Игры
Datchanin
11 883

Наша попытка сделать бесплатный и бездонатный сервер БК World of Warcraft, и что из этого вышло

Мне хотелось бы рассказать о том, как мы с небольшой командой друзей попытались открыть собственный сервер WoW на версии БК. Пытались сделать мы это только для игроков, за все существование сервера мы не взяли ни с одного игрока ни копейки, и делали сервер также и для самих себя. Именно такой, на каком нам бы самим хотелось играть.

В закладки
Аудио

Так как сервер наш уже закрыт, тут я пишу чтобы рассказать что по итогу у нас получилось и как мы к этому пришли. Ну и думаю людям будет интересно узнать об отношении игроков к бесплатным серверам, об отношении команды поддержки и программистов к своей работе, об отношении других серверов к своим “конкурентам”.

Единственное, я не буду писать название других серверов или стримеров/каналов. Чтобы не делать им рекламы.

Создание команды и начало работы.

Изначально команда состояла из нескольких друзей, которые которые знали друг друга в реальной жизни, или виртуальной. Пару человек долгое время знали друг друга по совместной игре в вов, начиная с БК на пиратках и оффе, заканчивая Легионом на оффе. Оказалось что мы из одного города - Минск. Играли на городских пиратках, знаем многих игроков. В один момент мы поняли, что нам стало неинтересно играть на оффе, не потому что считаем будто офф умер, скорее просто стало скучно. Поэтому в переписках мы дошли до того, что хотелось бы вернуться в БК. Стали искать пиратки, и не нашли ни одну, на которой бы смогли осесть. Вообще БК было три штуки работающих. Но одна их них была на бешеных рейтах, что по-нашему мнению вообще убивает вов. Вторая - какая-то поделка из смеси Лича и БК, идея конечно хорошая, но это не вов. Больше походит на игру по мотиву вова. И третья вроде приличная, но без русской локализации. И как оказалось позже - на всех пиратках присутствовал лютый донат. Тогда мы поговорили с друзьями, обсудили все - и решили открыть свой собственный сервер, именно такой, каким мы хотели бы его видеть.

1. Сделать русскую локализацию на все что сможем.

2. Сделать сервер без доната.

3. Сделать именно чистый сервер и починить на нем все что только сможем.

Эти три кита и легли в основу нашей идеи. По составу команды на то время было так: У нас присутствовало несколько человек, работающих в такой фирме, как SK Hynix. Чем она занимается вы можете сами поискать в интернете. На первое время три человека было оттуда. Так же был человек, работающий в сфере сайты/базы данных. И человек, работающий с людьми, который стал лицом и голосом команды.

Ни у одного из нас не было опыта работы с серверами вообще, но все хотели его получить.Конечно мы сразу знали что проекты тяжело делаются с нуля, и договорились что любой из нас может в любой момент прекратить работу, т.к. все мы делали на добровольных началах, без зарплаты, в личное время. Придумали название команды и будущего реалма. Создали описание проекта, тест-план для будущей верификации, разделили участки работы. После этого решили встретиться в реале и познакомиться тем, кто еще не знал друг друга. Встретились, назначили даты ежемесячных митингов, решили кто будет управлять задачами и проектом в целом (что-то подобное проект-менеджеру, но естественно без реальной власти, т.к. тут не крутятся деньги). Также договорились что решения по развитию будем принимать через голосование. По затратам содержание сервера не дорогостоящее, тем более что нас было 5 человек. У некоторых сходить выпить пива требует больше вложений чем нам на аренду хостинга. Так что проблем в содержании не было. Работа стартовала в апреле 2018 года.

Донат.

Только подумайте, как сильно люди уважали сами себя и свое личное время, что после продажи одного сета одному человеку они ушли с сервера вообще. Не стали даже обсуждать что-то, требовать удалить сет, а просто ушли.

По поводу доната есть отдельный разговор. Именно наличие доната на всех пиратках и послужил толчком к тому, чтобы открыть собственный сервер. Поясню - мы активно играли на пиратках в те времена, когда они были больше похожи на мелкие эмуляторы, демо-версии официального сервера (2004-2008 года с перерывами на офф). Там не работало практически ничего, были раз в 15 минут краши, очень мало игроков - от 5 до 50. Но никогда никто даже не пытался ввести донат. Мы даже не могли представить себе как можно на приватном сервере что-то задонатить. Был один случай в 2008 году, когда на сервере с онлайном под 80 человек админ подарил другу (или продал?) сет т5. При том что на сервере только одна гильдия поставила на освоение т4 и 2 куска т5. В итоге весь сервер целиком, в полном составе написал админу на форуме какой-то там текст, подписался в комментах и ушел на другой сервер.

Только подумайте, как сильно люди уважали сами себя и свое личное время, что после продажи одного сета одному человеку они ушли с сервера вообще. Не стали даже обсуждать что-то, требовать удалить сет, а просто ушли. Поэтому для нас немыслимо играть где-то, где можно купить что-нибудь. Мы конечно понимаем что сервер требует денег и времени для содержания, но это должно быть на добровольных началах, а не продажа шмота. Ведь продажа убивает весь смысл играть. Зачем что-то фармить и осваивать, если можно за пару копеек купить? Наличие сета всегда в БК определяло позицию игрока в игровом мире. Все игроки знали, что такая-то гильдия может одеть своих членов в т4, или в т5. А покупка?

Начало работы над проектом.

Первое что требовалось для работы - это ядро. Выбор ядра определял за собой выбор платформы сайта и баз данных. Покупку сборок мы отмели на первом же собрании, т.к. сборки невозможно править, и на сборках открыто 95% серверов мира. Было решено сделать что-то уникальное со своими фиксами. Поэтому за основу мы решили взять открытые исходники для ядер вов-серверов, и на их основе разрабатывать свое собственное ядро. Исходники распространяются бесплатно, любой человек может взять их и работать над ними. Проблема была в том, что никто из нас не разбирался в ядрах серверов. Поэтому пришлось обучаться. Первые месяцы у того человека (а это я), который взял на себя ответственность за ядро уходило от 8 до 10 часов в день на работу над ядром. Один баг мог правиться неделями, какие части ядра за что отвечает никто не знал. После подсчетов оказалось, что на ядро уходит времени в неделю больше чем вообще на основную работу. Но и другие люди не сидели без дела. Настраивали веб-сервера на будущем хостинге, работали с античитами всех видов, искали бесплатные версии сайта/форума/личного кабинета, запустили группу Вконтакте. За ядро взялся я. Через несколько месяцев работы над ним, само ядро вылилось в отдельный проект. Т.к. собственные наработки и фиксы сделали его несовместимым с исходниками открытых ядер. Мы были морально готовы к этому, хотя было немного страшно остаться без возможности взять готовые фиксы из репозиториев открытых ядер. С другой стороны у нас стали появляться такие рабочие вещи, которых не было на пиратках запущенных на открытых ядрах, они были лишь у тех, кто делает ядра сам. Первая такая разработка стала квест на набеги кентавров в Барренсах где происходит сражение с лидером кентавров, а после победы над ним появляется флаг. Игроки достаточно быстро выяснили, что этот квест сломан. Квесты с нуля никто из нас еще не писал. А это был не просто квест, это был целый скрипт. Который должен был стартовать, не должен был зависать. Который должен был уметь завершаться, проваливаться или перезапускаться. Ничего этого мы делать не умели. Огромное количество времени (по сравнения со временем на такие же разработки через пару месяцев) ушло на разработку такого скрипта. Несколько недель, за которые я научился делать все описанное выше. Шло ЗБТ, и этот скрипт стал первым написанным и отработавшим.

Закрытое Тестирование.

Потом они открыли сервер под другим именем, почему-то не додумались сменить IP адреса, на втором сервере они опять ввели донат, собрали его с нескольких десятков людей и снова закрылись. Потом настало время третьего сервера

Вообще ЗБТ было интересным временем. В первый же день нас стали атаковать ДОС атакой люди с другого сервера. После общения с ними оказалось что они хотят открыть свой собственный сервер и сделать там настолько сумасшедший донат, что у нас отвисли челюсти. Имея купленную сборку и 10-15 человек онлайна они уже ввели донат вообще на все что есть в игре прямо со старта. Чтобы не править сломанные квесты и скрипты, они сделали огромные рейты. Чтобы не править боссов и рейды, они ослабили их, но при этом если игроки убивали босса, они отбирали у них лут и всеми силами заставляли покупать вещи и их магазине.

Почему они посчитали наш сервер конкурентом мне неизвестно, хоть мы и говорили что у нас совсем другая стратегия развития и игроки играющие у нас все равно к ним не пойдут, они продолжали тупо делать ДОС атаки, и даже как-то заказали ДДОС. С другой стороны такие атаки помогли нам разобраться в системах защиты, проверить защиту ядра, что-то дописать. Защитить операционную систему, переделать связку веб-серверов и выбрать хостинг с защитой канала от ДДОС. Так что в этом были и плюсы. Забегая вперед расскажу что владельцы этого сервера продолжали мешать нам несколько месяцев, и на вопросы почему они не пытаются влезть в работу открытых серверов где играют тысячи людей, они просто отмалчивались. Когда мы вышли на их адреса вплоть до города-улицы-оператора связи и номером домов, оказалось что это 18-20 летние студенты-вчерашние школьники, и вообще вов им был не интересен. Лишь деньги. Хоть один из наших ГМов был из того же города, мы решили просто не обращать на них внимания. Через пару месяцев они закрыли свой сервер, донат конечно не вернули, а вопросы в своей группе ВК просто удаляли и банили людей кто честно описал все что о них думают. Потом они открыли сервер под другим именем, почему-то не додумались сменить IP адреса, на втором сервере они опять ввели донат, собрали его с нескольких десятков людей и снова закрылись. Потом настало время третьего сервера, что там происходит сейчас я уже не интересовался.

Команда поддержки.

Начиная с ЗБТ мы встали перед фактом, что сами не можем проверять рабочие и нерабочие вещи сервера. Вплоть до того, что даже не можем тестировать собственные исправления. Нам понадобились люди, которые будут этим заниматься. Тут мы решили привлечь к этому ГМов сервера и стали их набирать. Конечно мы ничего не могли людям предложить, т.к. сами не планировали зарабатывать деньги на проекте. Поэтому искали таких же увлеченных вов людей, как и мы сами. Один из них начиная с ЗБТ стал помогать нам во всех сферах проекта, куда мог дотянуться. Друг друга мы уже знали давно, играли вместе несколько лет. Через несколько месяцев он стал руководителем всей команды ГМов и оставался им до закрытия. Чтобы искать баги и заниматься их правками мы решили как можно быстрей открыть ОБТ, чтобы игроки могли репортить баги, а ГМы проверять фиксы. Так мы и сделали. А по опыту разработки таких серверов другими командами мы уже знали, что нужно будет около двух-трех лет постоянной работы над ядром и базами, иначе сервер будет очень сырой. Игроки же, не понимая что мы вообще делаем, постоянно бомбили нам сообщениями о том что нет онлайна, и играть тут они не хотят. Но работа двигалась.

Локализация.

Два человека из нашей команды стали работать над локализацией начиная с открытия ОБТ. Первое что мы пытались сделать, это найти готовую локализацию. Но оказалось что её не существует в природе. Были локализации Лича, но не БК. И БК сервера просто ставили локализацию Лича на свои базы. Однако оказалось, что между 3.3.5 и 2.4.3 были отличия. Близзард поменяли квесты, поменялись диалоги, появились новые персонажи. А локализация из Лича все портила. Нашей ошибкой стало то, что мы попытались поставить такую локализация сразу же на наше ядро. Результат - часть неверного перевода оставалась еще долго, мы до конца работы сервера искали ошибки и исправляли их. Но и локализация Лича оказалась неполной. Несколько сотен квестов к примеру было не переведено вообще. За переводы сели люди, знающий английский язык довольно неплохо, ведь по работе мы бываем в командировках в той же Калифорнии. К сожалению, неверная локализация Лича уже легла на базы, и мы не могли отследить ошибочные места своими силами. Это уже делали игроки в процессе игры на сервере. Но все остальное мы перевели за несколько месяцев. Сейчас в нашей базе есть переведенные квесты, которые до сих пор не переведены на русский язык на wowhead. Разработка локализаци стала одной из вещей, которые нас отличали от других серверов. Нигде в мире вы не найдете сервер с полным переводом баз данных БК. Может быть кто-то еще будет переводить свои базы, однако тут мы стали первыми. Кстати, владельцы нескольких серверов уже писали нам и задавали вопросы, где мы взяли локализацию Никто не хотел верить что мы сделали её сами, все считали что мы её где-то скачали и нажатием одной кнопки поставили на базы. Однако для качества надо работать. Нельзя получить все нажатием кнопки.

Открытое Тестирование.

На старте ОБТ мы уже имели некоторые наработки. Во-первых завершали на то время локализацию. Во-вторых у нас уже был рабочий сайт, веб-сервера и настроенный хостинг. В-третьих была команда ГМов, которая помогала нам в разработке. Всеми силами со стартом ОБТ я взялся за работу над ядром. Тут случился первый случай выхода людей из команды. Т.к. к октябрю лишь один человек серьезно работал над ядром, не было смысла другим проходить тот же путь. Зачем новому человеку тратить неделю на разбор работы чего-то, если я уже умею это делать и могу исправить поломку за полчаса? Незачем. Поэтому один из инженеров ушел, ему стало скучно. Интересной работы для него не было, по второму кругу разбирать ядро не хотелось. Так же ушел человек, занимающийся сайтом.

Все что он мог сделать он на то время сделал, а в программировании ядра не мог разобраться из-за отсутствия навыков (над сайтом работал мой брат, хоть он и ушел из команды, но продолжал по моей просьбе помогать править некоторые баги и фичи сайта). Нас стало меньше. Однако несколько людей к нам присоединились. К примеру один человек сделал нам форум, поднял на нем все темы, помог администрировать его. И все он делал в свое личное время, зная заранее что не получит денег за работу. Он даже поставил форум на отдельный хостинг совершенно бесплатно. Еще несколько человек помогали нам удаленно работать над какими-то задачами, которые требовали опыта и времени. А у них этот опыт был, им было интересно. Один из них был из Германии, второй из Австралии. Это была работа над искусственным интеллектом мобов. А также работа над срабатываниями встроенного в ядро античита. За все это им огромное спасибо, хотя конечно они этого не услышат.

ИИ.

Искусственный интеллект мобов я дорабатывал совместно с более опытными людьми. Вкратце расскажу как они работают. У каждого моба есть определенный режим, в котором моб функционирует. Как только он вступает в бой, он переходит в этот режим. Таких режима у нас было три - обычный режим, называем его "мили", режим "охотника" и режим "кастера". В обычном режиме мобы работали у нас всегда. В таком режиме они кастут свои спеллы и абилки в игроков. Выполняют шаблон общего поведения. Такие мобы есть везде, на любом сервере. Однако нам помогли реализовать режим кастера. В этом режиме мобы хоть и могут подбегать к игроку, однако они будут стараться при возможности атаковать игрока издалека рдд абилками. Таких мобов было на сервере довольно много. Вишенку этих мобов мы реализовали чуть позже: они могли не просто атаковать игрока издалека, но так же и разрывать дистанцию. Т.е. если моб в таком режиме законтролит игрока, к примеру приморозит его в земле, то он убежит и станет атаковать игрока опять издалека. Такой режим сделал игру намного интереснее. Мобы теперь больше походили на игроков. Конечно туповатых игроков, но все же. Гораздо позже был введен режим охотника. В таком режиме моб никогда не будет подбегать к игроку сам, если может атаковать его издалека. Это его основное отличие от мобов-кастеров. Такие же мобы есть и на оффе, очень часто они бесят аое-фармеров, т.к. не сходятся в общую группу и не попадают под аое. Их у нас было не много на сервере, однако на каче они обязательно встречались (и иногда репортились игроками как баги). Единственная возможность для мили класса войти в мили дистанцию с таким мобом - это спрятаться за текстуру карты, тогда вы попадете в ЛОС и моб сам подбежит к вам. Просто сбить ему каст, как мобу-кастеру, недостаточно. Ну либо бегите к нему сами и убивайте.

Конец 2018 года.

В период до Нового Года, люди включались в нашу команду, и покидали её через какое-то время. Из начального состава нас оставалось трое. Где-то за несколько месяцев до Нового Года к нам присоединился человек с огромным опытом работы над ядрами, как оказалось он был один из основных разработчиков команды, которая разрабатывала открытые исходники ядер. Я не знаю зачем ему было с нами работать, однако он помог. Он учил меня, тоже бесплатно и в свое личное время, часто ночами по дискорду, с часу до четырех утра. Объяснял как и что работает. Подарил свою разработку античита, которым мы заменили наш первый античит. Так же помог встроить в ядро Варден, которого не было в нашем ядре вообще. Хоть варден и не был готов к запуску, но он теперь у нас был. Он работал в системой движения мобов и довел ее практически до совершенства, теперь к примеру мобы перестали в страхе бегать через стены, теперь маги перестали проваливаться блинками под землю, теперь воины перестали постоянно проваливаться рывками под землю. Конечно мелкие баги остались, но большой процент неверной работы пофиксился. После Нового Года этот человек ушел, однако он очень сильно нам помог. За что ему так же огромное спасибо, может быть он даже его услышит.

2019 год.

К этому времени еще один из людей, кто с нами начинал работать ушел. Ему также стало скучно, по ядру он уже не мог угнаться за мной, а другой работы лично для него не стало. Тут мы столкнулись с одной проблемой. Из-за постоянного обновления ядра и его доработок, какие-то вещи стали снова ломаться, и их приходилось переделывать по второму и третьему кругу. Я пришел к выводу, что дальше так работать невозможно. Пора заморозить текущую версию ядра хоть на какое-то время, иначе мы так и будем бегать как белки в колесе. Поэтому я сделал еще одно массовое обновление ядра и объявил core-freeze. Заморозку ядра от новых доработок. Теперь мы смогли заняться какими-то вещами, которые бы поправили наборы типовых багов, либо добавили рабочие фичи на работающее ядро. К сожалению как позже мы узнали, один серьезный баг был пропущен. Причем баг такого уровня, который очень тяжело воспроизвести. И он не крашил ядро, а приводил к его зависанию. Из-за чего ядро не перезапускалось, краш-логов не было, и ошибка не отслеживалась. Но об этом чуть позже. После заморозки ядра мы сделали акцент на комфортной игре людей на ядре.

Первое что мы сделали, это доработали варден. Теперь он умел отслеживать читы и выдавать баны за них.

Второе - работа с русским текстом. Хоть мы и сделали когда-то локализацию, наше ядро все же не поддерживало русский текст в именах персонажей, названиях гильдий, и других вещах. После доработки русский текст можно использовать везде.

Третье - система "Пригласи друга". По сути эта система повторяет подобную от Близзарда времени БК. Тот кто подключается к ней, имеет x3 опыт, возможность призвать друга и себе раз в час и поделиться уровнями. Так мы смогли решить проблему ускорения прокачки игроков, но при этом не поднимать рейты и не вводить продажу апов за донат. Четвертое. Работа с аурами и стаками от них. Было много ошибок, в результате которых игроки могли стакать на себе к примеру несколько одинаковых баффов. Так же могли делать и мобы.

Игровые ивенты.

Тогда мы провели исследования и обнаружили, что нет серверов где бы он работал как положено. Возможно за исключением одного-двух. На тех серверах где он якобы работал - он был ослаблен настолько, что игроки могли даже выйти из игры после его запуска, а через 10 минут зайти и он не был провален. Объекты не требовалось перезапускать, демонов практически не было, а так где были, один были ослаблены так, что убивались одним-двумя игроками

Показательный пример разработки игрового ивента стал ивент, позволяющий получить чернокнижнику коня на 100% к скорости. Для тех кто не знает что там происходит: Вы приходите в подземелье. Группой в 5 человек. Ваш чернокнижник запускает ивент. Появляется демон, который расставляет по кругу Колокол, Колесо и Свечу. И начинается ритуал вызова демонического коня. В центре круга чернокнижник должен поддерживать ритуал в активном состоянии, а группа должна оборонять его. Ведь появляется множество порталов из которых на игроков постоянно нападают демоны. Вокруг круга загораются одна за одной руны. И как только все руны зажгутся - откроется портал. Во время работы ивента чернокнижник должен поддерживать активными Колокол, Колесо и Свечу. Если объект гаснет - он должен его перезапустить. Если гаснут все три, то ивент провален и его нужно делать заново. После того как появляется портал - из него выходит демонический конь, которого группе нужно победить. Во время боя с конем, так же к нему на помощь выходит и хозяин коня - крупный демон. После победы чернокнижник порабощает дух коня и получает в награду ездовое животное. Ивент с точки зрения разработки довольно сложный. И занял около недели работы с тем уровнем навыков и опыта, который был у меня на момент его разработки. Плюс ко всему с большим трудом удалось добыть информацию о работе ивента во времена БК. Ведь позже его ослабили, уменьшили число демонов из порталов. Однако после разработки игроки все как один стали писать что ивент не проходим, и на других серверах он работает. Тогда мы провели исследования и обнаружили, что нет серверов где бы он работал как положено. Возможно за исключением одного-двух. На тех серверах где он якобы работал - он был ослаблен настолько, что игроки могли даже выйти из игры после его запуска, а через 10 минут зайти и он не был провален. Объекты не требовалось перезапускать, демонов практически не было, а так где были, один были ослаблены так, что убивались одним-двумя игроками. ГМам даже пришлось собрать группу в 5 человек, специально одеться в слабую экипировку и пройти этот ивент самим, с записью прохождения на видео. Только так они могли доказать что он не сложный, и пройти его можно не одеваясь в рейдах.

Собственные ивенты.

Т.к. у меня появилось свободное время, и не стало требоваться постоянно переделывать ядро и фиксить по кругу одни и те же вещи, я смог уделить время ивентам. Один из них - это рейдовый босс, рассчитанный на десять человек. Игроки смогли его победить, но им пришлось собрать 15 человек для победы. Разработка такого босса - это интересный опыт. Спустя 9 месяцев постоянной работы над ядром, опыта стало достаточно для попытки. Бой с боссом был реализован в виде мини-ивента: появляется арена для боя и нпц, через диалог с которым рейд может бросить боссу вызов. Когда вызов брошен, выполняется небольшой скрипт, но типу того как вызывался Король-Лич в своем боя. Нпц подходит к боссу, кричит ему фразы, босс активируется. Дальше начинается бой. У босса несколько фаз, и это фазы разного типа. К примеру на последней фазе босс находится в оборонительной стойке и не получает урона от игроков, а нпц старается пробить его броню. В это время босс стакает на себе баффы ярости, с каждым стаком он становится все сильнее и увеличивается в размерах. Так же он призывает мелких аддов на помощь и иногда даем им баффы ярости. В определенное время нпц пробивает броню босса и игроки могут нанести ему урон. Все это сопровождается фразами и эмоциями. Если игроки за несколько таких попыток не успеют добить босса и он соберет 10 стаков баффа ярости - то он снимает оборонительную стойки и убивает рейд. Это все лишь одна фаза. После победы над боссом помогающий игрокам нпц говорит финальные фразы, эмоции и завершает ивент. По сути такие же ивенты Близзард обычно делает для финальных боссов рейдов. Такой небольшой ивент сейчас занимает где-то 12-14 чистых часов разработки. Потом тестирование и доработка. Чтобы не уйти от Близлайк темы, мы решили не делать эти ивенты постоянными. Они лишь запускались по расписания, либо ГМом.

Релиз.

До релиза мы хотели сделать еще 2-3 ивента. У нас даже есть заготовки идей. Однако всплыл тот самый баг, который был пропущен на заморозке ядра. Из-за чего весь релиз был под угрозой. Тут мы попали в свою же ловушку. Объявив о релизе мы не могли перенести дату или отказаться от него, но с этим багом мы не могли сделать релиз. Даже краш не так страшен как зависание, ведь краш легко отследить и пофиксить. А тут мы даже не видим что ядро зависло, и не можем даже его перезапустить. Нам помогла случайность, один из игроков заметил что ядро зависает при его определенных действиях. Мы несколько дней искали причину и научились вызывать зависание ядра со 100% вероятностью. Смогли определить место и найти решение проблемы. Игрока указавшего нам на проблему наградили маунтом. 17 мая мы сделали релиз. Для игроков это ничего не значило, ведь то небольшое количество игровых персонажей которое было на ОБТ мы не стали обнулять. Это была их награда за то, что помогали нам искать баги и тестировать фиксы.

Чем все закончилось.

По итогу график полностью сорвали, из 16 роликов сделали всего 4. Такое сотрудничество, как сделали они, вообще в реальном мире не должно работать. Попробуйте согласиться где-нибудь на поставки продукции, взять деньги и отказаться работать.

После релиза игроки стали у нас регистрироваться и играть. Теперь онлайн был уже не 20 человек, а доходил в пике по 120 (различных людей, которые подключались ежедневно было около 500). Конечно этого недостаточно для такого сервера, однако я по себе знаю что и 50 человек нам хватало в 2007 году, если эти люди хотят играть.

Когда мы релизили сервер, мы заказали рекламу у различных владельцев каналов, посвященных wow. Это оказалось всего 5 каналов. Был разработан график, по которому должны были выходить ролики каждую неделю вплоть до сентября. Непрерывная реклама в течении почти четырех месяцев.

Все каналы согласились с личным графиком, каждый из них согласился на количество роликов по датам, так чтобы не пересекаться друг с другом. Каждый канал взял за ролики деньги. И все сделали по одному ролику, а после этого дальше что-то делать отказались (сослались что много работы, что дальше делать лень, что сделают позже, что лето началось и т.д.). Некоторые люди даже взяли деньги заранее, за месяц до ролика, но в конце концов просто отказались что-то делать (деньги вернули), возможно не понимая что на каждого из них реклама завязана, и срывая свой график, они подрывают всю рекламу вообще.

По итогу график полностью сорвали, из 16 роликов сделали всего 4. Такое сотрудничество, как сделали они, вообще в реальном мире не должно работать. Попробуйте согласиться где-нибудь на поставки продукции, взять деньги и отказаться работать. В лучшем случае просто подловят и надают по шее. Но в интернете все можно делать безнаказанно. Особенно весело смотрелся тот момент, что до сих пор, некоторые их этих “исполнителей” пишут нам: “А не хотите у меня еще что-нибудь заказать? А что не так, я не хотел делать вам ролики и не делал, а теперь готов и хочу. Первый же ролик сделал!”.

После такого релиза и кидалова рекламодателей, у людей в команде совсем пропало желание что-то дальше делать. В одиночку я тоже не хотел все тянуть на одном себе. Тогда у нас встал вопрос о его отключении. Мы собрались, обсудили. Решили что раз он оказался никому не нужен, то надо отключать и не тратить больше на это силы.

Отношение игроков к донату.

Пообщавшись с игроками на форуме, в группе, на дискорде и в привате, я сделал такой вывод: игрокам не нужен сервер без доната.

На протяжении всего срока работы, нам постоянно писали в личку и в группу игроки. Почти все из них пытались называть нас “донат-машиной”. Подтвердить свои слова они не могли, но даже и не пытались. На пояснения что мы уже три-пять-десять месяцев работаем безо всякого доната, нам отвечали что вот-вот он появится. А когда не появлялся - писали что уж через месяц точно будет.

Другая группа игроков разрывала ГМам личку с просьбами что-то им продать, нарисовать, подкрутить. Смешно смотрелись скрины одного и того же игрока, который в открытую пишет в общем чате, что не приемлет донат вообще ни в каком виде, и не уважает донатеров, а в приват ГМу пишет: “Да продай мне за 5к шмоточку”. Пообщавшись с игроками на форуме, в группе, на дискорде и в привате, я сделал такой вывод: игрокам не нужен сервер без доната. Все ваши (и наши) попытки что-то сделать для людей бесплатно никому не интересны. Слова и действия большинства игроков расходятся по всем пунктам. Скажем так - то за что не заплачены деньги чаще всего не ценится вообще.

Точно так же игроками не ценится бесплатная работа по поддержке, разработке и реализации чего угодно в игре. Вы можете поставить любую глючную сборку и продать на ней сет. И этот купленный сет на лагающем и крашащемся реалме игроками будет цениться больше, чем заработанный сплоченными действиями команды такой же сет на стабильно работающем сервере. Хотя во втором случае такой сет будет лишь у этой команды и их будет знать весь сервер поименно.

Также игроками принимается как само собой разумеющееся любая ваша доработка или любой ваш фикс.

Ввели базу знаний? А вы давно должны были её ввести, какого хрена не вводили, нам пофиг что у вас работа бесплатная - вы должны.

Ввели форум? Неужели. А он у вас хреновый, виснет, глючит. И вообще никому не нужен.

Не ввели форум? Какого хрена у вас его нет, как вы смеете позиционировать себя разработчиками если у вас уже третий месяц нет форума.

И т.д. и т.п.

Вообще после всего этого опыта я стал гораздо лояльнее относиться к донату. Хоть сам никогда на такой сервер не пойду играть, но все же понимаю разработчиков которые так кидают игроков. Как относятся к ним игроки, так относятся к игрокам и они. Для многих вообще считается нормально поднять сервер, нарубить за пару месяцев доната и отключиться его. Игроки сами поддерживают такую систему, и думаю они её достойны.

В противовес самому же себе хочу сказать что адекватные люди тоже присутствуют. Многие нам предлагали деньги, просто так. Были даже люди которые 50-100к предлагали просто перевести на кошелек как поддержку для развития. Но я побоялся брать такие деньги, ведь наша разработка уже превратилась бы не в хобби, а в коммерческий проект. Были люди, которые очень активно сдавали баги, которые сдавали читеров и всячески пытались поддержать проект по мере сил. Были люди которые тратили свое время чтобы искать по старым форумам записи о работе официального сервера времен БК, чтобы мы оттуда взяли информацию для разработки своих фиксов.

Ну и я бы не сказал что россияне или белорусы, украинцы как-то различаются в отношении к проекту. Хоть и существует стереотип что россияне хуже в этом смысле, готовы лгать, багоюзить, пытаются выкупить разбаны. Однако среди них мне встретилось очень много адекватных игроков. А вот к примеру среди белорусов встретились не совсем приятные люди. Хоть сам я и из Минска, но приходится это признавать. Скорее всего, увлеченные фанаты wow с большей вероятностью будут помогать в развитии. Или хотя бы не чмырить).

Подведение итогов.

Мы проработали 15 месяцев. С апреля 2018 до июня 2019 года.

По затратам у нас вышло

  • около 100000 рублей затрат на хостинг
  • около 30000 рублей мелких затрат (всякая платная мелочь для разработки, поднятие второго сервера как ПТР, белые IP, оплата сим-карт, разработка баннера, домен, мелкие куски дизайна и т.д.)
  • около 70000 рублей затрат на рекламу перед релизом (планировали отдать гораздо больше, но по сути рекламу сделать было негде, я описал выше как каналы отнеслись к плану и графику)
  • около 60000 рублей затрат на рекламу в процессе 14 месяцев до релиза (по чуть-чуть каждый месяц, чтобы просто упомянуть о том что такой сервер вообще существует).

Если разделить затраты на 5 человек и на 15 месяцев, то выйдет под 3500 в месяц с человека. Это я пишу чтобы не казалось что вышли какие-то сильно крупные суммы.

Результат нашей работы после полного отключения серверов остался лежать у меня на флешке. Включая локализацию, античиты, базы данных, сайт, базы знаний, исходники ядра, разработанные ивенты, скрипты квестов и боссов написанные мной лично.

Не думаю что это уже мне пригодится, но опыт был интересный.

Спасибо тем кто дочитал до конца. Мне хотелось просто описать свой опыт. Кому-то это может быть полезно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Datchanin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 154, "likes": 571, "favorites": 255, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 65592, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Aug 2019 12:07:04 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 65592, "author_id": 161355, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/65592\/get","add":"\/comments\/65592\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/65592"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
154 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
61

чувак, это одна из лучших статей, которые я тут читал. я просто вообразить не могу те сложности, связанные как с разработкой, так и с поиском людей в команду на безвозмездной основе, которые вам пришлось преодолеть. крепко жму руку за твёрдость убеждений и желание сделать что-то для самих себя и других игроков, чего пока никто другой не сделал. скилы свои ты прокачал просто непомерно на этом проекте. удачи в будущих начинаниях.

Ответить
18

Ответил случайно не там.

Спасибо. Тяжело именно начинать, особенно тяжко что спросить не у кого было. Еще куча проблем с вещами не связанными с ядром. Хост, порты, защита, веб-сервера, постоянные тупые атаки на нас (хотя кому мы мешали?).
Когда уже месяцев 6 поработаешь, то дальше многие фиксы делаешь на автомате. Единственное боялся лезть в незнакомые части ядра, чтобы не сломать его.
Так вышло, что сейчас не существует людей, которые бы знали ядро полностью и досконально. Тот же БК разрабатывался 10+ лет командой энтузиастов, люди приходили, уходили, что-то дописывали. Если лезешь в систему кастов, то готовься что фикс одного каста сломает все АОЕ, или фикс поиска точки движения под землей сломает движения всех мобов на земле. Я на такое попадался.
Поэтому даже в больших командах вся команда ждет пока сможет что-то пофиксить человек, кто разбирается в каком-то куске. Иногда по полгода ждут.

Ответить
8

по своему опыту техсапорта могу сказать, что если ты выпячил айпишник в мир, жди атак. люди просто этим занимаются, без каких-либо причин. так уже устроен интернет) ещё раз поражаюсь твоей выдержке. проект ядра явно был огромен, я не могу вообразить, сколько времени приходилось искать ту функцию, которая могла что-то сломать в другом месте проекта совершенно неочевидным образом.

Ответить
0

мангос - тринити - все фиксы уходили туда через пулл-реквесты, даа, было время

Ответить
44

игрокам не нужен сервер без доната.

Игрокам не нужен ПИРАТСКИЙ сервер без доната.

Ответить
18

Да, естественно вся речь в тексте идет только о пиратских серверах. И выводы делаются только по пиратским серверам. И сравниваются между собой только пиратские сервера. Как можно равнять пиратку с оффом?
На данный момент БК оффа нету, так что игроки физически не могут уйти на бездонатный БК офф. Но если он появится, думаю туда уйдут все кто БК любит.

Ответить
23

Ну донат донатом, а вот пожертвования действительно можно было бы запустить, на основном сайте например и чтобы каждый видел сколько собрано в этом месяце.
Их не обязательно же на зп тратить. Игроки просто поддерживали бы сам сервер. Можно было бы и рекламу, на эти деньги, по второму кругу запустить. Но вообще да, вы натолкнули на хорошую мысль, что оплачивать надо за готовый ролик, либо 50% предоплаты.

Вообще мне кажется вы просто перегорели и поступили импульсивно. Если сервер хороший (а у вас даже локализация своя) то игроки со временем подтянутся, но не сразу.

Еще нюанс, но я больше про себя. Я серваки всегда тут выбирал:
https://wow.mmotop.ru/
Поэтому вы могли больше каналов использовать. В крайнем случае сделать опрос тут на дтф и спросить пользователей, как они выбирают сервер для WoW, на каких сайтах например.

Статью уже 2500 человек посмотрели, 25-50 точно зашло бы посмотреть что за сервер.

Ответить
14

Дело в том, что от пожертвований до доната один шаг. Мы боялись что если уже возьмем такое пожертвование, то игрок сделавший его сможет ставить условия. "Я вам дал деньги, дайте мне взамен хоть что-то." Было пару человек которые за пожертвование просили ГМ доступ себе и разрешение делать что угодно.

На ммотоппе мы были) опять же, там почти все сервера которые на первых строчках просто покупают себе рейтинг. Нам тоже писало пару человек с предложениями продать по 5к голосов чтобы продвинуть сервер наверх. Каждый месяц там сгорают голоса, и они опять их продают. Думаю отличный выходит бизнес.

ДФТ я сам только пару недель как нашел. Купил себе нинтендо свич и искал статью про покемонов, наткнулся на этот сайт.

Ответить
10

Да, в таких случаях вы сразу прописываете правила пожертвований. В которых указываете на что пойдут деньги, что вы будете делать и чего не будете. А потом просто делаете отчетность перед игроками, на что потратили деньги. Мини акционерное общество. Лучше уж так, чем полностью потерять результат нескольких лет работы.

Вероятно, а за сколько предлагали?

Ну вот, теперь знаете хороший инструмент на будущее)

Спасибо за статью, действительно интересно.

Ответить
2

Вероятно, а за сколько предлагали?

Я цены не вспомню сейчас, но по выходило в несколько раз дешевле чем покупать напрямую через смс у ммотопа. Первый раз мы даже заказали такую штуку. Там в логе вывалилась куча одноразовых ников, не было голосов хотя бы двух от одного и того же ника. Ну и если мы правильно поняли, то по цвету сервера накрутку можно определить. Нас цвет сразу стал красный, мы решили что именно из-за попытки накрутки и не стали больше повторять.

А вообще в среднем от 300 до 700 голосов было в разные месяцы у нас. В месяц открытия - 500+.

Ответить
1

Убираем с официальных серверов все услуги за реал - слушаем многоголосый плач.

Ответить
13

Похожий опыт был у меня с сервером Rust(там оффициально можно свой сервер поднять), в одно время достали донатные сервера с неадекватными ГМ. Подняли свой сервер, без доната, более менее настроили плагины для сервера. У нас было мало времени для точто чтобы следить за сервером, поэтому мы договорились с одним человеком, который уже запускал подобные сервера и держал пару таких, репутация на Пикабу у него была нормальная тогда.

Запустили сервер и тут понеслось:

1) Этот чувак оказался стримером-неадекватом, который рисовал шмотки и банил людей, которые ему "мешали" стримить. Было много драммы по этому поводу, но мы быстро с ним попрощались.

2) Мне постоянно засирали личку игроки, которые от меня всегда чего то хотели, причём 99% это было "Адимин памаги дом построить" или "Админ, я пакакал". С реальными проблеммами ко мне обращались лишь пару раз.

Опыт был забавный, хоть и отрицательный, но больше я не пытался поднять подобные сервера.

Ответить
14

Если бы до начала работы я бы прочитал про подобный опыт, в жизни бы с такой "благотварительностью" не связывался). Мы набирали ГМов, которым объясняли - что тут ничего рисовать нельзя, что логи проверяются, что мы пытаемся выстроить максимальный хардкор времени БК, фарм, кач, освоение по тирам. Но половина таких людей как только получала доступ - тут же бежала рисовать голд, шмот и т.д.
Хотя с каждым говорили в дискорде, и объясняли что лучший ГМ этот тот, которого игроки вообще не видят в игре. Никаких контактов с игроками, только сбор багов и тест фич.
Через сутки своего ГМства приходилось закрывать их аккаунты и чистить нарисованное.

Ответить
2

Чёт мне это напоминает...
https://youtu.be/dtDmIxNNhiM

Ответить
16

Это очень полезный пост. Но с одним я не согласен - с тем что вы закрыли сервер.
Я не играю в ВоВ, но играл в lineage 2. И для линейки есть например серверы firebird или lacrafter на которых играют считанные десятки людей, но это продолжается годами уже. И их не планируют закрывать, потому что люди играют там. Именно без доната на честных условиях. Такие дела.

Ответить
–31

Один я не верю в эти истории с "бескорыстными" приватными серверами?
Последний раз я помню с какой помпой запускали Ност 2.0 с принесенным (украденным) ядром Носта и криками про "#безДоната". В итоге там RMT'шили все - от ГМов, до админов. А потом оказалось, что вся эта движука была спонсирована китайскими продавцами голды!
Не верьте господа в "бесплатный сыр"! Самый "бесплатный" ВоВ это был есть и будет на - Warcraft.ru

Ответить
44

Ты только что подтвердил слова автора )0

На протяжении всего срока работы, нам постоянно писали в личку и в группу игроки. Почти все из них пытались называть нас “донат-машиной”. Подтвердить свои слова они не могли, но даже и не пытались. На пояснения что мы уже три-пять-десять месяцев работаем безо всякого доната, нам отвечали что вот-вот он появится. А когда не появлялся - писали что уж через месяц точно будет.

Ответить
–25

Нет, абсолютно наоборот. Я сказал, что владельцы сервера изначально преследовали цель поднять денег за счет серых схем.

Ответить
38

По твоему нормально называть авторов лжецам на ровном месте, не имея ни малейших доказательств? И это в теме с подробнейшим описанием разработки.

Ответить
–3

Вы вообще прочитали что (и про кого) я написал?

Ответить
5

А про кого? Если про авторов носта, то и написали бы во втором комментарии. Для других он выглядит, как будто вы автора статьи обвиняете в серых схемах.
В любом случае, вы и в первом посте сомневаетесь в честности автора. Чем как раз и подтверждаете цитату из статьи, т.к. доказательств что он хотел что-то заработать у вас нет. О чем вам и написал человек выше.

Ответить
–3

Зачем ты им что-то поясняешь? Он шары продрал, ооо лонгрид, почитал, сделал вывод. Ты ему пишешь, что фуфло эти все чистые помыслы и сервер без доната, все равно все скатится к рмт во весь рост, они же теперь не поверят, у них лонгрид перед глазами, что ты не прав.

Ответить
0

Ещё одино подтверждение слов автора XD

Ответить
–1

Ты с пикабу да?

Ответить
–1

Очень было похоже.

Ответить
–7

Да я знаю, что зря пояснил. Лох не мамонт - лох не вымрет... :)

Ответить
10

Я говорю про автора статьи. Ты выдвигаешь свою позицию на домыслах и "того что было", "вот я помню других авторов".
Подтверждая слова автора.

Ответить
12

Спасибо за отличный текст. Накатила ностальгия, вспомнил, как играл на пиратском сервере своего городка с онлайном в 70 человек.

Однажды сервер упал, я на каком-то из городских айтишных форумов нашёл номер телефона создателя и решил ему набрать. Ладошки потели так, будто звоню президенту:

— Алло, здравствуйте, это Фауст?
— Да, это я.
— Скажите, а когда вы запустите сервер?
— Сегодня ближе к вечеру, как нашли мой номер?

Тут я запаниковал и сбросился. А сервер действительно запустили вечером. Правда закрыли через пару месяцев.

Ответить
8

Да мы из-за ностальгии и начали все это делать. Было много людей кто не разбирался в программировании, но находил чем помочь. Кто-то тексты писал, кто-то перевод делать помогал, кто-то форум дал, кто-то просто друзей привел)

Я сам начинал на общажном сервере где играло человек 10. Не работала даже система агро. Агришь моба - и умрет либо он, либо ты). Я был единственным хилером на сервере, все хотели сходить в инст со мной. И докачался на нем всего лишь до 45 где-то.

Хотелось вернуть то время, когда все на сервере знали всех. Когда не было доната, и даже на сходки выбирались кто поближе жил. Поэтому и к 20к онлайна не стремились как другие, мне бы и 500 хватило. Но что будет всего 120 на пике я не ожидал.
Видно опыта нам не хватило в старте такого проекта. Смотрели на другие сервера - а там тысячи игроков, все продается-покупается, реклама ежедневная. Неясно как людей на такой мелкий приглашать.

Ответить
1

Во времена лк было много пиратских серверов небольших, на одном таком где весь онлайн был 300 тел средний сумели собрать почти 150 тел на штурм городов Орды.

Ответить
0

эх.. сколько я попыток предпринимал тоже поднять старый добрый TenStorms. До сих пор с ребятами с сервака общаемся, 10 лет прошло..

Ответить
0

Если сразу много человек на открытие, нужна мощная реклама, которая привлечёт всех. Нужно громкое известное игрокам имя или сайт. Либо годы и годы упорного труда и тонны диалогов и дневников разработки, чтобы люди могли проникнуться и понять как это круто. Вам скорее просто не повезло и вы не смогли привлечь нужный вам сегмент взрослых адекватных игроков. Грамотная реклама и уверенность игроков, что сервер будет жить долго.

Ответить
11

В свое время играл на пиратке лича, довольно известной в нашем регионе. Как-то раз общался с одним из тамошних ГМов и вот какую мысль он мне подкинул.
Те люди, что идут на пиратки не хотят снова проходить гринд тех времён. В своей памяти об игре для них это пройденный путь. Да, на этом пути были друзья, гильдия, интересные истории, но сейчас его не повторить. Поэтому они идут в ту степь, где когда-то ничего не добились - одевают 6.7к гса, апают 2200 рейтинга, выбивают непобедимого. А на всё это нужен шмот и однозначно не дерьмовый. Вот и появляется этот замкнутый круг из доната, отсутствия хардкора, раков, взломанных персов. Постоянное ожидание, что донат вскоре появится на сервере - это не упрёк, а крик надежды.
Охуенная статья, вернула во времена моих путешествий по пираткам.

Ответить
0

Постоянное ожидание, что донат вскоре появится на сервере

Ну это стандартное ожидание)

Иначе зачем поднимать сервер и рекламировать? На сервера "для своих" обычно вход по знакомству

Ответить
2

У Близов же вроде жёсткая позиция относительно пираток - поправьте меня, если это не так.
Я вот задумался, можно ли за подобную публикацию, гипотетически, по щщам когда-нибудь получить.
По факту же автор сознаётся, что осознанно нарушал авторские права.
... А интернет нынче не такой уж и анонимный.

Ответить
22

На самом деле Близзарду скорее плевать на такие сервера. Что им до 100-200-300 игроках, это же даже не тысячи. И как пример, один из забаненых игроков написал в поддержку Близзарду о нас. И вот что ему ответили. Больше никаких действий естественно они не предпринимали)

Ответить
0

Хорошо, если так.
Только я тут хотел сделать акцент не на пиратах - они разбежались и ловить их никто не будет - это затратно.
А на том, что человек под ником Datchanin с апреля 2018 до июня 2019 года в компании группы лиц нарушал закон об авторском праве. Вот, смотрите, признался. Если каким-нибудь образом въедливому юристу в будущем удасться сопоставить ник и реального человека - то, вполне возможно, быть беде.

Ну или мне пора таблетки пить, паранойя разыгралась.

Ответить
10

Херня, дружище. Датчанина находят, а он говорит "бля, ребят, художественный вымысел, идите нахуй из моей хаты" и они пойдут нахуй из его хаты все вместе, и отдел К и следователь и пара ментов и даже понятые. Ведь без разрешения его нельзя тащить на медэкспертизу для поиска флешку в анальном проходе. А раз нельзя заглянуть без санкции на это, флешка за это время пропадет.

Ответить
0

флешка за это время пропадет.

Переварится.

Ответить
0

Эмм, тут недавно про NFS World была речь, мол сервак сделали и играют, там то посерьезнее дела. Но никто не будет ничего делать. Бред же. Сколько по миру таких создателей серверов.

Ответить
0

EA требует не закрывать, а не распространять оригинальные файлы.

Ответить
0

Ностальриус они таки прикрыли...

Ответить
4

учитывая существование сотен пиратский серверов с донатом, на котором крутятся неплохие деньги, — "по щам" никто не получит, а в данному случае и не за что.

Ответить
1

Позиция простая - это незаконно.
Другой вопрос, что тут как и во многом другом - одну голову отрубишь и вырастет две.
По итогу результат будет нулевой, а силы потрачены будут.

Ответить
1

Пока количество людей на этих серверах или объём оборота денег на них не станет хоть сколь бы значимым для Blizzard, они ничего не будут предпринимать. Они, вроде, даже официально это говорили.

Ответить
8

Ух, приятно прочесть)

Рассказ про сервер майнкрафта и про сервер WoW, сравните)

Ответить
8

Во времена тёплого и уютного чебурнета, будет неплохо такое погонять по районной локалочке.

Ответить
7

Но в интернете все можно делать безнаказанно. Особенно весело смотрелся тот момент, что до сих пор, некоторые их этих “исполнителей” пишут нам: “А не хотите у меня еще что-нибудь заказать? А что не так, я не хотел делать вам ролики и не делал, а теперь готов и хочу. Первый же ролик сделал!”.

А вот этих ребят, которые вас кинули, надо было осветить. Страна должна знать своих «героев», как говорил Сталин.

Ответить
6

Если ты запускаешь сервер без доната, значит донат на нем будет собирать кто то другой.

Ответить
4

Прочитал и вспомнил молодость :)
Году так в 2006-2007 тоже состоял в команде разработки сервера WOW Delfin. Ядро писал, если память не изменяет Aven (но он не был первоначальным разработчиком, исходники ему по "наследству" достались), я занимался консультациями по механике оффа, снифами оффа заселения мира (начал играть на оффе с 1.4.0 и до Лича) и немного программированием. Параллельно нашему проекту еще одна команда шла в том же направлении - Wowcore, которую возглавлял RomanRom, а ему помогали люди, некогда состоявшие в команде Wad'а, того самого разработчика Wowemu. С периодичностью мы общались между собой и делились "опытом". В какой то момент и сам Wad присоединился к общению. Практически все мы писали на голом энтузиазме (никаких донатов и о прочих плат никто даже помыслить не мог), конечной целью у всех было создание по-сути одного и того же - рабочего эмулятора сервера World of warcraft.
НО! Фишка была в том, что ВСЕ мы параллельно играли на оффе! Все. Я смог убедить основного разработчика наконец начать играть на оффе, потому что так гораздо проще вникнуть в то, как правильно реализовывать те или иные вещи.
Просто так писать сервер и не понимать как это происходит на оффе - это тупик.
И то, что автор указывает, что они занимались переводом, это, конечно, похвально. Но перевод игры, тем более БК нужно брать не из пресловутых распарсенных таблиц Wowhead и недосборок репаков и т.п., а из оригинальных wdb файлов (фактически, это кэш базы данных хранящихся у клиента). Большая часть которых в БК осталась нетронутой и после Лича и даже в BFA.
Я думаю, автор все же вернется к проекту, рано или поздно, т.к. вряд ли его интерес угас, скорее он просто пока не нашел такого состава в команде, которая пойдет "до конца". Так что желаю успехов в будущем, найти "своих". Респект.

Ответить
6

Вот есть у меня пример по поводу игры на оффе)
Тот человек, который имеет 9 лет разработки ядра, который является одним из разработчиков открытого кода исходников, и который пару месяцев помогал мне, однажды сообщил что, оказывается, в вов сам по себе ни разу не играл. Только заходил тестить свои же фиксы в игру.
По любым вещам которые нужно было править он не мог сказать как точно или хотя бы примерно оно должно работать.
Сначала копал иснформацию на форумах, а потом уже делал фиксы. А я как раз играю много лет, я достаточно информации уже знал по механикам, но не умел писать код так как он.
Так что бывают и люди которые не играли, но ядро пишут.

Ответить
0

Спасибо за ностальгический пост. Аж вспомнил как пилил мод к Сталкеру, толком не пройдя его досконально :)

Ответить
5

Зачем было делать локализацию, зачем вообще было делать русервер, они на офе то все умерли кроме 1/2, классик даже один сервер заполнить не могут, все энтузиасты с рф играют на англе, классик элизиум, бк лайтс хоуп, онлайн огромный, очереди 20к, доход с рекламы на сайте

Ответить
1

Мы хотели именно русский, и именно бездонатный. Это было просто желание. Конечно есть англ сервера, и очень неплохие. И прошелся по их баг-трекерам, и видел что все те же баги, с которыми сталкивались мы, уже правили себе они.
Из чего сделал вывод, что они так же взяли открытые исходники для работы. Мне вообще их баг-трекеры были очень полезны, я мог взять их баги и пройтись по своему ядру, в 90% они у меня так же присутствовали. Тяжело было фиксить некоторые, хотелось бы ознакомиться с их фиксами. Но естественно там тоже код закрыт.

Ответить
1

Если у вас действительно уникальный проект русского сервера без доната то он определённо кому-то нужен, даже среди тех человек, что прочитали эту статью. Просто вы ещё не нашли свою аудиторию, скорее всего.

Ответить
5

донат

Ответить
0

У тебя же не лапки, добейся сам.

Ответить
5

Можно ввести анонимную (или патреон) систему пожертвований с маленькими бонусами для игроков. И каждый месяц публично выкладывать отчет о поступлениях и затратах. Такая система у разработчиков Dwarf Fortress (только без бонусов). Работает.

Ответить
4

Есть бесплатный сервер Warhammer online - return of Reckoning. Живёт он давно, доната нет. Пипл лояльный.
Вместо попытки понять современную реальность автор расстроился, т.к попытка при капитализме играть в социализм обречена на провал, особенно, если сдобрить это все идеализмом. Фишка в том, что само комьюнити изменилось со времён игры и современные дети не играют по правилам, т.к привыкли жить без них. В 2005 году, ты за пиздеж на местном сервере пиратке мог отхватить реальных пиздюлей, и народ отхватывал. Большинство в РБ и РФ начинали путь с пираток + воспитаны были двором совершенно иначе. В 2019г все иначе. А ВОВ мертв

Ответить
2

мог отхватить...

Вот это правда. Хотя в основном малолетки друг на друга гнали на сходках. Кто постарше обычно просто пиво пили в сторонке.

Ответить
4

Спасибо. Тяжело именно начинать, особенно тяжко что спросить не у кого было. Еще куча проблем с вещами не связанными с ядром. Хост, порты, защита, веб-сервера, постоянные тупые атаки на нас (хотя кому мы мешали?).
Когда уже месяцев 6 поработаешь, то дальше многие фиксы делаешь на автомате. Единственное боялся лезть в незнакомые части ядра, чтобы не сломать его.
Так вышло, что сейчас не существует людей, которые бы знали ядро полностью и досконально. Тот же БК разрабатывался 10+ лет командой энтузиастов, люди приходили, уходили, что-то дописывали. Если лезешь в систему кастов, то готовься что фикс одного каста сломает все АОЕ, или фикс поиска точки движения под землей сломает движения всех мобов на земле. Я на такое попадался.
Поэтому даже в больших командах вся команда ждет пока сможет что-то пофиксить человек, кто разбирается в каком-то куске. Иногда по полгода ждут.

Ответить
4

Когда-то в далеком 2007м сменил много разных пираток, в итоге долгое время играл на Wnet, который создал товарищ Nomad. Из того, что я видел, это был самый нормальный сервер БК и главное - без доната!
Потом ушёл на официальный сервер (там уже был Лич Кинг), проиграв до Катаклизма. Ненадолго возвращался на оф в пандах. Но БК для меня остался лучшим аддоном. Не прощу Близам отключения глобального канала лфг в чате по всему миру! Сейчас очень рад открытию классического сервера (хоть и не фанат ванилы, но это лучше того, во что превратилась игра). Планирую поигрывать потихоньку, с надеждой на дальнейшее открытие серверов БК. Больше всего боялся, что они начнут менять всё (таланты, механики и прочее), но пока, вроде, всё идёт как надо.
А у всех пиратов всегда было 3 проблемы - малый онлайн, кривая работа разных механик и донат. Но нельзя было найти баланс, потому что без доната не будет денег на развитие и поддержание работы серверов (серьезное, а не фановое), а из-за доната и кривых механик не будет нормального онлайна (хотябы от 1000 человек).

Ответить
4

Тяжёлый текст. Прямо «Старик и Море»

Почему они посчитали наш сервер конкурентом мне неизвестно, хоть мы и говорили что у нас совсем другая стратегия развития и игроки играющие у нас все равно к ним не пойдут, они продолжали тупо делать ДОС атаки, и даже как-то заказали ДДОС

На рынке говна существование конфетки недопустимо. Одним своим видом она дискредитирует весь остальной продукт, поэтому её надо было немедленно забрызгать говном ради сохранения конкурентоспособности.

скрины одного и того же игрока, который в открытую пишет в общем чате, что не приемлет донат вообще ни в каком виде, и не уважает донатеров, а в приват ГМу пишет: “Да продай мне за 5к шмоточку”

Проорал!

игрокам не нужен сервер без доната.

У пираток специфичный игровой опыт, вовлекающий донат.
Аудитория пираток с этим мирится, и покупает этот контент, этот опыт.

Многие нам предлагали деньги, просто так. Были даже люди которые 50-100к предлагали просто перевести на кошелек как поддержку для развития.

Зря. Если вы не просите а вам дают, значит заслужили. Кстати, патреон или что-то в таком духе не вариант?

Возможно, вам надо было продавать такой сервер не к славянской аудитории, мне кажется у европейских игроков спрос на такое был бы.
Продавать, не в смысле доната а как-то по-другому, вовлекая краудфандинг, или что-то в этом роде. Возможно, вам стоит ознакомиться с творчеством этого человека, и его планами по запуску своего сервера без доната:
https://www.youtube.com/channel/UC-C-HCzbx_kXqxlH2PbmOtA

Ответить
3

А может ли идти речь о возобновлении работы сервера ? Мне кажется найдется спонсор на этом сайте, который поможет. Вместе продумать бизнес-план и вперед. Если конечно всё действительно так как вы описали и у вас хорошая локализация(что редкость, если я правильно понял), если действительно многое работает.

Ответить
1

Не знаю, мне кажется что врядли. Тут просто не от меня зависит, я в одиночку не потяну, ведь скажем, общением с людьми у нас занимался отдельный человек, тестированием багов тоже отдельный. Это нужно чтобы прямо все согласились.

Ну и конечно играет свою роль то, что мы вообще закрылись. Думаю второй раз игроки уже не пойдут, не будет доверия)

Ответить
5

Как по мне, главное что имеется ядро, локализация и прямые руки. Новый сервер открыть(под новым названием) или даже перезапуск старого.

Новых людей можно найти очень быстро. Продумать монетизацию(она точно нужна, но очень грамотная) и вперед.

Ответить
3

Кто знает) оправимся от шока после такого года, обдумаем). Может все же Близзард захотят сделать БК сервера после Классики.

Ответить
–1

У автора какое-то незамутненное, детское восприятие мира. Или это стиль изложения такой.. вобщем впечатление, будто детишки стали делать проЭкт.

Ответить
4

Мне 33. Почти все кто с нами работал моего возраста. Самый младший был мой брат, ему 26. Может быть просто текст такой вышел.

Ответить
6

Просто вы романтик. Ни в коем случае не перерастайте это, на таких людях держится мир. Их очень мало.

Ответить
–1

Какой мир на таких держится? Мир в котором хитрые начальники заставляют таких романтиков перерабатывать, а другие сидят на их шее?! Нет, обращаясь к автору, меняйтесь, меняйтесь в лучшую для мира сторону - понимайте как он работает, понимайте какой именно мир хотите вы - мир с честным и справедливым населением. И надо за такой мир бороться! А не слушать вот это. В Беларуси ещё так точно можно дать отпор либертарианским детишкам.

Ответить
1

Без "детское восприятие мира" мы бы так и жили в говне.

Ответить
1

Это называется "хобби"

Ответить
3

Как сервер то назывался?

Ответить
3

На таких людях мир держится, уважение вам, ребята.

Ответить
2

Ну после классика уж явно нафиг не нужны будут пиратки вова.

По мне так единственные годные пиратки, так это допустим ваха онлайн.
Вот там проект закрыли и больше никак не побегать.

Ответить
2

Угу, или старварс гэлаксиз.
Но что-то вот линягу классик подняли, а всё равно скатили в ссаный донат... не все оф классики одинаково хороши.

Ответить
0

Ага, люди возьмут и бросят персов которым по несколько лет)
И вы так говорите, как будто игра на офф автоматически перечеркивает игру на пиратке

Ответить
0

Я просто смысла не вижу.
Играть на пиратке, когда еще на оффе сидишь?

Ответить
2

Потому что на пиратке есть друзья, знакомые, другой аддон. Все тоже самое как на офе, социализация

Ответить
0

Ммм ну любимый аддон я еще могу воспринять.
Но друзья и знакомые, да уж проще перетащить на офф.

Ответить
1

ПФФФ, есть куча людей которые плевать хотели на офф вов.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Умом я понимаю, что для многих подписка это огромный баьер. Но для меня лет 15 назад удивляли такие вещи, как кастеры. Сейчас уже позади гарнизоны и сложнейшие механики на боссах. Как можно быть настолько непритязательным?

Ответить
2

Было интересно почитать, автора и команду понять могу - если есть желание в чем то разбираться, настраивать, тестить, то вкладываться в это нормально, ну хобби такое. Не понимаю людей играющих на пиратках :) вот правда, в чем интерес играть на хромой сборке с кое-как прикрученными механиками в окружении багоюзов? Проникнуться духом «того самого ВОВ?», так гораздо проще найти людей и притвориться РП-гильдией, а искать дух ВОВа там где его никогда несводимость, ну такое себе

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Молодцы, но угодить человеку, а особенно геймеру это посложнее любого босса в вов.
Сейчас не модно, не слушать комунити, но выигрывают те, кто гнёт свою линию.

Ответить
2

Блин, после прочитанного сердце кровью обливается, хоть и сам в WoW никогда не играл.

Ответить
2

Чертовски жаль, что не успел застать ваш проект, чистый бк без доната это вообще мечта. Хотя на самом деле, донат это вполне допустимая вещь, если его грамотно ограничить. Например, не вижу ничего преступного в том, чтобы продавать маунтов и прочую косметику, все-таки труд рилм мастеров должен хоть как-то покрывать затраты на содержание.

Ответить
2

Автор и его коллеги могут смело собой гордиться, на мой взгляд. Я серьезно.

А вот тех странных людей, которые хотят играть на пиратках с донатом, я просто не понимаю.

Ответить
2

BREAKING!!! Никогда такого не было, и вот опять! Кучка сычей-идеалистов столкнулась с реальным миром, экономикой и психологией людей, и оказалось, что их старания никому не нужны даром!
P.S. Отдельные моменты было интересно читать, конечно

Ответить
–10

Не читал, но уверен, что речь там пошла про продажи ингейм барахла за реал и драмы связанные с этим.

Ответить
6

не читал, но уверен

Ну так и пиздуй отсюда

Ответить
–3

нет ты

Ответить
1

доработали варден

Это как? Варден это не отдельный античит, это комплекс примазанный к батлнету с момента появления батлнета, т.е много лет уже.

Или как-то по другому это реализовывалось на фришарде?

Ответить
3

под "доработали варден" я подразумевал дописывали смещения адресов для читов, кусок кода который выбирал какие вещи сохранять в базе данных а какие нет, и подключение модуля к ядру.
Я не знаю как варден реализован в батлнете. Но у нас он был сделан примерно так:
- отдельная таблица в которой лежали смещения по адресам и под каждое смещение код, который должен лежать в этих адресах.
- когда игрок подключается, модуль вардена проходит по всей этой таблице в базе.
- по каждому смещению читается содержимое и сравнивается с заготовкой.
- если что-то нашлось - результат пишется в отдельную таблицу.
- ну и по результату выдается там бан, или кик.
А сам модуль, именно его код нам портировал тот человек о котором я рассказал в тексте. Именно отдельными файлами. Частично дописывался в код ядра. Потом уже, до релиза, я еще раз правил те части которые в коде ядра дописаны. Но в сам модуль руками не лазил.

Ответить
0

Блин, сейчас почитал этот коммент, и понял, вы как чёртовы техножрецы из вахи или мекбои

Кароч, вот это - древняя хуёвина от наших предков, хуй знает как работает но работает, прикрутим к ней другую древнию хуёвину из говна и палок, и оно будет более менее работать. Как? Омниссия его знает, ты главное туда не лезь, это дух машины рассердится и пуляла не будет работать.

Вспоминаю те времена когда поднимал и держал серваки для себя(в первую очередь) и друзей в майнкрафте - на спиготе и модами, как отлавливал конфликты и фиксил сборки, так вот это было детским лепетом по сравнению с твоим лонгридом. Титанический труд!

Ответить
0

Интересно, тот человек, что купил шмот Т5, требовал ли вернуть деньги обратно, когда люди ушли с сервера? Успехов поднять сервер, не совершайте ошибок)

Ответить
3

Вот не знаю)
Админ сервера того жил в соседней общаге. Мы играли там почти два семестра, и он однажды сказал что будет делать вайп. Все конечно напряглись, но он пообещал что все будет норм, он чистит базы и т.д.
Сделал вайп, наша гильдия сумела закрыть Каражан и кого-то там еще закрывали багами. Но все равно закрыли уже после вайпа.
И тут появляется человек в полном т5. Это был шок у всего сервера. Ну а слухи быстро поползли от знакомых админа. В итоге альянс и орда собрались вместе, поговорили и свалили на другой сервер. Уже не общажный, а городской.

Ответить
6

Хоть где-то альянс и орда работают сообща)

Ответить
2

Когда орда сосед, причём натуральный сосед по общаге — по другому и не получается.

Ответить
1

Тоже раньше держал в локальной сети сервер WOW. Сначала классик на WoWEmu, потом BC на Mangos. Вот было прекрасное время. Хоть много чего не работало, но подкрутить рейты и вот вчетвером уже можно убивать боссов. Так же делал мелкие правки в базе данных, ядра качал готовые с русского сайта мангоса.
P.S. На счет локализации, на официальных серверах ведь во времена BC появились русские серверы с локализацией. Почему квесты не все переведены в существующих базах? Я базы всегда качал от YTDB.

Ответить
2

Квесты не переведены, потому что русскими переводами никто не занимается (немецкий, испанский, или еще какие-то я находил). Почему часть квестов осталась на английском на вовхеде я сам не понимаю, я надеялся с вовхеда накопипастить себе переводов, и попался на то что их нету.
Скорее всего это происходит из-за того что БК серверов пираток вообще мало. А тем которые есть проще поставить локализацию Лича чем заниматься переводами. И локализация Лича покроет большой кусок.
Много квестов не переведены частично. К примеру текст квеста переведен, а когда сдаешь квест - текст не переведен. Или такие куски - ты берешь квест, а потом снова говоришь с npc не выполняя квест. Текста на русском тоже нет.
Не переведены квесты цепочек шаманов альянса и паладинов орды, цепочки локов на петов.
Ну и играет большое значение рейты сервера. Если они выставлены выше x1, то куча квестов останется на английском. Игроки их просто не будут выполнять.

Ответить
1

Вспомнил, как проходил процесс локализации баз для эмуляторов. Сначала делали квесты на оффе, а потом выдирали данные из кэша игры и уже эти данные заливали в базу. Видимо не успели тогда собрать все данные, до выхода лича.

Ответить
1

Очень похоже на то. Я видел квесты на вовхеде, где то место, куда должно быть подставлено имя игрока, уже заменено на рельный ник. И если взять такую локализацию с вовхеда напрямую, без переработки, то в игре не будет подхватываться ник игрока выполняющего квесты.
Игрок с ником Октар придет сдавать квест, а ему npc ответит: "Спасибо тебе, Енрэйдж. Возьми награду!".

Ответить
0

Все равно не понимаю, о чем речь. Можно хоть один пример квеста с вовхеда, который есть на английском, но нет на русском?
Так то официальная локализация со времен как раз TBC и существует.

Ответить
0

К сожалению базы данных сейчас отключены, я не смогу дать ссылку на нашу базу с переводом. Но вот пример одного квеста с вовхеда.

https://ru.wowhead.com/quest=8330/%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Если развернуть вкладки "Прогресс" и "Завершено", то можно будет увидеть что куски текста остались на английском.

Причем таких квестов уйма. Где-то что-то одно не переведено, где-то другое. И это еще в обсуждении перевода не учтено, что отсутствуют переводы других кусков баз данных.
Разговоры и эмоции npc, фразы на эскорт-квестах, эмоции боссов. Всю эту солянку мы вытягивали, перепроверяли и переводили.

Ответить
0

Хм, и правда. Похоже на косяк вовхеда, ведь игра переведена полностью, что хорошо продемонстрировано в видео из русскоязычных комментариев к этому квесту.
В таком случае, вопрос: откуда вы брали английский, разве не из клиента?

Ответить
0

Английская версия базы данных есть изначально, она вместе с исходниками берется. А потом в ней косяки уже исправляются руками.
Вот любой другой язык накатывается поверх. И нужно таблицу искать с переводом и править в ней ошибки, или писать с нуля свою.

Ответить
0

В общем, я так понимаю, что тексты все-таки хранятся на сервере, поэтому русский клиент и бесполезен для пиратов. А пиратская база данных была сформирована на основе вовхеда и/или аналогов на английском и попала к вам as is.

Ответить
2

я так понимаю, что тексты все-таки хранятся на сервере

Так и есть.

А пиратская база данных была сформирована на основе вовхеда и/или аналогов на английском

Тогда не было такого. Все тексты извлекали из кэша игры, который собирался по мере твоей игры. Увидел моба в игре, его имя попало в кэш. Взял квест, текст этого квеста попал в кэш.

Ответить
0

Да, за перевод квестов отвечает база данных.
К примеру перевод талантов и спеллов - это клиентская часть. Чтобы поправить что-то в описании таланта (а там куча косяков), нужно самому извлечь файлы, сделать правку и внести её обратно в клиент. Но увидеть такие правки может только тот, кто скачает твой клиент.
Такие вещи решаются написанием своего лаунчера. Тогда ты вносишь правки в клиент, а лаунчер игроков докачивает патчи.
А вот с квестами такое не прокатывает. Приходится переводить и подключать к своим базам. И игроки уже в зависимости от своего клиента будут видеть ту локализацию которая им подходит.

Ответить
0

А можно ли где-то скачать твои наработки, пощупать?

Ответить
3

Нет, свои я никуда не выкладывал. Но можно скачать любые открытые исходники больших команд и посмотреть их работу. Там будет почти то же самое, только багов больше и нерабочих мест. В качестве примера могу привести Cmangos или Mangos-one.

Ответить
1

а можешь подсказать где продаются сборки нормальные или исходники, вообще вопрос интересен для развития

Ответить
2

Я не знаю такого места.
Лично я общался с одним человеком, который продавал исходники и утверждал что у него работает вообще все. Мне хотел чтобы он сделал фикс мне, и заходил к нему на сервер оценить работу. Это вообще жесть была, там не то что детали не работали, но не работали даже простые вещи.
К примеру после контроля мобы бежали на начальную точку по воздуху. Не работал выход из кроуд-контроля. Не работал выход из боя. Все эти вещи уже давно на открытых исходниках реализованы. А тут человек их продает.
Ходят слухи, что существуют очень хорошие исходники БК. Но я их не видел, и не общался с теми людьми кто бы их видел. Может где-то и есть.

Ответить
0

Сейчас вы описали типичный донат сервер

Ответить
0

Так а чего бы и не выложить в открытый доступ ваши наработки? Всё равно же вы не собирались на них зарабатывать, вдруг кто-нибудь да подхватил бы ваше начинание :)

Ответить
1

Эх сервер даркреалм 3 года играл в линягу на нем.
Уже закрыт давно вроде. Но воспоминания свежи.

Ответить
1

Хотелось бы почитать про реализацию разных механих, ну или посмотреть что там под капотом

Ответить
1

Помню мы в 8 классе сами втроём сделали сервак вов. В далёком 8-9 годах. Сервак был популярен на районе в мирке сидели общались никто не знал сколько нам лет . Смешно было потом на сходке когда пришли ребята лет по 20 и даже 30 был мужик . А в итоге админы этого крутого фан сервера были школьники . И у нас и у них наверно эта встреча отложилась на вечно).

Ответить
0

Спасибо за крутую историю.

Добавлю от себя,
Те кто не хочет играть в донат, но готовы поддерживать сервер, ушли к близам и ждут классик.

Вообще, можешь воскресить проект на полукомерческой основе. Те кто донатят получают цветной ник как те кто поддержали проект, и всё.

Привет из Минска тебе)

Ответить
2

Пожалуйста)
Думал что длинновато вышло, но многие прочитали.
Классик сейчас все ждут. Интересно, что после него Близзы сделают.

Ответить
1

Скажу так, этот сайт раньше и был для лонгридов, сам ушёл из Шазу, ради таких клёвых постов, сейчас одни казуальные копипасты на две строки из шазу на этом сайте.

Ответить
0

"Так как сервер наш уже закрыт, тут я пишу чтобы рассказать что по итогу у нас получилось"

Получилось, по всей видимости, так себе :D

Ответить
0

захотелось прям ворваться в тусовку и помочь, но потом началась печальная часть статьи ( но если что - велком в личку

Ответить
1

Спасибо за предложение, но мы уже все закрыли, и хосты отключены.
Сегодня вышла классика. До того как начинать опять думать о БК, игрокам нужно дать хотя бы год наиграться на оффе.

Ответить
1

тем не менее - имейте в виду :)

Ответить
0

Не понял почему закрыли. Игроки ушли? Дорого тянуть?

Ответить
1

Закрыли потому что после релиза и такой рекламы получили 120 онлайна всего, поняли что он был никому не нужен. Ну и увидев итоги многие сильно пали духом и не захотели продолжать его поддерживать.

Ответить
0

автор, расшифруй аббревиатуру "БК" хоть один раз

Ответить
1

Бёрнинг Крусэйд, первый аддон для вов

Ответить
0

Лучше спроси у автора, почему Альянс и Орда до сих пор сражаются, хотя уже 15 лет каждый аддон общими усилиями побеждают угрозу извне.

Ответить
0

я не особо в теме лора, но оркам всегда надо сражаться

Ответить
0

спасибо, познавательно

Ответить
0

Спасибо, действительно познавательная история.

Ответить
0

Большое уважение от маленького человечка (меня) :)

Ответить
0

для бездонатного сервера в вашей статье слишком часто мелькает слово "донат".

как владелец действующего на протяжении нескольких лет, бездонатного сервера другой популярной онлайн игры, я вас исключительно понимаю. многие похожие ошибки делал сам. такие проекты как глоток свежего воздуха для зрелой аудитории и живут только на голом энтузиазме.

свой проект закрою только тогда, когда с него уйдет последний игрок. хотя порой в одиночку очень сложно за всем следить с любой точки зрения.

Ответить