Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Игра, все плюсы которой не компенсируют однообразие геймплея.

7 октября этого года исполняется 5 лет вышедшей в 2016 году третьей части серии. В честь такого, можно сказать, юбилея, я решил вспомнить, почему эта часть так и не снискала любовь публики, а также, какие проблемы к этому привели, можно ли было их решить, и в каких аспектах игра все же смогла сделать шаг вперед относительно своих предшественников.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

По поводу студии и процесса разработки в целом

Начнем с того, что студия-разработчик Hangar 13, основанная в 2014 (за два года до релиза игры) и находящаяся под патронажем 2K, не особо титулованная. На момент выхода 3 части Мафии у них не было крупных проектов в портфолио.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

В конечном итоге получилось так, что первый блин вышел комом, и судя по интервью с сотрудниками, в этом виновато в большей степени руководство с огромным шилом чуть ниже пояса.

Все в студии прекрасно понимали, что проект получается однообразным и скучным. Дизайнеры, программисты, тестировщики — все в один голос просили руководство дать им больше времени, так как в таком виде выпускать Mafia 3 никому не хотелось. Но они получили отрицательный ответ — начальство надеялось, что «это может сработать», и хотело для начала увидеть финальный результат.

Kotaku

И хотя из открытых источников стало ясно, что, несмотря на то, что игра хорошо продалась (около 8 миллионов), в 2018 году в студии прошла волна увольнений. Команду пересадили на штамповку дополнений к Borderlands и ремастеры.

Даниэль Вавра поделился несколькими, ранее не всплывавшими подробностями первоначального сценария Mafia III.

И, казалось бы, на этом для студии все — конечная. Но ангары смогли выкатиться из ямы с «Mafia: Definitive Edition» , и, опустив факт, что игра лично для меня стала сильным упрощением в сравнении с 3 частью, фанатам она зашла и вернула ребят в строй.

В данный момент студия вроде как занята 4 частью, так что, надеюсь, таких же проблем, как с разработкой тройки у них не возникнет, шишек уже набили достаточно.

Персонажи и сюжет — сильнейшие стороны игры

Завязка проста: на дворе 1968 год, главный герой Линкольн Клей возвращается с Вьетнамской войны в Нью-Бордо и решает помочь своему приемному отцу из приюта, в котором вырос. Все это сводит его с Сэлом Маркано — доном итальянской мафии, в результате действий которого и погибают все близкие Линкольна. Последнего спасает отец Джеймс и крепкая черепушка. В конечном счете, объединившись со своим армейским другом Джоном Донованом, Клей выходит на скользкую тропу мести Маркано, всей его семье и бизнесу, который он так планомерно выстраивал столько лет.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

История про месть? Что с неё можно вытянуть? Думаю, сценаристы задавались тем же вопросом и... Выкрутились, чертяки. Сама по себе идея противостояния двух подготовленных вояк против мафиози достаточно интересная. Поэтапное разрушение бизнеса главного злодея, его семьи и жизни в щепки. Приятно чувствовать себя эдаким неуловимым вихрем, разносящим все на своем пути. Играя мальчиком на побегушках во второй части, я такого не испытывал.

Повествование ведётся в стиле документального кино, от лица агента ФБР Джонатана Магуайра. В 2016 году агент ФБР раскрывает детали собственного расследования событий 1968 года в городе Нью-Бордо. Чем-то напоминает подход "Call of Juarez: Gunslinger", с перебивками в случае смерти героя или происходящих ключевых событий, дополнительно сопровождаемыми вставками с интервью. Сеттинг на тот момент был не настолько заезжен, как сейчас, претензий к нему и качеству его проработки в рамках этой истории у меня нет.

Не Булли Магуайр, а Джонатан. Не путайте.
Не Булли Магуайр, а Джонатан. Не путайте.

Как я сказал выше, часть информации передается в виде интервью отца Джеймса, настоятеля католического приюта, где вырос Линкольн. Другая — через запись заседания комитета по разведке США 1971 года, где Джон Донован, сослуживец главного героя, даёт показания о своём участии во всей истории и её нюансах.

Все это крайне нетипично для игры. Вполне возможно, что такое где-то было, но я больше нигде с таким подходом не сталкивался. Будто смотришь документальный фильм или Следствие Вели с Леонидом Каневским.

Постановка в роликах и кат-сценах, монтаж, актерская игра: всё это заслуживает отдельной похвалы, в свое время я буквально терпел основную сюжетку ради них. Одна только кат-сцена убийства семьи Линкольна чего стоит. Игра актеров, как и все их реплики — просто отвал башки. Плюс к этому музыка шестидесятых, я даже не знаю, что может быть лучше. Благодаря этому, когда кажется, что главный герой перегнул палку, сразу в голове всплывают обстоятельства первого крупного дела и такие мысли отходят на второй план. Разработчики не пихают драматургию не к месту, а это, согласитесь, стало достаточно частым явлением в наше время.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Концовок, кстати, несколько, а выбор целиком и полностью на стороне игрока. Тех, кто хотел узнать, что же случилось с Джо, тоже порадуют. Эту арку, тянущуюся с конца второй части, закрыли отлично, оно действительно того стоило. Несмотря на весь однообразный ужас кор геймплея, что ждал по ходу прохождения, порадовать создатели смогли в конце.

Линкольн Клей

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

С виду обычный солдафон, дуболом или вышибала, но зная его подноготную, вырисовывается вполне интересный персонаж. Жестокий и хладнокровный, профессионал своего дела. Идет к своей цели, не драматизируя каждые пять минут, как это у нас сейчас принято. При этом планомерно, в крайне жестокой и показательной форме зачищает всю бизнес-структуру главного злодея.

В DLC он так же раскрывается и с других сторон благодаря более камерным историям. Линкольн в игре — эдакое добро с кулаками, ничего из того, что он делает по ходу игры у меня вопросов не вызывало, вся жестокость с его стороны полностью оправдана.

Просто два крутых мужика
Просто два крутых мужика

В уже далекие для нас времена, 2016 год, БЛМ не был на таком уровне раскрутки, поэтому лишнего в отношении цвета кожи главного героя и угнетения всего и вся нам тут не напихали. Есть, конечно, акценты на большее внимание полиции к нашей персоне, отношение продавцов в магазинах и вездесущий Ку-клукс-клан, но это смотрится логично в рамках тех времен, без перегибов.

Для справки, моделью и голосом для персонажа стал реальный актер Алекс Эрнандес.

Опять же, его финальный выбор и часть решений, влияющих на концовку, зависят целиком и полностью от вас. Но думаю, в будущем разработчики придут к одному каноничному варианту.

Джон Донован

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Сослуживец и просто хороший и верный друг Линкольна прямиком из ЦРУ. Рубаха-парень, на все руки мастер. Правая рука главного героя, его координатор и информатор. Выступает больше в качестве планировщика и планы у него, надо сказать, те ещё. Он как Альфред для Бэтмена, только ненавидящий коммунистов и троллящий его в разы больше.

Вы видели его костюм и фургон? Он идеален. А уж его охота за убийцей Кеннеди, про это можно отдельную игру выпустить.

Генератор практически всех шуток и юморных зарисовок в игре. Если хотите посмотреть на него ещё раз после сюжетки, вам повезло. С ним есть отдельное DLC, где у него достаточно экранного времени.

Я не знаю, откуда эти арты, он правая рука не в этом смысле....

Сэл Маркано

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Мафиози старой школы, достаточно дальновиден, мотивация у него ясная и четкая. Весь город под его контролем, везде свои люди и родственнички, его клан достаточно крупный. Это не злодей, который злодей, потому что злой. Это мафиозный босс, который постепенно пытается легализовать свой бизнес и пройдет по головам кого угодно ради достижения своей цели, чтобы впоследствии передать все нажитое своему сыну.

Смерть семьи Линкольна была для него не просто блажью. Все это — ради денег, которые планировалось дать судье, чтобы легализовать казино. Потому как его постройка и так выедала у Маркано большие суммы денег.

К сожалению, Сэл достаточно поздно осознал, с кем он на самом деле связался, и не придал значения исходящей угрозе. В данном случае против него вышел не абы кто, а два крайне подготовленных человека и их приспешники. Но это болезнь любого рода игр с такой структурой.

По ходу основного сюжета заметно, как Маркано постепенно растрачивает как влияние, так и выдержку, вариантов у него становится все меньше. В определенный момент ему и вовсе приходиться идти ва-банк. Он даже вызывает наемника и отпетого расиста Нино Сантанжело. Все это вполне логично подводит к концовке с Лео Галанте.

Достаточно неприятный тип, этот ваш Нино Сантанжело. Разделался с ним Линкольн как всегда эффектно.
Достаточно неприятный тип, этот ваш Нино Сантанжело. Разделался с ним Линкольн как всегда эффектно.

Его сынок Джорджи — типичный мальчик на побегушках у отца, подражатель, который выслуживается перед старшим. Как, впрочем, вся семейка Маркано и связанные с ней. Все они по своему "особенно одаренные" личности. Некоторые — с довольно сильным прибабахом.

Отец Джеймс

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Так скажем, светлая сторона, пытающаяся направить Линкольна на путь истинный, возможно излишне сильно пытающаяся. Достаточно типичный "правильный" персонаж, который все же играет свою важную роль в сюжете, спасая Линкольна, а в концовке в зависимости от выбора и наоборот. В немалой степени раскрывается в связанном с ним DLC.

Капитаны и основная механика

Игра встречает нас несколькими хорошо поставленными миссиями с столовой, уничтожением банды и ограблением банка, как бы настраивая игрока на яркое сюжетное приключение и погружая в мир шестидесятых, но после двухчасового пролога все обрывается и начинается самое страшное — основная игра.

Проблема заключается в том, что костяк геймплея строится на механике дрочева однотипных задач и убийства мини-капитанов, чтобы потом добраться до сюжетного квеста и покончить с главарем, отжав, тем самым часть земли главгада. Далее мы передаем землю одному из наших так называемых "подчиненных".

Карта достаточно обширна, есть и пригород, так что покататься придется. Особенно по дополнительным квестам.
Карта достаточно обширна, есть и пригород, так что покататься придется. Особенно по дополнительным квестам.

Все это повторяется из раза в раз и попытки разработчиков разнообразить сие действие не особо помогают.

То есть вся схема работает буквально вот так:

1) Получаем досье от информатора, знающего как добраться до подручных бандитов.

2) Катаемся по локации, параллельно что-то сжигая, что-то ломая или разумеется кого-то убивая, выбирайте по вкусу в зависимости от района.

3) После этого великолепия убив чуть больше или чуть меньше заместителей и нанеся бизнесу достаточный урон, приступаем к сюжетному заданию.

4) Само сюжетное задание, после которого земля отходит одному из ваших капитанов в зависимости от вашего выбора, что влияет на концовку.

И все это колесо сансары крутится от района к району до самого финала основной сюжетки.

Частенько происходят странные метаморфозы, некоторые допквесты почему-то с кат-сценами и камерой в диалогах, другие — со статичной камерой из-за спины главного героя. Причем такое бывает даже в рамках одной цепочки, то ли времени не хватило, то ли старания.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

И вроде бы сценаристы как могли пытались пояснить этот кошмар сюжетно. Да, мы же забираем бизнес как-никак, разрушаем его изнутри, но эта рутинная реалистичность — сомнительное оправдание. Пробуют разбавить это уныние только сюжетные квесты, фишки капитанов и сам кор-геймплей.

Все подчиненные прокомментируют выбор главного героя.
Все подчиненные прокомментируют выбор главного героя.

У каждого из ваших товарищей по несчастью есть свои бонусы, получая больше земли, они расширяют ассортимент услуг: предлагают новое оружие, улучшения для него, модификации для автомобилей и другие плюшки. При неравномерном распределении обделенные будут возмущаться, и если все зайдет слишком далеко, то капитан перестанет помогать вам, станет мини-антагонистом и кандидатом на устранение.

Например, наш старый знакомый Вито — изрядно подрастерявший оптимизм, но все ещё не унывающий пенсионер, перешедший Маркано дорогу, выдает цепочку квестов связанную с Джо и может подослать головорезов на помощь.

Не совсем понятно почему Вито так состарили, ему всего-то 43 года.

Кассандра — спасенная Линкольном своенравная глава одной из группировок, позволяет вызвать фургончик с оружием и боеприпасами в любое удобное место. Или отрубать телефоны, чтобы свидетели не могли вызвать полицию.

Берг — алкоголик и тунеядец, владеющий свалкой автомобилей. Отец одного из наших друзей, погибших по вине Маркано. По запросу может пригнать быструю или бронированную машину, или, например подкупить копов в случае погони.

Геймплей выручает, но не всегда

Странно, но в данном аспекте, вышедший позже ремейк первой мафии всухую проигрывает третьей части.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Стрельба сделана великолепно как для экшена от третьего лица. Оружие чувствуется, стреляет по разному, отдача, звуки — все на высшем уровне. Тушки противников достаточно ярко реагируют на попадания. Ганплей идеальный, это вам не Спек Опс.

Разного рода пушки открываются по ходу игры, на получение некоторых экземпляров влияют отношения с одним из ваших подчиненных. Но я распределял земли поровну и ближе к финалу мне открылось все добро.

У Линкольна есть как собственное здоровье, состоящее из трех блоков, так и бронежилет. Восстанавливается здоровье только в пределах одного прямоугольника, остальное добивается аптечками. Враги достаточно старательно вас разбирают, поэтому особо агрессировать не стоит, угомонят быстро.

Playboy тоже остался.
Playboy тоже остался.

Впрочем, отсидеться в укрытиях не выйдет, либо обойдут и расстреляют в упор, либо закидают гранатами. Недавняя аутрайдерс в этом аспекте очень схожа с нашим пациентом, паттерн поведения ИИ почти аналогичен. Так что, ищите компромисс и действуйте по ситуации. Патроны тоже частенько норовят закончиться, вы все-таки не ходячий ящик.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Стелс в игре также имеется, сделан он на отлюбись, как и во всех такого рода проектах. Противники тупят, ничего не видят, интересных ситуаций не генерируют. Короче, он тут просто есть, на нём завязаны некоторые сюжетные квесты, хотя в самой игре плюшек от его использования вы не получите. Разве что полюбуетесь на красивые добивания, скормите мужика крокодилу или зачистите часть противников, пока вас не обнаружат.

Для многих это наверное будет шоком — но в игре можно таскать трупы. Зачем это тут нужно? Бог его знает.

Физика авто достаточно приятная, остался и реалистичный режим. Сравнить её могу как с 4 гта, так и с второй мафией. Я бы не сказал, что она прям крышесносная, но однозначно лучше, чем в той же гта 5. Разница между спорткаром и какой-нибудь колымагой чувствуется сразу. Есть в игре и тюнинг, раскрыть все плюсы которого вы сможете в гонках.

Ангар смогли придумать достаточно приятную систему навигации до заданий в автомобиле, удобные визуальные знаки по ходу движения.
Ангар смогли придумать достаточно приятную систему навигации до заданий в автомобиле, удобные визуальные знаки по ходу движения.

Музыка и Графика и Город

Вся культовая музыка тех лет на месте, здесь никто экономить не стал. Джимми Хендрикс, Джонни Кэш, Роллинг Стоунс, Сэм Кук — в игре хватает музыкального разнообразия. Помимо композиций 60-х, в игре присутствуют мелодии, записанные Джесси Харлином и Джимом Бонни.

Песня из трейлера (Nobody Wants To Die) была записана в сотрудничестве с Ice Cube. Вышла её полная версия совсем недавно, вместе с титрами Definitive Edition первой части.

С движком было много проблем на релизе, начиная с оптимизации, заканчивая весьма странным освещением, да и багов с коллизией хватало. Но сама по себе картинка очень приятная, а для игры 2016 года вдвойне хороша. На релизе в 16 году я проходил игру на GTX 1060 и даже тогда критических проблем с производительностью в игре не заметил.

Зеркала пугают до дрожи.
Зеркала пугают до дрожи.

Город остался лишь декорацией, как и во второй части, красивой конечно, особенно ночью, но пустой. Никакой продвинутой симуляции тут не ждите, это вам не Watch Dogs 2. Разве что немного поменялось поведение полиции, вызывают её, кстати, свидетели, бегая к таксофону. Любителей позвонить в полицию всегда можно устранить.

Погоня за вами проходит в определенном поле действия, если круг красный — идет активная фаза, если синий — достаточно покинуть опасную зону и переждать.

Чего было мало, и почему этого не было на релизе

Косяки с однотипной беготней частично перекрывают сюжетные задания. Я до сих пор многие из них помню. Парк развлечений, спасение старого мафиози, фуршет, кулачные бои, буквально уничтожение баржи, штурм высотки. И я перечислил только часть, будь вся игра такой.....

Разработчики даже не поленились сделать кучу вариантов смерти главного антагониста в финале.

И самое смешное во всем этом — то, что разработчики из Ангар исправили всю эту однотипность ещё и посредством DLC, в которых все намного более концентрированно. При этом, они докинули новые механики сверху.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Faster Baby — в данном DLC мы отправляемся в маленький город Синклер, помочь нашей единомышленнице разобраться с местным шерифом. Накинули новую локацию, новое оружие и машины. Большинство миссий завязаны на вождении. Линкольн научился замедлять время и кидаться гранатами из окна автомобиля, добавили и ловушки как в NFS, для того, чтобы отрываться от преследователей. Все это вам пригодится, полиция в данной области относится к вам намного агрессивнее.

Прикольная мини-игра про выращивание марихуаны — нам выдают теплицу, с апгрейдами ламп, удобрений, разными сортами травы. На этом можно неплохо подзаработать.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Stones Unturned — бадди-муви, больше раскрывающее историю Джона Донована. Сталкивают нас предателем Коннором Олдриджем, оставившим Донована умирать во Вьетнаме.

Нас ждет новая локация — остров около Кубы, на котором когда-то находилась военная база коммунистов. Теперь нас тут ожидает кучка наемников и джунгли.

Появились машины с турелями, что ещё сильнее увеселило погони. Штурм форпостов, новое тяжелое оружие в придачу, снайперская поддержка. Прикольная ветка квестов с Робертом Маршалом, который заказывает нам жертв в багажничке.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Sign of the Times — третье и последнее DLC, где "Ангаровцы" решили удариться в мистику, куда без этого. Займемся мы расследованием ритуальных убийств по поручению отца Джеймса. Нам предстоит найти таинственный культ и разобраться со всеми его сторонниками.

В игру добавили механику поиска улик или попросту расследований, на манер бэтмена или l.a. noire. Да, она сильно упрощена, но оттого менее интересной не становится. Выдали замедление при стрельбе, новые машины и оружие. Позволили восстановить бар, уничтоженный в самом начале оригинальной игры.

В этот раз особенно понравилась история, локации и персонажи. Трипы и галюны на месте.
В этот раз особенно понравилась история, локации и персонажи. Трипы и галюны на месте.

Самое страшное в том, что все эти прекрасные дополнения большинство игроков просто пропустили, забив на игру уже после основного сюжета. Будь все это в игре на релизе, как отдельные цепочки заданий, ситуация бы явно исправилась. Если бы нам выдали просто квесты, но вырезать целые геймплейные элементы и механики из основной игры, коих там и так дефицит — крайность. О чем думал издатель, не понимаю, хотя, кого я обманываю, о денежках, полученных с сезонного пропуска.

Заключение

Да, у студии темные времена, но я рад, что дела наладились, и они сумели выкарабкаться. Мне все ещё непонятно, что мешало 2K дать ребятам либо больше денег, либо больше времени на недавние переиздания. Понятное дело если со второй частью все не так просто, первая тоже требовала к себе много внимания. Но уж и третью-то можно было облагородить, там работы меньше всего, весь инструментарий имеется. Судя по обзорам, кроме "Definitive Edition" в названии, особой разницы нет.

Хорошая игра в петле однообразия: обзор Mafia 3 (Спойлеры)

Заметно, что серию вроде как не забросили, и за четверку я более-менее спокоен. У них уже имеется платформа, построенная на базе третьей части, которой для идеала не хватало лишь большего количества интересных заданий и меньшего числа рутины. Исправить две этих проблемы, не сломать уже достигнутый уровень производительности и качества картинки из ремейка первой части, и вернуть ганплей тройки — всё, что требуется от Ангар 13 на данный момент времени.

1717 показов
11K11K открытий
11 репост
104 комментария

Еще шесть лет и этот жалкий кусок дерьма тоже станет достойной игрой серии.

Ответить

На пару с андромедой

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

После игры приятное послевкусие. Шикарная музыка до сих пор в голове. За возможность завалить Кассандру, да и вообще за возможность выбора, респект. Местами однообразно, но эпоха того времени передана отлично. Все 3 части мафии воспринимаю с теплотой.

Ответить

Меня Кассандра тоже бесила. В первое прохождение оставил её и поделил влияние между всеми, во второе - кокнул нахер. Помню скрывался от её головорезов в байю, без единой аптечки с пистолетом и винтовкой. Чувствовал себя Рэмбо, выбираясь из джунглей в город. Эпично было :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить