ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

ВНИМАНИЕ, СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ К ОБЕИМ ЧАСТЯМ ДИЛОГИИ ТЛОУ!

И так не будем тянуть время и я сходу выражу свое мнение по поводу сюжета второй части: мне он понравился. Более того, насколько бы мое суждение не звучало резко и провокационно, я считаю что драматургия второй части в некоторых местах вышла на новый уровень даже в сравнению с первой, однако я отсужу свой пыл и параллельно сделаю заявление, что несмотря на это, первая часть вышла гораздо более ровным и целостным произведением по сравнению со второй и обладает одной из лучших (даже по мнению самого Дракманна, сценариста дилогии) концовок за всю историю интерактивных развлечений. Однако последний пункт я затрону в последнюю очередь, так как центром обсуждения является вторая часть. Собственно, приступим.

ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

Хотелось бы сразу обозначить главную претензию и недостаток второй части: даже несмотря на флешбеки, которые отвечают на вопросы, оставшиеся с первой части, на мой взгляд она имеет слабую художественную связь с первой в глобальном плане. Если спросить у кого-нибудь человека, который прошел первую часть на консоли или посмотрел прохождение на ютубе, а про что вообще была первая часть Одни из нас? Он наверняка ответит: "Эта игра про выживание в постапокалипсисе взрослого мужика и маленькой девочки" и будет СОВЕРШЕННО прав. Поверхностно, не вдаваясь в детали, он совершенно верно обозначит концепцию игры, потому что как ни крути она является более ярким представителем жанра постапокалиптика, приземленной постапокалиптики я бы даже сказал, первая часть от и до была про это.

ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

Если же задать еще один вопрос этому же простому обывателю, а про что вообще была вторая часть, он с затруднением ответит что-то в духе: "Ну, вторая часть рассказывает про месть и ее последствия", ВСЕ.

ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

А теперь давайте попробуем соотнести тематически про что были первые и вторые части , поскольку первая и вторая часть существуют неразрывно друг от друга: Выживание в постапокалипсисе /= круг мести. И это одна из главных и глобальных проблем сюжета второй части. Видите ли в чем дело, даже синопсис игры звучит как филлер/ответвление сюжета, "месть лесбиянки" как выразился бы один из противников сюжета второй части и по большей части был бы прав.

ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

Давайте я вам попробую объяснить более рационально и математически: у сюжета тлоу 2 в глобальном плане есть 2 временных промежутка - один основной, повествующий о противостоянии Элли и Эбби и второй, который является связующим мостиком между событиями первой игры и второй, состоящий целиком и полностью из флешбеков. И главная художественная проблема второй части заключается в том, что основная линия игры имеет мало общего с первой частью. Выживание, которое была одной из центральных тем первой игры, в этой игре отодвинуто на задний план, а не передний выставлено корыстное желание мести. Зараженные, которые в первой игры являлись неразрывным элементом с общей тематикой постапокалипсиса, в этой не играют никакой роли в глобальном плане. Давайте я попробую переформулировать свое предыдущее сравнение первой и второй игры. Утверждение, что первая часть целиком и полностью про выживание в постапокалипсисе, верно лишь наполовину. Потому что вторая половина - это взаимоотношения двух центральных персонажей, Джоела и Элли. А центральной темой их взаимоотношений была любовь. Итак: первая часть была про любовь. Вторая является полной противоположностью первой - она про ненависть. И это слова Нила Дракманна, одного из главных сценаристов второй части.

Интервью Нила Дракманна на конференции PlayStation Experience 2016.
Интервью Нила Дракманна на конференции PlayStation Experience 2016.

Да, давайте я все таки сделаю важную ремарку в матчасти и уточню, что Нил Дракманн, который является главным объектом нападок за все смертные грехи сюжета второй части, является лишь одним из сценаристов второй игры. Сейчас будет откровенный момент для некоторых личностей - знакомьтесь, это Хелли Гросс, второй сценарист Одни из Нас Часть II.

Сценарист телесериалов «Мир Дикого запада» и «Банши», камни в которого летели меньше всего.
Сценарист телесериалов «Мир Дикого запада» и «Банши», камни в которого летели меньше всего.
Дракманн иронизирует после рассказа про случай с клюшкой для гольфа.
Дракманн иронизирует после рассказа про случай с клюшкой для гольфа.

Но давайте вернемся к сюжету второй игры. Главная мысль, которую я хочу донести, это то что несмотря на все недостатки сюжета второй части, за которые эту игру невзлюбили (все помнят ревью-бомбинг оценок игроков на метакритике), я должен отметить, что именно он же является главным преимуществом игры. Однако эту тему я оставлю на потом вместе с разбором концовки первой части, а прямо сейчас поговорим про недостатки.

Игроки и журналисты явно не сошлись во мнении. Впрочем, подтверждения того, что первые прошли игру полностью, нет.
Игроки и журналисты явно не сошлись во мнении. Впрочем, подтверждения того, что первые прошли игру полностью, нет.

Анализ сюжета тлоу 2 - целиком и полностью про психологию. В данном контексте не персонажей игры, а тех, кто этот сюжет будет воспринимать: убийство Джоела как завязка сюжета.

Наверное, один их самых скандальных эпизодов игры, вызвавший фрустрацию и ненависть у солидной доли свидетелей сего события. Но по мне главная проблема не в том что игра сходу убивает одного из знаковых персонажей франшизы, а в том что, с одной стороны, являясь одной из мощнейших завязок за всю историю игровой индустрии, так как лишает игрока практически родственного человека (особенно по отношению к главному герою второй игры - Элли), при этом постановка, отыгрыш актеров, эмоциональный накал высшем уровне, в то же время порождает ряд недостатков:

1. Мы провели слишком мало времени со ВЗРОСЛОЙ Элли и Джоелом, из-за чего это приходится компенсировать солидным количеством флешбеков.

Судя по концепт-арту, изначально в игре были сцены взаимоотношений Элли и Джоела вне флешбеков, но в финальной игре этих эпизодов нет.
Судя по концепт-арту, изначально в игре были сцены взаимоотношений Элли и Джоела вне флешбеков, но в финальной игре этих эпизодов нет.

2. Основная тема - месть Элли за смерть Джоела, слишком быстро исчерпывает саму себя и не является в должной мере самодостаточной, чтобы обойтись без флешбеков и событий, закрывающих вопросы, возникшие в первой игре. Эта проблема настолько масштабна, что разработчикам даже пришлось ввести второго центрального персонажа - Эбби, которая занимает от общего хронометража примерно 40% игры, для того чтобы основной сюжет казался более целостным и полным, что порождает еще один недостаток - это низкая моральная точка Эбби, поскольку игрок начинает прохождение за явно плохого персонажа, который отнял жизнь у одного из любимейших персонажей всей франшизы и продолжит воспринимать ее такой, до тех пор пока игра не сделает флешбек, содержащий один из главных и сильнейших твистов всей игры.

Сюда же можно добавить очевидную повестку (при чем я даже не про сюжетную линию Льва, а про сцену с лесби-семьей Элли х Дина) и небольшой людо-нарративный диссонанс при игре за Элли, в которой 50 кг девушка выносит пачками взрослых мужиков.

Та самая сцена, на которую в отечественной гомофобной среде почему-то никто не обратил внимания.

И что, неужели с сюжетом игры все настолько плохо? Нет, парадокс игры в том, что при всех ее недостатках в совокупности, сюжет тлоу 2 - просто феноменальный и потрясающий и в некоторых моментах с легкостью укладывает на лопатки первую часть. Помимо сильной завязки, игра просто наполнена сильными режиссерскими моментами именно благодаря своему настроению. Игра жестокая, бескомпромиссная, взрослая, корыстная, бесцеремонная и беспощадная. Она раз за разом наносит тебе удар по яйцам, а потом и вовсе переворачивает трактуемые события вверх тормашками, меняя точку зрения игрока на противоположную, выставляя Элли главным антагонистом игры и это просто ПРЕКРАСНО.

ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

В игре отличные продакшн и геймплейные ситуации, из-за чего каждая стычка Элли и членов вульфа приносит просто неописуемое наслаждение, особенно мне понравилась сцена где Элли вырывается из плена и со всей жестокостью втыкает нож в горло Поперечного, за счет интерактивности такой уровень сатисфакции достижим лишь в видеоигре. А потом в геймплейном отрезке за Эбби, который по таймлайну происходит до основных событий за Элли, тебе демонстрируют всех еще живых на тот момент членов Вульфа, которых ты убил своими руками, играя за Элли и в этот момент ты чувствуешь себя монстром. И игра буквально состоит из подобных сцен.

Сцена убийства Джордана, весьма качественно поставленная.

Но знаете что меня немного напрягает? Вот вроде бы тлоу 2 вся такая комплексная и большая, с кучей временных промежутков и флешбеков и при этом чуть ли не в 2 раза длинее чем первая часть (у меня на прохождение первой на нормале ушло 12 часов, на прохождение второй - 22 часа, для сравнения), но при этом она ее повествование на 90% состоит из локального конфликта, никак не затрагивающий основной сюжет. Потому что глобальный сюжет она закрывает, хоть и сильными сюжетными ходами, например вроде того что оказывается, что Джоел убил последнего врача, который мог сделать вакцину, добавляя тем самым еще больше серой морали (о ней мы еще поговорим), но закрываются эти сюжетные арки где? Правильно - во флешбеках, причем даже не игровых, а в катсценах. И подобное пренебрежение глобальным сюжетом вселенной тлоу я считаю существенным недостатком второй части. А еще помните насколько приземленной ощущалась первая часть по сравнению со второй? А знаете почему? Потому что первая часть имела ровный последовательный таймлайн С ПОЛНЫМ отсутствием флешбеков и в целом рассказывала более приземленную историю, несмотря на наличие в ней персонажей вроде Элли, имеющей иммунитет от кордицепса. Там все-таки присутствовали некоторые элементы бытового выживания хотя бы в рамках сеттинга, а во второй мы что имеем? В первой части драматургия во многом строилась именно на особенностях сеттинга и в этом была ее некоторая шедевральность, вот например сцена где Генри, старший брат Сэма, покончил жизнь самоубийством из-за того что его младшего брата укусил зараженный (а я напомню, что в тлоу 2 ни один из ключевых персонажей даже не умер от укуса зараженного или не по осторожности).

Одна из самых драматичных сцен первой части.

Или вот например в мире пост-апокалипсиса тлоу проблемы с электропитанием, из-за чего сцена в Джексоне, где Джоел и младший брат Томми становятся свидетелями работы генератора, выглядит действительно счастливой и обнадеживающей.

7:28, жители Джексона чинят генератор.

А в тлоу 2 персонажи, как бы это сказать, все на готовеньком, особенно это ощущается на базе Вульфа, инфраструктура которого чуть ли не самая крутая во всей вселенной тлоу, но при этом не имеющая хоть какой-то внятной предыстории (может быть она была в записках, если это так, более внимательные игроки, поправьте меня в комментариях).

Хотя сама сцена, конечно, впечатляющая.

С другой стороны будет кощунством не заявить, что тлоу 2 все-таки предлагает некоторые вещи взамен. Например помимо уже вышеупомянутой организации Вульф, в игре есть религиозная секта под названием Шрамы, вера которых состоит в том, что кордицепс - это кара божья в результате деяния грехов, совершенных людьми.

Граффити в честь предводительницы.
Граффити в честь предводительницы.

Вообще если первая часть была как бы про выживание и разрешение некой глобальной проблемы, то вторая это уже больше развлекаловка с противостоянием двух сторон, которые имеют между собой некий локальный конфликт (Вульф х Шрамы, Элли х Эбби) в мире, где по сути нет надежды на светлое будущее и людьми вынуждены приспособиться к тому, что они имеют.

Но сейчас хотелось бы поговорить и о положительных сторонах сюжета тлоу 2. Помимо того что игра закрывает сильными сюжетными поворотами вопросы, возникшие в первой игре, со своей серо-моральностью игра справляется на все 100%. Эбби, насколько бы неоднозначным персонажем он ни был, не является полностью машиной убийств, а имеет свои вполне человеческие слабости и черты. Например, когда противники Эбби говорят насколько Дракманн написал плохого и неубедительного персонажа, хотелось бы напомнить о том, что Эбби ДВАЖДЫ пощадила Элли в моментах когда она могла легко ее прикончить, во второй раз правда не без помощи Льва, но об этом позднее. Разве это не проявление человеческих качеств? Или например, более банальный пример, но Эбби очень боится высоты, чему посвящен целый геймплейный эпизод на кране и даже небольшая приятная мелочь: если в геймплее за Эбби начать смотреть вниз, у нее закружится голова.

Сцена с краном и Эбби.
Эбби боится высоты.

Или то что она явно очень любит собак, которых в геймплее за Элли мы выносим пачками. Вообще в целом если спросить меня, за кого я был в данном конфликте, то я слукавлю, если скажу что не болел за Элли. Однако если отбросить первую часть и связь с персонажами, а так же ее синдром ПТСР (об этом мы так же поговорим позже), то Элли и Джоел - это 2 главных монстра вселенной тлоу.

Если с Джоелом все максимально понятно, потому что он является главным катализатором творящегося п*здеца как в глобальном плане вселенной тлоу, так и локального конфликта второй части, то с Элли все не так очевидно, ведь она по сути жертва обстоятельств и ее по идее должно быть жаль больше всех, но давайте просто подсчитаем кол-во убийств, совершенных Элли и Эбби соответственно:

Эбби - Джоел, но ее целью было скорее не навредить Элли, а отомстить за убитого им отца, который по совместительству являлся последней надеждой человечества (вместе с Элли), Джесси, смерть которого было насрать даже самой Элли (ну то есть в игре даже нет сцены где она о нем хотя бы вспоминала, я уж молчу про сцену похорон) иии все? Можно вспомнить про шрамов, но они в этом сюжете явные мальчики для битья, которых в моральном плане не жаль нисколько.

Элли же убила в очень много членов Вульфа, у которых были семьи, дети, друзья, она убила практически всех друзей Эбби, а именно Нору, Оуена, Мел и других знакомых/приятелей. Она покромсала гораздо больше невинных людей, и вы хотите сказать что Элли не монстр в этой истории?

Главный постер игры, на мой взгляд, не самый удачный.
Главный постер игры, на мой взгляд, не самый удачный.

Ну, вообще-то нет. И игра явно намекает на это, оставляя обеих главных героинь в живых. Потому что месть Эбби в начале сюжета - это действительно жестокое зрелище, если смерть отца Эбби происходит за кадром, то духовного отца Элли - Джоела, Эбби жестокого убивает прямо на глазах Элли, обеспечивая последней ПТСР (все ведь помнят сцену на ферме?). Кстати, про психологию Элли и последствия ПТСР есть отличная статья, которую я рекомендую к ознакомлению, но сейчас не об этом.

Скандально известная и самая шокирующая сцена в начале игры, свидетелями которой становятся игрок и, собственно, Элли.

Обе получили по заслугам, обе заслуженно остались в живых. Но самая главная и простая мысль, которую Дракманн пытался донести на мой взгляд, это даже не проблема обезличивания людей, не то что мир не делится на черное и белое, мысль еще более простая и я бы даже сказал добрая, и заключается она в том что желание мести - это плохая и корыстная черта человека. Вот и все. Но при этом игра действительно опустошает и даже не дает намеков для возможного продолжения в виде триквела, потому что в мире тлоу уже все закончилось и закончилось плохо. Вроде в живых осталась группировка Цикад, но какой в ней смысл если последний врач мертв? Сюжетная линия Элли тоже опустошает своим финалом - она приходит домой и обнаруживает что Дины и ее ребенка на месте нет. И на этом игра заканчивается, как и вероятнее всего франшиза в целом. Это действительно тяжелый финал и тем самым он оставляет сильное послевкусие и считаю это главным достоинством второй части тлоу.

Еще более грустная трактовка финала.
Еще более грустная трактовка финала.
В ней Элли остается с тем, чего она боится больше всего: с <b>одиночеством.</b>
В ней Элли остается с тем, чего она боится больше всего: с одиночеством.

Она заканчивается не то чтобы хэппиэндом, но при этом не то чтобы уж совсем удручающе. Она закончилась так, как закончилась и нам остается с этим лишь смириться.

Хотелось бы затронуть еще одну из претензий финала тлоу 2, которая заключается в том, что в финале Элли и Эбби даже не обменялись хотя бы парой слов. Я считаю что это обосновано тем, что обе героини понимали на что шли с самого начала. Особенно это касается Элли. Она прекрасно понимала на что идет и что смерть Джоела может быть вполне обоснована внешними обстоятельствами и его прошлой деятельностью и на вопрос Дины о том, кто и за что мог убить Джоела, Элли прагматично отвечает: "У Джоела слишком много врагов, чтобы выяснять кто именно это мог быть", то есть ей с самого начала было наплевать на мотивацию убийцы своего духовного отца, что показывает Элли с более корыстной и максималистичной точки зрения.

Элли говорит о том, что нет смысла пытаться выяснить, кто мог попытаться отомстить Джоелу.

С другой стороны Эбби объективно было труднее понять, почему ее отец заслужил такой участи, ведь Джоел убил всех членов Цикад и в том числе предводительницу Марлин, которые могли бы дать хотя бы какое-то предположение того, что между "грязным стариком" Джоелом и Элли могла быть хоть какая-то связь. Но перед тем как завершить написание статьи, хотелось бы затронуть такие вещи, как сюжетная линия Эбби и Льва и финал первой части и поговорить о том, почему он является одним из лучших за всю историю игровой индустрии, но об этом в следующей статье, так как она и так вышла огромной, а вторая тема обсуждения имеет мало общего с темой этой статьи. Спасибо за внимание всем, кто осилил этот пласт моих мыслей вслух. Надеюсь, я призвал вас о чем-нибудь задуматься ну или хотя бы поразмышлять.

P.S. Подытоживая хотелось бы сказать, что вследствие того, какую бурю эмоций, мыслей и обсуждений вызвал сюжет тлоу 2, особенно для видеоигры, Нил Дракманн и Хелли Гросс провели действительно достойную работу. Сюжет тлоу 2 - один из сильнейших плот-сюжетов за всю историю видеоигр и многочисленные награды лишь это подтверждают. Сказать, что тлоу 2 получила много наград было бы приуменьшением - она получила не просто много наград, а стала игрой с самым большим наград готи в истории на данный момент - 288 на момент написания статьи, обойдя такого мастодонта нарратива, как Ведьмак 3.

Рекорд, 5 лет принадлежавший небезызвестному Ведьмаку 3, был побит детищем Naughty Dog.
Рекорд, 5 лет принадлежавший небезызвестному Ведьмаку 3, был побит детищем Naughty Dog.
ТЛОУ 2 как камень преткновения: почему игра разделила людей на 2 лагеря и главные достоинства и недостатки повествования

И главная проблема на мой взгляд ру-коммьюнити заключается в том, что тлоу 2 - это не кино, а игра, которую нужно брать и проходить самому. И хотя тем, кто не играл, я уже проспойлерил солидную долю сюжета вплоть до концовки - все равно я рекомендую прохождение дилогии целиком, потому что, как я уже говорил ранее, первая и вторая часть не могут существовать друг без друга и опыт, который вы испытаете от прохождения ВЖИВУЮ будет КАРДИНАЛЬНО отличаться от того что вы прочитали в этой статье. Дилогия тлоу имеет высокий порог вхождения, потому что это не кино которое можно посмотреть на ютубе, это одно из главных интерактивных развлечений 21-го века, которого нужно проходить самому из-за наличия такой важной составляющей как ГЕЙМПЛЕЙ. Геймплей же в свою очередь в обеих частях является одним из самых качественных представителей жанра стелс-экшен, а вторая часть благодаря феноменальной технической составляющей выводит это качество в абсолют, имея отполированный и в то же время более расширенный кор геймплей в сравнении с первой.

И в целом не судите строго и злитесь, если найдете какие-то фактические или грамматические ошибки, а лучше вежливо укажите на них в комментариях, буду благодарен, я их читаю :)

77 показов
3.5K3.5K открытий
219 комментариев

О нет, только не это. 

Ответить

Я всегда рад любой движухе, даже такой

Ответить

Дилогия тлоу имеет высокий порог вхождения, потому что это не кино которое можно посмотреть на ютубе, это одно из главных интерактивных развлечений 21-го векаЕбать кричу 

Ответить

Походу это не статья, а троллинг.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Что-то не так сказал?

Ответить

Del

Ответить