Достижение хаоса: Disco Elysium как выдающийся постмодернистский роман Статьи редакции

Больше книга, чем игра.

Оригинальную «Мор (Утопия)» в своё время критиковали за геймплей — мол, будь она книгой, было бы куда лучше и удобоваримее. Ту же претензию можно высказать и в адрес Disco Elysium, однако она прекрасно себя чувствует и в текущей форме.

Практически лишённая геймплея, RPG от ZA/UM вызывает отклик исключительно текстами и аудиовизуальным наполнением. Да, формально это то, что принято (с оговорками) называть «новым медиа» — с интерактивностью, какими-никакими механиками и системами, но игра ли в полном смысле?

Взгляните на практически любой обзор Disco Elysium. Рецензенты хвалят визуальный стиль, положительно отзываются о музыке, но больше всего восхищений вызывают именно тексты — в литературном понимании. Это главная и самая сильная сторона Disco Elysium, поэтому привычные для индустрии методы анализа произведения тут не подходят и логичнее обращаться к лингвистике и литературоведению.

Там где, например, Undertale и Metal Gear Solid заигрывали с геймерами и их ожиданиями, Disco Elysium опирается, в первую очередь, на опыт читателя, ведь как «постмодернистской видеоигре» ей, будем честны, предложить нечего, а вот как «постмодернистской книге» — более чем.

Журналист и разработчик Джэви Гволтни в статье «Disco Elysium And The Quest To Conquer Consciousness» проводит интересную аналогию, сравнивая игру (будем пока называть её так) от ZA/UM с «Улиссом», а Planescape: Torment — с «Одиссеей» Гомера. По мнению автора, Disco Elysium сделала с классикой компьютерных RPG то же самое, что и роман Джойса с древнегреческой поэмой — преобразовала мифологическое в приземлённое.

Elysium построена на фундаменте Planescape: протагонист, страдающий от амнезии, исследует таинственный мир, в надежде вернуть воспоминания, и сталкиваясь с травмами прошлого. Однако сеттинг Disco Elysium, её персонажи и системы гораздо более прозаичны.

Джэви Гволтни

Это сильное сравнение, и само то, что оно у кого-то родилось, уже делает честь авторам Disco Elysium. Тем не менее за ним скрывается оценка вклада игры не как, собственно, игры, а как литературного произведения. Слова о том, что Disco Elysium — это «новое слово в жанре», «самая важная RPG последних» и тому подобные заявления не имеют под собой какой-либо доказательной базы.

В самом деле, что нового привнесла DE в RPG, что важного совершила? Отсутствие «боёвки» вряд ли назовёшь чем-то революционным, нелинейного нарратива в индустрии тоже хватает, а ролевая система, завязанная на чувствах и эмоциях, которые выступают чуть ли не полноценными персонажами, хоть и невероятно занятна, едва ли применима к другим играм в жанре.

Новаторство Disco Elysium кроется в работе с текстами и их постмодернистском обогащении — вот на что, скорее всего, и будут равняться другие разработчики и, возможно, даже писатели. И как у литературного произведения у DE есть все шансы по-настоящему войти в историю.

Как отмечал продюсер Disco Elysium Сийм Синамяэ в подкасте Isolation Station от лондонского книжного магазина Burley Fisher Books, над игрой работали люди пишущие, лелеющие мечту или уже ставшие писателями. Поэтому-то, несмотря на увлечённость авторов D&D, «исходным пунктом общего матесиса», выражаясь словами Ролана Барта, для игрока станут отнюдь не Planescape: Torment или Baldur's Gate, а «Жерминаль» Эмиля Золя и «Град обреченный» Стругацких.

Отсюда вытекает пресловутая «постмодернистская игра». Согласно Жаку Деррида, она заключается в «разложении начального состояния», субституции имеющихся элементов или, в частном случае взаимоотношения читателя и текста, поиске «следов» — языкового чудачества, стилистических фокусов или попросту отсылок. Причины и цели этого поиска весьма туманны, но именно он вызывает бартовское «удовольствие от текста».

В укромных уголках Мартинеза, куда пытливый игрок заберётся ради крупиц лора или пасхалок, нет ни трупа Альтаира из Assassin's Creed, ни коробки, в которой впору прятаться Снейку из MGS, ни даже Dopefish — никаких отсылок к видеоиграм. Disco Elysium ведёт свою постмодернистскую игру «отсутствия и наличия» на поле литературы и поп-культуры, почти не касаясь медиума, к которому номинально принадлежит.

Здесь есть «следы» нескольких языков, акцентов и диалектов; Уильяма Гибсона, Уильяма Берроуза и Уильяма Голдинга; Гераклита, Стивена Кинга, Дэвида Линча, группы Scooter и ещё много кого. Интертекстуальность и тяга авторов к пастишу превращает Disco Elysium в типичное постмодернистское литературное произведение.

Наличие визуальной составляющей и «рудиментарного» геймплея никак этому не противоречит. Сценарист Disco Elysium Роберт Курвиц в интервью GamesRadar говорил, что стремился избавиться от экспозиции в текстах диалогов, присущей старым RPG вроде той же Planescape: Torment. Она отдана на откуп не только репликам чувств и органов протагониста, но и редким кат-сценам и анимациям — чем-то похожим занимался Андре Бретон, заменяя многословные описания в книгах фотографиями.

Так в чём же литературное новаторство? Нелинейную структуру повествования прежде осмыслял Хорхе Луис Борхес; с интерактивностью экспериментировал, скажем, Хулио Кортасар, а читателя в главного героя уже превращал Итало Кальвино. Ирония в том, что «книгу Disco Elysium» делает выдающейся «игра Disco Elysium».

Смыслы в постмодернизме рождаются из хаоса — нестабильного, но бесконечно открытого к упорядочиванию состояния. Это, говоря грубо, чистый лист, способный вместить в себя сколь угодно много смыслов. Хаос не противопоставляется космосу — одно дополняет другое, и достижение хаоса — эта важная часть производства смыслов. В общем, как писал Жан-Франсуа Лиотар про «постмодернистскую науку» — она «производит не известное, а неизвестное».

Тут можно удариться в обсуждение символизма хаоса в контексте Disco Elysium — сказать, что герой рождён из него и тяготеет к нему; что является похмельный коп игроку в виде чистого листа, и прочее, и прочее. Но во всём этом ничего выдающегося как раз таки нет.

Видеоигровая природа Disco Elysium позволила ZA/UM добавить в постмодернистскую текстовую игру нестабильности, того самого хаоса — всё благодаря скилл-чекам, повсеместно встречающимся в диалогах. Важно тут то, что разработчики вынуждают игрока кидать виртуальные кубики вне зависимости от того, насколько высоки навыки его персонажа. Таким образом, провалить можно даже пустяковую проверку.

Этот элемент, привычный для ролевых игр, в литературе по понятным причинам не реализуем, зато в рамках интерактивного фикшена — вполне. Disco Elysium, как постмодернистский текст, рождённый из хаоса, структурирует сам себя прямо на ходу — и не всегда так, как того хочет читатель. При этом сохраняется множественность вариантов и смыслов, ведь провал проверки не означает конец истории (если у вас достаточно HP).

Подобно книге, которая рано или поздно поддаётся, Disco Elysium любой сможет осилить до самого финала и наполнить теми смыслами, какими сам посчитает нужным. «Чтение не интерактивно, как игры с их сводом правил и возможностями», — писала Урсула Ле Гуин, однако постмодернизм предполагает вовлечённость. И Disco Elysium обеспечивает её сполна, предлагая игроку, по сути, просто читать.

Способность к самоупорядовачиванию, вкупе с по-уоллесовски перегруженными текстами позволяет назвать Disco Elysium выдающимся постмодернистским романом, в некотором роде, раздвигающим границы этого понятия. Это скорее книга, которая пользуется инструментарием интерактивных медиа, чем игра с сильной литературной основой.

Но работала ли бы Disco Elysium без музыки и визуального ряда? Скорее всего, нет — как не работали бы без иллюстраций «Надя» упомянутого выше Андре Бретона и «Дом листьев» Марка Данилевского. Делают ли присутствующие механики Disco Elysium игрой? Формально, да: без сбора бутылок ощущения были бы совсем иными.

Возможно, Disco Elysium — это нечто новое, существующее на стыке медиа. После релиза её обсуждали не только там, где принято говорить об играх, и пока рано судить, как будут оценивать произведение ZA/UM в будущем, к какой области искусств его будут относить. Так или иначе, разработчики из Таллина уже вписали своё имя в историю, поэтому «fuck does Cuno care»?

0
725 комментариев
Написать комментарий...
DragonFart

Я только начал играть и я получаю удовольствие от каждого диалога в игре. Давно у меня такого не было

Ответить
Развернуть ветку
Строгий космос

я еще не играл, только установил, но уже удовольствие получаю

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Игорь Романычев

Спроси у него , а письку он не потерял? Это управление 51. Тут интересуются при вас ли ваш половой орган?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Абрамовских Петр

Я в начале очень много смеялся. Про дыру в заборе, где пройдет франко-нигерийская кавалерия или про попытки слизать ром с барной стойки. 

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Maxim Kshishtovski

Для меня самым приятным моментом оказалось то, как много в ней можно обсудить. Охуительные истории о том, как до тебя доебался галстук или как знакомый не смог найти денег на отель и бомжевал. Со времен старых фоллаутов такого не помню

Ответить
Развернуть ветку
лесной кот

я тоже, жаль геймплей унылый до изнеможения. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Colapse

Все как-то принебрежительно относятся к чтению как архаизму из сферы писательного искусства. Но почему чтение не считается полноценной геймплейной механикой ? Ты ведь не только читаешь но и делаешь какой-никакой выбор в репликах что даёт интерактивность которая в свою очередь является главной особенностю игр .

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Потому что:
1) Это крайне монотонно и может очень быстро утомить игрока.
2) В большинстве своем интерактивности в этом даже меньше чем в хождении по коридору. Потому что ты не можешь выбрать то с какой интонацией ты произнесешь фразу, ты не собираешь ее из слов сам, ты просто щелкаешь по репликам.
3) Нередко твои ответы в диалогах не имеют каких-то разительных последствий для игры, часто ты даже получаешь идентичный ответ.
Тем не менее ролевые игры или игры где надо много читать я люблю, но по настроению и прекрасно понимаю тех кому такой подход не нравится.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Сергей Матвеев

Выбор весьма мал. В девяти случаях из десяти (даже в 19-ти из 20) ты просто проходишь все пункты разговора подряд, потому что на последней написано "бла-бла-бла (продолжить разговор)". Т.е. покак на неё не ткнёшь, остальные десять пунктов будут возвращать тебя сюда же.

Ключевые проверки бывают не часто и бОльшую часть из них ты можешь повторить.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Евгений Евгений

Внутренняя империя одобряет 

Ответить
Развернуть ветку
Гарант твоей девственности

Рептильный мозг дождался русского перевода

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
^^(О_о)^^ ПауканЪ
никаких отсылок к видеоиграм.

Там мало того, что есть отсылки в Киберпанку в  виде Найт Сити в диалогах, так там еще есть отсылки к кранчам, амбициям и проблемам при разработке этих самых игр.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Название «Найт Сити» изначально было позаимствовано у Уильяма Гибсона. Не уверен, что в речи Куно была отсылка к Cyberpunk. 

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Vlad Tsepesh

Разве они не про себя? У них же тоже были проблемы с ресурсами или нет? Тогда как они с CD Projekt Red связаны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ханна Сон

Забавно, как супер распространённое слово Night в названии города люди уже воспринимают не иначе, как отсылку к Киберпанку 2077 :D

Ответить
Развернуть ветку
Slimchanskiy

Офис разработчиков киберпанка

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виталий Положенко
 Там мало того, что есть отсылки в Киберпанку в виде Найт Сити в диалогах
Ответить
Развернуть ветку
Коричневый вентилятор

Нормально ты нарядился был.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Safin

Я ещё не дочитал до конца, но хочется добавить, пока мысль в голове свежа, что всё-таки Disco Elisium сделала для RPG – она напомнила, что RPG не нужно столько экспозиции, сколько нам её дают сейчас в каждой первой RPG: все эти свитки и тексты, показывающие ЛОР, а ЛОР это очень важно да, весь этот "продуманный мир".

Это огромная проблема в RPG сейчас, я даже оставлю статью, которая больше и сильнее обозначает проблему

https://core-rpg.net/articles/analytics/genre/rpg-codex-state-of-rpg-writing

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Только ДЕ не рпг, а интерактивная книга или адвенчура. Поэтому конкретно для жанра рпг она ничего не сделала, потому что не является его частью. 

Ответить
Развернуть ветку
149 комментариев
Sandr Dryska

Прочитал статью частично. Не уверен, что буду дочитывать, слишком уж Д'Артаньянская позиция у автора. Все вокруг - бездарности и шарлатаны, Tyranny - говно, Arx Fatalis - заебись.

Короче, опять вспомнился Виктор Олегович, уважаемый:


— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи. Меняться будет только конкретный тип потребления, о котором пойдет речь. Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее.
— Отвратительно, — сказал я искренне.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Ed Crane

Да ладно, это проблема далеко не всех рпг. Я могу разве что вспомнить Пилларс, я от количества экспозиции уже захотел игру удалить. Хотя та же Тиранни этим не страдает. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Егоръ Мартьяновъ

Для меня часто самая большая проблема в рпг - это боевка. Я хочу просто ходить и болтать с людьми, блин.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Petr Z fIrst

Какой-то word salad, увенчанный примитивной идеей про броски кубиков. Или был расчёт кого-то наповал сразить банальнейшим неймдроппингом Барта и Лиотара?) Кстати, не удивлюсь, если автор никого из перечисленных им французских интеллектуалов не осилил (и не пытался), но считает, что его текст от этого только прирастает постмодернистской иронией (как он её понимает). Всё-таки не стоит редакции дэтээф ру лезть не на свою территорию, выходит довольно жалко.

Ответить
Развернуть ветку
Проклятый велосипед

Почему-то кажется, что во время написания этого комментария, ты активно трогал себя.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Верещагин
Автор

Понял вас, сдаю диплом. Простите, что расстроил. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лунный Заяц

в этом, я считаю, самый постмодерн и есть. Использовать цитаты и отсылки к произведению, которое не читал. А еще круче, не к самому произведению а к обсуждениям его. Обожаю теорию симулякров, исчерпывающе и убедительно разъясняет все вот это вот современное существование!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Daniil First

Хуя ты Дартаньян. Снобизм прям из всех щелей лезет.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Basil Titovchenko

"Мы, интеллектуалы, тоже иногда не прочь пиписками помериться..."

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Сергей Матвеев

Прошёл за выходные - не проникся ни разу.

Жуткое количество текста ни о чём, протагонист алкоголик и наркоман, место действия - трущобы, сюжет на 50% состоящий из политики (в буквальном смысле). Сплошной коммунизим, расизм, профсоюзы, революция и т.п. чушь, причём весьма многословно.  Вселенная выдумана достаточно коряво и по большей части не ради мира как такового, а чторбы спокойно можно было рассуждать о расизме никого не обидев. В самом сюжете весьма заметна обида прибалтики на ЕС :)

В общем, как RPG - посредственно, хотя сама идея  и визуальный стиль весьма интересны. Так, весьма многословный (на грани с графоманией) и средне написанный интерактивный детективчик среди дерьма (разных видов и сортов). Возможно, с неплохой реиграбельностью, но я не проверял. Подскоратить болтовню раза в три, выкинуть процентов 90 политики и будет неплохая игра часов на десяток.

P.S. Пока её не перевли на русский можно было гордиться "сложным английским" (это в эстонской-то игре, ага), но сейчас и этого нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Проклятый велосипед

Студия лондонская. Так что половина твоего комментария в помойку отправилась сразу.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Iaroslav Rudenko

Спасибо за непопулярное мнение. Я уж думал, со мной что-то не так. Правда, в отличие от вас, проходил игру несколько недель. Буквально заставлял себя читать этот шедевр.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Проклятый велосипед

Если бы визуальные новеллы были такими, они бы не считались зашкварным чтивом для маргиналов.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Vitaly

Я сам люблю шутить на эту тему, особенно с ведьмаком

Но диско на таком другом уровне, что я могу только мечтать что бы визуальные новеллы были такими 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Сергей Матвеев

Общественность не виновата - ей подали этот жанр как революционную европейскую RPG.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
gkwai

Чтецы ВНок и баттхерт от DE - name more iconic duo.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kiboune

Только VN и эта игра, как небо и земля.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Иваненко

Так и не понял из этой статьи, почему это не игра.
Я понял, что сближает DE с произведениями литературы. Но почему это сближение обязательным образом означает невозможность назвать её игрой — непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чезганов

Так потому что это игра. Можно взять любое определение игры из любой книги по геймдизайну, чтобы убедиться.
Правила - есть.
Условия победы / поражения - есть.
Интерактивность - есть.
Фан - приносит.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Золотой Илья

На соснолях это называют кинцом, а так для игры тут маловато непосредственно геймплея. По сути только можно читать эту "книгу" с любой страницы в пределах текущей главы. Переключение "глав" строго заскриптовано и не меняется.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Kiboune

Просто тренд такой называть эту игру, не игрой, только из-за того что там много текста и диалогов.
Почему тогда какой-нибудь Wolf Among Us, где одни диалоги, считается игрой? Непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лунный Заяц

Нельзя сказать постмодернистский роман. Произведения в этом  стиле не имеют структуры , равно как и смысла, мысли, цели, сюжета и всего того что древние люди ждали от литературы. Это, просто, текст, литературная игра от нехуй делать. Набор отсылок, аллюзий и метафор, не собирающихся в единое целое. Интеллектуальное самолюбование собственной эрудицией удовлетворение литературного зуда. Пережевывание всего того, что было сделано ранее. Плюс сарказм, ленивая ирония, отстраненность, и безразличие.  по мне читать, смотреть, играть в постмодернистское это все от скуки, когда дохрена свободного времени и ты или пресыщен или разочарован окружающей действительностью,  а изменить ничего не хочешь или не можешь. Вот тогда читают, там, Барта, например.

Ответить
Развернуть ветку
Sandr Dryska

Любой роман, написанный в эпоху постмодерна, будет постмодернистским. Это ведь не жанр, это даже не задумка автора, это восприятие читателя.

Я бы даже сказал, что любое литературное произведение, в том числе домодернисткое, будучи прочитанным сейчас, перемещается в постмодернистскую среду.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Медицинский браслет

После киберпанка и рдр2 это единственная игра, в которую я играл запоем. Просыпался с утра, проверял рабочую почту и забив на все, погружался в этот странный, депрессивный мир игры снова и снова. Специально проваливал проверки, чтобы узнать, как можно провалить просьбу снять шапку (ТЫ ХОЧЕШЬ ЧТОБЫ Я НАТЯНУЛ ЭТУ ШАПКУ НА ХУЙ?).

И вроде бы игра линейная, но как же кайфово снова и снова проходить ее, отыгрывая разные архетипы персонажа.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Парубец

Слово постмодернизм в разном контексте упоминается в тексте 13 раз. Не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
kairo

думаю, нужно добавить больше. посчитать, сколько в комментах, что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Кузнецов

В целом согласен. Думаю это новый виток развития литературы как формы, ее геймификация.
Но ролевую систему всё-таки зря вниманием обходите. Ее чудо в том, что она даёт нам не просто отыгрыш героя, а полноценно читаемую психику персонажа (с разными сегментами, реакции которых меняют прочтение), которую еще и можно развивать в разных направлениях. Это революционный подход, вряд ли он применим в большинстве других игр, но это точно находка для ролевого жанра.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воробьев

Не очень новый, упоминавшиеся в тексте Кортасар, Данилевский, Борхес, у Фолкнера немного есть, Родари тоже. Очень известная и неплохая серия choose you own adventure, и конечно fighting fantasy. Есть подозрение, судя по релизам что пик в 80-е прошёл. Инновация по Гройсу это привнесение чего-то нехарактерного для твоей культурной группы, например, очень грубо, писатели не играют, а игроки не читают) Поэтому придя к читателю или писателю с идеями интерактивности повествования и внедрив её для своего  "читающего" читателя то это будет инновацией. Но и идеи с ролевой системой тоже не новшество, авторы с хорошей ролевой эрудицией, и свою систему они, как мне кажется, позаимствовали у Over the Edge, причём старого издания 90-х. Так что тут очень необычный замес, но показательный что классический игрок в видеоигры не играет в настольные ролёвки, и не то чтобы много читает.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Андрей Верещагин
Автор

Подход революционный, но тяжело представить эту систему в других играх, чтобы она так была реализована, чтобы как эпигонство не воспринималось. Так-то я только за. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
RED D

Еще одну священную корову нашли, теперь будут ей нализывать весь год. Ну хоть от "Киберпанка" отстанут. Обоссанный бомж ходит и спрашивает у всех: "Где я? Что такое деньги?", а ему все терпеливо объясняют, верх реалистичности... Куда там до этого "шедевра" Planescape Torment, действительно... 

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune
терпеливо

Ещё один критик который не играл.
"священная корова" давно уже получила гору наград и заслуженно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mr. Universe and all, all, all
Обоссанный бомж ходит и спрашивает у всех: "Где я? Что такое деньги?", а ему все терпеливо объясняют, верх реалистичности...
верх реалистичности...

Интересно, что с тобой будет когда ты узнаешь, что:
-Обоссанный бомж и его друзья живут не на эллипсе.
-В этом мире есть вещество отменяющие законы физики.
-Ревашольт живой и не прочь пообщаться.
Ты наверное забьёшься в истерике от нереалистичности происходящего!=Ъ

Ответить
Развернуть ветку
Ханна Сон

Ты же знаешь, что можно не спрашивать, где ты и что такое деньги?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Рома Офицеров

Оххх, хотел бы я лить воду так же хорошо как автор

больше всего восхищений вызывают именно тексты — в литературном понимании

А в каком ещё понимании могут вызывать восхищение тексты? В орфографическом что ли?

Когнитивная интерпретация, её концептуальный и семантический анализ предполагают скорее обращение к лингвистике и литературоведению, чем к геймдеву

Если учесть, что когнитивная интерполяция а так же семантический и концептуальный анализ это термины исключительно лингвистики не имеющие никакого отношения к геймдеву, то это утверждение не несёт никакого смысла оно буквально означает: «термины лингвистики относиться к лингвистике»

Новаторство Disco Elysium кроется в работе с текстами и их постмодернистском обогащении — вот на что, скорее всего, и будут ровняться другие разработчики и, возможно, даже писатели.

Ни примеров этого «постмодернистского обогащения» ни доводов почему на него будут ровняться нет.
> Отсюда вытекает пресловутая «постмодернистская игра». Согласно Жаку Деррида, она заключается в «разложении начального состояния», субституции имеющихся элементов или, в частном случае взаимоотношения читателя и текста, поиске «следов» — языкового чудачества, стилистических фокусов или попросту отсылок. Причины и цели этого поиска весьма туманны, но именно он вызывает бартовское «удовольствие от текста».
Опять таки примеров где это происходит в игре, в тексте не будет, так что остаётся только верить на слово

Смыслы в постмодернизме рождаются из хаоса — нестабильного, но бесконечно открытого к упорядочиванию состояния. Это, говоря грубо, чистый семантический лист, способный вместить в себя сколь угодно много смыслов. Хаос не противопоставляется космосу — одно дополняет другое, и достижение хаоса — эта важная часть производства смыслов. В общем, как писал Жан-Франсуа Лиотар про «постмодернистскую науку» — она «производит не известное, а неизвестное».

Семантический лист это подробное описание значений графических элементов герба. Какое это имеет отношение к постмодерну я без понятия. К слову первая ссылка по поиску в яндексе «семантический лист» ведёт на это самый текст!
А дальше через нагромождение текста следует утверждение что уникальными тексты диско элизиума делают скил чеки, а так же что без музыки и визуала она бы скорее всего не работала, ну ок. остальное это расхваливание игры больше я никакого информации из текста не получил.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Спасибо за замечания. Временами действительно перемудрил и коряво вышло, поправил кое-где. По поводу текста — это уточнение, речь идёт именно о тексте в узком значении, как пачке предложений, а не тексте — как игре в целом, с графоном и музыкой. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Slimchanskiy

А еще в игре потрясающая музыка.
DETECTIVE
ARRIVING
ON THE SCENE

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Матвеев

Её там минут на пять в общей сложности.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Руслан Феликин

Мой любимый амбиент связан с этим персонажем

Ответить
Развернуть ветку
н0унейм
Новаторство Disco Elysium кроется в работе с текстами и их постмодернистском обогащении — вот на что, скорее всего, и будут ровняться другие разработчики и, возможно, даже писатели

Много у нас разработчиков или писателей ровняются на Planescape?

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний супер_стар

Очень мало, все разговоры про то что будут равняться на Элизиум херня и идут они с прошлого года

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артём Чудинов

Я конечно подожду до марта, до Final Cut, но и там возьму сперва пиратку, ибо постмодернизм - это та ещё блевотина, за которой обычно скрывается авторская импотенция. 

Ответить
Развернуть ветку
Золотой Илья
 а которой обычно скрывается авторская импотенция

Именно это и есть в DE. Я ожидал настоящего фантастического мира, а там помаленьку вылезают коммунизмы/фашизмы и прочие -измы, снафф-записи по радио, разработчики лучшей мморпг, парикмахерские для хипстеров (барбершопы). Реально уровень петросянов из ЖЖ или с удаффкома.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anonecky

О, уже книга, а не игра. Мне тут доказывали что это РПГ всем РПГ РПГ, царь-РПГ.

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Знакомая ситуация, мне с серьезным ебалом пытались доказать что отыгрышь это главная черта в рпг, а не система которая регулирует весь геймплей и в том числе обязательное наличие боевки и исследование мира.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Kiboune

Это и есть РПГ и очень крутая. То что кто-то тут придумал называть этой книгой, видимо давно книги не открывали.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Устьянцев

Имхо, сравнение с "Улиссом" совершенно некорректное, как и все эти охи про "литературное произведение, которое может войти в историю". В дискаче очень интересный, необычный для игр текст, но до действительно хорошей литературы ему как до луны. В отрыве от обсуждаемых тем или иным образом концептов (расизма, сексизма, коммунизма и других -измов) он не работает. Там нет ни интересной звукописи, ни заковыристого синтаксиса, ни по-настоящему интересных образов и их осмысления/переосмысления, ни толкового сюжета. Сам язык, которым написана игра, не так богат, как его малюют, и ничего, кроме определенной доли интертекстуальности, в нем, в общем-то, и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Fat Larry

Опять про эту оверхайп поделку вспомнили 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Феликин

Что-то не видел никакого хайпа. Про эту игру не заслуженно мало пишут, не киберпанк же

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алекс
Взгляните на практически любой обзор Disco Elysium. Рецензенты хвалят визуальный стиль, положительно отзываются о музыке, но больше всего восхищений вызывают именно тексты — в литературном понимании

Какие-то странные рецензенты, визуально игра хоть и недурна, музыкальное оформление в тему(хотя за пределами игры не особо интересно), но 99% игр ты смотришь на текст и читаешь, читаешь, периодически сэйвскамя.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ишмуратов

Игра очень походит на визуальную новеллу. Из геймплея тут только прокачака статов да прожимание веток диалога. Геймплея нет, но читать, слушать и смотреть это всё приятно.
Это определенно не лучшая рпг.

Ответить
Развернуть ветку
Рядовой спрей

Очень постомодернистский обзор. Спасибо за него, постмодернично вышло. Я вообще не очень люблю постмодернизм, но если, вдруг, появлятся что-нибудь постмодернисткое , то я и не против. Постмодернизм!

Ответить
Развернуть ветку
Золотой Илья
 Новаторство Disco Elysium кроется в работе с текстами и их постмодернистском обогащении — вот на что, скорее всего, и будут ровняться другие разработчики и, возможно, даже писатели.

Ты свежие книги вообще видел?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Видел, здравствуйте. 

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Diamond Dog

Скачал на торренте, т.к. не был уверен, что понравится, в итоге спустя час игры купил на стиме. По первым ощущениям - шедевр, который обязательно войдет в историю.

Ответить
Развернуть ветку
korvin

Одна из лучших игр, что я играл. было не оторвать.

Ответить
Развернуть ветку
Моэм Мизов

Хочешь нагнать смысла - назови игру постмодернистической, ну и припиши к ней еще куча философов,текстов. Игра, по факту, представляет из себя большой психологический роман-квест, где человек ведет постоянный монолог с самим собой - но зачем это называть это нормальными словами, которые имеют смысл?

Игры в принципе являются постмодернистическими, в следствии того что они не попадают под традиционную, модерную классификацию жанров. Как бы уже сам фактор игрока приводит к хаосу. Но нет, надо показать себя очень умным. 

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

Прошёл игру три раза и она прекрасна. Отличные диалоги и очень интригующий мир, в котором хотелось бы ещё каких-нибудь игр. И очень понравилось как сделана RPG система и скиллчеки, и что порой провал это просто другой путь. Хотя концовка одна, за три прохождения я видел разные развития событий и некоторые моменты были недоступны в одном прохождении, а доступны в другом. А ещё сколько мелочей продумали разрабы. Порой даже то в каком порядке говоришь с людьми, влияют на диалоги или в диалоге кто-то может обратить внимание на то во что одет главный герой.

Ответить
Развернуть ветку
Узкий диод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
PTRS-41
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Я называю её в тексте интерактивным фикшеном. Но тут нечто другое немного всё же — в случае с DE важна интенция авторов и воплощение. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Rybkin

книга которая требует от тебя 1060 это конечно мощно

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

Ты цены на книги видел?

Ответить
Развернуть ветку
Cornelius
превращает Disco Elysium в типичное постмодернистское литературное произведение

Тексты в Disco Elysium по стилю скорее модернизм, нежели постмодернизм. Поскольку хоть и весьма экстравагантными образом,  но говорят с читателем о жизненных вопросах и проблемах, знакомых каждому. Тогда как постмодер пуст (и громок) как барабан.

Ответить
Развернуть ветку
Malcain
ролевая система, завязанная на чувствах и эмоциях, которые выступают чуть ли не полноценными персонажами, хоть и невероятно занятна, едва ли применима к другим играм в жанре.

Смелое заявление.
На чем основано?

Ответить
Развернуть ветку
WolCat

Фунция переключения между языками нажатием одной кнопки просто шикарная! Пока играю поднатаскиваюсь в знании английского.

Ответить
Развернуть ветку
RED D

"Elysium построена на фундаменте Planescape: протагонист, страдающий от амнезии, исследует таинственный мир, в надежде вернуть воспоминания, и сталкиваясь с травмами прошлого. Однако сеттинг Disco Elysium, её персонажи и системы гораздо более прозаичны."
Это cкорее пародия на PS:T

Ответить
Развернуть ветку
kairo

а это что-то плохое? скорее, не пародия, а постмодернистское переосмысление.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дима Сергеев

Вот диско такая игра, которую нужно проходить неспеша, заканчивая, а потом пойти, подумать.
Если бы я курил, то после захода покурить было бы круто на балконе 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Феликин
Ответить
Развернуть ветку
Anton Shalaginov

ХАРДКОООООООР

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Медицинский огонь

Решил чекнуть стоимость в ПС стор. А оказывается она и не выходила на пс4. Вот удивление. 

Ответить
Развернуть ветку
Kai

В марте выйдет файнал кат и консольные порты.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Safin

На консоли выйдет Final Cut версия, в марте, если не ошибаюсь, поправьте меня

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воробьев
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Мы послали Дерриде его варёные муде.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Василенко

Хз, игра поебень, слишком переоценена

Ответить
Развернуть ветку
ODOOnik

Очень много вопросов вызывает "статья"
В чём именно выдающаяся постмодернистскость? Что такого важного и хоть мало-мальчик свежего для постмодерна эта игра сделала в наше уже давно метамодернистское время? В чём постмодерн-то? С какими культурными формами идёт игра? Кажется, тут постмодерн просто для красного словца.
Больше, чем книга? Какая? Букварь? Книжки по игре "Сталкер"? Мануал к роутеру? Возможно. Больше, чем выдающаяся книга? Точно нет. Больше, чем концептуальный гипертекст? Очень вряд ли.
Как к нарративному произведению вопросов очень много!
Завязка, экспозиция и сама ситуация с потерей памяти. Не, конечно, можете восторгаться, но это же настолько убогий сценарный костыль, что за него пинком под зад выгнали бы с проекта что сценариста из Голливуда, что автора "Часа суда". "Наш герой всё забыл. Вообще всё. Кто он такой, что за дело расследует и какой мир его окружает. он бегает повсюду и у всех встречных спрашивает про себя, про дело и про обстановку в мире!", - вот это гениальный костыль. Действительно, роман нашего времени.
Уровень "литературности" текста оценивать не возьмусь, но... Серьёзно, это можно сравнить с романами? Тут поднимаются реально глубокие вопросы? Разве что на уровне комиксов.
Почему персонажи такие карикатурные? Плоские донельзя. Понятно, что если геймеры в восторге, они в луже глубину найдут, но тут действующие лица - просто набор клише. Или кого-то действительно трогает Куно, у которого, оказывается, есть мотивы вести себя как малолетний гопник? Ох какой глубокий персонаж, у него папа алкаш и бьёт его. Вот это сценарная находка, браво. И так всю игру.
[спойлер] Убийца обнаруживается в развязке и до этого момента отсутствует в игре - нарушение одного из фундаментальных правил детективов, которому уже почти век.
Всё та же пресловутая интерактивность, вечный камень преткновения, отделяющий видеоигры от искусства. насколько же замылен геймерский глаз и как же глубоко запрятано его чувство вкуса, если он на полном серьёзе может воспринимать как художественное произведение нечто, где перед тем, как задать собеседнику вопрос, главный герой переодевается в нелепые костюмы, чтобы прокнуло, а по пути к развязке он получает рекомендацию закончить незавершённые квесты, а то потом не получится.
Ну и само собой, автор настоящего литературного произведения прикладывает немало усилий, чтобы грамотно и гармонично выстроить свой текст в надлежащем порядке и подать его именно в той последовательности, в которой читателю надлежит получать информацию. В игре всегда можно носиться туда-сюда, что-то спрашивать, а на что-то забивать. Разделение же на дни, перекрывающее в определённые моменты доступ к некоторой информации, тут реализовано довольно топорно.
Ну и, конечно, матушка графомания (да, да, упрекните меня в том, что я сам накатал кучу текста), куда без неё. Умение автора внятно и коротко выразить мысль и что-то донести - ценный дар. Тут вам и всем нам привычное "Краткость - сестра таланта", и ценное правило сценаристов, по которому реплики должны занимать не более двух строчек, а не превращаться в монологи. Хотя, если это сравнивать с литературой, то ситуация другая, но, если честно, на полном серьёзе сравнивать это с литературой нет причин.
Все эти разговоры о гениальности и чём-то выдающемся напоминают ситуацию с романами Пауло Коэльо. Когда-то тётеньки лет под 50 любили читать "Алхимика" и восторгаться тем, какой это глубокий философский роман. Да, смысла в нём нет и просто всё написано пафосным слогом. но ведь создаётся впечатление, что читаешь что-то важное. Тут что-то подобное.
Вспоминается мемный момент из комиксов про Супермена: Это птица! Это самолёт! Нет, это Супермен!
Видеоигры, что это? Искусство? Спорт? Нет, успокойтесь, это просто цифровые игры.
Да, в шахматах тоже есть соревновательный момент, а у каких-нибудь "Биониклов" богатая продуманная предыстория и крутой визуальный стиль. Но это просто интерактивное развлечение. Если угодно, DE - это ролевая игра с чрезмерно проработанным текстом. Но не более того.
Думаю, автор статьи более-менее знаком с Homo ludens Хёйзинги, во всяком случае, хочется верить, что он не просто так от нефиг делать вплетает в текст какие-то имена философов и писателей. Так что ему должны быть в целом понятны отношения игр и культуры. И что, если присмотреться, в DE ничего принципиально нового в плане этих отношений нет.
И какой области медиа относить Disco Elysium в серьёзном академическом искусствоведческом сообществе вопрос точно не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Исаков

Насчёт фундаментальных правил детективов: я с ними справлялся по ходу игры и, насколько я понял, разработчики их все специально нарушили.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Hesko
 нелинейного нарратива в индустрии тоже хватает

Зависит от глубины нелинейности, впрочем, у Эллизиума она не такая уж и большая

Ответить
Развернуть ветку
Дима Сергеев

Хех

Ответить
Развернуть ветку
Золотой Илья

Как этот хмырь там оказался?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gija -

Короче больше двух слов в игре это книга. До чего мы дошли....

Ответить
Развернуть ветку
Vasilij Spiridonov

Дело в том, что в игре фактически одна механика. Механика диалогов.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Doron

Задам глупый вопрос, я вот смотрю, что игра вроде бы изометрическая, без каких-либо графических изыков, а пойдет на офисном тапке (у меня по сути даже не компьютер, а печатная машинка - intel m3-6y30, 4 RAM, Intel HD Graphics 515). Baldurs Gate летает) Или даже не стоит пытаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Укради на торренте и проверь. Пойдет нормально, купишь лицензию, поддержишь разработчика.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Иван Соловков

Из личного опыта, главный проблемс на ноуте вышел с оперативкой. Точнее, её малым количеством. (кажется было 8) Но я как-то её заборол, кажется через правку реестра.

Ответить
Развернуть ветку
Roxy Gen
 «Дом листьев» Марка Данилевского

Наконец. Я неделю пытаюсь вспомнить название книги, но такое чувство, что она вылетела из медиапространства куда-то после короткой волны популярности и никак не мог её найти.

Я все еще откладываю прохождение до весны с расширенным изданием. Но правда ли это постмодерн, а не модерн?

Ну и мне интересно, будут ли тут такие приемы игры с формой, когда реальность и описание её различаются. В Hikari no Valusia были моменты, когда текст и озвучка персонажей различались для демонстрации того что они говорят и что думают. В Forest того же лиарсофта вообще шли метакомментарии истории рассказчика и девочки, которой он это рассказывает. Которые шли параллельно тексту. 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Чудинов
"Дом листьев"

О, теперь точно нахуй эту игру

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vitaly

Одна из основных механик игры это внутренние голоса героя, и возможность разговаривать с объектами 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Да я и без Эко обошёлся, и без Дили! А Лакана только в связке с Батаем, но его сюда некуда. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Belyaev

Диско Элизиум на айпад бы

Ответить
Развернуть ветку
zik_rey

Да что такое этот ваш постмодернизм?!

Ответить
Развернуть ветку
Bishamon

Спустя 3-4 часа продолжительной игры - мой мозг начал, пиздец, как кипеть на разговоре с этим хреном

Ответить
Развернуть ветку
poewyd

Интересно как в игре с вариативностью. В плане влияют ли выборы в диалогах на сюжет и имеют ли последствия? Или это в большей степени игра, ориентированная на том, что бы рассказать историю?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Деханов

Игра в любом случае приведет в одним и тем же событиям, но вот подброности событий и весь контент в принципе может очень сильно различаться.
Короче говоря, сразу же садиться за повторное прохождение не стоит, но вот когда она слегка забудется, можно будет спокойно перепройти за "другого" персонажа

Ответить
Развернуть ветку
Золотой Илья

Не влияют. Если Walking Dead играл, то вот такая там вариативность.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kiboune

Вариативности много, зависит от скиллчеков и твоих статов. Может некоторые квесты пойдут иначе, может какое-то событие произойдет или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Вариативность мнимая, никакого влияния на сюжет не имеет. Откроешь ты дверь ключом или выбьешь плечом - никакой разницы, это просто разные кусочки текста в зависимости от результата спеллчека, а саму дверь ты откроешь в любом случае, не отвертишься. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Лисицкий

Игра вышла черт знает когда, но автор блеснул интеллектом только сейчас — не смог поиграть на английском?)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин
Автор

Да, всё так и есть. На английском было правда тяжеловато, потому что приходилось постоянно всякое гуглить и искать для полного понимания. А с локализацией ещё и кнопка переключения языка появилась, которая здорово весь процесс облегчила, хотя кое-какие вещи всё же приходилось гуглить. Что же тут зазорного? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Slimchanskiy

Красиво ты связал знание английского и интеллект

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Гинкель

Скажите пожалуйста, я сейчас прохожу игру с упором на ветку интеллекта, стоит ли после перепроходить игру за совершенно противоположного персонажа? Откроются ли мне новые проверки о которых я не знал? Новые способы решения квестов?

Ответить
Развернуть ветку
Vasilij Spiridonov

Да, да, да

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Рогов

Откроются, но с тем же результатом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Соловков

Как я понимаю, фиолетовая ветка сильно влияет на общение с другими персонажами (ибо эмпатия) и местную паранормальщину. Вроде разговоров с мёртвыми (и просто неодушевлёнными) предметами. Но моё первое прохождение в итоге совсем её не затронуло, хотя я по незнанию запорол себе один квест, связанный с "серостью", для которого теоретически нужны высокие параметры фиолетовой ветки.

Но на практике можно обойтись и без неё.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Выскакивает то, что ты прокачиваешь.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Деханов

Играл с Физиологией на 6 и Моторикой на 5. Очень часто диалоги начинали Трепет, Электрохимия и Сумрак. Немного реже начинались диалоги с моторикой.

Еще реже появлялись диалоги с Полицейской волной (скорее всего дефолт) и Внутренней империей( я ее уже сам прокачал).

Интеллект меня вообще не преследовал, а диалог с энциклопедией у меня впервые начался в церкви, когда сработала 3% проверка

Ответить
Развернуть ветку
Колюня

Можно не вкладываться, концептуализм и логика тоже дают много плюсов, но не вкладываясь, ты как бы остаёшься ближе к адекватности, что по факту не совсем так.

Ответить
Развернуть ветку
RED D

Боже мой, какая же галиматья...  Я это прошел... Не знаю зачем. Не, ну главная сюжетная ветка была даже занимательной, но, блядь, зачем этот наркоманский финал? ) А потом Planescape называют наркоманией...  И это 10 из 10, да все ебнулись, что ли, разом? ))

Ответить
Развернуть ветку
Колюня

так они живут в таком мире, поэтому и финал такой... 

Ответить
Развернуть ветку
RED D

Немного про финал этой "замечательной" игры, объясните мне, уважаемые знатоки, зачем в этом творении 28 навыков, если ни один из них не дает возможности избежать пальбы в конце? Т.е, у меня были три проверки в финальном разговоре, я их прошел, но это никак не помогло урегулировать ситуацию, такой "замечательный" финал у всех, или только у меня? Как вам "вариативность", или это я чего-то не понимаю? Куда все остальные навыки-то испарились, когда они действительно нужны?

Ответить
Развернуть ветку
Колюня

потому что не всё можно решить словами, даже в игре.

Ответить
Развернуть ветку
Служащий звук

хм, а других мнений-то и нет
не услышать на DTF и противоположных мнений

Ответить
Развернуть ветку
Золотой Илья

В каждом таком посте пишу.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Бегагаев

Вечером захожу на часа 2-3 поиграть-почитать
Пока приносит невероятное удовольствие

Ответить
Развернуть ветку
Olek Zima
>над игрой работали люди пишущие, лелеющие мечту или уже ставшие писателями

Вот теперь понятно, почему у игры есть не хилые технические беды

Ответить
Развернуть ветку
QweSteR

В марте оценю. Последнее слово за мной.

Ответить
Развернуть ветку
Тайный фитиль

Хотел пройти второй раз за другой билд, скрывая потерю памяти, но Ким как-то всё равно знает об этом. Немного разочаровало 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Филатов

так это все-таки книга или РПГ? не понял

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Garshin

Больше, чем книга в вакууме, но ни разу не меньше, чем РПГ.

Ответить
Развернуть ветку
Игнатов Виталий

Еще немного и вы продадите мне Элизиум

Ответить
Развернуть ветку
mercerio
Ответить
Развернуть ветку
Anton Shalaginov

Ха, хорошо же, что я не смог сбрить баки))))

Ответить
Развернуть ветку
Ress

Игра не про игру!1

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Garshin

Чёрт дери, отсылки и аллюзии — моё почтение. Два чая вам, господин. И да, с прочтённым согласен, печать-подпись.

Ответить
Развернуть ветку
Завгар Завгарыч

Пулитцеровскую премию Курвицу)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

скорее бы final cut, что погрузиться в этот мир по полной

Ответить
Развернуть ветку
Despacito

Какой то унылый текст по игре, не о чем. Который можно сократить в 2.5 раза

Ответить
Развернуть ветку
Henri Pierre Dejano

В пленскейпе дофига устаревших душных философий а в диске хайповых шуток про писюны. Но пока что переиздание планача продалось ровно так же как оригинал элизки. Добро пожаловать в ряды тех кто не любит планетку за анимэ, а эстонцев за насмешку над комми.

Ответить
Развернуть ветку
Benz

Не стал ждать final cut и решил пройти разок. Но играю дозировано, не более 2 часов за раз.
Потому что первый раз залип часов на 8 и в итоге с бокалом вискаря и красными глазами меня застукала жена)))

Ответить
Развернуть ветку
Daddy Gascoigne

Великая

Ответить
Развернуть ветку
Колюня

вот все проверки были нормой, но провалить дико важную в заброшенном доме на 97 процентах, это эххх...

Ответить
Развернуть ветку
Хацкер

Я порошёл Диск Элизиум это дно 0 из 12 , не понимаю что людям это игра так нравится 👎

Ответить
Развернуть ветку
Хацкер

Я, лично кайфавал и был доволен как СЛОНННННННН от The Last Of Us Part 2 не зря ждал. 

А, вот у Диска Элизиума стилистика красивая, но читать все эти диалоги в 2020-2021 ну это такое себе мне лично игра и за обилия чтения не зашло, я пришёл играть , а не читать книгу на 250 страниц захочу читать куплю книгу ЯСНО 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 725 комментариев
null