– Гляньте-ка, храбрец выискался, – сказало оно спокойно, скаля клыки и глядя на Геральта кроваво-красным глазом. – Опусти свою железяку. Изволь. Может, еще не усек, что ты находишься во дворе моего личного дома? Или там, откуда ты родом, принято угрожать хозяевам мечами на их собственных подворьях?

– Принято, – сказал Геральт. – Но только тем хозяевам, которые приветствуют гостей ревом и посулами разорвать в клочья.

– Ишь ты, – занервничало чудище, – еще оскорбляет, бродяга. Тоже мне гость сыскался. Прет во двор, вытаптывает чужие цветы, распоряжается как дома и думает, что ему немедля поднесут хлеб-соль! Тьфу на тебя!

Чудище сплюнуло, засопело и захлопнуло пасть. Нижние клыки остались снаружи, придавая ему вид кабана-одиночки.

– Ну и что? – сказал ведьмак, опуская меч. – Так и будем стоять?

– А есть другие предложения? Лечь? – хохотнуло чудище. – Говорю же, спрячь железяку.

Ведьмак ловко засунул оружие в ножны на спине, не опуская руки, погладил оголовку, торчащую выше плеча.

«Крупица истины», Анджей Сапковский

То есть тем самым книжный Геральт показывает, что если монстр не несёт угрозы людям, то даже из соображений своей профессии убивать он чудище не станет. Да и какое-то чудище, если оно вполне адекватно мыслит при таком внешнем облике?

– Ты любишь птичек, – продолжал ведьмак. – Однако это не мешает тебе перегрызать глотки людям? А? Подумать только, ты и Нивеллен! Хорошая бы вышла парочка, урод и вампириха, хозяева лесного замка. Сразу б подчинили себе все окрест. Ты, вечно жаждущая крови, и он, твой защитник, убийца по заказу, слепое орудие. Но сначала ему надо было стать настоящим чудовищем, а не человеком в маске чудища.

«Крупица истины», Анджей Сапковский

Такую мысль передаёт и игра. Более того, она отсылает нас к высшему вампиру Регису, который, несмотря на своё происхождение, активно помогал Геральту и даже пожертвовал своей жизнью. Ну и все помнят, какой он классный в третьей части, окда?

Люблю стилистику Таро, а вы?

Так и бывает порой, что монстры в человеческом обличье страшнее, чем люди в обличие монстра.

А Геральт тем временем по политическим причинам и с помощью чародейки Трисс Меригольд перемещается в деревню Темноводье.

Глава IV

ШОК! Ведьмаку пришлось сделать ЭТО, чтобы добраться до Темноводья...

Небольшое отступление: мы переходим к самой лучшей главе в игре. Я читал довольного много комментариев, где люди выражали похожее мнение. И действительно, я вижу несколько причин этому.

Лютик, музыку в студию!

Разгадка кроется в том, что единственная глава в игре, где можно почувствовать себя полноценным ведьмаком, который не отвлекается на какие-либо моральные вопросы, или вопросы политики, разве что чутка на философские (кроме того момента с захватом деревни, который возвращает игрока в привычную для игры колею и происходит в самом конце главы). В этой главе ведьмак не хватается за свой стальной клинок ни разу (кроме, опять, того самого момента). Глава пронизана спокойным, неспешным темпом, будто этому только способствует аура дружелюбия и спокойствия Владычицы Озера. Да и славянскую мифологию не забыли.

Лютик будет нашим верным напарником на протяжении всей главы.

Но перейдем ближе к сути: Алина, дочь солтыса, выходит замуж за богатого ковирского купца Юлиана. Вся деревня готовится к празднеству. Однако, есть и недовольные — неудавшийся поэт Адам, который тайно влюблен в Алину и сестра Алины — Селина, которая черно завидует Алине и хочет заполучить купца в свои руки.

Все это приводит к самому ужасному положению дел — в порыве гнева, Селина толкает свою сестру и та спотыкается и падает головой на камень. За этим наблюдал Адам, который, в свою очередь, заколет кинжалом Селину в отместку за Алину. Обе девушки превращаются в призраков — одна в полуденницу, другая в полуночницу. Геральт, по просьбе купца, выезжает на помощь.

Шикарный внутриигровой арт.

Хотя, интересно, что хоть игра и подразумевает расколдовывание Алины, но не предполагает того же к Селине. Нужная для этого вещь находится только в ходе дополнительного задания (!) и если ее применить и помочь Селине, то никому до этого дела не будет (!!). Эх.

Ещё интересная деталь — в ходе квеста, придется собирать осколки зеркала Нехалены, для того чтобы позже показать его Алине.

У нее в роду было немало известных и выдающихся адептов колдовского искусства, и, видимо, путем наследования, она получила довольно редкий и могущественный артефакт - Зеркало Нехалены. Как тебе известно, Зеркала Нехалены служили в основном пророкам и предсказательницам, потому что безошибочно, хотя и запутанно, предсказывали будущее. Аридея обращалась к Зеркалу довольно часто...

— С обычнейшим вопросом, — не выдержал Геральт. — "Кто на свете всех милее?". Насколько мне известно, известно, все Зеркала Нехалены делятся на честные и разбитые.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Эту фразу Геральт повторяет и в игре.

Также, в этой главе можно встретить Владычицу Озера, которая может помочь Геральту в решении проблемы мира между людьми и рыболюдьми (стороны находятся в конфликте); она наводит Геральта на определенные мысли насчет Предназначения — и ведьмак, может рассудить, что он лишь следует Предназначению или то, что лишь он сам — творец своей судьбы. Но самое главное это, конечно же, аллюзии и отсылки на предания о Короле Артуре, рыцарях круглого стола и о поисках святого Грааля. Даже могут изложить три версии о Граале, но не будем углубляться, это уже совсем другая история...

В руках у нее Арондит, который Геральт так или иначе потеряет к третьей части, за что будет немножечко поруган Владычицей Озера.

После того, как ведьмак урегулирует конфликт между людьми и подводным обитателями посредством убийства мифического существа — Дагона, Геральт оказывается в центре нового конфликта — рыцари ордена Пылающей Розы преследуют отряд скоя'таэлей во главе с Торувьель. Скоя'таэлям пришлось взять жителей деревни в плен.

— Я хочу предотвратить бойню.

— Бойни не будет, если они нас отпустят.

— Ты могла хотя бы отпустить детей.

— К сожалению не могла. На этом берегу стоит Белая Райла. Трупы крестьян ее не впечатляли, только дети ее задержали.

Возможный диалог Геральта с Торувьель

Вот-вот разразится схватка. Как говорится: из огня да в полымя.

Вот тут и скажется выбор, сделанный ведьмаком в банке. Геральт сможет поддержать лишь одну из сторон конфликта или он может вовсе не выбирать, тем самым заняв позицию нейтралитета.

А ещё, одна из сторон будет лучше экипирована, опять же, из-за выбора в банке. У ордена будет просто хорошо вооруженный отряд; в противном случае, к Торувьель придет подкрепление, посланное Яевинном и вооруженное на деньги из банка.

Начнётся резня, после которой Геральт вместе Лютиком принимают решение вернутся обратно в Вызиму.

Небольшое отступление: хоть эльфы Яевинна и оправдывают резню громким и высоким «за справедливость» — это никакая не справедливость, когда в заложники берут мирных жителей и крестьян. В этом нет никакой чести, лишь чисто соображение выживания. С такой позиции ещё можно понять отряд Торувьель, который совсем уж обеднел, даже припасы приходится им покупать.

Название задания, кстати, звучит романтично — «Свободные эльфы».

Рыцари ордена тоже прикрываются «справедливостью», хотя несправедливы в своих суждениях по отношению ко всем нелюдям.

Тем паче, что после всей заварушки, Золтан может сообщить, что орден «делает детей [нелюдей] сиротами сегодня, чтобы убить их завтра». Обвинение страшное, но Золтану врать Геральту не пристало.

Беги, Лютик, БЕГИ!

Поэтому совсем неудивительно, что Геральт может отказаться помогать обеим сторонам, которые не являются такими святыми, как их представляют лидеры этих самых сторон. Однако, ведьмак тем самым попадёт в немилость к этим двум сторонам. Ну что ж, пора это самое:

Classic.

К слову, в деревне можно и нужно найти Альвина. На протяжении всей главы он будет задавать Геральту вопросы из разряда «хорошо ли быть ведьмаком?» или «почему они это делают?» [в контексте борьбы cкоя'таэлей с людьми]. Ответы ведьмака сформируют личность мальчика.

Глава V

Музыкальное сопровождение

А что там в Вызиме? Кромешный ад и хаос. Скоя'таэли и Яевинн устроили крупный погром в городе. Золтан рассказывает, что орден Пылающей Розы причастен к убийствам женщин и детей нелюдей, о чём я уже писал выше, что в свою очередь; это стало переломным моментом для всех тех, кто не хотел участвовать в борьбе скоя'таэлей. Даже пошёл слух, что для нелюдей устроили гетто в районе Старой Вызимы специально, чтобы убивать их при помощи чумы Катрионы.

Король Фольтест, который только-только вернулся к себе домой, видя всё это дело, точно сравнивает его с «охваченным огнем борделем» (что тут у нас, снова отсылочки?).

Тем поразительнее, что реальная война — а несколько реальных войн мне видеть довелось — с точки зрения порядка и организованности удивительно походит на охваченный пожаром бордель.

«Полвека поэзии», эпиграф ко второй главе

Ещё и Адда, дочка Фольтеста рождённая посредством инцеста, снова превратилась в монстра. Вот беда на голову Геральта, который уже расколдовывал её.

Геральт молчал.

— Я любил Адду. Королевскую сестру. Королевскую любовницу. Королевскую девку. Я любил ее… Ведьмак, ты здесь?

— Здесь.

— Я знаю, что ты думаешь. Но этого не было. Поверь, я не произносил никаких заклятий. Я не знаток по части чар. Только однажды, по злобе, сказал… Только один раз. Ведьмак? Ты слышишь?

«Ведьмак», Анджей Сапковский

Небольшое отступление: В целом глава проходная и больше экшеновая, нужна лишь для того, чтобы игрок закрыл концы многих квестов, которые тянутся ещё с первых глав. При этом игрок внимательный получает самое лучшее снаряжение в игре, быстро заменяя Арондит на другой серебрянный меч, Лунный клинок. В третьей части ещё придётся побегать, чтобы вернуть себе подарок Владычицы Озера.

Рыцари Пылающей Розы сбросили свои «маски благородства», а скоя'таэли в очередной раз продемонстрировали, что «уничтожать проще, чем созидать». Хотя, справедливости ради, стоит всё-таки заметить, что мирные нелюди были спровоцированы намеренно и им просто пришлось защищаться. И именно со стороны нелюдей только Яевинн с его бригадой подливали масла в огонь.

Вернёмся к игре: Геральт наконец может увидеть результаты похищения ведьмачьих секретов. С их помощью были выращены мутанты, наподобие ведьмаков.

Страшилище.

Единственное отличие состоит в том, что эти монстры беспрекословно подчиняются своему хозяину.

Стойте, путники! Дальше «Дорога без возврата», если вы понимаете о чём я. Изложен главный сюжетный твист игры (хотя, игре, на минуточку уже 11 лет) и если вы в игру не играли и загорелись желанием, а спойлеры проблема — лучше прокрутите вниз до подведения итогов (после главы с игровым эпилогом).

Хозяину. Азару Яведу? Нет (вот это поворот), он был всего лишь шестеркой магистра ордена Пылающей Розы — Якова из Альдерсберга.

Собственной персоной.

Да и оказывается, что погромы в Вызиме — это контролируемый хаос, который создал Яков, преследуя свои цели. Рыцари Пылающей Розы всё это время подстрекали эльфов по указке Якова; белки, сами того не ведая, прекрасно вписались в планы магистра-кукловода; именно с его подачи было подстроено так, что Адда снова стала стрыгой. Все это ему нужно было для создания хаоса. Хаоса такого, который может ликвидировать только орден Пылающей Розы со своими мутантами, которые докажут свою эффективность.

Теперь, когда абсолютно все маски сброшены, ведьмак идёт за магистром.

Эпилог

Орден...

А всё дело в чем? А дело всё в пророчестве Итлинны; обуреваемый мыслями и кошмарами по этому поводу, магистр похищает секреты ведьмаков и создает себе мутантов. Но в отличие от ведьмаков, эти мутанты не мыслят, они не озабочены вопросами морали и повинуются только приказам хозяина. То есть, иначе говоря, они отличные проводники для людей в грядущем апокалипсисе, к которому готовится Яков. Сам же магистр, выступит «избранником судьбы, тем, кто зажжёт огонь в сердцах людей».

Это древнее эльфийское пророчество, предрекающее конец света. Гласит оно: "Придёт век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придёт Час Белого Хлада и Белого Света, Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh, Час Конца. Мир умрёт, погруженный во мрак, и возродится вместе с новым солнцем. Воспрянет он из Старшей Крови, из Hen Ichaer, из зерна засеянного. Зерна, кое не прорастает, не проклюнется, но возгорится пламенем!"

Запись в глосарии

Чтобы доказать свою правоту ведьмаку, магистр заманивает с помощью магии Геральта в свой разум, где показывает, что же будет, когда исполнится пророчество. Он показывает ему ледяную пустошь.

И холодно и голодно.

Небольшое отступление: на протяжении эпилога, игрок встречается лицом к лицу с последствиями своих выборов, которые он совершал в процессе игры. Предстоит, конечно же, и схватка с самим магистром. Магистр, во время путешествия по пустоши, постоянно подкидывает игроку пищу для размышления, делая это в той же самой форме, как это делал Геральт по отношению к Альвину. Становится ясно, что Яков из Альдерсберга и Альвин — одна и та же личность, просто разных временных периодов. Это вполне логично, ведь дитя-Исток может путешествовать во времени; имеется и куча других косвенных подтверждений (а ведь на момент выхода игры, этот вопрос вызывал кучу бурных обсуждений).

В третьей части разработчики, неожиданно, поставили точку в этих обсуждениях.

Ведьмак!

В океане возможностей существуют события менее правдоподобные и более правдоподобные. Нелегко уловить первые, даже если пронизать разумом время и пространство.

Я оставляю для тебя это письмо в надежде, что ты все-таки наткнешься на него, но должен тебя предостеречь: род людской в опасности. Гибель от Белого Холода — это не бред безумной эльфской пророчицы. Быть может, я сумею убедить тебя в этом лично. Если же нет, полагаюсь на это письмо, которое ты прочтешь спустя годы — зная много больше, чем в то время, когда мы встретились.

Знай же, что для мира нет иного спасения, как только приготовить весь род людской к гибели. Старые предания гласят, будто дитя Старшей крови может отдалить опасность, но я пытался — и не сумел. С того времени и следует за мной страшное видение — морок в короне, призрак моего поражения.

Я был избран, но избранный не оправдал надежд. Вся надежда в Тебе и в Твоем Братстве. Когда придет Час Волчьей Пурги, люди умрут, останутся же только сверхлюди. Твоя обязанность — дать этому миру сверхлюдей.

Что бы ты обо мне не думал, не подведи этот мир, как я подвел.

Письмо от А.

Это письмо было вложено в книгу «Мой манифест. Жизнь Якова из Альдерсберга» , что непрозрачно намекает...

Но вернёмся к игре: мороком в короне, призраком поражения Якова оказывается Король Дикой Охоты. Он хочет забрать душу магистра себе, явно привлеченный тем, что магистр обладает большими способностями в области магии.

Если еще тогда, при первой встрече, поспорить с Королем о Предназначении, король скажет, что «ведьмак отдаст то, что ему дорого» — Яков не является дорогим человеком ведьмаку, но если в этом контексте вспомнить Альвина, то всё встает на свои места.

Геральт может отдать душу магистра, а может сразиться за неё с Королем. В любом случае, вскоре ведьмак приходит себя во дворе штаба ордена Пылающей Розы рядом с трупом магистра и ведьмачьими секретами.

Распластался.

Само же Предназначение Геральта — победить Саламандр и вернуть мутагены исполнилось, несмотря на то, верит ли ведьмак в Предназначение или нет.

Теперь ведьмак может вздохнуть спокойно — этот период его жизни закончился. Что-то заканчивается, что-то начинается...

Когда я садился за текст, я не думал что выйдет так много. Выходит, что у игры много интересных моментов, которые можно обсудить. Олды на месте? Если у вас есть какие-то истории связанные с игрой, или вы в чём-то со мной не согласны (холивары Скоя'таэли vs Пылающая Роза наше всё) то поделитесь этим в комментариях. Будет интересно почитать!

Не обращайте внимания, что картинка не состыкуется с текстом. Я просто вставил мем ради мема, потому что могу.

А тех людей, которые играли в третью часть, но все еще по каким-либо причинам не попробовали первых двух (боёвка неудобная, графика устарелая) — вперед, первый ведьмак себя с лихвой окупит! Тем более, сейчас на распродаже, первая часть стоит как половинка бутерброда. Да и даже после текста с таким количеством сюжетных деталей, все равно стоит пройти игру самому и составить свое мнение.

И советую почитать книжную серию, особо рекомендую первые две книги, которые по сути, сборники рассказов.

В новое путешествие!

И помните: что-то заканчивается, что-то начинается... Спасибо за внимание всем тем, кто дочитал до конца!

#сейчасиграю #Ведьмак #TheWitcher

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Riverander", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441\u0438\u0433\u0440\u0430\u044e","\u0432\u0435\u0434\u044c\u043c\u0430\u043a","thewitcher"], "comments": 219, "likes": 239, "favorites": 219, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 55756, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 30 Jun 2019 20:39:46 +0300" }
{ "id": 55756, "author_id": 94819, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/55756\/get","add":"\/comments\/55756\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/55756"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
219 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
111

Пересказывает весь сюжет на протяжении всего поста

Ставит плашку "спойлер" на концовке

Это что-то уровня секса без презерватива, только девушка - ты ._.

Ответить
2

На главный сюжетный твист поставил. Ну, всё же если угораздит кого...

Ответить
30

Класс подход. Иметь нас "текстовым прохождением" весь текст, а в конце "а теперь, спойлер!".

Я наверное аналогию не верно подобрал... Это как ощущать, что сзади что-то имеет тебя в жопу, а потом услышать "ты готов к сексу?" и осознать, что либо чел сзади что-то не знает, либо ты к чему-то не готов...

Ответить
0

Это не столько текстовое прохождение, сколько мои мысли по поводу игры.Я считаю, что людей незнакомых с игрой, всё таки надо кратко ввести в курс дела.

Ответить
20

Прости, я блинчиком подавился... КРАТКО????

Я тебя разочарую, но если бы ты выложил фотографию оборота дисковой версии, подготовка будет чуть более... гм... короткой. К слову вообще без спойлерой.

На кой ляд мне проходить СЮЖЕТНУЮ игру, после прочтения ВСЕГО СЮЖЕТА? Тем более в таком КОРОТКОМ формате

Ответить
6

Блинчиком не давитесь, блинчики надо кушать.

На кой ляд мне проходить СЮЖЕТНУЮ игру, после прочтения ВСЕГО СЮЖЕТА?

Сюжет там не весь, уж точно. Профессор, например, за кадром остался, как и многие другие интересные персонажи.

В первую очередь, этот текст я писал с целью того, чтобы описать на каких замечательных моментах строится игра и человек этим заинтересовался, а не просто кислым "ну, сюжет заебца, конеш". Если человек, изначально незаинтересованный, вдруг заинтересуется - это отлично, он сам сможет остановится, дальше не читать и пойти поиграть! А человек, которму не интересно, просто пропустит это текст.

Ответить
14

Просто вышел пересказ, а не анализ.

Плюс, даже если рассказал не весь сюжет, здесь слишком много сюжетных нюансов и это размазано толстым слоем на весь пост по главам, что лично я не понимаю для кого этот материал. Завлекалово новичкам? Много сюжетной инфы. Зассут спойлеров и будут правы. Для ностальгии старичкам? Слишком много всего пересказано без анализа "почему это было классно".

Давай называть вещи своими именами. Это пересказ. Пересказ не обязан быть дословным и обхватывать все события, но он обязан провести нас по сюжету произведения от начала и до конца. Что ты и сделал. А кому интересны пересказы? Я не знаю... школьнику, которому задали эссе по огромной скучной книжке? В общем моя непонимат как оно должно было работать.

Ответить
3

Хорошо, твою позицию я понял. Моё личное мнение - спойлеров бояться не нужно, особенно к игре, которая вышла 11 лет назад. Особенно к первой части саги, когда третью ты уже прошёл. Я попытался показать через несколько ситуаций, в чём может быть интересна именно первая часть. Для олдов здесь, потенциально, могут быть интересны мои мысли насчёт сюжетных вещей, референсы к книжной серии, ну и вообще освежить в памяти.

А кому интересны пересказы? Я не знаю... школьнику, которому задали эссе по огромной скучной книжке?

Давай будем честны. Если бы этот текст никому не был бы интересен - то минут через 5-10 после публикации он бы вообще скрылся из ленты.

Ответить
1

Нахуй читать что то об игре если ты ее еще не прошел.

Ответить
17

Я о том же. Как и нахуй читать прохождение игры, которую прошёл.

Ответить
2

Ну вот нет. Это развлечение еще с 90х с книжками прохождениями)

Ответить
0

Не бомбитесь, сударь ((= Вы, конечно, правы, ситуация забавная, но мне статья понравилась т.к. я давнооооо проходил игру и основательно подзабыл, а что-то просто упустил (=

Ответить
1

Да ладно парни, суть рубрики - погружение в ностальгию... так что все оправдано в этом контексте

Ответить
75

1 ВЕДЬМАК - лучший ведьмак

дисказз

Ответить
46

Никаких обсуждений, братишка, всё так.

Ответить
–12

Не. Боевка хуйня.

Ответить
37

Вы просто не умеете её готовить. На мой, непросвещённый, взгляд геймера с 25 летним стажем, скажу так, из всех ведьмаков лучшая в первом. Все эти потуги в недослешер следующих меня ну совсем не впечатлили.

Ответить
0

Хз мне ни в одном не понравилось особо. Но в 3 хоть играть просто приятно. Чувствуешь что мечом рубишь, а не палкой.

Ответить
17

Да ладно, ни в одном ведьмаке нет нормальной боёвки, но в w1 она хоть лору соответствует.

Чувствуешь что мечом рубишь, а не палкой.

Нифига не чувствуется, она и в w2 и w3 цельнодеревянная.

Ответить
2

Да соответвует лору, особенно когда Геральт прыгает и крутит сальто назад с мечем во время ударов

Ответить
0

Хз, ну ок. Тут спорить нет смысла. Все равно все 3 игры крутые.

Ответить
0

Сори, но нет. Боевка в первом Ведьмаке крайне убогая, однообразная и легкая. Ты или кликаешь по кд или кликаешь по кд, все, больше от тебя нихуя не требуется.
P.S. Да и проблем кроме боевки у первого Ведьмака много, особенно со сценарием и персонажами.

Ответить
0

насколько я помню, в первом надо было вовремя нажимать (= и при этом еще уворачиваться, потому тайминги там решали. Но не сказать, что что-то ВАУ прям, конечно.

Ответить
0

Уворачиваться? В первом уворотов/отскоков/перекатов вообще нет. Ты просто зажимаешь кнопку на секунду, отпускаешь, зажимаешь, отпускаешь, ну и в ритм попасть желательно, чтобы доп урон был, но через час игры ты это с закрытыми глазами делать будешь. Это все еще одна кнопка на всю боевка + выбор режима ударов.

Ответить
1

Батенька, увороты как раз были, и в некоторых файтах очень даже решали ситуацию, а еще 3 стойки для разных врагов, освежите оригинал в памяти. (=
Ну и опять таки, зависит от сложности мб; но я вроде бы играл на средней, местами прижимали и приходилось и уворачиваться и стойки менять налету, чтобы более сильных врагов вынести а после массовыми атакми добивать мелочь...
Повторюсь, не фантастика, но был там свой интерес, вполне.

Ответить
0

Вы про те анимации перепрыгивания врагов? Я, конечно, может уже многое забыл, но насколько помню это часть боя, отдельной кнопки на эти "увороты" нет, но память я все таки освежу, время есть, игру перепроходил последний раз перед релизом Витчера 3. Однако я сомневаюсь, что какие-то сложности с боевкой будут, даже если там есть эти самые увороты, уж если я в первый раз (а это было году в 2010) прошел игру на харде без них, то и в этот смогу.

Ответить
2

я помню, что при нажатии двойном нажатии кнопки движения в одном направлении, ведьмак вращался и отходил назад, это давало короткую неуязвимость. (=

Ответить
0

Возможно, через пару часов уже проверю, спасибо за информацию)
Но что точно, так это то, что я этими уворотами даже на харде не пользовался по крайней мере во время последнего перепрохождения

Ответить
0

Не знаю, помню что врагов порой было слишком много, и некоторые норовили куснуть-таки, либо приходилось бить слишком долго массовыми атаками, потому я спейсил и разводил их, убивая по одному... Давно это было....
Лично по мне первый ведьмак затянутый, местами мне становилось скучно.

Ответить
0

ну при таком раскладе, боёвка в w2 и w3 жмёшь на "X" (а в W3 с середины Велена, вообще держишь "X"). Вам, видимо и в FF15 боёвка понравилась (она там такая же).

Ответить
–1

Что при таком раскладе? Что за поток сознания? Во втором и третьем Ведьмаке надо хотя бы удар-перекат-подхилл/квен, а враги хотя бы на харде умеют блочить удары от какого-нибудь вихря. В первой же части от сложности вообще ничего не меняется, если ты в состоянии ритмично нажимать лкм, то это изи вин от начала и до конца игры.

Ответить
–1

В первой же части от сложности вообще ничего не меняется, если ты в состоянии ритмично нажимать лкм, то это изи вин от начала и до конца игры.

Ну-ну, вы это кому другому втирайте.

Ответить
–4

О_О
Скажи, что ты пошутил. Боевка в первом Ведьмаке - это настолько мерзкая, отвратительная, вялая дрисня, что я не могу вспомнить другую игру, где она была бы не то что хуже, но хотя настолько же плохой.

Ответить
2

В любой рпг типа бг она хуже

Ответить
–1

бг? Что за бг?

Ответить
5

борис гребенщиков

Ответить
2

У вас плохая память, я могу вспомнить СОТНИ игр, в которых боёвка была хуже, к примеру, все CRPG без исключения.

Ответить
0

Это в смысле все компьютерные рпг?

Ответить
0

для тупых
жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0

Ответить
0

Не плохая память, а своеобразный опыт.
Fallout: NV относится к CRPG? Боевка отвратная, но все еще лучше, чем в Ведьмаке.
Недавно пытался сыграть в Pillars of Eternity, дропнул на 3м часу. Боевка да, на уровне Ведьмака, хе-хе.

Ответить
–1

Fallout: NV относится к CRPG

Нет, это ни разу не CRPG.
но все еще лучше, чем в Ведьмаке.

Тоже нет, хуже она.

Ответить
0

Можно примеры CRPG? Наиболее популярных, штуки 3.

В первый-второй фолыч я не играл.

Ответить
1

Это больше говорит не о том, что в первом боевка хорошая, а том, что в следующих двух далеко не идеал.

Ответить
0

Во втором провалище в ухе нажми Х пока враг не умрет. Ну кроме боссов. Да и то мб не всех.
А вот в третьем нормуль уже. Уже получше.

Ответить
13

Боёвка не отвлекает от игрового процесса. Попил эликсиры, намазал нужное масло, выбрал нужный стиль боя — иди побеждай.
Или скажете, что «квен — удар — перекат; повторять до победы» намного интереснее?

Ответить
4

Да. Как минимум потому что требует на пару кнопок больше для победы.

Ответить
–1

Да хоть на десять, интерес не измеряется количеством кнопок.

Ответить
2

Поддерживаю. Единственная игра, которая реально понравилась.
Это, наверное, потому, что основана на первых книгах - а не как последующих, с сраными Йенами и Цирями.

Ответить
9

Она не просто основана, там чуть ли не в каждом третьем диалоге отсылка либо почти полное копирование(когда ведьмак начал ныть за свою судьбу на пьянке с друзьями - один в один сцена из финала книг). Дальше игры уже по своему сюжету пошли)

Ответить
3

По своему сюжету с внезапным широкомасштабным вторжением Нильфгаарда, во время которого его император всеми силами ищет Цири (совершенно забыв что у него есть лже-Цири).

Ответить
1

Основана отсылками?) Так-то третий Ведьмак куда больше основан, потому что повторяет практически целиком основные сюжетные ходы последних книг.

Ответить
0

Которые сами по себе - долбанный партийный "квест".

Ответить
0

Я же написал - на ПЕРВЫХ книгах. Последние книги просто, имхо, блевотина.

Ответить
0

НЕ СОГЛАСЕН! *Ударяет кулаком по столу* Все части хороши по своему и среди них нет лучшей!

Ответить
0

А вторая чем хороша?

Ответить
0

Сюжетом. Больше ничем...

Ответить
0

Да чего тут обсуждать. Так и есть.

Ответить
0

Ноудискас, первый - самый ламповый.

Ответить
30

Кстати, никогда не испытывал проблемы с боевкой в 1 Вичере. Просто я как запустил ее в первый раз в изометрии, так и играл в нее всегда. Так что совет - с изометрией играть удобнее и приятнее. Да и графон не так мылит глаз.

Ответить
27

Та же тема, только всегда проходил без изометрии, но никаких неудобств не испытывал.

Ответить
3

Аналогично, вообще не понимаю что сложного в том чтобы нажимать на одну кнопку мыши вовремя и менять стили в зависимости от противника.

Ответить
0

там еще и активная пауза есть

Ответить
2

там иногда и небо с закатами и луной оч красивое, но тебе не понять, ты в изометрии играл D

Ответить
37

Я дочитал до того момента, как увидел надпись Пролог и маленький скролл. Это обзор с пересказом на всю игру что ли? Рубрика немного не для этого, ну да ладно, разницы всё равно никакой нет.

По теме: первый Ведьмак для меня лучшая игра, в которую я играл. Всегда такой для меня будет, пускай это и предвзято. Прошёл я её раза 4. Музыка, атмосфера, "книжность", ламповость, славянское фэнтези, суровость и много всего другого. Это то, что объединяет и очень круто подаёт эта игра. Не было ещё ничего такого, что могло бы переплюнуть эффект от всех этих качеств собранных здесь. Сложность здесь в меру, на опыте играется легко, но не глупо, как многие игры. На Высоком можно очень по-ролевому отыгрывать Ведьмака и погружаться не просто с головой, а со всей своей жизнью. Мне сложно подбирать слова, когда я говорю о первом Ведьмаке, потому что для меня это не просто игра, это что-то слишком близкое и родное и не знаю, что именно в ней заставило меня полюбить всех этих персонажей, эту вселенную и мгновенно стать фанатом, залпом прочитав все 7 книг когда-то давно. Что могу сказать точно, так это то, что Ведьмак - игра с душой, с настоящей душой, которая не просто была вложена в разработку, а была вложена в саму игру и ты это видишь.

Ответить
1

Обычно применяю эту картинку к постам о Dark Souls, но тут она тоже идеально подходит :)

Ответить
1

помню как то пошел персонажами первого лвла без хилла и еды в поход, нажимаю вперед, и тут эта рожа на лоад скрине, я запищал как девочка

Ответить
1

Не надо так ходить :)

Ответить
0

Решил качнуть резерв, пока все остальные лечились от болячек, в итоге в припадке вышел из игры, и снова где то на неделю забил на нее

Ответить
1

Ну, все минусы книг и игр видеть мне это не мешает, но общего мнения всё равно не меняет

Ответить
1

от 4 главы и вовсе погружаешься в дикую меланхолию, настолько она душевная с ее шикарными видами, музыкой и ламповостью

Ответить
21

Возможно это из-за ностальгии, но по моему лучшая часть в серии, от последующих частей не получил такого же удовольствия как от первой. Ведьмак 3 чуть чуть приблизился к первой части, но все равно не то. Так же здесь самый интересный и что-ли независимый сюжет, этакая вариация истории Цири, только более печальная.

Ответить
9

И конечно же этот момент всегда забавлял)

Ответить
2

Убей в себе ностальгию :) Играю в серию тоже с релиза и первый даже ждал заранее, но нет. В3 подарил намного больше ярких эмоций и прошелся с первого раза и не единожды. Первая все таки вторична. Уж очень в лоб получился пересказ романов. Ну и динамика там хромает еще сильнее, к 4й главе дико устаешь.

Ответить
18

А помните долгие загрузки, когда ты по памяти мог воспроизвести арт Каэр морхена вплоть до прыгающей лягушки. Тем не менее, все эти детали и есть концентрированная АТМОСФЕРА. А главное меню то какое! Я проходил ведьмак раз 5 наверное, может больше и каждый раз, когда запускал меню, особенно после большого перерыва, успевал прочувствовать всю эту ДУШУ уже на логотип Авроры Энджайн, а потом видеоролик с этим голосом "он был ведьмаком. Убийцей чудовищ." А потом как меню врубали и все, ты понимаешь, что это пиздец и ты сейчас расплачешься. Эх.
Ну и как рпг она лучшая во всей серии конечно, а при всех минусах боевки, можно с уверенностью сказать, что она основана на движениях фехтовальщиков, а не перекатах из дакр соулс

Ответить
2

Я помню. И Калькштейна помню, эх.

Я проходил ведьмак раз 5 наверное, может больше и каждый раз, когда запускал меню

Одна из немногих игр, где специально остаёшься в меню, чтобы врубить музон на максималочку.

Ответить
18

Помню эту невыносимую бабку

Ответить
1

Ахах, помню пошёл за огурцами, а она меня прогнала. Зашёл еще раз, прогнала. В третий раз только пустила

Ответить
0

Как хорошо, что её можно было контрить кольцом.

Ответить
1

А ещё у нее в доме можно взять квестовые предметы которые нигде не используются(кроме дневника). Представляю как раньше, без интернета люди ломали голову над ними

Ответить
0

Та не думаю, всё равно же квест м вечеринкой придётся делать. А вот расследование, например, без инета и подсказок - та ещё задачка.

Ответить
1

Прекрасно помню первую часть, после книг вообще супер играется, все помню, кроме развязки истории с Альвином, он какой-то лишний в сюжете был

Ответить
0

Нет, он совсем не лишний, правда. Он прямо большую роль играет. Я этот момент в посте расписал.

Ответить
11

Удивил настолько безоговорочный позитив в сторону игры в комментах, а мне она меньше остальных частей трилогии нравится.¯\_(ツ)_/¯ Атмосфера классная, да, много побочек интересных. Но основной сюжет довольно унылый, как по мне, и видно что писали его люди без большого опыта. Ну и душит игра местами просто жесть, на болотах и в 4 главе особенно. Прошел полностью один раз перед тем как во вторую и третью забуриться (играл еще в 2009 кажется, бросил на второй главе, не вынес, просто засыпал конкретно), больше возвращаться, наверное, не буду. Ну и боевка просто смехотворная, как по мне. Эталонный пример того, как не стоит переизобретать велосипед.

Ответить
12

Но основной сюжет довольно унылый, как по мне, и видно что писали его люди без большого опыта.

Хм, тема вроде о первой части, а не о третьей...

Ответить
4

Ну, в третьей он тоже не блещет, это да.

Ответить
3

Т.е сюжет в стиле "давайте вместо Цири воткнем Альвина, а вместо Йен Трисс, а потом еще завернем это в сон собаки-временную петлю" норм? Ок.

Ответить
2

Цири лучше бы вообще никуда не втыкать, она всегда всё портит. Неважно, игры это или книги...

Ответить
0

Выпилить бы её. И Йен.

Ответить
0

К сожалению, приколачивание к Цири члена и ордена пылающей розы не делает ситуацию лучше.

Ответить
2

Альвин вместо Цири - хорошо, потому что история развивается и заканчивается иначе чем с Цири.
Трисс вместо Йен - да, не очень, но не критично в рамках одной игры.
Петля времени - хорошо, сна собаки не было.

Ответить
1

Это происходит потому, что под такими "ретроспективами" отписываются (в основном) люди, которым не все равно. В ютубах под видео о всякой шняге типа Rage, Dead Space 3, Deus ex 2 или FarCry:Primal в топе болтаются комменты в стиле "Лучшая игра серии!" с тысячами лайков. Это нормально.

Ответить
8

Первая часть в своё время нереально зашла. Именно после прохождения я и окунулся в книжную серию

Ответить
0

Ну я то книжки прочёл лет за 15 до игры...

Ответить
8

Замечательная была игра) И статья хорошая, снова всё в памяти освежил) При прочтении чувство будто сидишь вечером с хорошим настроением и просматриваешь альбом со старыми фотографиями, с которыми много положительных эмоций связано) Автору респект и уважение, первая часть Ведьмака ван лов!)

Ответить
0

Спасибо за отзыв!

Ответить
6

TL;DR
Имхо лучший обзор на первого ведьмака:
https://www.youtube.com/watch?v=F1YWqsd6XwA

Ответить
7

проходил 3 раза, тоже самая любимая часть, ибо ностальгия до сих пор помню грозу в первой деревушке

Ответить
0

Это просто ваш 2007 год.. он наверняка был отличным

Ответить
5

"Но лично мне вспоминать первую часть гораздо более приятнее, чем третью. Почему я её ставлю так высоко? Возможно, для меня играет роль то, что первая часть погружена в философию"

Согласен, философия тащит:

Ответить
1

Мама, я хочу стать философом. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
4

Александр Ревва выглядит просто отлично

Ответить
1

Ревва из Комсомольска. По-моему, отличное прозвище для ведьмака.

Ответить
2

Отличный текст. Особенно порадовали вставки из книг.

И кстати, автор - как ты относишься к концовке 3й части?

Ответить
4

Спасибо, я рад что ты оценил его. Как я отношусь к концовкам третьей части? Честно - неровно. Мне не понравилось, то как разработчики обусловили выбор этих самых концовок (через какие-то мелкие, незначащие детали). С другой стороны, это - жирная, можно сказать крепкая, точка, поставленная в трилогии, это хорошо.

Ответить
1

А, это же месье Шеогорат!
Мы уже обсуждали третью часть, вопрос был задан зря)

Ответить
2

Самый смех заключается в том, что я, одержимый священным безумием, тоже сейчас прохожу (в который раз) Ведьмака 1. Как раз сегодня выходил из башни на болотах...

Ответить
6

Ну это Предназначение, чувак, не иначе.

Ответить
1

А у меча предназначения, как известно, два острия, одно из них ты, а другое?

Ответить
2

Язвительные комментарии (смерть).

Ответить
2

Это да, за статью, кстати, огромное спасибо!

Ответить
3

Душевно расписал. Сам Геральт интересен своим вот этим якобы нейтралитетом и при этом это постоянно его заводит в такие дебри что то только и остается удивляться его упорству. Ну не может он спокойно уйти или промолчать, за это и воспринимаешь его как живого.

Помню когда играл в первую часть мне понравились отсылки к книгам. Но если разобраться то это действительно больше топтание на месте. А 4-я глава как по мне наравне с первой просторная локация и неторопливый темп, и прекрасная музыка.

Во второй части, которую почему-то мало вспоминают - cюжет основной был интересней и не казался вторичным, плюс классная идея с развилкой добавила повод переиграть.
Чтобы было для меня непонятным - почему они отказались от великолепного стиля художественных вставок и заменили его угловатым гротескным комиксом. Вот этого горело.
То что Геральту не дали спокойно шастать и работать, не совсем так. Там были небольшие, но проработанные локации и хорошие квесты и тварей в избытке. Опять же боевая система стала лучше, тебе четко дают понять что на пехотинца в латах со щитом фиг влоб попрешь.

Ответить
1

Вторую часть, как по мне, мало вспоминают, потому что она как мостик (или же переходный период) находится между двумя такими разными частями одной серии. При этом, история больше сфокусирована не столько на самом Геральте, сколько на политике. Да, ведьмак всё еще решает проблемы с монстрами на вроде Кейрана, или со сложным ситуациями, вроде проклятия поля боя. Но акцент постоянно смещён на политику. Понтар и Флотзам представляются кусками, которые хотят взять себе королевства Севера. Во второй главе Геральт так вообще застревает в осаде. Ну, а третья - что говорить о ней, всё собрание в ней - тоже политическое.

А главный бой какой? По одному из путей (сейчас буду сильно ориентироваться на память, так как ещё не успел вторую часть освежить) это бой во временном посольстве Нильфгаарда. Лето? Ну, в конце он вообще раскрывается с новой стороны, не предстаёт никаким монстром перед Геральтом (мне было очень жалко Фольтеста, но он даже не приходился другом ведьмаку) и вообще с ним можно забухать и отпустить на все четыре стороны. Даже дракон из этой главы забывается.

Ответить
3

Да Лето, вообще оказался неоднозначным и интересным персонажем, хотя в первые кадры - думаешь ещё один тупой головорез.
А с ним оказывается и по душам поговорить можно.

Во второй части конфликт напряженный и как-то больше проникаешься происходящим. Ну реально очень радовался когда этого мерзкого типа с посохом настигло правосудие Роше. И жалко было магов.

Ответить
2

Во второй части конфликт напряженный и как-то больше проникаешься происходящим.

Скорее всего дело в том, что сам темп игры поменялся. Сделали сюжет всего в три акта, сделали боёвочку пореще.

У первой части спокойный темп, скажем так, там есть моменты всплеска и угасания и они более длительные, чем во второй части.

Ответить
3

2 глава классная. Нужно искать крысу, я случайно обвинил не того и он обидился, а у него как бы квест главный. Вроде и спойлер, но те кто не играли, не догадаются

Ответить
2

Хе-хе. Самое главное, что даже при таком выборе будут последствия.

Ответить
0

Ну да, я убил там не того человека

Ответить
0

Не только. Азар Явед, к примеру, может отобрать книгу из башни у Геральта.

Ответить
0

А это уже не помню, было ли это или нет

Ответить
3

Ой, иногда хочется перепройти, но как надумаю о моменте где нужно ходить по болотом по несколько десятков раз ...бее.

Ответить
0

Можно же самому разработать транспортную схему, которая позволит ходить по болоту всего лишь раза три и всё сдать)

Ответить
3

В четвёртой главе трактирщик рассказывает интересные слухи в виде отсылок к книгам, по моему мнению самый интересный о девочке-ведьме-ведьмачке-принцессе)

Ответить
1

Спасибо. Перепроходить в третий раз, наверное, не буду, но вот так окунуться — очень здорово.
Отличная игра все-таки, отличная. Эталон RPG.

Ответить
3

И да, музыка там лучшая в серии.

Ответить
0

Почему саунд первой части считается лучшим в серии?

Ответить
0

Ведьмак 2 имел слишком стандартное оркестровое звучание, хотя пару запоминающихся треков найдется. Как по мне, сила саундтрека с первой части - много своеобразной аутентичной музыки для небольшой игры (сравнительно с 3 частью) + музыка подчеркивает атмосферу каждой локации + отличный эмбиент (если можно его так назвать), который не успевает приестся и намного длинней треков с Ведьмак 3. Недавно скачал снова 3 часть, дошел до Велена, слышу местную тему и прям сразу надоело. В пригороде Новиграда почти одна тема. Скеллиге вроде лучше по музыке, но тоже маловато, на весь остров Ард Скеллиг та самая легендарная тема + музыка берега + тема Каэр Трольде (и на мелких островах свои треки), возможно что-то пропустил. Пока серия Ведьмак ограничивалась небольшими отдельными локациями, то музыки хватало, а вот с 3 частью как-то слишком мало разнообразия из-за большого пространства.

Ответить
1

Согласен полностью, считаю тоже саунд первой части гениальным творением Павла Блащака, возможно поэтому музыка второй части такая фанфарная, потому что не было его.

Ответить
0

Забыл добавить, что это имхо. Но для меня она там лучшая из-за самобытного звучания и атмосферности. В 2 и 3 — не могу сказать ничего плохого, но в 2 мне запомнилась всего пара треков, а из 3 вообще ни одного.

Ответить
0

Я просто хочу, чтобы кто нибудь грамотно, можно даже научным языком обозначил, чем так всех зацепила музыка первого ведьмака, в отличии от например второго.

Ответить
0

Эпичные и фольклорные мотивы дядя. Трубовые + народные струнные + скрипочка + отличный вокал и самое главное - мегаталантливые Скорупа и Блащак. Джентльменский набор для любой фентези.
Вот пример из Ведьмака https://www.youtube.com/watch?v=m0Hykg4vxdk
Биоваровская игра - https://www.youtube.com/watch?v=oWFEVbfCcOY
Вот пример из подслитого под конец сериала - https://www.youtube.com/watch?v=Izj3IsXi6Gs
А вот кароч в 3 части есть прям гениальные мелодии, которые можно даже не услышать в игре - https://www.youtube.com/watch?v=wxVXhU-awTs
Примеры очень попсовые, но логика видна
П.С. К теме, почему саунд второй части не зацепил - скорее всего изза смены стилистики игры на еще более темную и смещения акцента музла в эту сторону.

Ответить
0

Почему это второй ведьмак более тёмный, в каком смысле?

Ответить
–1

Эталон RPG.

нет

Ответить
–1

первый ведьмак объективно не может быть эталоном жанра, в котором за 10 лет до него вышли первые фолауты, бальдурс гейт и плейнскейп, дефиниция слова "мнение" тут ни при чем

Ответить
0

Как видишь - для кого-то может, прикинь.

Ответить
0

для кого-то и земля плоская

Ответить
0

Хорошее сравнение. Главное - удачное. Просто потому что у кого-то синдром неприятия чужого (отличного от его) мнения:)

Ответить
2

автору спасибо большое
перепрошёл игру вместе с этой статьёй. обновил воспоминания. это просто бесценно. лучей любви тебе)

Ответить
2

Спасибо за отзыв!

Ответить
2

Кто нибудь дочитал?

Ответить
1

Не, проматывал, как шестой сезон "Игры престолов" :)

Ответить