Старомодная игра в красивой оболочке – обзор Ratchet & Clank: Rift Apart
По меркам современной игровой индустрии Ratchet & Clank — довольно редкий феномен. Серия стартовала в 2002 году на PlayStation 2 и без радикальных изменений в ядре геймплея пережила четыре поколения консолей.
Нет, конечно, игры франшизы постепенно эволюционировали — Insomniac внедряла в них как новые технологии, так и опыт, который получила из своих других проектов. Но суть за 19 лет не изменилась: большую часть времени главные герои крушат ящики, собирают болты, разносят врагов с помощью огромного арсенала оружия и решают головоломки, которые уже по традиции достаются более рассудительному Кланку.
Сейчас очередная часть Ratchet & Clank выходит в качестве одного из главных флагманов PlayStation 5, и франшиза привлекает к себе максимум внимания за всю её долгую историю. В том, что Rift Apart понравится фанатам серии, можно не сомневаться: Insomniac остались верными себе до последней строчки кода, но как воспримут игру новички — вопрос.
Большой переполох в параллельных вселенных
Для тех, кто впервые услышал о Ratchet & Clank в эпоху PS4, ситуация с Rift Apart может быть слегка запутанной. Игра 2016 года была ремейком первой части, приуроченным к выходу анимационного фильма, а нынешний релиз — это прямой сиквел Ratchet & Clank: Nexus, вышедшей в 2013-м ещё на PS3.
К началу Rift Apart Рэтчет и Кланк — заслуженные галактические герои, для награждения которых в столице устраивают масштабный парад. Они давно никого не спасали и немного заржавели, а рыжий ломбакс вновь страдает от синдрома самозванца: «А достоин ли я этого внимания?»
Но долго ему сомневаться в себе не приходится: на парад врывается злодей доктор Нефариус и вместе со своими головорезами крадёт устройство для перемещения между измерениями. «Портальную пушку» своему другу планировал подарить Кланк — он хотел, чтобы с её помощью Рэтчет наконец-то встретился с другими ломбаксами, но всё пошло не так.
Нефариус устраивает с помощью гаджета межвселенский катаклизм, а Рэтчет и Кланк теряют друг друга в параллельном мире, где злодею удалось захватить власть и стать диктатором. Пока рыжий ломбакс пытается найти товарища в шуточно-киберпанковом Нефариус-сити, его верный друг-робот встречает Ривет — альтернативную версию Рэтчета, одинокую и закалённую годами борьбы с режимом Нефариуса.
Стреляй, стреляй, прыгай, стреляй
Для людей, которые раньше не запускали Ratchet & Clank, большим сюрпризом может стать то, как много в этих играх нужно стрелять. По процентному содержанию шутерных эпизодов Rift Apart близка к какому-нибудь DOOM Eternal.
Во время прохождения игры Insomniac игра id Software вспоминается на удивление часто. Здесь тоже в основном приходится сражаться на закрытых или полузакрытых аренах с огромным количеством противников, жонглируя огромным арсеналом пушек, у которых быстро заканчиваются патроны.
Только вот отношение к оружию в Rift Apart более легкомысленное. Стволов в игре так много и они порой настолько странные, что некоторым из них у меня не получилось найти внятного применения до самого конца игры. Тут есть и лейка, которая останавливает врагов с помощью зарослей плюща, и пушка, которая на половине хода курка DualSense создаёт непробиваемый щит, а потом даёт возможность швырнуть его в противников. Это могли бы быть крутые способности, «висящие» на отдельной кнопке, но Insomniac добавила их прямо в основной арсенал, вынуждая игрока постоянно обращаться к колесу выбора.
Тем не менее разработчики не врали о том, что стволы будут чувствоваться в этот раз лучше, чем когда-либо в серии. Механика стрельбы достаточно глубока, чтобы держать интерес в течение пары десятков часов. У основных пушек есть характер — будь то отдача, время разогрева или дополнительные режимы. Да и вибрация DualSense реализована на высшем уровне, чего, правда, не скажешь об отдаче в курках — она почему-то ослаблена.
Перестрелки в Rift Apart по своему характеру очень старомодные. Чаще всего герой просто бежит влево или вправо, палит во врагов со всех стволов и уворачивается от атак противников с помощью «фантомного рывка» — местной версии дэша, дающей возможность не только стать неуязвимым на пару мгновений, но и преодолеть законы гравитации.
Разные виды оружия действительно веселят. Особенно стволы вроде «Рикошета», который может несколько раз ударить врага возвращающимся снарядом. Однако к финалу перестрелки всё-таки начинают утомлять — в том числе из-за небольшой тактической глубины. Всё, что нужно Рэтчетту и Ривет — сохранять дистанцию и методично отстреливаться от волн противников.
Дополнительный слой боям могли бы добавить ботинки на реактивной тяге, но они в основном используются за пределам баталий — например, чтобы быстрее изучить единственный компактный открытый мир в игре, расположенный на одной из планет.
Платформинга в Rift Apart довольно много, но он почти никогда не перетягивает одеяло на себя. Тут есть куча способов преодолевать препятствия, включая бег по стенам и новомодные разрывы реальности, но в сущности ничего нового или особенного разработчики в этой области не сделали.
Большое кино
В Insomniac явно понимали, что одной лишь стрельбы для современного релиза в серии Ratchet & Clank будет недостаточно, и поэтому значительно усилили ставку на сюжет. Роликов в игре не слишком много, но у персонажей есть хорошо проработанные по меркам анимационного кино для всей семьи арки.
Самая интересная линия, конечно же, досталась новой героине по имени Ривет. Дуэт Рэтчета и Кланка уже давно состоялся и в этой истории нужен по большей части для того, чтобы помочь девушке-ломбаксу из параллельной вселенной научиться доверять другим, а не полагаться исключительно на себя.
И именно в сюжетной части отчётливо чувствуется, насколько студия выросла во время работы над Spider-Man. В Rift Apart очень много моментов поставленных в стиле, характерном для фильмов Marvel, и много захватывающих дух погонь, которые не уступают по масштабам и качеству постановки тому же Miles Morales. Уже во время открывающего парада вы поймёте, насколько эпичными будут главные сцены в игре.
При этом настоящего эмоционального катарсиса в сюжете Ratchet & Clank всё-таки не наступает, чего нельзя сказать о двух предыдущих играх студии. Финал тут хорош, но не идёт ни в какое сравнение с драмой Питера и Майлза. Rift Apart так и остаётся мультиком для утра субботы, даже не пытаясь предложить нечто большее.
Роботы и их ответственные задания
Большую часть кампании вы расстреливаете врагов за Рэтчета или Ривет (у них одна прогрессия и один геймплей на двоих) или изучаете девять основных планет, собирая элементы брони, кристаллы и болты, но и традиционные для серии головоломки тоже никуда не делись.
В этот раз Кланку предстоит закрывать разрывы в реальности, используя для этого бесконечные вероятные версии самого себя. На каждом таком уровне робот должен собрать специальные шары, которые, например, помогают копиям робота высоко прыгать или ускоряться, а потом разместить эти модификаторы в таком порядке, чтобы все «вероятности» начали стабильно добегать до финиша.
Поначалу так и не скажешь, но эти головоломки получились у Insomniac изящными. К финалу, когда для достижения результата Кланку уже необходимо не просто расставить модификаторы в нужных местах, а ещё и перенаправлять вероятности для достижения второстепенных целей, становится по-настоящему интересно.
Кроме того, у Рэтчета появился новый помощник — паукообразный робот по имени Глитч. Он нужен для взлома терминалов, поражённых неизвестным вирусом. На этих уровнях перестрелки ещё жарче, чем в основной игре, и герою приходится искать специальные кнопки, которые снимают непробиваемые силовые поля с противников.
Уровни за Глитча по-хорошему головокружительны, потому что пауку периодически нужно передвигаться по стенам или даже потолку. В его заданиях, как ни странно, есть и свой сквозной сюжет.
Некстген или не совсем
Что касается технической части игры, то тут практически нет сомнений: с неизбежными компромиссами Rift Apart можно было бы сделать и для PS4, но смысл был как раз в этом, чтобы не идти на эти самые компромиссы.
У Insomniac получилась одна из самых красивых игр на сегодняшний день, которая без малейших пауз и промедлений показывает игроку огромное количество геометрии, качественных текстур, эффектов и ассетов. Картинка в закрытых помещениях тут заоблачная и только на открытых пространствах заметно сдаёт позиции. За всю кампанию визуально могут напрячь и странные лоды в некоторых локациях, но какого-то внятного объяснения для них нет — потому что на других уровнях дальность прорисовки бывает почти стопроцентной. Возможно, это баг или недосмотр художников.
В Rift Apart есть сразу несколько уровней, где в пару мгновений перед глазами пользователя загружаются целые компактные миры, и разработчики даже решили сделать погоню, где Ривет едет по рельсам в двух сменяющих друг друга реальностях. Мы видели нечто подобное в Titanfall 2 и Dishonored 2, но не в таких масштабах.
Своего рода пиком кампании становится путешествие Ривет по планете, которая одновременно находится в цельном состоянии и в разрушенном, и героине здесь приходится то бороться с системами охраны, то прыгать по обломкам в открытом космосе.
Графически экшен не выглядит как какая-то революция, но и от PlayStation 4 Pro команда ушла далеко. На максимально чистую 4K-картинку с шахматным рендерингом наложено множество «дорогих» пост-эффектов, которые вместе с невероятной анимацией создают эффект интерактивного CGI-фильма. Чем больше у вас будет экран, тем отчётливее будет разница с релизом 2016 года — потому что главный прогресс тут именно в детализации мелочей: волос, частиц, отражений.
Да и по звуку Rift Apart можно считать лучшей на сегодняшней день демонстрацией возможностей Tempest Engine — в игре очень много вертикальных эффектов, а размеры противников чувствуются на слух, но работает это пока только в наушниках, но не на колонках. Особенно сильно впечатляет эпизод в ночном клубе, где 3D-саунд эффектно работает в паре с DualSense.
Что особенно дико, на фоне такого технического великолепия Rift Apart расстраивает более приземлёнными вещами. За время прохождения кампании я не раз проваливался в текстуры и однажды даже потерял сохранение и 7 минут прогресса, потому что мой персонаж завис в одной точке и отказывался двигаться.
Разработчики заранее предупредили, что пресс-копия Rift Apart может быть сыроватой и многое будет исправлено патчами первого дня, но если вас особенно напрягают небольшие баги в игре за страшные 5500 рублей, возможно, вам стоит повременить с покупкой и подождать первых отзывов от игроков.
Новая игра, старая суть
Rift Apart изначально должна была попасть в стартовое окно PS5 — релиз явно был намечен на более ранний срок, но после прохождения кампании я могу точно сказать, что она не из тех ленивых поделок, которые платформодержатели в былые времена готовили к запуску железа.
Игра хоть и была явно задумана как наглядная реклама возможностей SSD для массового потребителя, оказалась по-настоящему большой и сделанной с любовью игрой для всей семьи. Технологии, будь то гиммики или реально впечатляющие вещи, тут не перетягивают одеяло на себя. Игра бы получилась и без них — просто была бы менее красивой и стремительной.
При этом Rift Apart далека от идеала. И дело не в том, что прессе прислали на удивление сырой билд, а в том, что порой многочисленные перестрелки кажутся монотонными, а история, хоть и радует, но от неё никогда не перехватывает дыхание. Это та самая ситуация, когда лучшее — враг хорошего.
Если обзоры игр зачем-то и нужны, то для корректировки ожиданий. И про Rift Apart вам в первую очередь надо знать одну простую вещь — это качественная эволюция для серии старомодных шутеров и самый графически впечатляющий на сегодняшний день релиз года, но никак не игра, которая удивит вас новаторским геймплеем или навсегда изменит ваши представления о консолях нового поколения.
Как проходили
На PS5 в режиме «Качества» при 30 FPS, около 14 часов в кампании и ещё несколько часов поисков оставшихся артефактов. Плюс примерно час в режиме 60 FPS и RT 60 FPS, которые включили за несколько дней до выхода обзора. Все три опции работают без явных проблем.
После финала кампании доступна «Новая игра+» с полным арсеналом и более сложными боями. Кроме того, можно откатить время назад и зачистить мир перед битвой с финальным боссом.
Что понравилось
- Это действительно почти что «Pixar в риалтайме»
- В этой игре никогда и ничего не нужно ждать — даже холодная загрузка из главного меню почти мгновенна
- Несколько действительно впечатляющих моментов с использованием порталов и сверхбыстрых загрузок в геймплее
- Выдающийся арт в стиле ретрофутуризма
- Круто поставленные экшен-сцены — видно, что команда набралась опыта в двух играх про Человека-паука
- Голливудского качества звук, который раскрывается на полную в наушниках
- Приятная история для всей семьи
- Без Ривет и ещё одного героя, которого не хочется спойлерить, дальнейшее развитие франшизы теперь кажется невозможным
- У Рэтчета и Ривет общий прогресс, и это правильное решение
Что не понравилось
- Пресс-копия оказалась достаточно сырой
- Сюжет не так трогает, как в других играх Insomniac последних лет. Дыхание перехватывает только от особо зрелищных погонь
- Отдача в курках реализована хуже, чем в других играх — в том числе в Returnal
- За суперсовременной оболочкой скрывается плосковатый и во многом устаревший геймплей — почти такой же как в игре 2016 года
- Утомительный и не очень интересный финальный босс
- Арсенал оружия не сбалансирован — в нём много странных и бесполезных стволов, это ощущалось и в прошлых частях серии
- Механики в игре избыточны и не складываются в цельную картину
- Открытые локации выглядят не так впечатляюще как закрытые
Задавайте вопросы об игре в ответах к этому комментарию. Буду отвечать в течение часа-полутора.