Трудно быть Бранте: обзор The Life and Suffering of Sir Brante — нарративной RPG о судьбе простого человека Статьи редакции
Живём, страдаем, влияем на ход истории. Или нет?
Мы привыкли думать, что нарративные игры — это нечто сложное и эпическое, как Disco Elysium или Detroit: Become Human. Что создать масштабную и реалистичную вселенную — такую, что заставит игрока вживаться в роль и решать сложные моральные и философские дилеммы — можно только с большими ресурсами.
Вышедшая в начале марта The Life and Suffering of Sir Brante на первый взгляд не похожа ни на сложную, ни на эпическую. В ней есть немножко от визуальной новеллы, немножко от менеджера ресурсов типа Reign, немножко от старых текстовых RPG. Все эти элементы объединили и поместили в комплексный игровой мир, под завязку набитый социальными, политическими, моральными и религиозными вопросами.
Сами по себе эти элементы неидеальны. Но каким-то образом собранное из них чудовище Франкенштейна работает именно так, как заявляли создатели: главного героя оно заставляет страдать, а игрока — думать.
Блаженная империя
Полное название игры — «Жизнь и страдания господина Бранте времён падения Блаженной империи Аркнов». Эта самая Блаженная империя — государство, охватывающее целый материк «от южных морей до полярного края». За тысячу с небольшим лет до начала событий игры его посетили боги — и это не фигура речи, а исторический факт. Боги-близнецы, известные под именами Старший и Младший, жили и проповедовали среди людей, и с тех пор каждый верующий после смерти попадает на их суд.
«Но ведь мёртвый всё равно ничего не расскажет», — возразите вы. На самом деле ещё как расскажет. Близнецы подарили своим последователям четыре жизни, и если кто-то из них умрёт в результате несчастного случая или по злому умыслу, то возродится в тот же день — целым и невредимым.
Взамен боги требуют лишь одного: следовать своим уделам. Уделы — это что-то вроде средневековых сословий. Дворянство правит и занимает все значимые посты, духовенство наставляет народ и следит за его моральным обликом. А простолюдины, коих в империи большинство, занимаются всем остальным: они абсолютно бесправны перед представителями высших сословий, подчиняются им и страдают от рождения до окончательной смерти.
Главный герой игры — тот самый господин Бранте, рождённый от брака дворянина и простолюдинки — с детства мог прочувствовать все «прелести» жизни в низшем сословии. Повествование разделено на главы в соответствии с этапами жизни героя: раннее детство, школьные годы, учёба в столице и расцвет молодости, когда игра раскрывается наиболее полно. И в каждой из этих глав герою хватит неприятностей.
Если сравнивать «Господина Бранте» с реальной историей, его действие происходит примерно в эпоху Возрождения. Разработчики уместили в игре почти весь культурный код эпохи — появление пороха и книгопечатания; расцвет философской мысли и зверства инквизиции, становление абсолютизма, а также старую родовую аристократию, которая желает растоптать первые ростки гражданских свобод.
Пока Бранте совсем юн, его главное занятие — набираться опыта и учиться, но постепенно его решения и их последствия становятся всё сложнее и значимее. Под конец второй главы у игрока будет возможность спасти домашних Бранте от гибели. На этом заканчивается его «обучение», и мы выходим в большой мир, где цена выбора может быть выше, чем кажется на первый взгляд.
Подвиг по требованию
С точки зрения игровой механики «Господин Бранте» — это текстовый квест, оформленный в виде дневника главного героя. Прочитав несколько страниц об определённом событии, игрок может выбрать, как именно поступил бы герой.
Модификаторов, влияющих на возможность выбора, несколько. Первый — личные навыки персонажа. Стандартных силы, ловкости и выносливости тут нет, поскольку нет боевой системы. Вместо них — красноречие, дипломатия, манипуляции, способность разрабатывать хитроумные комбинации и тому подобное.
Во-вторых, на развитие сюжета влияет социальное положение Бранте: в каких он отношениях с теми или иными персонажами, насколько его род уважаем и богат, какие события произошли с ним ранее.
Третья и главная характеристика персонажа — запас сил. Если его значение в плюсе, то персонаж сможет «вывезти» даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях просто на силе воли.
Но слишком надеяться на этот волшебный параметр не стоит — недаром игра называется «Жизнь и страдания господина Бранте». В поздних главах некоторые проверки требуют для успеха от 15 до 20 единиц навыка из 20. Допустим, пару раз вы выберетесь из передряг за счёт запаса сил, но в третий раз, когда произойдёт что-то действительно важное или даже фатальное, воли уже может не хватить.
В начале каждой новой записи в дневнике игра автоматически сохраняется в единственный слот. Если вы были слишком неаккуратны, то герой отправится на последнюю встречу с богами, а мир столкнётся с последствиями ваших ошибок. Например, в одном из прохождений я, движимый самыми благородными мотивами, обрёк родной город на кровавую резню.
Но, к сожалению, полной свободы игра не даёт. Когда впервые видишь окно с картой империи, поневоле думаешь: «Ого! Всё это можно посетить?» Но после нескольких лет учёбы в столице герой волею судеб всё равно возвращается в родной город.
Помните об уделах, которые определяют судьбу каждого жителя империи? Именно за время жизни в столице окончательно решится, получит ли господин Бранте дворянский титул или церковный сан. Если нет, он так и останется простолюдином.
Внутри каждого из этих жизненных сценариев сюжет может развиваться по-разному. Например, будучи чиновником-дворянином, можно честно стоять на страже закона — а можно развести в префектуре коррупцию и кумовство, чтобы обеспечить свою семью деньгами и повысить её влияние. Церковник может огнём и мечом карать инакомыслие, устроив настоящий разгул инквизиции, а может помочь местному Мартину Лютеру провести церковную реформацию.
Но тут важно заранее подумать, какой судьбы вы хотите для своего персонажа. Чем больше амбиции игрока, тем более точными, циничными и безжалостными должны быть его поступки. Можно, конечно, действовать хаотично, но вы, скорее всего, от этого только проиграете.
Например, заветная мечта всего рода Бранте — титул потомственных дворян. Но путь к нему преграждает Глория — внебрачная дочь, а следовательно — простолюдинка. Девушка обладает бунтарским характером и отказывается принимать свой удел, кидая тень на фамилию. Поэтому, пока она остаётся в семье, заветного положения в обществе Бранте не видать.
Можно попытаться выдать Глорию замуж, но делать это придётся против её воли, а мира в семье это не прибавит. Можно наоборот официально принять её, сохранив добрые отношения с родными, но навсегда оставив пятно на фамилии. Высший свет не простит подобного пренебрежения традициями, и вам после такого на своё влияние и положение в обществе лучше не рассчитывать.
Выбор и последствия
В финале игры мы увидим последствия всех решений господина Бранте. В первую очередь узнаем, удалось ли ему и его семье выжить в последней главе с красноречивым названием «Восстание», и увидим, как сложились жизни людей, с которыми его свела судьба. Помимо этого, события последней главы будут иметь значение для всей Блаженной империи Аркнов.
В игре ничто не намекает на избранность персонажа. В любом из жизненных сценариев он — лишь один из множества винтиков, которые толкают машину истории вперёд. Но всё же у вас с ним будет шанс внести свой вклад в судьбу мира: либо в нужную сторону склонить чашу весов в разрывающих империю конфликтах, либо же не вмешиваться и позволить событиям идти своим чередом.
Приятное отличие «Господина Бранте» от многих аналогичных игр в том, что итоги действительно зависят от решений, принятых на протяжении всего повествования, а не только от пары финальных реплик, как в той же Life Is Strange. Если вы допустили смерть какого-то персонажа, не ждите, что он появится в финале. Если другой персонаж вас ненавидит, не рассчитывайте на его помощь. С другой стороны, вам тоже не придётся переживать об их судьбе.
Чем-то эта концепция напоминает «Мор. Утопию», которая делала большой акцент на собственную волю и выбор игрока, а также на слом четвёртой стены. В финале игры разработчики используют буквально тот же приём, что и Ice-Pick Lodge — в «Мраморном гнезде». Отличие между играми в том, что в рамках текстового квеста банально проще реализовать многие механики, поэтому «Господин Бранте» с точки зрения нарратива получился более цельным и разнообразным.
Ещё один оммаж играм Ice-Pick Lodge — музыка небезызвестного Mushroomer'a («Тургор», «Мор 2»).
Необязательные ответы на обязательные вопросы
В самом начале игра задаёт нам главный вопрос: что же творит судьбу человека? Его собственная воля? Окружающий мир? Может, какие-то высшие силы? После жизни и страданий в Блаженной империи Аркнов, которые в среднем займут около восьми часов за один сценарий, игра предложит вам ответить на этот вопрос ещё раз.
С одной стороны, наловчившись, вы сможете провести господина Бранте по любому возможному сценарию. С другой, все они заранее были прописаны разработчиками. С третьей — на ваш выбор неизбежно влияет воспитание и окружение. Что лучше: заранее знать, что такое хорошо и что такое плохо, или иметь свободу выбирать самому? Допустимо ли идти к цели по головам? Стоит ли собственная жизнь жизни другого человека? А группы людей? А жизней тысяч и тысяч людей?
Ваши ответы не повлияют на процесс игры. Господин Бранте так или иначе проживёт свою жизнь и перенесёт все страдания, на которые его обрекут ваши решения. И тут можно обвинить разработчиков в излишнем морализаторстве. Но всё же гораздо важнее, какие выводы вы сами сможете из этого извлечь. Ведь игра — это зеркало, через которое игрок может вести диалог с самим собой. И в этом плане амбиции «Господина Бранте» называться нарративной ролевой игрой, без сомнения, оправданы.
Комментарий недоступен
Насколько удобно играть в такие игры, сидя на столе?
Я тоже. Вообще давненько я не вставал из-за компьютера в пять утра, потому что полночи старался добить игру до конца.
Не совсем, - если ты важная шишка, то у тебя всего 1 жизнь. Так местного архиепископа вначале убили.
Главный герой игры — тот самый господин Бранте, рождённый от брака дворянина и простолюдинки — с детства мог прочувствовать все «прелести» жизни в низшем сословииНу хрен знает, отношение к Бранте вполне нормальные, я особой неприязни к нему не увидел во время первых 2 глав со стороны окружающих.
Можно попытаться выдать Глорию замуж, но делать это придётся против её воли, а мира в семье это не прибавит. Можно наоборот официально принять её, сохранив добрые отношения с родными, но навсегда оставив пятно на фамилии. Высший свет не простит подобного пренебрежения традициями, и вам после такого на своё влияние и положение в обществе лучше не рассчитывать.Проблема с глорией в том, что всем насрать на это самое пятно из-за событий последней главы. И с пятном можно выбиться в важных куриц, а революционеры и вовсе приветствуют такой расклад.
В игре ничто не намекает на избранность персонажа.Э.... Он всего-то слышит голоса богов, еэони ему даруют видения на протяжении всей жизни и т.д. И в конце как бы ты общаешься не с бомжом, если что.
Проблем у игры глобально 2 - ты не можешь по-настоящему отрывать своего персонажа - это чревато эндгеймом практически гарантировано до 5 главы, и низкими статами, что блокирует львиную долю вариантов ответов.
И то, что игра явно не потянула цель - 5 глава выглядит скомканной, да и "взрослая" жизнь занимает столько же, сколько детство, юность и отрочество вместе взятые - 16 лет.
Но в целом игра оставила положительное впечатление, хочу ещё такого. Буду ждать от разрабов новой игры или продолжения.
Я, наверное, офигеть как поздно, но насчёт неприязни к положению Бранте в детстве: я лишь скажу, что дед-ворчун всегда поедом ел. Так и ладно, если бы просто доставал. Но в один момент, когда он кинул мой подарок в камин (солдатиков), я решил вдарить старикану своей крохотной ручонком, после чего остался с раздробленным черепом и тростью в голове 🥴. Ну и первую смерть, как уже понятно я испытал ещё в 1-ой главе.
Всё, что происходит в игре, - прямо калька любого общества в какой бы то ни было эпохе: категоричность, предрассудки, инфантильность, фанатичность, постоянная тяга к самоутверждению за счёт других - и всё это перемешивается борьбой за власть и перераспределением ресурсов. Короче, я это уже сто раз видел: в фильмах, книгах, ин реал лайф. Потому-то лично мне намного больше зашло следить за сумасшедшим детективом, попутно борясь с сердечным приступом, вызванным смехом от происходящего "за" экраном, не забывая при этом покуривать трубку в размышлениях над очередной экзистенциальной проблемой бытия, в то время как персонаж Бранте показался мне каким-то пресным, а повествование - банальным. Тем не менее неискушённым людям эта игра зайдёт, так что отзыв в стиме положительный.
Тебе до 20 лет, да?
Уже был обзор Бранте, в котором я неистово на неё пробомбил. Сейчас даже говорить ничего не буду, но скажу лишь, что остался разочарован.
Комментарий недоступен
Звучит как нелепая попытка приписать в заслуги этой игры игнорирование массовой аудиторией целого пласта жанра IF. Более чем уверен, что знатоки Interactive Fiction приведут множество примеров современных игр, которые начисто уделывают Брантэ в вышеупомянутых вопросах.
Я посижу тут, подожду списочка. Хочу поиграть в похожее.
О каком большом акценте на выбор игрока идёт речь? Сюжет и его исход практически полностью линейны, лишь в некоторых моментах дается выбор, который влияет ситуативно и зачастую не имеет никаких последствий.
Да ладно, как минимум в третьей главе ты выбираешь путь, который полностью меняет игру и все три пути разные
Ееее))
Удивлён ты как этого добился
Трейнер или сам?
А как же эпилог, где к нему подходит один из близнецов?
Самый слабый сценарий за революционера. Игрок ничего не узнаёт про мир или что либо ещё. Мы просто выбираем шпионаж или мирный исход через семью и идём по нему, так как все остальные исходы ведут к геноциду или смерти
Ну так на то он и эпилог. Тут, скорее, сравнение, с множеством игр, где главгерой чуть ли не с самого старта назначается вершителем судеб мира.
Да. Мне ветка за простолюдина тоже показалась самой простой.
Комментарий недоступен
АХАХахахХАХА! Я СМОГ УБИТЬ ЭТОГО УБЛЮДКА!!!
Как?
Всё шло как по маслу, но финал испортил из-за нехватки 1 очка власти. Подведение итогов получилось со странностями из-за этого.
О да, просто боль (
Страданий маловато
Отличная игра. Сегодня продолжу прохождение, остановился в начале 3 главы. Чувствую, что весь эпик ещё впереди.
Столько нервов потрепала мне эта "шикарная" система перков. Если ты в первых трех главах не дай бог выбирал не статы, а, например, плюс к отношению с кем-нибудь из персонажей, то будь уверен, что ни о каких нормальных выборах в 4 главе речи идти и не может. Ты каждый раз будешь с горечью взирать на свои 11 красноречия, вместо нужных 12. И раз за разом тебе придется выбирать единственный открытый вариант, который ведет к моральному и анальному унижению тебя, репутации твоей семьи, фракции за которую топишь. И главное так будет всегда. Вкачать это ебу*ее красноречие ты сможешь теперь только... ЕСЛИ ВЫБЕРЕШЬ ВАРИАНТ ДИАЛОГА, В КОТОРОМ ТЕБЕ ЕГО НЕ ХВАТАЕТ... Т.Е. НИКОГДА!
Короче игра очень интересная затягивающая, сам мир очень необычен и, если добавить немного больше лора, вполне может потягаться с трипл эй мирами, например, с каким-нибудь скайримом. Пройти советую, но если ты хочешь более менее нормальною концовку, то с первого прохождения никогда её не получишь и скорее всего у тебя сгорит жопа в попытках её заполучить.
Заголовок:
Sirпростой человек
Так сир или простой человек? Простите за душноту. Видно, что текст - результат масштабной работы.
Это только моё имхо, но мне кажется, что "Сир", как и всё громоздкое название «Жизнь и страдания господина Бранте времён падения Блаженной империи Аркнов» — это просто стилизация под старину.
А "простой" он в том смысле, что на протяжении его жизни никто не говорит ему: "Гарри, ты волшебник" или "Люк, полетели сражаться с империей". Несмотря на смутные видения, он просто пытается жить в этом мире, как и миллионы других людей. А совершать ли какие-то подвиги или нет — выбор не его, а игрока.
Сир, бранте далеко не простой человек
Сначала простой человек, потом сир.
Опа, прямая отсылка к Берсерку
Отыгрывал типичного коррупционера, жаждущего залезть как можно выше по карьерной лестнице. По началу все шло идеально. Бабки есть, связи есть и даже роман на стороне с особой голубых кровей. Но из-за дебиловатой семейки, а именно из-за одной чукчи, которую нельзя было раз и навсегда поставить на место, чтобы не мозолила глаза, отношения с домашними все ухудшались и ухудшались, что привело к полной жопе в последствии.Далее серьезные спойлеры. Возлюбленная превратилась в какое-то отродье, семья распалась, элита от меня отвернулась, но я чудом успел накопать компромат на Оттона и добиться над ним суда чести, где его и опустили.Снова появился проблеск надежды. В итоге оказалось, что в 5 главе у меня не хватает навыков практически ни на что, а все потому, что я пытался отыгрывать персонажа, а не предугадать, какие ответы "правильные", а какие "неправильные". Но за счет того, что в свое время ходил смотреть на гладиаторские бои и прокачал доблесть на 20, смог грохнуть Оттона и возглавить небольшую армию. В конце концов мятеж подавили, но перед мигом победы, меня расстреляли. Ну хоть вошел в историю.
Комментарий недоступен
Напомните серию игр, где ты рождаешься в разных странах
реального мира и читаешь про разнообразие выборов и последствий:
Умер от обезвоживания в Конго в 1 лет.
Убит за кражу игрушки в Бразилии в 12 лет.
Исчез из родного дома после митингов каталонцев в 19 лет.
Загнулся от плохой экологии на автослесарке Росии в 36 лет.
Найден в парке Аокигахара мумифицированным в возрасте 94 лет.
Bitlife? :)
Увлекательная игра жаль только что неполностью раскрыли лор там ведь столько всего можно было добавить
Лор хорошо был раскрыт в оригинальных полевках.
Я инквизитора отыгрывал. Вроде в этом варианте с лором все норм.
—>Если другой персонаж вас ненавидит, не рассчитывайте на его помощь.
Но так далеко не всегда, пара-тройка персонажей, вроде Жанны, даже при отношениях в -5 от неё можно добиться помощи (хоть это и не то же самое, что при позитивных отношениях).
Так и персонажи разные и мотивы у них разные. Казалось бы, круто тусить с Октавией, но, когда она стала ебакой, то это всё, никак и ничего ты не изменишь
Читается легко, выглядит приятно. Попробую вечером, спасибо.
Добавьте в пост ссылку на стим.
Прошел игру разными способами, в целом самые интересные траи получались за инквизитора, дошло до того что я просто прокликивал методом калькулятора первые три главы и фокусировался на последних двух в стиле "а что если", потому что там есть скрытые ивенты которые открываются когда параметры связанные с профессией повышаешь или опускаешь. В первый раз проходил за шпиона, умер в одном из последних выборов перед бунтом пушо играл как хотел и в итоге статов не набрал ни на что кроме как умереть, потом пошел за дворянина, показалось что пресновато, интересной оказалась только ветка с дарием оттоном как он людей через поединки чести убивал, но в целом разочаровался. Реиграбельность норм у игры, можно пару раз прогнать варианты и потом понять какой скилл где больше роляет и пооткрывать дополнительные варианты прохождения. Игра на пару вечеров и забыть, но хочется еще чего то в таком духе.
Придётся купить. Спасибо!
Классная игра, жаль только под винду вышла.
Выбил лучшую концовку за безудельных (легион разбит, империя распалась, император убит,, безудельные создали собственное гос-во, все персонажи-друзья живы (кроме эгмонда, там похоже надо убить софью, что бы его засейвить) и помогают сделать анизотти раем).
Игра как минимум хороша.
Если рассматривать ее как визуальную новеллу, то она лучшая.
Игра хороша. Российская разработка, я правильно понял?
Комментарий недоступен
чел! так это и красота игры - ты Играл, но не выиграл в поддавки! Важен процесс и чувства в процессе и после.
А после первого прохождения много думаешь... о жизни.