The Last of us: Part Two и воля к жизни

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Скандалы, скандалы, и еще раз скандалы

Выход The Last of Us part Two был сопряжен с огромным количеством скандалов: кранчи, спойлеры (и последующее недовольство публики увиденным), а когда дело дошло до самого релиза, ситуация многократно усугубились тем, что ожидания многих игроков от сюжета в том или ином виде не оправдались. Кто то увидел в игре тупое соответствие «повесточке» из-за наличия лгбт+ героев, кому-то не понравилось развитие персонажей из первой части, а кто-то просто был не готов к тому, как Дракман и компания решили перебрасывать перспективу игрока меж двух ярко противопоставленных друг другу героинь. На начало 21 года скандалы вокруг игры утихли (по большей части потому, что объявился новый объект для конфронтации в лице киберпанка), а значит, можно с тихой головой взяться за ее рассмотрение. Для меня ТЛОУ 2 стала главным игровым экспириенсом года (совместно с диско элизиум, которую в год ее выхода я упустил), сюжет вызвал просто бурю эмоций и совместно с безупречно выверенным геймплеем не отпускал до последней минуты, и именно этими эмоциями я и решил поделиться в рамках этого материала.

"Повесточка" передает привет
"Повесточка" передает привет

А нужен ли был сиквел?

Лично для меня главной проблемой связанной с игрой еще до ее выхода были не многочисленные скандалы и споры вокруг нее, а наличие первой, законченной части. После ее прохождения еще в 13 году у меня и мыслей не было о том, что этой истории нужно какое-либо продолжение, а вышедшее затем длс было скорее приятным поводом снова окунуться в этот неприветливый (что еще мягко сказано) мир и немного больше узнать об Элли, но необходимым этот опыт было назвать сложно. Увидев анонс ТЛОУ 2 я испытывал противоречивые чувства именно потому что не думал, что истории нужно какое-либо продолжение, и для меня сам факт наличия сиквела до последнего воспринимался скорее негативно, я банально не понимал, какой еще игровой опыт мне может предложить Naughty Dog в рамках этой вселенной таким образом, чтобы он не ощущался дико вторично.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Но проведя в сиквеле более 20 часов я с уверенностью могу сказать, что только таким он и мог бы быть, чтобы оправдать свое существование наряду с великолепной первой частью (о чем подробнее чуть дальше). Несмотря на общее сходство с линией повествования и на первый взгляд практически не измененным геймплеем, играется и ощущается она совершенно иначе. В геймплее это происходит благодаря казалось бы небольшим изменениям, на деле целиком меняющих то, как протекают многочисленные стычки с людьми или зараженными. Арены стали заметно больше, а действующие лица ощущаются более хрупкими, чем Джоэл, из-за чего все сражение превращается в постоянные перебежки с места на место в попытках выстрелить в еще одного неудачливого врага. Как и в первой части, игра против зараженных радикальным образом отлична от нее же против людей, отчего чередование соответствующих уровней не позволяет всему игровому процессу скатиться в рутину.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

В качестве же сюжетных сходств с первой частью таковым мне кажется общие принципы построения истории. Как и в оригинале, мы имеем дело с глубоко личной историей, лишь по касательной затрагивающей какой-то глобальный контекст. И здесь, как мне кажется, образуется крайне интересное решение Дракмана. Если в течении всей первой части мы имели дело c почти типичной историей про избранного, который в течении своего путешествия разительно меняется и приходит к готовности (а скорее даже внутренней необходимости) исполнить свое предназначение, то вторая часть показывает то, как эта героиня переживает то, что в конце оригинала не смогла по-настоящему стать избранной и оправдать этим свое существование. Интересным тут является то, что вся первая часть постепенно ведет нас от личной истории к истории глобальной, но под конец обрывает наши ожидания, и, казалось бы, что еще здесь вообще можно сказать? Как оказалось, достаточно много.
Первая часть, как мне кажется, рассказывала о попытке личной истории выйти в глобальный контекст, а вот уже вторая демонстрирует то, как глобальная история впоследствии вмешивается в историю личную.

Разбираемся с сюжетом

А теперь, я думаю стоит перейти к более конкретным высказываниям, для чего я вкратце обрисую сюжет для тех кто еще не ознакомился (хотя уже на этом этапе их число скорее всего близко к нулю).
Итак, Джоэл решил спасти Элли ценой судьбы всего мира, и что же дальше? Первые годы проходят спокойно, но затем Элли узнает правду о том, почему её жертва “не состоялась”. И, к тому самому моменту когда конфликт между ней и Джоэлом уже почти разрешен, в дело вмешивается третья сторона, которая жестоко расправляется с главным героем первой части на глазах у Элли. Сам этот акт был продиктован желанием новой героини — Эбби, во что бы то ни стало отомстить Джоэлу за смерть своего отца, который был тем самым врачом цикад, готовящимся к операции Элли в финале первой части. Эта месть порождает только новый виток ненависти и теперь уже Элли охвачена порывом любой ценой отомстить убийцам Джоэла. Далее история постепенно развивается перебрасывая нас на разные ее перспективы, чтобы в итоге привести к финалу, которого мы никак не могли ожидать.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

На мой взгляд весь мир ТЛОУ (и первой и второй) является огромной гиперболизацией всех человеческих отношений с которыми сталкиваемся и мы в повседневной жизни, а вся эпидемия выступает только поводом для их радикализации. Именно поэтому акцент на эпидемии как таковой и не ставится, а большую часть времени мы проводим наблюдая за отношениями конкретных людей и тем, как на них повлияли глобальные изменения. Всевозможные секты, военные и прочие организации в таких условиях показаны в своем абсолюте, отражая то, как бы изменились привычные для нас социальные институты (религия, государство, армия) в рамках какой-либо глобальной катастрофы.

Реальность прежде всего

Главным посылом ТЛОУ на мой взгляд является провозглашение ценности жизни во всем ее многообразии, безразличном к полу, возрасту, цвету кожи и сексуальным предпочтениям. В этом и заключается причина подобного подбора действующих лиц, ориентация Элли, выраженная маскулинность Эбби и транссексуальность Лева должна показать нам, что именно жизнь заключает в себе главную ценность, а не какие-либо абстрактные сущности, будь то ненависть сопряженная с местью, вера или же какое-то предназначение.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Весь путь Элли на протяжении игры проходит под эгидой отмщения Джоэла. Именно месть за его смерть, а не что-либо иное движет ей во время всего приключения. Характер этой мести обостряется еще и тем, что незадолго до убийства Джоэла она узнает правду об инциденте с цикадами и понимает, что именно он лишил ее возможности пожертвовать собой на благо общей цели,чем , по ее мнению, также лишил ее жизнь и какого-либо смысла. “Потеряв” смысл она заново находит его в ненависти и отдается ей целиком, полностью отказываясь от какой-либо избирательности в средствах осуществления своих целей. Если первая игра демонстрировала как мир и обстоятельства постепенно изменяли Элли, и привели ее к тому, что она даже ценой своей жизни была готова послужить общему благу, лишь бы очиститься от всего совершенного, то сиквел демонстрирует то, как решение Джоэла доводит его подопечную до острейшего кризиса, из которого она находит единственный выход — ненависть. Но преследуя эту эфемерную цель, она теряет какую-либо связь с реальностью, отчего в финале остается совершенно одна. И в этом виновата исключительно она, поскольку итог был строго определен именно ее решениями.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Контрастом для Элли служит Эбби. В отличии от первой, Эбби не пыталась придать своей жизни какой-то смысл извне, она уже была счастлива. И только вмешательство Джоэла оборвало эту идиллию, породило в Эбби тяжелейшие травмы и переместило все ее приоритеты на осуществление мести за смерть своего отца. Как и Элли ненависть полностью поглощает её, и, она жестоко убивает Джоэла. Но в отличии от нее, Эбби в конечном итоге принимает решение в пользу реальности, а не чего-то «идеального».

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Заключаем следующее:

Как итог, ТЛОУ все свое внимание посвящает тому, насколько ценна абсолютно любая жизнь, вне зависимости от любых особенностей и предпочтений ее носителя, от чего в игре нашлось место для многочисленных представителей лгбтк+ , людей любых рас и верований, и т.д. В своем отрицании "нереальных" ценностей игра доходит даже до отрицания институтов семьи и веры, первое мы можем наблюдать посредством того, как формируются связи между героями (Элли неродная дочь Джоэла, как и Джей-Джей не ее родной сын, как и Лев неродной сын Эбби), а второе ярко деконструируется всей сектой “шрамов» в игре.

The Last of us: Part Two и воля к жизни

Так или иначе, сиквел ТЛОУ произвел на меня бурю эмоций и несмотря на многочисленные скандалы вокруг игры, я считаю ее необходимой для ознакомления абсолютно каждому. Именно она, на мой взгляд, является ярким демонстрантом того, как игры способны доносить до своей аудитории по-настоящему глубокие идеи, используя весь инструментарий геймдева, отличающий игры от любой другой формы культуры. И именно она, как отнюдь немногие другие игры, показывает , что геймдев способен создавать настоящие произведения искусства.

The Last of us: Part Two и воля к жизни
11 показ
2.6K2.6K открытий
93 комментария

Мы снова в июне 2020?

Ответить

Ну не в 2007 же возвращаться 

Ответить

Как итог, ТЛОУ все свое внимание посвящает тому, насколько ценна абсолютно любая жизнь, вне зависимости от любых особенностей и предпочтений ее носителяЭто шутка такая? А сотни убитых в игре кругами ненавистей теперь не считаются?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Этим игра и пытается доказать тебе то, насколько абсурдны в том числе и твои действия 

Ответить

С удовольствием бы обсудил с тобой статью, но боюсь сейчас это невозможно. Давай через недельку, когда у всех стадия принятия наступит.

Ответить

Статья для того и выпущена в это время, чтобы оседлать хайп.

Ответить