{"id":743,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0443 \u0438\u0433\u0440 \u0437\u0430\u0440\u0430\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u043e\u0431\u044a\u0451\u043c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=743&url=https:\/\/dtf.ru\/gamedev\/695009-preprodakshn-igrovyh-proektov-kak-ocenit-obem-rabot-na-starte-i-ne-sgoret-k-dedlaynu&hash=1a822d2c55da22ce0e5291ead45f52fd605c09bfa168649dd6509b03c10f15f5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Враг Народа

«Непоколебимый фундамент»— или история о том, как «Алан Уэйк» постигает наш страх неизвестности

Неустанная борьба света и тьмы проходит линией через всю историю человечества; издревле этот конфликт освещался и переосмыслялся в нашей — общемировой — культуре. Почти всегда это противопоставление добра со злом, чести и коварства, добродушия и эгоизма, возведённых в абсолют.

Однако нередко промелькивает и идея об этих двух силах как о вечном противостоянии непоследовательного поведения окружающего мира. Как о порядке и хаосе, правде и лжи, яви и фикции.

С первого взгляда показаться может иначе — а многим показаться может ничего вообще -, но одним из ярчайших общекультурных феноменов, демонстрирующих самый иррациональный из глубинных и самый глубинный из иррациональных страхов каждого из нас является «Алан Уэйк».

Сей низкий поклон постмодерну не может позволить себе пересказ сюжета, который разбирает; это потребовало бы огромных усилий и едва ли бы передало величие оригинала. Посему рекомендую сначала хотя бы обзорно ознакомиться с событиями «Алана Уэйка».

В ходе своего «расследования» я, к сожалению, не смогу раскрыть все потаённые уголки игры; на то не хватит ни времени, ни конкретики, которую авторы время от времени опускают в угоду собственному видению, ни терпения читателя. Так что я пройдусь только по ключевым моментам произведения, которые при внешней примитивности копают вглубь вплоть до самого таинственного нашего страха — страха перед неизвестностью и «отсутствию почвы».

Первоистины Света и Тьмы

Мир нам привычный строится на бинарной логике Аристотеля — явление или сущность либо есть, либо нет. Каждая молекула, каждая клетка и каждый, даже самый слабый, поток энергии имеет своё место, а потому Вселенная движется по единому неизменному пути.
Свет здесь выступает в качестве скрепки: он показывает человечеству один нерушимый облик окружающего мира, его законов, последовательностей.

И сознание, требующее определённости для здравого существования, с радостью принимает выставленные правила. Камень не станет в одночасье водой, ведь магия — удел сказок, а фантазии существуют только в пределах нашего мозга… правда ведь?

И да, и нет.

Когда мы, например, входим в тёмное помещение, мы не знаем, что в нём находится, какие опасности, проблемы или радости ждут нас — в физическом и метафизическом смысле нам элементарно не на что опереться.
На эту тему существует немалое количество психологических исследований, сводящихся в общем счёте к одному: мы рыщем в поисках уверенности, чёткости мира. Истине. Для этого мы придумали и законы физики, и постулаты эзотерики.
Мы — сознательно или нет — желаем знать будущее, а не быть его жертвой.
Это лежит в основе психики и чувства безопасности.

Когда же ориентира нет долгое время, человек начинает неосознанно придумывать его, используя уже существующие образы. Стереотипы — классический случай, который, кстати, обыгрывается в недосиквеле Алана.

Но об этом как-нибудь в другой раз.

Воплотить себя из ничего

Важно то, что именно той вышеописанной слабостью перед неизвестностью пользует противник света, олицетворённый в игре в образе Тёмной Сущности — для простоты понимания все силы тёмной плеяды будут автором называться её именем.

Она использует существующие чувства, мысли и видения человека и воплощает их, пожирая их и обладателя — так или иначе. Однако в этой, казалось бы, неизбежной погибели для нас существует одна пробоина, которая заставляет Сущность прибегать к весьма специфическим методам.

В день в человеческом сознании появляются и исчезают более десяти тысяч мыслей и эмоций. И все они в равной степени влияют.
Происходящее во владениях Тьмы крайне нестабильно: оно сшито из воспоминаний и ощущений, а потому постоянно деформируется.
Это хорошо продемонстрировано в обоих дополнениях к оригинальной игре, когда Уэйк пытается выбраться из Тёмной Обители.

Естественно, Тёмную Сущность с её неуёмным желанием власти не устраивают результаты вроде секундной манифестации в тёмной комнате из-за мимолётного страха семилетнего мальчика; не хватает ей и более стабильной, но всё такой же мелкой реализации в образах локальных легенд.

Ей нужна фантазия стабильная. Ту, которую можно исказить в свою пользу и ту, которая позволит утвердиться в мире, где чуждой силе нет места. Ей нужно эксплуатировать творчество.
«Её коллега» по эту сторону, небезызвестный любитель нажиться на чужом творчестве доктор Эмиль Хартман замечает особенность влияния озера и организовывает «курсы лечения» запутавшимся людям, чтобы те отпускали рациональное сознание и впускали внутрь нечеловеческую силу, вдохновлялись ей.
Он получал славу и авторитет, а они вдохновение и постепенное превращение в послушных аморфных созданий.

До чего стремление использовать Тьму в собственных целях Хартмана довело, мы также знаем. (Спойлер: до огромной антропоморфной твари, в которой соединились две наиопаснейшие формы жизни)

Но картины не дадут распространения: они лишь запечатлевают отдельные образы, а не полноценное вторжение. И Сущность находит решение в литературе — прозе или лирике.

Мастер слова буквально «врежет» Тьму в реальность, с её силами сломает привычный ход вещей и позволит ей постепенно заполонить мир, взамен исполняя любое желание первого. Именно на эту удочку (все же поняли каламбур?) Тёмная Сущность поймала Алана Уэйка.

Как неизвестность в обсессию превращалась

Если обратить внимание, то можно заметить, как отличается отношение к происходящему в Брайт Фоллс у разных персонажей.

Так, Барри или Сара Брейкер, лишь помогающие Уэйку в его истории, видели и ощущали Тёмную Сущность исключительно в образе захваченных ею враждебных Одержимых. Воспринимали её как врага, которого нужными инструментами можно уничтожить, а не как сверхчеловеческую концепцию.
Они не теряли хватки, веры в рациональное, а потому впоследствии вернулись к нормальной жизни.

Те же, кого непосредственно касалась Тьма, менялись навсегда. Прежде всего деформировалось их восприятие: они больше не могли смотреть на мир прежними глазами или вовсе теряли человеческое мышление.
Судьба и рассудок Алана искривляется ещё задолго до того, как он впервые ныряет в озеро Колдрон. Его и многих других.

Всему виною, как это водится в заправских романах, становится веселоватый стихоплёт по имени Томас Зейн в 1970-ых, когда в водах озера Колдрон утонула его возлюбленная, Барбара Джаггер. Он возродил её с помощью сил Тьмы, но последняя оставила на любовнице поэта неисправимый след: девушка больше не была собой; была она одержимой тем образом, который вселил в неё Зейн.

В сценарии для пущей параллели имена героев заменены. И да, куда ж без инглиша в наши тёмные времена…

В отчаянии поэт ныряет с реинкарнировавшей Барбарой в воду, уже никогда вновь не увидев света. Но он, понимая свою ответственность, зачинывает историю Алана Уэйка, чтобы тот покончил с Тёмной Сущностью раз и навсегда.При этом Зейн оскверняет судьбу ещё одного человека — Синтии Уивер, которая должна была хранить важный для успеха Алана предмет. Том превратил её влюблённость в манию, буквально заставив её жизнь отдать на служение одной цели.

Интересно то, что эти «осквернения» происходят исключительно по воле писателя: персонажа с лёгкого пера одурманивает Тьма, переписывая характер ради продвижения прописанного сценария.
При этом Сущность всегда ищет погрешности, чтобы обратить жертву в свою пользу.

Алан осознаёт ответственность и масштабность нависшей угрозы; потому Уэйк старается провести сюжет согласно характерам людей, а не вопреки им. Алан знает, что Тьма подчинит себе тех, чья новая судьба будет перечить их «первородной» судьбе. Он меняет обстоятельства, а не героев — но получается это у него далеко не всегда.

Тема одержимости единым замыслом подмигивает игроку с первых минут; мелочь, а факт.

Кроме Одержимых, навсегда потерявших собственную личность, Алан вовлекает в соприкосновение с силами теней официантку Роуз, навсегда оставляя её сумасшедшей, одержимой на идее света. Заточённым вне привычных реалий оказывается и агент Найтингейл, судьба которого до сих пор остаётся загадкой.

Однако, возможно, влияние Уэйка ушло дальше Брайт Фоллс. Да, скажет, кто-то, второе дополнение к Контролу чётко показало, как Алан чуть ли не придумал целое федеральное агентство, но речь не о том.

Сами игры, различные материалы по ней, тот же «This House of Dreams» и прочее — быть может, у этой кучи слов, мыслей и опасений есть бОльшая причина?
Быть может, некий писатель действительно заточён в подводных глубинах, а «Уэйком» старается докричаться до мира «здравого скепсиса»?..

Кто ж знает, что у гения в голове...

Но довольно спекуляций; пора бы и вывод выводить.

Всё противостояние света и тьмы в игре становится борьбой двух детерминирующих систем. Тьма покушается на «объективную реальность», базируясь на подсознательной вере людей и манифестируя себя с помощью творчества — поэзии, музыки, литературы или даже мифов, имеющих особую значимость в окрестностях Брайт Фоллс. Она паразитирует на страхе, изменчивой и при том загнанной в жёсткие рамки натурой искривляет человеческое сознание.

Она подсовывает сладкую ложь, реализует желания жертвы, даёт ей опору и надежду в пустоте, но всегда, всегда и всегда остаётся во власти, превращая жертву в безвольную марионетку, кусочек за кусочком поедая её разум и личность...

А засим всё.
Спасибо за внимание!

З.Ы. И да, я знаю, что срезал кучу углов, кучу моментов, которые подтверждали бы мою точку зрения и углубляли тему. Но с ними бы статья была бы слишком громоздкой и постоянно отвлекалась бы от заданной темы.
В конце концов, всё это можно отследить самостоятельно и с достойным погружением.

{ "author_name": "Враг Народа", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 70, "favorites": 129, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 664637, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 07 Mar 2021 16:41:20 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–1

Буквально в январе впервые ознакомилась с этой игрой. Я знала, что игра культовая и всё такое, так что было интересно самой ознакомиться. В итоге я поняла только одно - Алан неуравновешенная истеричка, да и в целом неприятная личность. А ещё он дохлый и спринтить нормально не может. Сама история усиленно пытается из себя что-то изобразить, но если бы это был фильм, то это был бы фильм категории Б. Хорошо, что разрабы это смекнули и в American Nightmare отыгрались на этом. Вообще, кстати, AN мне понравился даже больше, потому что Алан, как личность, стал приятнее, спринтить нормально наконец-то научился, история без псевдофилософии и с понятной целью и антагонистом, оружие лучше, враги разнообразнее, поиск страниц имеет смысл. Единственное, что в оригинальном Алане понравилось - красивые пейзажи, да и в целом атмосфера. Она действительно обволакивает и погружает в себя.

Ответить

Эстетический фитиль

Floret
4

Сюжетно это прям очередная книга Стивена Кинга, я даже сказал бы очевидный оммаж на Дьюма-ки, где тема влияния древнего зла на творчество тоже обыгрывается.

В принципе, Стивена Кинга я любил читать не из-за общего сюжета, а из-за атмосферы, которую он создавал в своих книгах. С Алан Вейком так же, как игра она средненькая, но за счет клевой атмосферы и сериальной подачи ее приятно проходить.

Ответить
1

И как же круто , что все игры связаны одной вселенной, и вейк и квантум и контрол, все никак не решусь на марафон начиная с вейка  сделать.

Ответить
1

Дело в том, что у Кинга не выстраданные книги, которые он годами пишет. Он взял и написал по изи. Если бы Алан Вейк не был выстраданным долгостроем, то, может, что-то подобное и прокатило, но я так понимаю, что там больше сосредоточились на технической стороне игры нежели сюжетной. Но, честно, любое "древнее зло" это уже такая тривиальность, как бы его не подали, что как-то нету к нему автоматически интереса (лично у меня). Мне почему-то казалось, что там будет как-то тоньше и загадочнее, а тут прям вот тебе зло, оно всё такое тёмное, вот тебе лучи света, мочи тёмное зло. А чтобы всё не было так банально, считай, что это тёмное зло - это аллюзия. Секунду, но ведь что-то подобное уже было в сайлен хилле! Нет, там враги не боялись света и не дымились чернотой! Ууууу, как страшно, темнота, чернота, уууу!

Ответить
1

Сюжет до Кинга там не дотягивает совсем)

Ответить

Эстетический

Roma
0

Ну да, Кинг мелочи лучше прорабатывает, из которых и создается общая атмосфера и чувство.... правдоподобности что ли, не могу найти пьяным подходящее слово. 

Ответить
0

Я не то чтобы его фанат, но он всё-таки феноменальный писатель. Ярви тоже не рядовой, но почему Уэйк такой унылый большую часть времени, я не понимаю. Когда в конце появился мистер Скрэтч, я думал, сейчас начнётся дичь и движуха, но нет.

Ответить
2

 не надо 

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Не, ну тут уж лучше...

Ответить
2

Тогда уж ещё лучше:

Ответить
0

Спасибо за статью. Очень люблю игру, всегда интересно почитать.
Но не могу не сказать, что текст очень тяжело читать. Какой-то странный слог у автора.

Ответить
0

"Странный слог"?.. Можно поподробнее?
Просто неоднократно слышал в свой адрес подобное, а конкретики найти не могу сам.

Ответить
0

Сложный вопрос. Умел бы красиво объяснять, сам работал бы с текстами и писал статьи. :)
Скажем так, у тебя есть грамматические ошибки которые в комбе то ли с авторским стилем, то ли со стилистическими ошибками образуют очень сумбурный коктейль.
Пара примеров.
"Игра постигает наш страх" - воспринимается как неверное словоупотребление, ведь игра не может ничего постигать. А может авторский стиль такой?
"Однако нередко промелькивает и идея об этих двух силах как о вечном противостоянии непоследовательного поведения окружающего мира"
Очень сложно сформулирована простая мысль. Слова заплетаются. Попробуй прочитать это вслух за один выдох. Обычно помогает понять, все ли ок с формулировкой.
Плюс там есть мелочи, ломающие ритмику, типа "промелькивает и идея" - тут две "и" подряд сливаются.
"противостояние непоследовательного поведения"... Не понятно, что это.

В общем, переусложняешь простые вещи.

Ответить
1

Ага...
Я (в том числе) зачислял такие заскоки в скорей положительные качества речи.
...

Спасибо за пояснение.

Ответить
0

Че он в это озеро полез, креститься что ли хотел? А еще я не уважаю Алане Вейка

Ответить
0

надо ли играть в AW, если я щас контрол прошёл и дополнение хочу сыграть? и стоит ли вообще проходить сейчас в 2020 или уже устарело?

Ответить
0

Перепроходил недавно. К моему удивлению, игра почти не устарела, иногда резала глаз анимация. Крайне советую к прохождению.

Ответить

Комментарии

null