Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Почему игра Американа МакГи всё ещё актуальна.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Американ МакГи — предсказатель похлеще Хидэо Кодзимы. Если хитрый азиат предугадал лишь конфронтацию с COVID-19 и вообразил её далеко идущие последствия, то тип со странным именем пошёл дальше. Ещё в 2006-ом году он выпустил ужасную на вид, но дико весёлую внутри Bad Day L.A., и напихал в неё все возможные вариации «страшных апокалиптических катаклизмов».

И вот более-менее оправившись от супер вируса (или нет?), мы шагнули на новый этап развития человечества — с беспорядками, мародёрством, деятельностью ИГИЛ, Black Lives Matter и попытками Трампа запретить Tik-Tok.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

В деталях МакГи, конечно, ошибся, но общую картину предрёк неплохо. В Bad Day L.A. на Америку одновременно нападают террористы, супер вирус, зомби, суперзлодеи, огромный человек в костюме бургера, целая россыпь природных катаклизмов и самый главный враг человечества – его же собственная тупость. Расхлебывать это всё предстоит обычному американскому бомжу, который мирно присел по нужде прямо на проезжей части. В плане заигрываний с тупостью, Bad Day L.A. — чуть ли не идеальный видеоигровой эквивалент фильма Майка Джаджа «Идиократия».

В своё время Bad Day L.A. приняли не слишком тепло. Средний балл в прессе застыл где-то в районе 6 баллов из 10, а профильный британский журнал EDGE поставил игре 4 из 10. И вроде понятно за что. Игра выглядит неопрятно даже по меркам 2006-го года, а морально устаревшую картинку не спасла даже умелая стилизация.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Но главная проблема Bad Day L.A. была в том, что она кондовая и неопрятная ещё и геймплейно. В неё не очень приятно играть, особенно в 2021-ом году, когда даже низкобюджетные инди-проекты стараются быть максимально аккуратными и дружелюбными к игроку. Bad Day L.A. же, как и её бездомный главный герой, показывает средний палец игроку и говорит, что самое сильное сверхоружие в игре — это щипчики для ногтей. Просто потому что это очень смешно, особенно в контексте современной культуры!

По сути своей Bad Day L.A. – нехитрый аркадный экшен от третьего лица с элементами платформинга. После успеха American MacGee`s Alice автор не на шутку «зазвездился» и во время создания Bad Day L.A. ни в чём себе не отказывал. Юмора здесь в десятки раз больше, чем в, например, Conker: Bad Fur Day, однако его качество в целом — гораздо ниже. Огромный бутерброд, мексиканец с бензопилой, мародёрствующие граждане и отсылки к South Park с его «Kick the Baby» — вещи хорошие, но недостаточно. Местная клоунада остаётся сортирной и дурной до самого финала. В целом, это даже хорошо.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Именно в этом и заключена суперсила Bad Day L.A. Когда другие игры пытаются придумать шутки получше, отсылки потоньше и темы посложней, Bad Day L.A. орудует чуть ли не мясницким ножом и даёт игрокам самые примитивные из возможных гэгов (вроде мексиканца, которого герой ласково зовет Дон Идиото, ребёнка-зомби, которого постоянно тошнит). В программе: расистские хаханьки, старое доброе насилие без причины и очень много слов на букву «F». Если вы думаете (или думали в 2006-ом), что всё это уж очень похоже на Postal, то вы правы. У произведений МакГи и Винса Дези общего намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Видно, что МакГи пытался заигрывать с «жирной» социальной сатирой, которой славятся сюжеты Дэна Хаузера и игры Rockstar в целом (привет, Брюси). Только вот не особо получилось. Дэн Хаузер сам тонко не работает и всегда всё говорит максимально в лоб, но МакГи в Bad Day L.A. показал, что может работать ещё топорнее. Там, где Хаузер пытался спрятать что-то в диалоге или на радио (увеличьте грудь, пока это не сделал кто-то другой!), МакГи просто делает бегающих туда-сюда толстых людей (вредный фастфуд!) и белок, раздающих подсказки игроку (скучные туториалы!).

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Возможно, такова была оригинальная задумка – создать самый нелепый и самый глупый игровой эквивалент фильма-катастрофы, сценарий которого будто был написан под темнокожего Лэсли Нильсена из параллельной вселенной (где шутки испортились ещё сильнее). И если так, то у геймдизайнера всё получилось. По крайней мере, в плане стилистики, сценария и, собственно, сатиры.

Кстати о сатире. Она тут довольно едкая, просто завёрнута в оболочку сального анекдота. Даже несмотря на то, что игра вышла 15 лет назад, кажется, что вещи, которые она высмеивала, не просто остались с нами, а стали ещё крупнее и значимее. Посмотрите сами: массовые беспорядки, катастрофы и катаклизмы, опасный вирус, террористические атаки, народные волнения, надоедливая борьба с неполиткорректностью и прочее.

Конечно же, до уровня какого-нибудь «Чёрного зеркала» игре далеко (у Брукера всё «слишком тонко»), но Bad Day L.A. это и не нужно. Она делает всё по-своему. На экране происходят, в целом, очень страшные вещи, которые геймдизайнер подаёт в формате шапито. И вещи эти слишком уж сильно напоминают текущую обстановку в мире. За 2020-й год с нами случилось почти всё, над чем МакГи смеялся в 2006-ом.

Абсурдную сатиру геймдизайнер развивает и в геймплее. Bad Day L.A. похожа на Crazy Taxi, только без автомобиля и переложенная на рельсы кривоватого экшена с огнестрельным оружием. Вы вместе с героем мечетесь туда-сюда, будто маленькая юркая рыбка, отбиваетесь от террористов, помогаете очень глупым и суетящимся жителям, попавшим в беду (например, застрявшим в заборах) и много прыгаете.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

И вот тут на помощь скучающему игроку приходит ироничная механика «социального взаимодействия». Чуткое общество пристально следит за вашими действиями, даже несмотря на то, что вокруг творится полнейшая чертовщина. Стоит вам убить кого-то из мирных жителей или, не дай бог, невзначай подъехавшего прямо под пули инвалида – пиши пропало.

Мирные жители вмиг станут озлобленной толпой, начнут бросаться в героя всем, что есть под рукой, и скопом бегать за ним, будто воспроизводя сцены из фильмов Гайдая.

Гнев толпы можно легко сменить на милость, просто сделав пару общественно полезных дел – потушить горящего человека (огнетушителем), вылечить зомби (тоже огнетушителем!) или вырезать очередную партию террористов. Как только ваш социальный счётчик выровняется, разъярённая толпа разбежится кто куда, чтобы снова изображать панику. Интересно как бы игру на Западе приняли сейчас, особенно после BLM и повсеместной корректирующей расовой дискриминации?

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Кстати, о ценности людей. «Облегчат» жизнь герою напарники. Они бессмертные и хорошо отвлекают на себя врагов (все знают, что друзья нужны как раз для таких ситуаций).

Помимо этого разнообразить общую монотонность игрового процесса призваны скриптовые покатушки с турелями. В такие моменты Bad Day L.A. немного преображается: всё мельтешит, взрывается и сверкает: люди бегают, машины переворачиваются. Тонна рисованных спецэффектов и пиротехники — прилагается. В этих эпизодах игра всё ещё остаётся придурковатой и кривой, но становится чуть живее.

За визуальную часть отвечали талантливые иллюстраторы Kozyndan — творческий дуэт, состоящий из мужа и жены, работавших с Converse, Nike и Weezer. Козуи и Дэн Китченсы придумали фактурные дизайны персонажей, отрисовали шрифты, иконки, вывески — и сделали классную обложку для бокс-арта. Жаль только, что большая часть этой красоты потерялась при переходе в 3D. Да, авторская рука всё ещё видна, но в грубом, покорёженном виде.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

При этом не стоит думать, что Bad Day L.A. — анахронизм, особенно в 2021-ом году, потому что она уже была анахронизмом в 2006-ом. Апокалиптический опус МакГи — скверный, неказистый, но и одновременно смешной (даже злой), даже не смотря на то, что все шутки в нём скверные. Слово «bad» в названии уже намекает на состояние продукта, и МакГи ничуть не кривит душой, давая игрокам ровно то, что нарисовано на обложке.

В этом и заключается главное достоинство игры — она честная и, не смотря на качество юмора, — дико весёлая. В Bad Day L.A. всё складывается в цельную картинку и, в большинстве случаев, приносит радость. Особенно в контексте современности с её новостной паранойей.

Bad Day L.A. похожа на пошлый, глуповатый анекдот с социально-политическим подтекстом, который каким-то невероятным образом всё равно смешит слушателя. И тут непонятно — то ли дело в харизме рассказчика, то ли в самой истории этого самого анекдота, то ли в злободневности. Может быть, это совокупность обстоятельств.

Сейчас играю: Bad Day L.A. как сатира на текущую обстановку в мире

Просто запустите игру. Проникнитесь абсурдом. Посмотрите, как толпа входит в режим «apeshit» (спасибо The Carters, что спели про это), как суетятся террористы, как «люди среднего класса» из-за малейшего промаха несутся линчевать темнокожего героя. И насладитесь грубоватым, но обаятельным визуальным стилем.

Если немножко потерпеть, погрузиться в игру и принять её недостатки, то можно почувствовать, что в Bad Day L.A. больше от серии No More Heroes с её троллингом по поводу и без, чем от Postal. И это будет отличная мысль, которая может удержать вас в этом цирке до титров.

Спойлер: в конце вояке-напарнику пришьют руку обратно, а ребенка-зомби излечат от непрекращающейся рвоты. Плохой день закончится и всё будет хорошо! Прямо как в жизни!

119119
55 комментариев

Обожаю эту игру, проходил в свое время 2 раза.

28
Ответить

Как и у всех подобных "пародийных" проектов, в этой игре одна шутка приходится на час контуженного геймплея. Уже в год релиза в неё невыносимо было играть.  А чтобы выдержать это сейчас, надо быть настоящим героем.

22
Ответить

спасибо за медаль, забираю

3
Ответить

Жаль игру вроде нигде нельзя купить( знаю, что игра считается калом, но мне так нравилось)

4
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Где то на антресолях лежит диск от Акеллы 😅

3
Ответить

Много воды и мало конкретики

8
Ответить