Великолепная top-down восьмерка
Восемь шутеров с видом сверху, которые стоит добавить в список желаемого. Оценка основана на полном прохождении демоверсий. В конце краткого обзора каждой будет ссылка на страницу в Steam, где можно будет скачать её и оценить самостоятельно.
1) IRA. Игра, которая может стать новой планкой в жанре. В плане геймплея, прежде всего. Но и арт, и анимация, и саундтрек здесь выше всяких похвал. И атмосфера - хоть игра и является довольно сложным шутером с видом сверху, но никакого стресса это не добавляет. Такая странная гармония - требование контролировать всё происходящее на экране и успокаивающие стилистика и музыка. И это работает. Нельзя не отметить также красивые, но в высшей степени уместные эффекты.
Впрочем, как и геймплей в целом. Он не лишён глубины, но и не перегружен. Всё оружие в игре - разные типы луков, каждым из которых можно сделать обычный и "заряженный" выстрел. Передвижение героини медленное, при стрельбе она сильно замедляется, при "заряде" лука - ещё сильнее. Впрочем, и враги, и их снаряды в основном тоже неспешные. Но ошибок игра не прощает. Есть всего 5 HP, гарантированно можно восстановить только 1 HP - в магазине за 50 монет. Да, есть ещё уклонение, но оно ограничено как общим количеством "слезинок", так и медленным их зарядом. Кроме этого, каждый забег при достижении нового уровня появляется возможность выбрать одно из трёх благословений, которые иногда сильно влияют на геймплей.
Прокачка между уровнями сводится к улучшению навыков "апостолов": есть активный , который тратит "символы апостолов", и пассивный, срабатывающий при определённых условиях. Есть крайняя форма системы "риск=награда", когда за 2-3 HP можно получить очень сильные улучшения. Есть наказание за чрезмерный гринд в виде проклятий. Есть алтари-арены, где можно получить хорошую награду за сложное сражение. Есть кузнец, который за отдельную валюту улучшает любой лук, изменяя не просто "цифры", но и свойства. Важно отметить визуальное обозначение атак и разный вид у снарядов с разным поведением - качественное подражание лучшим представителям жанра bullet hell. Сражение с боссом - искусство. Как и всё остальное. Потенциальный шедевр.
2) Cybel. Идейный продолжатель Hotline Miami в плане геймплея в стилистике Sin City (или игры Othercide) с уклоном в киберпанк. Динамика отличная, при этом необходимо думать и точно прицеливаться за секунду. Но есть и немало оригинальных идей. Во-первых, игра сделана полностью в 3D и врагов можно видеть только сквозь прозрачные стены. Плюс нужно ломать "двери", помеченные красным треугольником, которые закрывают проходы в новые части локации. Технически, уровень соединён, но некоторые пути нужно открывать, ломая батареи.
Геймплей строится на молниеносной реакции и фотографической памяти. Выбил дверь, увидел одного противника, второго и либо устранил сразу, или запомнил, чтобы стрелять на упреждение. Враги весьма суровы и атакуют практически в момент появления игрока в поле зрения. А есть ещё противники, защищённые спереди щитами, которых выстрелом в упор не возьмёшь. Приходится искать альтернативные пути, прятаться, использовать в свою пользу элементы левел-дизайна... Есть ещё повышенный режим сложности "blood moon", на котором враги становятся ещё опаснее, но за прохождение дают дополнительную монету.
Один выстрел - один труп (или не один, оружие пробивает врагов насквозь), но при поражении игрока у него есть ограниченное количество возвратов на 3 секунды в прошлое. Немного патронов, а также атака ближнего боя. И таймер, который не останавливается даже при возвратах: если успеешь пройти уровень за определённое время - получишь монету, за которые открываются улучшения; не успеешь - твои проблемы, справляйся тем, что уже есть. Или начинай прошлые уровни заново. Можно получить монеты и другими способами, но они гораздо сложнее. Так что с одной стороны необходимость действовать аккуратно, но с другой - постоянно подгоняющий таймер.
3) John Mambo. Пародия на понятно какие американские фильмы в стилистике, очень близкой к серии Kingdom Rush и, что важнее, с не меньшей интерактивностью. Даже забавные сценки есть. С оглядкой на тематику игры, конечно. Главный герой - насколько сильный, настолько и неумный солдат, который в одиночку штурмует укрепленные военные базы противника.
Есть два режима сложности: три попытки с 3 HP и три попытки с 1HP + можно подобрать ещё попытки в ящиках + есть точки сохранения. Но даже легкий режим сложности здесь - довольно суровое испытание. Помимо множества врагов-людей, есть укрепленные дзоты, танки и кое-что ещё... Ловушки. Мины. Неожиданно появляющиеся крокодилы и многое другое. Легкой прогулки не получится. Благо, миссии не очень долгие и можно просто запомнить всё. Да и на середине пути есть бар, чтобы восполнить HP, а в ящиках - гранаты, улучшения для оружия и дополнительные попытки.
И в сумме всё это воспринимается... весело. То есть проигрывать неприятно, конечно, но смотришь на портрет героя, который теперь с фингалом под глазом, но с всё той же ухмылкой и... Авторы уделили так много внимания деталям: анимации, окружения, геймплея. Весь уровень просто наводнен интерактивными предметами и мини-сценками. Есть даже троллинг механики headshot - здесь противник гарантированно погибает от выстрела в корпус, а без головы продолжает бегать и стрелять. И такого там ещё много.
4) MADNESS Project Nexus. Лутер-шутер здорового человека с очень гибкими настройками графики. Никаких сундуков с кучей "разноцветного" оружия. Зато можно подобрать любое, выпавшее из рук поверженного противника. Вообще любое. А когда закончатся патроны - схватить меч, гвоздодёр или что там попадётся под руку и пойти отбирать ещё один огнестрел у парня вдалеке. Или просто бросить что-то его в сторону...
Кто придёт к нам с мечом (а также дробовиком, и чем-либо ещё), тот от этого и погибнет. Или от взрыва бочки. Да и просто кулаками - без шансов. Но противники обычно не выходят один на один - миссии состоят из множества небольших, вручную сделанных локаций с немалым количеством врагов. В конце каждой миссии - босс. Причём битва с ним тоже сопровождается постоянным добавлением рядовых - оружие надо откуда-то брать... Плюс есть элементы физики, отчего сражения выглядят эффектно. А ещё - гранаты и другие "расходники"...
В нашей команде два персонажа, одним из которых управляет ИИ, между которыми можно переключаться. Хотя обычно это не требуется. Можно задать напарнику точку, к которой он должен продвигаться, или цель для атаки. Да и местный ИИ довольно хорош, в том числе у противников - парень с автоматом не побежит в ближний бой, а будет ждать, прицелившись. Или попытается зайти за спину, если ваш персонаж скрылся за укрытием. А ребята с оружием ближнего боя будут стараться окружить, сбить с ног или оглушить вашего персонажа. И некоторые не забудут подобрать оружие получше. Шкалы HP как таковой нет, но есть что-то вроде "сознания" - при получении большого количества ударов подряд картинка будет меняться, пока персонаж не упадёт. Но если делать передышки, бегая по карте и прячась за укрытиями (уровни трёхмерные), можно не потерять ни одной аптечки, которые здесь позволяют прийти в сознание (когда они кончаются, поднять может только напарник).
5) REPLIKATOR. Быстрый шутер в духе Nuclear Throne, но на совершенно другом уровне глубины механик и качества графики. Можно выбрать одного из четырёх персонажей с иммунитетом к разным видам урона и бонусом к получению определённого типа боеприпасов, которых, логично, четыре: пули, дробь, энергия и гранаты. Соответственно, есть четыре типа оружия с такими характеристиками как УРОН, СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ, ДАЛЬНОБОЙНОСТЬ, РАСХОД, ТОЧНОСТЬ, которые служат для балансировки множества его видов. Также есть большое количество имплантов, которые добавляют пассивные способности. Но можно нести с собой лишь ограниченное их количество.
Высокий темп игры связан как с небольшой прочностью большинства обычных противников, так и с необходимостью покинуть уровень-станцию до начала репликации - появления новых и новых врагов при завершении отсчёта таймера. Правда, перед этим нужно найти терминал и ключ от него, но на это времени всегда хватает с избытком. Но это если не открывать жёлтых дверей (для чего нужно находить/покупать карты доступа) и не искать секретные комнаты. Можно часто использовать рывок и нет перезарядки оружия, а его замена практически мгновенная. Хотя уровни-станции и генерируются процедурно, отдельные комнаты спроектированы вручную. Есть ящики, которые служат укрытием, а ещё источником боеприпасов и аптечек. Можно найти терминалы, в которых можно купить 3 HP или полный боезапас для выбранного оружия. Слот-машина. И разных видов бочки и летающие мины, взрывы которых крайне эффективны для уничтожения противников.
Анимация и саундтрек вполне удачные, провисаний темпа игры практически нет: большая часть наград подбирается автоматически, в любое найденное место и обратно можно попасть с помощью переносных телепортов. Баланс сражений и исследования подобран хорошо, а вариативность локаций, встречающихся имплантов и оружия делает каждое прохождение особенным. Любую станцию можно пройти на одном из двух уровней сложности, и через каждые две станции - комната для битвы с боссом.
6) Wildcat Gun Machine. Стильная графика, вручную нарисованные уровни, никакой зависимости от рандома. Прокачка устроена так: можно купить стартовое оружие получше, улучшить скорость бега, эффективность рывка и ускорить его перезарядку. Ещё можно добавить призрачных котиков. Каждый котик добавляет возможность вернуться ко входу в комнату, в которой игрок потерпел поражение. Всё начнётся сначала, но хотя бы будет известно, что где лежит и где появятся враги. Есть рывок, но он так медленно перезаряжается, что лучше оставлять его до совсем безвыходных ситуаций. Использование суперзаряда временно увеличивает наносимый урон и даёт неуязвимость.
Сражения очень долгие, если не понимать, что это игра про разумность каждого выстрела. Игрок вынужден не спешить, потому как иначе потеряет и здоровье, и время, и редко встречающиеся патроны. Лучше подойти поближе к большому противнику и выстрелить в упор, чем тратить 2-3 заряда дробовика. Или приманить к бочкам, взрыв которых гарантированно его уничтожит. Это достаточно медитативный, на самом деле, процесс. Даже в битве с боссом. И это очень необычно для жанра. Фоновая музыка и эффекты соответствующие. Хотя дизайн противников жутковатый.
Уровень отдалённо напоминает метроидванию - есть основной путь, у которого есть ответвления ведущие к ключам, открывающим двери для открытия ворот главного босса "подземелья" + есть второстепенные пути с бронёй или аптечками в конце. Анимация простовата, но стилистика выдержана. В некоторых коридорах между комнатами встречаются небоевые испытания и скелеты, с которых можно подобрать кости для прокачки.
7) Metal Mind. Игра про маленького робота, который смог... Или нет, зависит от удачности сборки и навыков игрока. Основа геймплея - сборка своего робота из трёх частей: движитель, энергетическое ядро, тело, и двух видов оружия, между которыми можно переключаться в бою. Ограничений на количество заменяемых частей, которые можно нести с собой, нет, но установить их можно только в специальном месте. Телепорт между комнатами есть.
Ключевая особенность игры - разнообразие сборок. Все части отличаются не только характеристиками, но и способностями, что сильно влияет на геймплей. А с учётом того, что и врагов есть много видов, уникальность прохождений выше некуда. Но это порой становится проблемой - влияние случайности слишком велико, хотя и компенсируется немного наличием магазина, кучей выпадающих сундуков при зачистке комнаты и возможностью покупки различных улучшений в отдельном меню.
При достаточно простой пиксельной графике анимации вообще выше всяких похвал. Для облегчения дальнейших прохождений можно открывать чертежи новых частей и улучшений между забегами. Главное преимущество проекта - возможность прохождения как угодно: не нравятся динамичные шутеры - берёшь миноукладчик и тело для ближнего боя - игра не старается всегда оставаться шутером с видом сверху. И даже в рамках механик шутера можно изменить игровой процесс на удобный каждому игроку лично.
8) Franz Fury. Аркадный симулятор раллийного гонщика... после "конца света"... с кучей оружия на автомобиле. Всё это под отличный саундтрек в стиле метал. С эстетикой "Mad Max". Правда нужно что-то добавлять? Ещё можно кастомизировать машину, выбирая не только раскраску, но и оружие, и запчасти, подходящие под конкретную миссию, потому что миссии разнообразны и типов врагов достаточно много.
Геймплей строится вокруг уничтожения определённых целей и, это важно, движения за границу локации. Победа на последних HP здесь - это гарантированное поражение. Хотя на локациях есть "аптечки", действовать не думая, - значит, проиграть. Во-первых, оружие автоматически наводится на врагов в радиусе поражения, но есть разные его типы, а с собой можно взять два и "подкатывать" нужным бортом к соответствующим врагам. Где-то высокий разброс, где-то малый урон и высокая дальность и т.д. Плюс есть ещё специальное вооружение, которое заряжается при поражении противников. Новые виды оружия и детали открываются при достижении уровней "уважения", которые зависят от количества побеждённых врагов, собранных ящиков и... Да, такой вид гринда.
Кроме этого есть возможность дрифта и кратковременного замедления времени. И местная "закись азота", куда же без неё. NFS с огнестрелом и видом сверху. При этом сражения происходят в каньонах со сложной геометрией и врезаться в стену довольно просто, после чего враги могут забросать гранатами или заблокировать возможность уехать задним ходом, что лишит возможности отстреливаться: оружие расположено на капоте. Так что нужно ездить аккуратно. А когда противник - тоже за рулём вооружённой машины, начинается настоящий "танец смерти".
P.S. Хотя названия игр пронумерованы, это не значит, что какие-то из них лучше или хуже. Каждая из представленных демо-версии практически не содержит багов, вполне играбельна, если и требует корректировок геймплея, то минимальных, хотя там реализованы достаточно оригинальные идеи. То есть здесь прекрасно всё. Окно релизов полных версий - ближайшие два года. Если не доверяете моему мнению, скачайте и попробуйте сами, вы наверняка не будете разочарованы.
Какая-то хуйня из-под коня. Если хотите реальный топ даун экспириенс, то можете доесть Neon Chrome, Judge, Streets of Rogue или вот Intravenous, которая совсем недавно вышла
Synthetik же
Хуйня какаято из подконя. Если хотите реальный НОВЫЙ топ даун экспириенс поиграйте в Ape Out.
JYDGE - уже давно (очень недооценённая игра). Intravenous где-то в очереди. Остальные две вообще не моё. Плюс демоверсии в статье действительно отличные, если в полных версиях качество не сильно снизится, нас в ближайшие годы ждёт настоящий ренессанс жанра.
Спасибо! IRA и Wildcat заинтересовали
Рад помочь. Постараюсь сделать подобный материал ещё и по играм жанра run'n'gun и скролл-шутерам.
А есть чё, с большим уклоном в тактику.